Программы и методические рекомендации для слушателей Восточно-Европейского Института Психоанализа

СОДЕРЖАНИЕ: Савченко вой Н. М., Сахновской О. С., Сизиковой Т. И., Соколова С. Е., Шамова В. А

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ВЕИП

проф. Решетников М. М.

10.08.2010

ПРОГРАММЫ

и методические рекомендации

для слушателей

Восточно-Европейского Института

Психоанализа

ШЕСТОЙ КУРС

Рецензенты:

д.ф.н., проф. Марков Б.В. (СПбГУ),

д.ф.н., проф. Соколов Э.В. (ГАК).

Печатается по постановлению Ученого Совета

Восточно-Европейского Института Психоанализа

ПРОГРАММЫ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЕИП ТРЕТЬЕГО КУРСА

Редактор и ответственный исполнитель — Муханова Надежда Александровна, кан-

дидат психологических наук, первый проректор ВЕИП.

При составлении программ и методических рекомендаций использованы авторские

материалы Авакумова С. В., Баранова Ю. А., Бердниковой Ю. Л., Куликова А. И., Лу-

киной И. С., Мазина В. А., Машовец М. Д., Решетникова М. М., Рождественского Д. С.,

Савченко вой Н. М., Сахновской О. С., Сизиковой Т. И., Соколова С. Е., Шамова В. А.

© Издательство ВЕИП, 2010

Содержание

Тематическая программа лекционных и семинарских курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Программы лекционных курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Сопротивление в психоанализе и психоаналитической терапии. . . . . . . . . . . . . . . .6

Контрперенос в психоанализе и психоаналитической терапии . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Окончание терапии. Постаналитический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Концепция нарциссизма в психоаналитической теории и техника работы с нарцис-

сическим пациентом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Психоанализ в терапии депрессий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Вопросы к семинарскому занятию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Психодинамические подходы к семейной психотерапии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Вопросы к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Психоанализ в терапии шизофрении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Вопросы к семинару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Психоанализ пограничной патологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Психоанализ психосоматических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Методика и техника детского и подросткового психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Концепция Х. Спотница . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Теория и практика транзактного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Психоаналитическая теория нарциссизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Групповое занятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Вопросы к работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Теория страха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Методические указания по написанию квалификационной (дипломной)

работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Порядок сдачи слушателями экзаменов за шестой год обучения . . . . . . . . . . . . . .34

Порядок сдачи государственных экзаменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

Экзаменационные вопросы государственных экзаменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Психоанализ: история, теория и практика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Общая психология и психология личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

4

Программы и методические рекомендации. VI курс

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ

КУРСОВ

Дисциплина

Ве-

чер-

нее

отде-

ление

Заоч-

ное

отде-

ление

Контроль

ФИО преподава-

телей

1 Методика и техника психоанализа:

1.1 Сопротивление

16

12

зачет

Куликов А. И.

Тренинг «Работа с сопротив-

лением»

4

4

зачет

Баранов Ю. А.,

Куликов А. И.

1.2 Контрперенос

12

12

зачет

Куликов А. И.

Тренинг «Работа с контрпе-

реносом»

4

4

зачет

Куликов А. И.,

Соколов С. Е.

1.3 Окончание терапии и поста-

налитический период

8

4

зачет

Соколов С. Е.,

Сахновская О. С.

1.4 Групповые супервизии и

презентации случаев

24

20

зачет

Супервизоры ВЕИП

2 Концепция нарциссизма в

психоаналитической теории

практика работы с нарцисс-

тическим пациентом

16

12

зачет

Соколов С. Е.

3 Психоанализ в терапии де-

прессий

12

12

зачет

Баранов Ю. А.,

Лукина И. С.

3.1 Семинар

З. Фрейд «Скорбь и мелан-

холия»

4

4

зачет

Баранов Ю. А.,

Лукина И. С.

4 Психодинамические подхо-

ды в семейной психотера-

пии

8

8

экзамен Змановская Е. В.

5 Психоанализ в терапии ши-

зофрении

12

8

экзамен Баранов Ю. А.,

Лукина И. С.

5

Программа лекционных курсов

5.1 Семинар

З. Фрейд «Психоаналити-

ческие замечания об одном

биографически засвиде-

тельствованном случае па-

ранойи»

4

4

зачет

Баранов Ю. А.,

Сахновская О. С.

6 Психоанализ пограничной

патологии

12

12

экзамен Машовец М. Д.,

Рождественс-

кий Д. С.

7 Психоанализ психосомати-

ческих расстройств

12

12

экзамен Волкова О. А., Рож-

дественский Д. С.

8 Методика и техника детского

и подросткового психоана-

лиза

12

12

зачет

Бердникова Ю. Л.

9 Концепция Х. Спотница

12

12

зачет

Авакумов С. В.

10 Теория и практика трансакт-

ного анализа

12

8

зачет

Сизикова Т. И.

11 Психоанализ нарциссизма

8

8

зачет

Мазин В. А.,

Топоркова Я. Ю.

12 Теория страха

8

8

зачет

Юран А. Ю.

6

Программы и методические рекомендации. VI курс

ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ

КУРСОВ

Сопротивление в психоанализе

и психоаналитической терапии

Сопротивление в психоанализе и психоаналитической психотерапии.

Определение сопротивления. Исторический обзор. Эволюция взглядов 3. Фрейда

на проблему сопротивления в форме краткого обзора его работ. Классификация со-

противления З. Фрейда. «Торможение, симптом, страх» (1926). Сопротивление Оно.

Сопротивление Я (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление

Сверх-Я.

Сопротивление и защита, их взаимоотношения в терапии.

Клинические проявления сопротивлений. Техника анализирования сопротивле-

ний: распознавание, демонстрация, интерпретация мотива и формы. Сопротивления у

психотических пациентов.

Литература

Основная

1. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа. — М:, 2003.

Дополнительная

1. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989. Лекция №19 «Сопротив-

ление и вытеснение».

2. Фрейд, 3. Торможение, симптом и страх // Ежегодник. Человек: образ и сущность.

№ 2. — М., 1991.

Для углубленного изучения

1. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. — М.: Прогресс,

1996. — С. 93–367.

2. Сандлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. — М., 1995

.

7

Программа лекционных курсов

Контрперенос в психоанализе

и психоаналитической терапии

Контрперенос в психоанализе и психоаналитической психотерапии.

Определение контрпереноса. Классическое и расширенное (тоталисткое) понимание.

Взгляды 3. Фрейда на природу контрпереноса, рекомендуемые им пути его разре-

шения.

Проблема контрпереноса и нарушения психотерапевтических (историческая пер-

спектива и современность).

Контрперенос — «Золушка психоанализа». П. Хайманн «О контрпереносе» (1950).

Взгляды на контрперенос Д. Винникотта, Дж. Сандлера, А. Райх, Дж. Арлоу, О. Керн-

берга.

Эмпатия и контрперенос.

Дополнительные и согласующиеся реакции контрпереноса. Г. Ракер. Контрпере-

носные мысли и позиции. Невроз контрпереноса.

Техника работы с контрпереносом.

Контрперенос и его зависимость от патологии и личностных нарушений пациен-

тов.

4. Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература

Основная

1. Ракер, Г. Значение и использование контрпереноса // Эра контрепереноса. — М.,

2005.

С. 292–350.

Дополнительная

1. Хайманн, П. О контрпереносе // Эра контрепереноса. — М., 2005. — С. 239–247.

2. Этчегоен, Г. Контрперенос // Эра контрепереноса. — М., 2005. — С. 71–147.

Для углубленного изучения

1. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. — М.,

2000.

2. Сандлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. — М., 1995.

3. Томэ, X., Кэхеле, X. Современный психоанализ. В 2 тт. — М., 1996.

4. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. — М.: Прогресс,

1996. — С. 93–367.

8

Программы и методические рекомендации. VI курс

5. Эра контрпереноса. Антология психоаналитических исследований (1949–

1999 гг.).

М., 2005.

Окончание терапии. Постаналитический

период

Окончание терапии. История вопроса.

Завершающая фаза.

Цели терапии. Критерии вступления в завершающую фазу. Невроз переноса и от-

ношения в завершающей фазе. Проблема сепарации при завершении терапии. Особен-

ности техники в завершающий период. Значение и особенность последней сессии

Постаналитический период. Судьба переноса в постаналитический период. Пост-

аналитическое общение.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. Анализ конечный и бесконечный — М.: МГ Менеджмент, 1998. — 222 с. —

С. 15–60.

Дополнительная

1. Горовиц, Д. Различие в процессе окончания при психотерапии и психоанализе (ма-

териалы группы Куртиса).

2. Окончание терапии и постаналитическая фаза. Методические рекомендации для

слушателей ВЕИП. — СПб.: ВЕИП, 2004.

3. Ticho, E. Termination of psychoanalysis: treatment goals, life goals. — Psychoanal. Q.

1972, 3: 315–333 p.

