Рабство в Румынии
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 История 2 Характеристика 2.1 Цыганские сословия Введение Рабство в Румынии (1385-1856) и румынских землях (Робие, рум. Robie) имело своеобразный характер и просуществовало до 1864 года. Рабами в Дунайских княжествах исторически были преимущественно цыгане (Валахия, Трансильванское княжество, Буковина) и в меньшей степени буджакские татары и ногайцы (Молдавское княжество).
План
Введение
1 История
2 Характеристика
2.1 Цыганские сословия
Введение
Рабство в Румынии (1385-1856) и румынских землях (Робие, рум. Robie) имело своеобразный характер и просуществовало до 1864 года. Рабами в Дунайских княжествах исторически были преимущественно цыгане (Валахия, Трансильванское княжество, Буковина) и в меньшей степени буджакские татары и ногайцы (Молдавское княжество). Рабство в Румынии, на тот момент являвшуюся вассалом Османской империи, было законодательно запрещено только в феврале 1856 году, фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При этом наряду с рабами в румынских землях существовали крепостные крестьяне-румыны (известные как цараны, вечины, холопы); а в Трансильвании - румыны, йобаги и др.) Основу местного господского класса (бояре) составляли этнические румыны (в Валахии и Молдавии), в Трансильвании - этнические венгры.
1. История
Несмотря все сложности статистического учёта, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство неслучайно. Цыгане селились в средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Сюда их несомненно влекла большая толерантность романского населения, сохранившегося здесь со времён античности. И действительно, по сравнению с валахами, также частично занимавшимися кочевым скотоводством, более поздние народы, осевшие на Балканах, были гораздо менее терпимы к кочевому образу жизни цыган, их языку и культуре. Румынские цыгане в настоящее время насчитывают не менее двух миллионов человек. Первые цыгане проникли в румынские земли в 12 века с юга. Начиная с 13 века цыгане оказались в положении рабов у местных румынских и венгерских бояр. Именно тогда началось их постепенное закабаление местной славяно-романской верхушкой в очень своеобразной форме, напоминающей рабство в Бразилии. Первое письменное упоминание о рабах цыганской национальности в Румынии появилось третьего октября 1385 года. В разное время выдвигалить также гипотезы о том, что цыган в Румынию поставляли монголы или турки, пригнавшие их из Азии. После превращения Румынии в вассала Османской империи, страна стала частью средиземноморской работорговли со странами Магриба.
2. Характеристика
С одной стороны, в рабстве румынские цыгане сформировались как особая этническая общность страны со своей культурой, с другой цыгане стали неотъемлемой частью жизни Румынии, оказав существенное влияние на румынский язык и румынскую культуру.
2.1. Цыганские сословия
Особого внимания заслуживает сложная классификация румынских цыган, развившаяся за более чем 5 столетий существования рабства в Румынии.
По своей принадлежности определённому классу владельцев цыгане-рабы делились на три категории. Самую элитную и малочисленную часть составляли господские цыгане (также божьи цыгане, в старорумынской терминологии цыгань домнешть), принадлежавшие валашским и молдавским господарям (князьям). За ними по следовала также не особенно многочисленная группа монастырских или церковных цыгане (цыгань мэнэстирешть), но наиболее многочисленными были боярские цыгане румынских и венгерских помещиков-землевладельцев.
Внутри каждой из трёх категорий имелись осёдлые (вэтраши) и полукочевые (лэйаши) группы цыган, причём последним дозволялось кочевать по стране по нескольку месяцев, но раз или два в год они были обязаны возвращаться к боярину для уплаты оброка. В этом плане им были близки мексиканские подёнщики-хорналеры.
Интересно что цыганские касты, принесённые из Индии, продолжали сохраняться по настоянию румынских бояр в несколько видоизменённом полупрофессиональном виде на всём протяжении периода существования рабства, в том числе и после его отмены. Во времена максимального расцвета рабства в Дунайских княжествах, как некогда в Римской империи, цыгане жили при каждом, даже самом захудалом, господском дворе. Среди них были и музыканты, которые отмечали все события жизни (праздники, свадьбы, похороны), кузнецы, повара и прочие.
В Румынии сформировались следующие профессональные сословия цыган:
· калдераши (букв. медных дел мастера),
· лаутары (музыканты),
· бояши или лингурары (ложечники)
· урсары (медвежатники),
· фьерары (кузнецы), а также подковари.
С самого начала истории рабства в Румынии, много рабов, как в Римской Дакии, трудились в соляных и рудных шахтах. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов, обостряя проблему детского беспризорничества, сохраняющуюся до наших дней. Данная проблем остро стояла в Бразилии и других латиноамериканских странах, долгое время культивировавших институт пласажа.
После отмены рабства в Дунайских княжествах свободу получили не менее 250 тыс цыган, или около 10% населения Валахии. В Российской Бессарабии 1858 года перепись также учла 11.074 цыганских рабов. Освобождение цыган не улучшило их экономического положения. Как и в Бразилии, освобождённые рабы не получили земли, а значит вынуждены были пополнить ряды городской бедноты или же модифицировать сферу своей деятельности. Например, фьерары совмещали подкование с конокрадством.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Румынии