Проблема женского образования в России
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа Проблемы женского образования. Содержание Введение …..3 1.История женского образования в России …..4Контрольная работа
Проблемы женского образования.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1.История женского образования в России……………………………..4
2. Проблемы женского образования в XXI веке……………….……10
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………17
Введение.
Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений.
Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие
возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.
Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.
Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её
характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование
женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.
1.История женского образования в России.
Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году
Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам» [1,29].
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях [4,23].
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского
нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских
рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало
почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем
образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и
частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена решениями
Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу
европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское
образование. Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы. По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политического равноправия женщин, а также женских организаций [8,13]. Так, основателем Воспитательного общества благородных девиц был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием Смольного института. Императрица Мария Федоровна была инициатором открытия Мариинского института для лиц недворянского сословия.
В конце XVIII - начале XIX века начали открываться училища (Ордена св.
Екатерины в Петербурге (1798 г.), Святой Екатерины в Москве (1803),
Царскосельское духовное училище (1843). Начало XIX века характеризуется
появлением благотворительных учебных заведений (Дом Трудолюбия для 50
воспитанниц бедных сословий в Петербурге (1806 г.) [3,35].
Историю женского образования в России принято отсчитывать от екатерининского указа о создании Смольного института, ставшего первым из нескольких десятков имперских заведений, навсегда изменивших облик российской женщины. В указе очень четко описывалась цель нововведения: не только дать шанс на достойное замужество девицам из обедневших благородных семей, но и «преодолеть сопротивление веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» [4,39].
Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали кое-какое домашнее образование, но, по существу, оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские репетиторы, приезжавшие на заработки в Россию.
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил, по определению П.Н. Милюкова, «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» [7,134].
У Екатерины была мысль сделать из Смольного очаг светской культуры.
Обучение в нем должно было обеспечить девушкам достаточно глубокие знания. Прогрессивным явилось то, что в Смольном институте имелись дворянское и мещанское отделения. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству.
Именно благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света. Это были смолянки, которые привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы [7,137] .
В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть
начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.
Огромная роль в распространении женского образования в России принадлежит
императрице Марии Фёдоровне.Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу.
Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила
Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св.
Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания
девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода [2,256].
К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные
заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было
предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся [6,93].
В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу.
Для девочек привилегированных сословий предусматривалось светское
образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов,
ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений.
В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10
мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства
министерства народного просвещения» [2,287].
Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870 году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В 1870 году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.
В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от
того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые
министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так называемые мариинские женские гимназии).
В конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское образование -
сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое
образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических
классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы
Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских
Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.
В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки,
окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые
учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли, что гимназия — только начало, а не конец ученья [2,289].
К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из
бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.
Итак, женское образование в России складывалось на протяжении нескольких
столетий.
Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.
В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции,
отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила
активно дискриминационный характер.
Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода.
Таким образом, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре.
И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные
успехи в области женского образования.
2. Проблемы женского образования в XX I веке.
К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в
некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этом
отношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшие учебные заведения. Вместе с тем прошло уже более десяти лет после принятия Всемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год) Всемирной декларации «Образование для всех» и Рамок действий по удовлетворению потребностей в базовом обучении, и тем не менее приблизительно 100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, неимеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровень неграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частности стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин и развития [8,14].
Но как показывает история, ХХ век не решил всех противоречий в женском
образовании. Несмотря на то, что женщины всего мира могут получать
образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем в этой
области. До сих пор существует дискриминация в отношении к женскому
образованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.
На церемонии открытия Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций, проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместитель Генерального секретаря ООН Луиза Фрешетт подчеркнула, что эта проблема «остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной из историй успеха должно cтать распространение грамотности на все человечество».
Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жа
Фрешетт сказала, что образование представляет собой предпосылку для
«здорового, справедливого и процветающего мира», и что нет более эффективного инструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с этим в первые два года Десятилетия акцент будет сделан на проблеме «Грамотность и гендер».
«Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучше питаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то, что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждой страны в целом» [7,11].
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность — это ключ, отворяющий темницу людских страданий, ключ к высвобождению потенциала каждого человека, ключ, открывающий путь к свободе и надежде», и подчеркнул, что Десятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одно из человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской грамотности, сказал он. «Все новые и новые исследования говорят нам о том, что для целей развития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек и женщин». Г-н Аннан призвал международное сообщество удвоить усилия по обучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающих школу.
В период правления талибов в Афганистане женщинам не разрешалось работать, а девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование вновь стало в Афганистане первоочередным делом для всех граждан.
Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к
осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей этой
страны, в которой уровень грамотности является одним из самых низких в мире.
По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности и
неформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократить гендерный разрыв в этой области путем создания национальной сети учителей чтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения [8,11].
В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул в
Афганистане кампанию в поддержку образования для девочек. За шесть недель до возвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обучения Министерство образования Афганистана распространяет новые учебные материалы, полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочек начальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работает над обеспечением в этом году 4,5 млн мальчиков и девочек всем необходимым.
Несмотря на значительные успехи в области образования, во многих странах
проблема получения образования женщинами остается довольно острой.
В Африке положение довольно тяжёлое, грамотность людей в разных странах очень отличается: от 6% в Нигерии и 10% в Мали до 70% в ЮАР и Танзании, однако, в целом его уровень самый низший из всех регионов мира. Во всех странах уровень грамотности женщин ниже, чем мужчин [8,12].