Для углубленного изучения

1. Гринсон, Р.Техника и практика психоанализа. — Воронеж: Модек, 1994. — 491 с. —

С. 389–401.

2. Сегал, Х. // В кн.: Топорова Л. Творчество Мелани Кляйн. — СПб.: Издательский дом

«Бизнес-пресса», 2001. — 128 с. — С. 87–107.

3. Такхе, В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. — М.: Академический

проект, 2001. — 576 с. — С. 438–445.

4. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с. — С. 275–

287.

9

Программа лекционных курсов

5. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

6. Хаббард и Лестер. Судьба переноса: границы взаимоотношений с бывшими клиен-

тами.

7. Conway, P. When all is said. Int. J. Psychoanal. 1999. — 80: 563–574 p.

8. Ferraro, F., Garrela, A. Termination as psychoanalytic event. Int. J. Psychoanal. —

1997–78: 27–41 р.

Концепция нарциссизма

в психоаналитической теории

и техника работы с нарциссическим

пациентом

1. Теория нарциссизма Зигмунда Фрейда. Понятие нарциссизма. Различия между

нарциссизмом и аутоэротизмом. Области обнаружения нарциссизма Фрейдом. Понятия

первичного и вторичного нарциссизма; я-либидо и объект-либидо. Трансформация тео-

рии влечений в связи с введением нарциссизма. Типы выбора объекта. Понятие идеала.

Нарциссизм и развитие инстанции я.

2. Теория «стадии зеркала» Жака Лакана. Происхождение нарциссизма по Ла-

кану. Теоретические источники разработки стадии зеркала. Парадоксы стадии зеркала:

диалектика отношения Я и другого; исходное самоудвоение; воображаемое и символи-

ческое; два идеала; агрессивность нарциссизма. Понятие расщепленного тела. Стадия

зеркала и сфера оптики. Понятие ортопедического образа.

3. Основные положения Психологии Самости (Х. Когут). Понятие объектного и

нарциссического либидо. Понятие Самости. Формирование Самости. Структура Самости.

Определение Селф-объекта и формирование нарциссичекого переноса. Эмпатия и ин-

троспекция в аналитическом процессе. Расстройства Самости. Этиология расстройств

Самости. Концепция терапевтического эффекта. Основные принципы и технические

особенности терапевтического процесса в Психологии Самости.

Психология Самости в развитии. Основные положения интерсубъективного подхо-

да в психоанализе.

4. Нарциссические состояния сознания. Организация языка, мысли. Время, про-

странство, причинность. Волевое усилие и спонтанность. Настроение. «Я» и «телесное

Я». Любовь к себе и любовь к объекту. Формирование объектных отношений (дружба,

семья, социальные связи).

10

Программы и методические рекомендации. VI курс

5. Нарциссические фантазии. Определение. Формирование. Типы. Патологичес-

кие нарциссические фантазии и их связь с нарушением рефлексивной функции.

6. Формирование личности с нарциссическим расстройством. Соображение те-

ории развития. Место нарциссических расстройств с точки зрания психоаналитической

диагностики.

7. Типы нарциссических расстройств (зависимый, параноидальный, манипу-

лятивный, фаллический). Роль депрессивного аффекта в структуре нарциссической

личности. Стыд и вина в структуре нарциссической личности. Психология стыда.

8. Особенности терапевтического процесса. Проблемы формирования рабочего

альянса. Терапевтическая роль сеттинга. «Другие миры» и концепция психоаналити-

ческой нейтральности в терапии нарциссических расстройств. Особенности процесса

интерпретации и другие интервенции аналитика.

Терапевтический эффект. Концепции трансформации нарциссической личности.

9. Концепция развития самости. Стадия развития Самости у Д. Стерна. Сравни-

тельный анализ подходов Д. Штерна, Х. Когута, Д. Винникотта и К. Г. Юнга. Фиолсофские

концепции развития Самости.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. О нарциссизме // Очерки по психологии сексуальности. — Минск, 1997.

Дополнительная

1. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. — М.: Класс, 2001.

2. Когут, Х. Восстановление Самости. — М.: Когито-Центр, 2002.

Для углубленного изучения

1. Балинт, М. Базовый дефект. — М.: Когито-Центр, 2002.

2. Винникотт, Д. В. Игра и реальность. — М., 2002.

3. Калшед, Д. Внутренний мир травмы. — Екатеринбург; Москва, 2001.

4. Кернберг, О. Отношения любви. — М., Класс, 2000.

5. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности. — М.: Класс, 2001.

6. Когут, Х. Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт

систематического подхода // Антология современного психоанализа. — М., 2000.

Т. 1.

7. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. — М., 2000.

8. Когут, Х. Анализ Самости. — М.: Когито-Центр, 2003.

9. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности

в клиническом процессе. — М., 1998.

11

Программа лекционных курсов

10. Соколова, Е. Т., Чечельницкая, Е. П. Психология нарциссизма. — М.: УМК Психоло-

гия, 2001.

11. Столороу, Р., Брандшафт, Б., Атвуд, Д. Клинический психоанализ. Интерсубъектив-

ный подход. — М., 1999.

12. Тайсон, Ф.,Тасон, Р. Психоаналитические теории развития. — Екб., 1998.

13. Томе, Х., Кехелле, Х. Современный психоанализ: В 2 т. — М., 1996.

Психоанализ в терапии депрессий

1. Основные направления в психоанализе депрессии.

Классический психоанализ. Концепции З. Фрейда, К. Абрахама.

Понимание психодинамики депрессии с позиций теории психосексуального разви-

тия: фиксация на оральной стадии. Подавление агрессии. Инвертированный гнев. Са-

мообесценивание как психологическая защита от агрессии. Нарциссизм депрессивного

больного. Амбивалентность чувств к потерянному объекту любви. Общее и различное в

скрби и меланхолии.

Теория объектных отношений.

Психогенез низкой самооценки: отсутствие безусловной любви, отсутствие авто-

ритета. Манипулятивное использование ребенка для повышения социального статуса

семьи.

Проблемы на стадии сепарации-индивидуации (М. Малер). Чувство вины и само-

обесценивания в связи с сепарацией.

Формирование зависимого поведения у депрессивных пациентов.

Подавление негативных чувств.

Влияние депрессивной матери на формирование жесткого Суперэго ребенка.

Эго-психологический подход.

Взгляды Э. Джекобсон на формирование самооценки. Основные психологические

защиты депрессивного больного.

Когнитивная терапия аффективных расстройств А. Бека.

Формирование когнитивных нарушений под влиянием ранних детских травм. Акти-

визация когнитивных нарушений под влиянием травм потери и неуспеха.

Специфические для депрессивного больного нарушения мышления.

Специфика психоаналитической терапии депрессивного пациента.

Особенности переноса. Контрперенос. Проработка агрессии.

Обсуждение клинического случая.

12

Программы и методические рекомендации. VI курс

Работа З. Фрейда «Скорбь и меланхолия». Сходство и различие состояний скор-

би и меланхолии. Психоанализ меланхолии.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. Скорбь и меланхолия // Вестник психоанализа, № 1, 2002. — С. 13–29.

Дополнительная

1. Кемпински, А. Меланхолия. — СПб.: Наука, 2002.

2. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности. — М.: Класс, 1998.

3. Мак Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 1998.

4. Решетников, М. М. Психодинамика и психотерапия депрессии. — СПб.: ВЕИП,

2003.

Для углубленного изучения

1. Аммон, Г. Динамическая психиатрия. — СПб.: 1996

2. Каплан, Г., Сэдок, Б. Клиническая психиатрия. Т. 1–2. — М.: Медицина, 1994.

3. Бек, А. и др. Когнитивная терапия депрессии. — СПб.: Питер, 2001.

4. Менцос, С. Психодинамические модели в психиатрии. — М.: Алетейа, 2001.

5. Психоанализ депрессий — Международный проект / Под. ред. М. М. Решетнико-

ва. — СПб.: ВЕИП, 2005.

6. Холл, З. Д. Ландшафт депрессии. — М, 1999.

7. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. — М., 1998. — С. 681–719.

Вопросы к экзамену

1. Основные психоаналитические концепции депрессии.

2. Особенности когнитивной сферы депрессивных больных.

3. З. Фрейд «Скорбь и меланхолия».

4. Структура защитных механизмов у депрессивных пациентов.

5. Суицидные тенденции депрессивных больных и особенности работы с ними.

6. Перенос и контрперенос в работе с депрессивными больными.

7. Депрессия в концепции объектных отношений.

8. Дифференцированный диагноз (сравнение с мазохистическими и нарциссически-

ми личностями).

9. Депрессия в концепции Эго-психологии.

10. Специфика психоаналитической терапии депрессивного пациента.

13

Программа лекционных курсов

Вопросы к семинарскому занятию

Источник для конспектирования: Фрейд, З. Скорбь и меланхолия // Вестник

психоанализа, № 1, 2002. — С. 13–29.

