О деятельности дошкольного образовательного учреждения
СОДЕРЖАНИЕ: Муниципального дошкольного образовательного учреждение Центр развития ребенка детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников №5 ЛучикМуниципального дошкольного образовательного учреждение Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников №5 Лучик
Публичный доклад
о деятельности дошкольного образовательного учреждения
Прокопьевск, 2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I Общие характеристики дошкольного образовательного учреждения.............3
II Особенности воспитательно-образовательного процесса...............................4
III Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса........11
IV Кадровый потенциал педагогических кадров................................................15
V Финансовые ресурсы МДОУ и их использование..........................................17
VI Семья и дошкольное образовательное учреждение.......................................18
VII Проблемы, планы и перспективы развития..................................................20
Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития , коррекции и оздоровления всех воспитанников №5 Лучик
Детский сад - наш мир, открытый дом,
Большой Вселенной маленькое эхо,
Где в каждой группе
День за днем
Творится формула здоровья, счастья и успеха.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) было открыто 12 сентября 1995 года в новом 10 микрорайоне города, на красивом месте - возле молодого сосняка и строящегося собора. Панельное типовое трехэтажное здание детского сада с плавательным бассейном с проектной мощностью на 250 мест расположено в 300 метрах от главной городской дороги в окружении строящихся многоэтажных домов и средней общеобразовательной школы №45.
За время функционирования МДОУ получил первую лицензию на право ведения образовательной деятельности 17 августа 1998года. 19 июля 2001 года получена лицензия на новый вид Центр развития ребенка.
По результатам государственной аттестации и аккредитации 7 марта 2003 года детскому саду присвоен статус:
тип - дошкольное образовательное учреждение;
вид - Центр развития ребенка;
категория - высшая.
9 ноября 2006 года получена третья лицензия на право осуществления образовательной деятельности.
2007 год - лицензирование, аттестация и аккредитация: новый вид - МДОУ Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников №5 Лучик.
I Общие характеристики дошкольного образовательного учреждения
Полное наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников №5 Лучик, город Прокопьевск, Кемеровская область. Сокращенное наименование по Уставу «МДОУ Детский сад №5»
Юридический адрес: 653052, город Прокопьевск, Кемеровская область, улица 10 микрорайон, 39; телефон 66-02-86.
Учредитель: Администрация города Прокопьевска, МУ Управление образования Администрации г. Прокопьевска
Вопросы, связанные с распоряжением имущества, закрепленные за МДОУ на праве оперативного управления, подотчетны Комитету по управлению имуществом города Прокопьевска.
Место регистрации Устава: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №11 Кемеровской области. Регистрационное свидетельство от 03.08.2007 года № 2074223043354;основной государственный регистрационный номер (ОГДН) 1034223004837.
Лицензия 06 сентября 2007 года №043885 серия А, регистрационный №7864, выдана Государственной лицензионно-аттестационной службой Кемеровской области до 06 сентября 2012 года.
Свидетельство о государственной аккредитации АА178085 от 07.03.2008 года, регистрационный №0086.
Возглавляет МДОУ заведующая Вуймина Надежда Ивановна, рабочий телефон :66-02-86, домашний телефон - 61-77-40;
Заместитель заведующей по АХР - Максунова Лидия Михайловна, рабочий телефон 66-02-86;
Старший воспитатель –Агапкина Елена Юрьевна, рабочий телефон 66-02-86;
Старший воспитатель, соц. педагог- Дорохина Ирина Владимировна, рабочий телефон 66-02-86;
Старшая медицинская сестра - Голубь Анна Владимировна, рабочий телефон 66-02-86.
В МДОУ функционируют 12 возрастных групп с общей численностью 250детей, из них дошкольные группы (от 3-х до 7 лет) - 10; 2 группы раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет). Из 12 возрастных групп - 8 логопедических групп.
Контингент воспитанников формируется с учетом возраста. Количество групп определяется в зависимости от санитарных норм и условий воспитательно-образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Прием детей в МДОУ осуществляется по направлениям МУ Управление образования Администрации г.Прокопьевска», утвержденными заместителем главы города по социальным вопросам Н.В. Масловой.
В МДОУ комплектуются группы в соответствии с действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации.
В 2009-2010 учебном году принято 78 воспитанников. В группах раннего возраста воспитывается 39 детей; в дошкольных группах-196, из них в логопедических группах- 117, на конец 2009 года в среднем посещали МДОУ - 235 детей. Режим работы дошкольного образовательного учреждения - 12 часов; время пребывания детей с 7.00 часов до 19.00 часов.
Структурными подразделениями МДОУ являются 5 созданных семейных групп: Рыжковых, Гребенюк, Томилиных, Виршиц, Комаровых.
II Особенности воспитательно-образовательного процесса.
Основной реализуемой программой, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса МДОУ, является программа нового поколения Развитие Учебного центра Л.А.Венгера.
Цель программы: реализация концепции самоценности дошкольного периода, направленной на развитие умственных, художественных и творческих способностей детей; сохранение, укрепление и коррекцию физического и психического здоровья.
В программе представлены обязательные и дополнительные разделы программы Малыш, Гармония, разработанные под руководством доктора психологических наук К.В.Тарасовой, адресованных музыкальным руководителям, имеют самостоятельное значение.
По физическому воспитанию используются методические рекомендации М.Д. Маханевой Воспитание здорового ребенка.
