Мочалов, Павел Степанович
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Биография 2 П. Мочалов в двадцатые годы 3 Мочалов в тридцатые годы 4 В конце жизни 5 Особенности творчества 6 Неистовый романтик 7 Критика о П. Мочалове
План
Введение
1 Биография
2 П. Мочалов в двадцатые годы
3 Мочалов в тридцатые годы
4 В конце жизни
5 Особенности творчества
6 Неистовый романтик
7 Критика о П. Мочалове
8 Репертуар
Список литературы
Введение
Павел Степанович Мочалов (15 ноября 1800 — 28 марта 1848) — один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.
1. Биография
Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича (1775—1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре[1]. В 1803 они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса. В 1806 вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную. Двое их детей стали тоже артистами: Мария Степановна (по мужу — Франциева, 1799—1862) и Павел Степанович. Судьба одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы — пансионе Терликовых. Получил хорошее по тем временам образование, знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец какое-то время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено. 4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса А. Шаховского «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») — на сцене казенного Театра на Моховой[2]; помещения нынешних Большого и Малого театров открылись лишь 14 октября 1824 года — Малый театр и 18 января 1825 года — Большой театр. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова, который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее, первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г. (Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101—106. ).
Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.
2. П. Мочалов в двадцатые годы
В это время основой репертуара потихоньку становится водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермини в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1828), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.
3. Мочалов в тридцатые годы
Здесь проявляется поразительная способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром.
Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.
4. В конце жизни
Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже, артист простудился — его карета провалилась под лед. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.
Погребен на Ваганьковском кладбище.
5. Особенности творчества
Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники. Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью. Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Еще одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермини), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».
6. Неистовый романтик
Имя актера Малого театра Павла Степановича Мочалова стало легендарным еще при жизни. После ясной логики классицизма, который царил в русском театре начала XIX в., неистовый романтик Мочалов казался загадкой, которую так никому и не суждено было разгадать. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями. Выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах»—Полиник, «Фингал» — заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.
7. Критика о П. Мочалове
П. Мочалов становится символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создает на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлек к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности В. Белинского, который напишет об актере не одну статью. Самой известной из них станет «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов (!) «Гамлета». Второй известной статьей станет «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжит полемику об этих двух артистах и выступит на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменит свое отношение к В. Каратыгину и перейдет на его сторону.
Важны так же работы С. Аксакова, близкого друга П. Мочалова, который оставил многочисленные статьи и воспоминания об артисте.
П. Мочалов за свою жизнь сыграл в более чем 250 ролях.
8. Репертуар
Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).
· 1. Полиник — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1817
· 2. Сеид — «Фанатизм, или Пророк Магомет», автор Вольтер, 1818
· 3. Танкред — «Танкред», автор Вольтер, 1818
· 4. Кассио — «Отелло», автор B. Шекспир, пер. П. А. Вельяминов, 1818
· 5. Ксури — «Попугай», автор A. Коцебу, 1818
· 6. Эраст — «Лиза, или Следствие гордости и обольщения», автор В. М. Федоров, 1819
· 7. Альнаскаров — «Воздушные замки», автор Н. И. Хмельницкий, 1819
· 8. Арзас — «Семирамида» Вольтер 1819
· 9. Генрих — «Молодость Генриха IV», автор А. Дюваль, 1819
· 10. Димитрий — «Димитрий Донской», автор B. А. Озеров, 1819
· 11. Адольф «Адольф и Клара», автор Марсолье 1820
· 12. Князь Радугин — «Пустодомы», автор А. А. Шаховской, 1820
· 13. Рославлев — «Добрый малый», автор М. Н. Загоскин, 1820
· 14. Фриц — «Сын любви», автор A. Коцебуб 1821
· 15. Флорестан — «Элеонора, или Севильская темница», 1821
· 16. Орест — «Электра и Орест», автор A. Грузинцев, 1821
· 17. Оросман — «Заира», автор Вольтер, 1821
· 18. Ролла — «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы», автор A. Коцебу 1821
· 19. Ломоносов — «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», А. А. Шаховской, 1821
· 20. Эдуард — «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», автор A. Коцебу, 1822
· 21. Фердинанд — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1822
· 22. Фердинанд — «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского, 1822
· 23. Юлий — «Железная маска», перевод-переделка Н. Краснопольского, 1822
· 24. Фингал — «Фингал», автор Озеров, 1822
· 25. Бела IV — «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV», автор А. И. Шеллер, 1822
· 26. Князь — «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина, 1823
· 27. Отелло — «Отелло» Шекспир, пер. И. А. Вельяминова, 1823
· 28. Лукавин — «Лукавин», автор А. И. Писарев, 1823
· 29. Лидин — «Поездка в Кронштадт», A. И. Писарев, 1823
· 30. Прямиков — «Ябеда», автор В. В. Капнист, 1823.