1. Сходство и различие состояний скорби и меланхолии.

2. Меланхолия, регрессия и стадии психосексуального развития.

3. Меланхолия и нарциссический выбор объекта.

4. Экономический взгляд на работу меланхолии.

5. Анализ меланхолии и реконструкция первой топики.

Психодинамические подходы

к семейной психотерапии

Происхождение брака. Виды и формы брака у разных народов. Современная семья

и ее особенности. Брак как процесс индивидуации.

Исторический обзор развития взглядов на семейную терапию. Взгляды З. Фрейда,

К. Г. Юнга, К. Хорни, Э. Эриксона и др. Основные принципы поведенческой, системно-

структурной и психодинамической школ.

Особенности психоаналитической терапии семьи. Проблема формирования альян-

са. Работа с сопротивлением и защитой. Показания и противопоказания к семейной

психоаналитической терапии.

Особенности психоаналитической терапии на разных стадиях развития семьи. Пе-

риод беременности и появления ребенка в семье. Семейные кризисы. Динамика семей-

ных отношений после развода.

Литература

Основная

1. Браун, Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Пи-

тер, 2001.

Дополнительная

1. Берг-Кросс, Л. Терапия супружеских пар. — М.: Ин-т психотерапии, 2004.

2. Бейдер, Э., Пирсон, П. В поисках мифической пары. — М., 2006.

3. Кернберг, О. Отношения любви. — СПб., 2000.

4. Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. — М.: Бахрах,

2003.

14

Программы и методические рекомендации. VI курс

Для углубленного изучения

1. Витакер, К., Бамберри, В. М. Танцы с семьей. — М., 1997.

2. Маданес, К. Стратегическая семейная терапия. — М., 1999.

3. Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.

4. Пепп, П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М.: Класс, 1998.

5. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления. — М., 2006.

6. Шутценбергер, А. Синдром предков. — М., 2001.

Вопросы к зачету

1. Виды и формы брака.

2. Исторический обзор развития взглядов на семейную терапию.

3. Семейная терапия: системно-структурная школа.

4. Семейная терапия: психодинамическая школа.

5. Виды семейных кризисов и особенности работы с ними.

6. Особенности семейной терапии в период развода.

7. Первая встреча с семьей: методика и техника проведения.

8. Особенности семейной терапии в период беременности и появления ребенка в

семье .

9. Семейная терапия: проблема формирования альянса.

10. Семейная терапия: работа с сопротивлением.

11. Эффективность психодинамической семейной психотерапии

Психоанализ в терапии шизофрении

1. Роль психотерапии в лечении шизофрении. Обоснование эффективности

комплексного подхода в лечении больных шизофренией: социального, биологического

психологического. Препятствия в использовании психотерапии.

2. Психогенез шизофрении. Роль ранних детских психотравм. Роль матери. Па-

тогенная структура семейных взаимоотношений: расщепленные, перекошенные семьи;

мистификация взаимоотношений в семье. Фиксация на стадии симбиоза. Особенности

защитных механизмов шизоидной личности: расщепление, проекция, отрицание, проек-

тивная идентификация.

3. Особенности психологических переживаний больного шизофренией. Ис-

чезновение границ. Аннигиляционный страх. Изменения восприятия Я. Нарушения

восприятия внешнего мира. Дезинтеграция психики.

15

Программа лекционных курсов

4. Особенности психоаналитической терапии больных шизофренией. Прояв-

ления контртрансферного сопротивления: неуверенность, тревога, страх, чувство оди-

ночества, отвержение. Нарциссический и объектный перенос. Специфика работы с

больным на разных этапах заболевания. Применение техник поддерживающей терапии:

присоединение, фактические, объект-ориентированные вопросы, молчание. Специфика

интерпретативной техники в работе с больными шизофренией.

5. Опыт работы психоаналитической клиники для лечения больных шизофре-

нией. Создание терапевтической среды. Опасность госпитализма. Роль психоаналити-

ка. Групповая психоаналитическая терапия. Семейная психотерапия.

Вопросы к семинару

Источник для конспектирования: Фрейд, З. Психоаналитические замечания об

одном биографически засвидетельствованном случае паранойи (случай Д. Шребе-

ра). Перевод случая (в библиотеке ВЕИП), распечатка или дискета.

1. Биография и история болезни Шребера.

2. Психоаналитический подход Фрейда к пониманию психозов.

3. Комплекс отца в фантазиях Шребера.

4. Бред ревности, мания преследования.

5. Представления Фрейда о паранойе и шизофрении.

Литература

Основная

1. Мак Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. — М.: Класс, 1998.

Дополнительная

1. Клиническая психиатрия / Сост.: Каплан, Г., Сэдок, Б. Дж. Т. 1. — М.: Медицина,

1994.

2. Кемпински, А. Психология шизофрении. — СПб.: Ювента, 1998.

3. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности. — М.: Класс, 1998.

4. Финзен, А. Психоз и стигма. — М.: Алетейа, 2001.

5. Фрейд, З. Психоаналитические замечания об одном биографически засвидетель-

ствованном случае паранойи (случай Д. Шребера). Перевод случая (в библиотеке

ВЕИП), распечатка или дискета.

Для углубленного изучения

1. Вид, В. Д. Психоанализ шизофрении. — СПб.: Медицина, 1994.

2. Кемпински, А. Психология шизофрении. — СПб.: Ювента, 1998.

3. Ленг, Р. Расколотое Я. — М.: Авеста, 1998.

16

Программы и методические рекомендации. VI курс

4. Ленг, Р. Я и другие. — М.: Класс, 2002.

5. Менцос С. Психодинамические модели в психиатрии. — М.: Алетейа, 2001.

6. О’Брайн Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. — М.: Класс, 1998

7. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техни-

ки. СПб.: ВЕИП, 2005.

8. Фуллер М. Шизофрения. — М.: Алетейа, 2000.

Вопросы к экзамену

1. Развитие взглядов на понимание психологии больных шизофренией и возможно-

сти психотерапевтического лечения.

2. Психология больных шизофренией (мышление, эмоции, личность).

3. Влияние семьи на развитие симптомов шизофрении.

4. Изменения в технике классического психоанализа при работе с психотиками.

5. Проблемы переноса и контрпереноса при работе с больными шизофренией.

6. Особенности Эго шизофренического пациента.

7. Особенности объектных отношений шизофренического пациента.

8. Представления современного психоанализа о работе с психотическими больными.

9. Психоаналитическая клиника для лечения больных шизофренией.

10. Групповая терапия в системе лечения больных шизофренией.

11. Семейная терапия в системе лечения больных шизофренией.

12. Биография и история болезни Шребера.

13. Психоаналитический подход Фрейда к пониманию психозов.

14. Комплекс отца в фантазиях Шребера.

15. Бред ревности, мания преследования.

16. Представления Фрейда о паранойе и шизофрении.

Психоанализ пограничной патологии

1. Понятие пограничного пациента. Понятие пограничного психического рас-

стройства в психиатрии и психоанализе. Контингент больных пограничными расстрой-

ствами и связанные с ними социальные проблемы.

2. Проблема пограничной патологии: исторический обзор. Исследования

З. Фрейда: случай Сергея Панкеева, история Дэниэла Шребера и др. Вклад в изучение

пограничной патологии М. Кляйн, Х. Дейч, Э. Якобсон, Дж. Фроша, О. Кернберга и др.

Проблемы, связанные с современным понятием «пограничного расстройства».

17

Программа лекционных курсов

3. Диагностические критерии пограничных расстройств. Диагностические кри-

терии пограничных расстройств: субъективные переживания и межличностные отно-

шения. Портрет пограничного больного. Симптомы и патологические черты характера.

Проблематика идентичности.

Дифференциальная диагностика — критерии отличия пограничных расстройств от

психотических и невротических расстройств.

4. Аспекты пограничной личности. Репертуар защит: расщепление, проекция,

проективная идентификация, отрицание, всемогущество, соматизация. Нарциссический

аспект. Реакция на сепарацию. Объектные отношения. Основные функции и уровень

функционирования Эго. Взаимодействие психических структур. Генетические и дина-

мические характеристики конфликтов. Предположения относительно этиологии погра-

ничных расстройств.

5. Особенности психоаналитической терапии пограничных расстройств. Мно-

гоосевая оценка пациента: клиническая, личностная, социальная, социально-адаптив-

ная. Оценка потенциала агрессивности и суицидоопасности. Характеристики реакций

переноса. Проблема доверия. Проблема негативного контрпереноса. Особенности ра-

боты с переносом и сопротивлением. Работа с отыгрыванием. Работа с психотическими

реакциями. Стратегия терапии. Терапевтические практики в тупиковых ситуациях, при

негативной терапевтической реакции. Возможности экспрессивной, поддерживающей,

когнитивной, поведенческой терапии. Критерии завершения терапевтического про-

цесса.

