Международная миграция капитала 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение. 3 Глава 1. Теоретический аспект международной миграции капитала. 4 1.1. Понятие и сущность инвестиций. 4 1.2. Основные формы инвестирования. 4Содержание
[1]
Наиболее популярное определение следующее: инвестиция — это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную — превышающую уровень инфляцию-величину дохода.
Свободные денежные средства согласно приведенному определению не являются инвестициями, так как их ценность утрачивается в связи с инфляцией, они не могут обеспечить никакого дохода.
Следует сделать две оговорки. Некоторая ограниченная сумма денежных средств присутствует в активах любого предприятия, предпринимателя, частного лица, она необходима для обеспечения их успешной деятельности. Поэтому во многих случаях инвестиции частично осуществляются непосредственно в форме превращения в актив некоторой суммы денежных средств — деньги выступают как наиболее ликвидная форма активов.
1.2. Основные формы инвестирования
Существуют весьма разнообразные формы помещения капитала: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; в акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.
Финансовые инструменты — инструменты, средства вложения денег, представляющие собой чьи-либо долговые обязательства или обеспечивающие право участия в предприятии в качестве собственника, право покупки или продажи доли в предприятии.
Имущественные вложения — вложения в реальные активы предприятия (земля, постройки и все, что принято называть недвижимым имуществом) или личное реальное имущество (золото, антиквариат, произведения искусства, другие коллекционные предметы).
Прямая инвестиция — вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей;
Косвенная инвестиция - вложение средств в портфель, иначе говоря, в набор ценных бумаг либо имущественных ценностей.
Взаимные и паевые инвестиционные фонды — организации — держатели диверсифицированных наборов ценных бумаг.
Долговые ценные бумаги — средства, вложенные в обмен на получение дохода в форме процента, и обязательство возврата суммы долга в установленный срок. Когда инвестор покупает долговой финансовый инструмент, например облигацию, он фактически кредитует того, кто выпустил эту облигацию в обращение, кто берет обязательство платить установленные проценты в течение оговоренного времени, по истечении которого обязуется возвратить первоначальную сумму займа.
Участие в капитале, долевое вложение — доля владельца в капитале определенного предприятия или имуществе, не связанная с временными ограничениями. Долевое вложение возможно в форме владения ценной бумагой или в форме титула собственности на определенное имущество. Обычно инвестор приобретает право участия в капитале предприятия, покупая ценные бумаги, известные под общим названием «акции».
Высокорискованные и малорискованные инвестиции. Под риском понимается возможность того, что абсолютная либо относительная величина дохода на инвестицию окажется меньше ожидаемой, т. е. возможность получения нежелательного результата.
Инвестиции с низким риском считаются безопасным средством получения определенного дохода; инвестиции с высоким риском, напротив, считаются спекулятивными. Под инвестированием понимается процесс покупки ценных бумаг и других активов, о которых можно с уверенностью сказать, что их стоимость останется стабильной и на них можно будет получить предсказуемый доход. Спекуляция состоит в осуществлении операций с такими же активами, но в ситуациях, когда их будущая стоимость и уровень ожидаемого дохода весьма неочевидны. Но обычно оба этих подхода называют инвестированием.
Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Срок краткосрочных инвестиций обычно истекает в течение года; долгосрочные инвестиции рассчитаны на срок больше года или вообще не ограничены каким-либо сроком. [2,3]
В настоящее время нет однозначного толкования («инвестиции»), следовательно, применения единых терминов понятийного аппарата, что затрудняет решение как научных, так и практических задач, связанных с принятием управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов. Большинство авторов характеризуют инвестиции как средства, направляемые на увеличение основных средств и (или) оборотного капитала с целью получения прибыли. Существенный недостаток подобных определений заключается в том, что допускается неоднозначность в части объекта вложений.
Таким образом, под инвестициями можно понимать средства предназначенные как дли закупки сырья так и для закупки новой линии производства, что, очевидно, носит принципиально отличный характер поставленных целей и достигаемых результатов вложения средств.
Инвестиции, осуществляемые Российской Федерацией, носят упорядоченный характер и, как правило, реализуются по методологии инвестиционных проектов. В соответствии с законодательством инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).[2]
Глава 2. Российские инвестиции за границей
2.1. Особенности инвестиционных проектов с участием Российской Федерации
Российская Федерация обладает рядом отличительных особенностей, по сравнению с другими участниками инвестиционного процесса. В связи с этим, возникают проблемы с отнесением того или иного процесса, к какой-то определенной классификации. Особенностями Российской Федерации как участника инвестиционного проекта, являются:
1. Российская Федерация имеет преимущественно социально ориентированные цели;
2. отсутствует единый критерий оптимальности достижения социально ориентированных целей;
3. Российская Федерация непосредственно не участвует в реализации инвестиционных проектов, а только совершает необходимые действия (дает в установленном порядке согласие) по передаче части прав на имущество, вовлекаемое в инвестиционный проект.
Так же в Российской Федерации существенно отличается правовой статус имущества, вовлекаемого в инвестиционный проект:
1. в отношении отдельных видов имущества законодательством наложены ограничения на возможность их участия в гражданском обороте, в связи с чем, в процессе вовлечения имущества в хозяйственный оборот может быть отчуждена только часть прав (например, пользования данным имуществом);
2. в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части его физических характеристик;
3. в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части использования данного имущества.
Еще одной значимой особенностью, являются особенности правоотношений Российской Федерации и других участников в рамках совместно реализуемых инвестиционных проектов:
1. как правило, устанавливается требование о том, что в случае нарушения инвестором установленных условий, например в части увеличения площадей возводимого объекта, стоимость дополнительных площадей в возведенном объекте частично перераспределяется в пользу Российской Федерации;
2. на инвестора, как правило, возлагаются обязательства по строительству (реконструкции) объектов административного, жилого, социального или общественного назначения; объектов инфраструктуры, передаваемых (находящихся) в собственность Российской Федерации;
3. в ряде случаев требуется принятие управленческих решений для реализации сложных инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо решать задачи по продаже части приватизируемого федерального имущества и передаче в аренду оставшейся части не подлежащего приватизации имущества комплексов. [18,23]
Вместе с тем, в настоящее время нет четкого разграничения критериев эффективности для различных типов инвестиционных проектов, и поэтому на практике происходит их смешение и подмена понятий. Все инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные и социальные (строительство новых учебных корпусов учебных заведений, строительство сооружений морских портов и аэропортов, в рамках государственно-частного партнерства и д.р.), оцениваются исключительно с позиций экономической эффективности. При этом, не учитывается, что главными целями подобных проектов для Российской Федерации является не экономические (не извлечение доходов).
Таким образом, требуется дальнейшая серьезная доработка: от постановки задачи до применения методов и моделей оценки инвестиционных проектов, в том числе с учетом особенностей, указанных в приведенной выше классификации.
