работа по управлению судном
СОДЕРЖАНИЕ: Данная курсовая работа выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных при изучении курса «Управление судном» и привитие навыков выполнения инженерных расчетов, связанных с эксплуатацией суднаМИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
СУДОВОДИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕНТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО УПРАВЛЕНИЮ СУДНОМ
ВАРИАНТ №25
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Санкт-Петербург
2004
Введение
Данная курсовая работа выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных при изучении курса «Управление судном» и привитие навыков выполнения инженерных расчетов, связанных с эксплуатацией судна.
Она состоит из 3 разделов:
- Крепление палубного груза
- Буксировка судна морем
- Снятие судна с мели
В первом разделе рассчитываются силы, действующие на груз, и параметры найтовов, а также чертятся схемы действия сил, размещение груза, подкладочного материала и найтовов.
Во втором разделе рассчитываются скорость буксировки и тяга на гаке в условиях отсутствия волнения, высота волны, при которой возможна буксировка заданным буксирным тросом, а также строятся кривые сопротивления буксировщика и буксируемого судна, приводится схема определения скорости буксировки и тяги на гаке.
В третьем разделе определяется сила, необходимая для снятия судна с мели с приведением соответствующих схем.
Исходные данные
Расчет крепления груза
- вес груза W=80 кН
- габариты груза 4м 2м 1,1м
- период поперечных колебаний Т1 =9 сек
- период продольных колебаний Т2 =5 сек
- координаты центра массы груза у=3 м; х=26 м; z=3,5 м
- расчетный угол крена =30о
- расчетный угол дифферента =5о
- высота волны hв =4,0м
- высота фальшборта hф =2м
- высота надводного борта hнб =2м
- плотность морской воды 1,025 т/м
- длина шпации l1 =0,6м
- длина полубимса l2 =5,5м
- высота трюма hтр =4м
- количество найтовов продольных t2 =2 штуки
- количество найтовов поперечных t1 =3 штуки
- высота подкладываемого материала hп =0,15м
- скорость на спокойной воде V=10 узлов
- угол наклона троса к вертикальной плоскости (ДП) 1 =30о
- угол наклона троса к вертикальной плоскости (шпангоута) 2 =30о
- номер профиля бимса N=20/12
- коэффициент запаса прочности троса Кпрочн.тр.=3
расчет буксировки судна морем
- максимальная скорость V=11 узлов
- дисковое соотношение винта =0,6
- диаметр винта d=1,5м
- мощность двигателя N=1300л.с.
- полуширина буксирной линии l=120м
- коэффициент запаса прочности буксирного троса Кзап=3
- состояние винта – СТОП
снятие судна с мели
- осадка носом до посадки на мель Т1 н=3,0м
- осадка носом после посадки на мель Т2 н=2,9м
- осадка кормой до посадки на мель Т1 к=3,4м
- осадка кормой после посадки на мель Т2 к=3,6м
- число тонн, изменяющих осадку на 1см q=10т/см
- коэффициент проницаемости затопленного отсека К2=0,97
- коэффициент затопления отсека К1=0,7
- высота уровня воды в отсеке hо =0,6м
- длина затопленного отсека lо =18,0м
- ширина затопленного отсека b=11,0м
- водоизмещение судна D=3000т
- метацентрическая высота до посадки на мель h=2 м
- ширина судна B=11,3м
- длина судна L=96м
- масса станового якоря Ря=1,9т
- тяговое усилие лебедки F=27кН
- грунт-песок
Раздел №1. Расчет крепления палубного груза.
1.1 Расчет сил действующих на груз
Суммарные силы Ру и Р1 z, действующие соответственно по осям ОУ и ОZ при бортовой качке рассчитываются по формулам:
Ру = mg sin + m 42 /T1 2 (z+r)sin + Pb
Py = 800,5 + 8,1743,142 /81(3,5+5)0,5 + 0 = 51 кН
r = 0,5 hb = 0,5 4 = 2м
P1z = mg cos + my 42 /T1 2 sin + mr 42 /T1 2 cos
P1z =800,87 + 8,17343,142 /810,5 + 8,17243,142 /810,87 = 82,8кН
Суммарные силы Px и P2 z , действующие соответственно по осям ОХ и ОZ при килевой качке, определяются выражениями
Рх = mg sin + m42 /T2 2 zsin + m42 / T2 2 r sin
Рх = 800,09 + 8,1743,142 /253,50,09 + 8,1743,142 /2520,09 = 13, 6 кН
Р2z = mg cos + mx 42 /T2 2 sin + mr42 /T2 2 cos
P2z = 801 + 8,172,643,142 /250,09 + 8,17243,142 /251 = 109,2 кН
В формулах приняты следующие обозначения:
m – масса груза, кг
g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2
Т1 , Т2 – соответственно периоды бортовой и килевой качки, с
, – соответственно углы крена и дифферента, рад
х, у, z – координаты центра массы груза, м
r – радиус вращения центра массы груза при волнении, равный 0,5 hв , где hв ожидаемая высота волн в районе плавания, м
Рв – сила ветра, Рв - SР, где Р – давление ветра при заданной его скорости на 1 м2 , при расчетах может быть принято равным 500 Па. Силу удара волны в данной работе не учитываем, так как на судах смешанного плавания с этим явлением практически не сталкиваются.
