Организация туризма на внутреннем рынке

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Южно-Уральский Государственный Университет Факультет Сервиса и Туризма Кафедра «Экономика и менеджмент сервиса»

Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Южно-Уральский Государственный Университет
Факультет Сервиса и Туризма
Кафедра «Экономика и менеджмент сервиса»

Реферат по предмету «Техника и технологии на предприятиях сервиса»

на тему: «Организация туризма на внутреннем рынке»

Выполнил: Проворова Е.А., С-381

Проверил: Тарханова Н.П.

Челябинск

2010 год

Введение

1. Введение 3

2. Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма 5

3. Особенности внутреннего российского туристического рынка 8

4. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах 13

5. Туристский потенциал России 18

6. Прогнозы развития внутреннего туризма в России 20

7. Заключение 24

8. Приложение 1. Наиболее известные музеи России 26

9. Приложение 2. Самые крупные музеи-заповедники и музеи усадьбы 27

10. Приложение 3. Национальные парки России 28

11. Приложение 4. Наиболее известные исторические города и поселения 30

12. Список использованной литературы 32

Введение

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма - это отрасль экономики, которая имеет благородную цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

Основные понятия и государственное регулирование

сферы туризма в России

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.

Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.

В литературе также дается определение внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:

- постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;

- лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;

- лица, перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы;

- военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;

- кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;

- транзитные пассажиры;

- участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

- члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда.

Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.

Особенности внутреннего российского туристического рынка

Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам.

Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам.

Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности.

В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны.

В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса

Обобщив и подытожив все проблемы, с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:

Низкий профессионализм (выражается в недостатке практических навыков, а, порой, и теоретических знаний, что является причиной низкого уровня подготовленности менеджеров туристических компаний)

Низкое качество российского продукта (является следствием отсутствия гостеприимства и культуры обслуживания туристов на российских курортах, что не позволяет продавать отечественный туристический продукт).

Недобросовестность иностранных партнеров (некорректное отношение иностранных партнеров к российским туроператорам).

Отсутствие информации о ситуации в отдельных регионах России (отсутствие современных межрегиональных связей, отсутствие полной и объективной информации об особенностях потребностей в различных регионах России, а также об особенностях спроса, в зависимости от региональных групп).

Недостаточный уровень культуры корпоративных отношений (недостаточно хорошо развит уровень бизнес-коммуникаций среди различных туристических фирм для решения общих рыночных проблем).

Необъективность средств массовой информации (необъективная и недостоверная информация о ряде туристических компаний (информационная война компаний)).

Отсутствие четкого позиционирования туристических фирм (частая смена деятельности туроператоров с одного комплекса клиентских сегментов на другой, отсутствие четкой позиции предложений на рынке).

Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы (непроработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке туруслуг).

Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.

Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.

Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма.

Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах.

Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.

Такие программы в настоящее время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.

Постановлением правительства Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе из городского бюджета 3, 4 млрд. руб., а остальная сумма с помощью привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%.

По Московской области общий объем финансирования региональной программы развития туризма на 2002-2005 гг. определен в сумме 3, 2 млрд. руб. - преимущественно из внебюджетных средств. Ожидается, что поступления от туризма за этот период возрастут в 5 раз по сравнению с 2001 г.

В Санкт-Петербурге программа рассчитана на 2002-2005 гг., что позволит увеличить объем туристских услуг до 150 млрд. руб., а намеченные поступления в областной бюджет на 14 млрд. руб.

Ярославская программа на 2003-2004 г. определила общий объем ее финансирования в 1 млрд. руб. (в том числе лишь 2, 3 млн. руб. за счет федеральных средств; 12, 9 млн. руб. из областного бюджета; 15, 1 млн. руб. из местных бюджетов, а остальные средства - из прочих источников).

Волгоградская программа на 2001-2005 гг. предполагает вложить в ее осуществление всего 5 млн. руб. (3, 9 млн. руб. из областного бюджета и 1, 1 млн. руб. за счет лицензирования турпредприятий). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить поток приезжих туристов на 10% и существенно увеличить валютные поступления.

Астраханская программа на 2003-2006 гг. рассчитана на 649 млн. руб. (финансируемых из бюджета области 43 млн. руб., а остальные средства по программе Юг России). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить приезд туристов до 516 тыс. человек (2-2, 5 млн. чел./дней пребывания ежегодно). Это позволит дополнительно получать около 25 млн. руб. ежегодно и существенно расширить обслуживающий персонал сферы туризма как штатного, так и сезонного.