· 31. Роберт — «Разбойники, или Роберт — атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов, по трагедии Шиллера «Разбойники», 1823
· 32. Ренальд — «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», А. А. Шаховской 1823
· 33. Шекспир — «Влюбленный Шекспир» A. Дюваль, 1823
· 34. Эдгард — «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича, 1823
· 35. Отелло — «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева, 1823
· 36. Стрельский-старший — «Два брата», Пер. Д. Н. Баркова 1824
· 37. Шлейнсгейм (Эрлау) — «Генерал Шлейнсгейм», автор Г. Шпис, 1824
· 38. Славин — «Воспитание, или Вот приданое», Ф. Ф. Кокошкин, 1824
· 39. Зарницкий (Мезецкий) — «Не любо, не слушай, а лгать не мешай», автор А. А. Шаховской, 1824
· 40. Людовик — «Серебряная свадьба», автор А. Коцебу, 1825
· 41. Чтец (Гений России) — «Торжество муз», М. А. Дмитриев, 1825
· 42. Пламенов — «Писатели между собой», автор B. И. Головин, 1826
· 43. Аристофан — «Аристофан, или Первое представление комедии „Всадники“» А. А. Шаховской, 1826
· 44. Неизвестный — «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень», автор А. А. Шаховской, 1827
· 45. Князь — «Урок женатым» A. А. Шаховской, 1827
· 46. Ромео — «Ромео и Юлия», М. Н. Катков по Шекспир 1827, 1841
· 47. Неджиль — «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», А. А. Шаховской, 1827
· 48. Керим-Гирей — «Керим-Гирей, крымский хан», автор А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», 1827
· 49. Гамлет — «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова, 1827
· 50. Фингал — «Фингал и Роксана», автор А. А. Шаховской, 1828
· 51. Волков — «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской 1828
· 52. Жермани — «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж, 1829
· 53. Альмавива — «Севильский цирюльник», Бомарше, 1829
· 54. Капсали — «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина, 1829
· 55. Польдер — «Польдер — амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж, 1829
· 56. Карл Моор — «Разбойники» Ф. Шиллер, 1829
· 57. Дон Карлос — «Дон Карлос», Ф. Шиллер, 1830
· 58. Клеант — «Скупой» Мольер, пер. С. Т. Аксакова, 1830
· 59. Граф де Фаель — «Габриэль де Виржини» Де Белуа, 1830
· 60. Рудольф — «Невеста разбойника» Кернер 1830
· 61. Яромир — «Прародительница», Ф. Грильпарцер, 1831
· 62. Пабло — «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен, 1831
· 63. Эрик XIV — «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн, 1831
· 64. Юрий Милославский — «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина, 1831
· 65. Чацкий — «Горе от ума» А. С. Грибоедов, 1831
· 66. Мейнау — «Ненависть к людям и раскаяние», автор А. Коцебу, 1832
· 67. Алеко — «Цыганы» A. С. Пушкин, 1832
· 68. Нейвиль (также играл роль Рене ) — «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело 1832, 1844
· 69. Вадим — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C.П. Шевырев, по B. А.Жуковскому 1832
· 70. Иоанн Фауст — «Иоанн Фауст, или Чернокнижник» Клингельман, 1832
· 71. Тассо — «Торквато Тассо», автор Н. В. Кукольник, 1833
· 72. Генрих IV — «Одно утро из жизни Генриха IV», А. Пикар, 1833
