Рекомендательная библиография 2

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Первые пособия рекомендательной библиографии, то есть библиографические пособия, содействующие общему и профессиональному образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний, появились в конце XIX века. Тогда еще не было термина рекомендательная библиография, но уже составлялись пособия, которые были призваны оказать влияние на читателя.

В ведение

Первые пособия рекомендательной библиографии, то есть библиографические пособия, содействующие общему и профессиональному образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний, появились в конце XIX века. Тогда еще не было термина рекомендательная библиография, но уже составлялись пособия, которые были призваны оказать влияние на читателя. В одних случаях указатель должен был привлечь внимание к монархической литературе, оградить читателя от идей и произведений, не угодных правящим классам, в других - заинтересовать передовых рабочих, учащуюся молодежь прогрессивной литературой.

Еще в первую русскую революцию появились пособия большевистской рекомендательной библиографии. В целом же в дореволюционной России рекомендательная библиография не получила большого развития. Положение резко изменилось после Великой Октябрьской Социалистической революции. Культурная революция, осуществлявшаяся в нашей стране, резкое возрастание роли книги, тяга миллионов к образованию привели к тому, что значение рекомендательной библиографии как важного средства в приобщении к книге и образованию советских людей неизмеримо повысилось. К середине тридцатых годов рекомендательная библиография получает общее признание как один из основных видов библиографии по общественному назначению. В семидесятых годах рекомендательная библиография быстро развивается и совершенствуется. Ее центром является Российская Государственная Библиотека. Она ежегодно выпускает много рекомендательных библиографических пособий, ведет большую научную и методическую работу в этой области, помогает другим библиотекам подготавливать рекомендательные указатели, списки и обзоры литературы.

1.Теоретические аспекты рекомендательной библиографии.

1.1Возникновение и особенности формирования рекомендательной библиографии.

Рекомендательная библиография как область библиографической деятельности включает два основных компонента. Рекомендательное библиографирование - создание рекомендательно - библиографических пособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением.

Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения.

В современной рекомендательной библиографии можно выделить два основных направления.

Во-первых, рекомендательная библиография в помощь общему и профессиональному образованию и самообразованию, призванная содействовать подъему профессионального и общекультурного уровня подготовки кадров.

Рекомендательная библиография является сегодня непременнымэлементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. В решении этой важной социальной проблемы активно участвует рекомендательная библиография.

Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.

Задачи рекомендательной библиографии в помощь общему самообразованию (политическому, политехническому, эстетическому) состоят в формировании, развитии и удовлетворении потребностей и интересов в углублении знаний по основам науки и техники, литературы и искусства, расширении кругозора.

Во-вторых, рекомендательная библиография в помощь пропагандисткой, педагогической деятельности, которые сами ведут воспитательную работу в массах. Это лекторы, агитаторы, библиотекари, учителя. Рекомендательно-библиографические пособия играют здесь двойную роль: способствуют росту педагогического мастерства, расширению и углублению знаний своих непосредственных потребителей. Таким образом, эти группы потребителей, с одной стороны, используют библиографическую информацию в своих собственных целях, с другой - выступают в качестве посредников между рекомендательно-библиографическими материалами и читателями. В практике современной рекомендательной библиографии создано значительное число разнообразных рекомендательных пособий этого направления. Например, для библиотекарей - типовые каталоги библиотек, сборники методических и библиографических материалов; для лекторов и пропагандистов - серия указателей В помощь лектору; для учителей средней школы - указатели по школьным курсам истории, обществоведения, по актуальным проблемам современности.

Рекомендательная библиография и в новых социально-экономических условиях не теряет своей основной функции: руководство информационным обеспечением конкретно данного потребителя (читателя), т.е. с учетом его личности во всех общественных отношениях. Традиционно это связывают с педагогическим аспектом библиографии: с необходимостью самообразования и воспитания личности.

Пособия рекомендательной библиографии составляются для читателей с разной общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Без четкого читательского назначения рекомендательный указатель не может быть полноценным. От такого назначения зависит отбор литературы для указателя, методы ее рекомендации.