В Чите программа туризма рассчитана на 2003 г. и выделяет на ее мероприятия 6, 4 млн. руб., в том числе 2, 3 млн. руб. из областного бюджета и 4, 1 млн. руб. из внебюджетных источников. Предполагается увеличить ежегодно приезжающих туристов на 17 тыс. человек.

Программа Ивановской области на 2003-2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 115, 8 млн. руб. Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области.

Во Владимирской области намечена программа на 2001-2004 гг. с общим объемом финансирования в сумме 19, 9 млн. руб. без привлечения федеральных средств. Предполагается приоритетное развитие материальной базы как для внутреннего, так и для въездного туризма, особенно культурного и детского. Организуется ансамбль Бабушек-балалаечниц и др.

Следует отметить, что в российских регионах стали уделять больше внимания удовлетворению потребности в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные обследования, проводимые статистическими органами регионов совместно с работниками Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.

Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.

Аналогичные обобщения информации о туристских потоках производятся в Санкт-Петербурге, в частности о круизах иностранных туристов по Балтийскому морю за 1995-2002 гг. Интересен опыт анализа информации о развитии курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 1999-2001 гг. с помощью специальных обследований работниками Крайкомстата.

В этих обследованиях выявлены масштабы неорганизованного туризма (свыше 3 млн. человек) на территории края, мест их размещения, учета налоговых поступлений и пр. - по городам и районам края. Большой интерес для развития сферы туризма проявляли административные органы в Псковской области, проведя специальные обследования в 1998-2002 гг. В результате выявлена тенденция значительного увеличения потока российских туристов на территорию области. Потоки российских туристов прибывают из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а иностранных - из Балтии. Наибольший рост размещения туристов произошел в гостиницах области. Наряду с этим выявлено также, что около 70% мест в гостиницах снимают туристы, приехавшие на отдых и с деловыми целями: обращает внимание, что с 2000 г. пятая часть гостиниц заполняется лицами с частными визитами.

За последние годы Госкомстат усовершенствовал формы статистической отчетности (N1-турфирма, N1-отдых, N1-ТЭ, N1-гостиница и др.). Это позволяет существенно расширять анализ развития сферы туризма в регионах страны. В свою очередь, такая статистическая информация позволяет содействовать обоснованности разработки региональных программ развития туризма и экскурсионного дела на всей территории страны.

В частности на базе имеющихся данных Свердловский облстаткомитет подготовил обстоятельный анализ функционирования сферы туризма в области. На его основе определены тенденции и возможности развития этой сферы в области, в том числе въездного и выездного туризма на территории области. Выявлены основные потоки туристов. Так, за 2000 г. область приняла 50, 8 тыс. и отправила 58, 1 тыс. туристов. Однако из дальнего зарубежья обслужено всего 0, 5 тыс. туристов, а в дальнее зарубежье выехало 38, 5 тыс. Туристские услуги за 2001 г. определены в сумме 1, 8 млн. долл. в общем объеме импорта и 5, 6 млн. долл. - в экспорте области, что привело к отрицательному сальдо платежного баланса области в 3, 8 млн. долл.

Это ставит задачу серьезного повышения в области эффективности сферы туризма и решения проблем развития объема и качества всех туристских услуг, особенно гостиничного хозяйства, тем более что рентабельность существующих гостиниц значительно повысилась. В приведенном аналитическом материале госстатистики Свердловской области имеется масса другой важной информации, которая позволяет комплексно оценивать результаты развития ее туристской сферы.

Вполне очевидно, что в большинстве регионов России имеется аналогичная статистическая информация, которая поможет наиболее эффективно мобилизовать имеющиеся региональные ресурсы развития этой важной отрасли хозяйства.

По данным платежного баланса, составляемого Банком России, за 2001 г. поездки россиян за рубеж оценены в сумме 3, 5 млрд. долл., а поступления от иностранного туризма составили почти 10 млрд. долл. США. Тем самым чистый доход России от иностранного туризма оценен в сумме 6, 4 млрд. долл., т.е. примерно 44 долл. на каждого россиянина. Однако это вдвое ниже среднемирового уровня расходов на туризм в настоящее время. Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику, в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2002-2010 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить Развитие экотуризма в Байкальском регионе, Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал, которые финансировались Всемирным банком, Информационно-консультативный центр туризма и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках Баргузинская долина, Пушкинская долина с методическими указателями.

Сотрудники Байкальского института природопользования из Сибирского отделения РАН проанализировали ресурсы региона и обосновали возможность дальнейшего развития этого природного комплекса, включая богатые рекреационные и туристские ресурсы. Оценены и проанализированы имеющиеся данные о становлении туризма в регионе, выявлены важнейшие проблемы его развития и направления развития туризма в регионе, что определило его как важную альтернативу промышленного развития и освоения территории региона.