2.2. Анализ структуры российских инвестиций за границу
В 2007 г. российские компании инвестировали за рубеж $74,63 млрд., что на 43,6% больше, чем в 2006 г. . Общий объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил $32,1 млрд. [8,27]
Наиболее крупные операции, повлиявшие на рост прямых иностранных инвестиций отечественных компаний, были сделка по выкупу «Газпромом» у иностранных инвесторов контрольного пакета компании Sakhalin Energy - оператора проекта «Сахалин-2» за $7,45 млрд., покупка «Норникелем» канадской компании LionOre Mining Int. за $6,4 млрд., сделка «Евраз Групп» , по приобретению американской Oregon Steel за $2,3 млрд. и шести предприятии украинской ФПГ «Приват» за $4 млрд. . Объединение активов «Русала», «Суала» и «Glencore» оценивается в $10,6 млрд. (сделка завершена в 2007 г.). [4]
Негативным стал факт, что зарубежная экспансия российских компаний в большинстве случаев финансировалась иностранными кредиторами, а также то, что сохраняются серьезные барьеры для инвестиций из развивающихся стран в развитые. Все наши попытки вложить за рубеж сталкиваются с тем, что создаются специальные барьеры[3] . Так в 2006 г. российским компаниям не удалось купить зарубежных активов на сумму свыше $50 млрд.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009г. составил 65,6 млрд. долларов США. В январе-сентябре 2009г. из России за рубеж направлено 70,0 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. [8,27]
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд. долларов США, или на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. ([4] .
В то же время закон минимизирует риски и инвестора. Так, если объект покупки не подпадает ни под одно из ограничений, отказать претенденту будет нельзя.
Глава 4. Проблемы иностранных инвестиций в России
4.1. Проблемы привлечения инвестиций в Россию и пути их решения
Азы составляющей инвестиционной привлекательности недвусмысленно говорят о том, что капитал устремляется именно туда, где существует рынок дешевой, но квалифицированной рабочей силы, где есть собственные, относительно дешевые ресурсы, где достаточно низкие природоохранные нормативы, т.е. все то, что может дать более высокую норму прибыли. Поэтому именно на долю налоговых органов выпадает задача по приданию процессу его первоначального статуса, значения и призвания. И здесь особое значение должно придаваться такому новому инструменту экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция, призванная осуществлять контроль в первую очередь за движением финансовых активов наиболее крупных налогоплательщиков — юридических лиц.
Почему же все-таки у России при наличии громадных внутренних ресурсов закономерно существует потребность в иностранных инвестициях? Да, прежде всего, потому, что значительная часть ресурсов, аккумулированных в регионах, как самими региональными банками, так и филиалами столичных банков, действующих на их территории, перераспределяется в центр, чтобы быть размещенной в доходные и высоколиквидные активы. Перераспределение средств осуществляется по двум каналам: через их перевод филиалами московских банков в их головные конторы и через перевод из головных контор крупных региональных банков в их московские филиалы.
Таким образом, российская банковская система также является отражением сложившейся ситуации, когда в условиях нехватки инвестиционных ресурсов происходит отток значительного капитала из регионов — в центр или за рубеж. Причем, как правило, чем больше регион нуждается в ресурсах для структурной перестройки хозяйства, тем большим является отрицательное сальдо расчетов, по корреспондентским счетам, действующих на его территории банковских учреждений, т.е. тем больше ресурсов из этого региона уходят в центр.
Есть и еще одна проблема. Одним из краеугольных камней экономической теории является положение о том, что иностранные инвестиции работают как минимум в три раза эффективнее отечественных. Считается, их приход всегда связан с инновациями, ноу-хау, последними достижениями науки и техники. Но на самом деле так происходит не всегда.
Достойной альтернативой иностранным инвестициям могли бы стать средства Стабилизационного фонда РФ. Ведь, по определению, привлекательность собственного капитала тем и отличается от заемного, что обходится значительно дешевле. По крайней мере, за минусом процентов по кредиту. То есть, данные средства, можно было бы частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению с фиксированной процентной ставкой (речь может идти о суммах порядка 10% объемов Стабилизационного фонда РФ). Это позволит значительно большему количеству граждан принять участие в ипотечных программах, а также решить проблему «длинных» денег, которых практически нет в банковской системе. Кроме того, это будет хорошим сигналом обществу, что власти реально повернулись лицом к своим гражданам.
При этом реальной опасности в подстегивании инфляции не существует, поскольку параллельно граждане будут вкладывать собственные средства на цели приобретения и строительства жилья.
Кроме того, реальной опасности в уменьшении объема Стабилизационного фонда РФ также не существует, поскольку возвратность средств обеспечена самым надежным активом — залогом жилой недвижимости.
Параллельно возникнет дополнительный поток налоговых поступлений в бюджеты от увеличения объемов жилищного строительства и ипотечного кредитования, который с лихвой должен компенсировать потери, связанные с низкой процентной ставкой. [21]
При определении параметров государственной стратегии в использовании иностранных инвестиций в первую очередь необходимо обозначить те принципы, которые учитывали бы большинство реалий, составляющих экономического развития современной России:
1) отнесение эффективности инвестиции к числу важнейших параметров привлечения иностранного капитала в российскую экономику: создание селективной системы его привлечения и использования, обеспечивающей реальный приоритет эффективности над объемами и другими «привлекательными» факторами иностранных ресурсов;
2) выбор в качестве первоочередной стратегической цели реализации комплекса мер, направленных на перелом ситуации, воспроизводящей низкую конкурентоспособность и сырьевую ориентацию экономики с выходом на новую международную специализацию, которая отвечала бы национальным интересам России;
Кроме того, следует:
1. Развивать и совершенствовать такой новый инструмент экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция.
2. Создать систему дополнительных стимулов для работы фондов регионального и муниципального развития. Их деятельность должна быть направлена на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, что весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата.
3. Учредить федеральные и региональные комиссии по работе с иностранными инвестициями, которые грамотно, а главное, непредвзято смогли бы давать экспертные решения.
5. Средства Стабилизационного фонда РФ необходимо использовать во внутреннем инвестиционном процессе в большей степени, чем сегодня. Их можно частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению.
Реализация на практике данных составляющих, представляется, может помочь привести систему иностранного инвестирования в Российской Федерации в новую, более качественную, позицию. [21,23]
4.2. Проблемы привлечения инвестиций в регионы России и пути их решения
Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности региона будет способствовать: доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном и региональном законодательствах; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности. Развитие транспортной, логистической, инженерной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры, а также сервисных услуг, безусловно, следует отнести к важным условиям привлечения иностранных инвесторов в регионы. [18,22]
Для увеличения притока иностранного капитала на территорию регионов необходима четкая региональная инвестиционная политика, направленная на развитие организационно-экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала.
Опыт ряда регионов показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики, имеющихся именно в данном субъекте, если там создается благоприятная деловая среда.
В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям, следует предоставить большую автономию, в частности, в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования. [18,20,24]
Заключение
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
В конце 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огромную величину - несколько десятков трлн. долларов. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?
Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе распродажи России международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.
Проведенный количественный анализ поступления иностранных инвестиций в российскую экономику в рассматриваемый период свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности экономики России как объекта для привлечения иностранных инвестиций существенно выше задействованных в настоящее время.
Список использованной литературы
1. Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г
2. Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 241 с.
