Новый Завет

СОДЕРЖАНИЕ: Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам. Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

Контрольная работа

Горбунов Дмитрий Александрович

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

Катехизаторский факультет

Москва,1997 г.

Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам.

1. Ослабло ли у св. Ап. Павла эсхатологическое напряжение его ранних посланий во время его первых уз? Ответ обоснуйте максимальным количеством ссылок.

Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам, как и более ранние его послания, проникнуто напряженным ожиданием пришествия Господа. Все добрые начинания человека, по мысли апостола, обретают особую весомость в свете грядущего «дня Иисуса Христа», «дня Христова»:

=6 ... будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа

(Филип. 1).

=9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,

=10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов

(Филип.1 ; 9-10).

Наставления и все морально-этическое учение апостола имеет эсхатологическое ударение[1] [1]:

=15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,

=16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился

(Филип. 2).

Пришествие Господа связано с воскресением мертвых для будущей жизни с Богом. И основы новой жизни закладываются уже здесь через причастие к спасительному подвигу Иисуса:

=10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

=11 чтобы достигнуть воскресения мертвых

(Филип. 3).

Апостол Павел, не только не страшится прихода Иисуса, но и с радостью ожидает его, зная какие великие обетования даны верным:

=20 Наше же жительство -- на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,

=21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, *siкоторою* Он действует и покоряет Себе всё

(Филип. 3).

Именно горячая вера в возможность скорого пришествия Иисуса и живой опыт Богообщения, позволяющий говорить о Его Божественном присутствии в мире (Деян. 17; 27), дают человеку четкие этические ориентиры в жизни:

=5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко

(Филип. 4).

Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.

2. Сотериологическое значение Церкви в посланиях св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам.

· Причастность Христу и плодам Его искупительного подвига для ап. Павла тождественно причастности Его Церкви: «в Котором (

в Которой) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1; 7). В Церкви верные находят всю полноту благодатных сил, которые «Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1; 8), поддерживающих человека на протяжении всего жизненного пути.

· Ап. Павел подчеркивает эсхатологическую всеобъемлемость церковного организма: по исполнении «полноты времен... все небесное и земное» соединится «под главою Христом» (Еф. 1; 10. Ср. Гал. 4; 4). Церковь и Христос связаны онтологически и то, чем обладает Господь по божеству становится присуще и Его Церкви по благодати:

=18 И Он есть глава тела Церкви; Он -- начаток,

первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

=19 ибо благоугодно было *siОтцу,* чтобы в Нем обитала

всякая полнота...

(Кол. 1)

Полноте благ становятся причастны и члены Церкви:

=9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

=10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава

всякого начальства и власти.

(Кол. 2)

· Вхождение в Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1; 23) исцеляет от вселенского греха разделения. Павел говорит о том, что нет более Израиля иудеев и греческого мира язычников, Кровь Христа соединяет в одном Теле всех приходящих:

=12 ...вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

=13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

...

=15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

=16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

(Еф. 2)

Через принятие в Церковь и освящение уврачевано разделение, распространявшееся на весь тварный мир:

=20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

=21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

=22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, *siчтобы* представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою.

(Кол. 1)

Теперь верных объединяет единство жизни, исповедания, мистического опыта:

=4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;

=5 один Господь, одна вера, одно крещение,

=6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

=7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

(Еф. 4)

· Единство Церкви не есть безликое согласие толпы, но полная ипостасная самореализация, воплощение предвечного замысла Творца о каждой уникальной человеческой единице, «каждого члена» Тела Христова (Еф. 4; 16):

=11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

=12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

=13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

(Еф. 4)

· Воцерковление неизменно должно вести к нравственному перерождению:

=10 и облекшись в нового (человека), который обновляется в

познании по образу Создавшего его,

=11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

=12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

(Кол. 3)

Спасительное возрастание «в того, Который есть глава Христос» происходит через участие в таинственной жизни церковного организма, когда каждый «получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4; 15-16), «держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2; 19). Через Церковь мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2; 18) и освящающим действием Св. Духа избавляемся от греховной скверны:

=25 ...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

=26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

=27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна

(Еф. 5),

=12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

=13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

=14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

(Кол. 1)

· Для всех христиан примером для подражания служит Господь Иисус Христос и целью существования Церкви является новое воплощение Христа в каждом человеке во всей полноте нравственного совершенства (Еф. 4; 15-16):

=12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

=13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

=14 Более же всего *siоблекитесь* в любовь, которая есть совокупность совершенства.