В регионе функционируют 85 туристских фирм, из которых в Бурятии расположены 17. В регион за год приезжает 30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию - лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион приобрел значение одного из международных центров туристского бизнеса. Развитию этого центра содействует принятие целевой программы Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997-2005 гг..

Туристский потенциал России

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты культурно наследия.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов. Список наиболее известных музеев России представлен в Приложении 1.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. В настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб. Список самых крупных из них представлен в Приложении 2.

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых на данный момент насчитывается 40. Во многих их них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Список наиболее важных из них представлен в Приложении 3.

Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. Список представлен в Приложении 4. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Прогнозы развития внутреннего туризма в России

Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается, и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году, и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов.

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире, как по въезду, так и по выезду.

Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

В Российской Федерации насчитывается 89 субъектов. Это – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономные область и 10 автономных округов. В зависимости от интереса, который проявляют туристы к природному и культурному потенциалу России, ее можно условно разделить на следующие основные туристские зоны со следующей возможной специализацией по видам туризма:

Север (Белое море, Баренцево море, Архангельск, Вологда, Мурманская область, Республика Карелия). Здесь может быть особенно популярен познавательный и экологический туризм, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество к древним очагам православной культуры.

Северо-Запад (Санкт-Петербург, Псков, Новгородская область). Обычно сюда стремятся любители истории и культуры, а также те, кому необходимо использовать исторические места для проведения деловых встреч, конгрессов. Также в этих местах возможны речные круизы и традиционный автотуризм.

Балтийское побережье (Калининградская область). Возможна специализация на деловом туризме, круизах и привычном отдыхе с лечением.

Москва и Московская область . Здесь идеальное место для деловых и культурных мероприятий, а также для любителей путешествовать на автомобиле.

Золотое кольцо (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Тверская области). Здесь будет интересно всем, кто небезразличен к древней славянской историей и хотел бы совместить экскурсии с лечением и пассивным отдыхом. Однако не менее популярны в этом регионе могут быть речные круизы и автотуризм.

Поволжье (побережье Волги) (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, Чувашия, Татарстан). В этом регионе существуют все условия для успешного познавательного и делового туризма, пассивного и активного отдыха (например, рыбалки), лечения. А круиз по Волге, самой великой русской реке, будет интересен каждому.

Северный Кавказ

а) Азово-Черноморское побережье (Краснодарский край, Адыгея, Ростовская область). Здесь понравится поклонникам традиционного курортного лечения и отдыха на морском пляже, а также тем, кто предпочитает походы, экспедиции, прогулки.

б) Кавказские Минеральные Воды . Природные ресурсы этой местности располагают к пассивному отдыху и лечению с помощью природных минеральных источников целого ряда заболеваний.
в) Кабардино-Балкарская республика . Это один из лучших горнолыжных курортов России.

Сибирь
а) Горный Алтай. Здесь можно просто отдохнуть и подлечиться, но не менее интересно сходить в походы, покататься на горных лыжах.
б) Горная Шория (Кемеровская область). Интересный регион для любителей как пассивного отдыха с лечением, так и для активных туристов. Есть отличные возможности для горных лыж.

в) Байкал (Иркутск, Читинская область, Республика Бурятия). Возможность уникальной таежной охоты и рыбалки. Также рекомендуется всем любителям просто ходить в походы, в том числе речные, и просто любителям первозданной природы.
г) Якутия. Уникальное место для экотуризма, познавательных и деловых путешествий.

Дальний Восток

а) Приморье. Подходящее место для делового туризма и для тех, кто хотел бы узнать что-то новое о России (познавательный туризм).

б) Сахалин, Курилы. На этих островах можно хорошо отдохнуть, получить лечение, побывать на интересных экскурсиях, просто поохотиться и порыбачить.
в) Камчатка. Полуостров располагает к экотуризму, пассивному отдыху и походам.

Заключение

На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Приложение 1. Наиболее известные музеи России.

Государственный исторический музей, город Москва

Государственный Эрмитаж, город Санкт-Петербург

Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея, город Москва

Государственный Русский музей, город Санкт-Петербург

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, город Москва

Центральный дом художника (ЦДХ), город Москва

Государственный музей искусства народов Востока, город Москва

Государственный Дарвиновский музей, город Москва

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., город Москва

Главный ботанический сад им. Н.В.Цицина РАН, город Москва

Политехнический музей, город Москва

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН, город Москва

Московский планетарий, город Москва

Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, город Москва

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), город Санкт-Петербург

Государственный музей А.С.Пушкина, город Москва

Музей Храма Христа Спасителя, город Москва

Московский музей современного искусства, город Москва

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, город Москва

Государственный центральный музей современной истории России, город Москва

Российская академия художеств, город Москва

Всероссийский музей А.С. Пушкина, город Санкт-Петербург.