3. Суэтин, А.А. Мировая экономика. Международные отношения. Глобалистика / А.А. Суэтин. – М.: КНОРУС, 2008 – 320 с.
4. Бородин,Е Инвестиционный бум в России // Общество и экономика. - 2008. - №6. – с. 102-109.
5. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 3. – с. 6-7.
6. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 7. – с. 6-7.
7. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - №10. – с. 7-8.
8. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 3. – с. 6-7.
9. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 6. – с. 6.
10. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - №10. – с. 6-7.
11. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 2. – с. 6.
12. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 3. – с. 6-7.
13. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 7-8.
14. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 6-7.
15. Иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. – 2009. - №2. – с. 30-31.
16. Источники инвестиций в Российскую экономику // Инвестиции в России. – 2009. - №3. – с. 3-10.
17. Козин, П.П. Инвестиции и предпринимательство // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2. – с. 54-60.
18. Круглов, В.Н. Иностранные инвестиции: проблемы и решения // Финансы и кредит. – 2008. - № 23. – с. 52-56.
19. Оценка инвестиционных характеристик региона // Инвестиции в России. – 2007. - №8. – с. 31-36.
20. Оценка эффективности использования регионального конкурентного преимущества // Инвестиции в России. – 2008. - №5. – с. 3-13.
21. Региональные аспекты инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2007. - №8. – с. 322-325.
22. Совершенствование качества отбора инвестиционных проектов для региональных программ развития // Экономические науки. – 2007. - №5. – с. 258-262.
23. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист. – 2009. - №1. – с. 42-56.
24. Хаджапова, Л.М., Лубсанова, Н.Б. Иностранные инвестиции в экономику региона// ЭКО. – 2008. - № 9. – с. 113-120.
25. Илюхина, Е. Иностранные инвестиции.
http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_978.ht
26. Сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/search/
27. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_37N/_th/J_0_CH/
Приложение
Таблица 1 – Объем инвестиций России в Экономику стран СНГ
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|||||
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
|
Всего инвестиций |
130981 |
100 |
620522 |
100 |
2696763 |
100 |
10258139 |
100 |
в том числе в страны: |
||||||||
Азербайджан |
26 |
0,0 |
6734 |
1,1 |
8994 |
0,3 |
20034 |
0,2 |
Армения |
5 |
0,0 |
138185 |
22,3 |
3907 |
0,1 |
444676 |
4,3 |
Беларусь |
77238 |
59,0 |
102438 |
16,5 |
1314092 |
48,7 |
5945951 |
58,0 |
Грузия |
133 |
0,1 |
60 |
0,0 |
433 |
0,0 |
3924 |
0,0 |
Казахстан |
3453 |
2,6 |
204314 |
32,9 |
445068 |
16,5 |
762159 |
7,4 |
Киргизия |
7 |
0,0 |
1247 |
0,2 |
207718 |
7,7 |
386029 |
3,8 |
Республика Молдова |
31224 |
23,8 |
4904 |
0,8 |
4248 |
0,2 |
22377 |
0,2 |
Таджикистан |
- |
- |
496 |
0,1 |
105683 |
3,9 |
171962 |
1,7 |
Туркмения |
2934 |
2,3 |
- |
- |
0,4 |
0,0 |
6357 |
0,1 |
Узбекистан |
929 |
0,7 |
6968 |
1,1 |
93040 |
3,6 |
96823 |
0,9 |
Украина |
15032 |
11,5 |
155176 |
25,0 |
513580 |
19,0 |
2397847 |
23,4 |
Таблица 2 – Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2009гг.: иностранные активы и обязательства на начало года (млн. долл. США)
01.01.01 |
01.01.02 |
01.01.03 |
01.01.04 |
01.01.05 |
01.01.06 |
01.01.07 |
01.01.08 |
01.01.09 |
|
Активы |
248 752 |
259 498 |
288 480 |
336 825 |
406 635 |
516 412 |
731 590 |
1 099 335 |
1 009 948 |
Прямые инвестиции за границу |
20 141 |
44 219 |
62 350 |
90 873 |
107 291 |
146 679 |
216 488 |
370 161 |
202 837 |
Участие в капитале и реинвестированные доходы |
18 470 |
42 167 |
58 358 |
86 532 |
100 402 |
139 046 |
213 549 |
355 745 |
186 669 |
Прочий капитал |
1 671 |
2 053 |
3 992 |
4 341 |
6 888 |
7 633 |
2 939 |
14 416 |
16 168 |
Портфельные инвестиции |
1 268 |
1 315 |
2 507 |
4 383 |
7 922 |
17 772 |
12 268 |
27 007 |
24 674 |
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов |
46 |
105 |
53 |
98 |
129 |
334 |
509 |
4 082 |
2 698 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
10 |
11 |
12 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банки |
15 |
1 |
5 |
24 |
33 |
272 |
271 |
2 053 |
1 512 |
Прочие секторы |
31 |
93 |
36 |
62 |
84 |
61 |
238 |
2 029 |
1 187 |
Паи инвестиционных фондов |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
24 |
Прочие секторы |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
24 |
Долговые ценные бумаги |
1 222 |
1 210 |
2 455 |
4 285 |
7 793 |
17 438 |
11 759 |
22 925 |
21 951 |
Долгосрочные |
907 |
966 |
2 227 |
4 024 |
7 056 |
16 000 |
10 421 |
21 344 |
19 617 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
0 |
791 |
2 330 |
3 923 |
10 223 |
2 992 |
7 114 |
586 |
Банки |
354 |
342 |
839 |
1 531 |
3 015 |
5 310 |
6 374 |
10 384 |
13 909 |
Прочие секторы |
553 |
624 |
597 |
163 |
117 |
467 |
1 054 |
3 846 |
5 122 |
Краткосрочные |
315 |
244 |
227 |
260 |
738 |
1 438 |
1 338 |
1 581 |
2 334 |
Банки |
315 |
244 |
210 |
251 |
665 |
1 382 |
1 000 |
417 |
353 |
Прочие секторы |
0 |
0 |
17 |
10 |
72 |
56 |
338 |
1 164 |
1 982 |
Финансовые производные |
… |
… |
… |
55 |
153 |
51 |
222 |
1 423 |
5 302 |
Банки |
… |
… |
… |
55 |
153 |
51 |
222 |
1 423 |
5 302 |
Прочие инвестиции |
199 371 |
177 342 |
175 830 |
164 576 |
166 728 |
169 670 |
198 880 |
221 981 |
350 055 |
Торговые кредиты и авансы |
11 711 |
7 165 |
5 435 |
8 338 |
8 930 |
