Пиратство от античных до наших времен

СОДЕРЖАНИЕ: Пиратство от античных до наших времен. Введение Тема пиратства как исторического явления была актуальна как в давние времена, так и по сей день. Происхождение, быт, нравы, значение пиратства волновало многих историков и литераторов. В чем же актуальность этой проблемы? В том, что пиратство как способ легкой наживы существует и по сей день, являясь отражением отрицательных черт характера человека.

Пиратство

от античных

до наших времен.

Введение .

Тема пиратства как исторического явления была актуальна как в давние времена, так и по сей день. Происхождение, быт, нравы, значение пиратства волновало многих историков и литераторов. В чем же актуальность этой проблемы? В том, что пиратство как способ легкой наживы существует и по сей день, являясь отражением отрицательных черт характера человека. Изменилась только форма грабежа: вместо галер английских и испанских грабителей, джонок китайских и японских пиратов сейчас грабеж и мародерство осуществляется на быстроходных катерах. Но суть проблемы от этого не меняется. Мародерство, воровство, жестокость во все времена сопровождали Веселого Роджера.

В своем исследовании истории возникновения пиратства я использовала следующие источники: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований, Верн Ж. Мореплаватели XVIII века, Гребельский П. Пираты, Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры, Семенова М. Викинги, Нойкирхен X. Пираты. Морской разбой на всех морях и т.д. В них ярко и точно показаны основные вехи развития пиратства, однако эти источники основаны на рассказах очевидцев, но не историков. Субъективности, и, следовательно, не могут служить окончательными историческими документами для проводимого исследования.

Задачи работы явились следующие: 1.Проследить историю возникновения и развития пиратства в различных регионах мира. 2.Показать общие и отличительные черты пиратов Древней Греции, Северных морей, Средних Веков и современности 3.Описать регламентированные правила поведения и быт пиратов. 4.Дать общее понятие современного пиратства. 5. Выявить причины существования пиратства как исторического явления, основанного на жажде легкой наживы и стремление завоевать новые территории.


Глава 1. История пиратства

Пираты, корсары, буканьеры… Жестокие и безжалостные преступники или отчаянные романтики? Кем они были во времена Золотого Века пиратства? почему некоторые из них получали дворянские звания, а других безжалостно казнили как самых отъявленных негодяев? Как проистекала жизнь рядовых и знаменитых пиратов? Какие законы признавали пираты, на каких кораблях плавали, каким оружием сражались?

История пиратства насчитывает более 3000 лет. Люди стремились освоить морские пути, и помимо бурь и неизвестности их всегда подстерегала еще одна опасность – морские разбойники. В античную эпоху впервые возник сам термин «пират» - от латинского peirato. Этим словом называли тех, кто нападает на морские суда и прибрежные города без определенной политической или военной цели, но с целью грабежа. В XVIII столетии пиратство получило юридическое определение и стало безжалостно истребляться всеми государствами. Хотя нередко на стороне королей Англии, Испании или Франции сражались самые обычные пираты…

Считается, что пират - одна из самых древних «профессий», которая появилась много тысячелетий назад, практически одновременно с ремеслом мореплавателя. Древние племена, живущие у моря, при каждом удобно случае нападали на лодки соседей. С развитием торговли распространялось и пиратство. Морской грабеж был весьма выгодным занятием. Древние греки разъезжали по Средиземному морю и занимались морским грабежом под началом людей смелых и отважных, которые считали себя героями. В то время пиратство было ремеслом почетным, им гордились, а не стыдились. Только мужественные люди могли бросить вызов морю и храбро сражаться на его просторах, завоевывая для себя и для своей страны несметные богатства.

Буканьеры и флибустьеры нападали на торговые суда, для них не имело значенья, кому они принадлежат. Французские корсары, немецкие каперы и английские приватиры, как правило, грабили торговые суда только враждебных стран. Пиратство – дело прибыльное. Правительства многих стран это понимали и не хотели делится долей прибыли с владельцами судов. Так появились рейдеры. Рейдеров нанимали на службу. Все награбленное правительство оставляло себе. Если пираты и корсары редко топили корабли, предварительно не разграбив их, то для рейдеров главным было нанести противнику урон. Их задачей – уничтожить как можно больше вражеских кораблей. Пираты часто нападали не только на корабли, но на прибрежные селенья. Разбойник не видели особой разницы, а с женщинами, стариками и детьми расправлялись так же жестоко, как с солдатами и матросами.

Давайте рассмотрим историю возникновения пиратства в различных странах и регионах, постараемся найти общие черты и национальное различие в этом жестоком, сокрушающем, но таком ярком, в некоторой степени романтичным, историческом явлении.

§1. Пиратство в древней Греций

Происхождение морского разбоя относится к самым древним временам. Описание пиратских набегов встречается еще в греческих мифах и скандинавских сагах, в фольклоре многих народов. Долгое время занятие

это ничуть не считалось постыдным, а даже похвальным. И это вполне

понятно, ибо оно было сопряжено с огромным риском, требовало от людей

большого мужества и отваги. Эпические поэмы переполнены рассказами о

морских грабежах, отношение к которым в высшей степени сочувственное.

Например, поход Аргонавтов - это по своей сути самая настоящая

разбойничья экспедиция, но воспета как героический подвиг: Одиссей

хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное

имущество: ...град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен,

сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок.... В унисон с ним говорит Менелай, превознося при этом собственную доблесть, и т. д. примеров масса! Афинские законы утверждали Общество пиратов и регламентировали его деятельность - помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Поликрат Самосский в VI веке до н.э. вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.

