Предмет и задачи искусства
СОДЕРЖАНИЕ: Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции.
Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Элементы искусства зародились в древности, но долгое время искусство как наука не выделялось из философии и практических руководств по ремеслам. Философия обсуждает вопрос о том, что такое красота; в богословии исследуются личные проблемы духовности.
В средневековой и феодальной Руси получило большое распространение руководство по художественной практике. В трактатах XVI-XVII веков содержатся чертыискусствоведения, исследования сочетают в себе биографии с исследованиями. К числу основоположников искусствоведения относится Иофхим Винкельманн, который в середине XVIII века опубликовал труд об античном искусстве, как закономерном процессе. В XVIII-XIX веках искусствоведение существовало уже как история, теория и критика, т.е. приобрело комплексный характер науки.
Основные факты и закономерности исторического процесса:
- Понимание значения исторического произведения для современной художественной культуры.
- Анализ произведения искусства и художественного произаедения в целом.
Этапы развития искусствоведения:
Античный. Произведения искусства описывались историками или самими мастерами. Проблемой было то, что искусство оставалось в рамках философии, хотя уже выделялись направления и жанры. В античную эпоху искусство как наука еще не сложилось и было в рамках философии и зарождающейся истории.
Средневековый. Вопросы теоретического характера обсуждаются в рамках религии. Проблема прекрасного существует в рамках богословия и средневековой философии. Очень много трактатов пишут сами мастера живописи, прикладного искусства и архитектуры. В них большое внимание уделяется технике.
Возрожденческий (Возрождение). Сохранилась традиция, когда о художественных произведениях пишут сами авторы. Рафаэль, Микеланджело пишут трактаты об отдельных видах искусства. Леонардо да Винчи назвал живопись Царицей искусств и заявил, что живопись - это наука. Рафаэль Санти в своих сочинениях поднимает проблему культурного наследия, проблему отношения к памятникам античным искусства. Он делится опытом создания прекрасного образа Мадонны.
Это время зарождения искусствоведения. Трактаты были разрозненными, бессистемными размышлениями о художественных произведениях. Искусствоведческое знание еще не выделяется из философии, богословия и истории. И историческая наука только начинает зарождаться в это время.
К середине XIX века появляются основания говорить об искусствоведении, как о комплексной науке, включающей в себя теорию искусств, историю искусств и художественную критику. Ее функции:
- Исследовательска.
- Публицистическая.
- Просветительская.
Цель искусствоведения - приобщение к методике художественно-стилистического анализа конкретных произведений искусства и всего процесса в целом.
К середине XVIII века русский абсолютизм достиг абсолюта.
Список литературы
Источник: По материалам лекций Степанской Т.М.