Для осуществления преемственности в развитии детей при переходе из ясельной в дошкольную группу коллективом педагогов разработана и используется адаптированная к базовой программа Лучик. Эта программа принята на педагогическом совете МДОУ, для работы в группах раннего возраста, утверждена приказом и прорецензирована доцентом кафедры дошкольного и начального образования Муниципального образовательного учреждения дошкольного профессионального образования Институт повышения квалификации города Прокопьевска, кандидатом педагогических наук Якимовой Мариной Николаевной.
Для осуществления логопедической работы используются специализированные программы Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной; Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа) Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной; Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа) Т.А.Каше, Т.Б. Филичевой.
Для обогащения содержания воспитательно-образовательного процесса используются дополнительные циклы программы Развитие Л.А. Венгера Художественное конструирование, Режиссерская игра, а также, образовательные, парциальные программы, технологии, методические разработки, позволяющие выполнить основные требования, превышающие Госстандарт образования:
- Театр, творчество, дети Н.Ф. Сорокина,
- Физическое развитие и здоровье детей А.В.Яковлева, Р.А.Юдина;
- Танцевально-игровая гимнастика , Ж.Е.Фирелева, Е.Т.Сайкина;
- Методика обучения плаванию в детском саду Т.И.Осокина, А.А.Тимофеева,
- Воспитание ребенка-дошкольника, В.Н.Зимонина;
- Здоровьеформирующие физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей детей 5-6 лет, М.М.Безруких;
- Программа эмоционального развития дошкольного возраста С.В.Крюкова, Н.П.Слободняк;
- «Лечебная физическая культура» А.И.Федоров;
- «Основы безопасности жизнедеятельности», М.А.Фисенко;
- «Маленькие волшебники или на пути к творчеству»,О. Белобрыкина;
- «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», О.В.Солодянкина;
- «Наш дом - природа».Программа экологического образования, Н.А.Рыжова;
- «Экологическое воспитание дошкольников», С.Н.Николаева;
- «Мы». Программа экологического образования детей», Н.Н.Кондратьева;
- «Дошкольник и экономика», образовательная программа , А.Д.Шатова;
- «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю.В.Останкова.
Для успешной реализации базовой программы, комплексирования парциальных , коррекционных программ и основных направлений работы была разработана образовательная программа МДОУ – модель педагогической деятельности, внутренний воспитательно–образовательный стандарт. Основной целью МДОУ является становление, развитие и воспитание в ребенке Благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.
Деятельность МДОУ включает следующие направления:
· охрана жизни, физическое развитие, укрепление здоровья, здоровьесбережение;
· формирование интеллектуально – познавательной сферы, коррекционно – речевого и психического развития детей;
· обеспечение личностного и ценностно– ориентированного развития;
· развитие художественно – эстетических способностей детей средствами музыки, танца, изобразительного искусства, литературы;
· профессиональное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития и обучения детей.
С учетом реализации основных направлений деятельности МДОУ была разработана Программа развития дошкольного образовательного учреждения до 2012 года «Формирование культуры здоровья у детей, родителей и педагогов».
Направление инновационной деятельности: поиск новых подходов в формировании культуры здоровья у всех участников воспитательно-образовательного процесса «Дети родители - педагоги».
На заседаниях инновационной группы рассматриваются проекты, методические разработки, педагогические технологии по всем направлениям.
1).Здоровьеформирующее физическое и психическое развитие:
- технология спортивной игры «Водное поло» и спортивной секции «Рисунки на воде» с элементами гидроаэробики, Гулина О.В., инструктор по физической культуре;
- педагогический опыт «Организация системы работы по физическому развитию детей и внедрение инициатив по совершенствованию процесса оздоровления», Агапкина Е.Ю.- старший воспитатель, Дорохина И.В. – воспитатель-соц.педагог, Евдокимова О.Ю. – медсестра физио и массажа , Ирошникова Е.Г.- воспитатель по физической культуре воспитатель. 2).Приобщение к познанию социального мира:
- педагогический проект «Приобщение детей к гуманным формам взаимоотношения с природой», Ирошникова Е.А. – воспитатель;
- модульная технология «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста», Мымрина Е.В. - воспитатель;
- методические разработки «Экологическое воспитание - основа поисково – познавательной деятельности дошкольников» - Дехант Л.Н. - воспитатель;
3).Коррекционно – логопедическая работа:
- педагогическая технология «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР», «Развитие графомоторных навыков, как средство предупреждения дисграфии, Белявская Н.В. – учитель – логопед;
- педагогическая технология «Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию навыка связной речи», Корчуганова Е.Ю. – учитель – логопед.
Решая задачи укрепления здоровья, здоровьесбережения, физического и психического развития детей в МДОУ систематизирована физкультурно – оздоровительная работа: закаливание, воздушные ванны, босохождение, купание и плавание в бассейне, индивидуальная коррекция осанки и плоскостопия, дыхательная гимнастика, ароматерапия, физиолечение, массаж.
Работают спортивно – игровые секции: «Водное поло», «Баскетбол» для мальчиков, «Гидроаэробика» и «Танцевально – игровая пластика» для девочек; для детей и родителей «Школа здоровья».
В расписание дополнительной нерегламентированной деятельности включена корригирующая, индивидуальная работа, ЛФК, логоритмика, хореография, коррекционная работа с детьми на снятие эмоционального напряжения, основы безопасности жизнедеятельности «Сказки осторожности», студия «Мир цвета, гармонии, пластики».
