Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

МГИ им. Е.Р. Дашковой

Факультет гуманитарный

Отделение психологии

РЕФЕРАТ

по психологии личности

«Психодинамическая теория и структура личности по З. Фрейду»

Москва 2011


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сознание, предсознание, бессознательное. 4

Глава 2. Побуждения или инстинкты.. 6

2.1 Основные инстинкты. Либидо и агрессивная энергия. Катексис. 6

Глава 3. Структура личности. 9

3.1 Ид. 9

3.2 Эго. 10

3.3 Суперэго. 11

3.4 Отношения между тремя подсистемами. 12

Глава 4. Психосексуальные стадии развития. 14

4.1 Оральная стадия. 14

4.2 Анальная стадия. 15

4.3 Фаллическая стадия. 16

4.4 Генитальная стадия. 17

Глава 5. Механизмы защиты.. 19

5.1 Тревожность. 19

5.2 Основные механизмы защиты.. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 24


Введение

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием классический психоанализ, является австрийский ученый 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо (от лат. libido - влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Фрейд основывает свои теоретическое мышление на предположении, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Поскольку некоторые душевные события «кажутся» возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

Наблюдая своих пациентов. Фрейд столкнулся с бесконечным рядом психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим; пути преодоления противоречат друг другу. Он пытался упорядочить этот хаос, предположил три основные структурные компоненты души, которые рассмотрены в работе: Ид, Эго и Суперэго. Отношения между этими тремя подсистемами. Но сначала рассмотрим три важных аспекта в теории З. Фрейда – это сознание, предсознание и бессознательное. А также психосексуальные стадии развития, которые представляют собой меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения по мере того как младенец становиться ребенком, ребенок - подростком, подросток - взрослым, происходят определенные изменения в том, каковы его желания и как они удовлетворяются. Конечно же, рассмотрим основные механизмы защиты и их природу.

Глава 1. Сознание, предсознание, бессознательное

СОЗНАНИЕ – это лишь небольшая часть ума; оно включает то, что мы сознаем в каждый данный момент. Хотя Фрейд занимался и с механизмами сознания, его гораздо больше интересовали менее открытые и исследованные области, которые он назвал предсознанием и бессознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Фрейдовской первоначальной предпосылкой является связанность всех психических событий. Если мысль или чувство кажутся несвязанными с предшествующими мыслью или чувством, связь находиться в бессознательном. Если эти бессознательные связи обнаруживаются, кажущаяся бессвязность этим разрешается. «Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы должны предполагать, выводить по каким-то причинам из его следствий, - но о котором мы ничего не знаем». Бессознательное - это совокупность психических процессов (мысли, образы, влечения) которые трудно или невозможно сделать сознательными. [5]

К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательным и вообще недоступны сознанию. Кроме того, есть материал который, отделен от сознания и «подавляем». Этот материал не забыт, но он не допускается к воспоминанию. Мысль или воспоминание действует на сознание, но опосредованно. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы. Время ничего в них не меняет.

ПРЕДСОЗНАНИЕ формально говоря – часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти –часть предсознания. Это может быть память обо всем, что вы делали вчера, улицы, на которых в жили в течение вашей жизни, ваши любимые лакомства, запах горелых осенних листьев, форма пирога, который испекла мама к вашему десятилетию, и множество других прошлых переживаний. Предсознание подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться для выполнения своих функций. [2]


Глава 2. Побуждения или инстинкты

2.1 Основные инстинкты. Либидо и агрессивная энергия. Катексис

ИНСТИНКТЫ – это те же напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Этот термин во фрейдовском употреблении касается людей, а не животных. Инстинкты – «последняя причина всякой деятельности». Фрейд, как правило, называл физический аспект инстинктов потребностями; психические аспекты инстинктов могут быть в целом названы желания. Инстинкты – это силы побуждающие людей к действию.

Инстинкт содержит четыре компонента:

Источник, в котором возникает потребность, может быть часть тела или тело целиком.

Цель, состоит в уменьшении потребности до такой степени, что действие далее перестает быть нужным.

Импульс – то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт; импульс определяется силой Ии настоятельностью потребности.

Объект инстинкта – это те предметы или действия, или выражения, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости. Источник – растущая потребность в жидкости. Если она не удовлетворена, она становиться все более выраженной: ее интенсивность растет, т.е. растет импульс энергии, которая используется на удовлетворение жажды. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение. Объект – не только жидкость, ода, но все действия направленные на уменьшения напряжения (вставание, хождение, выбор питья, приготовление и выпивание). [2]

ОСНОВНЫЕ ИНСТИНКТЫ:

Он указывает две противоположенные силы - сексуальную (или эротическую, дающую физическое удовлетворение) и агрессивную или деструктивную. Из смешивания основных влечений возникает огрмное разнообразие и сложность поведения. Инстинкты -это каналы по которым может протекать энергия.

