Применение разноуровневого обучения на уроках русского языка
СОДЕРЖАНИЕ: Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для развития индивидуально-творческих способностей учащихся. Необходимость организации по-новому учебной деятельности учащихся выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки учащихся к жизни.Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для развития индивидуально-творческих способностей учащихся.
Необходимость организации по-новому учебной деятельности учащихся выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки учащихся к жизни. В настоящее время сложилось значительное качество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «традиционной школы».
В связи с этим, особое значение приобретает способность учителя самостоятельно реализовывать идеи гуманитарной направленности образования, учиться выполнять функции моделирования и конструирования учебного процесса.
Ознакомившись с современными технологиями В. Монахова и Ж. Караева, я пришла к выводу, что применяя на уроках русского языка данную технологию, основанную на уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся. Эта технология обеспечивает индивидуальную траекторию, темп и динамику развития каждого ученика, развивает мотив, умения, память, мышление, повышает качество обучения.
Данная технология предлагает введение стандарта, состоящего из двух ступеней: обязательной общеобразовательной подготовки (первый уровень усвоения, которого должен достичь каждый) и ступени для повышенной подготовки (2-4 уровни усвоения знаний). Пространство между вторым и четвёртым уровнями повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Существенной особенностью этой технологии является её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системы оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладётся минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня.
Предусматривается:
тематический контроль;
полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
оценка методом сложения (общий зачёт - сумма частных зачётов);
повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
«закрытие» пробелов;
коммулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Исследования профессора Ж.А.Караева показали, что переход ученика из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития» осуществляется на основе деятельности ученика, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному.
Различные уровни деятельности обеспечивают разные четыре уровня усвоения учебного материала учащимися: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий.
Первым двум соответствует эмпирический, а двум другим - теоретический уровень мышления. Таким образом, организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации обучения позволяет организовать «все углубляющее движение» мышления вокруг объекта мышления.
Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучение каждого на уровне его возможностей.
Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараюсь создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей, добивается успехов в учёбе. Для этого применяю задания по уровням с возрастающей сложностью. Такие уроки целесообразно проводить как итоговые, завершающие определённую тему.
К уроку контроля я подбираю зада¬ния разных уровней с учетом подго¬товленности ребят по предмету, их раз¬вития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизве¬дения материала, содержат определен¬ную дозу помощи. Задания второго ва¬рианта направлены на применение зна¬ний, умений в новой ситуации, уста¬новление связей между понятиями. За¬дания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую сте¬пень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля в VI классе по теме «Лексика» предлагаются следующие разноуровневые задания:
I уровень.
1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омо¬нимы: печальный, влажный, сердитый, сы¬рой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).
2) Подберите синонимы к словам стро¬ить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка?
3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, камен¬ный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.
II уровень.
1) Выпишите только профессиональ¬ные слова: кафтан, барабан, октава, свек¬ла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,
2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).
3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.
III уровень.
1) Что такое неологизмы?
2) Когда профессиональные слова стано¬вятся общеупотребительными?
3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пио¬нер, целинный?
IV уровень.
1) Замените фразеологические обо¬роты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, пове¬сить нос.
Слова для справок: лгать, близко, мед¬ленно, грустить.
2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.
3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельни¬чать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.
А на уроке в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» можно предложить такие задания:
I уровень.
Укажите однородные и неоднородные определения, расставьте знаки препинания в предложениях:
1) По каменной белой ограде разросся плющ.
2) На поляне пестрели синие красные цветы.
3) Серое дождливое хмурое небо висело над нами.
4) Разразился ливень с ослепительно – быстрыми огненными змеями молнии.
5) На прилавке лежали шерстяные шелковые ситцевые платки.
II уровень.
Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ ______ стручьях. Зато пышно цвели своей ______ ______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ______ ______ запах.
Разноцветные махровые,
тонких зеленых,
холодной, высокомерной,
осенний, травянистый, грустный.
III уровень.
Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.
Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда.
IV уровень.
Коллективная работа под руководством учителя.
Предлагая задания различной труд¬ности, учитель дает всем учащимся воз¬можность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувство¬вать радость посильного труда
Дифференцированный подход к уча¬щимся можно осуществить и на уроках по развитию речи, например при под¬готовке к изложению.
1. Учащимся V класса, имеющим сла¬бую подготовку по предмету и низкий уро¬вень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику.
2. На уроке изложения слабоуспеваю¬щим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной ра¬боте, с ребятами, затрудняющимися в вос¬произведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм.