Программа инновационной деятельности направлена на внедрение комплекса оздоровительных инициатив и повышение ценности здоровья у детей, родителей, педагогов и включает следующие материалы:
- управление инновациями Вуймина Н.И. – заведующая, Агапкина Е.Ю.. – старший воспитатель;
- построение социального аспекта здороьесберегающей среды дошкольников,Дорохина И.В.– воспитатель – социальный педагог;
- психологическое сопровождение оздоровительно – образовательного процесса, Лягаева Е.А.. – педагог – психолог;
- организация системы работы по физическому развитию детей и внедрение инициатив по совершенствованию системы оздоровления, Ирошникова Е.Г. – воспитатель физической культуры; Гулина О.В. – инструктор физической культуры;
- повышение ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни всех участников воспитательно – образовательного процесса, Евдокимова О.Ю. – медсестра физио и массажа;
- система коррекционной помощи как средство социализации детей с нарушениями речи, Белявская Н.В. – учитель – логопед;
- использование музыкальной терапии, логоритмики в развитии творческих способностей детей, Лебедева О.А. – музыкальный руководитель.
Реализация программы инновационной деятельности спланирована по этапам:
-организационно- диагностического; реализация инноваций и внедрение комплекса оздоровительных инициатив; отслеживание динамики и коррекция инновационной деятельности; мониторинг эффективности инновационной деятельности и определение путей его совершенствования.
Формы представленных результатов:
программы; методические разработки; проекты; педагогические технологии по формированию здоровья, коррекции физического и психического развития,
совершенствование качества воспитательно – образовательного процесса.
Проектирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации воспитательно – образовательного процесса соответствуют поставленным задачам, содержанию годового, учебного плана и включают:
1. Базисные компоненты программы «Развитие»;
2. Режим дня;
3. Расписание детской деятельности;
4. Сетки занятий;
5. Максимально допустимый объем учебной нагрузки;
6. Двигательный и оздоровительный режим;
7. Обеспечение психического комфорта;
8. Работа специалистов в реализации коррекционных, образовательных задач.
Базисные компоненты программы «Развитие» включают следующие разделы:
сенсорное воспитание, игра, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, введение в грамоту, развитие представлений об окружающем мире и о себе, изобразительное искусство, ознакомление с пространственными отношениями, развитие элементарных математических представлений, конструирование, физическая культура, грамота и подготовка руки к письму, развитие экологических представлений, развитие элементов логического мышления, развитие музыкальности.
Основные требования:
- единство целей базисной и парциальных программ;
- единство технологических подходов;
- пропорциональное соотношение всех направлений в воспитательно-образовательном процессе;
- организация детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; не регламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в течении дня;
- обеспечение оптимальной нагрузки на детей;
- реализация личностно-ориентированного, индивидуального подхода к ребенку в разных подгруппах;
- обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуального развития, физического и психического здоровья детей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- отслеживание результатов контрольно-аналитической деятельности; диагностика усвоения программного материала; мониторинговые исследования с учетом разработанной модели воспитательно-образовательного процесса.
Режим дня характеризуется для разных возрастных групп в холодный и теплый период года и имеет следующие аспекты:
- соблюдение режима дня в МДОУ в соответствии с функциональными возможностями ребенка, его возрастом и состоянием здоровья; организацией занятий, подготовкой и выходом на прогулку; работой с подгруппами;
- соблюдение баланса между разными видами активности;
- организация гибкого режима пребывания детей в МДОУ с учетом потребности родителей и для детей в адаптационный период;
- организация подгрупповой, индивидуальной работы по профилактике утомления детей.
С учетом данных требований составлено расписание детской деятельности, сетки занятий, структура учебного плана.
В воспитательно-образовательный процесс включены все виды деятельности, затрагивающие сферы развития ребенка с учетом сбалансированности умственной, физической нагрузки и максимально допустимого объема учебной нагрузки для ребенка.
Количество специально организованных форм обучения соответствует регламенту инструктивно-методического письма, санитарно-гигиеническим требованиям и базовой программы, занятие физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов занимает 60% общего времени.
Суммарная нагрузка для дошкольников не превышает максимального объема. Двигательный и оздоровительный режим включает формы организации деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные, спортивные игры и развлечения; физкультурные и музыкальные занятия, прогулка, плавание, игры на воде, физ. досуг, праздники, дни здоровья, спартакиада, школа здоровья, массаж Девять волшебных точек, дыхательная гимнастика, использование приемов релаксации, прием детей на воздухе, свето-воздушные ванны; закаливание; корригирующая, логоритмическая гимнастика, оздоровительный бег. Уровень физической подготовленности по основным видам движений и плаванию за 2009-2010 учебный год характеризуется следующими показателями:
- высокий уровень - 42%;
- средний уровень - 48%;
- ниже среднего уровень - 10%.
Обеспечение психологического комфорта предусматривает: продуманный гибкий режим, благополучно-эмоциональная организация режимных моментов;
личностно-ориентированный стиль общения; учет состояния здоровья детей, их физической подготовленности, интересов; сбалансированность физических и интеллектуальных нагрузок; индивидуально дифференцированный подход к детям; организация аутотренинга, проведение психогимнастики.
Прослеживается система работы специалистов: педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования (хореографа).
Психологическая служба включает:
- эмоциональный комфорт детей и воспитателей (психо-эмоциональная разгрузка, игровая терапия, дни радости, зимние каникулы).
- социальную адаптацию (педагогическая гостиная, психологическое консультирование, включение родителей вновь поступивших детей); психологическую поддержку детей группы риска;
-взаимодействие с родителями (индивидуальную работу, диагностику, дезадаптацию, анкитирование, психологический тренинг, домашние задания).