Литература

Основная

1. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. — М.:

Класс, 2000. — 464 с.

Дополнительная

1. Аммон, Г. Динамическая психиатрия. — СПб.: Речь, 1995.

2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности

в клиническом процессе. — М.: Класс, 1998.

3. Лэнг, Р. Расколотое Я. — СПб.: Белый Кролик, 1995. — 238 с.

Для углубленного изучения

1. Айсслер, К. Влияние структуры Эго на развитие психоаналитической техники //

Антология современного психоанализа. Т. 1. — М.: Институт психологии РАН,

2000. — С. 157–185.

2. Балинт, М. Базисный дефект. — М.: Когито-Центр, 2002. — 256 с.

18

Программы и методические рекомендации. VI курс

3. Байон, У. Нападения на связи. — Антология современного психоанализа. Т. 1. —

М.: Институт психологии РАН, 2000. — С. 261–272.

4. Столороу, Р., Брандшафт, Ю., Атвуд, Дж. Колинический психоанализа. Интерсубъек-

тивный подход. — М.: Когито-Центр, 1999. — 252 с.

5. Винникотт, Д. Ненависть в контрпереносе // Эра контрпереноса: Антология психо-

аналитических исследований. — М.: Академический проект, 2005. — С. 351–365.

6. Куттер, П. Современный психоанализ. — СПб.: Б. С. К., 1997. — С. 155–173.

7. Урсано, Р., Зонненберг, С., Лазар, С. Психодинамическая психотерапия. — М.:

РПА, 1992. — Глава 11. Психотерапия с пограничными расстройствами личности.

С. 133–148.

Вопросы к экзамену

1. Развитие взглядов на пограничные личностные расстройства и их современное по-

нимание.

2. Дифференциальная диагностика пограничных расстройств, критерии их отличия от

неврозов и психозов.

3. Характеристики пограничной организации личности: симптомы и патологические

черты характера.

4. Характеристики пограничной организации личности: диффузия идентичности и

функция тестирования реальности.

5. Характеристики пограничной организации личности: защитные механизмы.

6. Характеристики пограничной организации личности: отношения Эго с Ид и Супер-

эго.

7. Характеристики пограничной организации личности: проблемы отношений с объ-

ектами.

8. Характеристики пограничной организации личности: нарциссический аспект и ре-

акция на сепарацию.

9. Принципы и особенности психоаналитической терапии пограничных расстройств.

10. Интервьюирование пограничного пациента: цели, техника ведения, основные ак-

центы и анализ результатов.

11. Особенности работы с переносом и контрпереносом в терапии пограничного паци-

ента.

12. Работа с психическими защитами в терапии пограничного пациента.

13. Проблемы сеттинга и терапевтических границ в терапии пограничного пациента.

14. Критерии завершенности терапии пограничного пациента.

19

Программа лекционных курсов

15. Поддерживающая, когнитивная, поведенческая, групповая, экспрессивная терапия

пограничных расстройств: возможности и критерии выбора.

Психоанализ психосоматических

расстройств

1. Понятие психосоматического расстройства. Медицинский и психологический

подход: исторический обзор проблемы. Общий обзор психодинамический концепций.

Современный взгляд на психосоматические расстройства. Современная классификация

психосоматических расстройств: конверсионные симптомы, вегетативно-функциальные

синдромы, психосоматозы.

2. Психосоматические взаимосвязи. Концепция конверсии, десоматизации—ре-

соматизации. Болезни готовности и болезни выражения. Алекситимия. Концепция «па-

рижской школы»: операторное мышление. Психодинамические факторы расстройства.

3. Разновидности психосоматических расстройств. Личностные особенности

психосоматического больного. Социальная адаптированность. Объектные отношения.

Депрессивные тенденции. Алекситимия. Фантазийная активность. Доминирующие пси-

хические защиты. Психодинамика заболевания и особенности пациента при следующих

нарушениях: бронхиальная астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный

колит, ревматоидный артрит, эссенциальная гипертония, нейродермит, тиреотоксикоз,

инфаркт миокарда, сахарный диабет. Другие расстройства: неврозы сердца, нарушения

питания, головные боли, кашель и т. д.

4. Психодинамический подход к проблемам психосоматики. Роль потери объ-

екта в развитии психосоматических нарушений. Социальный аспект проблемы. Условия

и динамика развития психосоматических нарушений. Основные проблемы отношений

в первичной группе. Понятие «психосоматической семьи» и «психосоматогенной ма-

тери». Генезис расстройства: стадия психических защит — вегетативных процессов —

психосоматоза. Выбор реагирующего органа. Доэдипальные проблемы ЭГО. Генезис

расстройства: отклонение в прохождении стадии начала диалога и диадных отношений.

Проблемы интеграции ЭГО и язык тела.

Особенности психосоматического пациента в терапии. Доминирующие защиты

и сопротивления. Особенности реакций переноса и контрпереноса. Тактика выстраива-

ния терапевтических отношений. Функции и ход беседы, помощь в диалоге. Основные

этапы работы: формирование зависимости и поиск связи симптома с конфликтом. Обу-

20

Программы и методические рекомендации. VI курс

чение языку эмоций. Особенности и акценты терапии конкретных психосоматических

заболеваний. Критерии завершенности терапии.

Другие терапевтические методы. Комбинированная терапия. Групповая терапия.

Баллинтовские группы.

Литература

Основная

1. Бройтигам, В., Кристиан, П., Рад, М. Психосоматическая медицина. — М.: ГЭОТАР

Медицина, 1999. — 376 с.

Дополнительная

1. Аммон, Г. Психосоматическая психотерапия. — СПб.: Речь, 2000. — 238 с.

2. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. — М.: Геррус, 2000. — 238 с.

3. Любан-Плоцца, Б. и другие. Психосоматический больной на приеме у врача. —

СПб.: Изд. Института им. Бехтерева, 1996.

Для углубленного изучения

1. Амон, Г. Динамическая психиатрия. — СПб., 1995. — С. 101–121.

2. Есаян, Н. Психосоматика детского возраста и психоанализ // Российский психо-

аналитический вестник, №№3, 4, 1993–1994. — С. 71–76.

3. Кискер, К. П., Фрайбергер, Г., Розе, Г. К., Вульф, Э. и другие. Психиатрия, психосома-

тика, психотерапия. — М.: Алетейа, 1999.

4. Куттер, П. Современный психоанализ. — СПб.: Б. С. К., 1997. — С. 189–201.

5. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т. 2. — М.: Прогресс — Литера,

1996. — С. 548–654.

6. Фэн, М. Психоанализ и психосоматика. Французская психоаналитическая школа. —

СПб.: Питер, 2005. — С. 502–513.

Вопросы к экзамену

1. Понятие и современная классификация психосоматических расстройств.

2. Концепция десоматизации-ресоматизации. Алекситимия.

3. Концепция болезней «готовности» и «выражения».

4. Динамика развития психосоматического расстройства.

5. Отношения в первичной группе психосоматического больного.

6. Цели, стратегии и особенности терапии психосоматических расстройств.

7. Интервьюирование психосоматического пациента: основные акценты и анализ ре-

зультатов.

8. Особенности переноса и контрпереноса в терапии психосоматического пациента.

21

Программа лекционных курсов

9. Основные стадии терапии психосоматического пациента.

10. Кожные заболевания: психодинамика, цели и акценты терапии.

11. Сердечно-сосудистые заболевания: психодинамика, цели и акценты терапии.

12. Желудочно-кишечные заболевания: психодинамика, цели и акценты терапии.

13. Заболевания опорно-двигательного аппарата: психодинамика, цели и акценты те-

рапии.

14. Заболевания органов дыхания: психодинамика, цели и акценты терапии.

15. Нарушение питания: психодинамика, цели и акценты терапии.

Методика и техника детского

и подросткового психоанализа

Специфика психоаналитической терапии детей. Особенности детского развития

требуют изменений в технике работы.

• Отличия прелюдии детского анализа от работы со взрослым пациентом. Первичное

интервью, сбор анамнеза, психоаналитическая диагностика, оценка уровня пси-

хосексуальной зрелости, оценка характера организации Эго, сведения об уровне

объектных отношений. Показания к проведению психоанализа.

• Необходимый контакт с родителями.

• Особенности терапевтических отношений. Аналитическое пространство, установ-

ление и поддержание аналитических рамок.

• Приемы и техники. Свободная игровая деятельность ребенка, беседа, творчество,

двигательная активность как предмет анализа.

• Проблемы окончания анализа.

Оборудование детского кабинета.

Литература

Основная

1. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа. В 2-х тт. — М., 1999. — С. 58–

115).

Дополнительная

1. Алан, Д. Ландшафт детской души. — СПб.; Минск, 1997. — С. 23–178.

2. Фрейд, А., Фрейд, З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. —

СПб., 1997. — С. 173–366.

22

Программы и методические рекомендации. VI курс

3. Эльячефф, К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. — М., 1999.