ЛИБИДО И АГРЕССИНАЯ ЭНЕРГИЯ. Каждый из этих обобщенных инстинктов имеет свой, независимый от другого источник энергии.

ЛИБИДО (латинский – желание) – энергия, доступная инстинктам жизни. Во фрейдовском употреблении, что это энергия количественна измерима.

Другая характеристика либидо –его подвижность, легкость, с какой либидо может переходить из одной сферы внимания в другую. Фрейд описывает переменчивый характер эмоциональных реакций как протекание энергии, втекающей и вытекающий из области непосредственного интереса.

Энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти не получила специального названия. Предполагается, что в общем она имеет те же свойства, что и либидо, хотя Фрейд не поясняет этого.

КАТЕКСИС – это процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидинозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности, идеи или вещи. Катектированное либидо перестает быть подвижным и не может уже перемещаться к новым объектам. Оно укрепляется в той части души, которая привлекла и удерживает его.

Если представить себе запас либидо как определенное количество денег, то катексис – процесс помещения их. Когда какая-то часть вложена во что-то или катектирована, - то настолько меньше вы можете вложить куда-либо еще.

Например, психоаналитическое исследование меланхолии интерпретирует потерю интереса к обычным целям и преувеличенную занятость недавней потерей как отвлечение либидо от обычных отношений и «гиперкатексис» ее в области утраченного. Психоаналитическая теория стремиться понять, где либидо могло быть неверно катектировано. Будучи освобождена или направлена иначе, та же самая энергия может быть использована для удовлетворения текущих потребностей. Стремление высвободить связанные энергии мы найдем также у Роджерса и Маслоу, а также в буддизме. [2]


Глава 3. Структура личности

3.1 Ид

Ид (Оно). «Содержит все унаследованное, все что есть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, следовательно те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которое в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной».

В психоанализе З. Фрейда бессознательное является одной из 3 психических структур (Оно) и включает все неприемлемые с т.з. Суперэго и вытесненные из сознания мысли, чувства и влечения. [5]

Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично и неорганизованно. «Логические законы неприменимы к Ид…Противоположенные импульсы существуют бок о бок друг с другом, не нейтрализуя и не ослабляя друг друга». Ид - резервуар энергии для всей личности.

«В Ид нет ничего соответствующего идее времени, нет признания протекания времени и нет изменения психических процессов при прохождении времени… Естественно, что Ид не знает ценностей. Добра и зла, не знает морали». [1]

Ид может быть уподоблено слепому королю, власть которого абсолютна, но который должен полагаться на других в распределении и использовании своей власти.

Содержание Ид почти целиком бессознательно; оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для сознания. Мыслю или воспоминание, вытесненные из сознания и обретающиеся среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека. Фрейд подчеркивал, что забытый материал продолжает обладать силой действия, не уменьшившийся, но вышедший из-под сознательного контроля. [2]


3.2 Эго

Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид.

Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности. Фрейд описывает различные функции Эго как по отношению к внешнему миру, так и во внутреннем мире, импульсы которого оно стремиться удовлетворить.

Согласованность поступков, которые кажутся никак не связанными, можно рассматривать с точки зрения бессознательных мотивов, проявляющихся самыми разными способами в зависимости от противодействующих сил защитных процессов Эго (например, и нежелательные сексуальные авантюры, и художественное творчество могут быть продуктом вытесненного сексуального влечения, которому противостоит Эго). [2]

Таким образом, психоанализ демонстрирует, как стабильность, вариабельность и согласованность психического опыта может трактоваться на основе взаимодействия множества скрытых процессов, включая эмоциональные побуждения и механизмы эго, которые им противостоят. [3]

Фрейд, безусловно, считал, что контролирование побуждений - это функция Эго. [3]

«Основные характеристики Эго таковы:

Вследствие отношения, установившегося уже между чувственным восприятием и мышечным действием, Эго управляет произвольными движениями. Его задачей является самосохранение. В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу, сознавая внешние стимулы, накапливая (в памяти) опыт, избегая чрезмерных стимулов (посредством бегства), приспосабливаясь к умеренным стимулам (адаптация), и наконец научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу (посредством деятельности).

