работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики»
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие ненормативной (обсценной) лексикиМосковский городской психолого-педагогический университет
Факультет социальной психологии
Курсовая работа
на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики»
Выполнил студент
Группы СО 2.1
Власов Иван Дмитриевич
Научный руководитель
Кожухарь Галина Сократовна
Москва 2008
Оглавление
Стр.
Введение….…………………………………………………………….………….3
Глава1……………………………………………………………….......................6
1.1 Понятие ненормативной (обсценной) лексики.....................................6
1.2 Функции обсценной лексики и ее классификации…………………..6
Глава 2. Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики……………………………………………......................9
2.1 Влияние СМИ на употребление НЛ…………………………………..9
2.2 Социальные слои и НЛ……………………………………………….14
2.3 Культура и НЛ………………………………………………………...16
2.4 Влияние социальной и международной политики государства на употребление НЛ………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография…………………………………………………………………….24
Введение
Актуальность исследования.
В современном мире наблюдается широкое распространение употребления ненормативной и обсценной лексики..
Как утверждают многие современные исследователи, нынешняя русская речь находится в состоянии глубокого кризиса. Одними из важнейших доказательств (помимо многих других) являются расширение употребления нецензурной брани, сленга, заимствование англицизмов, появление новых слов, правописание которых не утвердилось и прочее. Поэтому проведение исследования, каким образом изменение языковых нормативов в социуме (и, в частности, студенческой среде), связано с трансформациями общественного и индивидуального сознания и бессознательного, а также с проявлением тех или иных коммуникативных качеств будет довольно актуальным.
Для иллюстрации явления распространения ненормативной лексики приведем несколько примеров с результатам некоторых социологических обзоров.
По данным Фонда «Общественное мнение» нецензурная лексика сегодня распространена среди россиян очень широко: 70 процентов респондентов признались, что большинство их знакомых употребляют в своей речи ненормативные выражения. Согласно данным социологического исследования, наиболее активно НЛ использует молодежь. (При этом практически все, выражающиеся нецензурно, считают, что делать это все-таки нехорошо. Во время опроса выяснилось, что около 64% респондентов слышали нецензурные выражения из уст знаменитостей по телевизору, радио и в публичных выступлениях.)
В частности, среди студентов нефилологических специальностей белгородских вузов (объем выборки составил 500 человек), 16,5% опрошенных студентов (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи НЛ, а с определенной периодичностью это делают еще 24,1% опрошенных. Использование НЛ в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой (так считают 32,6% участников исследования), быть лучше понятым среди людей (28,3%).
В настоящее время, когда происходит повсеместная либерализация нравов, поведения, взглядов, свобод, меняется и отношение к употреблению НЛ. Происходит легализация данной лексики. То, что было сильно сниженным, становится фамильярным, фамильярное превращается в разговорное, а разговорное переходит в нейтральный, немаркированный пласт словаря. Стоит отметить, что несалонная лексика неоднородна. И то, что вызывает отрицательную оценку, всегда может быть представлено словами вполне литературными и нелитературными.
Проблема.
Каким образом изменение языковых нормативов в социуме (и, в частности, студенческой среде), связано с трансформациями общественного и индивидуального сознания и бессознательного, а также с проявлением тех или иных коммуникативных качеств.
Объект исследования.
Объектом исследования является ненормативная и обсценная лексика.
Предмет.
Предметом исследования являются социальные и психологические факторы употребления ненормативной лексики.
Цель .
Изучение социально-психологических причин, влияющих на употребление ненормативной лексики.
Задачи.
1) Анализ проблем взаимосвязи языка, сознания и культуры.
2) Обзор подходов к ненормативной лексике
3) Анализ видов ненормативной лексики
4) Определение социальных групп, наиболее часто употребляющих ненормативную лексику.
Гипотеза.
Предполагается, что расширение сфер употребления ненормативной лексики в современном обществе - ее проникновение в шоу-бизнес, политику, СМИ, литературу и искусство, обыденную речь и пр., связано с динамикой отношения общества и разных социальных групп к факту ее использования, а также с размыванием границ общепринятых духовно-нравственных ценностей, ростом интолерантоности, раскрепощением норм поведения, снижением культуры общения.