Но пиратство, как социальное явление, родилось за тысячелетия до возникновения Греции, как морской державы. Вообще, не стоит отождествлять понятие античное пиратство именно с историей Греции и Рима. Задолго до греческих и римских эвпатрид удачи существовали египетские и финикийские пираты. Всякому понятно, что история пиратства теснейшим образом связана с историей мореплавания и невозможно (да и нужно ли?) разделить их. Типы древнейших кораблей, их технические характеристики и вооружение, их достоинства и недостатки известны немногим больше, чем имена кормчих, выводивших эти челны в морской простор. Некоторые данные можно установить лишь косвенным путем, опираясь на немногочисленные примитивные изображения и мифологический материал, достаточно туманный при всей своей красоте. Сведения о догреческой истории во многом почерпнуты от самих греков: в Древнем Египте, как это ни печально, не было постоянного летосчисления, а потому не было и историков.

С развитием цивилизации в Греции на пиратство начинают смотреть как на

зло и ведут с ним борьбу. Римляне в первые века своей истории морского разбоя совсем не знали, так как у них не существовало и мореплавания, что, с одной стороны, мешало Древнему Риму успешно справиться с морским разбоем, а с другой - обусловило особую ожесточенность против пиратов.

Казнь на кресте - вот единственное наказание, которое Рим признавал подходящим для пиратов. В 228 году до н.э. Риму пришлось вести борьбу с иллирийскими пиратами.

Властитель Скодри (Скутари) соединил иллирийские племена и организовал

из них настоящее корсарское царство. Его эскадры терроризировали все

прибрежные города и полностью прервали торговлю в Эгейском и

Адриатическом морях. Римляне выслали против царя Аргона, стоявшего во

главе пиратов, 200 кораблей, которым удалось разгромить его флот и прекратить на время организованный морской разбой. В 102 году до н.э.

Риму вновь пришлось снарядить экспедицию под руководством претора Марка Антония для борьбы против сицилийских пиратов, но она успеха не имела.

Однажды по пути из Рима на остров Родос в руки киликийских пиратов попал

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.). Захваченный в плен, он сохранял

полное спокойствие и занимался подготовкой своих речей, не обращая на

пиратов внимания. Пираты, узнав от свиты Цезаря, кто он такой, долго

спорили о размере выкупа и решили установить неслыханную по своей

величине цену в 10 талантов (1 талант - 26,2 кг серебра). Однако Цезарь,

возмущенный показавшейся ему низкой оценкой, сказал, что стоит 50

талантов. Пираты, естественно, спорить не стали и милостиво согласились.

При этом не учли угрозы Цезаря рассчитаться с ними и казнить всех.

Выйдя после внесения выкупа на свободу, Юлий Цезарь на четырех галерах с

пятьюстами воинами напал на стоянку пиратов, и не только захватил почти

всех разбойников, но и вернул свои деньги. Он казнил 30 вожаков, однако,

в благодарность за хорошее отношение к нему, дал указание перед

распятием на кресте перерезать им горло.

Внутренние раздоры на время заставили Рим оставить в покое пиратов, но в 73 году до н.э. снова была послана против них экспедиция под начальством претора Антония Критского. Однако, вместо того чтобы бороться с морскими разбойниками, Антоний вступил с ними в союз и сообща грабил Сицилию.

Первоначальное устройство киликийские морские разбойники получили при

Тифоне (II век до н.э.), захватившем с их помощью Сирийское царство.

Замки корсаров тянулись далеко в глубь ликийского, киликийского и

памфилийского берегов, практически все Средиземное море было под их контролем. Греческие приморские города вынуждены были заключать с новым царством договоры, открывать им свои гавани для починки кораблей и рынки для торговли. Пираты образовали особое государство, где место национальной связи занимала тайная связь, основанная на общности гонений и преступлений.

То, что приобретали пираты, было на их языке не награбленным имуществом, а военной добычей. Поскольку пиратов ожидала в случае поимки казнь на кресте, то они считали себя вправе мстить. Особенно они ненавидели римских граждан. Чаще всего к ним применялось выработанное тогда и сохранившееся до наших дней выражение: За борт!, то есть приглашение добровольно броситься в море. В 67 году до н.э. по предложению народного трибуна Авла Габиния против пиратов был послан Помпей с огромными военно-морскими силами,

состоявшими из 500 кораблей и 120-тысячной армии. Он нанес одновременно

удары по побережьям Испании, Франции, Африки, Сицилии и Сардинии. Пираты были разбиты, их замки разорены, пиратство надолго прекратилось. Но впоследствии римлянам в период правления императора Августа вновь

пришлось бороться с пиратами.

В V веке н.э. после шестивекового перерыва

Карфагенский порт наполнился эскадрами новых пиратов - вандалов, которые

быстро овладели почти всем побережьем Римской империи.

§2. Викинги

Для жителей скандинавских стран и Балтийского побережья, именуемых

викингами, грабежи и морские разбои «были так же необходимы, как кровь

диким зверям». В Германии их всех называли норманнами (северными

людьми). С IV столетия они вмешались в потоки других варваров, которые

прошли опустошителями до Рима и Африки.

Леса, покрывавшие их родину, давали достаточно леса для строительства

морских судов, среди которых известны драккар и ладья.

Воинственная религия внушала викингам презрение к чужой и своей жизни,

заставлявшее их слепо бросаться в самую опасную схватку с почти

очевидной гибелью и даже искать смерти как конца своих трудов и начала

жизни за гробом. При этом рядовые воины (кэмперы) посвящали свою жизнь

своим непосредственным воинственным начальникам. Узы, связывающие

кэмперов со своими господами, могла разорвать только смерть. Этот

образец варварского рыцарства подчинялся определенным правилам: кэмперам

было запрещено похищать женщин и детей, искать убежища от непогоды и

перевязывать свои раны до окончания битвы. Когда воинственный жар этих

воинов-пиратов превышал все нормальные пределы, они вступали в ряды

берзекеров, или неистовых бойцов. Мужество этих воинов-пиратов

проверялось ударами врагов и яростью бури, а морской разбой был для них

необходимой формой самовыражения. Иначе говоря, они были пиратами по

убеждению, более сильному, чем инстинкт самосохранения. Что касается

пиратской добычи, то она, несмотря на все приведенные религиозные и иные

стимулы поведения викингов, была основной целью, доминантой их

разбойного промысла, ибо у них дома, на севере их ждали из похода

голодные дети, жены, родители, которых нечем было кормить и которым не

на кого было больше надеяться, кроме ушедших в море на кораблях викингов

В литературе много раз высказывались мнения относительно причин,

заставивших жителей Дании и Скандинавии заняться массовым пиратством в

VIII-IX вв., причинившим неисчислимые бедствия многим народам. Наиболее

распространенная версия выглядит следующим образом.

