Русь и Орда
СОДЕРЖАНИЕ: Новый этап в истории Руси начался в XIII в., когда Киевская Русь оказалась под игом Золотой Орды. Контакты с кочевниками не были для Киевской Руси новостью — и в предшествующие века ее соседями были хазары, печенеги, половцы.Митрополит Питирим (Нечаев)
Новый этап в истории Руси начался в XIII в., когда Киевская Русь оказалась под игом Золотой Орды. Контакты с кочевниками не были для Киевской Руси новостью — и в предшествующие века ее соседями были хазары, печенеги, половцы, с которыми Русь то воевала, то выступала в союзе, но которые не нарушали ее внутреннего равновесия.
В конце XII в. к востоку от тогдашней Руси на огромной территории степей от Китая до Причерноморья возникла империя кочевых народов, созданная Чингис-ханом (1162 - 1227), называвшаяся Ордой. Ядро ее составляли монгольские племена Восточного Забайкалья, к которым принадлежал и сам Чингис-хан; названием татары китайские хронисты называли всех жителей степи независимо от их этнической принадлежности. После смерти Чингис-хана его империя была разделена на несколько областей. Область, доставшаяся его внуку Батыю, располагалась на Волге и называлась Золотой (Большой) Ордой.
Продвигаясь в своих завоеваниях на Запад, воины Чингис-хана подчиняли себе все народы, встречавшиеся им пути. В Северном Причерноморье главными врагами ордынцев стали кочевые племена половцев. К войне с Русью ордынцы первоначально не стремились, но поскольку русские князья выступили в союзе с половцами, удар обрушился и на них. В 1223 г. в битве при р. Калке союзное войско русских и половцев потерпело поражение, однако это еще не было окончательным их разгромом. В те годы у ордынцев, ведших одновременно войну с Китаем, не было возможности завершить войну на Западе. Но когда двенадцатью годами позже такая возможность представилась, начался Великий Западный поход.
Подчинив Волжскую Булгарию, часть ордынцев стала преследовать половцев, оттесняя их к границам Венгрии, часть — во главе с ханом Батыем — стремилась на Русь. Были подвергнуты опустошению оказавшие сопротивление города Рязань, Владимир, Суздаль, Торжок, Козельск. После этого на Руси на два столетия установилось ордынское иго.
В то же время Северной Руси угрожала опасность с Запада — продвижение на Восток немецких рыцарей-крестоносцев, насильственным путем обращавших в католичество население завоеванных областей. Несмотря на военные успехи, достигнутые святым князем Александром Невским (победа в Невской битве 1240 г. и в 1242 — на Чудском озере), угроза оставалась.
Вести борьбу одновременно с двумя сильными противниками: Ордой и Западом — Русь не могла. В тогдашней обстановке подчинение Орде было меньшим злом, нежели подчинение Западу, значившее бы отказ от Православия. Орда в то время была еще в основном языческой и не стремилась к установлению какого-то единого вероисповедания на покоренных территориях. Закон, которому подчинялись ордынцы, — Яса (книга запретов) предписывал веротерпимость.
Тем не менее, известны случаи, когда православные претерпевали в Орде мучения за веру — так, в 1246 г. в Орде погиб князь Михаил Черниговский, а в 1318 г. — князь Михаил Тверской, хотя его гибель была в значительной мере следствием интриг князей московских в борьбе за первенство между Москвой и Тверью.
Ордынское нашествие было воспринято современниками как страшное потрясение и бедствие, но истолковано по-христиански: его воспринимали как наказание, попущенное Богом за грехи. Реальность этой кары утверждала сознание реальности греха… и ставила перед каждым проблему личного покаяния… В качестве реакции против угнетенного духовного состояния, вызванного татарским разгромом в русских душах и умах поднималась, росла и укреплялась волна преимущественно религиозного, но в то же время национального героизма (Н. С. Трубецкой).
В эти годы начинается процесс основания на Русском Севере множества монашеских обителей. Поскольку ордынское нашествие воспринималось как кара за грехи, массовый уход от мира в это время стал актом как личного, так и всенародного покаяния.
Религиозное горение русских передавалось даже ордынцам. Среди самих татаро-монголов были и христиане: так, в 1009 христианство (правда, еретического, несторианского направления) приняло монгольское племя кераитов. В 1261 г. в Сарае, столице Золотой Орды было открыто подворье православного епископа. Титул его был епископ Сарский, и он отстаивал интересы Руси при дворе ордынского хана. Церковь была освобождена от податей. В первый период у Руси была некоторая надежда на христианизацию Орды.
