Причины возникновения бюджетного дефицита. 7
СОДЕРЖАНИЕ: Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета1II, превышение доходов над расходами – профицитом бюджетаСодержание
[I]
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета[1] [II] , превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.
Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации.
Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т.ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда. [III]
Так что же такое бюджетный дефицит и каковы причины его образования?
Бюджетный дефицит
Понимание бюджетного дефицита правильно бы начинать с понятия бюджет, который представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[2]
Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году используется как инструмент фискальной политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетным дефицитом. [3] По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:[4]
· циклический;
· структурный;
· операционный;
· первичный;
· квазифискальный.
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом . Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом . В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущался резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.[5]
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
· финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
· накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. плохих долгов (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
· отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание плохих долгов, а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
Причины возникновения бюджетного дефицита.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
· экономический спад;
· рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег;
· неоправданно раздутые социальные программы;
· возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса;
· значительный оборот «теневого» капитала;
· непроизводительные расходы и потери и т.д.
В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
• дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденного федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.[IV]
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. [V]
Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:
во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;
во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ.
Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.[6]
Откуда государство может взять средства для покрытия бюджетного дефицита?
Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,
4) внешние займы,
5) посредством займов у населения и у фирм.
Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия.
Так, выпуск государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций[VI] . Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.
Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.[7] [VII]
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.
Источники финансирования дефицита различаются, по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
· иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, в т.ч. поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
· поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
· курсовая разница по средствам федерального бюджета;
· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
· разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
· разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
· прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.[VIII]
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
· иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, в т.ч. объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
· разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
· прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.[IX]
Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.[X]
Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года используются на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства; сокращение заимствований.[XI]
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• кредиты банков;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• кредиты банков;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи муниципального имущества;
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Как видно из этих перечней наиболее распространенно: формой финансирования бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация которых приведена ниже:
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:
· физических и юридических лиц;
· иностранных государств;
· международных финансовых организаций
Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств.
Займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.
Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях.
Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками.
Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанным, считаются ниже перечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности.
Если бюджетный дефицит — зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемым свойством здоровой, динамично развивающиеся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.
Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 —. 3% валового внутреннего продукта.
Заключение
Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Список используемой литературы:
[I] БК РФ Ст. 33. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_6.html#p752
[II] Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексеhttp://www.consultant.ru/popular/budget/56_1.html#p55
[III] Читать тут: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978 г
http://www.finbook.biz/description.html?prm=83
[IV] БК РФ 92. Дефицит федерального бюджета http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1759
[V] БК РФ 92.1. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1759
[VI] Современный экономический словарь http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses3/ses-7927.htm
[VII] Экономический обзор. Апрель 2008 [п.1.6.Монетарная политика стр.11]
[VIII] БК РФ Ст. 94. п1. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1896
[IX] БК РФ Ст. 94. п2. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1896
[X] БК РФ Ст. 94. п3. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1896
[XI] БК РФ Ст. 94. п4. http://www.consultant.ru/popular/budget/56_16.html#p1896
[1]
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция) http://www.consultant.ru/popular/budget/
[2] Бюджет http://www.consultant.ru/popular/budget/56_1.html#p55
[3] Словарь экономических терминов
http://www.bank24.ru/info/glossary/?srch=%C1%DE%C4%C6%C5%D2%CD%DB%C9+%C4%C5%D4%C8%D6%C8%D2
[4] 31.Дефицит госбюджета.Его виды.Государственный долг.
http://montajservis.narod.ru/ecomomix/31.html
[5] Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В.
http://www.alleng.ru/d/econ/econ129.htm
[6] С.Н. Ивашковский. Экономика для менеджеров Микро- и макроуровень. изд.: «Дело» 2005 http://de.stu.lipetsk.ru/file.php/1/EHkonomika_dlja_menedzherov.pdf
[7] Экономический обзор. Апрель 2008 http://www.monb.com/markets/review/macro/fin08042008.pdf
8. Миляков Н.В Финансы М.:Инфра-М,2002г. стр137-142.
9. Финансы / Под ред. Романовского М.В. и др. – М.: Перспектива,2000г. стр203-207.
10. Бабин В.И «Понимание вопросов формирования и использования бюджета рядовыми налогоплательщикам ». Изобретательство,2002г.№4 стр5-17.