Северные люди (норманны, скандинавы) представляли собой скопление

пиратских народов, которые сначала грабили друг друга, а затем

постепенно «осваивали» с удивительным постоянством и организованностью

все более и более удаленные страны, опустошая их берега, а потом

проникая в глубь их территорий, двигаясь против течения рек. Пиратский

промысел был продиктован недостатком продовольствия в районах севера, не

восполняемым даже активным занятием рыболовством в Норвежском море

Викинги направляли свои корабли к странам, богатство которых обещало

солидную добычу. В городах, ограбленных викингами, они запасались

предметами мены, оружием, чеканной монетой, из чего следовало, что их

набеги преследовали две цели: войну и торговлю. Их набеги были больше

торговыми, чем военными, в Балтийском море и почти только военными в

незнакомых им морях и океанах. Через Балтийское море и шведские города

Бирка и Сигтуна викинги вошли в торговые отношения с Рейд-Готией

(немецкими городами), Руссией и с Грека-Ландом, т. е. той частью России,

которая служила посредницей между Севером и Византией (путь «из варяг в греки»). Наиболее смелые из скандинавов — норвежцы преодолевали полярные льды Северного (Баренцева) моря и доходили на своих драккарах до Белого моря и Северной Двины, где активно торговали с руссами и финнами.

Шведские викинги освоили восточную часть Балтийского моря и имели

поселения от Вислы (Польша) до Финского залива. Именно эту часть

викингов звали на Руси варягами. Отношения между древними руссами и

варягами были настороженно-соседскими. Некоторые попытки варягов

заняться грабежом земель славян встретили жесткий отпор, поэтому они

предпочли обратить свое внимание на запад и юг Европы, где предавались

грабежам без всякой меры. Не случайно на протяжении более 300 лет самой

распространенной молитвой в Европе была такая: «От неистовства норманнов

упаси нас, Господи!»

Кроме того, викинги предпочитали торговать с Русью, а не воевать.

Своеобразную зависть у них вызывали богатства Новгорода Великого,

который на фоне окружающих его скандинавов и датчан представлял собой

«цивилизованное государство в пустыне варварства».

Таким образом, многократно повторенная в исторических и литературных

источниках концепция возникновения норманнского государства, которое

называли также «пиратское общество, обладающее своеобразной этикой», и

приобщения его к массовому многовековому пиратству, сводилась к тому,

что в основе всех походов норманнов лежали недостаток продовольствия и

вынужденная эмиграция части населения, вынужденного совершать варварские

набеги, которые постепенно из чисто пиратских, т. е. ради добычи, стали

и захватническими. Так, в IX в. викинги овладели устьями таких крупных

рек, как Рейн, Сена и др. В 841 г. они овладели Руаном, в 843 г. —

Нантом, в 845 г. — Парижем и т. д. В 911 г. они покорили побережье

Франции,

ставшее Нормандией. Именно оттуда в 1066 г. под руководством герцога

Вильгельма Завоевателя они вновь вторглись в Англию, и герцог

нормандский стал королем Англии под именем Вильгельма I. Перед этим ему

удалось одержать победу над англосаксами, возглавляемыми королем

Гарольдом II, при Гастингсе. Поход Вильгельма I из Нормандии в Англию

хорошо известен. В ночь с 27 на 28 августа 1066 г. через пролив в Англию

переправились 30 тыс. воинов и 2 тыс. коней. На флагманском корабле

Вильгельма был поднят фонарь, который указывал курс остальным кораблям

викингов.

Таким образом, трехсотлетняя история викингов, начавшаяся с разбойничьих

походов, несших горе и разорение, закончилась завоеванием королевского

трона.

Викинги завоевали не только Англию и часть Франции, но и Шотландию и

Ирландию, контролировали Исландию, ряд островов — Фарерские,

Шетландские, Оркнейские, Гебридские, некоторые острова в Средиземном

море и т. д.

Будучи на самом деле жестокими, викинги, тем не менее, сумели создать

особое пиратское государство, обладающее самобытной культурой. Они

сурово преследовали всякий грабеж или насилие внутри собственного

общества. Серьезным преступлением считался обман при дележе добычи.

Предательство и дезертирство каралось смертью, причем виновный не мог

рассчитывать на милосердие или помилование. Вместе с тем ревностно

соблюдая свои права, викинги насилием и произволом оставили кровавую

память о себе в истории многих европейских народов.

§3. Темные века и арабские пираты

Темные века в Европе (V–X вв.) характеризуются целым рядом

последовательных и одновременных волн великих переселений народов,

вызванных как социально-демографическими, так и религиозными причинами.

В результате переселений произошли многочисленные важные события,

связанные с уничтожением одних государств и возникновением других, с

ассимиляцией и исчезновением народов и культур и, конечно, с

многочисленными войнами, расцветом и упадком экономик, в том числе

торговли и пр. Все эти события прямо или косвенно влияли на

возникновение, расцвет и упадок пиратства в тех или иных регионах мира.