Глава 1
1.1 Понятие ненормативной (обсценной) лексики
Ненормативная или обсценная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) — от английского obscene (непристойный, грязный, бесстыдный), которое, в свою очередь, восходит к латинскому obscenus (отвратительный, непристойный, неприличный) — вид бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, как правило, неприятную ситуацию. Лингвисты разделяют понятия ненормативная лексика и табуированная лексика от обсценной лексики. Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистических феноменов.
В славянских языках, в частности русском, существует отдельная часть ненормативной лексики, мат . Он насчитывает около 5-6 основных слов. От которых строятся многочисленные производные. Они все связанны с исторически табуированной темой секса и телесного низа. В русской культуре традиция запрета этой лексики во многом сложилась благодаря православному христианству, основной религии славян, запрещающей употребление этих слов. В связи глубокими корнями этой традиции даже при современном изменении отношения общества к духовным ценностям, отношение к ненормативной лексики по-прежнему остается негативным среди большинства русского населения. Но процент употребляющих НЛ людей тем не менее растет.
1.2 Функции обсценной лексики и ее классификации.
Употребление обсценной лексики может быть как направленным, так и безадресным. В первом случае это связанно с оскорблением, унижением оппонента. В случае безадресного употребления, как правило, выделяют следующие функции ОЛ:
- разрядка психологического напряжения субъекта;
- повышение эмоционального напряжения, экспрессивности;
- демонстрация раскованности, независимости говорящего;
- демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
- замена междометий и речевых пауз.
Отсюда мы ясно видим, что употребление обсценной и НЛ напрямую связанно с психологическими аспектами личности и социальными условиями существования индивида.
Человек, использующий обсценную лексику проявляет речевую агрессию. Речевая агрессия - это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего. Можно говорить о двух вариантах проявления случаев речевой агрессии в текстах и речи. Во-первых, автор прямо призывает адресата к агрессивным действиям. Во-вторых, автор подачей предмета речи вызывает или поддерживает агрессивное состояние адресата.
Существуют несколько классификаций русской бранной лексики. Наиболее подробная представлена В. М. Мокиенко, «классификацию русской бранной лексики и фразеологии » . Многие исследователи понимают термины «бранная лексика » и «обсценная лексика » понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные. Брань — это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика — это табуированные, грубейшие выражения. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п. Но мы не будем концентрировать на этом моменте внимание, так как это отвлечет нас от основной цели исследования.
Исследователи классифицируют русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:
- Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
- глупый, непонятливый человек;
- подлый, низкий человек;
- ничтожный человек, ничтожество;
- проститутка, продажная женщина.
- Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова».
- Наименования процесса совершения полового акта.
- Наименования физиологических функций (отправлений).
- Наименования «результатов» физиологических отправлений.
Вывод:
Ненормативная лексика – это лексика, включающая в себя бранные, нецензурные, табуированные обществом слова. В славянских языках, в частности русском, существует отдельная часть ненормативной лексики, мат . Ненормативная лексика употребляется как адресно (для унижения оппонента и проч.), так и безадресно (например, для повышения эмоционального напряжения речи).
Сегодня параллельно с кризисом русского языка и тотальной либерализацией поведения и прав, особенно активно растет популярность НЛ в обществе.
Глава 2. Социально-психологические факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики.
2.1 Влияние СМИ на употребление НЛ.
Как уже говорилось, язык и сознание напрямую связаны. Это означает, что изменение отношения к употреблению НЛ есть результат изменения самого сознания людей. В современном мире существует огромное количество факторов, массово влияющих на сознание людей, таких как, телевидение, реклама, печатная продукция. Особое положение в этом списке занимает Интернет, как наиболее свободное от цензуры средство массовой информации.
Современные СМИ и массовое искусство стараются привлечь внимание зрителя всевозможными способами, даже ранее считавшимися недопустимыми. Сейчас очень популярны сериалы и фильмы, книги, содержащие акты насилия, надругательства, преступления, а так же эротические эпизоды. Это всегда было темой на грани дозволенного, и потому особо привлекало внимание. Агрессивный стиль поведения и общения навязывается людям и в тоже время расковывает их. А учитывая масштабы современных СМИ, под это влияние попадает почти 100% населения.
В итоге, под давлением внешнего воздействия меняется и сознание человека. А соответственно и его поведение, и язык.
