Международные связи в системе управления культурой г. Санкт-Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность и правовое обеспечение управления социально-культурной сферой в России. Исследование современных проблем и тенденций развития международных связей в государственном и муниципальном управлении культурной сферой на примере г. Санкт-Петербург.Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития международных связей в системе управления культурой
1.1 Международные связи в системе управления культурой
1.2 Понятие и сущность системы управления культурой
1.3 Органы государственного управления культурой
1.4 Правовое обеспечение управления в культурной сфере
Глава 2. Современные тенденции в развитии международных связей в государственном и муниципальном управлении культурой на сегодняшний день
2.1 Основные проблемы в управлении культурой
2.2 Практические рекомендации по развитию международных связей в области культуры
2.3 Развитие международных связей г. Санкт-Петербурга
2.4 Практические рекомендации по усилению развития международных культурных связей г. Санкт-Петербурга
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью на сегодняшний день вопроса развития международных связей в управлении культурой. Развитие международного сотрудничества в области культуры, науки и образования требует интенсивного обмена профессиональным опытом и информацией среди специалистов в ходе сотрудничества. Такой обмен широко практикуется во время личных и коллективных деловых контактов, а также в ходе туристических поездок.
Стремление России к максимально полному международному сотрудничеству в сфере культуры и образования, задачи, встающие перед духовной и культурной элитой многих стран в условиях глобализации, придают культурным связям страны особое, все возрастающее значение.
Участие нашей страны в мировом цивилизационном процессе – свидетельство возрождения России как свободного и демократического государства, как исторически культурной державы.
Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России, имеют глубокие традиции, и они способствуют утверждению за нашей страной статуса, соответствующего ее истории и геополитическому положению.
Объектом исследования являются международные связи в управлении культурой.
Цель данной работы – изучить развитие международных связей в системе управления культурой.
Задачи работы: раскрыть теоретические основы развития международных связей в системе управления культурой, т.е. показать, что из себя представляет сама по себе система управления культурой, каково правовое обеспечение управления в культурной сфере; рассмотреть значение международных связей в развитии культуры и общества и что подразумевают под собой эти связи; в практической части необходимо коснуться проблем управления культурой на сегодняшний день в России; а также, рассмотреть, какие конкретные действия осуществляются на данный момент по развитию международных связей правительством Санкт-Петербурга; помимо этого, задачей работы является предложение практических рекомендаций по усилению развития международных связей г. Санкт-Петербурга.
Глава 1. Теоретические аспекты развития международных связей в системе управления культурой
1.1 Международные связи в системе управления культурой
Развитие Международных связей в области управления культурой предполагает развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей.
Расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры за рубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.
Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций, фестивалей, популяризацию российского исполнительского искусства в мире, продвижение российских фильмов за рубежом, осуществление международного сотрудничества в области кинематографии, проведение международных выставок-ярмарок.
Цельюразвития международных связей являетсяобеспечение взаимодействия с международными организациями, зарубежными учреждениями культуры и образования, а также туризма.
Рассмотрим далее, что подразумевает под собой развитие международных связей в сфере культуры, применительно к образованию и туризму.
Международные связи в системе управления культурой предполагают, в частности, реализацию международных научных и учебно-методических комплексов между учебными учреждениями.
В плане реализации международных связей могут быть осуществлены:
1. Научные обмены;
2. Научные стажировки в зарубежных странах.
3. Участие различных учреждений культуры в международных конференциях.
4. Международные симпозиумы.
5. Участие на международных форумах.
6. Взаимодействие с международными фондами.
7. Проекты о сотрудничестве с зарубежными коллегами
8. Членство в зарубежных значимых учреждениях, таких как, Нью-Йорской Академии наук, Академии Естествознания и Европейской Академии Естествознания и др.
9. В соавторстве с зарубежными коллегами публикации за рубежом в рецензируемых научных журналов. Ведение работы над совместными научно - популярными учебными пособиями.
10. Выпуск совместных изданий
11. Использование компьютерных программ, созданных совместно с зарубежными коллегами.
