Правовые основы государственной службы
СОДЕРЖАНИЕ: Военная служба в системе государственной службы и особенности ее правового регулирования. Система управления службой в органах внутренних дел: структура и основные задачи. Основы, принципы организации, функционирования и развития государственной службы.1. Военная служба в системе государственной службы и особенности ее правового регулирования
Военная служба - в России вид особой федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).
Деятельность военнослужащих носит государственный характер, поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы:
1) деятельность в составе государственных органов и организаций;
2) военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствие с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства;
3) взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения;
4) правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяется государством;
5) военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.
В рамках единого механизма государства военная и гражданская государственная службы имеют общие основы и принципы организации, функционирования и развития.
Сущность и содержание как гражданской, так и военной службы обусловлены органическим единством государственного аппарата.
В военной службе можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы:
1) социологический аспект , т.е. военная служба как социальная категория – это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.
2) под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством, в целях обороны и безопасности.
Таким образом, главной целью военной службы является практическое осуществление функций и решение задач в сфере безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах.
3) юридический аспект при характеристике военной службы представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.
Таким образом, военная служба, как особый вид государственной службы, является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.
На военнослужащих помимо исполнения общих и должностных обязанностей могут быть в отдельных случаях возложены специальные обязанности.
Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих каждого ведомства (отрасли) по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.
Таким образом, деятельность служащих разных ведомств имеет свою специфику, так как они выполняют свойственные для данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных органах и организациях, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, выполняемыми ими.
Военная служба имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид государственной службы.
В отличие от гражданской государственной службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных организациях. Такой признак государственной службы, как «профессиональная деятельность» не характерен для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.
К ним относятся:
1) принятие военнослужащими военной присяги;
2) наличие у военнослужащих воинских званий;
3) обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;
4) деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;
5) беспрекословность воинского повиновения;
6) особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;
7) право на ношение, хранение, применение и использование оружия;
8) специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.
Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы: защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.
Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются:
1) в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы, как в служебном порядке – властью соответствующего непосредственного или прямого начальника, так и путем обращения в военный суд (ст.4 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);
2) в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.
2. Система управления государственной службой в органах внутренних дел, ее структура и основные задачи
Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пересечением правонарушений.
Единого законодательства, регламентирующего организацию и деятельность органов внутренних дел, в настоящее время не существует. Основным законом, определяющим организацию милиции, входящей в состав органов внутренних дел, ее права и обязанности, является Закон «О милиции». Деятельность других подразделений органов внутренних дел регламентируется УПК РФ, Кодексом об административных правонарушения РФ, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Организация органов внутренних дел осуществляется и в соответствие с другими нормативными актами, в том числе положением о Министерстве внутренних дел РФ.
Являясь самостоятельной и специфической отраслью, органы внутренних дел выполняют значительную работу по реализации различных социальных мероприятий государства и общества, а также имеют свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере деятельности. Деятельность органов внутренних дел направлена на соблюдение гражданами законов и других правовых актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права.
Деятельность органов внутренних дел характеризуется также единоналичием и высокой служебной дисциплиной. Органы внутренних дел организуют и осуществляют охрану общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают общественную безопасность. Многие сотрудники органов внутренних дел обладают статусом представителей власти, наделены правом принят меры административного принуждения. Организация и деятельность органов внутренних дел помимо общего законодательства регулируется также специальными положениями, уставами, наставлениями.
Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы. Ей присущи все основные черты государственной службы.
Одним из структурных основных подразделений органов внутренних дел является милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в РФ. Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 года Закон РСФСР «О милиции». В этом законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. В Законе «О милиции» (ст.2) в известной мере была воплощена идея деуниверсализации милиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»», что в настоящее время позволило оставить за ней решение следующих задач:
1) обеспечение безопасности личности;
2) предупреждение и пересечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений;
4) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
5) защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6) оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.
Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках предоставленных полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправных. Выполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаблению либо устранению. Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и подговариваемых преступлений.
Очень важной и сложной является задача по обеспечению выявления и раскрытия преступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возмещения, причиненного в результате преступления материального ущерба и компенсации морального вреда.
Реализуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, милиция призвана поддерживать установленный нормами права порядок отношений между людьми при их нахождении в различных местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, либо возникшую в результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные бедствия и др.).