Обеспечение прочности верхней палубы
Обеспечение прочности верхней палубы достигается путем распределения тяжести груза таким образом, чтобы на 1 м2 палубы приходилось нагрузки не более указанной в судовых документах. Если же в судовых документах этих сведений нет, то безопасную нагрузку на 1 м2 можно в кПа рассчитать по формуле Регистра:
Р = 0,083L+d/Д-4,9
Где L – длина судна, м
d – осадка судна, м
Д – высота борта, м
Р = 0,08396 + 13(3,4/5,4)-4,9 = 11,5 кН/м2
Отношение d/Д не следует принимать менее 0,65 или 0,80. В данном случае это отношение принимается равным 0,65
Р = W/S = 80/ 42 = 10 11,5
1.3.Расчет найтовов
реакция найтовов от усилий, направленных перпендикулярно диаметральной плоскости судна рассчитывается по формуле:
Ry = Py /(t1 sin2 ) = 51 кН/(3sin30o ) = 34 кН
Реакция найтовов от усилий, направленных параллельно диаметральной плоскости судна рассчитывается по формуле:
Rx = Px /(t2 sin3 ) = 13,6кН/(2sin30o ) = 13,6 кН
Где t1 , t2 – количество найтовов в поперечной и продольной плоскостях
– наименьший угол наклона найтовов к вертикали, принимаемый равным 30о
Py , Px – усилия действующие вдоль оси OY и вдоль оси ОХ
Значения Ry и Rx являются рабочими нагрузками найтовов, и для получения разрывных усилий их следует умножить на коэффициент запаса прочности, принимаемый равным 3
Траз = 334 = 102 кН
По найденному разрывному усилию подобрали трос диаметром d=17мм
Раздел №2. Буксировка судов морем
Цель работы – определение пригодности выбранной буксирной линии для проведения безопасной буксировки морем, в ходе расчетов определяется насколько изменяется расстояние между судами во время волнения.
2.1.Определение тяговых усилий в буксирной линии при плавании на спокойной воде
упор винта в швартовом режиме равен:
Тш = 0,136N = 0,1361300л.с.0,735Вт/л.с. = 130кН
Принимаем упор винта в швартовом режиме равным сопротивлению воды движению судна Ri при максимальной скорости последнего без буксира:
Тш = 130 кН = Rб1
Далее определяем сопротивление, соответствующее различным скоростям хода:
Ri -1 = Ri (Vi -1 2 /Vi 2 )
Где Ri , Ri -1 – сопротивление воды движению судна при скоростях Vi и Vi -1
Сопротивление винтов буксируемого судна определяем по эмпирической формуле:
Rв = К1 Q1 dв 2 V2 = 5000,61,52 V2 = 675V2
Где Q1 – дисковое отношение винта
dв – диаметр винта, м
V – скорость буксировки, м/с
К1 – коэффициент равный 500 для застопоренного и 150 для проворачиваемого винта
Сопротивление буксируемого судна находим по формуле:
Rб.о. = R i-1 +Rв i-1 , где R i-1 – сопротивление корпуса аварийного судна, оределяемое аналогично Ri -1
Общее сопротивление состава равно:
Rс i-1 = Rб i-1 + Rб.о. i-1 = Rб i-1 +R i-1 + Rв i-1
Данные вычислений представлены в виде таблицы
V,узлы |
Rб, кН |
Rв, кН |
Rб.о., кН |
Rс, кН |
11 |
130 |
21,2 |
151,2 |
281,2 |
10 |
107,4 |
17,6 |
125,0 |
232,4 |
9 |
87,0 |
14,5 |
101,5 |
188,5 |
8 |
68,7 |
11,5 |
80,2 |
148,9 |
7 |
52,6 |
8,8 |
61,4 |
114,0 |
6 |
38,7 |
6,4 |
45,1 |
83,9 |
5 |
26,9 |
4,5 |
31,4 |
58,3 |
4 |
17,2 |
2,9 |
20,1 |
37,3 |
3 |
9,7 |
1,6 |
11,3 |
21,0 |
2 |
4,3 |
0,7 |
5,0 |
9,3 |
1 |
1,07 |
0,18 |
1,25 |
2,32 |
По результатам таблицы построен график с помощью которого можно найти тягу на гаке и скорость буксировки.