В 2004 году «Интерфакс» опубликовал данные опроса об отношении россиян к употреблению ненормативной лексики в публичных выступлениях известных людей. Выяснилось, что основная масса россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. Тем не менее, по данным того же опроса 13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.
В начале 90-х годов., после распада СССР когда жесткие цензурные запреты исчезли, обсценная лексика широко проникла в литературу , используясь в различных функциях. Первичная функция — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то они должны делать это и в книгах. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других писателей речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: так в поэзии Германа Лукомникова обсценная лексика часто употребляется для воссоздания атмосферы карнавала (в понимании М. М. Бахтина), а в стихах Шиша Брянского предпринимается попытка воскресить и одновременно спародировать древнюю сакральную функцию инвективной лексики, ее отнесённость к ключевым языческим обрядам (прежде всего, инициации). Обсценная лексика в соединении с суржиком присутствует в сатирическо-комедийных пьесах Леся Подеревянского (укр. Лесь Подеревянський ), где она помогает сделать их более реальными, показать принадлежность героев определённым слоям населения.
Наиболее популярны из всей печатной продукции периодические издания: журналы и газеты. Разумеется, для привлечения внимания они так же активно используют информацию, имеющую агрессивный характер, а так же интимную информацию о личной жизни публичных людей: поп-звезд, актеров, политиков, бизнесменов и т.п. Существует даже такое понятие как «желтая пресса» - периодика, состоящая из исключительно скандальной информации о таких людях.
Так же на телевидении употребление ненормативной лексики способствовало привлечению внимания зрителей, как нечто новое, неожиданное. Отныне в фильмах зритель мог видеть вполне реалистичный быт героев, со всеми свойственными нюансами, в том числе и ненормативной лексикой. В различных ток-шоу стало возможно употребление ее для более яркой экспрессии своей речи, а так же для того, чтобы показать «свойскость» говорящего. На сегодняшний день обстановка лишь усугубилась. Агрессия на ТВ все так же имеет ключевое значение, как и в привлечении внимания аудитории, так и во влиянии на сознание зрителя. Пока что оно является самым мощным инструментом в области коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки. Эксперт по вопросам телевидения О. Ларсен подсчитал, что средний 18-летний американский подросток уже имеет на своем счету 1700 часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств. Другие исследователи приводят еще большие цифры (20 тысяч актов убийств и 100 тысяч сцен другого насилия). Эти данные можно смело применить и рассматривая ситуацию в России, так практически все отечественные каналы ориентируются на западные. Факт роста насильственной преступности, особенно среди несовершеннолетних, является ярким тому подтверждением.
В современной социальной психологии выделяют три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей. Наиболее популярной является гипотеза модели , разработанная А. Бандурой. Согласно ей агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания (научения) агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей. Отсюда следует, что агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Следующая гипотеза - это гипотеза катализатора Л. Берковитц. Исследователь выдвигает предположение, что сцены насилия работают как своеобразные стимуляторы возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (например, вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Существует так же гипотеза катарсиса , которая появилась в результате исследований, указывающих на то, что демонстрация сцен насилия, наоборот приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода катарсис - сброс эмоционального напряжения. Но так или иначе, результаты большинства проведенных исследований подтверждают гипотезу модели.
В 1999-2000 году Ю. А. Дроздовым было проведено исследование по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. В качестве испытуемых выступали лица подросткового и юношеского возраста (15-25 лет) мужского и женского пола общей численностью 355 человек, проживающие в городе Чернигове и в Черниговской области. В выборку вошли учащиеся старших классов средних школ, учащиеся ПТУ, студенты педагогического университета, учащиеся духовного училища, курсанты училища МВД, военнослужащие (солдаты и сержанты срочной службы), а также представители молодежи, осужденные за совершение уголовных преступлений. Испытуемых просили выбрать три наиболее предпочитаемых вида телепродукции. наиболее предпочитаемым жанром в исследуемых группах молодежи, выявились комедии (более 76% от числа опрошенных оценили его как предпочитаемый). Это явление мы сейчас комментировать не будем, так оно не представляется особенно важным для данного исследования. Второе место занимают боевики. В качестве предпочитаемого он был назван более чем 42% от числа опрошенных представителей молодежи, однако его рейтинг в различных социально-половых группах имеет разброс от 1-го места (группы осужденных мужского пола и военнослужащих) до 7-го предпоследнего (у учащихся женского пола из духовных училищ). В целом, данный жанр имеет достаточно высокую популярность среди молодых людей (72% юношей назвали его предпочитаемым; среди девушек — только 23%), что с одной стороны выглядит естественным, но с другой вызывает определенные опасения. Последние, разумеется, связаны с проблемой влияния сцен насилия на телеэкране на агрессивное поведение зрителей.