(Кол. 3)

Послание св. Ап. Павла к Титу; 1, 2 к Тимофею; Соборные послания.

3. К концу 60-х годов Церковь столкнулась с гонениями. По перечисленным посланиям покажите, как необходимо было переносить испытания. Какие нравственные требования предъявлялись к членам Церкви?

Итак переноси

страдания, как добрый

воин Иисуса Христа.

(2 Тим. 2; 3)

Подвиг мученичества (свидетельства) в Церкви всегда стоял на особой высоте, люди, претерпевшие гонения, пользовались огромным авторитетом и почитанием. «Если как Христианин (пострадал), то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4; 16), - мучения и даже смерть за Христа, по словам апостола, есть Божий дар - «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2; 19), пишет ап. Петр - это редкая возможность уподобления Христу и перехода в вечную жизнь, ради которой отвергаются все прелести чувственного мира.

Подвиг исповедничества, как главная христианская добродетель, действенен не только как внешнее свидетельство перед миром о вере в упразднение смерти воскресением Христа из мертвых («Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (Тим. 2; 10), - ап. Павел сознает значение личного примера). Но главный смысл добровольных страданий в мистическом соединении со Христом и укрепляющим Духом, когда исповедник опытно познает близость Господа и неизмеримую малость кратковременных мучений по сравнению с вечной жизнью с Богом (яркий пример - смерть первомученика Стефана (Деян. 7; 55-60), послания св. Игнатия Богоносца):

=11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

=12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;

=13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

(Тим. 2).

=12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,

=13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

=14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется

(1 Пет. 4).

=7 Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия

(2 Тим. 2).

Сам подвиг свидетельства и страданий за исповедание Христа, конфликт с миром в жизни каждого христианина неизбежен: «да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3; 12), - пишет ап. Павел, о том же говорит и ап. Петр:

=20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу

(1 Пет. 2).

=15 Господа Бога святите в сердцах ваших; *siбудьте* всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

=16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

=17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые

(1 Пет. 3).

Призыв апостолов к мученичеству основывается прежде всего на примере Христа. Ап. Павел просит Тимофея «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим. 6; 14), как и Христос «засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим. 6; 13).

=21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

=22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

=23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному

(1 Пет. 2);

=18 ...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти

(1 Пет. 3),

- путь обожения есть путь уподобления, «подражания» (1Фес. 1; 6. 1Кор 4; 16. 3Ин. 1; 11. Евр. 6; 12, 13; 7. Филип. 3; 17. Еф. 5; 1-2) Христу, апостолам и их ученикам. И апостолы не столько словом, сколько личным примером учат терпению, вере и надежде в гонениях:

=8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

...

=11 ... я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

=12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

(2 Тим. 1);

=8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

=9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

(2 Тим. 2);

=10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

=11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

(2 Тим. 3);

Сам Господь в заповедях блаженств говорит об особом вознаграждении всех подвергающихся гонениям за имя Христово и с агнчей кротостью переносящих испытания веры (Мф. 5; 10-12), то же проповедуют и Его ученики:

=14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь

(1 Пет. 3);

=14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

(1 Пет. 4).

Все достойно претерпевшие посылаемые испытания получают нетленные венцы победителей, становятся причастниками обетований Божиих:

=6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

=7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

=8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

(2 Тим. 4);

=13 ...но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете

(1 Пет. 4)

Большая часть послания к Титу посвящена нравственным наставлениям к пастве о. Крита (Тит. 1; 12). Апостол перечисляет нравственные требования ко всем верным от епископов (Тит. 1; 5-9) до рядовых членов Церкви (Тит. 2; 1-10).

Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

4. Перечислите все случаи употребления в Апокалипсисе числа 12 и раскройте его символическое значение.

По значимости в тексте «Апокалипсиса» после семеричной символики следует двенадцатиричная (частота упоминания - 23 раза), а затем троичная (41 раз) и четверичная (31 раз), как связанные между собой (

).

В Св. Писании число двенадцать означает полноту Божьего народа. С этой точки зрения следует толковать и все образы, связанные с этим числом. 24 старца пред престолом Божиим (Откр. 4; 4) как раз и являются как совокупное предстояние Ветхозаветной и Новозаветной церквей (

) (вопрос являются ли они прославленными человеками или же ангельскими силами наравне с 4-мя животными решается по-разному[2] [2]). 144,000 «запечатленных» «сынов Израилевых» (Откр. 7; 4) и девственников (Откр. 14; 3) есть так же двенадцатиричный образ (

, где 1000 - знак неопределенно большого количества (ср. Откр. 20; 3)), означающий число святых Вселенской Церкви[3] [3]. К Церкви же относится и образ «жены, облеченной в солнце» с «венцом из двенадцати звезд» (Откр. 12; 1). «Святый Иерусалим», нисходящий «с неба от Бога» (Откр. 21; 10) так же весь наполнен двенадцатиричной символикой, обобщая которую можно говорить о символе победы упорядочивающей благодати над энтропией, о воцарении Церкви во всей ее красе среди последних островков хаоса и несовершенства (Откр. 21; 8, 27).

Гл.

Цитата

Комментарии

7

4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

5 Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч...

12

1 И явилось на небе великое знамение: женщина, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

Здесь 12 звезд «означают двенадцатирицу ветхого или нового Израиля, патриархов или аплстолов»[4] [4] (ср. Откр. 21; 14). Жена - Церковь как полнота избранных, освященных светом солнца Христова учения и 12-ти звезд-солнц Его учеников.

21

12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

21

14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

21

16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

21

19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

21 А двенадцать ворот -- двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.

22

2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.

4

4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

4

9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10 тогда двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом

21

13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

21

17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерой человеческой, какова мера и Ангела.

122=144

5. Раскройте образ 4 животных. В каких видениях он присутствует?

Если триады обозначают начало, придающее смысл и форму косной аморфной материи, то «число 4 в каббалистической символике означает стихийные начала»[5] [5]. 4 животных (Откр. 4; 6-7; Иез. 1), стоящих рядом с престолом Божиим, «соединяют в себе основные образы тварноживотной жизни, которые призваны в 5 и 6 день миротворения (отсутствуют лишь рыбы)»[6] [6]. Ап. Иоанн описывает их так:

=6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

=7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

=8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

(Откр. 4)

В отличие от 4-ех животных Иезекиля (Иез. 1; 10), где они изображены в четырехликом образе, здесь каждое животное обладает индивидуальной внешностью. Ещё в ранней Церкви эти орел, телец, лев и человек становятся символами 4-ех евангелистов. Во всех видениях, где встречаются эти ангельские силы, мы видим их в непосредственной близости к Богу, пред Его престолом (4; 6, 5; 6, 7; 11, 14; 3, 15; 7, 19; 4).

Образы 4-ех животных присутствуют в следующих видениях:

· Созерцание Небесной Литургии (Откр. 4);

· Вручение книги с 7-ю печатями Агнцу (Откр. 5);

· Снятие первых 4-ех печатей (Откр. 6; 1 и пр.);

· Запечатление 144,000 праведников (Откр. 7; 11-12);

· Явление Агнца на горе Сионе со 144,000 девственниками (Откр. 14; 3);

· Вручение 7-ми чаш гнева 7-ми Ангелам;

· Осуждение Вавилонской блудницы (Откр. 19; 4-5).