Что касается внутренних событий, по отношению к Ид, Эго выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире, или полностью подавляя их возбуждение. Его действия управляются рассмотрением напряжений, возникающих внутри или вызываемых извне. Усиление этих напряжений в целом чувствуется как неудовольствие, а ослабление – как удовольствие… Эго стремиться к удовольствию и старается избегать неудовольствия». [2]

Однако чтобы сделать это, Эго должно, в свою очередь, контролировать или модулировать импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным.

Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. [4]

Рассмотрим в качестве примера гетеросексуальный импульс. Индивидуум чувствует напряжение, возникающее из неудовлетворенного сексуального возбуждения; Ид уменьшило бы это напряжение непосредственной и прямой сексуальной деятельностью. Эго должно решить, в какой мере сексуальное выражение уместно, и как создать ситуацию, в которой сексуальный контакт будет наиболее полным.

3.3 Суперэго

Суперэго («Сверх-Я»)- последняя часть структуры развивается не из Ид, а из Эго. Она служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. Это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения в личности. Фрейд указывает три функции Суперэго («Сверх-Я»):

Совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает и судит сознательную деятельность; но оно действует также бессознательно. Бессознательные ограничения косвенны, выступают как принуждения или запрещения: «Пациент…ведет себя так, как будто он одержим чувством вины, о которой он ничего не знает».

Задача самонаблюдения возникает из способности Суперэго оценивать деятельность независимо от побуждения Ид к уменьшению напряжения, и независимо от Эго, которое также вовлечено в удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. Суперэго не является, как иногда полагают, отождествлением с одним из родителей или с его поведение. «Суперэго ребенка в действительности конструируется, но модель не его родителей, а по модели Суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием, и становится носителем традиций и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом от поколения к поколению». [2]

Суперэго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и Суперэго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам, которые будут рассмотрены в другой главе в этой работы.

3.4 Отношения между тремя подсистемами

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). [4]

Общая цель души – поддерживать, а если оно нарушено, то восстанавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия системы, возникает в Ид в связи с его примитивной, инстинктивной природой. Эго, появляющееся из Ид, реалистически обращается с его основными побуждениями; оно также является посредником между силами, действующими в Ид и Суперэго и требованиями внешней реальности. Суперэго, появляющееся из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго.

Ид полностью бессознательно, Эго и Суперэго – частично бессознательны. «Без сомнения значительные части Эго и Суперэго могут оставаться бессознательными, более того, они нормально бессознательны.

Это означает, что индивидуум ничего не знает об их содержании, и нужно затратить много усилий, чтобы сделать их сознательными».

Практическая цель психоанализа в этих терминах состоит в том, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид». З. Фрейд. [1]


Глава 4. Психосексуальные стадии развития

4.1 Оральная стадия

Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения – основные элементы фрейдовского описания стадий развития. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии. Человек, фиксированный на определенной стадии, предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми и «детскими» способами, а не теми «взрослыми», которые появляются при нормальном развитии. [6]

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ. После рождения, потребности и удовлетворения концентрируются в основном на губах, языке и, несколько позже, на зубах. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребности в питании, в уменьшении напряжения голода и жажды. Во время кормления ребенка также утешают, качают, прижимают и ласкают. Ребенок поначалу ассоциирует как удовольствие, так и уменьшение напряжения с процессом кормления.

Рот – первая область тела, которой младенец может управлять. Большая часть доступной энергии либидо направляется или сосредотачивается в этой области. По мере взросления все новые области тела развиваются и становятся важными местоположения удовлетворения. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий. Еда, сосание, жевание, курение, касание, облизывание губ или причмокивание – физическое выражение этого интереса. Угрызение ногтей, курение или переедание может быть связано с частичной фиксацией на оральные стадии, неполнотой психологической зрелости.

Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворения агрессивных инстинктов. Кусание груди, причиняющее матери боль и ведущая к отниманию груди, - пример такого рода поведения. У взрослых –сарказм, сплетни, «набрасывание» на пищу описываются как связанные с этой стадией развития. [2]

4.2 Анальная стадия

По мере то как ребенок растет, он начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Между 2 и 4 годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь. Ребенок обращает особое внимание на уринацию и дефекацию. «Проблемы туалета» разжигают естественный интерес к открытию себя.

Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение контроля приносит им внимание и похвалу родителей. Верно и противоположенное: забота родителей о «туалетном воспитании» позволяет ребенку требовать внимания как успехами, так и «неудачами».

Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд указывает, что эти черты часто встречаются вместе в одном человеке. Он говорит об анальном характере», когда поведение тесно связано с опытом, пережитым на этой стадии детства.