В туризме развитие международных связей проявляется в следующем:
- содействие различных организаций и управлений развитию международных связей в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях;
- содействие установлению правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;
- содействие регулированию отношений, возникающих при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
- содействие поддержанию приоритетных направлений туристской деятельности;
- содействие формированию представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма и т.д.
Для реализации этих целей, к примеру, существует Международная общественная организация содействия развитию международного и внутреннего туризма и внешнеэкономическим связям, которая на протяжении ряда лет, в соответствии с действующим законодательством, решает следующие задачи:
- содействует развитию внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма;
- организует и проводит практические семинары и лекции и т.д;
- организует и проводит конференции, семинары, симпозиумы для обсуждения основных направлений торгово-экономического, научно-технического, экологического гуманитарного культурного развития и по проблемам туризма;
- проводит независимые исследования по проблемам туризма, торгово-экономических, научно-технических, экологических, гуманитарных культурных связей и по проблема связей в иных областях ;
- оказывает содействие заинтересованным лицам с целью повышения профессионализма, накопления практического опыта и соблюдения этических стандартов в сфере туризма;
- разрабатывает и содействует реализации образовательных программ в сфере туризма, торгово-экономических, научно-технических, экологических, гуманитарных культурных связей для специалистов в в этих областях, а также для общественных, государственных и коммерческих структур;
- содействует подготовке, изданию и распространению справочных материалов и печатной продукции для реализации указанных целей;
- содействует в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- содействует защите прав и интересов туристов;
- содействует развитию научных исследований в сфере туристской индустрии, торгово-экономических, научно-технических, экологических, гуманитарных культурных связей и иных областях;
- создает и обеспечивает функционирование собственных специализированных информационных баз данных по тематикам, соответствующим целям организации;
- устанавливает и поддерживает связи с зарубежными и международными организациями для реализации вышеуказанных целей;
- осуществляет информационную деятельность в электронных и печатных средствах массовой информации;
Организация уже провела десятки семинаров, круглых столов, лекций, конференций и т.д., направленных на развитие международных связей в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной областях, с участием российских и зарубежных специалистов.
В 2010 году в Международной общественной организации содействия развитию международного и внутреннего туризма и внешнеэкономическим связям получило свое развитие новое направление - спортивное. Эта организация выступила в качестве организатора практических занятий и соревнований в относительно новой для Российской Федерации спортивной дисциплине - практической стрельбе, которая находит все больше и больше почитателей в РФ как среди любителей огнестрельного оружия, так и среди тех кто занимается огнестрельным оружием в силу специфики свое профессиональной деятельности.
Международная общественная организация содействия развитию международного и внутреннего туризма и внешнеэкономическим связям - это постоянно развивающаяся структура, все деятельность которой, направлена на достижение указанных выше целей и задач.
1.2 Понятие и сущность системы управления культурой
Понятием социально-культурная сфера традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.
Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распро-сграненном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским зако-нодагельством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
Важное значение для управления в области культуры имеет Федеральный закон О средствах массовой информации, а также Федеральный закон от 1 декабря 1995 года О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации.
Необходимо отметить, что важнейшим шагом в управлении культурой явилось следующее: в связи с реорганизацией Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и ликвидацией Федерального агентства по культуре и кинематографии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти было утверждено Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы Культура России (2006-2011 годы).
В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.
В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
Политика государства в области культурного развития реализуется практически в деятельности соответствующих субъектов исполнительной власти. При этом к ведению Российской Федерации в лице се органов относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы культуры (ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей. создают и ведут Свод памятников истории и культуры Российской Федерации и т.д. Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, организует выявление, учет и охрану памятников культуры. В аппарате Правительства функционирует Департамент культуры.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и культурной территориальной политики, формируют территориальные и иные обманы государственного реплирова-иия культурной деятельности, создают организации культуры соответствующего подчинения и т.п.
Управленческая деятельность в сфере культуры практически осуществляется системой федеральных и иных органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на определенных участках культурного строительства: собственно культура; печать; кинематография; телевидение и радиовещание.
