Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова

СОДЕРЖАНИЕ: Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты.

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о всемирной отзывчивости поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.

Так, в стихотворении Нравственный человек герой считает себя человеком с высокой моралью:

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не делал в жизни зла.

Но его высокая мораль приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, истерзана позором и печалью; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого •человека.

Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с высокой моралью. Но в чем же мораль его, и почему герой назван нравственным человеком? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.

В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова проза и поэзия в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: Мы с тобой бестолковые люди..., Я не люблю иронии твоей..., Да, наша жизнь текла мятежно...

Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях Поэт и гражданин и Элегия.

В стихотворении Поэт и гражданин Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.

Эта мысль продолжается в Элегии. Поэзия, не должна забывать тему старую страдания народа. Всякий человек, не будучи поэтом, гражданином быть обязан. В поэте Некрасов видит избранника неба. Поэтому он призывает его:

Не верь, что вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей...

И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений чувству всеобнимающей любви.

Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении На смерть Шевченко Некрасов называет русской земли человеком замечательным, все он изведал.... Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет семьей великой, вольной, новой.

А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых сокровища душевной красоты совмещены... благодатно. Поэтому свои труды, надежды, помышления они отдали родине, которую как женщину любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:

Природа-мать, когда б таких людей

Ты иногда не посылала б миру,

Заглохла б нива жизни...

Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.

Вершиной его нравственных поисков стала поэма Кому на Руси жить хорошо.

В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!. И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

Скачать архив с текстом документа