Среди важных событий, связанных с пиратством, можно назвать следующие:

1) этнической основой формирующегося мирового государства на первом

этапе должны были стать арабы-мусульмане;

2) основными направлениями экспансии были Средняя Азия, Восток (Индия,

Китай и другие государства), Малая Азия, Северная и Восточная Африка,

Южная и Центральная Европа;

3) захват арабами-мусульманами территорий и государств сопровождался

делением населения на правоверных и неверных. При этом правоверные

получили право нападать на территории, острова, морские суда тех

государств, которые еще не были завоеваны, что привело к массовому

всплеску пиратства на огромных пространствах: на морях вблизи Китая и

Индии, в Индийском океане, на всем Средиземноморье, у северо-восточного

побережья Африки, на всех реках, до которых могли добраться

мусульманские пираты;

4) государственная и идеологическая поддержка такого рода действий

мусульманских пиратов по существу стирала различие между мусульманскими

пиратами и корсарами;

5) пираты-арабы не только грабили имущество, но и захватывали в плен

христиан, превращая их в рабов, вследствие чего в Темные века

сформировались такие правовые понятия, как «христианские рабы» и

«мусульманские рабы». Под последними имелись в виду пленные мусульмане,

захваченные христианами и ставшие их рабами;

6) центром арабо-мусульманской экспансии в Темные века стала Северная

Африка; В период Темных веков арабские пираты и корсары, которых

именовали «сарацинами», для наиболее успешной охоты на людей — будущих

«христианских рабов» — старались максимально приблизиться к христианским

странам при создании своих баз-убежищ и одновременно плацдармов для

нападения.

Одним из таких пиратско-корсарских плацдармов мусульман был остров Крит,

расположенный в 60 милях к югу от континентальной Греции (южная часть

Эгейского моря). Эгейские острова и восточное побережье Греции были

ближайшими целями для захвата «христианских рабов». В 827 г. отряд

мусульманских пиратов и корсаров под командованием Абу Хавса легко

отобрал Крит у Византийской империи. Завоеватели стали заниматься

морским разбоем вместе с принявшими ислам жителями острова. Две византийские экспедиции против мусульманского Крита в 828 г.

окончились полным провалом. Более столетия мусульманские пираты и корсары осуществляли нападения на византийскую территорию, а также нападали на Грецию, Эгейские острова и Малую Азию, поставляя «христианских рабов» в Северную Африку.

В 840-х годах халифы Аббасиды создали флот, базировавшийся в Сирии и в Тарсе (Киликия). Примерно с 900 г. халиф увеличил мощь

и пиратско-корсарского мусульманского флота с целью вернуть себе Египет

нападать на христианские государства. Мусульмане постоянно совершали

атаки на острова в Эгейском море и на города северной Греции (902 г.),

предприняв даже попытку высадки на берег у Афин.

Византия не мирилась с нападениями мусульманских корсаров и отвечала

нападениями на Крит — в 910 и 949 гг., однако терпела поражения при

таких атаках. Нападки критских мусульман на Византию продолжались до тех

пор, пока в 961 г. Византия не завоевала остров, послав туда огромный

флот и обратив всех его жителей в христианство.

В Темные века мусульмане захватили целый ряд стран, островов и городов,

сделав многие из них своими базами. Именно такой базой для мусульманских

пиратов и корсаров был остров Мальта — один из трех островов (вместе с

Гоцо и Комино), расположенных к югу от Сицилии.

§4. Пираты в средние века и новое время

Во второй половине XVIII столетия европейским государствам в основном

удалось покончить с вольным пиратством. К этому времени Франция и

особенно Англия создали мощные военные флота. Им же удалось закрепиться

в большинстве регионов мира. К тому же все меньше и меньше оставалось

неисследованных территорий Мирового океана, где могли бы прятаться

пираты. Поэтому в мирное время торговые корабли, в общем-то, могли не

опасаться нападений. Другое дело - военное время. Середина и конец XVIII

века проходят в постоянных войнах между старыми противниками - Англией и

Францией. Эти войны приводят к новому расцвету пиратства. Правда новым

пиратам приходится играть по новым правилам. Поэтому они

трансформируются в корсаров. Казалось бы, а какая собственно разница? Но

разница все-таки есть. Корсар - пират на службе у государства. Он

покупает у этого государства специальное разрешение - патент на ведение

военных действий против торговых судов вражеского государства. В патенте

заранее оговариваются ряд условий. Так например, определяется какая доля

добычи остается корсару, а какую получает государство. Взамен капитан

корсарского судна получает офицерский патент, превращающий его и членов

команды, в случае захвата неприятелем, из обыкновенных разбойников,

подлежащих немедленному повешению на реях, в официальных военнопленных,

имеющих определенные права. Так же государство занимается реализацией

захваченных товаров и предоставляет корсару возможность стоянки в своих

портах для ремонта судна, пополнения запасов продовольствия и боезапаса.

Налицо взаимная выгода. Конечно, европейские страны пользовались

услугами корсаров и раньше, но основную часть пиратов составляли

вольные художники. Это понятно - делиться никому не хочется. Однако

меняются времена - меняются и обстоятельства...

Так случилось, что большая часть корсаров периода англо - французских

войн была французами. Это вполне объяснимо - корсарство это оружие более

слабого против более сильного. Английский флот к этому времени стал

сильнейшим в мире и не нуждался более в услугах пиратов для охоты за

торговыми судами неприятеля. Франция же не могла послать значительные

силы во все горячие точки, слишком уж их было много - Северная

Америка, Африка, Индия, острова Индийского океана и другие. Поэтому как

королевская, так и позже республиканская Франция поощряла частных лиц

участвовать в морской войне. Многие из этих лиц стали гордостью

Франции - в XVII веке самыми знаменитыми из них были Жан Барт и Жак

Кассар, из корсаров века восемнадцатого наиболее известен, безусловно,

Роберт Сюркуф. Личность безусловно незаурядная, в полной мере сын своего

времени, он стал знаменитым корсаром в общем - то только в силу

черезвычайных обстоятельств.

