Предмет социальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ: План. 1. Введение. 2. Предмет социальной психологии. 2.1. Структура социальной психологии. 2.2. Методы социальной психологии. 2.3.Социальная психология- многообразие культурного явления.

План.

1. Введение.

2. Предмет социальной психологии.

2.1. Структура социальной психологии.

2.2. Методы социальной психологии.

2.3.Социальная психология- многообразие культурного явления.

3. Общение как социальная связь.

3.1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения.

4.Литература.

Введение.

Социальная психология - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более - на том, как люди, в общем, оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология - отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп[1] .

Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы,

а также психологические особенности самих этих групп. Социальная, или общественная, психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.

К основным разделам социальной психологии относятся:

• психологические характеристики социальных групп;

• психология личности;

• закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности;

• складывающиеся в различных общностях межличностные

взаимоотношения.

Все психические проявления человека обусловлены его формированием в человеческом обществе. Существующее в настоящее время деление психологической науки на общую психологию и социальную психологию является в определенной мере условным.

Тем не менее, социальная психология имеет свой объект исследования.

Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психические проявления индивида - его восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подвержены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальных нормам.

Поэтому социальная психология изучает психические особенности людей в условиях их совместной деятельности.

Все выше сказанное позволяет определить вопрос о месте социальной психологи в системе гуманитарного знания чрезвычайно актуальной, тем более что, социальная психология включает в себя ряд прикладных отраслей:

• социальную психологию конкретных социальных общностей (нация, народ, партия, семья, учащаяся молодежь и т. д.);

• психологию искусства, права, религии и других форм общественного

сознания;

• психологию управления, средств массовой коммуникации и другое.

1.Основные понятия предмета социальной психологии

1.1.Структура социальной психологии.

Структура социальной психологии, то есть система се категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:

1) предмет и методы социальной психологии;

2) личность и общество, социализация личности;

3) общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;

4) структура и социально-психологическая организация социальной группы;

5) общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;

6) психология больших социальных групп; массовидные социальные явления - общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;

7) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;

8) управление социально-психологическими процессами.

1.2.Методы социальной психологии.

Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом. Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит «структурная научная революция», что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.

Социальная психология использует методы, свойственные как общей психологии, так и социологии, - групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, наблюдение (включенное наблюдение, наблюдение в тестовых ситуациях) и др.

Социальная психология имеет и свои специфические методы. Одним из них является метод социометрии. Термин «социометрия» означает измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе.

Метод социометрии состоит в статистической обработке ответов испытуемых на вопросы об их желании вступить в контакт с другими членами группы в определенном виде деятельности. Статистически обработанные и графически изображенные результаты опроса называются социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы. Для диагностики социально значимых качеств индивида используются методы экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Качественно-количественный анализ материалов массовой коммуникации осуществляется методом контент-анализа (в переводе с английского - анализ содержания). Анализируя содержание сообщений массовой коммуникации, исследователи выявляют социально-психологические особенности авторов этих сообщений, их ценностные позиции, социально-психологическую сущность сообщений, особенности форм и приемов организации содержания сообщений, социальнопсихологические особенности адресатов сообщений, коммуникативную эффективность сообщений.

Метод контент-анализа используется в том случае, когда интересующие исследователя элементы поддаются формализации и встречаются с достаточно большой частотой.

К специфическим методам социальной психологии относятся также некоторые аппаратурно-технические методы (гомеостатический метод, полуавтоматическая анкета и др.).

Выбор определенного метода социально-психологического исследования зависит от того, какой феномен, явление предполагается исследовать и с каких теоретических позиций осмысливается этот феномен.

Сделаем выводы:

• структура социальной психологии окончательно еще не установлена;

• социальная психология использует методы, свойственные общей психологии, социологии.

1.3.Социальная психология - многообразное культурное явление.

Социальная психология — сложное, многообразнее культурное явление, никоим образом не сводимое только к научной форме своего существования, вопреки «наукоцентрированному» взгляду современного человека. Как культурный феномен она возникла задолго до появления самого понятия «наука»; социальная психология и сегодня широко представлена различными ипостасями, среди которых научное ее бытие — далеко не самая значимая.

Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отношения и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социально-психологический тип мышления, то есть определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. «С тех пор как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, как они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует, без сомнения, социально-психологическое мышление как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли — с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным социальным структурам». На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление приобретало то большее, то меньшее значение, принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. Многие века социальная психология существовала как мировоззрение на бытовом и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают развиваться такие ее формы, как житейская психология (она существует в форме обрядов, традиций, заключена в содержание сказок, легенд, мифов, пословиц и даже анекдотов) и социальная психология, представленная в образцах искусства и литературы.

Формирование и развитие социально-психологического мышления в научной сфере деятельности человечества привело к формированию социальной психологии как самостоятельной науки, а также к оформлению социально-психологического мышления в перспективную мыслительную парадигму, задающую определенный взгляд на всю систему современного человекознания.

Какие бы культурные формы ни приобретало социально-психологическое знание, оно всегда воспринималось как имеющее более практическое, нежели чисто познавательное значение. Люди старались применить установленные социально-психологические закономерности для изменения и улучшения жизни как индивидуальной, так и общественной. Отсюда еще одна форма существования социальной психологии — психотехническая. На основе житейских наблюдений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологические техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей, негласных и гласных правил политического давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве и т.д.

3. Общение как социальная связь.

3.1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. Человек – это узел связи, – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее наложения на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь, затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: А ларчикпросто открывался приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: А ларчик простооткрывался.)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом красивый. Более развитые люди употребляют гамму слов: красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

Литература.

1. Г.М.Андреева Социальная психология, Москва: Аспект Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.

2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.

3. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1964. - 172 с.

4. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Изд-воЛГУ, 1977. - 175 с.

5. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1979.


[1] . Г.М.Андреева Социальная психология, Москва: Аспект Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.

Скачать архив с текстом документа