1.3 Органы государственного управления культурой
Наиболее широка сфера деятельности Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России), осуществляющего государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Действует оно на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 21 января 1993 года.
Минкультуры России призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; осуществлять государственную политику в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Российской Федерации; координировать культурные международные связи; обеспечивать государственную поддержку профессионального искусства.
Минкультуры России в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает совместно с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, творческими союзами государственные программы в сфере культуры и обеспечивает их реализацию; организует государственную экспертизу международных, федеральных и региональных программ и проектов в сфере культуры (по поручению Правительства Российской Федерации); осуществляет государственный учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия; осуществляет контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей. В последнем случае оно руководствуется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года О вывозе и ввозе культурных ценностей.
Соответствующие органы государственного управления культурой создаются в субъектах Российской Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры.
В системе управления культурой особое место занимает Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей, являющаяся специально уполномоченным органом государственного контроля в данной области.
Федеральная служба взаимодействует с Минкультуры России и Государственным таможенным комитетом России. Она составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза (в том числе временною) культурных ценностей; обеспечивает их экспертизу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности, относящихся к культурным ценностям; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Государственной экспертной комиссией Минкультуры России.
Следующим звеном системы органов государственного управления в сфере культуры является Комитет Российской Федерации по печати (Рос-компечать), созданный в целях реализации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораснрост-ранения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 3 март 1994 года.
В своей деятельности Роскомпечать руководствуется общими положениями Закона Российской Федерации от 25 января 1995 года Об информации, информатизации и защите информации.
Полиграфическая и издательская деятельность регламентированы специальными правительственными актами. Так, 22 сентября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло постановление О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которым открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Роскомпечатью и его территориальными органами. Одновременно утверждено Положение о порядке открытия полиграфических предприятии, распространяющееся на все предприятия данного профиля, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Местное самоуправление и культура
Органы местного самоуправления в области культуры на своей территории организуют и содержат муниципальную информационную службу; создают условия для деятельности муниципальных учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий; участвуют в формировании местных фондов развития культуры; создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные учреждения культуры; регистрируют их на подведомственной территории; назначают руководителей муниципальных учреждений культуры; организуют строительство зданий и сооружений муниципальных учреждений культуры: контролируют условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры. В их компетенцию входит также реагирование кинообслуживания местного населения, работы местных радио- и телестудий, местных периодических изданий и т.н. Они организуют контроль за сохранностью памятников истории и культуры.
1.4 Правовое обеспечение управления в культурной сфере
Законодательная база, регулирующая управление в культурной сфере достаточно обширно.
Правовой базой являются следующие нормативные акты:
· Указ №155 Президента Российской Федерации от 08.02.2011 (Вопросы Минкультуры РФ);
· Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462 ;
· Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации;
· Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;
· Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ О народных художественных промыслах;
· Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации;
· Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;
· Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации;
· Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-Ф3 О библиотечном деле (с изменениями от 22 августа 2004 г.);
· Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 О вывозе и ввозе культурных ценностей (с изменениями от 2 ноября 2004 г.);
· Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.); и др.
Итак, подводя итоги по первой главе можно сказать, что международные связи в культурной сфере являются залогом успешного культурного развития страны в целом, международный обмен в области культуры, образования, туризме способствует скорейшей интеграции России в общемировое культурное пространство Законодательная база в РФ в области государственного регулирования культуры достаточно широка и позволяет эффективно развивать международные связи в области культуры. Главным государственным органом, регулирующим государственную деятельность в этой сфере, остается Министерство Культуры РФ, которое осуществляет разработку и реализацию федеральных программ по развитию международных культурных связей.
Глава 2. Современные тенденции в развитии международных связей в государственном и муниципальном управлении культурой
2.1 Основные проблемы в управлении культурой
В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятиефедеральной целевой программыКультура России (2001 - 2011 годы), благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в человеческий капитал.
