Рецензия по книге Бердяева Философия Свободного Духа
СОДЕРЖАНИЕ: Бердяев и его работа Философия Свободного Духа. Глава Мистика и духовный путь. Мистика как глубина и высота духовной жизни. Духовное родство между духом человеческим и духом Божьим. Эпоха новой духовности в христианстве. Реальности и фантазмы.Рецензия по книге Бердяева «Философия Свободного Духа»
Глава Мистика и духовный путь.
Выполнила: __________
Проверила: __________
Введение
Бердяев в своей работе «Философия Свободного Духа» раскрывает самые интереснейшие и сложные философские темы. Мой выбор пал на главу «Мистика и духовный путь», так как раскрытие этой темы наиболее сильно заинтересовало меня в данный момент. До прочтения этой главы и подробного разбора терминологий, я считала, что мистика, это колдовство, что все аномальное и непонятное – это мистика. На многое мне прочтение этих интересных страниц открыло глаза. Автор пишет сложным, но понятным языком, наверное, для того, чтобы незаинтересованный читатель не вник в столь сложную конструкцию. Чтобы те, кому на самом деле интересно и необходимо понять, углублялись в тему, а не «скользили» по поверхности.
С каждой прочитанной мною строчкой я начинала уважать автора все больше и больше, ведь он, сумел собрать творения многих авторов в одно, где высказал свою точку зрения на данную тему, причем довольно доступно, если правильно изучать философию. Прочитав эту главу, я сделала много выводов и интересных пометок…
Рассуждения и цитаты.
И, так, Мистика. Бердяев в своей главе «Мистика и духовный путь» сопоставляет мистику с религией. Он говорит, что Мистика является основой, или «питательной почвой» религии, что религия становится скудной, когда происходит отхождение от мистики.
В литературе Бердяев нашел природу мистики, она оказалась не душевной, а духовной. В мистическом опыте человек преодолевает мир души и соприкасается с духовным миром.
Мистика одновременно и глубоко индивидуальна и отрицает, преодолевает эту черту. А так же Бердяев утверждает, что мистика «в высшей мере реалистична», то есть, он полностью отрицает, что Мистика – субъективная романтика, он отрицает, что мистика психологична и имеет за собой душевную природу. Он выводит определение настоящего, истинного мистика. Настоящий мистик – это тот, кто видит реальности и отличает их от фантазмов.
Автор расставляет границы понимания мистики и магии. Находит их отличия друг от друга, допуская. Что две эти абсолютно различные сферы могут легко и просто смешиваться.
По его сравнению можно составить таблицу отличий мистики и магии.
Сравниваемые факторы. | Мистика. | Магия. |
Природа. | Духовная. | Натуралистическая. |
Связь, общение. | Бог. | Духи природы, элементарные силы. |
Сферы. | Природы. | Необходимости. |
Опыт, учение. | О духовном освобождении от магии. | О скрытых силах природы и человека. |
Связь с религией. | Является, так сказать, почвой для религии. | Полностью противоположна. |
Но, Бердяев допускает существование ложной мистики, которая имеет сходство с магией. Он выделяет два типа ложной мистики: мистика натуралистическая и мистика психологическая, которые понимаются, как мистика природы и мистика души. Оба эти типа не могут проникнуть в глубины мистического опыта. Они, как будто плавают на поверхности. Их сдерживает замкнутость душевного и природного миров.
Бердяев говорит, что мистикой может быть названа лишь глубина и высота духовной жизни. Я согласна с ним, ведь только достигнув этой глубины и возвышенности можно соприкоснуться с тайным и неизведанным…
Мистика не отрицает тайн, она их предполагает, но так же подразумевает возможность «живого прикосновения к этой тайне». Но, что же такое тайна? Бердяев расшифровывает этот термин таким образом: тайна – это положительная бесконечная полнота и глубина жизни. На примере Бога Бердяев показывает, как мы можем соприкоснуться с тайной: «Лик Божий обращен к тварному миру, как Тайна, увидеть Божий Лик мы можем лишь как Тайну».
Это значит, что Мистика берет свои основы на допущении духовного родства между духом человеческим и духом Божьим. Мистика допускает равенство между тварью Божьей и ее Творцом, одновременно отрицая это и возводя тем самым огромную пропасть между ними. Следовательно, Мистика парадоксальна. Но, в своей работе Бердяев, сравнивая мистику и религию, отрицает мистичность христианства.
Автор очень интересно и четко вывел саму сущность мистики. По его словам, сущность мистики заключается в преодолении тварности. Мистика – это лишь учение о преодолении, ведь, в мистике естественное становится сверхъестественным, а тварное обожествляется.