16 363 |
14 839 |
11 682 |
18 426 |
Органы государственного управления |
4 454 |
4 039 |
1 777 |
1 746 |
1 720 |
1 626 |
1 636 |
1 573 |
1 552 |
Долгосрочные |
4 454 |
4 039 |
1 777 |
1 746 |
1 720 |
1 626 |
1 636 |
1 573 |
1 552 |
Прочие секторы |
7 257 |
3 126 |
3 659 |
6 591 |
7 210 |
14 737 |
13 203 |
10 109 |
16 875 |
Краткосрочные |
7 257 |
3 126 |
3 659 |
6 591 |
7 210 |
14 737 |
13 203 |
10 109 |
16 875 |
Ссуды и займы |
22 128 |
22 570 |
25 351 |
24 511 |
23 831 |
29 125 |
57 910 |
93 711 |
141 020 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
79 |
142 |
153 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Долгосрочные |
0 |
0 |
47 |
153 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочные |
0 |
79 |
94 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Органы государственного управления |
18 483 |
17 966 |
19 198 |
15 956 |
15 402 |
14 355 |
18 470 |
20 353 |
20 757 |
Долгосрочные |
18 483 |
17 966 |
19 198 |
15 956 |
15 402 |
14 355 |
18 470 |
20 353 |
20 757 |
Банки |
2 536 |
3 050 |
4 521 |
5 269 |
6 660 |
11 706 |
22 422 |
34 312 |
58 543 |
Долгосрочные |
1 314 |
1 577 |
1 803 |
2 339 |
1 587 |
4 399 |
8 120 |
16 598 |
24 987 |
Краткосрочные |
1 223 |
1 473 |
2 718 |
2 930 |
5 073 |
7 306 |
14 302 |
17 714 |
33 556 |
Прочие секторы |
1 110 |
1 476 |
1 491 |
3 134 |
1 769 |
3 064 |
17 018 |
39 045 |
61 719 |
Долгосрочные |
1 110 |
1 163 |
1 005 |
1 414 |
1 287 |
2 634 |
9 535 |
24 788 |
40 995 |
Краткосрочные |
0 |
312 |
486 |
1 720 |
482 |
430 |
7 483 |
14 258 |
20 724 |
Наличная иностранная валюта и депозиты |
62 393 |
63 931 |
65 009 |
59 182 |
61 002 |
66 274 |
70 218 |
67 190 |
135 173 |
Наличная иностранная валюта |
47 658 |
49 708 |
52 024 |
47 503 |
47 959 |
49 092 |
39 747 |
24 311 |
53 269 |
Банки |
635 |
924 |
1 189 |
1 898 |
2 013 |
2 406 |
3 037 |
2 896 |
7 445 |
Прочие секторы |
47 023 |
48 784 |
50 835 |
45 605 |
45 947 |
46 686 |
36 710 |
21 415 |
45 825 |
Долгосрочные депозиты |
388 |
358 |
400 |
226 |
727 |
890 |
3 311 |
8 402 |
10 407 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
22 |
2 |
123 |
63 |
50 |
50 |
40 |
30 |
30 |
Банки |
366 |
356 |
278 |
163 |
677 |
840 |
3 271 |
8 372 |
10 377 |
Текущие счета и краткосрочные депозиты |
14 348 |
13 865 |
12 585 |
11 453 |
12 316 |
16 292 |
27 160 |
34 477 |
71 497 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
1 346 |
1 538 |
1 207 |
832 |
701 |
435 |
313 |
35 |
88 |
Органы государственного управления |
413 |
164 |
120 |
95 |
42 |
474 |
487 |
513 |
560 |
Банки |
11 739 |
11 970 |
11 013 |
10 282 |
11 126 |
15 025 |
25 986 |
32 195 |
63 122 |
Прочие секторы |
850 |
193 |
244 |
244 |
447 |
358 |
375 |
1 734 |
7 726 |
Просроченная задолженность |
99 004 |
78 155 |
73 945 |
67 063 |
67 970 |
54 877 |
52 087 |
43 375 |
44 610 |
Органы государственного управления |
98 940 |
77 993 |
73 777 |
66 886 |
67 931 |
54 846 |
52 044 |
43 340 |
44 397 |
Банки |
64 |
163 |
167 |
177 |
39 |
32 |
43 |
36 |
213 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
3 584 |
3 948 |
4 168 |
3 916 |
3 526 |
1 633 |
1 559 |
1 828 |
1 811 |
Прочие активы |
551 |
1 572 |
1 923 |
1 567 |
1 468 |
1 398 |
2 267 |
4 195 |
9 014 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
68 |
58 |
47 |
47 |
41 |
45 |
46 |
46 |
46 |
Долгосрочные |
48 |
39 |
39 |
39 |
39 |
43 |
43 |
44 |
46 |
Краткосрочные |
20 |
19 |
8 |
9 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Органы государственного управления |
237 |
264 |
298 |
345 |
637 |
686 |
1 052 |
1 136 |
1 704 |
Долгосрочные |
235 |
251 |
283 |
329 |
586 |
590 |
820 |
893 |
1 545 |
Краткосрочные |
1 |
13 |
15 |
16 |
51 |
95 |
232 |
243 |
159 |
Банки |
246 |
484 |
628 |
1 172 |
789 |
661 |
1 155 |
2 221 |
3 636 |
Долгосрочные |
15 |
10 |
9 |
14 |
76 |
28 |
107 |
392 |
1 343 |
Краткосрочные |
231 |
474 |
619 |
1 158 |
713 |
633 |
1 048 |
1 828 |
2 293 |
Прочие секторы |
0 |
767 |
949 |
2 |
1 |
7 |
15 |
792 |
3 628 |
Долгосрочные |
0 |
368 |
947 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочные |
0 |
398 |
2 |
2 |
1 |
7 |
15 |
792 |
3 628 |
Резервные активы |
27 972 |
36 622 |
47 793 |
76 938 |
124 541 |
182 240 |
303 732 |
478 762 |
427 080 |
Монетарное золото |
3 708 |
4 080 |
3 739 |
3 763 |
3 732 |
6 349 |
8 164 |
12 012 |
14 533 |
Специальные права заимствования (СДР) |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
6 |
7 |
1 |
1 |
Резервная позиция в МВФ |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
196 |
283 |
374 |
1 051 |
Прочие валютные активы |
24 263 |
32 538 |
44 051 |
73 172 |
120 805 |
175 690 |
295 277 |
466 376 |
411 494 |
Обязательства |
184 207 |
215 587 |
251 301 |
332 901 |
417 270 |
547 860 |
770 133 |
1 244 651 |
755 885 |
Прямые инвестиции в Россию |
32 204 |
52 919 |
70 884 |
96 729 |
122 295 |
180 228 |
265 873 |
491 232 |
213 734 |
Участие в капитале и реинвестированные доходы |
27 200 |
47 228 |
64 793 |
87 349 |
111 269 |
167 706 |
244 349 |
464 344 |
181 033 |
Прочий капитал |
5 004 |
5 690 |
6 091 |
9 380 |
11 026 |
12 522 |
21 524 |
26 888 |
32 701 |
Портфельные инвестиции |
32 132 |
52 317 |
66 911 |
93 358 |
130 822 |
166 340 |
265 800 |
363 018 |
111 425 |
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов |
11 109 |
27 353 |
35 762 |
57 982 |
89 178 |
118 072 |
207 133 |
302 131 |
81 340 |
Банки |
52 |
53 |
652 |
1 108 |
1 927 |
5 032 |
13 870 |
30 752 |
6 891 |
Прочие секторы |
11 057 |
27 300 |
35 110 |
56 874 |
87 251 |
113 040 |
193 263 |
271 379 |
74 449 |
Паи инвестиционных фондов |
… |
… |
… |
… |
40 |
224 |
747 |
1 732 |
1 112 |
Прочие секторы |
… |
… |