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития отрасли является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
· развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
· развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
· Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием. Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Значительная часть затрат, связанных с реализацией федеральной целевой программы Культура России (2006 - 2011 годы) (далее - Программа), приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
· потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
· финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
· финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
· сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
· сокращение влияния государства на формирование человеческого капитала, потерю квалифицированных кадров в отрасли;
· нарушение единого информационного и культурного пространства;
· нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
2.2 Практические рекомендации по развитию международных связей в области культуры
Культурные связи, в том числе в сфере образования, как один из самых гибких и демократических инструментов в нашей международной деятельности, должны способствовать созданию позитивного образа России в мире, рождать чувства симпатии к ней, вовлекать все больше ведущих ученых, деятелей культуры и искусства в орбиту борьбы за сохранение культуры, преодоления в ней кризисных явлений
Международные связи в сфере культуры и образования должны способствовать формированию за рубежом достоверного представления о России как о стране, сохраняющей и развивающей традиции своей великой культуры и готовой внести свою лепту в создание целостной культуры мира.
В современных условиях культурная жизнь в стране в условиях многообразия и свободы творчества, запрета цензуры и плюрализма мнений, протекает динамично.
Одним из наиболее важных приоритетов международного сотрудничества в сфере культуры и образования является оказание поддержки российским соотечественникам в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах.
Целью гуманитарной миссии сообщества вузов культуры и искусств, видных общественных и политических деятелей, деятелей культуры и искусства должно стать установление и поддержание устойчивых и долговременных связей между учебными заведениями, общественными организациями и людьми, создание программ культурного обмена, взаимной интеграции, сохранения международной интеллектуальной мысли.
Практические рекомендации в отношении улучшения государственного управления культурой следующие:
1. Обеспечить соответствие принимаемого Законодательства о культуре основным принципам международного культурного сотрудничества, признанным мировым сообществом и закрепленным в следующих документах: Флорентийское соглашение 1950 г. с Найробийским протоколом к нему 1976 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Рекомендация о положении творческих работников 1980 г. и Рекомендация о сохранении фольклора 1989 г. и др.), что позволит современной российской культуре активно и полноценно интегрироваться в мировое культурное и образовательное пространство.
2. Обеспечить дальнейшую популяризацию русского языка как основу для сохранения единого культурного и информационного пространства в рамках СНГ, российского ресурса международного сотрудничества в сфере культуры и образования.
3. Разработать предложения по дальнейшему включению России в международные конвенции в сфере культуры. Российская Федерация поддерживает и принимает к обязательному исполнению Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия. Однако до сих пор наша страна не подключена к Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия и Европейской конвенции об охране археологического наследия.
4. Признать целесообразным отражение в Законодательстве о культуре всего разнообразия форм международного культурного сотрудничества, включая самые крупные и удачные мероприятия, такие как Год России в тех или иных зарубежных странах.
5. При разработке законодательства о культуре предусмотреть возможность государственной поддержки международного сотрудничества в сфере культуры путем создания системы целенаправленного финансирования этого направления в деятельности учреждений культуры и образования.
6. В законодательстве о культуре необходимо специально выделить раздел международное сотрудничество, регулирующий взаимодействие отечественных учреждений культуры с зарубежными партнерами.
7. Усилить законодательное обеспечение процессов взаимодействия и культурного сотрудничества со странами СНГ и соотечественниками за рубежом в целях усиления роли российской культуры в мировом цивилизационном процессе.
2.3 Развитие международных связей г. Санкт-Петербурга
Устойчивый рост научно-технологического, культурно-образовательного и духовного потенциала городского сообщества во многом определяется степенью его включенности в региональные, национальные и мировые процессы прогрессивного развития. Престиж Санкт-Петербурга в представлениях различных деятелей субъектов Российской Федерации, СНГ, многих стран и международных организаций чрезвычайно высок, и его сохранение должно стать одной из важнейших стратегий. Путь к этому - постоянное развитие региональных, межрегиональных и международных научных, культурных и информационно-образовательных связей города.
Правительство и Законодательное собрание Санкт-Петербурга проводит достаточно обширную работу в отношении вопросов совершенствования международного сотрудничества в области культуры и образования как важнейшего условия духовного обновления и гуманизации российского общества, создания его интеллектуального потенциала и ресурсов модернизации.