Третье место заняли триллеры (фильмы ужасов). В качестве предпочитаемых их оценили 37% от числа опрошенных. Это связанно, с тем что в этом возрасте у молодых людей существует потребность к «острым ощущениям» (например, экстремальные виды спорта). Но в то же время в некачественных фильмах ужасов (которых большинство) как правило страшными являются именно акты насилия.
На сегодняшний день серьезным конкурентом ТВ в сфере СМИ является Интернет. А учитывая его стремительное развитие, можно представить, что он скоро займет первое место. Наряду с этим он практически абсолютно не подвержен цензуре и доступен любому человеку. Поскольку Интернет обеспечивает полную анонимность общающихся людей, появляется полная безнаказанность и безответственность за свои высказывания. В результате, человек посещающий Интернет волей-неволей оказывается под влиянием обсценной и бранной лексики. Поскольку наиболее популярен Интернет среди молодежи, то преимущественно именно она становится главным объектом восприятия НЛ. Даже самые популярные сайты в Рунете сегодня не гнушаются ненормативной лексики. Это расхолаживает пользователей, делая их отношение к мату все более терпимым. Помимо агрессивных посылов, большую роль играет почти неконтролируемый оборот информации эротического или даже порнографического характера. Опять же происходит детабуизация прежде запретной темы, связанной с сексом и телесным низом.
Ввиду того, что конкуренция между такими видами СМИ как интернет и телевидение очень высока, эротика и фильмы, содержащие акты насилия, показываются все чаще на ТВ, для поддержания интереса со стороны зрителя. Ярким примером такого канала является НТВ. В его репертуаре агрессивные названия занимают более 40%, а сцены насилия содержатся почти в каждом втором фильме/сериале. А агрессивные мы включаем те, что содержат слова типа «убийца», «пистолет», «кровь», «месть», «смерть», «преступление» и т.п.
В результате того, что нецензурная лексика проникает во все сферы общественной жизни, и, в частности, в разговорную речь различных слоев населения, происходит существенное снижение «порога допустимости» использования НЛ в литературных текстах, спектаклях, операх, в шоу-бизнесе, в СМИ. Это способствует постепенной детабуизации (снятию запрета) психологического содержания, которое традиционно приписывается семантике и экспрессии обсценных слов и выражений, еще недавно считавшихся недопустимыми в цивилизованном общении.
2.2 Социальные слои и НЛ
Принципиально важным моментом в проблеме отношения индивида к НЛ всегда являлось его социальное происхождение. Традиционно считается, что чем ниже его социальный слой, тем активнее человек употребляет бранную речь. Это явление напрямую связанно с уровнем общего образования индивида, с его социальным окружением. Употребление НЛ так же зависит от степени владения родной речью. Если человек не владеет достаточным количеством слов, чтобы отобразить свое состояние, настроение, мысли, он прибегает к использованию НЛ. В этом случае при помощи нехитрых операций от 4-5 словооснов он может образовать достаточное количество производных. Нередко фраза на 70% может состоять из таких слов. А построение такого предложения не требует особо сильных умственных усилий.
Одними из представителей наиболее подверженным влиянию НЛ слоев являются люди страдающие алкоголизмом и наркоманией. Эти явления относятся к так наз. «социальным болезням» — заболеваниям, имеющим широкую социально-психологическую базу формирования и развития. У таких людей обсценная лексика в речи порой составляет чуть ли не 50% всех употребляемых слов.
Но, к сожалению, тяга к употреблению ненормативной лексики четко прослеживается и у вполне здоровых людей. Им так же свойственно упрощать общения, используя эти слова. Помимо этого явно проявляются функции НЛ описанные выше, например, показать что «человек - свой» и понимает прекрасно диалог товарищей.
Вопреки всем распространенным представлениям об уголовниках, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы» рассматривается как указание данному человеку, что его место — именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».