Из графика видно, что:
Тr = 70 кН
V = 7,5 узла
2.2.Расчет «игры» буксирной линии
за максимальное усилие, могущее возникнуть при волнении в буксирной линии, принимается так называемая случайная нагрузка, принимаемая равной половине разрывной прочности троса. Так как рабочая нагрузка буксирного троса в расчетной практике принимается равной тяги, то в этом случае:
Траз = Кх Тr = 570кН = 350кН
Тсл =1/2Траз = 350/2 = 175кН
Где Траз – разрывная прочность буксирного троса
Кх – коэффициент запаса прочности равный 5 – при тяге на гаке 98,1 кН и менее, 3 – при тяге на гаке 294 кН и более. Для данного значения тяги – 70 кН коэффициент запаса прочности – 5. Диаметр троса = 28 мм. Масса одного метра каната из приложения 1 будет равна 25,9 Н/м.
Далее для расчета «игры» буксирной линии определяем вспомогательные параметры:
а1 = Тr /q = 70 кН/0,8725,9Н/м = 3,1103 м
a2 = Тсл /q = 175 кН/ 0,8725,9Н/м = 7,8103 м
где а1, а2 – расстояние от нижней точки провиса буксирной линии до начала координат, м
q= 0,87qвозд – вес одного метра буксирной линии в воде, Н/м
qвозд - вес одного метра буксирной линии в воздухе, Н/м
Далее рассчитываем отношение:
n1 = l/a1 = 120м/3,1103 м = 0,039
n2 = l/a2 = 120м/7,8103 м = 0,015
где l – длина буксирной линии
Так как 0,0390,25, то возможна замена буксирной линии параболой.
1. Рассчитываем стрелки провиса буксирной линии
f1 = l2 /2a1 = 1202 /23,1103 = 2,32м
f2 = l2 /2a2 = 1202 /27,8103 = 0,92м
f1,f2 – стрелки провиса буксирной линии соответственно при тяговых усилиях в тросе Tr и Тсл
2.1-x1 = f1 1/3a1 = 2,32120/33,1103 = 0,03м
1-x2 = f2 1/3a2 = 0,92120/37,8103 = 0,005м
x1,x2 – абсциссы рассматриваемых точек (в данном случае расстояние от кормы буксировщика или носа буксируемого судна до оси ординат, проходящей через низшую точку буксирной линии) соответственно при Тг и Тсл
3.l1 =(2Tr l)/(Eтр Fтр )= (270120)/(3,636,15) = 0,75м
l2 =(2Tc л l)/(Eтр Fтр )= (2175120)/(3,636,15) = 1,88м
где l1 , l2 – удлинение буксирной линии за счет упругой деформации троса соответственно при Тг и Тсл
Етр – модуль упругости троса, при расчетах принимаем равным 3,63
Fтр – суммарная площадь сечения всех проволок в тросе, выбирается из ГОСТа и равна 6,15 см2
4. 1 = 2((l-x1 )-(l-x2 )) = 2(0,03-0,005) = 0,025м
1 – изменение расстояния между судами за счет изменения формы буксирной линии
5.=l2 -l1 = 1,88-0,75 = 1,13м
– изменение длины троса, обусловленное его упругой деформацией
6.hp = 1 + = 0,025+1,13 = 1,155м
hp – общее расхождение судов за счет 1, должно быть больше или равно максимальной высоте волны в районе плавания
Так как hp =1,155м4,0= hв , то необходимо увеличить стрелку провеса путем введения в буксирную линию якорной цепи
Рассчитываем требуемую длину якорной цепи:
тр = hв = 4-1,155= 2,845 м
3тр а2 2 а1 2 32,83,12 7,82 1012
lc т.тр. = --------------- = ------------------------ = 457,7 м
а2 2 -а1 2 (7,82 -3,12 )106
lн = 2(lc т.тр – l) = 2(457,7 – 120) = 675,4 м
lц = (lн qст.тр. )/qn = (675,4 25,9)/(259,81) = 71,3 м цепи 3,7 смычки
где тр – требуемая весовая «игра» буксирной линии, м
lc т.тр – общая полудлина буксирного троса с имеющимися параметрами, которая может обеспечить тр
l – имеющаяся полудлина троса
lн – недостающая длина троса
lц – требуемая длина якорного каната
qст , qn – соответственно вес одного метра имеющегося на судне стального троса и якорной цепи.