Для углубленного изучения

1. Варданян, А. Этюды по детскому психоанализу. М., 2002.

2. Винникотт, Д. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. —

М., 1999.

3. Контрперенос в психоаналитической терапии детей и подростков / Сб. под ред.

Дж. Циантиса, А.-М. Сандлер и др. — М., 2005.

4. Психоаналитическая психотерапия детей и подростоков, страдающих тяжелыми

расстройствами / Сб. под ред. Д. Анастопулоса и др. — М., 2007.

5. Работа с родителями психоаналитическая психотерапия и детьми и подростками /

Сб. под ред. Дж. Циантиса, С. Б. Ботиуса и др. — М., 2006.

Концепция Х. Спотница

1. Кого считать доэдиповым пациентом. Возможности работы с доэдиповыми па-

циентами, перспективы лечения, классическая и доэдипова схема психоаналитического

лечения. Особенности формирования Эго доэдипова пациента. Роль агрессии и ран-

них фрустраций. Шизофреническое ядро. Место примитивных защитных механизмов в

личностной организации доэдипова пациента. Особенности сопротивлений лечению у

доэдипова пациента. Объектное трансферное сопротивление, нарциссическое транс-

ферное сопротивление.

2. Теория поддерживающей техники. Атмосфера безопасности, директивность,

объективизация и нормализация. Теория экспрессивной техники. Границы, вербали-

зация контрастных состояний, особенности интерпретативной техники, обращение за

помощью к пациенту, особенности конрпереносных реакций.

3. Теория раскрывающей техники. Природа сопротивления и негативного перено-

са, виды сопротивления доэдипова пациента, особенности терапевтического альянса

с доэдиповым пациентом. Влияние окружения пациента на терапию. Аналитические и

внеаналитические интервенции. Особенности контртрансферных реакций. Технические

аспекты работы с доэдиповым пациентом, основные технические приемы.

Литература

Основная

1. Spotniez, H. Modern psychoanalysis of the schizophrenic patient. — New York: Grune

Stratton, 1969. — 210 p.

23

Программа лекционных курсов

Дополнительная

1. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1989.

2. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989.

Для углубленного изучения

1. Spotniez, H. Psychotherapy of preoedipal conditions. — New York: Jason Aronson,

1976. — 351 p.

Теория и практика транзактного

анализа

Тема 1. Определение и области применения транзактного анализа. Определение

транзактного анализа. Философские основы транзактного анализа. Контрактный метод.

Области применения транзактного анализа: психологическое консультирование, психо-

терапия, образование, организационное консультирование.

Тема 2. Развитие транзактного анализа. Эрик Берн и развитие его идей. Эволюция

теории и методов транзактного анализа после Берна. Вклад лауреатов мемориальной

премии Эрика Берна. Организационная структура транзактного анализа в мире: регио-

нальные, национальные и интернациональные организации транзактного анализа.

Тема 3. Модели личности в транзактном анализе. Эго-состояния. Понятие эго-состо-

яния по Э. Берну. Структурная модель эго-состояний. Способы диагностики эго-состо-

яний: поведенческий, социальный, исторический, феноменологический. Функциональ-

ная модель эго-состояний. Патологии эго-состояний: контаминации и исключения.

Тема 4. Межличностная коммуникация. Транзакции. Определение и типы транзак-

ций по Э. Берну. Правила межличностной коммуникации. Психологические потребнос-

ти в стимулах и признании. Понятие и виды психологических поглаживаний. Понятие

экономии поглаживаний по К. Стайнеру. Понятие обесценивания в поведении и внут-

реннем процессе. Уровни и причины обесценивания. Психологическая потребность в

структуре. Способы социального структурирования времени. Психотерапевтическое

применение поглаживаний и транзакций.

Тема 5. Эмоции. Понятие эмоционального рэкета. Понятия эмоционального рэкета

и купонов по Э. Берну. Аутентичные и замещающие эмоции по Ф. Инглиш. Анализ систе-

мы эмоционального рэкета по М. Зальцман.

Тема 6. Конфликтные взаимодействия. Понятие психологических игр. Определе-

ние психологических игр по Э. Берну. Примеры и уровни интенсивности игр. Психоло-

24

Программы и методические рекомендации. VI курс

гические результаты игровых взаимодействий. Методы анализа психологических игр:

транзакции в играх, формула игры, драматический треугольник по С. Карпману. Методы

выхода из игровых взаимодействий.

Тема 7. Жизненный путь личности. Понятие сценария жизни. Определение сцена-

рия жизни по Э. Берну. Происхождение сценария в опыте ребенка. Процесс развития

сценария. Методы анализа сценария. Жизненные позиции личности. Связь жизненных

позиций с психологическими играми и сценарием. Сценарная матрица по К. Стайнеру:

сценарные запреты, программы, контрприказания, ранние решения, атрибуты. Измене-

ние сценария жизни.

Тема 8. Автономия личности. Понятие автономии личности по Э. Берну и ее компо-

ненты. Психотерапия для восстановления автономии личности.

Литература

Основная

1. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. — СПб.: Братство,

1992.

Дополнительная

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотноше-

ний; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.

под общ. ред. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988.

2. Стюарт, Я., Джойнс, В. Современный транзактный анализ. — СПб.: Социально-пси-

хологический центр, 1996.

3. Берн, Э. Трансактный анализ в группе. — М., Лабиринт, 1994.

Для углубленного изучения

1. Гулдинг, М., Гулдинг, Р. Терапия нового решения. — М., 1998.

2. Джеймс, М., Джонгвард, Д. Рожденные выигрывать. (Трансакционный анализ с геш-

тальт-упражнениями.) — М.: Прогресс — Универс, 1995.

3. Штайнер, К. Сценарии жизни людей / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2003.

Психоаналитическая теория

нарциссизма

1. Теория нарциссизма Зигмунда Фрейда

Понятие нарциссизма. Различия между нарциссизмом и аутоэротизмом.

25

Программа лекционных курсов

Области обнаружения нарциссизма Фрейдом.

Понятия первичного и вторичного нарциссизма; я-либидо и объект-либидо.

Трансформация теории влечений в связи с введением нарциссизма.

Типы выбора объекта.

Понятие идеала.

Нарциссизм и развитие инстанции я.

2. Теория «Стадии зеркала» Жака Лакана

Происхождение нарциссизма по Лакану.

Теоретические источники разработки стадии зеркала.

Парадоксы стадии зеркала: диалектика отношения я и другого; исходное самоудво-

ение; воображаемое и символическое; два идеала; агрессивность нарциссизма.

Понятие расщепленного тела.

Стадия зеркала и сфера оптики.

Понятие ортопедического образа.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. (1914) К введению в нарциссизм (в русском переводе «О нарцисси-

зме») // Зигмунд Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 2. — Тбилиси: Мерани,

1991. — С. 107–133.

Дополнительная

1. Фрейд, З. (1905) Три очерка по теории сексуальности // З. Фрейд. Психология бес-

сознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 123–199.

2. Фрейд, З. (1915) Влечения и их судьба // З. Фрейд. Основные психологические тео-

рии в психоанализе. — СПб.: Алетейа. — С. 125–150.

3. Фрейд, З. (1917) Скорбь и меланхолия // Вестник психоанализа, №1, 2002. — С. 13–

29.

4. Фрейд, З. (1921) Массовая психология и анализ человеческого я // Зигмунд Фрейд.

«Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71–138.

5. Фрейд, З. (1923) Я и оно. — М.: Меттэм, 1990.

6. Лакан, Ж. (1949) Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрыва-

ется в психоаналитическом опыте / Пер. с фр. В. Лапицкого // Кабинет: Картины

Мира. — СПб.: Инапресс, 1998. — С. 136–142

7. Лакан, Ж. (1949) Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрыва-

ется в психоаналитическом опыте // Ж. Лакан. Инстанция буквы в бессознатель-

26

Программы и методические рекомендации. VI курс

ном или судьба разума после Фрейда / Перевод с фр. А. К. Черноглазова. — М.:

РФО, Логос, 1997. — С. 7–14.

8. Лакан, Ж. (1953/1954) Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоана-

лиза. Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова. — М.: ИТДГК «Гнозис»,

Издательство «Логос», 1998.

9. Валь, Г. (2001) Теория нарциссизма // Ключевые понятия психоанализа / Ред.

В. Мертенс. — СПб.: БК. — С. 85–93.

10. Лапланш, Ж, Понталис, Ж.-Б. (1996) Нарциссизм // Словарь по психоанализу. —

М.: Высшая школа. — С. 243–248.

11. Мазин, В. (2004) Введение в Лакана. — М.: Прагматика культуры.

12. Мазин, В. (2004) Стадия зеркала Жака Лакана. — СПб: Алетейа.

13. Резник, С. (2003) О нарциссических ранах // Психоаналiз, №3. — Киев. — С. 55–

59.