Учителя-логопеды осуществляют коррекционную работу с детьми на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, решая поставленные задачи специализированных образовательных программ, педагогических технологий, методических рекомендаций. Содержание коррекционно-образовательного процесса осуществляется с детьми педагогами и родителями.
Организация работы музыкальных руководителей, хореографа направлена на развитие творческих способностей детей, музыкальной культуры, танцевально-игровой пластики. Музыкально-танцевальная деятельность включает:
- восприятие, исполнительство, творчество; формирование музыкально эстетического сознания;
- развитие певческих и музыкально-ритмических движений на занятиях и в кружковой работе;
- игра на музыкальных инструментах;
- развитие музыкальной культура, эстетического вкуса, воспитание интереса к танцевально-ритмическим движениям.
Инструктор пи физической культуре осуществляет комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в бассейне: закаливающие процедуры, купание, игры на воде, обучение плаванию. С детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по подгруппам в течение 15 минут, с детьми старшего дошкольного возраста - два занятия в неделю 20-30 минут по подгруппам. Подгруппы формируются в соответствии со здоровьем и уровнем умений, навыков плавания. В целях развития индивидуальных двигательных способностей детей, а также укрепления и сохранения их здоровья, организуются секционные занятия в бассейне. достижения по разделам базовой программы подводятся по результатам и анализу усвоения знаний, умений и навыков детьми два раза в учебном году (за I и II полугодия). Анализ усвоения разделов программы за 2009-2010 учебный год:
- высокий уровень - 37%;
- средний уровень - 53%;
- ниже среднего уровня - 10%.
Педагогическая диагностика детей включает:
- уровень знаний, реализацию программных целей и задач по каждому разделу;
- уровень знаний содержания разделов программы по своей возрастной группе;
- уровень владения методами и приемами диагностирования по каждому из разделов программы.
Разработанная система критериев и показателей реализации базовой программы способствует формированию у членов педагогического коллектива и родителей объективной картины воспитательно-образовательного процесса в МДОУ.
Результаты воспитательно-образовательной деятельности представляются на Совете МДОУ, педагогическом совете, заседаниях творческой группы, психолого-медико-педагогической комиссии, на заседаниях экспертной группы и аттестационной комиссии, а также на родительских собраниях.
Установлены преемственные связи в работе МДОУ со школой №45, художественной и музыкальной школами, центром здоровья, физкультурным техникумом, ГИБДД, центром дополнительного образования. Реализация договоров сотрудничества направлена на:
- формирование базиса личной культуры детей;
- развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников;
- формирование готовности к обучению в школе;
развитие способностей детей, интеллектуальных и личностных качеств, произвольности поведения;
- формирование интегрированных знаний.
Отмечаются успехи выпускников МДОУ по результатам мониторинга успеваемости в школе по усвоению программы: обучаются на 5 и 4 из числа 55 детей - 85%; с оценкой 3 - 15%.
III Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса
Предметно развивающаяся среда организована в соответствии с программой Развитие Л.В.Венгера, с учетом комплексирования, свободного размещения зонирования центров и подвижности. Для обеспечения психологической защищенности, развития индивидуальности ребенка учитывается основное условие построения среды - личностно-ориентированная модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.
Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора. Расстановка мебели, игрового и диагностического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Поощряется создание 2-3 уровневого пространства: цветной дизайн и оформление помогают сенсорному развитию дошкольников, создают дополнительные зрительные горизонты.
Задачи оформления:
- реализовать личностно-ориентированную модель воспитания;
- стимулировать развитие способностей во всех видах деятельности;
- развивать коммуникативные способности в общении;
- реализовать потребность в движении;
- развивать творческие, умственные способности, самостоятельность.
Такой подход к организации жизненного пространства в группах создает у детей благоприятное эмоциональное состояние, желание общаться друг с другом и взрослыми. Предметная среда построена с учетом организации деятельности детей:
а) в обучающей деятельности - подбор дидактического материала, который соответствует изучаемой темы;
б) в совместной деятельности с детьми взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду материалами для игр, конструирования, рисования и других видов деятельности в соответствии интересами дошкольников;
в) для самостоятельной деятельности детей созданы условия, развивающие творческое самовыражение, способы действий, умений, замыслов.
Материалы многослойны, полифункциональны, обеспечивают занятость детей с разной степенью освоения видов деятельности.
После проведенного ремонта в МДОУ изменилась, обогатилась, модернизировалась предметно-развивающая среда:
- многофункциональность игрового оборудования,
- отражение в интерьере многообразия цвета, форм, материалов;
- разновысотные горизонты;
- условия для сенсорного впечатления детей;
- обогащенные центры творчества;
- развивающие центры на групповых участках и территории.
В музыкальном зале созданы условия для музыкально-ритмических движений, проведения занятий, праздников, досугов, кружковой работы, хореографии, релаксации. Приобретены музыкальные инструменты, наглядные пособия, костюмы и реквизиты для театрализованной деятельности.
В спортивном зале установлено физкультурное оборудование с учетом эксплуатации. Пополнился демонстрационный, раздаточный инвентарь для организации занятий, коррекционных, корригирующих упражнений, кружковой работы, спортивных праздников, игровых занятий по ЗОЖ, ОБЖ, дней здоровья. Представлено нетрадиционное и нестандартное физкультурное оборудование для развития двигательной деятельности детей.
