Правоохранительные органы

СОДЕРЖАНИЕ: Высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан. Органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Компетенция Верховного Суда РФ.

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Контрольная работа

по дисциплине: Правоохранительные органы

вариант № 2

Выполнил: студент 1 курса

юридического факультета,

очно-заочной формы обучения

(внебюджет №1 гр. 2)

Киньябулатов И.И.

Проверил: к.ю.н., доцент Латыпова Д.Ф.

УФА-2009


План

Введение

Вопрос 1. Система и основные задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы

1.1. Задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы

1.2 Система учебной дисциплины Правоохранительные органы

Вопрос 2. Верховный суд РФ – высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей юрисдикции: его состав и полномочия

2.1 Состав Верховный Суд РФ

2.2 Компетенция Верховного Суда РФ

3. Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан

Заключение

Литература


Введение

Настоящая учебная дисциплина является своего рода каркасом для дальнейшего изучения правовых институтов в пределах конкретных отраслей юридической науки и дает общее представление о системе правоохранительных органов в РФ.

В качестве предмета курса Правоохранительные органы выступают общественные отношения, возникающие по поводу организации и деятельности государственных и иных органов, призванных осуществлять охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Мы разбираем системы и основные задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы; Верховный суд РФ – высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей и Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан.


Вопрос 1. Система и основные задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы

1.1 Задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы

Задачи любой учебной дисциплины естественным образом связаны с предметом соответствующей дисциплины. Задачей учебной дисциплины Правоохранительные органы, в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.

Прежде всего, необходимо отметить, что задачей учебной дисциплины Правоохранительные органы является также и привитие студентам первоначальных навыков самостоятельной работы с этими актами, опыта их грамматического, систематического, логического и иного толкования, что пригодится в их будущей практической правоохранительной деятельности.

Еще одна задача учебной дисциплины Правоохранительные органы - это изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью и правоохранительными органами, привитие студентам навыков правильного употребления и применения этих терминов, обучение своеобразному юридическому языку, владеть которым обязан современный юрист.

Дисциплина Правоохранительные органы одновременно представляет собой своеобразное введение в специальность и призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии.

Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины Правоохранительные органы:

Изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другим юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.

1.2 Система учебной дисциплины Правоохранительные органы

Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Система учебной дисциплины Правоохранительные органы делится на Общую и Особенную части.

В Общей части рассматривается такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса является действующие законодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их развитии и правоприменении с учетом сложившихся в этой области проблем. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов. (1)

Особенную часть учебной дисциплины следует делить на разделы для обеспечения последовательности и понятного изложения изучаемой юридической дисциплины.

Разделы:

1. «Общие положения»

2. «Судебная система РФ»

3. «Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности»

4. «Органы предварительного расследования»

5. «Прокуратура в РФ»

6. «Органы правовому обеспечению и правовой помощи»

7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (2) [1]


Вопрос 2. Верховный суд РФ – высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей юрисдикции: его состав и полномочия

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2.1 Состав Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; Кассационной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, председателя федеральных министерств, федеральные служб и федеральных агентств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций. [2] (3)

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председатель Верховного Суда РФ, входящих в состав Президиума Верховного Суда РФ по должности и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ советом Федерации Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и правомочных при наличии большинства членов Президиума Верховного Суда РФ. Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством голосов членов Президиума Верховного Суда РФ , участвующих в заседании и подписывается Председателем Верховного Суда РФ. (4)

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора.

Кассационная коллегия Верховного Суда состоит из ее председателя и двенадцати судей Верховного Суда и действует двумя судебными составами (по гражданским делам и по уголовным делам). Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела. [3]


2.2 Компетенция Верховного Суда РФ

правовой помощь охрана порядок суд

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия: рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства России, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за выполнением судами России руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России (СССР, РСФСР); осуществляет другие полномочия. (5)

Пленум Верховного Суда РФ имеет полномочия: рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представление Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства России, при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретарь Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Научно-консультативный совет при Верховного Суда РФ, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание РФ в порядке осуществления законодательной инициативы; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии; рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума [4] Верховного Суда РФ законодательства России или постановлениям Пленума законодательства России; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. (6)

Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по делам, отнесенным законом к ведению судов общей юрисдикции. Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства, координируя эту работу с Министерством юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах их компетенции .