14. Соколова, Е. Т., Чечельницкая, Е. П. (2001) Психология нарциссизма. — М.: Психо-

логия.

15. Суслова, О. (1998) Введение в чтение Лакана: «Стадия зеркала» // Кабинет: Карти-

ны Мира. — С. 143–161.

16. Хензелер, Х. Теория нарциссизма // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. —

М.: MGM-Iterna, 1998. — С. 463–482.

Групповое занятие

О НАРЦИССИЗМЕ

Вопросы к работе

1. Понятие нарциссизма. Ограничение возможностей терапии нарциссических паци-

ентов. Интроверсия либидо и парафрения.

2. «Я» и объект. Понятия Я-либидо и объект-либидо. Возникновение потребности в

объекте. Выбор объекта по нарциссическому и опорному типу.

3. «Об особом типе выбора объекта у мужчины»: характеристика инцестуозного вы-

бора объекта.

27

Программа лекционных курсов

Теория страха

1. Метапсихологичесая теория страха З. Фрейда: ее становление и «реоргани-

зация».

Фрейдовский анализ слова «страх» (Angst). Страх, боязнь, испуг.

Экономическая точка зрения на страх. Желание, запрет, страх. Механизм фобий

(на примере случая маленького Ганса). Страх в сновидении. Критика травмы рождения

Ранка. Страх и травматический невроз.

Метапсихологическая теория страха (1926). «Я как подлинный очаг страха».

Страх и повторение. Жуткое (Das Unheimlich). Знак восприятия и первовытеснение

(Urverdrangung) или «страх как воспроизведение аффективного состояния, соответ-

ственно имеющемуся воспоминанию».

Страх и торможение. Симптомообразование и страх на примере невроза навязчи-

вых состояний (Человек-Крыса). Инфантильный страх. Страх кастрации как основопо-

лагающий пункт психоаналитического рассмотрения. Страх смерти. Страх совести.

Аффект и вопрос о внутреннем/внешнем. Утрата Я. Меланхолия, торможение.

2. Терия страха в концепциях Ж. Лакана и М. Кляйн.

Лакановское прочтение формулы Фрейда «я как средоточие страха». Аффек-

тивное/интеллектуальное. «В Реальном нет места страху». Механизм отбрасывания

(Verwerfung/Forclusion). Повторение и ядро Реального. Встреча с Реальным и нар-

циссический коллапс. «Аффективное как первичная символизация (Bejahung), обна-

руживающаяся впоследействии». Возврат отброшенного из Символического. Страх за

нарциссическое бытие. Лакановская интерпретация «сновидения об инъекции Ирме»,

галлюцинации «об отрезанном пальце» и «сновидения с волками» Человека-Волка.

Страх перед нехваткой/кастрацией. Удивление, смех, феномен «dj vu» и первичная

символизация.

М. Кляйн. Конституирование внешнего/внутреннего. Защита от влечения к смерти.

Страх и судьба депрессивной позиции. Отвратительное как (не)объект (ab(ob)jet) (Ю.

Кристева). Вторжение чужеродного.

Литература

1. Freud, S. (1895) Uber die Berechtigung von der Neurasthenie einen bestimmten Symp-

tomkomplex als Angstneurose abzugrenzen.

2. Freud, S. (1909) Анализ фобии пятилетнего мальчика.

3. Freud, S. (1909) Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose.

4. Freud, S. (1912/13) Тотем и табу.

28

Программы и методические рекомендации. VI курс

5. Freud, S. (1917) Скорбь и меланхолия.

6. Freud, S. (1919) Жуткое.

7. Freud, S. (1923) Я и Оно.

8. Freud, S. (1926) Hemmung, Symptom und Angst.

9. Лакан, Ж. Семинар 1. Работы Фрейда по технике психоанализа.

10. Лакан, Ж. Семинар 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа.

11. Лакан, Ж. Семинар 5. Образования бессознательного.

12. Klein, M. (1935) A Contribution to the Psychogenesis of Manic-Depressive States.

13. Klein, M. (1946) Notes on Some Schizoid Mechanisms.

14. Klein, M. (1957) Зависть и благодарность.

29

Методические указания по написанию квалификационной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КВАЛИФИКАЦИОН-

НОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

Дипломная работа должна быть сдана для проверки и зарегистрирована в Учебной

части Института не позднее первого мая текущего учебного года.

1. Требования к содержанию

1.1. Квалификационная (дипломная) работа является основным документом демонс-

трирующим уровень квалификации, достигнутый выпускником во время обучения.

1.2. Квалификационная (дипломная) работа выполняется студентом самостоятельно

под контролем научного руководителя и при его помощи в решении тех вопросов,

которые могут выйти за рамки компетенции студента.

1.3. Общими требованиями к квалификационной (дипломной) работе являются:

— актуальность темы, ее теоретическая или практическая направленность;

— четкость постановки задачи исследования;

— краткость и точность формулировок, логическая последовательность изложения

результатов;

— убедительность аргументации, доказательность выводов и обоснованность

рекомендаций.

1.4. Выбор темы квалификационной (дипломной) работы осуществляется студентом

самостоятельно. Тема должна быть утверждена на заседании до 01.12 текущего

учебного года для вечернего отделения и до 01.11 — для заочного.

Слушатель имеет право на 5 консультаций научного руководителя объемом 1 акад.

час каждая.

1.5. Квалификационная (дипломная) работа должна быть законченным исследовани-

ем, характеризующим уровень квалификации слушателя.

1.6. Объем — не менее 50 машинописных страниц (12 кегль на ПК) через полтора ин-

тервала (исключая приложения).

1.7. Все дипломные работы проходят предзащиту на кафедрах и только после положи-

тельного результата предзащиты могут быть рекомендованы к защите.

2. Требования к оформлению

2.1. Рукопись должна быть представлена в одном экземпляре, в папке с твердым пере-

плетом.

30

Программы и методические рекомендации. VI курс

2.2. Титульный лист квалификационной (дипломной) работы должен быть подписан на-

учным руководителем и заведующим кафедрой.

2.3. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Номера станиц в

оглавлении проставляются после форматирования текста.

2.4. Оглавление квалификационной (дипломной) работы помещается в начале, после

титульного листа.

2.5. В список литературы должны быть включены все источники, опубликованные

в печати, на которые сделаны ссылки в тексте. На неопубликованные источники

ссылаться нельзя. Источники в списке литературы располагаются и нумеруются в

алфавитном порядке.

2.6. В Приложения рекомендуется выносить таблицы, образцы анкет, инструкций

и т. д.

2.7. Каждое Приложение начинают с новой страницы, нумеруют и снабжают содержа-

тельным заголовком.

2.8. Все главы и параграфы работы нумеруются. Разделы: Введение, Заключение, Лите-

ратура, Выводы, Приложения не нумеруются.

3. Структура дипломной работы

3.1. Введение включает в себя:

— обоснование актуальности исследования, постановку проблемы;

— предмет, объект, цель и задачи исследования;

— гипотезу;

— обоснование практической значимости проведенной работы (если работа

имеет практическую направленность).

3.2. Теоретический обзор.

Этот раздел включает в себя анализ научной литературы, посвященной проблеме

исследования, может включать историю вопроса, анализ аналогичных исследова-

ний, раскрытие понятийного аппарата.

3.3. Вторая глава посвящается описанию выборки, организации и методов исследова-

ния, обоснование и описание методик использованных в работе, математико-ста-

тистических методов обработки данных исследования.

3.4. Основная часть посвящена описанию и анализу результатов исследования. Она мо-

жет быть разбита на параграфы. В этом случае каждый параграф должен содержать

промежуточные выводы. Если проводится теоретическое исследование, то автор в

этой главе излагает собственный взгляд на проблему исследования.

3.5. Заключение. Содержит общий обзор и анализ результатов исследования, выдви-

жение новых гипотез в том случае, если гипотеза исследования не подтвердилась.

31

Методические указания по написанию квалификационной работы

В заключении излагаются практические рекомендации, возможности применения

результатов исследования. В заключении подводятся итоги исследования, излага-

ются практические рекомендации по изученной проблеме, показываются возмож-

ности применения полученных результатов на практике.

3.6. Выводы. Глава содержит в сжатой форме результаты исследования. Выводы по ко-

личеству и содержанию должны соответствовать задачам исследования.

3.7. Список литературы.

3.8. Приложения.

4.О порядке рецензирования

4.1. Квалификационная (дипломная)работа представляется в Учебный Отдел Института

студентами вечернего отделения — до 1 мая текущего учебного года, студентами

заочного отделения — до 1 ноября текущего учебного года. Оценка не представ-

ленных в срок работ производится за дополнительную оплату, в соответствии с

приказом ректора Института.

4.2. Квалификационная (дипломная) работа представляется на рецензирование после

прохождения предзащиты на кафедре.

4.3. Рецензенты назначаются на заседании кафедры не позднее, чем за две недели до

защиты. Руководители и слушатели должны быть своевременно оповещены о на-

значенных рецензентах.

