Роль интегрированных уроков в преподавании географии в профильных и уневерсальных классах общеобразовательных школ

СОДЕРЖАНИЕ: Существование множества подходов к понятию географический профессионализм. Методология преподавания географии в профильных классах на современном этапе. Предметное содержание современной школы применяющей инновационные технологии в обучении географии.

Роль интегрированных уроков в преподавании географии в профильных и универсальных классах общеобразовательных школ

Н.А Лазарев

КемГУ, биологический факультет, кафедра ботаники

В школьном деле учитель – центральная

фигура. Высота уровня школьного

преподавания, его качество больше всего

зависит от качеств самого учителя.

Н. Н. Баранский

На сегодняшний день существует множество подходов к понятию «географический профессионализм». Некоторые ученые сопоставляют профессионализм в области географии с другими понятиями, так или иначе связанными с характеристикой способности человека выполнять работу:

· Компетентность;

· Мастерство;

· Квалификация.

Ряд исследователей рассматривает профессионализм учителя географии с точки зрения деятельности. Так, основой географического профессионализма является научно-теоретическая и практическая подготовка учащихся, «овладение в полной мере достижениями географической науки, смежными с ней областями знаний, искусством их преподавания в своей педагогической практике» и противопоставляет ему понятие «дилетантизм». Рассматривая профессионализм учителя как «органический сплав знаний и умений, гарантирующий получение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы, сформированная готовность относиться к своему делу как к совокупности задач, каждая из которых конкретна, требует достижения результата на уроке географии». Все приведенные выше определения выражают деятельностную сущность профессионализма учителя, где совокупность знаний, умений и навыков необходима для успешной профессиональной деятельности учителя географии.

Методология преподавания географии в профильных классах на современном этапе развития российского образования претерпевает кардинальные изменения.

Предметное содержание современной школы применяющей инновационные технологии в обучении географии замещаются на новые целевые установки запуск и поддержка процессов саморазвития и самопознания обучающих, которые учитель географии может более эффективно реализовать на элективных курсов. В связи с этим перед учителем встает новая непростая проблема – освоение профессиональной компетенции – целевой перенос акцента приоритета в развитии социального интеллекта учащихся. Данная компетенция относится к высокому уровню сложности личностно-ориентированного взаимодействия (учитель – учитель, учитель – ученик, ученик - ученик).

Обучая географии, учитель обязан формировать у учащихся потенциал для дальнейшего саморазвития и самопознания, через процесс самокритики. Важно добиться быстрой, качественной и правильной самокритики у школьников от этого зависит уровень реализации интеллектуально-социальной активность на уроках географии. Процесс формирования познавательного интереса к обучению происходит под влиянием многих факторов, учителю необходимо выявлять наиболее существенные из них.

Одним из которых является развитие межпредметных связей – важнейший принцип обучения в современной школе. Учителю географии важно реализовывать на практике принцип взаимосвязи естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла. Эффективным примером в настоящие время формы реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы могут быть элективные куры.

Современному учителю в инновационной школе необходимо развитие социального интеллекта у учащихся и дальнейшая помощь в реализации собственных интеллектуальных потребностей современного школьника.

Для реализации выявленной установки учителю географии необходимо непрерывно самоанализировать предлагаемую ситуативную деятельность и самостоятельно конструктивно разрабатывать авторские программы и актуальные элективные курсы по географии.

Спецификой такого урока является взаимосвязь двух и более учителей смежных предметов[2]. В данном случае особенно важно продумать методику проведения урока и на собственном примере реализовывать целевую программу развития социального интеллекта. Интегрированный урок чаще всего проводится с целью заинтересовать учащихся к обучению, так как данные уроки представляются в необычной, более интересной форме. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки сопряжения и глубоко в большем объеме преподнести содержание дисциплин.[2]

В современной школе выявляют несколько направлений и уровней интеграции:

1) появление новых курсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением их независимость существования в системе обязательных предметов.

2) появление разовых «для встряски» интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера.

Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:

1) постановка общих целей и задач

2) тщательный отбор материала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок

3) конструктивная совместная разработка уроков

4) разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами.

В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей.[5] По мнению Сухомлинского это дает «желанное пробуждение мысли», что реализует нашу цель развитие социального интеллекта.[3] Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.[4]

Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько учитель сможет подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.[5]

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащимся выяснилась при усвоении представлений, при усвоении закономерных связей между явлениями и объектами природы. В этом случае главная задача учителя – опираться на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах от этого зависит успех ученика и реализация своих возможностей.


Литература

1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. – Москва: « 5 за знания», 2007. – 128 с.

2. Ксензова Г. Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224 с.

3. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Дрофа, 2007. – 509 с.

4. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. – Волгоград: учитель, 2004. – 100 с.

5. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. – Москва: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 302 с.

Скачать архив с текстом документа