Роберт Сюркуф умер, припрятав большие богатства. Смерть его фактически

стала смертью корсарства. Оно уже больше не возрождалось в будущем.

Во-первых, государствам стало невыгодно делиться прибылями с частными

лицами, а во-вторых, наступила новая эра - эра буржуазии, то есть

свободной торговли. Пиратство стало просто никому не выгодно. Еще в

конце XVIII веке при заключении мирного договора между Англией и США

после войны за независимость, Бенджамин Франклин предлагал включить в

договор пункт о запрете каперства. Однако тогда англичане не захотели

этого. Но Франклину все же удалось включить такой пункт в договор с

Пруссией. Конечно, это было не более чем формальностью - ни у Пруссии,

ни у США тогда практически не было флота, однако прецендент был создан.

В первой половине XIX века было много споров, какая собственность в ходе

войны является неприкосновенной, а какая может быть захвачена и

уничтожена. Особенную остроту они приняли на Парижском конгрессе 1856

года. И, в конце концов конгресс принял декларацию о полном запрете

каперства на море. Любопытно, что американцы на этот раз голосовали

против. Мотивировали они это тем, что такой запрет выгоден только

Англии, чей военный флот может охотится за торговцами и без помощи

корсаров. Но и без этого каперство просто изжило себя.

Пиратский промысел кормил сотни комиссионеров, факторов, мелких

скупщиков награбленного добра. Процветали и богатели кабатчики,

содержатели веселых домов и воровских притонов. Спрос рождает

предложение, поэтому нигде в Англии не водилось столько отпетых

душегубов, по которым уже давно скучала петля. В ночное время городские

улицы были опаснее бенгальских джунглей.

Судили и отправляли на виселицу бродягу, просившего милостыню на дороге,

вора, попавшегося на карманной краже, или убийцу, позарившегося на вещи

случайного прохожего, но к знаменитым мастерам пиратского промысла судьи

и шерифы зачастую относились с почтением. Еще бы! Сами короли зачастую

были с ними на дружеской ноге, возводили их в дворянское достоинство,

назначали в состав членов Королевского общества, возводили в разряд

национальных героев за отличие в войнах.

С XVI века сильно развился морской разбой у берегов Вест-Индии: здесь

пираты образовали довольно прочную организацию, позднее названную

Береговое братство. Первоначально это были французские каперы,

грабившие испанские поселения и суда. Но после заключения в 1559 году

Францией мира с Испанией они лишились поддержки государства и

превратились из каперов в пиратов.

Пират, отдыхающий на Мадагаскаре в обществе туземной девушки.

На смену французским каперам пришли английские, которые действовали не

менее активно. Так, Дрейк в 1586 году разграбил Санта-Доминго и

уничтожил его; Рели в 1595 году захватил Тринидад; Ширли в 1597 году

овладел Ямайкой, разграбил и сровнял с землей ее столицу

Сантьяго-де-ла-Вега и т.д.

Начиная с 1620 года другое враждебное Испании государство, Голландия,

успешно развивая свою колонизаторскую деятельность, повело активную

каперскую войну. Голландские каперы в 1624-1625 годах совершили успешное

нападение на Пуэрто-Рико.

В этот период в Карибском море появляются буканиры (иногда буканьеры) и

флибустьеры, выходцы из среды французских моряков или потерпевших

кораблекрушение корсаров и пиратов. Основной базой буканиров становится

остров Эспаньола.

Буканиры получили свое прозвище от слова букан (по-индейски

коптильня), которыми пользовались для приготовления консервированного

мяса. Этим долго хранящимся продуктом буканиры снабжали команды

пиратских кораблей. Сами коптильщики часто вступали в ряды пиратов. В

1639 году после крупной испанской карательной экспедиции буканиры

перебрались с Эспаньолы на соседний остров Тортугу, принадлежавший

Франции, где образовали настоящую пиратскую республику.

Управляемое опытными мастерами пиратского промысла, маленькое

государство буканиров превратилось в грозную силу, которую охотно

привлекали на свою сторону Англия и Франция.

Обитатели Тортуги стали величать себя флибустьерами. Это название

произошло от голландского слова vriipuiter, что означает пират.

Английская часть населения Тортуги уловила в его звучании слова free -

свободный, booter - грабитель. Выходцы из Франции переделали его в

flibustier, и в таком виде это слово дошло до наших дней.

В 1654 году испанцы снова провели крупную карательную экспедицию и

опустошили пиратское гнездо на Тортуге. Тогда, с разрешения Англии,

центр флибустьерской республики переехал (лучше сказать переплыл) в

город Порт-Ройял на остров Ямайку. В соответствии с королевским указом

была установлена такса на получение официального свидетельства, дающего

право грабить торговые корабли Испании. Капитан пиратского корабля

платил в английскую королевскую казну двадцать фунтов (весьма крупная

сумма по тем временам), обещал привозить награбленную добычу в

Порт-Ройял, отдавая пятнадцатую часть в пользу короля, и официально

(перед лицом закона) считался не пиратом, но капером.

§5. Пираты современности .

Ушли в прошлое жестокие времена, когда головорезы на парусных судах

грабили корабли и убивали пассажиров. В Атлантическом океане пираты

прекратили свои «подвиги» к 1725. Лишь несколько человек еще промышляли

в 20-ых годах XIX века. Некогда грозные арабские пираты держали под

угрозой северное побережье Африки вплоть до 1830 года, но былого

могущества они уже достичь не могли.