Случаи перехода ордынцев в православие были нередки. Так, сын хана Берке (мусульманина), исцеленный от болезни епископом Ростовским Кириллом, впоследствии переселился в Ростов, где основал обитель; он состоял в браке, но, затем, овдовев, принял постриг. Он умер в 1290 г. и впоследствии был причислен к лику святых под именем Петра, царевича Ордынского. В 1298 г. в Мещере со множеством подданных крестился князь Беклемиш, ставший родоначальником рода Мещерских. В 1301 г. в Москве с именем Иоанникий был крещен царевич Берка (родоначальник рода Аничковых). Внук хана Мамая крестился в Киеве с именем Александр и стал родоначальником рода князей Глинских. Мурза Чет, родоначальник рода Годуновых, крестившийся с именем Захария, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря — монастырь он основал на месте, где ему явилась Богоматерь с предстоящими, одним из которых был святой Ипатий Гангрский, в результате чего он получил исцеление от болезни.
Вообще, браки между русскими и ордынцами были весьма частым явлением. Так, сын святого князя Даниила Московского был женат на сестре хана Узбека Кончаке, названной в крещении Агафьей. Святой князь Феодор Ростиславич Ярославский и Смоленский был женат на дочери хана Менгу-Темира, названной в крещении Анной и отличавшейся благочестием. Потомком ордынского баскака был преподобный Пафнутий Боровский — его иконография сохраняет монголоидные черты.
Московский Чудов монастырь (разрушенный после революции) был основан Московским Митрополитом, святителем Алексием, в память чудесного исцеления от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы на месте, подаренном ему ханом в благодарность за исцеление. Прежде на этом месте был двор для послов Золотой Орды. Существует икона — Исцеление святителем Алексием Тайдулы — в Москве чтимый список ее находится в храме Илии Пророка в Черкизове.
После 1312 г., когда хан Узбек насильственно насадил в Орде ислам, Орда стала представлять для Руси более значительную опасность. Однако ордынцы, несмотря на требования ислама, по-прежнему не требовали от русских отречения от православной веры. По-прежнему бывали случаи перехода ордынцев в Православие. Так, в 1393 г. святой Митрополит Киприан крестил троих знатных слуг хана, дав им имена библейских трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила.
Тем не менее, господство Орды было внутренне чуждо и оскорбительно для русского национального самосознания. Когда Московская Русь достаточно окрепла, началось постепенное освобождение от ига. Знаменательной вехой на этом пути стала Куликовская битва 1380 г., и хотя период ига продлился еще более ста лет, самоощущение русского народа было уже совершенно иным.
Традиционно ордынское иго считалось пагубным для Руси. Так, В.О. Ключевский называл его самым тяжелым воспоминанием русского народа. Русской культуре оно нанесло значительный урон. В огне пожаров погибло огромное количество книг и икон, было разграблено и уничтожено множество храмов. На столетия практически замерло каменное строительство, продолжавшееся только на севере, куда завоеватели не дошли; техника каменного троительства была утрачена; упростились формы прикладного искусства. В то же время духовный подъем привел к расцвету иконописи, достигшему высшей точки в XIV – XV вв.
Противостояние иноземному влиянию привело к созданию специфически национальных, самобытных форм в искусстве. От XIV – XV вв. до нас дошли только новгородские каменные строения. Однако можно сказать, что здесь в это время выкристаллизовался древнерусский национальный тип храма, примерами которого могут служить многочисленные сохранившиеся до сих пор церкви Новгорода.
Н.С.Трубецкой писал, что эпоха ордынского ига была одновременно эпохой высоких взлетов и глубоких падений. Оценить ее однозначно трудно. Безусловно, русские в этот период являли не только высокие образцы подвижничества и стояния за веру. Нередки были и противоположные примеры: угодничество, предательство. Татарщиной многие историки объясняли как деспотизм российских правителей, так и свойственные русским периодические всплески разрушительной стихии — русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Именно ордынское иго привело к разделению восточнославянского племени на три ветви: великорусскую, малорусскую и белорусскую.
Тем не менее, в этот период осуществился некий новый синтез, в результате чего возникло новое сильное Московское государство, непохожее на Киевскую Русь.
Вполне правдоподобна мысль евразийцев (Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилева и др.), что мистическую идею государства Русь восприняла не только от Византии — но и от Орды. Оказавшись включенной в ордынскую систему государственности, Русь осознала очевидные преимущества централизованной власти. Контакт с Ордой предопределил последующее движение России на Восток.
Список литературы
1.Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1989.
2.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1950.
3.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
4.Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992
5.Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции). М.. 1983.
6. Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. СПб, 1997.
7.Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. М., 1998.
8.Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.