Часть недоразумений, возникающих на анальной стадии, объясняется противоречием – для ребенка –между щедрыми похвалами с одной стороны и ощущением, что связанное с туалетом поведение «грязно» и должно держаться в секрете – с другой. Ребенок по началу не понимает что его экскременты и моча не ценны. Ни одна сфера современной жизни не наполнена в такой мере запрещениями и табу, как «туалетное» воспитание и поведение, типичное для анальной стадии. [2]

4.3 Фаллическая стадия

Начиная, по меньшей мере, с 3-х лет ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачиваясь на генитальных областях тела. В этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует «сексуальное» возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Ребенок борется за интимность которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Фрейд полагает, что дети в этот период реагируют на родителей как на потенциальную угрозу удовлетворения их потребностей. Для мальчика который хочет близости к матери, отец приобретает черты соперника. В то же время ребенок хочет любви и привязанности своего отца, и в этом отношении соперницей оказывается мать. У мальчика Фрейд назвал это положение «эдиповым комплексом», в детстве весь комплекс полностью подавлялся. Держать его в области бессознательного, удерживать от внешнего проявления, даже от того чтобы размышлять о нем, таковы одни из развивающегося Суперэго. У девочек проблема сходна. Она хочет обладать отцом и видит в матери основную соперницу, но потребность в подавлении желаний менее остра, она оставляет это лишь позже в жизни и то не полностью. З.Фрейд.

Большенство детей ослабляют привязанность к родителям после приблизительно 5 лет, обращаясь к отношениям со сверстниками, к учению, спорту и пр. От 5-6 лет до полового созревания называется латентным периодом, где неразрешенные сексуальные желания фаллической стадии не привлекают внимания Эго и подавляются Суперэго. В этот период сексуальность не прогрессирует, а уменьшаются в силе, и много из того что ребенок делал или знал ранее, оставляется и забывается. [2]

4.4 Генитальная стадия

Сублимация.

Последняя стадия биологического и психологического развития наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидинозной энергии к половым органам. Юноши и девушки сознают теперь свою половую принадлежность и начинают искать путей удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей. [2]

СУБЛИМАЦИЯ- это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным. Сублимацию называют «успешной защитой». Первоначальную энергию можно представить как различную реку, разрушающую дома и поля. Для предотвращения этого строится платина. Непосредственная опасность предотвращена, но за платиной накапливается давление, угрожающая большим разрушением. Сублимация в этой аналогии подобна отводным каналам, которые могут быть использованы для создания электроэнергии, для орошения сухих земель, создания парков и пр. Первоначальная энергия реки успешно обращается на социально приемлемые и культурно санкционированные цели.

Сублимированная энергия создает то, что мы называем цивилизацией. Фрейд утверждает, что огромная энергия и значительная сложность цивилизации – это результат лежащей за ней подавляемой энергией. Цивилизация побуждает к преодолению первоначальных импульсов, и в некоторых случаях альтернативные цели могут быть более удовлетворяющими для Ид, чем выполнение первоначальных стремлений. [2]

Сублимированная энергия уменьшает первоначальные побуждения. Эта трансформация «дает огромное количество сил возможно благодаря способности этой энергии менять цели без материального уменьшения в интенсивности. З. Фрейд.


Глава 5. Механизмы защиты

5.1 Тревожность

Основные проблемы души состоят в том, как справиться с тревожностью. Тревожность вызывается ожидаемым или предвидимым возрастанием напряжения или неудовольствия; она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой-то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться, или чтобы ее разрядить.

Прототипические ситуации, порождающие тревожность, таковы:

потеря желаемого объекта – например, ребенок, лишенный родителей, близкого друга или любимого зверька.

Потеря любви – например, потеря любви и невозможность завоевывать вновь любовь или одобрение когда-то, кто много для вас значит.

Потеря личности (себя) – например, потеря «лица», публичное осмеяние.

Потер любви к себе – например, когда Суперэго порицает действия или черты характера, что кончается чувством ненависти к себе.

Угроза подобных или других такого рода событий порождает тревожность.

Есть два способа уменьшить тревожность.

Первый состоит в том, чтобы непосредственно обратиться к ситуации. Мы разрешаем проблемы, преодолеваем препятствия, противостоим угрозам или убегаем от них, одним словом, вступаем во взаимодействие с проблемой, стремимся уменьшить ее воздействие. Преодолевая трудности, мы уменьшаем возможности их возвращения и тревожности в будущем. [2]

Во втором случае защита против тревожности состоит в искажении или отрицании самой ситуации. Эго защищает личность в целом от угрозы, искажает суть самой угрозы. Способы искажения называются защитными механизмами. «Если Эго вынуждено принять свою слабость, оно испытывает тревожность – реалистическую перед лицом внешнего мира, моральную по отношению к Суперэго, невротическую по отношению к силе страстей Ид». [2]

5.2 Основные механизмы защиты

Основные «патогенные» механизмы защиты, которые здесь опишем, это репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия. Сублимация, которая описана ранее – это успешная защита; она в действительности разрешает и элиминирует напряжение потребностей. Хотя любой и этих механизмов может быть найден в здоровом индивидууме, тем не менее их наличие обычно указывает на возможные невротические симптомы.