… |
… |
40 |
224 |
747 |
1 732 |
1 112 |
Долговые ценные бумаги |
21 023 |
24 964 |
31 149 |
35 376 |
41 605 |
48 043 |
57 919 |
59 155 |
28 973 |
Долгосрочные |
20 698 |
23 953 |
30 086 |
34 598 |
40 573 |
46 856 |
56 391 |
56 692 |
27 417 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
36 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Органы государственного управления |
19 617 |
22 601 |
27 759 |
30 131 |
33 877 |
33 644 |
32 575 |
28 635 |
16 157 |
Банки |
468 |
560 |
732 |
440 |
798 |
638 |
1 773 |
3 229 |
1 980 |
Прочие секторы |
577 |
793 |
1 595 |
4 027 |
5 898 |
12 574 |
22 043 |
24 827 |
9 280 |
Краткосрочные |
325 |
1 011 |
1 063 |
778 |
1 032 |
1 188 |
1 528 |
2 463 |
1 556 |
Органы государственного управления |
23 |
36 |
27 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банки |
302 |
975 |
1 036 |
778 |
1 032 |
1 188 |
1 528 |
2 463 |
1 556 |
Финансовые производные |
… |
… |
… |
31 |
189 |
52 |
178 |
875 |
10 396 |
Банки |
… |
… |
… |
31 |
189 |
52 |
178 |
875 |
10 396 |
Прочие инвестиции |
119 871 |
110 352 |
113 507 |
142 783 |
163 964 |
201 240 |
238 283 |
389 526 |
420 330 |
Ссуды и займы |
98 345 |
89 120 |
93 795 |
119 575 |
146 027 |
180 313 |
205 195 |
341 629 |
377 336 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
11 714 |
9 514 |
7 308 |
7 459 |
7 503 |
10 158 |
2 985 |
7 107 |
586 |
Долгосрочные – кредиты МВФ |
11 613 |
7 433 |
6 481 |
5 069 |
3 562 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочные |
102 |
2 080 |
826 |
2 390 |
3 941 |
10 158 |
2 985 |
7 107 |
586 |
Органы государственного управления |
67 075 |
59 237 |
55 042 |
57 365 |
59 127 |
35 590 |
14 258 |
11 579 |
10 217 |
Долгосрочные |
67 075 |
59 237 |
55 042 |
57 365 |
59 127 |
35 590 |
14 258 |
11 579 |
10 217 |
Банки |
2 561 |
2 924 |
5 256 |
12 946 |
19 810 |
34 511 |
67 757 |
113 236 |
124 654 |
Долгосрочные |
801 |
1 172 |
2 706 |
6 381 |
11 653 |
26 350 |
50 199 |
89 384 |
103 398 |
Краткосрочные |
1 761 |
1 752 |
2 550 |
6 566 |
8 157 |
8 161 |
17 558 |
23 853 |
21 256 |
Прочие секторы |
16 995 |
17 446 |
26 189 |
41 805 |
59 586 |
100 054 |
120 195 |
209 706 |
241 879 |
Долгосрочные |
15 160 |
15 218 |
23 691 |
37 319 |
53 313 |
94 511 |
109 756 |
168 934 |
219 493 |
Краткосрочные |
1 835 |
2 228 |
2 498 |
4 486 |
6 274 |
5 542 |
10 439 |
40 772 |
22 386 |
Наличная национальная валюта и депозиты |
6 083 |
7 471 |
7 993 |
11 801 |
10 700 |
13 262 |
28 760 |
42 591 |
35 665 |
Наличная национальная валюта |
162 |
198 |
199 |
316 |
499 |
572 |
919 |
1 863 |
2 718 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
162 |
198 |
199 |
316 |
499 |
572 |
919 |
1 863 |
2 718 |
Долгосрочные депозиты |
312 |
528 |
818 |
1 352 |
1 578 |
2 519 |
9 041 |
15 741 |
15 805 |
Банки |
312 |
528 |
818 |
1 352 |
1 578 |
2 519 |
9 041 |
15 741 |
15 805 |
Текущие счета и краткосрочные депозиты |
5 610 |
6 744 |
6 976 |
10 133 |
8 624 |
10 172 |
18 800 |
24 987 |
17 142 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
6 |
22 |
24 |
32 |
242 |
223 |
23 |
48 |
43 |
Органы государственного управления |
1 756 |
1 755 |
1 787 |
1 818 |
283 |
24 |
25 |
26 |
26 |
Банки |
3 848 |
4 967 |
5 165 |
8 283 |
8 098 |
9 924 |
18 752 |
24 913 |
17 073 |
Просроченная задолженность |
14 250 |
13 129 |
10 890 |
10 422 |
6 316 |
6 463 |
2 390 |
1 625 |
3 196 |
Органы государственного управления |
13 528 |
12 392 |
10 515 |
10 417 |
6 312 |
6 458 |
2 382 |
1 621 |
1 518 |
Банки |
723 |
736 |
375 |
5 |
4 |
5 |
7 |
4 |
2 |
Прочие секторы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 676 |
Прочие обязательства |
1 193 |
633 |
829 |
985 |
921 |
1 201 |
1 938 |
3 682 |
4 132 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
56 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочные |
56 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Органы государственного управления |
34 |
11 |
40 |
36 |
30 |
27 |
29 |
67 |
106 |
Долгосрочные |
0 |
0 |
31 |
25 |
19 |
12 |
6 |
0 |
0 |
Краткосрочные |
34 |
11 |
9 |
12 |
12 |
14 |
23 |
67 |
106 |
Банки |
546 |
547 |
711 |
938 |
881 |
1 164 |
1 894 |
2 876 |
3 500 |
Долгосрочные |
157 |
82 |
77 |
67 |
125 |
178 |
267 |
478 |
592 |
Краткосрочные |
389 |
465 |
634 |
871 |
756 |
986 |
1 627 |
2 398 |
2 908 |
Прочие секторы |
557 |
69 |
78 |
11 |
10 |
10 |
14 |
740 |
526 |
Краткосрочные |
557 |
69 |
78 |
11 |
10 |
10 |
14 |
740 |
526 |
Чистая международная инвестиционная позиция |
64 545 |
43 911 |
37 179 |
3 924 |
-10 635 |
-31 448 |
-38 544 |
-145 316 |
254 063 |
Примечания. |
По банковскому сектору отражены данные кредитных организаций и Внешэкономбанка. |
Начиная с 1 января 2008 года ценные бумаги, учитываемые в составе резервных активов оцениваются по рыночной стоимости. |
|
Накопленные суммы в строках Торговые кредиты и авансы, Ссуды и займы и Просроченная задолженность по активам органов государственного управления приведены по балансовой стоимости. По результатам переговоров с заемщиками в рамках Парижского клуба кредиторов суммы требований будут пересмотрены в сторону уменьшения. |
|
Данные по портфельным инвестициям (в том числе по государственным ценным бумагам) приведены по рыночной стоимости. |
|
В данные по международной инвестиционной позиции могут вноситься изменения (преимущественно в течение года после первой публикации). |
Таблица 3 - Структура иностранных инвестиций
Тип |
2007 г. |
Справочно: 2006 г., |
||||
$ млн |
в % к |
в % к |
||||
2006 г. |
итогу |
2005 г. |
итогу |
|||
прямые инвестиции |
27797 |
в 2,0р. |
23,0 |
104,6 |
24,8 |
|
взносы в капитал |
14794 |
168,7 |
12,2 |
84,6 |
15,9 |
|