Библиографоведы пришли к выводу, что пособия рекомендательной библиографии надо составлять с учетом потребностей четырех основных читательских групп.

К первой группе отнесены школьники (1 - 3-х классов, 4 - 5-х классов, 6 - 8-х классов).

Вторую группу составляет юношество (учащиеся 9 - 10-х классов; учащиеся средних специальных учебных заведений; учащиеся других учебных заведений).

Третья группа включает рабочих, колхозников, служащих малой и средней квалификации, в том числе рабочую молодежь.

Четвертая группа состоит из квалифицированных специалистов всех областей народного хозяйства, рабочих высокой квалификации, кадров управления.

Когда решается, на какую тему составлять пособие рекомендательной библиографии, какую литературу в него включать, как ее охарактеризовать, обязательно учитывают читательское и целевое назначение подготовляемого издания.

Рекомендательные указатели, списки, обзоры литературы предназначаются в основном для библиотек. Именно на библиотеки возлагается помощь в выборе книги, квалифицированная консультация читателей. К тому же только в библиотеках можно найти публикации за прошлые годы, предлагаемые в рекомендательных библиографических пособиях. Эти пособия - основа для комплектования массовых библиотек, изучения их фондов, работы на абонементе и в читальном зале, ведения справочно-библиографической работы. Пособия рекомендательной библиографии полезно использовать в книготорговой пропаганде, в работе с изданиями прошлых лет, распространение которых требует дополнительных усилий. Следует также учитывать, что книги, включаемые в рекомендательные пособия, тщательно отбираются. Естественно, что многие из них систематически переиздаются. Это произведения политической и художественной литературы, научно-популярные книги. Таким образом, рекомендательные пособия облегчают изучение значительной части ассортимента, его книготорговую пропаганду.

По содержанию пособия рекомендательной библиографии делятся на универсальные, отраслевые, тематические и персональные.

Особенно много рекомендательных пособий по художественной и политической литературе. Среди пособий, в которых преобладают тематические издания, отражаются книги и статьи за ряд лет, и, стало быть, они имеют ретроспективный характер.

По структуре рекомендательные пособия также разнообразны. Преобладают рекомендательные указатели литературы. В них приводится аннотированный перечень литературы по определенной теме, отрасли знания, или художественной литературе. Чаще всего в указатель включаются произведения, рассчитанные на читателей второй, третьей и четвертой групп. Названия указателей достаточно точно раскрывают их содержание, а объем позволяет сделать вывод о числе включенных книг и статей.

Не всегда указатели, выпущенные пять и больше лет назад, сохраняют свою ценность. Необходимо дифференцированный подход, умение оценить, можно ли использовать определенный указатель в условиях конкретного книжного магазина.

1.2 Этапы развития рекомендательной библиографии.

С первых лет Советской власти партия и правительство проявляли особую заботу о развитии рекомендательной библиографии, призванной помочь в возможно короткие сроки приобщить массы трудящихся к культуре. Одной из первоочередных задач рекомендательной библиографии было оказание помощи в обучение грамоте взрослого населения. При непосредственном участии Н. К. Крупской Наркомпросом была составлена Грамота гражданина - программа занятий в школах неграмотных и малограмотных, включающая рекомендательные списки для преподавателей и учащихся. В задачи рекомендательной библиографии первых лет Советской власти входило оказание помощи библиотечному строительству. Некоторую помощь комплектованию библиотек оказывали примерные списки, регулярно составлявшиеся библиотечным подотделом Наркомпроса для библиотек разного типа, изб-читален, сельских и рабочих библиотек.

Новый этап развития рекомендательной библиографии начался после окончания гражданской войны, когда страна приступила к мирному строительству. Основным государственным учреждением, проводившим систематическую работу в области рекомендательной библиографии с 1920 по 1929 г. был Главполитпросвет, а в 1930 г. - Отдел массовой работы Наркомпроса.