Плавательный бассейн оснащен физкультурно-оздоровительным оборудованием, спортивными пособиями и инвентарем. Созданы условия для воспитания культурно-гигиенических навыков (душевые, раздевалки, сушильные принадлежности), решения задач по здоровьесбережению, организации массажа, закаливающих мероприятий, обучению плавания, кружковой работы; развитию индивидуальных и двигательных способностей детей.
Кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателя -социального педагога, воспитателя ИЗО деятельности оборудованы для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми. Методическое оснащение направленно на развитие коррекционной, психолого-педагогической, социально-личностной, творческой, воспитательно-образовательной видов деятельности. Содержание дидактического материала распределено по разделам:
- звукопроизношение, связная речь, лексико-грамматический строй речи, обучение грамоте, развитие мелкой моторики и другое;
- развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие познавательной деятельности; формирование психического здоровья, развитие психических процессов, подготовка детей к обучению в школе; дифференцированная и индивидуальная работа, консультирование педагогов и родителей;
- созданы условия для организации занятий по правилам дорожного движения, ЗОЖ, ОБЖ. В кружковую работу Сказки осторожности включены: игры, наглядные пособия, таблицы, демонстрационный, раздаточный материал, видеокассеты, схемы. Проводится анкетирование, социологический опрос, социально-педагогический мониторинг; консультирование педагогов, родителей, связь с социумом и общественностью;
- воспитательно-образовательный процесс по ИЗО деятельности оснащен наглядными средствами; методической литературой, образцами, иллюстрациями, картинами, наглядными пособиями, игрушками, муляжами, предметами искусства: росписями, графикой, рисунками и детскими работами, выразительными композициями. Проводится творческий синтез фрагментов и целостного изображения; организация выставок, консультирование педагогов, родителей.
В групповых помещениях продумано содержание предметной среды с учетом возрастных особенностей детей. Оборудованы индивидуальные модульные проекты, центры развития: искусство, ручной труд, занимательная математика, литературно-художественный, литературно-театрализованный, строительный, физкультурно-оздоровительный, физкультурный. Центры экспериментирования: наука, мини-лаборатория, песок и вода, наука и природа. Познавательные и творческие центры: здравствуй книжка, музыкальный, творческое развитие, мы познаем мир, наша библиотека, учимся конструировать, учимся строить, театр, маленькие математики, игровой центр.
Модель образовательной среды направленная на :
- развитие личности ребенка;
- создание условий для радостного проживания детства;
- охрану жизни, физическое развитие и укрепление здоровья детей;
- повышение возможностей адаптационных механизмов путем коррекционно-оздоровительных мероприятий, здоровьесберегающей целесообразности;
- формирование интеллектуально-развитой творческой личности, обогащение социального опыта детей и приобщение к общечеловеческим ценностям;
- коррекцию речевого и психического развития детей;
художественно-эстетическое развитие средствами музыки, танца, театра, изобразительного искусства.
По результатам проведенного конкурса по организации предметно-развивающей среды в МДОУ заняли призовые места следующие возрастные группы:
I место «Ягодка»
II место - Теремок, Колокольчик,
III место - Сказка, Неваляшка.
В целях обеспечения охраны жизни и здоровья детей, усиления бдительности и недопущения совершения террористических актов и других противоправных действий в МДОУ проводятся мероприятия по безопасности детей, педагогов: разработка положения по организации охраны и обеспечения безопасности в МДОУ, о пропускном режиме в здание детского сада; проводятся 1 раз в месяц тренировки по эвакуации детей; организуются беседы с детьми, инструктажи с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей, предупреждению антитеррористических действий и безопасности жизнедеятельности детей. Система данных мероприятий отражена в программе по основам безопасности жизнедеятельности, которая реализуется в оздоровительно -воспитательно-образовательном процессе педагогами МДОУ.
Медицинское обслуживание в МДОУ направлено на решение задач по укреплению здоровья и физического развития, складывается из комплекса деятельности медицинского персонала, совместной работы старшей медсестры Голубь А.В., физиомедсестры Евдокимовой О.Ю., медсестры массажа и бассейна Решке М.С., фельдшера Кравченко В.Ф., врача поликлиники. Медицинский персонал широко использует здоровьесберегающие технологии в лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей деятельности, а также проводит просветительную работу с сотрудниками, родителями. В МДОУ созданы условия для физического и психического развития детей:
- систематизированная оздоровительная работа: закаливание, воздушные ванны, босохождение, плавание, купание в бассейне, витаминопрофилактика, физиолечение, массаж, дыхательная гимнастика, ароматерапия, регулярно используются лук, чеснок во время эпидемии гриппа;
- ежегодно проводится работа по лечебно-оздоровительному плану: тепловые прогревания лампой Соллюкс, ингаляции УЗ-аппаратом Муссон, фитотерапия, кварцевание, используется люстра Чижевского.
В медицинском блоке созданы условия для оказания первой помощи при анафилактическом шоке, гипертермии, спиде; имеется процедурный кабинет, изолятор, отдельные кабинеты врача и фельдшера, старшей медсестры. Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием, отвечающим современным требованиям. Получена лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-42-01-000389 от30 апреля 2009 года. Перечень заявленных работ для осуществления медицинской деятельности МДОУ:
-лечебное дело;
- сестринское дело в педиатрии;
- физиотерапия;
- медицинский массаж;
- педиатрия.