Согласно действующему законодательству, Правительство Санкт-Петербурга не может подписывать соглашение о международном сотрудничестве без предварительного одобрения Законодательного Собрания.
В течение 2010 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло15 иностранных парламентских делегаций.10 из них прибыли в Санкт-Петербург с официальными визитами по приглашению Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Активно развиваются межпарламентские контакты в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве с Бюргершафтом Вольного и Ганзейского города Гамбурга, Собранием народных представителей города Шанхай, Городскими Советами Гданьска и Кракова.
Депутаты Законодательного собрания СПб приняли активное участие в XIX Парламентской конференции Балтийского моря, в форуме Европейские города против наркотиков, встрече групп дружбы Совета Федерации РФ и Бундестага ФРГ на тему Парламентское измерение новой архитектуры Европейской безопасности, пятом ежегодном семинаре Россия - Финляндия: бизнес-диалог, научно-практической конференции в связи с 85-летием образования Нахичеванской автономной республики и в работе XIV Санкт-Петербургского экономического форума. 21-22 ноября в Мариинском дворце проходили мероприятия Международного форума по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле, в котором приняли участие политики и эксперты из десятков стран мира. Прибывшие делегации возглавляли министры по охране окружающей среды из 13 государств.
Проведено более100 встречПредседателя и депутатов ЗС с делегациями иностранных государств и сотрудниками дипломатических представительств, в том числе 11 встреч руководителей консульских учреждений с Председателем Собрания В.А. Тюльпановым. Депутаты ЗС вошли в состав ряда официальных делегаций Санкт-Петербурга, направляемых за рубеж.
Санкт-Петербург с официальными визитами посетили делегации Городского Собрания города Таллина и Рижской городской Думы. По итогам последнего визита стороны заявили о готовности подписать соглашение о сотрудничестве.
В октябре 2010 года делегация Законодательного Собрания Санкт-Петербурга посетила с официальным визитом город Гамбург, в декабре - города Шанхай и Циндао.
Последние достижения в этой области следующие:
1 марта 2011 г. состоялась встреча с делегацией Турецкой Республики во главе с Генеральным консулом Турции г-ном Чинаром Мехметом.
Встреча была приурочена к 20-летию подписания Декларации об установлении побратимских связей между Ленинградским городским советом и Муниципалитетом Стамбула, положившей начало партнерским отношениям между двумя городами. Подписание документа состоялось 19 ноября 1990 года.
Одним из значительных событий, приуроченных к празднованию 20-й годовщины побратимских отношений, стороны считают выход в свет книги Стамбул глазами петербургских журналистов. Книга представляет собой сборник из авторских эссе и заметок.
25 февраля 2011 г. состоялась встречас польской делегацией, возглавляемой послом Республики Польша в Российской Федерации Войцехом Зайончковски.
Санкт-Петербург играет ключевую роль в развитии польско-российских отношений в культурной, научной, образовательной и туристической сферах
В настоящий момент Санкт-Петербург поддерживает тесное взаимодействие с Финляндией в сферах культуры и образования. При поддержке Законодательного собрания Санкт-Петербурга ежегодно проводится музыкальный фестиваль в городе Иматра, реализуются образовательные программы по обмену студентами, регулярно организуются совместные семинары.
1 декабря 2010 г. состоялась встреча с Председателем Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба Рикардо Аларконом де Касада.
Отношения между Россией и Кубой на протяжении многих лет характеризуются настоящей дружбой и плодотворным сотрудничеством. Одно из важных направлений - сотрудничество в области образования. В ходе встречи обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в сфере энергосбережения, биотехнологий, транспорта, а также расширения культурно-гуманитарных связей и туризма.
Скорейшее открытие в Санкт-Петербурге Генерального или Почетного консульства Республики Куба еще больше послужит укреплению связей между Санкт-Петербургом и Кубой.
23 ноября 2010 г. состоялась встреча с делегацией Парламента Республики Албания во главе с Председателем Парламента г-жой Йозефиной Топалы.