Становлению и развитию рекомендательной библиографии. Расширению ее тематики, пропагандистских возможностей в немалой степени способствовали библиографические журналы Главполитпросвета. Первым из них был Бюллетень книги (1922 - 1923 гг.),

В результате осуществления программы культурного строительства усилилась тяга все более широких слоев трудящихся к самообразованию.

Библиографы Главполитпросвета кроме библиографических периодических изданий готовили к печати разнообразные по тематике рекомендательно - библиографические пособия, рассчитанные на малоподготовленных читателей. В этих пособиях получали отражение вопросы советского строительства, сельского хозяйства, художественная литература.

Библиотечная общественность предлагает издавать в централизованном порядке аннотированную печатную карточку на новые книги. Использование таких карточек в каталогах должно было активизировать деятельность библиотек по раскрытию книжных фондов и руководству чтением. В 1925 году при Главполитпросвете организуется Бюро центральной каталогизации (БЦК), которое приступило к выпуску аннотированных карточек для каталогов массовых библиотек. С ноября 1925 г. начали выходить аннотированные печатные карточки, в каждой из которых приводились описание книги, краткая аннотация и индекс по таблицам десятичной классификации.

Признанная выполнять сложные задачи, рекомендательная библиография нуждалась в серьезной перестройке. Отказ от элементарной агитации, свойственной рекомендательной библиографии 1920-х гг., требовал решения ряда вопросов методики, повышения квалификации кадров библиографов.

Возникла необходимость в создании центра рекомендательной библиографии. В 1930-х гг. на базе бывшего библиографического отдела Главполитпросвета открывается Институт рекомендательной библиографии. Новый институт начал издание библиографического бюллетеня Книга строителям коммунизма, выпускал аннотированные печатные карточки и рекомендательные указания.

В 1931 г. Институт рекомендательной библиографии реорганизуется в Критико-библиографический институт и передается в систему ОГИЗа. Впервые в одном центре были объединены рекомендательная библиография и критико-библиографическая деятельность. Институт продолжал выпускать аннотированные печатные карточки и рекомендательные пособия к политическим компаниям и в помощь самообразованию. Справочно-библиографическое Бюро института составляло по заявкам библиотек тематические списки и выдавала справки о рецензиях на новые книги. В институте складывался квалифицированный коллектив специалистов. Однако институту не удалось превратиться в центр библиографической работы в стране.

В послевоенные годы рекомендательная библиография играла исключительно важную роль как одно из действенных средств политико-воспитательной работы. Сложилась определенная система учреждений в области рекомендательного библиографирования во главе с Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина. Она разрабатывала новые типы пособий, оказывала методическую помощь библиотекам, выпускавшим рекомендательные указатели, издавала методические материалы, проводила совещания и семинары.

В частности, большое значение для развития рекомендательной библиографии имели совещания библиотечных работников, проведенные в 1948 и 1952 годах. На них были заслушаны доклады ведущих сотрудников библиотеки имени В. И. Ленина. После совещания 1952 года наметились существенные сдвиги в издании рекомендательных пособий. В работу включились областные, краевые и республиканские, а также крупные универсальные и отраслевые библиотеки. Ряд пособий был издан Библиотекой имени В. И. Ленина совместно с крупными отраслевыми библиотеками.

Рекомендательная библиография вступила в более высокий этап своего развития. Постепенно складывается теория рекомендательной библиографии, обновляется ее методика, расширяется тематика. ЦК КПСС уделяет большое внимание развитию библиотечного дела в стране. В 1959 году выходит постановление О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране; проводятся ряд совещаний и конференций в 1960-х - начале 70-х годов. В 1965 году была создана Проблемная комиссия по рекомендательной библиографии, задачей которой стало планирование и координация научных исследований. Все эти мероприятия способствовали развитию теоретической, методической и материальной базы рекомендательной библиографии.

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ,
Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России.

Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему
(политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию, а также пособия краеведческого характера. Можно более или менее определенно говорить и о третьем уровне, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, повышению квалификации специалистов.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно- методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания.
Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание, уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно- техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ.

При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии.

2. Практические аспекты рекомендательной библиографи.

2.1 Рекомендательная тифлобиблиография на примере Российской государственной библиотека для слепых.

В Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) издаются библиографические пособия различных видов (ретроспективные, текущие, краеведческие, персоналии), относящиеся к научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии. В этих изданиях, предназначенных для инвалидов по зрению – слепых и слабовидящих, используются как фонды рельефно-точечных, «говорящих», так и плоскопечатных книг, отвечающих целям социальной реабилитации незрячих.

В настоящее время в России общее количество репродуцированных изданий, рассчитанных на удовлетворение информационных запросов незрячих как взрослых, так и детей, не превышает нескольких сотен названий в год. Для репродуцирования отбирается самая лучшая и необходимая литература. Круг общеобразовательных, профессиональных и любительских интересов, обеспечиваемый этими изданиями, отражает наиболее типичные запросы читателей. По сути дела, фонды изданий специальных форматов имеют рекомендательный характер и отвечают высоким критериям подбора книг в рекомендательных библиографических указателях. Это обстоятельство облегчает их составление. Однако, следует заметить, что и литература, изданная для слепых, допускает вторичный отбор, основанный на учете принципов рекомендательной библиографии: принимается во внимание актуальность изданий, их читательское назначение, степень доступности для различных категорий пользователей.

В социокультурной реабилитационной деятельности библиотеки все большее значение приобретают такие распространенные формы библиографии, как рекомендательные тематические списки литературы. Рекомендательные тифлобиблиографические пособия имеют широкий читательский адрес. Они могут быть использованы работниками библиотек в процессе обслуживания читателей, а также и самими читателями. Пособия выпускаются в различных форматах (печатаются по системе Брайля и плоскопечатным шрифтом, имеются в электронной форме или в виде аудиозаписей). Как правило, в них представлена литература, находящаяся в фондах РГБС, но при подготовке персоналий часто привлекаются и фонды других библиотек. Пособия издаются тиражами, рассчитанными на использование не только в РГБС, но и во всей сети специальных библиотек для слепых – 72 библиотеки в РФ, а также их филиалы и библиотечные пункты. Осуществляется также издание рекомендательных библиографических пособий, имеющих ситуативный характер, обеспечивающий проведение отдельных мероприятий в стенах библиотеки.

В последние годы в тифлобиблиографической деятельности библиотеки стали широко применяться современные технические средства, используемые при составлении тифлобиблиографических пособий и их репродуцировании.

Расширяются перспективы взаимообмена библиографическими пособиями по электронной почте между библиотеками для слепых. Это ставит вопрос о координации в создании пособий разными библиотеками. Даже библиотеки с небольшой издательской базой могут предоставлять свои издания для использования во всей сети специальных библиотек для слепых.

Среди рекомендательных пособий могут быть тематические списки литературы, приуроченные к юбилейным датам, отмечаемым всей страной, или событиям, относящимся только к Всероссийскому обществу слепых, а также посвященные отдельным персонам. В рекомендательные указатели включаются библиографические описания рельефно-точечных и плоскопечатных изданий, литературы на аудиокассетах и компакт-дисках.

В 2005 г. в РГБС были подготовлены тематические библиографические рекомендательные списки к 60-летию Победы над фашистской Германией: «Поклонимся великим тем годам» и «Незрячие в годы Великой Отечественной войны». В рекомендательный список «Поклонимся великим тем годам» вошла документальная проза, мемуары и художественная литература, изданная в период с 70-х годов XX века по 2004 г. Для удобства читателей в рекомендательном списке выделены: военные мемуары; персоналии (полководцы, командиры, солдаты); документальные произведения; художественная литература. Внутри разделов материал расположен в алфавите авторов и заглавий, литература выборочно проаннотирована.