В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на:
· криминальную милицию, основными задачами которой являются: выявление, предупреждение, пересечение и раскрытие преступлений, по делах о которых производство предварительного следствия обязательно, т.е. наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
· милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания.
Систему органов внутренних дел РФ образуют:
1) Министерство внутренних дел России;
2) окружные подразделения МВД РФ (гл.управления МВД по федеральным округам);
3) Министерства внутренних дел республик, управления (гл.управления) внутренних дел краев, областей, автономных, автономных областей. Автономных округов, городов федерального значения (МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ);
4) отделы (управления) внутренних дел городов, районов, других муниципальных образований, имеющихся в субъектах РФ (горрайорганы внутренних дел);
5) управления внутренних дел и линейные управления, отделы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (ОВД на транспорте);
6) управления внутренних дел закрытых административно-территориальных образований на особо важных и режимных объектах;
7) окружные управления материально-технического и военного снабжения;
8) иные органы, организации и учреждения, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.
Органы внутренних дел субъектов РФ и горрайорганы составляют структуру так называемых органов внутренних дел двойного подчинения (подчиняются как вышестоящему органу внутренних дел, так и исполнительной власти субъекта РФ, за исключением уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и и административно-юрисдикционной деятельности).
Органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, закрытых административно-территориальных образований, материально-технического и военного снабжения составляют федеральную структуру ОВД. Специфику оргштатной структуры транспортной милиции отражают действующие в ее составе специализированные подразделения: по борь с преступными посягательствами на грузы, розыскной работы с использованием автоматизированных информационно- поисковых систем, строевые подразделения по сопровождению пассажирских поездов и др.
Систему органов внутренних дел возглавляет МВД России. Как федеральный орган исполнительной власти оно непосредственно реализует государственную политику в области внутренних дел и осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление ими.
По отраслевому признаку в составе ОВД выделяются следующие структуры:
· милиция;
· органы предварительного следствия;
· государственная противопожарная служба;
· паспортно-визовая служба;
· экспертно-криминалистические подразделения.
Милиция – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Органы предварительного следствия в системе МВД РФ – подразделения, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам (следственные аппараты имеются также в органах прокуратуры, безопасности и налоговой полиции). Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет при МВД РФ (на правах главного управления), начальник которого по должности является заместитель министра внутренних дел.
Паспортно-визовая служба – общее название подразделений виз, регистраций и паспортной работы, действующих под различными наименованиями в системе органов внутренних дел. В составе паспортно-визовой службы находятся Паспортно-визовое управление МВД России, которому подчиняется центр паспортно-визовой информации; управления паспортно-визовой службы МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; отделы паспортно-визовой службы горрайорганов.
Министерство внутренних дел организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, выезда за пределы РФ и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, которая на практике реализуется подразделениями паспортно-визовой службы.
Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел – учреждения, занимающиеся проведением криминалистической экспертизы. Главной организацией ОВД по экспертно-криминалистической деятельности является Экспертно-Криминалистический Центр. Основными задачами данного подразделения являются:
1) организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;
2) использование технико-криминалистических средств и методов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, в т.ч. проведение наиболее сложных, повторных, комиссионных экспертиз и исследований;
3) ведение централизованных экспертно-криминалистических картотек и коллекций;
4) организация, проведение и координация прикладных научных исследований в области экспертно-криминалистической деятельности.
3. Практическое задание
На основании действующего законодательства составьте перечень необходимых документов, разрабатываемых в органе внутренних дел при подготовке и организации аттестации. По произвольной фабуле (наименование органа внутренних дел, ф.и.о. и специальные звания должностных лиц и т.д.) заполните документы (типовые бланки), необходимые для проведения аттестации конкретного сотрудника органов внутренних дел.
Начальник ОВД по одному из районов МО подполковник милиции Фомин И.А. в возрасте 49 лет написал рапорт об увольнении из органов внутренних дел в связи выслугой, дающей право на пенсию. Каков размер пенсии ему будет начислен при окладе по должности 3900 рублей, если его служба:
в органах внутренних дел в календарном исчислении на день увольнения составляет 15 лет 02 мес. 14 дней, из которых 02 мес. 28 дней он в 1993 году выполнял служебные обязанности в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике и, кроме того в течение 03 лет 10 мес. 20 дней служил на территории Камчатской области;
в вооруженных силах СССР срочная служба составляет 01 год 11 мес. 21 день.
Необходимо также учесть, что до поступления на службу в органы внутренних дел Фомин И.А. окончил очное отделение политехнического института со сроком обучения 04 года 10 мес. 16 дней.