4.4. Квалификационная (дипломная) работа должна быть представлена автором ре-

цензенту не позже, чем 25.05 текущего учебного года, в полностью законченном и

оформленном виде.

4.5. Рецензент обязан всесторонне ознакомиться с рукописью, выяснить до защиты с

автором все возникающие у него вопросы, высказать автору свои замечания и мне-

ния об оценке работы, подготовить письменную рецензию. Рецензия на квалифи-

кационную (дипломную) работу должна быть напечатана и приложена к диплом-

ной работе.

4.6. В рецензии должно быть кратко, но аргументировано отражено мнение рецензента

о соответствии квалификационной (дипломной) работы требованиям ГОС с точки

зрения всех критериев оценки. В рецензии может быть высказано мнение рецен-

зента о целесообразности опубликования материалов квалификационной (дип-

ломной) работы.

4.7. Оценка квалификационной работы складывается из оценок: рецензента, руководи-

теля, Государственной Аттестационной комисси.

4.8. В отзыве научного руководителя должно содержаться мнение руководителя о лич-

ном вкладе и уровне квалификации студента, а также выставлена оценка диплом-

32

Программы и методические рекомендации. VI курс

ной работы. Отзыв руководителя должен быть подложен к каждому из экземпляров

квалификационной (дипломной) работы.

5. О подготовке и проведении защиты

5.1. Квалификационная (дипломная) работа допускается к защите при условии ее за-

конченного оформления, наличия отзыва руководителя и рецензии, с положитель-

ной оценкой.

5.2. Слушатель под контролем руководителя обязан подготовить к защите доклад и ил-

люстративный материал.

5.3. Время на доклад на защите — 7–10 минут.

5.4. Основные требования к содержанию и форме доклада:

— четкая формулировка темы, цели, гипотезы, задач исследования;

— краткое изложение сути и особенностей методики;

— основные результаты (в чем состоят, насколько новы);

— четкое перечисление выводов;

— перечисление возможностей теоретического и практического использования

результатов;

— при необходимости сопровождение текста демонстрацией иллюстраций.

5.6. Состав комиссии, время и место проведения защит, темы допущенных к защите

работ и очередность защит должны быть заблаговременно подготовлены инспек-

тором Учебного отдела и сообщены слушателям, руководителям и рецензентам не

позже, чем за 3 дня до защиты.

5.7. Защиты квалификационных (дипломных) работ проводятся в июне месяце, после

окончания выпускных экзаменов. Слушатели, не допущенные к итоговым квалифи-

кационным экзаменам, либо сдавшие их на неудовлетворительные оценки, к защи-

там дипломных работ не допускаются и имеют возможность защитить дипломную

работу через 1 год, после ликвидации экзаменационной задолженности.

5.8. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы:

— доклад автора работы;

— вопросы к докладчику членов комиссии, рецензента, присутствующих;

— ответы докладчика на вопросы;

— выступление научного руководителя (в отсутствие руководителя зачитывается

отзыв);

— выступление рецензента (в отсутствие рецензента зачитывается рецензия);

— ответы докладчика на замечания рецензента;

— выступления членов комиссии, присутствующих;

— заключительное слово докладчика.

33

Методические указания по написанию квалификационной работы

6. Порядок оценивания

6.1. Квалификационная (дипломная) работа оценивается по четырехбальной шкале:

5 — «отлично»,

4 — «хорошо»,

3 — «удовлетворительно»,

2 — «неудовлетворительно».

6.2. Квалификационная (дипломная) работа, получившая по мнению руководителя или

рецензента оценку «неудовлетворительно», дополнительно рецензируется по рас-

поряжению председателя ГАК.

6.3. Неудовлетворительная по качеству квалификационная (дипломная) работа к за-

щите не допускается. Она должна быть переработана автором и может быть пред-

ставлена к защите в установленном порядке.

6.4. Квалификационная (дипломная) работа оценивается членами ГАК на основании

доклада оценок рецензента и руководителя. Согласованная оценка сообщается

студенту и оформляется в установленном для ГАК порядке.

6.5. Оценка квалификационной (дипломной) работы производится на закрытом засе-

дании ГАК. Руководитель и рецензент квалификационной (дипломной) работы мо-

гут на нем присутствовать с правом совещательного голоса.

6.6. Оценка квалификационной (дипломной) работы выставляется ГАК и заносится

(вместе с темой дипломного исследования) в диплом слушателя.

34

Программы и методические рекомендации. VI курс

ПОРЯДОК СДАЧИ СЛУШАТЕЛЯМИ

ЭКЗАМЕНОВ ЗА ШЕСТОЙ ГОД

ОБУЧЕНИЯ

Экзамены сдаются в виде единой комплексной аттестации по следующим дисцип-

линам:, «Психоанализ в терапии депрессий», «Психоанализ в терапии шизофрении»,

«Психоанализ в терапии психосоматических и пограничных расстройств», «Психоана-

лиз пограничной патологии».

В экзаменационные билеты входят вопросы по всем перечисленным темам, по каж-

дой из которых выставляется отдельная оценка.

Порядок сдачи государственных

экзаменов

Экзамены сдаются двумя блоками:

— Психоанализ: история теория и практика.

— Общая психология и психология личности.

Для принятия каждого блока экзаменов Ректором Института утверждается отдель-

ная Экзаменационная комиссия не менее чем из пяти человек.

К сдаче итоговых экзаменов допускаются только слушатели, не имеющие финансо-

вых и академических задолженностей (в том числе — по педагогической практике) за

весь предшествующий период обучения.

Лицам, не получившим Диплома института, выдается справка о прослушанных кур-

сах.

35

Экзаменационные вопросы государственных экзаменов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Психоанализ: история, теория и практика

1. Анализ данных предварительного интервью: основные принципы.

2. Аналитическая концепция Дональда Винникотта (общий сравнительный ана лиз с

теорией и практикой классического психоанализа).

3. Аналитическая концепция Ж. Лакана (общий сравнительный анализ с тео рией и

практикой психоанализа).

4. Аналитическая концепция Ж. Лакана. Понятия реального, воображаемого и симво-

лического. Природа языка. Уровни означающего и означаемого.

5. Аналитическая концепция Мелани Кляйн (общий сравнительный анализ с теорией

и практикой классического психоанализа).

6. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Виды бессознательного, архетипы и архети-

пические образы, основные архетипы, процесс индивидуации. Особенности психо-

терапевтического процесса.

7. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные положения: личное и коллектив-

ное бессознательное, архетип. Место сновидения в аналитической психологии.

8. Аналогия «сновидение — художественное произведение». Механизмы снообразо-

вания и их роль в создании художественного произведения.

9. Аналогия: «невротик-ребенок-дикарь» и ее методологическое значение.

10. Бессознательное и фантазии.

11. Генезис «Сверх-Я». Понятие совести человека и «Сверх-Я» культурного об щества.

12. Жизнь и творчество 3. Фрейда (биографическое эссе).

13. Индивидуальная психология А. Адлера (общий сравнительный анализ с тео рией и

практикой психоанализа).

14. Индивидуальная психология А. Адлера. Понятия комплекса недостаточно сти, не-

полноценности, социального чувства и мужского протеста.

15. История и отличительные особенности английской школы психоанализа.

16. Компоненты техники психоаналитической терапии. Контрперенос: опреде ление,

виды, техника работы.

17. Компоненты техники психоаналитической терапии. Неаналитическая техника. Ди-

рективные указания, внушение, советы, манипуляции.

36

Программы и методические рекомендации. VI курс

18. Компоненты техники психоаналитической терапии. Перенос: определе ние, виды,

техника работы.

19. Компоненты техники психоаналитической терапии. Работа со сновидениями, фан-

тазиями.

20. Компоненты техники психоаналитической терапии. Сопротивление: оп ределение,

виды, техника работы.

21. Компоненты техники психоаналитической терапии. Техника формирова ния тера-

певтического альянса и его роль в процессе психоаналитической терапии.

22. Константность символики бессознательного: сказка, сновидение, симптом. Симво-

лическая динамика.

23. Ликвидация аналитической школы в России в 30-е годы: причины, послед ствия и

уроки. Специфика и перспективы российской школы психоанализа.

24. Метапсихология (психоаналитический метод).

25. Метод свободных ассоциаций: зарождение и эволюция в течение ХХ века, задачи и

основные принципы использования метода.

26. Начала психоанализа (рождение нового знания).

27. Начало терапии. Обучение и информирование клиента. Особенности работы с со-

противлением и переносом в начале терапии.

28. Окончание терапии. Критерии наступления завершающей стадии лече ния. Поста-

налитический период.

29. Основные положения (теории) психоанализа.

30. Основные события жизни и деятельности 3. Фрейда до 1895 года. 3. Фрейд и Иосиф

Брейер: психоанализ и катарсический метод.

31. Особенности психоаналитической терапии клиентов, страдающих деп рессиями.