Приложение 2. Самые крупные музеи-заповедники и музеи-усадьбы.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина “Михайловское”, Псковская область

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», Волгоградская область

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник “Петергоф”, Ленинградская область

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник Царицыно, город Москва

Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, город Москва

Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII в., город Москва

Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино, город Москва

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Московская область

Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна, Тульская область

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Царское Село, Ленинградская область

Московский музей-усадьба Останкино, город Москва

Государственный музей-усадьба Архангельское, Московская область

Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область

Музей-заповедник Дмитровский Кремль, Московская область

Приложение 3. Национальные парки России.

Алания (Республика Северная Осетия)

Алханай (Забайкальский край)

Башкирия (Республика Башкортостан)

Бузулукский бор (Оренбургская и Самарская области)

Валдайский национальный парк (Новгородская область)

Водлозерский национальный парк в Карелии

Забайкальский национальный парк (Республика Бурятия)

Зов тигра (Приморский край)

Зюраткуль (Челябинская область)

Калевальский (Республика Карелия)

Кенозерский национальный парк (Архангельская область)

Куршская коса в Калининградской области (совместно с Литвой)

Лосиный остров (Москва, Московская область)

Марий Чодра (Республика Марий Эл)

Мещера (Владимирская область)

Мещёрский (Рязанская область)

Нечкинский национальный парк (Республика Удмуртия)

Нижняя Кама (Республика Татарстан)

Орловское Полесье (Орловская область)

Паанаярви в Карелии

Плещеево озеро (Ярославская область)

Прибайкальский национальный парк в Иркутской области

Припышминские боры (Свердловская область)

Приэльбрусье (Республика Кабардино-Балкария)

Русская Арктика (Архангельская область)

Русский Север (Вологодская область)

Самарская Лука (Самарская область)

Себежский национальный парк (Псковская область)

Смоленское Поозерье (Смоленская область)

Смольный национальный парк Смольный (Республика Мордовия)

Сочинский национальный парк (Краснодарский край)

Таганай (Челябинская область)

Тункинский национальный парк (Республика Бурятия)

Тургояк (Челябинская область)

Угра (Калужская область)

Национальный парк «Удэгейская легенда» (Приморский край)

Хвалынский национальный парк (Саратовская область)

Чаваш Вармане (Республика Чувашия)

Шорский национальный парк (Кемеровская область)

Шушенский бор (Кемеровская область)

Югыд Ва (Республика Коми)

Приложение 4. Наиболее известные исторические города и поселения

Арзамас (Нижегородская область)

Астрахань (Астраханская область)

Белозерск (Вологодская область)

Великий Устюг (Вологодская область)

Верхотурье (Свердловская область)

Владимир (Владимирская область)

Вольск (Саратовская область)

Выборг (Ленинградская область)

Галич (Костромская область)

Гороховец (Владимирская область)

Дербент (Республика Дагестан)

Елабуга (Республика Татарстан)

Елец (Липецкая область)

Енисейск (Красноярский край)

Зарайск (Московская область)

Иркутск (Иркутская область)

Касимов (Рязанская область)

Каргополь (Архангельская область)

Кинешма (Ивановская область)

Коломна (Московская область)

Кострома (Костромская область)

Крапивна (Тульская область)

Кяхта (Республика Бурятия)

Осташков (Тверская область)

Плёс (Ивановская область)

Ростов (Ярославская область)

Санкт-Петербург

Смоленск (Смоленская область)

Сольвычегодск (Архангельская область)

Старочеркасская (Ростовская область)

Суздаль (Владимирская область)

Таганрог (Ростовская область)

Томск (Томская область)

Торжок (Тверская область)

Торопец (Тверская область)

Тотьма (Вологодская область)

Тутаев (Ярославская область)

Чистополь (Республика Татарстан)

Шуя (Ивановская область)

Ярославль (Ярославская область)

Список использованной литературы

1. Квартальнов В.А., Туризм. – М..: Изд-во Финансы и статистика, 2003. – 320 стр.

2. Волков Ю.Ф., Введение в гостиничный и туристский бизнес. – Ростов Изд-во.: Феникс, 2007. – 156 стр.

3. http://fontell.ru/

4. Самойленко А.А., География туризма. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2008. – 368 стр.

5. http://www.national-photographic.ru/vokrug-sveta/russia/86.html

6. http://www.museum.ru/

7. http://www.strategy.ru/stimulation-of-development-of-tourism-in-the-russian-regions--new-possibilities/

Скачать архив с текстом документа