Несмотря на все усилия, не в прежнем масштабе, но пиратство продолжает

существовать и сегодня. Так, на протяжении нескольких лет второй

половины XX века у берегов Китая западные торговые суда подвергались

нападению пиратов, которых возглавляла женщина, считавшаяся королевой

пиратов Макао. Власть этой безобидной на вид женщины над морскими

разбойниками была безграничной. Лай Чой Сан удалось сделать на морских

грабежах хорошее состояние. Главным преимуществом пиратов остаются

скорость и внезапность нападения. Чаще всего для нападения пираты

используют высоко скоростные катера. Молниеносно они выскакивают из

прибрежных укрытий и набрасываются на своих жертв. В наше время, к

сожалению, обезопасить морские пути от разбоя и искоренить пиратство

пока не удается. На наиболее оживленных путях постоянно курсируют

военно-морские патрули, в состав которых помимо судов входят самолеты и

вертолеты. В случае необходимости суда могут вызвать по рации

подкрепление, но, тем не менее, сегодня нападения на торговые корабли

чаще всего происходят у берегов Юга - Восточной Азии, Западной Африки, в

районе Бразилии. Бывает, что пираты ограничиваются лишь грабежом,

отбирают личные вещи и деньги. Сегодняшние морские разбойники стали

гораздо милосерднее, они избегают убийств и больших скандалов. Тем не

менее, суть пиратского мастерства осталась прежней - нападения с целью

захвата чужой собственности. И относится к ним нужно как к преступникам.

Глава 2. Быт и нравы пиратов.

Возможно, это покажется странным, но в основном во всех пиратских

обществах были введены строгие правила, регламентировавшие поведение

пирата. Пират (XII века) всегда должен был спать в одежде. Жестоко

карались те из них, кто оставался спать на берегу. Особые меры наказания

применялись к тем, которые принуждали своих товарищей пьянствовать, если

последние отказывались от этого.

Английский пират Бартоломей Робертс в 1719 году запретил на своих

кораблях азартные игры в карты и кости, не разрешал приводить на корабль

женщин. За появление на борту переодетых мужчинами дам виновному грозила

виселица. Драки между членами команды исключались. Все дуэли происходили

на берегу в присутствии секундантов. В восемь вечера на корабле Робертса

играли отбой и гасили свет. Если кто-либо желал выпить рому после

сигнала, он должен был выйти на палубу и напиться на глазах капитана,

который был убежденным трезвенником и пил только чай!

Китайская пиратка Цин установила для своих подчиненных следующие суровые

правила:

• если матрос самовольно сойдет на берег, то ему проткнут уши в

присутствии всего личного состава флота. При повторении случая он будет

казнен;

• воспрещается самовольно присваивать даже мелкие вещи, добытые

кражей или грабежом. Все подлежит учету, причем пират получает две части

(двадцать процентов), а остальные восемь частей поступают на склад,

составляющий общее достояние. Присвоение предметов общего фонда грозит

смертной казнью.

А. О. Эксквемелин, бывший пиратом с 1667 по 1672 года и впоследствии

выпустивший книгу Пираты Америки, писал:

Пираты очень дружны и во всем помогают друг другу. Тому, у кого ничего

нет, сразу же выделяется какое-либо имущество, причем с уплатой ждут до

тех пор, пока у неимущего не заведутся деньги. Пираты придерживаются

своих собственных законов и сами вершат суд над теми, кто совершил

вероломное убийство. Виновного в таких случаях привязывают к дереву, и

он сам должен выбрать человека, который его умертвит. Если же окажется,

что пират отправил на тот свет своего врага вполне заслуженно, то есть

дал ему возможность зарядить ружье и не нападал на него сзади, товарищи

убийцу прощают.

Но эти идиллические картины дружбы пиратов не означают, что у пиратов

были прекрасные взаимоотношения, что они были честными и порядочными

людьми. Отнюдь нет. Очень часто между пиратами и их командирами

происходили ссоры, кончавшиеся убийством.

Однажды кто-то из команды спьяну оскорбил капитана Бартоломея Робертса.

Тот убил обидчика на месте. Один из присутствующих при этом пиратов стал

возмущаться - Робертс ударил его саблей. Раненый, рассвирепев, бросился

на капитана, команда немедленно разделилась на две партии, и на палубе

Королевской удачи чуть было не вспыхнуло настоящее сражение, но пираты

опомнились: без опытного капитана не видать богатой добычи! Отыгрались

на мятежнике: его приговорили к порке, и, когда рана зажила, каждый член

экипажа нанес ему по два удара. Наказанный, естественно, не признал себя

виновным и искал случая отомстить. Он уговорил лейтенанта Томаса Анстиса

отделиться от Робертса и принять на себя командование захваченной

бригантиной. Но его месть не удалась: пираты устроили контрзаговор и

ночью убили Анстиса прямо в койке выстрелом из пистолета в голову.

Для поддержания дисциплины капитан пиратского судна часто имел

осведомителей, сообщавших о настроении команды. Так, знаменитый в начале

XVIII века капитан Эдвард Тич, по прозвищу Черная Борода, писал в

судовом журнале: Ром кончился, наша компания в дьявольском

замешательстве. Ведутся разговоры об отделении. Только когда удалось

захватить судно с большим запасом ликера, Тич смог записать: Снова все

идет хорошо.

В договоре, подписанном всеми пиратами Георга Лоузера, на борту

Избавления запрещалось играть на деньги. Если кто-нибудь обманом

выманивал у другого хотя бы шиллинг, следовало наказание, назначаемое

капитаном и большинством компании.

Но, пожалуй, самым забавным было то, что, подписывая договор, пираты

клялись в верности его соблюдения и в подчиненности капитану на...

Библии!

Дележ добычи

I. Доэллинская эпоха

К сожалению, вынужден сознаться, что, несмотря на все усилия, мне не

удалось найти каких-либо указаний и правил о том, как делили добычу

древнейшие пираты: египетские, финикийские и пр.