3. При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорны¬ми словами, с планом изложения, с воз¬можным началом или заключительной частью. И т.д.
Во время проведения самостоятельной работы допускается взаимопомощь, дискуссия в группах 3-4 уровней, работа с учебником, общение с учителем, можно брать невыполненные задания домой и т. д.
При тематическом контроле каждый ученик строго самостоятельно выполняет свою работу. Задания даются по вариантам.
По мере выполнения заданий каждого уровня, ученик отмечает их знаком «+» у себя в индивидуальной ведомости оценивания учащегося. Заполнение плюсами такой ведомости дает возможность учащимся наблюдать за своим индивидуальным темпом выполнения уровневых заданий и темпом своих товарищей.
С целью оперативного выявления отстающих ребят по теме и оказания им своевременной помощи, учитель может построить для себя сравнительный мониторинг успеваемости всех учащихся по всем темам предмета.
Приведу пример уровневой самостоятельной работы.
1 уровень
1) Спиши, выдели корень: гриб, грибной, грибник.
2) Подбери к данным словам однокоренные глаголы:
Соль-... Боль-...
3) Выпиши из текста однокоренные слова:
Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Я люблю футбол.
4) Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные слова. Выдели корень.
... наловили много рыбы. Часть ... сдали на ...завод. А бабушка испекла ...- пирог с рыбой. (слова для справок: рыба, рыбалка, рыбник, рыбный)
2 уровень
1) Прочитай. Напиши однокоренные существительные к выделенным словам; медвежья берлога морозный день.
2) Прочитай. Распредели однокоренные слова по столбикам:
Существительное прилагательное глагол
(побелить, решение, седой, краснота, решать, седина, беленький, краснеть, решительный, седеть, красный, белизна)
3 уровень
1) Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу в отдельный столбик: гора, гореть, горка, горение, гористый.
2) Подбери и запиши однокоренные слова так, чтобы они обозначали:
ягоды, фрукты сваренные в сахаре;
мастер по приготовлению пищи;
большая ложка для разливания супа.
3) Прочитай. Найди лишние слова. Спиши только однокоренные слова.
Лес, лесной, лесочек, роща, лесистый, лесничий, лестница.
4 уровень
Образуй однокоренные слова от корня - сад- .
Составь и запиши три предложения так, чтобы получился текст. Озаглавь его.
№ Фамилия, имя учащегося Тематический контроль № 1 Тематический контроль № 2
Название темы: Однокоренные слова Название темы: Однокоренные слова
Задание 1 а Задание 2 б Задание 3в Задание 1 а Задание 2 б Задание 3в
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 Б. Аня + + + + + + + + + + + + + +
2 Б. Дарья + + + + + + + + + + + + + + +
3 К. Ольга + + + + + + + + + + + + + + +
4 Р. Олег + + + - + + + + + + + + + + + + +
5 Я Никита - + + + + + + + + + + + + + +
Критерии: Оценки:
Выполнение задания Выполнение уровня
Полностью + а) стандарт – 4
Частично (б) алгоритмического – 5
Неправильно - (в) эвристического - 5+5
Кроме того, составляется диаграмма качества выполнения всеми учащимися каждой проверочной контрольной работы, которая позволяет детям самостоятельно проследить динамику собственного развития.
Как было отмечено выше, оценивание результатов деятельности учащихся методом «сложения» стимулирует и активизирует познавательную деятельность обучаемых. Использование разноуровневых заданий создаёт дух соревнования между учащимися, т.е. правильное выполнение задания определённого уровня кем-то из учащихся первым и затем постепенный переход остальных на следующий уровень.
Дифференцированный подход к уча¬щимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с зада¬ниями, вселяет уверенность в собствен¬ных силах, способствует повышению ин¬тереса к учебной деятельности, форми¬рует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможно¬стей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.
Литература:
1. Булгакова В.И. «Проблемное обучение – понятие и содержание». «Воспитание школьника», 1985год. № 8.
2. Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165.
3. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности». – М; Педагогика, 1980, с.96.
4. Логинова О.Б. «Уровневая дифференциация обучения». – Москва, 1994.
5. Пидкасистый П.И. Роспедагогика. – М, 1995.
6. Селевко Г.К. «Дифференциация обучения». – Ярославль, 1995.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: valentina (2010-02-10) | Автор: Мешалкина В.В. E
Просмотров: 1080
Всего комментариев: 0