Кроме того, значимо употребление в «Откровении» четверичной символики как таковой. «Власть над четвертой частью земли» (Откр. 6; 8), данная всаднику на бледном коне, говорит о подвластности природы, космоса князю мира сего. Так же можно истолковать и упоминание «четырех Ангелов, которым дано вредить земле и морю» (Откр. 7; 2). «Четыре Ангела, приготовленные ... для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр. 9; 15) - апокалиптический символ взбунтовавшейся стихии (4), выходящей из-под контроля разумного начала (3) - людей, которые, из-за неспособности властвовать не только над землею (Быт 1; 28), но и над собственной природой, впадают в зависимость от резонирующих хаотических начал и как следствие погибают.

Взаимное переплетение чисел 3 и 4 в «Откровении» и есть символ сочетания и взаимовлияния активной силы и страдательной материи, субъекта (3) и объекта (4). Как уже было замечено, все седмицы (печати, трубы, чаши) неизменно делятся на две части: 4+3=7, причем сходные по значению события 4-ех труб и чаш относятся к разрушению природы. И двенадцатиричные образы так же распадаются на 4 триады: 4х3=12 (Откр. 21; 13, 16).

6. Обобщите учение Апокалипсиса о Христе.

В «Откровении» Христос предстает в качественно ином виде - как прославленный Богочеловек, «Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17; 14).

Прежде всего необходимо заметить, что тайнозритель, говоря об Агнце, имеет в виду Христа и Бога, т.е. Агнец, Христос и Бог - одно Божественное Лицо - «Слово Божие» (Откр. 19; 13): «лев от колена Иудина, корень Давидов» (Откр. 5; 5) есть «Агнец как бы закланный» (Откр. 5; 6), «Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1; 8), «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22; 13. 21; 6), «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1; 17-18), Бог (Откр. 21; 7. 22; 1), «Сидящий на престоле» (Откр. 21; 5). Он - истинный Вседержитель (Откр. 1; 8. 11; 17. 21; 22) в Его руках управление миром, жизнь и смерть:

= 17 Я есмь Первый и Последний,

=18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

(Откр. 1)

В «Откровении» Христос предстает в царственном и священническом достоинстве (Откр. 1; 13. 11; 17. 20; 6), во всем ослепительном величии Его небесной славы (Откр. 1; 13-16): на Нем пребывает вся полнота благодатных даров Св. Духа (Откр. 5; 6), во всем мире не нашлось подобного Ему - только Он (Откр. 5; 3), принявший «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5; 12) мог открыть «книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5; 5). Он «победил и сел с Отцем» (Откр. 3; 21) - подвиг Его воплощения стал началом фундаментальных перемен в мироздании, упразднения дьявола и смерти (Откр. 12; 9-10). Христос - Спаситель, Агнец, принесший Себя в жертву человечеству, давший лекарство для исцеления его духовных недугов. Он «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5; 9), «первенец из мертвых и владыка царей земных... возлюбивший нас и омывший нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1; 5). Иисус, Пастырь праведных (Откр. 7; 17. 14; 4-5), возглавил Собою всё человечество и духовно воинствует за нас во главе небесной и земной Церкви. Священный ужас охватывает каждого, читающего описание этой духовной брани:

=11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

=12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. *siОн* имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

=13 *siОн* *siбыл* облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие.

=14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

=15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

=16 На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих

(Откр. 19).

Здесь мы видим«аллегорию духовного боя в крайней степени его напряженности»[7] [7]. Незавидна участь противников Праведного Судии: «прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19; 21).


[1] [1] Еп. Кассиан Христос и первое христианское поколение, 3-е изд. Париж-Москва YMCA-Press, Русский путь, 1996 г., с. 235.

[2] [2] См. Прот. Сергий Булгаков Апокалипсис Иоанна, YMCA - PRESS, Париж, 1948, с. 43; Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 341.

[3] [3] Сорокин В. В. От Бытия до Апокалипсиса. М: Общедоступный православный университет, основанный прот. Александром Менем, 1994, с.69.

[4] [4] Бу Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 86.

[5] [5] Сорокин В. В. Ук. соч., с. 68.

[6] [6] Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 44.

[7] [7] Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 165.

Скачать архив с текстом документа