II. Средиземноморье, античные времена

Античные пираты делили свое добро более или менее поровну, копируя

практику дележа трофеев в войсках. Греческие и римские солдаты получали

равные доли. Большие части добычи могли получить крупные военачальники

или те, кто отличились в бою.

Греческие обычаи хорошо описаны Ксенофоном - наемным солдатом и

историком (умер ок. 355 года до н.э.). Если армия становилась лагерем на

отдых, любой человек мог выйти из лагеря для грабежа и все награбленное

по праву принадлежало ему. Но если армия находилась в походе, все, что

добывалось одним человеком, объявлялось общей собственностью.

Пленные становились частью общественной собственности и охранялись до

тех пор, пока их не продавали или дарили. Солдаты могли присваивать себе

любую мелкую вещь, найденную на поле боя. Римские законы объявляли рабов

государственной собственностью, и, как правило, командиры поровну

распределяли все, взятое у пленных.

Все свидетельства говорят о том, что практика дележа пиратской добычи

соответствовала практике дележа в регулярных войсках. В поэме Гомера

моряки Одиссея делили трофеи поровну. Жители Этолии и городов Крита

поощряли пиратство и заключали официальные соглашения, содержанием

которых был раздел ожидаемой добычи. По критским законам, добыча

делилась на количество человек в отряде. Перед дележом городские

правители забирали себе десятую часть, как объявлялось, для

пожертвования Аполлону. В Эфесских рассказах говорится, что все

делилось поровну, но капитан выбирал первым. Согласно Эфиопским

приключениям право первого выбора доставалось тому, кто первым

взобрался на борт вражеского корабля.

III. Средиземноморье, средневековье

У христианских пиратов, плававших в Эгейском море в XIV веке по

сообщению Санудо, существовал следующий порядок дележа добычи: одну

пятую от всего добытого получал капитан, на большую долю претендовал

также и кормчий. Если капитан плавал на своем собственном корабле, он

получал сверх своей доли 150% от расходов на снаряжение судна. Его доля

увеличивалась до 200%, если нападение совершалось на другого пирата -

вероятно, в связи с повышенным риском.

Если собственником корабля являлось правительство Венеции, оно

удерживало одну треть добычи, а остаток распределяло среди команды.

Кроме того, оно выплачивало принимавшим участие в сражении по три дуката

на человека за каждого плененного и проданного в рабство мусульманина.

Набирая экипаж, капитан заключал с командой договор, в котором

оговаривалась доля пирата в добыче и компенсация за понесенное увечье в

бою. В качестве примера можно привести договор, заключенный в 1385 году

Балтазаром Коссой. В нем, в частности, говорилось:

Все добытое в операциях - будет немедленно делиться на четыре части.

Две из них будет получать экипаж, четверть пойдет моим верным и храбрым

друзьям - Ринери, Джованни, Ованто, Берардо и Биордо. Последнюю четверть

буду получать я, как капитан корабля и руководитель операцией. Если в

нашей операции кто-то потеряет глаз, он получит компенсацию в 50 золотых

цехинов, дукатов или флоринов, или 100 скудо или реалов, или 40

сицилийских унций. Или, если он это предпочтет, - одного раба-мавра.

Потерявший оба глаза получит 300 цехинов или дукатов, или 600 скудо или

неаполитанских реалов, или 240 сицилийских унций. Или, если захочет, -

шесть рабов.

Раненный в правую руку или совсем потерявший ее получит 100 золотых

цехинов, флоринов или дукатов, или 200 скудо или неаполитанских реалов,

или 100 сицилийских унций. Или, по желанию, - двух рабов.

Если кто-нибудь потеряет обе руки, он получит компенсацию в 300 дукатов

или цехинов, или 600 реалов или скудо, или 240 сицилийских унций. Или

шесть рабов. Парализованная рука или нога приравнивается к

потерянной....

IV. Берберские государства, средневековье

В отличие от своих главных конкурентов - мальтийцев - берберы

придерживались относительно простых правил), истианские летописцы

отмечали отсутствие ссор и скорый суд). Основные правила менялись на

протяжении столетий, но всегда оставались простыми. Солдаты и моряки

присваивали себе все, что удавалось добыть на захваченных кораблях и у

пленных пассажиров, а капитан имел право на все, что лежало в каютах.

Корабельная оснастка, груз и пленные направлялись в общий фонд.

До начала дележа из добычи выплачивались долги и налоги правительству.

Коран требовал, чтобы пятая часть отходила обществу. Хасан Венециано

Паша вызвал гнев пиратов, потребовав от них отчислять в казну пятую

часть награбленного. До этого большинство правителей довольствовалось

одной седьмой или одной десятой долей рабов и груза. Также правитель

получал захваченный корабль, это правило было отменено только в конце

XVII века. Дополнительные налоги - обычно два или три процента - шли на

содержание портов и платы портовым чиновникам и духовенству.

Хозяин и команда корабля получали половину добычи, оставшейся после

вычета упомянутых выше налогов. Многие корабли принадлежали синдикатам,

и в этом случае добыча делилась в соответствии с размером вклада каждого

из совладельцев. То, что предназначалось команде, разделялось на

несколько сотен частей, и количество добычи, которое получал каждый,

зависело от его ранга.

На больших кораблях наряду с матросами и гребцами находились янычары. Во

все времена матросы получали большую долю, чем солдаты. Однако янычары

также получали регулярное жалование, даже находясь в море. Рабы (включая

христиан) получали такие же доли, как вольные матросы и гребцы, но

хозяева рабов присваивали себе их премии целиком или частично.

В 1634 году в Алжире капитан получал 10 или 15 частей сверх того, что он

мог получить как владелец корабля. Старшие офицеры и янычарские генералы

получали по три части. Матросы, янычары и командоры получали по две

части, гребцы получали одну часть. В конце первого десятилетия XVIII

века алжирские капитаны получали 40 частей, матросы - три, а янычары -

только полторы.