В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и[5]

рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях позволяет

более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судей Судьи Верховного Суда РФ, изучающие дела из определенных нижестоящих судов и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность знакомиться с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих судов, с наиболее распространенными в этих регионах преступлениями и иными правонарушениями. А также с деловыми качествами судей, участвовавших в рассмотрении дел, которые поступили с жалобами и протестами в Верховный Суд. Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и приговорах, устранять их и оказывать более эффективную помощь нижестоящим судам.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ образована в 1998 г. для рассмотрения кассационных жалоб и кассационных представлений на решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, на приговоры Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда. А также для рассмотрения жалоб и представлений прокурора на определения этих коллегий и на постановления судей этих же коллегий.

3. Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан

Органы по правовому обеспечению и правовой помощи, это нотариат и адвокатура. Созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам

Адвокатская палата создана в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект РФ, на территории которого образована. Она образуется учредительными собраниями (конференцией) адвокатов и является негосударственной некоммерческой организаций, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Федерации.(7)

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

31 мая 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 июля 2002 г.

Адвокат, пользуясь гарантиями независимости и неприкосновенности, может без опасения осуществлять юридическую помощь, будучи уверенным, в защите себя и своей семьи и недопустимости оказания на него давления со стороны третьих лиц.

Переход адвокатуры на новый профессиональный уровень должен восполнить недостаток квалифицированной юридической помощи [6]

гражданам и юридическим лицам по обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Нотариат в РФ – орган признанный обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариат в РФ имеет определенную систему. Возглавляет ее Федеральная нотариальная палата. Она представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в Росрегистрации Министерства Юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица – региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным (8)

Нотариат правовой институт. Цели нотариат - обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно, нотариат - это орган предупредительного, превентивного правосудия. Нотариат существует для того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата - предупреждать гражданско-правовые споры.

Нотариат не является ветвью государственной власти. Однако он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.

Сегодня, при четкой реализации принципа разделении властей, нотариат занял иное место в правовой системе - он служит инструментом предупредительного правосудия.

Нотариат - обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.[7]

Организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата. Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.

Кроме этого, в своей деятельности нотариус руководствуется принципом соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий.


Заключение

Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который: является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В нынешних условиях построения в России правового демократического государства институт адвокатуры становится одним из важнейших элементов правозащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Адвокатура призвана отстаивать и защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, как бы находясь по другую сторону правоохранительной системы, нежели правоохранительные органы, представляющие и защищающие интересы государства.

Что касается нотариат, можно сделать следующие выводы: институт нотариат обладает огромным положительным историческим опытом, в том числе российским, развития и функционирования; институт нотариата является открытым, стабильным и предсказуемым источником формирования доходной части государственного бюджета; институт нотариата обладает большим потенциалом по предотвращению экономических преступлений; институт нотариата широко используется во многих странах мира, с которыми Россия имеет тесные экономические и политические связи.


Литература

1. А.М. Артемьев «Правоохранительные органы» Учебное пособие – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2004

2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2004

3. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Дошков и К, 2006

4. О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизыка «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2008


1. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Дошков и К, 2006 - стр. 16

2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2004 – стр. 23

[2] 3. О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизыка «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2008 - стр. 85

[3] 4. О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизыка «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2008 - стр. 87

(5) О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизыка «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2008 - стр. 56

6. О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизыка «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2008 - стр. 84

(7) А.М. Артемьев «Правоохранительные органы» Учебное пособие – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Закон и право, 2004 - стр. 156

8. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перер. и доп. – М.: Дошков и К, 2006 - стр. 460

Скачать архив с текстом документа