· 73. Роман Бобер — «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь», автор А. А. Шаховской, 1833
· 74. Горчаков — «Смольяне», автор А. А. Шаховской, 1834
· 75. Пожарский — «Рука всевышнего отечество спасла», автор Н. В. Кукольник, 1834
· 76. Ляпунов — «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», автор Н. В. Кукольник, 1835
· 77. Мортимер — «Мария Стюарт» Шиллер, 1835
· 78. Роберт Дудлей, граф Лейчестерский — «Мария Стюарт», автор Ф. Шиллер, 1835
· 79. Эдип — «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1836
· 80. Гамлет — «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого, 1837
· 81. Арвед Дюбрель — «Мальвина, или Урок богатым невестам», автор Д. Т. Ленский, 1837
· 82. Кин — «Кин, или Гений и беспутство», автор А. Дюма (отец), 1837
· 83. Ильменев — «Кузьма Рощин, рязанский разбойник», автор К. А. Бахтурин, 1837
· 84. Ролла — «Ролла во Флоренции» К. Лафон, 1838
· 85. Нино — «Уголино», автор Н. А. Полевой, 1838
· 86. Лир — «Король Лир» Шекспира, пер. Я. Г. Брянского, 1839
· 87. Иголкин — «Иголкин, купец новгородский», автор Н. А. Полевой, 1839
· 88. Бидерман — «Смерть или честь», автор Н. А. Полевой, 1839
· 89. Иван Рябов — «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», автор Н. В. Кукольник, 1839
· 90. Пылаев — «Сцены в Москве в 1812 году», автор Н. И. Скобелев, 1839
· 91. Клермон-Артур — «Жена артиста», автор Э. Скриб, 1839
· 92. Ричард III — «Ричард III», автор B. Шекспир, 1839
· 93. Лейфорт — «Дедушка русского флота», Н. А. Полевой, 1839
· 94. Кремнев — «Кремнев — русский солдат», автор Н. И. Скобелев, 1839
· 95. Генрих де Миньероль — «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве, 1840
· 96. Неизвестный — «Параша-сибирячка», автор Н. А. Полевой 1840
· 97. Пронский — «Боярское слово, или Ярославская кружевница», автор П. Г. Ободовский, 1841
· 98. Мочалов — «Мочалов в провинции», автор Д. Т. Ленский, 1841
· 99. Вахтанг — «Майко», автор Н. В. Беклемишев, 1841
· 100. Ромео — «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова, 1841
· 101. Миллер — «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1842
· 102. Сордель — «Жизнь за жизнь», автор Н. В. Беклемишев, 1842
· 103. Доверстон — «Отец и дочь», пер. П. Г. Ободовского, 1842
· 104. Стефан Фостер — «Братья-купцы», автор П. Г. Ободовский, 1843
· 105. Эверт-Горн — «Русская боярыня XVII столетия», автор П. Г. Ободовский, 1843
· 106. Оболенский — «Елена Глинская», автор Н. А. Полевой 1843
· 107. Кратин — «Наука и женщина», автор В. Р. Зотов, 1843
· 108. Вас. Ив. Шуйский — «Василий Иванович Шуйский», автор П. Г. Ободовский, 1843
· 109. Франц Моор — «Разбойники», автор Шиллер, 1844
· 110. Балтазар — «Мономан, или Помешанный». Пер. с франц. В. А. Каратыгина, 1844
· 111. Басенок — «Боярин Федор Басенок», автор Н. В. Кукольник, 1844
· 112. Жорж Мориц — «Графиня Клара д’Обервиль» Анисе-Буржуа и дЭннери, 1846
· 113. Джембулат — «Черкешенка», автор П. С. Мочалов, 1846
Список литературы:
1. Театральная энциклопедия, стр.303
2. Усадьба Пашковых и Московский Императорский Театр, автор Елена Лебедева
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мочалов,_Павел_Степанович