Таким образом, общий трудовой стаж составляет 29 лет.
Обоснуйте свой ответ ссылками на действующее законодательство.
Как известно из статей 4, 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», военная пенсия полагается лицам, проходившим:
1) военную службу;
2) службу Органах Внутренних Дел;
3) службу в государственной противопожарной службе;
4) службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
5) учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы.
Таким образом, подполковнику милиции Фомину в соответствии с действующим пенсионным законодательством должна быть назначена именно военная пенсия.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) различные категории лиц, проходившие службу в соответствующих органах, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;
б) различные категории лиц, проходившие службу в соответствующих органах, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев – в соответствующих органах.
Таким образом, в соответствии с нормами федерального законодательства гражданин Фомин может быть уволен по второму основанию. Его стаж превышает четверть века, а стаж службы – 12 с половиной лет.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 размер пенсии определяется по размеру денежного довольствия в порядке, установленном Правительством России.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства России от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет…» прохождение службы в Камчатской области и Корякском автономном округе – с 14 сентября 1945 года удваивает срок: не 3 года 10 месяцев 20 дней, как указано в условиях задачи, а 7 лет 9 месяцев 10 дней.
При службе в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике в соответствии с тем же Постановлением Правительства России № 941 срок утраивается: не 2 месяца 28 дней, как указывается в задаче, а 8 месяцев 24 дня.
Таким образом, общий стаж службы в органах внутренних дел составляет 19 лет 7 месяцев, а общий стаж по перерасчёту стажа, указанного в условиях задачи, таким образом, чуть более 33 лет.
Определим теперь размер пенсии.
Ответ на данный вопрос содержится в статье 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
Половина от 3900 рублей составляет 1950 рублей. Отнимая от 33 лет 25, получаем 8 лет разница. Один процент от 3900 рублей – 39 рублей, восемь процентов (за восемь лет) – 312 рублей. Сумма, таким образом, составляет 2262 рубля Российской Федерации.
Однако в стаж не входит время обучения в политехническом институте. Таким образом, общий стаж составляет лишь более 28 лет. Это уменьшает пенсию на пять процентов ежемесячной оплаты, т.е. на 195 рублей. Пенсия получается равной сумме в 2067 рублей .
Очевидно, что условия задачи не соответствуют реальности: 3900 рублей – устаревшая сумма. Военный пенсионер не может получать пенсию меньше минимальной.
Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Как известно, с 1 января 2010 года в силу вступил в РФ новый закон о повышении пенсий. Благодаря валоризации произошло изменение денежной оценки в сторону увеличения.
Постепенно начинается и повышение пенсий военнослужащим. На сегодняшний день нашим правительством принят закон о повышении военной пенсии инвалидам, которые получили инвалидность в ходе участия в военных действиях, в случаях трудового увечья, а также участникам Великой Отечественной войны.Если военнослужащий занимается коммерческой деятельностью, то надбавки к пенсии он не сможет получать.
Повышение пенсий некоторым категориям военнослужащих произошло и за счет начисления второй пенсии. В соответствии с Российским Законодательством, выйдя в отставку,работающие военные пенсионеры, отчисляя средства в Пенсионный Фонд, смогут получать вторую гражданскую пенсию.
Изменения, которые были внесены в этом году в закон, позволили начислять пенсии военным пенсионерам исходя не из минимального размера трудовой пенсии, а беря в расчет фиксированный размер базовой части пенсии по старости.
Для того чтобы привести этот закон в силу потребовались существенные затраты, которые были взяты из федерального бюджета.
Напомним, что для того чтобы военнослужащий смог получать пенсию за выслугу лет он должен прослужить не менее двадцати лет, либо:
1. быть уволенным по состоянию своего здоровья.
2. быть уволенным по достижению, определенного в пенсионном законодательстве возраста.
3. быть уволенным в запас связи с сокращением.
А также в случае если военнослужащему на момент его увольнения исполнилось сорок пять лет и он имеет двадцатипятилетний трудовой стаж, из которых двенадцать с половиной лет он прослужил. В соответствии с действующим на сегодняшний день законом, пенсия за выслугу лет, а точнее ее сумма, должна быть не меньше денежной суммы, которую составляет минимальная трудовая пенсия.
Список использованной литературы
1. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999.
2. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М., 2002.
3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации(с изменениями от 18 мая 2009 г.)
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изменениями от 25 декабря 2009г.)