Но самым восприимчивым слоем населения является молодежь. Именно среди студентов и школьников наиболее распространен Интернет (который, как было отмечено, почти не цензурируется). Пользователям этой сети прививается вполне толерантное отношение к мату. Так же серьезное воздействие оказывает телевидение. Почти все сериалы содержат в себе огромное количество изображения актов насилия. Ярко описывается уголовный мир, причем не с негативной стороны. В них активно употребляются различные грубые ругательства. Ребенок, периодически смотрящий подобные фильмы, воспринимает такое поведение, как норму, как признак взрослости. И стремясь проявить себя старше, начинает употреблять различные бранные слова.
Так же среди студентов нефилологических специальностей белгородских вузов (объем выборки составил 500 человек), 16,5% опрошенных студентов (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи НЛ, а с определенной периодичностью это делают еще 24,1% опрошенных. Использование НЛ в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой (так считают 32,6% участников исследования), быть лучше понятым среди людей (28,3%).
Активно употребляют НЛ сегодня на улицах города, в общественных местах. Молодежь, автоматически оказывается под этим влиянием. Как было сказано и публичные люди нередко прибегают к ее использованию, будь то политик или шоу-мен.
В результате, при сочетании всех этих факторов, образуется вполне спокойное отношение к обсценной и ненормативной лексики почти во всех слоях населения. Получается почти замкнутый круг.
Ребенок, начинающий ругаться матом, хочет подчеркнуть свою взрослость, независимость перед сверстниками, товарищами. Проявить себя как отличного от них. Разумеется, в глазах друзей он становится примером для подражания. Образуется, например, группа людей, активно употребляющих НЛ. Человек, попадая в такую группу, чтобы не выделяться начинает следовать принятому способу общения. В итоге мы видим, что НЛ является как инструментом обособления использующего ее индивида, так и, наоборот, инструментом слияния с группой.
2.3 Культура и НЛ
Современный мир – это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой. В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связанно с употреблением НЛ. В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историческо-культурный характер.
В христианстве и православии, в частности, употребление, ругани, мата, сквернословие, – это серьезный грех. Но сегодня религиозность если и популярна среди молодежи, то это скорее мода, нежели сознательное желание следовать ее принципам. Потому человек может вполне может считать себя православным и в то же время непристойно ругаться.
Как отмечает большинство исследователей, уровень современной культуры несоизмеримо ниже даже с уровнем начала прошлого века. В СМИ играет роль количество, а не качество. Например, популярны сериалы состоящие из нескольких сотен серий, при том, что ни о какой-либо стоящей актёрской игре или глубокомысленности сюжета в них, конечно, речь не идет. Зато они пересыщены как раз некогда табуированной темой насилия, секса и «бытовостью», чем и привлекают внимание.
Общие культурные ценности сегодняшнего социума так же довольно низки и материализованы. Высшим благом считаются деньги и предметное богатство. Человек при желании легко переступает границы этических норм для извлечения собственной выгоды. В таких случаях модно говорить: «это же бизнес, ничего личного». И совершенно естественным тогда оказывается то, что и отношение людей друг к другу становится сниженным, более потребительским. Пропадает культура общения. Все эти процессы взаимосвязаны.
Общий уровень агрессивности людей сегодня намного выше даже по сравнению с началом ХХ века. Главная ценность современности это информация. А людям свойственно проявлять особый интерес к информации о бедах, трагедиях, жертвах убийств и т.п. По этой причине и СМИ и культурные развлечения по возможности стараются наполнить выпуски подобные сюжеты. Это влияет на психику человека, отражаясь в том числе и на его поведении, языке, делая их более агрессивными. В итоге проявление агрессии становится модным, так как тот кто агрессивен, тот сильней, авторитетней.
Проникновение НЛ в разговорную речь в качестве ее постоянного элемента является признаком возрастания влияния бессознательных компонентов внутренней, смысловой стороны речи («фоновых» или подавленных эмоций, чувств, аффектов) и может интерпретироваться как усиление интолерантности, агрессии и насилия в обществе. Было проведено исследование связей некоторых коммуникативных качеств студентов-психологов с особенностями представлений о причинах употребления НЛ (авторская анкета, включающая 7 вопросов).