Рекомендательный список «Незрячие в годы Великой Отечественной войны» включает выборочно книги и статьи, вышедшие в период с 1948 г. по 2003 г. В представленных материалах отражен вклад незрячих людей в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: их труд на предприятиях, выпускающих продукцию для фронта; служба в ПВО; участие в партизанских отрядах и рядах антифашистского Сопротивления. Материал расположен в алфавите авторов и заглавий, библиографические записи содержат краткие аннотации.

РГБС, учитывая читательские интересы своих пользователей, выпускает рекомендательные библиографические списки, связанные с историей и деятельностью Всероссийского общества слепых (ВОС), в которых широко отражает тифлологическую литературу.

К 80-летию со дня основания ВОС в Российской государственной библиотеке для слепых было подготовлено несколько библиографических изданий. Малотиражные рекомендательные списки литературы «У истоков ВОС» и «Что читать о Всероссийском обществе слепых» были напечатаны плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. Подготовлены РГБС и изданы плоскопечатным шрифтом предназначенные для распространения по библиотекам рекомендательные библиографические указатели «Страницы истории ВОС» и «Всероссийское общество: события, факты, люди».

Рекомендательный список «Что читать о Всероссийском обществе слепых» включает более двухсот библиографических описаний книг и статей, напечатанных в период с 1990 г. по 2004 г. Это публикации об истории Всероссийского общества слепых, о деятельности региональных организаций и членах ВОС.

Рекомендательные библиографические пособия «У истоков ВОС» и «Страницы истории ВОС» включают краткие биографии деятелей, которые стояли у истоков Всероссийского общества слепых и сыграли важную роль в деле организации и становлении Общества в период с 1918 г. по 1925 г. В списки вошли публикации видных деятелей ВОС, а также литература об их жизни и деятельности.

Библиографический указатель «Всероссийское общество слепых: события, факты, люди» включает материалы, отражающие деятельность Общества за период с 1995 г. по 2003 г. В указателе представлены материалы, рассказывающие о социальном обеспечении инвалидов по зрению как в стране в целом, так и в регионах, о развитии производства ВОС, о достижениях членов ВОС в науке, культуре и спорте, об организации их досуга. Этот рекомендательный библиографический указатель включает более тысячи библиографических записей. Оперативно пользоваться указателем помогает справочный аппарат, состоящий из «Именного указателя», «Географического указателя», «Указателя организаций».

Ежегодный библиографический указатель «Незрячие и общество» также имеет рекомендательный характер. Этот указатель формируется на основе электронной базы данных по тифлологии, которая в настоящее время насчитывает более 16 тысяч библиографических записей. Ценность базы заключается в том, что она содержит информацию не только о книгах, но также включает аналитическую роспись статей из сборников и периодической печати. База имеет поисковый аппарат: указатель авторов, заглавий, организаций, географический, предметный и др., используя который можно подбирать литературу по различным вопросам, в т.ч. формировать тематические рекомендательные списки литературы (например: «Проблемы трудоустройства и занятости», «Компенсация слепоты. Тифлотехника», «Досуг слепых», « Материалы о жизни и творчестве незрячих писателей»).

2.2 Рекомендательные библиографические пособия для слепых.

В РГБС практикуется составление аннотированных рекомендательных библиографических указателей по материалам звуковых журналов и сборников. Этот тип библиографических пособий способствует более эффективному использованию материалов звукового журнала, увеличению числа его слушателей. Указатели могут оказать помощь при проведении массовых мероприятий, в воспитательной и профориентационной работе с молодежью. По материалам звукового сборника «Социальная реабилитация незрячих» в 2006 г. были подготовлены рекомендательные пособия, рассчитанные на удовлетворение запросов различных читательских групп пользователей.

Для тифлопедагогов, студентов дефектологических факультетов и родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, подготовлен библиографический указатель «Материалы по тифлопедагогике на звуковой дорожке (2000-2005 гг.)». В него вошли материалы по обучению и методике преподавания дисциплин в специальных учебных заведениях, а также о семейном воспитании детей с нарушением зрения.