Парламентарии обсудили перспективы открытия Почетного консульства Албании в СПб, а также планы Албании по развитию туризма и готовящемся соглашении, устанавливающем безвизовый режим для российских туристов, желающих посетить страну. Это крупный шаг в развитии российско-албанских взаимоотношений.
Петербург является главным центром албановедения в России, в случае установления более тесных связей между нашими странами можно ожидать увеличения количества изучающих албанский язык. В процессе встречи были обсуждены возможности культурного обмена и взаимодействия в сфере образования.
11 ноября 2010 г. состоялась встреча с делегацией Стамбульского университета во главе с советником ректора профессором Арифом Явузом.
В ходе встречи стороны обсудили деятельность комиссии ЗС, образовательную политику РФ и Санкт-Петербурга, перспективы развития культурных связей между СПб и Турцией, а также налаживания студенческого обмена между Стамбульским университетом и петербургскими вузами.
20 октября 2010 г. состоялась встреча полномочного представителя по международным связям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ватаняра Ягьясделегацией Сабора (Парламента) Хорватской республики.
На встрече были отмечены как важнейшие направления для взаимовыгодного сотрудничества туризм, образование и наука.
17.02.2010 Законодательным Собранием было вынесено решение об учреждении премий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга для победителей конкурсов ХХI Международного детского музыкального фестиваля.
Одним из важнейших событий в области международного сотрудничества стал IV всемирный форум университетов, проводившийся 14-16 января 2011 г. в Гонконгском педагогическом университете в Индии, на котором принимало участие большое количество научного состава из Санкт-Петербурга в том числе.
Форум университетов был посвящен изучению современного состояния и будущих перспектив университета в эпоху глобальных перемен.
Еще одним доказательством укрепления международных связей в области культуры, образования, туризма и пр. является предстоящее открытие 18 марта 2011 г.Европейской недели в Санкт-Петербурге.
На мероприятие приглашены 60 зарубежных участников, в числе которых представители Европарламента, а также 32 голландских студента из университета прикладных наук Саксион.
2.4 Практические рекомендации по усилению развития международных культурных связей г. Санкт-Петербурга
Для дальнейшего развития региональных, межрегиональных и международных контактов и связей в сфере науки, культуры, образования целесообразно:
1. официально присоединиться к движению устойчивого развития городов, подписав в установленном порядке Ольборгскую хартию Города Европы на пути к устойчивому развитию;
2. расширить участие Санкт-Петербурга в международных организациях, в инициативном порядке включившись в разрабатываемые ими проекты, в том числе – в проект Всемирной организации здравоохранения Здоровый город, проект Конгресса местных и региональных властей Европы (органа Совета Европы) Хартия о правах и обязанностях городских жителей и др;
3. открыть в Санкт-Петербурге представительство ЮНЕСКО и создать Институт ЮНЕСКО;
4. содействоватьформированию в Российской Федерации и за рубежом всестороннего и объективного представления о Санкт-Петербурге как об активном партнере по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности;
5. открытие в Санкт-Петербурге консульств и представительств зарубежных стран и других субъектов Федерации;
6. расширить список городов-побратимов, в том числе за счет стран Европы (Германии, Франции, Нидерландов и др.), стран Северной и Южной Америки, Австралии, Средней Азии, а также российских городов;
7. систематически поддерживать работу отделений всероссийских обществ дружбы с зарубежными странами;
8. стимулировать участие санкт-петербургских ученых, специалистов во всероссийских и международных выставках, конференциях, семинарах, обмене опытом в процессе стажировки в других российских городах и зарубежных странах;
9. ввести систему поощрительных командировок в российские научные центры и за рубеж для молодых ученых и специалистов;
10. развивать дальнейший обмен студентами петербургских вузов с зарубежными и отечественными высшими учебными заведениями;
11. содействовать организации гастролей театральных и музыкальных коллективов, отдельных деятелей искусств,проведению в Санкт-Петербурге всероссийских и международных конкурсов исполнителей,организации художественных выставок в России и за рубежом,
12. создать условия для развития в городе научного и культурного туризма.