В детском саду разработан комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе, осуществляется мониторинг здоровья. Данные за 2009 год свидетельствуют о снижении заболеваемости в МДОУ: ОРВИ - 306; бронхит - 20; пневмония - 7; ангина – 2, ветряная оспа - 36; прочие 0. Всего 409 случаев. Пропущено дней по болезни 2603, одним ребенком по болезни -9,. среднее количество дней - 179, число не болевших - 48. Индекс здоровья -22,1. Основные причины заболеваемости:
- резкий подъем вирусных заболеваний в осенний период, массовый характер заболеваемости, закрытие образовательных школ на карантин;
- повышение процента заболеваемости в адаптационный период.
Организации питания и состоянию системы его обеспечения уделяется большое внимание. Питание в МДОУ организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Положительно отмечается работа по использованию всех необходимых мер для своевременного обеспечения разнообразными, качественными продуктами. соблюдаются сроки выдачи продуктов питания, готовых блюд. Разработано десятидневное меню, картотека блюд, ведется строгий подсчет выполнения натуральных норм питания, регулярно выставляются суточные пробы. Анализ выполнения натуральных норм по основным продуктам показал выполнение норм по мясу 100%, молоку 102%, рыбе 92%, сливочному маслу 100%, творогу 98%, овощам 105%.
Подсчет калорийности проводится 1 раз в месяц по накопительной ведомости. Витаминизация осуществляется в течение года: ревитом, витаминизированными продуктами. На пищеблоке отработан принцип поточности, исключающий возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Выполняются инструкции по обработке посуды, уборке помещений, по холодной и тепловой обработке сырья, по использованию производственного оборудования. Оборудование кухни в исправном состоянии. Осуществляется постоянный административный и производственный контроль за организацией питания со стороны всех служб и структурных подразделений МДОУ, города, бухгалтерии, Ростпотребнадзора, управления образования.
Материально техническая база МДОУ соответствует требованиям, предъявляемым к учреждению, работающему в режиме развития. Административно-хозяйственная деятельность заложила основы обновления МДОУ и направила усилия на стабильное функционирование всех систем, сопровождающих образовательные, социально-бытовые процессы. К началу учебного года в МДОУ проведен большой текущий ремонт фасада здания, бассейна, утепление панельных швов, частичный ремонт крыши. проведена ревизия и ремонт отопительной системы в подвальном помещении. На участке МДОУ изготовлено дополнительное оборудование: скамейки, лавочки, песочницы; проведена посадка деревьев, кустарников, цветов. В групповых комнатах, спальнях, приемных проведен косметический ремонт: оклеивание обоев, покраска, побелка. В туалетных комнатах установлены раковины, унитазы, смывные бочки, краны проведен монтаж стен из гипсокартона. В кабинетах, коридорах, холлах, лестничных маршах обновился интерьер: оклеены обои, проведена побелка с учетом выбранного цветового фона, развешены красивые шторы, расстелены новые дорожки. Большое внимание уделено оснащению воспитательно-образовательного процесса в группах. Игровые уголки пополнились развивающими игрушками, наглядными пособиями, двигательным оборудованием, детской мебелью в соответствии с программой Развитие Л.А.Венгера. В результате проведенного ремонта и расстановки оборудования улучшились условия предметно-развивающей среды для удовлетворения потребностей детей в общении, в развитии познавательных и творческих способностей. Физкультурный зал пополнился игровым, спортивным оборудованием. Музыкальный зал обновился: подобрана цветовая гамма в оформлении интерьера, пополнился музыкальным оборудованием.
Глава Администрации города Прокопьевска Гаранин В.А. оказал материальную помощь МДОУ на развитие и оборудование музыкального зала, приобретены: электронное фортепиано, музыкальный центр, взрослые и детские стулья в количестве 60 штук.
Результаты административно-хозяйственной деятельности МДОУ оказывают существенное влияние на качество и уровень воспитательно-образовательной работы, а также на обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Сегодня роль административно-хозяйственной деятельности МДОУ значительно возросла. Этому свидетельствует подписанный всеми членами комиссии акт готовности учреждения к новому учебному году, лицензирование, аттестация и аккредитация МДОУ. По результатам готовности МДОУ к учебному году и качественному ремонту здания, территории детского сада коллектив во главе с заведующей Вуйминой Н.И. был награжден благодарственными письмами и денежными премиями Администрации города Прокопьевска.
IV Кадровый потенциал педагогических кадров
При выстраивании системы педагогической деятельности важной линией является роль мастерства кадров, профессиональный потенциал, повышение квалификации сотрудников и творческий поиск коллектива.
В МДОУ работают 78 сотрудников, из них 6 сотрудников находятся в отпуске по уходу за ребенком. Осуществляет воспитательно-образовательный процесс 38 педагогов, из них 28 воспитателей, 1 старший воспитатель, 2 музыкальных руководителей, 4 учителя-логопеда, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре. 1 педагог дополнительного образования (хореограф). Возглавляет МДОУ заведующая Вуймина Н.И.
Из них имеют высшее профессиональное образование 66 %; учатся в ВУЗах 13%; среднее профессиональное - 18%; учатся в педагогическом колледже 3%.
Аттестованы на высшую квалификационную категорию 24%; 1 категорию 32%; 2 категорию 18%; без квалификационной категории 26%; молодых специалистов 8%.
Педагогический стаж:
- от 1 года до 5 лет - 29%;
- от 6 до 10 лет - 16%;
- от 11 до 15 лет - 11%;
- от 16 до 20 лет - 5 %;
- от 21 до 25лет - 18%;
- более 25 лет - 21%.
План курсов повышения и переподготовки педагогических кадров выполняется на 100%. Средний возраст работающих педагогов 35 лет, что свидетельствует о мобильности и работоспособности коллектива.