В исследовании приняли участие 75 студентов-психологов в возрасте от 19 до 21 года, обучающихся на третьем курсе факультета социальной психологии одного из ВУЗов Москвы. Из них всего 4% (3 человека) составляют юноши, остальные – девушки в возрасте от 19 до 21 года. Употребляют НЛ 93,3% опрошенных, соответственно, только 6,67% указали, что вообще не используют данную лексику в своей речи. Семь человек (9,33%) считают, что частота и интенсивность употребления НЛ никак не связана с усилением интолерантных тенденций в обществе (0 баллов из 10 возможных). Столько же студентов полагают, что между этими признаками существует максимальная зависимость (10 баллов из десяти возможных). В целом по выборке студенты оценили свою частоту применения НЛ на 2,6 балла (из 10). Взаимосвязь употребления НЛ и роста интолерантности, агрессии и насилия составляет, по мнению будущих психологов, 5,9 баллов (чуть более 50%).
Отсюда видно, что отношение к данной лексике в коммуникативной среде, в которой существуют студенты, двойственное. С одной стороны, это спокойное, нейтральное, нормальное и, зачастую, равнодушное отношение (54,7%), с другой стороны – это выраженная негативная оценка, в том числе друзей, близких, значимых людей к факту ее употребления (66,7%). Некоторые из участников исследования подчеркнули, что в их среде есть те люди, кто относится нейтрально или положительно к использованию НЛ, также как те, кто ее не приемлет. В целом, в коммуникативном пространстве студентов-психологов, и, соответственно, в их языковой среде, отсутствует определенное устойчивое отношение к факту употребления НЛ. Хотя некоторая тенденция проявления традиционного отношения к ней как к лексике табуированной, запретной – сохраняется у незначительного большинства.
Большое значение имеет тот факт, что в цепочке «сознание-язык» связь не односторонняя. Это означает, что в свою очередь язык, вошедший в привычный оборот, оказывает влияние на подсознательном уровне. В результате мы имеем своего рода замыкающуюся цепь. С детства человек под влиянием указанных социально-психологических факторов воспринимает агрессивный тип поведения, как нормальный, «правый». В это же время в его «активный лексикон» входит ненормативная лексика, воспринимая от других окружающих людей. Но, укрепившись в сознании, ругань уже в силу своей негативной семантики, эмоциональной нагрузки влияет на сознание человека. Ведь известно что словом можно как и вылечить, так и убить в прямом и переносном смыслах. В данном случае, активно ругаясь матом, человек влияет на свою психику, а ввиду взаимосвязанности систем в организме, и на свое физическое состояние.
2.4 Влияние социальной и международной политики государства на употребление НЛ.
По мимо перечисленных факторов, человек проявляет агрессивность в том случае, если сознательно или бессознательно чувствует угрозу: угрозу себе, своим близким, своему комфорту, угрозу привычному укладу жизни. Чувство угрозы вызывает неприятие, раздражение и агрессивное состояние. После проявления агрессии следует появление подозрительности, поиск виновных в дискомфорте.
Отчетливо видно, как этот механизм действует в социальных группах. В 90-е годы большинство населения России испытало чувство утраты, девальвации привычных ценностей, исчезли или поменялись ценностные ориентиры в жизни. И это вызывает глубинное чувство агрессии. Большая часть населения сегодня испытывает чувство униженности как на личностном, так и на социальном уровне (врачи, учителя, рабочие) и отождествляет себя с притесняемыми. Это связанно с невысокой заработной платой и плохими социальными условиями. Для притесняемого свойственно гипертрофированное чувство психологической униженности, вызванное отсутствием покупательской способности. Дальше начинается поиск врагов.
Во
первую очередь взгляд падает на врага в виде власти. Это могут быть политики, которые называются прямо (Ельцин, Путин, Зурабов), и политики всех уровней властных структур, названные обобщенно (власть, чиновники, демократы). Этот, назовем условно, политический образ врага включается в текстах в оппозицию народ и власть.
Во-вторых, враг ищется среди этнически «чужих» на фоне доминирующей этнической группы (в нашем случае, русских). Постоянный приток в Россию людей из стран ближнего зарубежья начинает раздражать, беспокоить наших сограждан. Появляется явление ксенофобии, которой присущ свой лексикон (например, «чернокожие», «жиды», «чурки», «хачи» и так далее). Эта лексика, хоть и имеет резко негативную окраску и находится за пределами литературного языка, оказывается на страницах газет, журналов и способствует развитию агрессии, взращивает, подпитывает социальную агрессию. В таких случаях речь идет уже не о толерантном отношении к чужим, а о недопустимом в прессе лингвистическом воплощении интолерантной позиции.