Рекомендательный библиографический указатель «Поэзия и проза незрячих авторов на звуковой дорожке сборника «Социальная реабилитация незрячих» (2000-2005 гг.)» адресован специальным библиотекам для слепых, преподавателям и библиотекарям специальных школ для слепых и слабовидящих детей и всем тем, кого интересует творчество самодеятельных и профессиональных авторов.

Читателей Российской государственной библиотеки для слепых постоянно интересует, какую репродуцированную литературу они смогут прочесть о Москве и москвичах. Для этой цели были подготовлены аннотированные рекомендательные списки «Прогулки по Москве» и «Картины московской жизни». В них нашли отражение «говорящие» (озвученные) книги, компакт-диски и издания рельефно-точечного шрифта. Читателям были рекомендованы книги П.А.Бурышкина, О.В.Волкова, В.А.Гиляровского, И.Е.Забелина, М.Н.Загоскина, М.И.Пыляева, И.С.Шмелева и др., рассказывающие об улицах, переулках, площадях и садах столицы, знакомящие с бытом, нравами и обычаями старой Москвы. Эти рекомендательные списки были тиражированы плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.

В 2006 г. в РГБС, ориентируясь на читательские запросы, был подготовлен рекомендательный список литературы «Битва под Москвой: 30.09.1941-20.04.1942». Причем были подготовлены два варианта рекомендательного списка – один для абонемента, другой для читального зала библиотеки.

Сотрудники Российской государственной библиотеки для слепых систематически устраивают творческие вечера незрячих поэтов, писателей, журналистов, музыкантов, проводят презентации книг. При подготовке к этим мероприятиям составляются малые формы рекомендательной библиографии, включающие биографические сведения, списки публикаций данного автора и литературу о нем. Малые формы рекомендательной библиографии печатают как плоскопечатным, так и рельефно-точечным шрифтами. Например, рекомендательные библиографические списки в форме буклетов были подготовлены к презентации книги «Понять, простить, помочь» А.В.Шкляева – реабилитолога Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «РЕАКОМП» (2002 г.); к 50-летию со дня рождения главного редактора журнала «Школьный вестник» (издание для слепых и слабовидящих детей) Ю.И.Кочеткова (2003 г.); для творческого вечера поэта и художника С.Царапкина (2004 г.); для вечера-встречи поэтессы и писательницы Р.Ахтямовой (2005 г.).

В 2005 г. в РГБС подготовлен рекомендательный список литературы в виде буклета об А.И.Сизовой – подвижнике, исследователе, авторе книг и статей, посвященных истории просвещения слепых и истории отечественной тифлопедагогики. Выпуск буклета был приурочен к 80-летию со дня рождения Анны Ивановны.

Не ослабевает интерес наших читателей к жизни Луи Брайля и разработанной им системе рельефно-точечного письма. В 2009 г. исполнится 200 лет со дня его рождения, и это событие, без всякого сомнения, привлечет внимание многих. В РГБС в 2005 г. подготовлен рекомендательный список литературы «Луи Брайль и его великое шеститочие», дополненный краткой биографией Брайля.

В последние годы все больше незрячих студентов и специалистов овладевает компьютерными технологиями, и если раньше для получения информации они прибегали к услугам чтеца, использовали «говорящую» и Брайлевскую книгу, то теперь для них открылись новые возможности доступа к информационным ресурсам. Для обеспечения им равного доступа к информации по тифлологии в РГБС и ряде других специальных библиотек для слепых ведется работа по переводу плоскопечатных книг в электронный формат. Эта работа осуществляется по проекту «Виртуальный тифлолог». Для предоставления читателям информации об изданиях, имеющихся в РГБС, в «Виртуальном тифлологе» был подготовлен список из 259 названий, получивший заглавие «Каталог книг по тифлологии из полнотекстовой базы данных РГБС». Этот каталог можно рассматривать как рекомендательный список, т.к. в него включены наиболее спрашиваемые издания по тифлопедагогике и тифлопсихологии.