из них реинвестирование |
351 |
80,7 |
0,3 |
в 3,4р. |
0,8 |
|
лизинг |
82 |
91,9 |
0,1 |
62,7 |
0,1 |
|
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
11664 |
в 3,0р. |
9,7 |
180,0 |
7,1 |
|
прочие прямые инвестиции |
1257 |
136,4 |
1,0 |
в 2,3р. |
1,7 |
|
портфельные инвестиции |
4194 |
131,8 |
3,5 |
в 7,0р. |
5,8 |
|
из них акции и паи |
4057 |
140,5 |
3,4 |
в 8,8р. |
5,2 |
|
прочие инвестиции |
88950 |
в 2,3р. |
73,5 |
95,3 |
69,4 |
|
торговые кредиты |
14012 |
151,3 |
11,6 |
153,7 |
16,8 |
|
прочие кредиты |
73765 |
в 2,6р. |
61,0 |
84,3 |
51,6 |
|
на срок до 180 дней |
3429 |
112,2 |
2,8 |
115,1 |
5,5 |
|
на срок свыше 180 дней |
70336 |
в 2,8р. |
58,2 |
81,7 |
46,1 |
|
прочее |
1173 |
в 2,2р. |
0,9 |
150,0 |
1,0 |
|
Всего |
120941 |
в 2,2р. |
100 |
102,7 |
100 |
Таблица 4 – Динамика инвестиций в основной капитал
1992 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Инвестиции в основной капитал |
2,7 |
267,0 |
1165,2 |
2186,4 |
2865,0 |
3611,1 |
4730,0 |
6716,2 |
8764,9 |
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал: |
|||||||||
в процентах к предыдущему году |
60,3 |
89,9 |
117,4 |
112,5 |
113,7 |
110,9 |
116,7 |
122,7 |
109,8 |
в процентах к 1995 г. |
166,4 |
100 |
84,6 |
107,7 |
122,4 |
135,8 |
158,4 |
194,4 |
в 2,1р. |
Таблица 5 – Динамика объема инвестиций из стран СНГ в экономику России
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|||||
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
Тыс. |
В про- |
|
Всего инвестиций |
22375 |
100 |
1665257 |
100 |
4671350 |
100 |
4878611 |
100 |
в том числе из стран: |
||||||||
Азербайджан |
831 |
3,7 |
54983 |
3,3 |
95165 |
2,0 |
116842 |
2,4 |
Армения |
5 |
0,0 |
4541 |
0,3 |
24482 |
0,5 |
63897 |
1,3 |
Беларусь |
1007 |
4,5 |
447135 |
26,9 |
955772 |
20,5 |
2141495 |
43,9 |
Грузия |
207 |
0,9 |
7902 |
0,5 |
9275 |
0,2 |
11276 |
0,2 |
Казахстан |
5632 |
25,2 |
732788 |
44,0 |
1468720 |
31,4 |
1258990 |
25,8 |
Киргизия |
839 |
3,8 |
140168 |
8,4 |
534177 |
11,4 |
476025 |
9,8 |
Республика Молдова |
1069 |
4,8 |
18100 |
1,1 |
21416 |
0,5 |
24590 |
0,5 |
Таджикистан |
27 |
0,1 |
13843 |
0,8 |
30672 |
0,7 |
18727 |
0,4 |
Туркмения |
1024 |
4,6 |
2288 |
0,1 |
2198 |
0,1 |
3344 |
0,1 |
Узбекистан |
2738 |
12,2 |
10639 |
0,6 |
60498 |
1,3 |
73985 |
1,5 |
Украина |
8996 |
40,2 |
232870 |
14,0 |
1468975 |
31,4 |
689440 |
14,1 |
Таблица 6 – Инвестиции из России за рубеж по странам – крупнейшим получателям инвестиций (млн. долларов США)
Накоплено на конец сентября 2009г. |
В том числе |
Справочно |
||||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие |
||
Всего инвестиций |
65562 |
100 |
43816 |
2534 |
19212 |
69955 |
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций |
56431 |
86,1 |
39530 |
1597 |
15304 |
58518 |
в том числе: |
17139 |
26,1 |
12609 |
219 |
4311 |
4823 |
Нидерланды |
13555 |
20,7 |
13108 |
37 |
410 |
9786 |
США |
6176 |
9,4 |
5153 |
2 |
1021 |
1082 |
Швейцария |
6097 |
9,3 |
2093 |
0,2 |
4004 |
33399 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
4042 |
6,2 |
1352 |
1150 |
1540 |
827 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
2483 |
3,8 |
2125 |
52 |
306 |
1206 |
Германия |
2364 |
3,6 |
109 |
0,0 |
2255 |
815 |
Беларусь |
2239 |
3,4 |
1953 |
0,0 |
286 |
4936 |
Украина |
1181 |
1,8 |
540 |
36 |
605 |
1439 |
Люксембург |
1155 |
1,8 |
488 |
101 |
566 |
205 |
Таблица 7 – Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Инвестиции в основной капитал - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по видам |
|||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3,7 |
3,0 |
4,6 |
4,1 |
4,1 |
3,9 |
4,8 |
5,0 |
4,4 |
рыболовство, рыбоводство |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
добыча полезных ископаемых |
14,2 |
18,1 |
16,9 |
15,9 |
15,4 |
13,9 |
14,6 |
13,8 |
14,1 |
из нее: |
|||||||||
добыча топливно-энергетических |
13,0 |
16,7 |
15,5 |
14,4 |
14,0 |
12,4 |
13,3 |
12,5 |
12,8 |
добыча полезных ископаемых, |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
обрабатывающие производства |
14,8 |
16,3 |
15,9 |
15,6 |
16,4 |
16,4 |
15,6 |
14,7 |
15,6 |
из них: |
|||||||||
производство пищевых продуктов, |
2,9 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
2,7 |
2,5 |
2,2 |
текстильное и швейное |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
производство кожи, изделий из |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,03 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
обработка древесины и произ- |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
целлюлозно-бумажное |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
производство кокса и |
1,5 |
1,9 |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,5 |
химическое производство |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
производство резиновых и |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
производство прочих |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
1,2 |
1,3 |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
металлургическое производство и |
2,6 |
3,1 |
2,7 |
2,9 |
3,5 |
3,8 |
3,7 |
3,1 |
3,6 |
в том числе металлургическое |
2,5 |
2,8 |
2,4 |
2,5 |
3,2 |
3,4 |
3,4 |
2,7 |
3,2 |
производство машин и |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
производство |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
производство транспортных |
1,6 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
в том числе: |
|||||||||
производство автомобилей, |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
производство судов, |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