Груз и рабы обычно продавались на аукционе. Некоторые еврейские купцы

специализировались на перепродаже награбленного. Товар с измененной

маркировкой и упаковкой, либо продавался христианским купцам в Северной

Африке, либо посылался еврейским корреспондентам в европейских

свободных портах, таких как Ливорно.

V. Мальта, средневековье

У рыцарей-госпитальеров добыча делилась чрезвычайно запутанным способом,

и случаи судебных разбирательств были нередки. Остров служил базой для

двух флотов: регулярного военно-морского флота и пиратских кораблей под

командованием рыцарей ордена или других капитанов. Добыча военного флота

не делилась, так как орден присваивал все трофеи, а матросы и солдаты

служили за жалование. Рыцари, плававшие на своих собственных кораблях,

передавали три четверти трофеев ордену.

Согласно общему правилу, капитаны, не принадлежавшие ордену,

отчитывались перед Оружейной палатой, которая занималась продажей

награбленного, вела учет и распределяла прибыль. Это было нелегким

делом. Корсарам редко удавалось захватить богатый груз, как правило,

наиболее ценной добычей становились корабль и команда. Некоторые корабли

отправляли на Мальту под командованием захватившего их капитана, который

получал дополнительные доли за эту опасную работу. Но часто груз и рабы,

захваченные в Ливане, размещались в местных портах. Начальник

хозяйственной службы вел строгий учет поступлениям. Кроме того, часто

корсары охотились в сообществе, называемом Консерва .

После того как Оружейная палата определяла размер добычи корабля,

фиксированные доли выплачивали верховному магистру и капитану. Магистр

получал 10 процентов, включая одну десятую часть всех рабов (также

меньшие доли получали другие чиновники и монахини монастыря. Св.

Урсулы). Капитан получал 11 процентов, но он делил свою часть прибыли с

офицерами.

Владельцы и команда разделяли остаток согласно заключенному контракту.

Наиболее распространенное соглашение - Терцо Бускайно (Terzo Buscaino) -

предусматривало, что две трети отходили совладельцам, оставшуюся треть

команда делила между собой. Таким образом, владельцам доставалась

примерно половина всей добычи, а команде - примерно четверть. Поскольку

оплата всех расходов шла из кармана владельцев, зачастую у них не

оставалось почти ничего. Согласно другому соглашению - Алла Фратеска

(Alla Fratesca) - команде принадлежало все отобранное у пленных и

найденное на палубе. Остальная добыча делилась между командой и

инвесторами, после вычета всех расходов.

Объектом всеобщего дележа были только поступления от продажи корабля,

груза и рабов. Офицеры имели сложные для понимания права на

собственность и деньги пленных пассажиров и команды. Также некоторые

члены команды имели право на получение предметов, имеющих отношение к их

работе. Так, коку отдавали котелки и кастрюли, корабельному хирургу -

медицинские инструменты и препараты. Все были обязаны выплачивать 10

процентов верховному магистру.

Эти правила было трудно соблюдать в неразберихе абордажного боя. Пираты

хватали все, что попадалось под руку, и часто жестоко обращались с

пленными. Например, с пассажиров и команды (даже если они были

христианами) в поисках драгоценностей срывали всю одежду.

Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или

летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и

уполномоченными для этой цели.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и

юго-восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Западной Африки.

Заключение

Таким образом, на основании изложенного материала, с учетом исторических

справочников, можно сделать следующие выводы:

1. Пиратство, как историческое явление, существовало не в

отдельно взятой стране, а по всему миру, отличаясь национальными

особенностями.

2. Общими чертами пиратства различных стран и времен являются

государственная заинтересованность в легкой наживе, укрепление военного

флота, пополнение государственной казны.

3. Пиратство в различных регионах мира отличалось жестокими

законами, военной дисциплиной на кораблях, определенными условиями

деления добычи.

4. Несмотря на современные способы борьбы с пиратством, оно

продолжает существовать и в настоящее время, изменяя тактику ведения

войны в соответствие с новыми технологиями.

5. Пиратство является историческим явлением, основанным на жажде

легкой добыче, расширении морских и земельных владений, установление

господства над экономически выгодными районами.

Список литературы.

1. Бейкер Дж. История географических открытий и исследований.

М., 1950

2. Верн Ж. Открытие земли Л., 1958

3. Верн Ж. Мореплаватели XVIII века. Л., 1959

4. Всемирная история: Начало колониальных империй. М., 1999

5. Горбовский А. В поисках Эльдорадо // Неделя, 1966, № 47

6. Гребельский П. Пираты СПб., 1992

7. Гришин Ю. А. История мореплавания. М., 1972

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

Философов. М. 1979

9. Кремер В. 300 путешественников. М., 1966

10. Магидович И. Очерки по истории географических открытий. М.

1957

11. Маковский Я. История морского пиратства. М., 1972

12. Мерьен Ж. Энциклопедия пиратства, М., 1999

13. Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры. СПб., 1994

14. Морской энциклопедический справочник. Л., 1987, т. 1, 2

15. Непомнящий Н., Низовский А. Тайны кладов. М., 2001

16. Нойкирхен X. Пираты. Морской разбой на всех морях. М., 1980

17. Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа

Иоанн XXIII. М., 1975

18. Парер Ф. Открытие Америки, город?1999

19. Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. город? 1999

20. Росс С. Пираты: история буканьеров, каперов, корсаров и их

похождений..., город?1999

21. Семенова М. Викинги, 1999

22. Светоний Транквил Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1966

23. Снисаренко А. Эвпатриды удачи. Л., 1990

24. Стриннгольм А. Походы викингов, город? 1999

25. Хоккель Р. Чертежи судов XVI-XVII вв. Л., 1975

26. Четверухин Г. История корабельной и береговой артиллерии

М., 1968

Скачать архив с текстом документа