Для удобства пользователей библиотеки, и в первую очередь студентов, дефектологов, социальных работников, родителей незрячих детей, в отделе тифлобиблиографии начали выпускать в электронном формате библиографические списки и биобиблиографические указатели отдельных авторов-дефектологов. Они содержат материалы биографического характера, библиографические списки публикаций, а также полнотекстовую базу произведений данного автора, присоединенную с помощью гиперссылок к библиографическим описаниям. Эти материалы могут быть выданы читателю на CDROMили записаны по его просьбе на флеш-карту.

В электронном формате были составлены рекомендательные списки публикаций с приложением трудов реабилитолога А.В.Шкляева, кандидата педагогических наук В.З.Денискиной. Готовится список трудов доктора педагогических наук Б.К.Тупоногова. Рекомендательные библиографические списки востребованы читателями, используются сотрудниками Российской государственной библиотеки для слепых и способствуют продвижению изданий, отвечающих интересам и потребностям незрячих людей.


Заключение

В конечном итоге задача рекомендательно-библиографического обслуживания - воздействовать на читательскую активность личности.

Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является:

общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды;

выяснение интересов и потребностей читателя;

установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия.

Библиотекарь - как посредник между рекомендательным пособием и читателем, руководитель чтением.

В конкретной работе по руководству чтением библиотекарь опирается на непосредственное, живое общение с читателем. Исходя из конкретных потребностей читателя, использует методы рекомендательного библиографирования.

Объектами рекомендательно-библиографического обслуживания являются широкие круги читателей, определенные группы и отдельные читатели.

Основные источники рекомендательно-библиографического обслуживания служат рекомендательные пособия, а в более широком смысле - фонд библиотеки.

Рекомендательные пособия не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в доукомплектовании фондов. Рекомендательные пособия помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку доукомплектования. Таким образом, использование рекомендательной библиографии помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.


Список использованных источников

1) Библиографическая работа в библиотеке: Организация и методика:

Учебник. М., 1990. 255 с.

2) Библиография: Общий курс: Учебник/Под ред. О.П.Коршунова. М., 1981.512 с.

3) Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. 206 с.

4) Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М., 1960. 173 с.

5) Беспалова Э.К. Избранное: В 3 т. М., 1994.

6) Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России (до 60- х гг. XIX в.). М., 1994. 282 с.

7) Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М., 1989. 199 с.

8) Горькова В.И., Борохов Э.А. Реферат в системе научной коммуникации: Направления совершенствования лингв. и структ. характеристик. М.,1987. 232 с. (Итоги науки и техники. Сер. Информатика; Т. 11).

9) Гречихин А.А. Библиографоведение: Возникновение и особенности формирования. М., 1988. 93 с.

10) Гречихин А.А. Общая библиография: Теоретико-методологические основы: Учеб. пособие. М., 1990. 108 с.

11) Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. 272 с. (От рукописи - к книге).

12) Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: Метод. пособие. М.,1981. 48 с. (От рукописи - к книге).

13) Коршунов О.П. Библиографоведение: Общий курс: Учебник для вузов. М., 1990. 232 с.

14) Коршунов О.П. Библиография: Теория. Методология. Методика. М., 1986. 287 с.

15) Машкова М.В. История русской библиографии начала XX в. (до октября 1917 г.). М., 1969. 492 с.

16) Призмент Э.Л., Динерштейн Е.А. Вспомогательные указатели к книжным изданиям. 2-е изд., испр. и доп. М., 1988. 208 с. (От рукописи - к книге).

17) Рейсер С.А. Хрестоматия по истории русской библиографии с XI в. По 1917 г. М., 1956. 447 с.

18) Симон К.Р. История иностранной библиографии. М., 1963. 736 с.

19) Сляднева Н.А. Библиография в системе универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа. М., 1993. 226с.

20) Фокеев В.И. Природа библиографического знания: Монография. М.,1995. 351 с.

Скачать архив с текстом документа