РЕПРЕСИЯ (ПОДАВЛЕНИЕ). «Сущность подавления состоит просто в удалении чего-то из сознания и удержания на расстоянии от сознания.» (З.Фрейд). репрессия удаляет потенциально вызывающие тревожность события, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению. «Подавление не осуществляется раз и навсегда, оно требует постоянного расходования энергии для поддержания подавления, а подавляемое постоянно стремиться найти выход». Истерические симптомы часто оказываются вызванным ранним подавлением. Некоторые психосоматические заболевания, такие как астма, артрит и язва могут быть связаны с подавлением. Преувеличенная вялость, фобии и импотенция или фригидность также могут быть производными подавляемых чувств.

ОТРИЦАНИЕ – это попытка не принимать в качестве реальности события, которое беспокоит Эго. Взрослые имеют тенденцию «грезить», что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они реально не происходили. Это бегство в фантазию может принимать разные формы. Примечательная способность неправильно вспоминать события – форма отрицания, которая часто встречается в практике психотерапии.

РАЦОАЛИЗАЦИЯ – это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Человек представляет объяснения, которые логически убедительны или этически приемлемы, для отношения, действия, идеи или чувства, которые возникают из других мотивационных источников. Мы используем рационализацию чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действия неправильны. Рационализация – это способ принять давление Суперэго: она описывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.

РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое противоположено действительному желанию. Главная характеристика реактивного образования, по которой ее можно узнать – это преувеличение, ригидность и экстравагантность. Отрицаемая потребность должна затемняться снова, и снова. Хозяйка которая постоянно моет и чистит дом, может в действительности сосредотачивать свое сознание на пребывании в грязи и рассматривании ее.

ПРОЕКЦИЯ. Приписывание другому человеку, животному или объекту качества, чувства или намерений, которые исходят от самого приписывающего, называется проекцией. Когда мы характеризуем нечто «там снаружи» как дурное, опасное, извращенное и т.д., не замечая, что эти характеристики могут относиться также и к нам самим, мы возможно проецируем.

ИЗОЛЯЦИЯ. Изоляция – это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. В результате этого человек обсуждает проблемы, отделенные от остальной личности таким образом, что события е связываются ни с какими чувствами, как будто они сучились с кем-то другим. Человек все больше может уходить в идеи, все менее и менее соприкасаться с собственными чувствами. Говоря об изоляции, Фрейд указывает на то, что ее прототипом является логическое мышление, которое тоже стремиться отделить содержание от эмоциональной ситуации, в которой оно обнаружено.

РЕГРЕССИЯ – это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойствен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведении, которое в более ранние годы уменьшало тревожность.

Уменьшая напряжение, она часто оставляет неразрешенными источники тревожности. Они курят, напиваются, переедают, выходят из себя, ходят в кино, нарушают законы, лепечут по детски, верят в злых и добрых духов, ведут машину быстро и рискованно, играют в азартные игры. [2]


Заключение

Психодинамическая теория личности З. Фрейда является основой дальнейших практик – например, психоанализа. Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое. Фрейд был привержен идее неизменяемости, будучи убеждён, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения, происходящие изменения в поведении взрослого человека не глубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя.

Так защиты, которые были описаны, это способы, которым душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Когда защита становиться очень влиятельной, она начинает преобладать в Эго и уменьшает его подвижность и способность к адаптации. Наконец, если защита не может удержаться, Эг не «имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью».

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой и по сей день.


Список литературы

1). З. Фрейд. “Психология бессознательного”. Москва, 1990 г.

2). Психология личности. Т.1. Хрестоматия. ред. Райгородский Д.Я. Самара, 2008 г.

3). Психология личности. Дж.Капрара, Д. Сервон, Питер, 2003 г.

4). Общая психология, Маклаков, Питер, 2001 г.

5). Современный психологический словарь. Мещеряков Б.Г., В.П. Зинченко, СПб., 2007 г.

6). Ю. Гиппенрейтер. “Введение в общую психологию”. Москва, 1996 г.

Скачать архив с текстом документа