Результатом творческого самовыражения инновационной деятельности, совершенствования педагогического мастерства является участие во Всероссийских, областных и городских мероприятиях, из них:
- МДОУ - лауреат Всероссийского конкурса Детский сад России - 2004, 2005 год, обладатель диплома Знак качества образования;
- диплом III степени юбилейного 10-го областного конкурса Детский сад года - 2004;
- лауреат и II место городского конкурса Воспитатель года - 2006,2007 года;
- дипломант конкурса Росточек: мир спасут дети, 2009год;
- дипломант конкурса детских рисунков Моя Родина - 2009год.
Реализуя профессиональный потенциал педагоги участвуют в апробации инновационных технологий, моделируют творческие проекты, программы: 22 педагога МДОУ награждены дипломами и сертификатами за публикацию материалов на сайте всероссийского фестиваля педагогических идей Открытый урок, 2005,2006,2007,2008,2009 года. В инновационной деятельности участвуют 53% педагогов.
Профессиональные достижения отдельных педагогов за 2008-2009 год:
- участие в конкурсах 2009-2010 годы: Вуймина Н.И., заведующая, Агапкина Е.Ю, старший воспитатель, Ирошникова Е.А., воспитатель, Дехант Л.Н., воспитатель, Гулина О.В., инструктор по физической культуре, Мымрина Е.В., воспитатель, Локманова М.А., воспитатель;
- предъявляли инновационный опыт работы на Всероссийский фестиваль Открытый урок, 2009-2010годы: Корчуганова Е.Ю. учитель-логопед, Тымченко Т.В., воспитатель-социальный педагог, Гулина О.В., инструктор по физической культуре, Мымрина Е.В., воспитатель, Гончарова М.С. воспитатель.
Имеют звания и награды МДОУ:
- значок Отличник народного просвещения -1;
- нагрудный знак Почетный работник общего образования РФ -4;
- медаль Кузбасса за достойное воспитание детей- 2.
Соотношение воспитанников, приходящихся на 1го взрослого:
- воспитанники/педагоги - 250/ 38 =6,5;
- воспитанники/сотрудники - 250/ 72=3,5.
Оценка деятельности МДОУ родителями воспитанников высокая, об этом свидетельствуют анкеты родителей, отзывы о посещениях дней открытых дверей, родительских собраний; участие родителей в совместных выставках дары осени и в спортивных праздниках веселые старты; проведение совместных праздников день рождения группы.
Отзывы коллег, педагогов городских МО свидетельствуют о повышении качества воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Положительная оценка была дана Главой города Прокопьевска Гараниным В.А. по результатам готовности МДОУ к новому учебному году всему коллективу, который возглавляет заведующая Вуймина Н.И., её управленческой деятельности и административно-хозяйственной работе.
Об этом неоднократно говорилось в СМИ: городском телевидении, канал 27 плюс и в газете Шахтерская правда
V Финансовые ресурсы МДОУ и их использование.
Наше учреждение является муниципальным и финансируется из городского бюджета. Официальная родительская плата составляет 800 рублей в месяц на одного ребенка. Эти деньги поступают на организацию питания. Новая социально-экономическая ситуация в стране, расширение хозяйственной самостоятельности требует другого подхода к формированию финансовых средств на развитие МДОУ. Используются дополнительные источники финансирования: добровольные пожертвования родителей, предпринимателей. Все добровольные пожертвования были затрачены на текущий ремонт фасада здания, бассейна, а также на ремонт помещений детского сада к началу учебного года.
На основании Закона Кемеровской области от 28.07.2006 года №111-03 О социальной поддержки отдельных категорий семей, имеющих детей. включены в список 17 родителей на получение льготы по оплате за питание 21-го ребенка, посещающих МДОУ. Предоставляются льготы для следующей категории:
- 3 семьи - родители, воспитывающие ребенка - инвалида;
- 5 - многодетные семьи;
- 5 - малообеспеченные семьи;
- 3 - одинокие мамы, воспитывающие детей;
- 1 - мама студентка пятого курса очного отделения.
Сведения финансово-экономической деятельности МДОУ за 2008 год и распределение объема средств учреждения.
1.Объем средств учреждения - 11516.3, в том числе:
- бюджетные средства - 10379.9;
- в том числе местного бюджета - 10379.9;
- внебюджетные средства - 1136.4;
- родительская плата - 1135.8.
2.Расходы учреждения и затраты МДОУ - 10965.0, в том числе:
оплата труда - 6806.3 из неё:
- педагогический персонал - 4014.5;
- начисление на оплату труда - 1757.0;
- питание - 1279.3;
- услуги связи - 6.0;
- коммунальные услуги - 958.9;
- услуги по содержанию имущества - 30.5;
- прочие затраты - 125.0.
Информация по форме № 85-К
Расходы на одного воспитанника в среднем в год – 5530,57 руб.
Попечительский совет содействует обеспечению деятельности и развитию МДОУ, совершенствованию материально-технической базы, воспитательно-образовательного процесса, организации конкурсов, праздников, соревнований и других мероприятий.
VI Семья и дошкольное образовательное учреждение.
Одним из показателей качества предоставляемых услуг МДОУ является его ориентация на работу детского сада и семьи, их взаимодействие. Поэтому работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.
МДОУ заключает договора сотрудничества с родителями (законными представителями) и обеспечивает решение основных задач работы с семьей. Договор включает в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в воспитательно-образовательном процессе.
Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для полноценного развития их ребенка и укрепления здоровья.
Основные задачи работы МДОУ с семьей:
- информировать о современных тенденциях в образовании, в воспитании и развитии ребенка;
- оказывать методическую помощь в педагогическом общении с ребенком;
- поддерживать и поощрять каждую сторону за достижение.
В МДОУ создана модель взаимодействия детского сада и семьи, состоящая из трех этапов:
- На пороге детского сада - доадаптационный период;
- Здравствуйте, я пришел - адаптационный период;
- Хочу быть здоровым и умным - послеадаптационный период.
Основные критерии оценки качества взаимодействия с семьей:
- информированность сторон об особенностях развития ребенка в семье и детском саду;
- совместная проектная деятельность с прогнозируемыми результатами;
-открытость, согласие, толерантность, поддержка детско-взрослых достижений.
Этапы работы воспитателя с родителями:
1. Этап - организационный: изучение потребности, возможности, интересов семей (сбор информации собеседование, анкетирование, наблюдение);
2. Этап - общепрофилактический: наглядная агитация (стенды, памятки, печать);
3. Этап - индивидуальная и групповая работа: консультативная помощь, беседы, родительские собрания;
4. Этап - интегративный: участие родителей в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, выставках, конкурсах, гостиных).
Анализ анкетирования родителей и индивидуальное собеседование показали, что МДОУ пользуется авторитетом у 98% семей: родители удовлетворены работой педагогов, дети ходят в детский сад с удовольствием. Степень активности родителей в организации воспитательно-образовательного процесса составляет 82%. Таким образом, не все родители осознают важность сотрудничества с МДОУ, при этом они всю ответственность возлагают на детский сад.
В МДОУ реализуется план мероприятий по взаимодействию с родителями, проект Семья - дети - педагоги, в котором участвует весь коллектив детского сада. В содержание данного проекта входят следующие формы: исследование семей воспитанников для выявления потребности у родителей на образовательные услуги, средствами анкетирования для повышения педагогической грамотности и опыта семейного воспитания, а также включение родителей в деятельность МДОУ. Для этого организуются общие и групповые родительские собрания, заседания Попечительского совета и родительского комитета, конференции, «дни открытых дверей» для ознакомления родителей с деятельностью МДОУ
Нетрадиционные формы организации работы с родителями: семейные гостиные, посиделки Мои любимые внучата. Родители занимают активную позицию: участвуют в спортивных праздниках совместно с детьми педагогами;
в развлечениях, физкультурных досугах, выставках детского творчества.
Общественное управление МДОУ возложено на членов Попечительского совета и родительского комитета, которые отражают интересы родителей (законных представителей).
Основные направления деятельности Попечительского совета и членов родительского комитета:
- содействие укреплению финансовой, материальной, учебной, информационной базы учреждения;
- содействие созданию благоприятных условий для учебной, игровой видов деятельности, медицинского обеспечения воспитанников;
- оказание помощи МДОУ в проведении образовательных, оздоровительных, коррекционных и развивающих мероприятиях;
- содействие в укреплении материально-технической база МДОУ.
Практическую и финансовую помощь оказали члены Попечительского совета и родительского комитета во время текущего ремонта МДОУ.
Администрация и педагоги организуют деятельность семейных групп, которые являются структурными подразделениями МДОУ, это семьи Рыжковых, Гребенюк, Томилиных, Виршиц, Комаровых.
Совместная деятельность семейных групп направлена на решение основных задач:
- охрану жизни и укрепление здоровья детей;
- создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, уход, присмотр и оздоровление детей;
- подготовка к обучению в школе.
Установлен личный контакт с родителями, детьми семейных групп:
- организация посещений на дому;
проведение индивидуальных консультаций, бесед;
- оказание методической помощи и практической поддержки в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
-посещение выбранных занятий по усмотрению родителей и интересов детей в МДОУ;
- активное участие родителей в педагогической деятельности МДОУ: посещение мероприятий, выполнение обязанностей, взятых ролей на праздниках, развлечениях; выступление на Советах МДОУ, родительских собраниях.
VII Проблемы, планы и перспективы развития
Основные направления ближайшего развития МДОУ:
1. Реализация Программы развития с учетом этапов инновационной деятельности.
Содержание работы III этапа инновационной деятельности - Отслеживание динамики и коррекции инновационной деятельности, 2009-2010 учебный год.
Результаты: - динамика изменений в физическом развитии, отношения к здоровью, ЗОЖ всех участников воспитательно-образовательного процесса и роста результативности МДОУ. Новые подходы к изменению результатов в качестве показателей заболеваемости, физического развития детей, мониторинг состояния здоровья, создание здоровьесберегающих условий совместно с семьей.
2. Развитие качественного потенциала педагогических кадров в условиях инновационной деятельности МДОУ. Формы предоставления результатов деятельности: педагогические проекты и технологии, методические рекомендации и разработки, педагогический опыт работы, направленный на совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса.
3. Планирование новых форм работы с родителями с целью привлечения семей к активному участию в оздоровительно-воспитательно-образовательной деятельности и установления социальных, партнерских отношений с родительской общественностью.
4. Развитие умственных и творческих способностей детей в основной, дополнительной нерегламентированной деятельности с использованием музыки, хореографии, изобразительной деятельности, средств физического воспитания.
5. Для улучшения материально-технической базы и развития МДОУ в перспективе принимаются вопросы по замене технологического оборудования пищеблока, прачечной, а также планируется работа по установке оконных блоков здания МДОУ.