7,6 |
6,0 |
5,8 |
6,6 |
6,9 |
6,8 |
6,3 |
6,9 |
7,7 |
строительство |
4,5 |
6,4 |
5,4 |
4,9 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
4,0 |
3,4 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2,0 |
2,7 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
3,5 |
4,3 |
3,1 |
из них: |
|||||||||
торговля автотранспортными |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
оптовая торговля, включая |
1,3 |
1,8 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,1 |
1,7 |
2,2 |
1,2 |
розничная торговля, кроме |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,4 |
1,5 |
1,3 |
гостиницы и рестораны |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
транспорт и связь |
12,6 |
21,2 |
18,5 |
22,3 |
22,7 |
24,5 |
23,6 |
22,2 |
24,8 |
из них связь |
1,4 |
2,7 |
3,4 |
4,8 |
5,4 |
5,4 |
4,5 |
3,7 |
3,4 |
финансовая деятельность |
2,5 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,1 |
1,3 |
1,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
25,3 |
15,2 |
18,1 |
17,7 |
17,3 |
16,8 |
17,0 |
18,3 |
16,7 |
из них научные исследования и |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
3,2 |
1,5 |
2,0 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
образование |
1,8 |
1,3 |
1,5 |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
2,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,5 |
2,6 |
2,0 |
2,0 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,4 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
4,3 |
3,9 |
3,8 |
2,6 |
2,4 |
2,5 |
2,8 |
2,5 |
2,7 |
Таблица 8 – Объем иностранных инвестиций, по видам
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
|||||
Млн. долл. |
В про- |
Млн. долл. |
В про- |
Млн. долл. |
В про- |
Млн. долл. |
В про- |
|
Всего инвестиций |
10958 |
100 |
53651 |
100 |
120941 |
100 |
103769 |
100 |
в том числе: |
||||||||
прямые инвестиции |
4429 |
40,4 |
13072 |
24,4 |
27797 |
23,0 |
27027 |
26,0 |
из них: |
||||||||
взносы в капитал |
1060 |
9,7 |
10360 |
19,3 |
14794 |
12,2 |
15883 |
15,3 |
кредиты, полученные от |
2738 |
25,0 |
2165 |
4,0 |
11664 |
9,7 |
9781 |
9,4 |
прочие прямые инвестиции |
631 |
5,7 |
547 |
1,1 |
1339 |
1,1 |
1363 |
1,3 |
портфельные инвестиции |
145 |
1,3 |
453 |
0,8 |
4194 |
3,5 |
1415 |
1,4 |
из них: |
||||||||
акции и паи |
72 |
0,7 |
328 |
0,6 |
4057 |
3,4 |
1126 |
1,1 |
долговые ценные бумаги |
72 |
0,6 |
125 |
0,2 |
128 |
0,1 |
286 |
0,3 |
в том числе векселя |
1 |
0,0 |
121 |
0,2 |
125 |
0,1 |
285 |
0,3 |
прочие инвестиции |
6384 |
58,3 |
40126 |
74,8 |
88950 |
73,5 |
75327 |
72,6 |
из них: |
||||||||
торговые кредиты |
1544 |
14,1 |
6025 |
11,2 |
14012 |
11,6 |
16168 |
15,6 |
прочие кредиты |
4735 |
43,2 |
33745 |
62,9 |
73765 |
61,0 |
57895 |
55,8 |
в том числе на срок: |
||||||||
до 180 дней |
2042 |
18,6 |
2656 |
4,9 |
3429 |
2,8 |
6617 |
6,4 |
свыше 180 дней |
2693 |
24,6 |
31089 |
58,0 |
70336 |
58,2 |
51278 |
49,4 |
прочее |
105 |
1,0 |
356 |
0,7 |
1173 |
0,9 |
1264 |
1,2 |
Таблица 9 – Объем инвестиций, поступивших в экономику России в 2008г., по основным странам – инвесторам.
Млн. долл. США |
В процентах к итогу |
|
Всего инвестиций |
103769 |
100 |
из них из стран: |
||
Кипр |
19857 |
19,1 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
14940 |
14,4 |
Нидерланды |
14542 |
14,0 |
Германия |
10715 |
10,3 |
Люксембург |
7073 |
6,8 |
Франция |
6157 |
5,9 |
Виргинские острова (Брит.) |
3529 |
3,4 |
Швейцария |
3062 |
2,9 |
Ирландия |
2903 |
2,8 |
США |
2773 |
2,7 |
Таблица 10 - Поступление иностранных инвестиций по типам
Январь-сентябрь 2009г. |
Справочно |
||||
млн. |
в % к |
||||
январю-сентябрю 2008г. |
итогу |
||||
январю-сентябрю 2007г. |
итогу |
||||
Инвестиции |
54738 |
72,2 |
100 |
86,2 |
100 |
из них: |
|||||
прямые инвестиции |
9975 |
51,9 |
18,2 |
97,7 |
25,3 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
4918 |
41,4 |
9,0 |
131,7 |
15,7 |
из них |
635 |
112,0 |
1,2 |
в 2,2р. |
0,7 |
лизинг |
101 |
74,9 |
0,2 |
в 2,5р. |
0,2 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
4131 |
65,9 |
7,5 |
64,3 |
8,2 |
прочие прямые инвестиции |
825 |
90,4 |
1,5 |
111,1 |
1,2 |
портфельные инвестиции |
1019 |
78,6 |
1,9 |
83,7 |
1,7 |
из них |
348 |
34,2 |
0,6 |
68,8 |
1,3 |
прочие инвестиции |
43744 |
79,1 |
79,9 |
82,8 |
73,0 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
9249 |
73,0 |
16,9 |
149,1 |
16,7 |
прочие кредиты |
34214 |
82,4 |
62,5 |
72,0 |
54,8 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
3339 |
75,1 |
6,1 |
179,9 |
5,9 |
на срок свыше 180 дней |
30875 |
83,3 |
56,4 |
67,1 |
48,9 |
прочее |
281 |
25,6 |
0,5 |
в 2,0р. |
1,5 |
Таблица 11 - Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности (млн. долларов США)
Январь-сентябрь 2009г. |
Накоплено на конец |
||||
поступило |
погашено |
переоценка |
|||
всего |
в % |
||||
Всего |
54738 |
50629 |
4160 |
262394 |
100 |
в том числе: |
277 |
126 |
3 |
1822 |
0,7 |
рыболовство, рыбоводство |
39 |
25 |
1 |
156 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
5715 |
10319 |
13 |
45122 |
17,2 |
обрабатывающие производства |
15029 |
15462 |
3557 |
77638 |
29,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
386 |
252 |
241 |
4839 |
1,8 |
строительство |
728 |
396 |
55 |
4702 |
1,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
16277 |
10799 |
156 |
55665 |
21,2 |
гостиницы и рестораны |
123 |
48 |
5 |
602 |
0,2 |
транспорт и связь |
8512 |
4647 |
93 |
24810 |
9,5 |
финансовая деятельность |
1971 |
3871 |
-34 |
11851 |
4,5 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5593 |
4539 |
69 |
32484 |
12,4 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- |