Раздел №3. Снятие судна с мели
1.Определение потерянного водоизмещения
Определение потерянного водоизмещения производится по формуле:
Q=100q1 ((Tн +Тк )/2) + Voi = 10010(0,1+0,2)/2 + 1,02580,7 = 233т= 2285,7 кН
Где Tн и Тк – изменение осадки носом и кормой после посадки на мель, м
– удельный вес забортной воды, кН/м3
Voi – объем воды, попавшей внутрь судна через пробоину, м3 , рассчитывается по формуле:
Voi = К1 К2 lbho = 0,70,9718110,6=80,7 м3
К1 – коэффициент полноты затопленного отсека
К2 - коэффициент проницаемости затопленного отсека
l, b – длина и ширина затопленного отсека, м
ho – высота уровня воды в затопленном отсеке, м
q1 – вес груза, изменяющий осадку на 1 см, кН/см
2. Усилие необходимое для снятия судна с мели
Усилие необходимое для снятия судна с мели, находится из выражения:
F= TQ= 0,52285,7= 1142,9 кН
T – коэффициент трения корпуса судна о грунт, равный 0,50 так как грунт – крупный песок и машина на судне находится в положении СТОП.
Упор винта собственного судна на заднем ходу, определяется по формуле:
Тш.з.х. = 0,1 N= 0,1 1300 0,7355 = 95,6 кН
Где N – индикатор мощности главного двигателя
Так как 95,6 кН1142,9кН, то от этого способа придется отказаться
Для расчета снятия судна с мели с помощью якорей определим тяговое усилие, которое может быть создано с помощью гиней.
Fгин = Fлеб (n+1)/(1+0,1n) = 27 (6+1)/(1+0,11,6) = 118,1 кН
Где Fлеб – усилие развиваемое лебедкой, кН
n – количество шкивов, шт
Число якорей, которое необходимо завести, чтобы полностью использовать мощность, развиваемую палубным механизмами и гинями, находим из выражения:
N=Fгин /я Ря 9,81 = 118,1/1,719009,81 = 4 якоря
Где Ря – вес якоря, кН
я – коэффициент держащей силы якоря, который равен 1,7
разрывная прочность закрепляемого за якорь троса:
Rраз = 5 Fгин = 5118,1 = 590,5 кН
Где 5 – коэффициент запаса прочности троса
По Rраз из ГОСТа находим диаметр и массу метра троса, диаметр равен 37,5 мм, диаметр проволоки равен 2,0мм, а масса метра троса равна 46,2 кг
Расстояние х, на которое необходимо завести якоря, находится из выражения:
2fFгин 24118,1
х ----------- = -------------- = 49,1 м
q 0,870,45
где f – стрелка провиса троса равная глубине места подкладки якоря, м
q – вес метра троса в воде, кН/м
требуемая длина троса:
l = (х2 +Н2 ) = 49,12 +42 = 49,3 м
где Н – глубина места подкладки якоря, м
Fгин + Тш.з.х. = 118,1 + 95,6 = 213,7 кН
Так как 213,71142,9, то от этого способа тоже придется отказаться и необходимо вызвать на помощь другие суда. Рассчитаем количество судов требуемых для снятия с мели.
В нашем случае считаем, что судно буксировщик однотипное с нашим судном.
N = F/Tr = 1142,9/70 = 16 cудов
От этого способа тоже необходимо отказаться, потому что такое количество судов невозможно разместить.
Иногда требуется применять рывок для снятия судна с мели. Для этого необходимо подобрать трос.
Тсл F = 1142,9 кН
Рраз = 2Тсл = 21142,9 = 2285,8 кН
Троса с таким Траз нет, поэтому необходимо для снятия с мели снять часть груза, чтобы уменьшить давление судна на грунт.
Усилие требуемое для снятия судна с мели с учетом действия собственных движителей и с помощью буксира:
F1 =F – (Tш.з.х. + Тг ) = 1142,9 – (95,6 + 70) = 977,3 кН
Q1 = F1 /f = 977,3/0,5 = 1954,6 кН
М1 = Q1 /g = 199,3 т