Помимо «внутренних врагов» большое значение имеет образ внешнего врага. В отечественной действительности он встраивается в исторически и культурно обусловленное противостояние Россия - Запад. В связи с образом внешнего врага стоит вспомнить о том, что преодолению социальной униженности может поспособствовать формирование положительного Мы-образа, который объединит общество как нацию, народ перед лицом противника. Однако в России положительный Мы-образ начинает формироваться только в рамках тоталитарного мышления. То есть население ищет врага извне, чтобы показать, какое оно само правильное. И, к сожалению, примеры подобного противопоставления встречаются даже в таких государственных изданиях, как Российская газета. Эта газета первого сентября 2001 года открывалась статьей о программисте, которого привлекают за действия с компьютерными программами в Соединенных Штатах Америки. И призыв на первой странице российской газеты: давайте поможем, почему наш русский парень окажется в суде в Соединенных Штатах, в руках американцев? То есть дело не ставится на легальную основу виноват - не виноват, а все сводится к противопоставлению русский парень - американцы, которые его захватили или хотят его лишить свободы. Формирование подобного «Мы»-образа не является положительным, так как несет в себе черты негативизма, агрессии по отношению к другой нации, а так же не позволяет здраво оценивать ситуацию внутри страны.
Заключение.
Данная работа была посвящена изучению социально-психологических факторов, влияющих на употребление ненормативной и обсценной лексики.
В итоге мы видим, что в настоящее время происходит повсеместная легализация данной лексики, которая в конце концов идет параллельно с общей демократизацией языка и общественных нравов. Что было сильно сниженным, становится фамильярным, фамильярное превращается в разговорное, а разговорное переходит в нейтральный, немаркированный пласт словаря.
Огромное влияние на популяризацию НЛ в обществе оказывают СМИ. В результате того, что в журналах, газетах и телевидении мы периодически встречаемся с табуированной лексикой, в сознании происходит закрепление этих слов, как вполне приемлемых. К обозначенному списку сегодня добавляется Интернет, который практически не поддается цензуре и контролю.
Общая агрессивность общества довольно высока. Это опять же связано с деятельностью СМИ, которые ежедневно демонстрируют сюжеты с насилием и агрессивным поведением. В результате неудачной социальной и международной политики государства в обществе растет ксенофобское настроение.
Наблюдается снижение общекультурных ценностей, духовности людей. Отношения между людьми становятся более потребительскими. Это приводит к более резкому и агрессивному общению. НЛ становится неотъемлемой частью лексикона.
Популяризация НЛ задевает все слои общества. В том числе и молодежь. Подростки воспринимают подобный стиль общения как норму, как признак взрослости, правоты, авторитетности. А повсеместная пропаганда агрессии лишь способствует этому.
Укрепление НЛ в повседневной речи в свою очередь оказывает обратное воздействие на поведение индивида и его ценностную картину мира. Происходит связывание отрицательных коннотаций с элементами окружающей действительности. Человек, выругавшийся матом подсознательно принимает агрессивную модель поведения, как наиболее соответствующую.
В данном исследовании мы подробно рассмотрели причины и факторы употребления ненормативной лексики. А так же показали сегодняшнюю актуальность проблемы ее употребления.
Библиография
1. Лурия А. Р. Язык и сознание. / Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов на Дону: Феникс, 1998.
2. Енина Л. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации. Tolerance.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-1/multi/2_enina.html
3. Мокиенко В.М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. – Берлин, 1994
4. Белова Е.В. Речевая культура молодежи: проблема дефиниции электронное научное издание Аналитика культурологии, 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/culturology/journal/5/belova.htm
5. Ненормативная лексика. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обсценная_лексика
6. Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997.
7. Сленг, эвфемизмы и сниженная лексика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en101trainer.com/index.php?pid=751
8. Дроздов Ю.А. Агрессивное телевидение: Социально-психологический анализ феномена. 2001. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/2005/07/10/0000215423/009Drozdov.pdf
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. 2002
10. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении //Вопр. психол. – 2006. - № 2
11. Кожухарь Г.С. Языковая агрессия: рефлексивный и нерефлексивный уровень нецензурной лексики в представлениях студентов-психологов.