Подводя итоги по второй главе, можно сказать, что важнейшим шагом в развитии международных связей в области культуры стало принятиефедеральной целевой программыКультура России (2001 - 2011 годы), благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования.
Одним из наиболее важных приоритетов международного сотрудничества в сфере культуры и образования является оказание поддержки российским соотечественникам в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах.
В качестве практических рекомендаций одним из важнейших направлений является защита и поднятие престижа русского языка за рубежом как основу для сохранения единого культурного и информационного пространства в рамках СНГ, российского ресурса международного сотрудничества в сфере культуры и образования.
В первой главе также мы перечислили основные действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в рамках укрепления международных культурных и других связей; дали практические рекомендации по усилению международного культурного сотрудничества в г. Санкт-Петербурге.
Заключение
Итак, в работе мы рассмотрели теоретические аспекты развития международных связей в управлении культурой, образовании, туризме; раскрыли сущность управления культурой, то, посредством чего в РФ происходит управление культурой; разобрали правовые основы управления культурой; рассмотрели, что из себя представляет развитие международных связей в культуре, образовании, туризме; в практической части показали, какие проблемы на сегодняшний день присутствуют в части развития международных связей в области культуры; выяснили, какие на данный момент существуют способы решения этих проблем; а также какие конкретные направления развития международных связей осуществляет правительство Санкт-Петербурга.
Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день существует достаточно широкая нормативно-правовая база, регулирующая управление культурой. Важным шагом является принятие федеральной целевой программы Культура России (2006-2011 годы), определяющие основные направления развития культуры вообще, и международных культурных связей в частности.
В рамках развития международных связей в туризме одним из важнейших организаций, существующих на сегодняшний день, является Международная общественная организация содействия развитию международного и внутреннего туризма и внешнеэкономическим связям, имеющая большое количество представительств во всем мире, и в России в том числе.
Необходимо отметить, что, как мы выяснили во второй главе, существует на сегодняшний день достаточно много нерешенных проблем, мешающих развитию международных связей в культуре, образовании, туризме.
Одной из остро стоящих проблем международного сотрудничества в сфере культуры и образования является угнетение в ряде стран прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах.
Огромную роль в развитии международных связей играют сообщества вузов культуры и искусств, видных общественных и политических деятелей, деятелей культуры и искусства, которые устанавливают устойчивые и долговременные связи между учебными заведениями, общественными организациями и людьми, реализуют программ культурного обмена, взаимной интеграции, сохраняют международную интеллектуальную мысль.
Как мы видим из второй главы, важнейшую роль в поддержании международных связей в области культуры, образования, туризма должны играть государственные органы. На данный момент в этом направлении правительство Санкт-Петербурга осуществляет многое: проводит дружественные встречи с делегациями из зарубежных стран, в которых обговаривает различные формы международного сотрудничества.
Но, на наш взгляд, все же делается не достаточно. Необходимо сделать силами правительства Санкт-Петербурга в целом обстановку в городе безопасной для иностранных граждан прежде всего, для этого ужесточить законодательство и санкции, в частности, за нападения на иностранных граждан; а также обеспечить более удобные условия пребывания таких граждан в нашем городе.
Библиографический список
1. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 2010.
2. Ветрова Наталия Константиновна. Государственное управление сферой культуры региона (Функциональный анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 : Екатеринбург, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:04-22/449
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//Туризм-еще один феномен XXI века.2009, №10-122.
4. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//ВТО рекомендует, но не обязывает. 2009, №7
5. Международные туристические организации: справочник. Уваров Е.К. Москва 2010. 423 с.
6. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. М., 1997.
7. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Meshkova/
8. http://www.assembly.spb.ru – Законодательное собрание Санкт-Петербурга
9. http://base.garant.ru/198327/ - Гарант – Информационно-правовой портал
10. http://mkrf.ru/activity/international/ - сайт Министерства культуры РФ
11. http://www.edu.ru – Информационный образовательный портал