Мистика отрицает объективизм. Она отстраняет, так сказать от мира природы и от исторического мира, как внешнего. Для нее все находится внутри, все вбирается внутрь. Так же в пути Мистики угасает весь внешний, предметный и объективный мир. Мистика раскрывается через духовный и божественный миры, внутри них. Бердяев говорит, что только в мистическом созерцании и единении достигается божественная жизнь.
Говоря как раз о поверхностном сознании, Бердяев упомянул, что оно считает религию более реалистической, чем мистику. Бердяев утверждает, что религии без мистики не существует. Без мистического начала религия постепенно начинает иссякать и вырождаться. Мистика более сокровенна. Но автор допускает возможность вырождения и мистики тоже. Он поясняет это тем, что мистика без религии ввергает во тьму.
Бердяев видит в понимании мистики двоякий смысл.
1. Он видит мистику, как особую, дифференциальную форму духовной жизни и духовного пути.
2. Он утверждает, что мистика может быть понята, как первооснова жизни, как всеобъемлющее чувство жизни и понимание жизни.
Так же автор выделяет два типа мистики:
- мистика, как путь совершенствования души.
- мистика, как познание тайн бытия.
В церковной мистике признается, в основном, первый тип.
Так же автор знакомит нас с одним из величайших явлений в истории человеческого духа – Германской мистикой. Эта мистика была гностична, то есть вызывала к себе подозрительное отношение в церковном сознании. В Германской Мистике раскрывалось духовное знание, постижение Божьих тайн. Бердяев говорит, что дар мистического гнозиса – дар мистического созерцания тайн бытия, особый дар, совсем не тождественный со святостью.
Но, автор данного труда предупреждает о некой угрозе. Не всякая мистика прекрасна и возвышенна. Есть и опасная, угнетающая и разрушающая мистика, с которой в дальнейшем он нас и знакомит. Как пишет Бердяев: «Мистика может принять формы не просветления, а угашения душевной жизни человека, человеческой психеи». Это затрагивает проблему отношения единого и множественного. Путь Мистики всегда направлен от множественного к единому, от мира и человека к Богу. Мистика, прежде всего – путь отрешенности.
Так же автор предполагает новую мистику, которая по иному обратится к творению, которая по-иному обратится к творению, человеческому миру. Эта мистика соединит отрешенность и созерцательность с просветленной любовью ко всему творению Божьему.
Автор говорит о мистическом опыте, что в нем вбирается внутрь духа природный и человеческий мир, ничто уже не противостоит, как внешний предмет.
В мистике истинной происходит освобождение от подавленности. Автор утверждает, что мистика и есть вхождение в глубину духовного мира. В этом мире все по-другому, чем в мире человека и природы. В духовном мире нет разорванности, ничто не внешне одно для другого.
Бердяев упоминает о мистической истине. Истина эта означает, что раскрывается реальный духовный мир, в котором все вложено в сокровенную глубину и всякая реальность раскрывается в своей внутренности, а не внешности.
Мистика противоположна историческому реализму, но существует и мистика истории.
Вся история мира – история духа, в котором нет внеположности конкретной истории и истории мира.
Бердяев говорит, что человечество вступает в эпоху новой духовности. Она будет являться обратной стороной ослабления духовности в мире.
Итоги
Мне кажется, этот человек – гений, великий философ, который своими трудами легко смог затронуть и заинтересовать. В мире существуют сотни, тысячи философских трудов, раскрывающих тему мистики. Бердяев же смог не только собрать в своем труде большое количество этих трудов, он смог познакомить нас с мыслями великих философов по поводу этой темы. И дать к ним очень интересные поясняющие комментарии. Он искусно изложил свою точку зрения, что, только заинтересованный в раскрытии для себя темы человек, сможет до конца вникнуть в суть его мыслей. В своей работе Бердяев упомянул о мистически одаренных людях, которым даны харизмы мистического мироощущения и миропонимания.
Я с уверенностью могу сказать, что автор данной работы, «Философия Свободного Духа», принадлежит этому типу людей, которые, как он выражается, мистически одарены. Автор очень четко описывает свой футурпрогноз. Что грядет новая мистика, что человечество вот-вот вступит в новую духовность. Все преобразиться и немного изменится. Это еще раз подтверждает, что для данной работы Бердяев потратил много лет в поисках, расчетах, вычислениях и прогнозированиях. Я осмелюсь закончить свою рецензию очередной цитатой, которая, как мне кажется, просто обязана послужить венцом моих рассуждений.
«Эпоха новой духовности в христианстве может быть лишь эпохой великой и не бывшей еще эпохой манифестации Духа Святого»…