26 |
0,1 |
1122 |
0,4 |
образование |
0,2 |
- |
- |
3 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
23 |
2 |
1 |
149 |
0,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
65 |
117 |
-0,0 |
1429 |
0,5 |
Таблица 12 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)
Накоплено на конец |
В том числе |
Справочно |
||||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие |
||
Всего инвестиций |
262394 |
100 |
104101 |
12136 |
146157 |
54738 |
из них по основным странам-инвесторам |
219645 |
83,7 |
82778 |
11676 |
125191 |
38466 |
в том числе: |
49426 |
18,8 |
29172 |
5629 |
14625 |
8348 |
Кипр |
47042 |
17,9 |
31195 |
2010 |
13837 |
5231 |
Люксембург |
37947 |
14,5 |
1039 |
267 |
36641 |
8905 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
25622 |
9,8 |
3641 |
2248 |
19733 |
4231 |
Германия |
19811 |
7,6 |
7420 |
18 |
12373 |
5507 |
Ирландия |
9240 |
3,5 |
433 |
5 |
8802 |
595 |
Франция |
8516 |
3,2 |
2066 |
26 |
6424 |
1600 |
США |
7608 |
2,9 |
2790 |
927 |
3891 |
1279 |
Виргинские острова (Брит.) |
7444 |
2,8 |
4221 |
544 |
2679 |
1129 |
Япония |
6989 |
2,7 |
801 |
2 |
6186 |
1641 |
Таблица 13 - Поступление иностранных инвестиций
по отдельным странам-инвесторам (млн.долларов США)
Поступило |
В % к итогу |
В том числе |
|||
прямые |
порт- |
прочие |
|||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
277 |
100 |
167 |
0,1 |
110 |
из них: |
78 |
28,0 |
77 |
0,0 |
1 |
Швеция |
33 |
11,9 |
0,4 |
- |
33 |
Япония |
29 |
10,3 |
4 |
- |
25 |
Добыча полезных ископаемых |
5715 |
100 |
2226 |
347 |
3142 |
из них: |
1344 |
23,5 |
- |
- |
1344 |
Кипр |
1118 |
19,6 |
532 |
347 |
239 |
Нидерланды |
1049 |
18,3 |
580 |
- |
469 |
из итога по добыче полезных ископаемых: |
4220 |
100 |
1999 |
7 |
2214 |
из них: |
1344 |
31,9 |
- |
- |
1344 |
Нидерланды |
1048 |
24,8 |
580 |
- |
468 |
Кипр |
562 |
13,3 |
405 |
7 |
150 |
Обрабатывающие производства |
15029 |
100 |
2765 |
144 |
12120 |
из них: |
2932 |
19,5 |
619 |
3 |
2310 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
1882 |
12,5 |
152 |
1 |
1729 |
Швейцария |
1212 |
8,1 |
20 |
10 |
1182 |
из итога по обрабатывающим производствам |
1475 |
100 |
245 |
0,0 |
1230 |
из них: |
335 |
22,7 |
55 |
- |
280 |
Люксембург |
285 |
19,3 |
7 |
- |
278 |
Нидерланды |
179 |
12,2 |
19 |
- |
160 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
471 |
100 |
190 |
3 |
278 |
из них: |
180 |
38,1 |
53 |
- |
127 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
62 |
13,2 |
1 |
- |
61 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
1052 |
100 |
182 |
0,3 |
870 |
из них: |
268 |
25,5 |
31 |
- |
237 |
Австрия |
223 |
21,2 |
12 |
- |
211 |
Финляндия |
173 |
16,4 |
- |
- |
173 |
Нидерланды |
164 |
15,6 |
0,4 |
- |
164 |
производство кокса и нефтепродуктов |
3053 |
100 |
0,0 |
127 |
2926 |
из них: |
1166 |
38,2 |
- |
0,0 |
1166 |
Беларусь |
773 |
25,3 |
- |
- |
773 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
297 |
9,7 |
- |
1 |
296 |
химическое производство |
989 |
100 |
167 |
1 |
821 |
из них: |
337 |
34,1 |
0,3 |
0,3 |
337 |
Нидерланды |
122 |
12,4 |
19 |
- |
103 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
3380 |
100 |
303 |
9 |
3068 |
из них: |
1416 |
41,9 |
9 |
0,1 |
1407 |
Швейцария |
639 |
18,9 |
3 |
7 |
629 |
Кипр |
314 |
9,3 |
26 |
0,5 |
288 |
Джерси |
199 |
5,9 |
199 |
- |
- |
Виргинские о-ва (Брит.) |
174 |
5,2 |
0,1 |
1 |
173 |
производство транспортных средств и оборудования |
1864 |
100 |
327 |
0,2 |
1537 |
из них: |
555 |
29,7 |
0,0 |
- |
555 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
360 |
19,3 |
1 |
- |
359 |
Швеция |
142 |
7,6 |
1 |
- |
141 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
386 |
100 |
86 |
109 |
191 |
из них: |
135 |
35,1 |
49 |
10 |
76 |
Кипр |
67 |
17,4 |
26 |
33 |
8 |
Нидерланды |
66 |
17,2 |
0,0 |
0,1 |
66 |
Строительство |
728 |
100 |
518 |
1 |
209 |
из них: |
413 |
56,7 |
352 |
- |
61 |
Кипр |
197 |
27,1 |
116 |
0,2 |
81 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
16277 |
100 |
1657 |
6 |
14614 |
из них: |
|||||
Люксембург |
6315 |
38,8 |
3 |
- |
6312 |
Нидерланды |
5069 |
31,1 |
63 |
- |
5006 |
Германия |
2061 |
12,7 |
861 |
1 |
1199 |
Кипр |
579 |
3,6 |
131 |
1 |
447 |
Транспорт и связь |
8512 |
100 |
345 |
98 |
8069 |
из них: |
5052 |
59,4 |
0,0 |
- |
5052 |
Нидерланды |
991 |
11,6 |
2 |
0,0 |
989 |
Люксембург |
945 |
11,1 |
0,1 |
2 |
943 |
из итога по транспорту и связи |
3045 |
100 |
73 |
93 |
2879 |
из них: |
989 |
32,5 |
0,0 |
0,0 |
989 |
Люксембург |
942 |
30,9 |
0,1 |
3 |
939 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
410 |
13,5 |
- |
0,3 |
410 |
Швеция |
242 |
7,9 |
7 |
- |
235 |
Финансовая деятельность |
1971 |
100 |
402 |
296 |
1273 |
из них: |
699 |
35,5 |
177 |
230 |
292 |
Ирландия |
260 |
13,2 |
2 |
- |
258 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
171 |
8,7 |
0,0 |
0,1 |
171 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5593 |
100 |
1711 |
18 |
3864 |
из них: |
1211 |
21,6 |
747 |
11 |
453 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
976 |
17,4 |
25 |
3 |
948 |
Франция |
873 |
15,6 |
93 |
- |
780 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
65 |
100 |
41 |
0,0 |
24 |
из них: |
29 |
45,4 |
20 |
0,0 |
9 |
США |
8 |
12,0 |
3 |
- |
5 |
Люксембург |
8 |
11,7 |
5 |
- |
3 |
[1] Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с.5
[2] Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г
[3] констатиро вал президент Альфа-банка Петр Авен на Петербургском экономическом форуме.
[4] Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г.