32. Особенности психоаналитической терапии клиентов, страдающих нарциссически-

ми личностными расстройствами.

33. Особенности психоаналитической терапии клиентов, страдающих погра ничными

личностными расстройствами.

34. Особенности психоаналитической терапии клиентов, страдающих ши зофренией.

35. Особенности психоаналитической терапии с психосоматическими пациентами

36. Отличие психоаналитического и катарсического методов (3. Фрейд и И. Брейер)

37. Память в психоанализе (мнестическая система).

38. Положение психоанализа в поле научного знания, его связь с другими дис-

циплинами.

39. Понятие «сознание» в психоанализе.

40. Понятие «топики». Соотношение первой топики и второй.

37

Экзаменационные вопросы государственных экзаменов

41. Понятие инкорпорации, идентификации, интроекции и проекции,интернализации

и экстернализации.

42. Понятие катарсиса и анализ природы катарсического воздействия различ ных форм

художественной культуры.

43. Понятие сеттинга, его роль в психоаналитической терапии и принципы выработки.

44. Понятие символа и символической интерпретации. Место символической ин-

терпретации среди других ее видов в прикладном психоанализе и клиничес кой

практике.

45. Правила и приемы символической интерпретации. Примеры.

46. Предварительное интервью. Показания и противопоказания к психоана литической

терапии.

47. Предварительное интервью. Цели и содержание.

48. Прикладной психоанализ об историческом процессе. Работа З. Фрейда «Человек-

Моисей и монотеистическая религия».

49. Прикладной психоанализ: области исследования и практического приме нения.

50. Принципы работы бессознательного.

51. Принципы функционирования психического аппарата.

52. Причины сопротивления психоанализу.

53. Психоанализ и гипноз. Влияние на 3. Фрейда идей французской суггестив ной пси-

хотерапии (Ж. Шарко, И. Бернгейм) и причины его отказа от техни ки гипноза.

54. Психоанализ как развивающаяся система (эпизоды пересмотра и допол нения тео-

рии).

55. Психоанализ сказочного и фольклорного материала. Мужские и женские сказки.

Фазы психосексуального развития и их отражение в сказочной культуре.

56. Психоанализ художественного творчества. Основные принципы. Методы исследо-

вания художественного произведения. Личность художника, движущая сила твор-

ческого процесса.

57. Психоаналитическая теория массообразования. Возможности прикладного психо-

анализа в области исследования массовых процессов.

58. Психоаналитическая теория о религии. Сравнительный анализ концепции религии

З. Фрейда и К. Г. Юнга.

59. Психоаналитические системы.

60. Психоаналитический контракт. Цель, содержание.

61. Рождение классического психоанализа, его концептуальные и личностные истоки,

отличительные черты как психологической теории и практики.

38

Программы и методические рекомендации. VI курс

62. Российский психоанализ в 10-е годы XX века: общий обзор и анализ деятель ности

основных представителей.

63. Российский психоанализ в 20-е годы XX века: общий обзор и анализ дея тельности

основных представителей.

64. Связь теории и практики в психоанализе.

65. Символизм и сновидение. Основные символические соотношения.

66. Символика и телесность. Примеры психоаналитической символики.

67. Система бессознательного.

68. Система предсознательного.

69. Современное состояние психоанализа в России и проблема его интеграции в рос-

сийскую культуру.

70. Сравнительная характеристика психоаналитической терапии с аналити чески ори-

ентированными методами психотерапии (групп-анализ, детс кий психоанализ,

фрейдовский психоанализ, фокальная психоаналити ческая терапия).

71. Стадии психосексуального развития, их определение и основное содер жание.

72. Становление психоаналитического движения и основные этапы его разви тия.

Концептуальные основания расколов в психоаналитическом движении (А. Адлер,

К. Г. Юнг и пр.): основные теоретические и клиничес кие новации.

73. Теория раннего соблазнения. Время и причины появления. Ранее соблазнение и

психопатология.

74. Теория сновидений З. Фрейда. История создания и основные положения.

75. Формирование терапевтического альянса: основные принципы.

76. Фрейд о сущности психоаналитического подхода к произведениям лите ратуры и

искусства.

77. Фрейд: взгляд на религию.

Общая психология и психология личности

1. Психология как научная дисциплина. Место психологии в системе наук. Отрасли

психологии.

2. Индивидуальная психология. Теоретический и прикладной аспекты теории лично-

сти А. Адлера.

3. Системный подход в психологии. Психика человека как предмет системного иссле-

дования. Принципы системного подхода в психологии.

4. Основные положения психоаналитической теории личности З. Фрейда.

5. Объект и предмет психологического исследования.

39

Экзаменационные вопросы государственных экзаменов

6. Методология и методы психологического познания. Классификация эмпирических

методов в психологии.

7. Основные положения гуманистической теории личности Э. Фромма.

8. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного разви-

тия психики.

9. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. Основные положения и принципы.

10. Психологические аспекты проблемы антропогенеза. Гипотеза о происхождении со-

знания.

11. Понятие индивидуальности в психологии.

12. Психологические проблемы онтогенеза. Системное описание возрастной динами-

ки психики.

13. Психическая структура человека. Понятие об индивиде, субъекте деятельности,

личности, индивидуальности. Б. Г. Ананьев о проблемах современного человеко-

знания.

14. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.

15. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности.

16. Общее понятие о воле. Роль в регуляции поведения человека.

17. Диспозициональное направление в теории личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Ай-

зенк).

18. Категория активности в психологической науке.

19. Внутренний мир личности. Специфика индивидуального бытия человека.

20. Категория деятельности в психологической науке.

21. Сознание и самосознание личности. Структура самосознания.

22. Категория общения в психологической науке.

23. Процесс социализации. Формирование личности. Условия и движущие силы разви-

тия личности.

24. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека (Б. Г. Анань-

ев).

25. Характеристика потребностей и их специфика. Проблема формирования потреб-

ностей.

26. Возраст как детерминанта психического развития. Биологический, психологиче-

ский, социальных возраст человека.

27. Понятие личностной самореализации.

28. Половой диморфизм. Этапы формирования половой идентичности в онтогенезе.

29. Условия личностной самореализации. Выбор жизненного пути и критерии опти-

мальности выбора.

40

Программы и методические рекомендации. VI курс

30. Память как универсальный сквозной психический процесс. Виды и типы памяти.

31. Организмическая теория личности В. Райха.

32. Внимание как сквозной психический процесс. Виды внимания. Свойства внима-

ния. Механизмы внимания.

33. Гуманистическое направление. Теория личности А. Маслоу.

34. Общее понятие о языке и речи. Процесс коммуникации. Функции речи. Виды речи.

Речь и общение.

35. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера.

36. Понятие интеллекта. Теории интеллекта. Структура интеллекта.

37. Теория социального научения Д. Роттера.

38. Понятие научения. Концепции научения. Законы и принципы научения. Научение и

обучение.

39. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.

40. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Классификация эмоций и

чувств. Эмпирические характеристики эмоциональных процессов.

41. Личность как социальный феномен. Социальные установки.

42. Психическая регуляция поведения человека. Мотивы и потребности. Виды моти-

вов.

43. Личность как социальный феномен. Ценностно-нормативная система личности.

44. Воображение. Природа, виды и характеристики воображения. Развитие воображе-

ния.

45. Мышление. Виды мышления. Стадии его развития. Факторы развития мышления.

46. Допонятийное и понятийное мышление. Связь мышления с действием и речью.

47. Сенсорная организация человека и индивидуальные различия в чувствительно-

сти.

48. Теория поэтапного формирования умственных действий.

49. Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

50. Специфика психологических законов и их разновидности.

51. Сенсорное развитие ребенка.

52. Основные виды ощущений. Ассоциация ощущений.

53. Развитие речи в онтогенезе.

54. Внимание. Свойства и характеристики внимания.

55. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис. Психология пережи-

ваний.

56. Функциональные асимметрии и симметрии. Нейропсихическая регуляция разви-

тия.

41

Экзаменационные вопросы государственных экзаменов

57. Особенности эмоциональных и волевых процессов.

58. Природа восприятия. Восприятие и его физиологические основы.

59. Деятельностный подход в психологии.

60. Понятие о психике. Специфические особенности психических явлений. Классифи-

кация психических явлений. Психические свойства, состояния, процессы.

61. Различные аспекты разработки проблемы бессознательного в психологии.

62. Мышление и интеллект. Творческое мышление.

63. Бихевиоризм и исследование поведения. Необихевиоризм. Проблема программи-

рованного обучения.

Программы и методические рекомендации

для слушателей Восточно-Европейского

Института Психоанализа

ШЕСТОЙ КУРС

Выпускающий редактор Марина Красноперова

Макет и верстка Елена Кузьменок

Корректор Галина Матвеева

Издательство «Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

197198, Санкт-Петербург, Большой пр. П. С., 18-А

Скачать архив с текстом документа