На сегодняшний день в Мали выполняется программа, посвящённая деревенским женщинам и экологии, помогающая ознакомить деревенских женщин с экологической ситуацией, проблемами исчезновения лесов, чистоты воды и др.
Положение просвещения в странах Бассейна Латинской Америки и Карибского Моря не такое плохое как в Африке, также и уровень развития государств намного выше.
CARNEID под руководством ЮНЕСКО осуществила программу высшего образования женщин Эквадора. Во время неё более, чем 400 женщинам была предоставлена возможность поднять свой уровень знаний, стараясь не только повысить их образование, но и улучшить состояние здоровья, стандарты питания, обучая их лучше заботиться о себе, предоставить им возможность играть более серьёзную роль в обществе.
Одна из наибольших проблем стран Китая, Индии, Индонезии, Южной Кореи,
Малайзии, Непала, Филиппин, Шри-Ланки и Тайланда - неграмотность женщин.
Поэтому была создана Программа грамотности для женщин, прежде всего
осуществлённая в Бутане, Китае, Папуа, Новой Гвинее, а позже - в других
странах региона. С помощью этой программы пытаются преодолеть господствующие в регионе предрассудки, подчеркнуть важность женского труда (напр., в Папуа, Новой Гвинее женщин призывали к протестам против насилия со стороны их мужей, в Бутане - поднимать вопрос традиционного разделения труда и т.д). Уровень грамотности в арабских странах также невысок. Он изменяется от 25% в Иране и Саудовской Аравии до ~ 50% в Алжире и Египте ~ 60-65% в Ираке и Тунисе и 73% в Кувейте (4;5) [7,12].
В арабских странах очень низкий уровень грамотности женщин, поэтому ЮНЕСКО организовала различные программы, предназначенные для решения этой проблемы: различные курсы для женщин (домашней экономики, шитья, вязания); семинары по вопросам гигиены, семейной жизни, ухода за матерью и ребёнком.
Большая заслуга в распространении женского образования принадлежит ЮНЕСКО Одной из важнейших сфер деятельности ЮНЕСКО - Организации Просвещения, Науки и Культуры Объединённых Наций, как видно из названия, является просвещение, поднятие его уровня во всём мире. В список её задач входят и проекты уменьшения числа неграмотных на Земле, и поднятие стандартов среднего и высшего образования, и профессиональный рост в странах, не способных как следует позаботиться о высоком уровне образования и профессиональной подготовки своих граждан и т.д.
Основная миссия ЮНЕСКО в районах - помочь создать институции, предназначенные для просветительских программ, развития исследований и культуры, помочь странам создать национальные стратегии, с помощью которых они ускорили бы это развитие; укрепить способность местных институций самим решать проблемы неграмотности или недостаточного просвещения. Эта миссия и воплощается через различные программы регионального просвещения, такие, как Большой Проект Повышения Уровня Просвещения в Регионе Карибского Моря и Латинской Америки, Региональная Программа Понижения Неграмотности в Африке, Азиатская и Тихоокеанская Региональная Программа “Просвещение для всех”, а также Региональная Программа Понижения Уровня Неграмотности Арабских Стран.
Региональные программы ЮНЕСКО в настоящее время охватывают все части света, их значение, особенно в наименее развитых странах, нельзя не оценить.
В нынешнем мире постоянно меняющихся политических, экономических и социальных условий, когда технологии информации развиваются с неимоверной скоростью, опять чувствуется сила гражданского общества, организованное обучение становится особенно важным.
Образование позволяем людям эффективно преодолевать отсталость, бедность и безработицу, содействовать делу устойчивого развития и демократии.
Заключение.
В процессе данной работы были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Начиная с момента своего становления, женское
образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский идеал.
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно
образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: ...Внутренний рост женского я требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина [5,156].
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию. Остановимся более подробно на проблемах и противоречиях женского образования в России.
К сожалению, приходится констатировать, что отношение общества к образованным женщинам существенно не изменилось. Их по-прежнему не пускают в аппарат управления, перед ними нередко закрываются двери престижных рабочих мест, а преуспевающая женщина без мужа и детей вызовет скорее сочувствие, чем зависть. Что касается российской практики, то образование до сих пор строится по бесполовому принципу. И хотя в школах давно введены уроки раздельного труда, на которых девочки учатся шить и готовить, а мальчики сверлить и пилить, дискриминация продолжает сохраняться. Что если девушка захочет научиться слесарному мастерству, имея технический склад ума? Почему бы не сделать эти уроки выборными?
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные
уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это
признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию
женщины и мужчины.
Формирование атмосферы, способствующей получению образования, и социальных условий, при которых к женщинам и мужчинам, девочкам и мальчикам применялся бы равный подход и они поощрялись бы к полной реализации своего потенциала было бы эффективным средством ликвидации причин дискриминации в отношении женщин и неравенства между женщинами и мужчинами.
Возможно, пока существует общество, проблемы образования, проблемы женского образования не будут исчерпаны. Остается только надеяться, что мы будем идти в ногу со временем, а не становиться тормозом прогресса.
Список использованной литературы:
1.Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. -363с.
2.Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.
3. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000
4.Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в
отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 2–5.
5. Рослякова А.И. Из истории женского профессионального
образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V
конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и
отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.С.149-157
6.Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в
России. М., 1980.
7. Маскалюнайте А. Региональные просветительские программы
ЮНЕСКО// Иностранец. 2003. - №4
8. Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия.
«Отечественные записки» 2002, №2.