Рынок международных туристских услуг: экономический и социальный эффект
СОДЕРЖАНИЕ: В статье рассматриваются международный туризм как часть международных экономических отношений, его содержание, динамика за последние 50 лет и перспективы развития до 2020 г.Рынок международных туристских услуг: экономический и социальный эффект
Е. П. Чилова, И. М. Темкина
Международный туризм является составной частью международных экономических отношений. В отраслевом аспекте его следует рассматривать как часть мировой торговли услугами. Значение международного туризма и его влияние на социально-экономическое развитие современного общества возрастает по мере ускорения процесса глобализации мировой экономики.
Современный этап международной хозяйственной жизни с количественной стороны характеризуется увеличением масштабов международного обмена, ростом не только традиционной торговли товарами и услугами, но и международной миграцией капитала и трудовых ресурсов, обменом информацией и технологиями, способствующими инновационному развитию.
С позиции качественных характеристик процесс глобализации экономики рассматривается как новый этап в развитии цивилизации, который характеризуется усилением взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами и различными сферами их деятельности.
Увеличение международных туристских потоков сопровождается серьезными изменениями в социально-экономической, финансовой, научно-технической и других сферах общественной жизни человека.
Основными статистическими показателями международного туризма является общее количество прибытий иностранцев во всех странах мира в течение календарного года. Так, в 2006 г. зарубежные страны посетили 846 млн туристов, а поступления от международного туризма в общемировую систему доходов превысили 733 млрд долларов [6].
Если прием туристов активизирует платежный баланс стран, то это «активный туризм». В случае если выезд туристов за границу ведет к оттоку валюты из страны проживания, это «пассивный туризм».
Данные показывают, что во второй половине прошлого века международный туризм превратился в самый быстрорастущий сектор мирового рынка (табл.1).
Таблица 1
Динамика международных туристских прибытий и поступлений от туризма* |
||||
Год |
Число прибытий, млн чел. |
Среднегодовое изменение, % |
Поступление от туризма, млрд долл. |
Среднегодовые изменения, % |
1950 |
25, 282 |
- |
2, 100 |
- |
1960 |
69, 296 |
10, 6 |
6, 867 |
12, 6 |
1970 |
159, 690 |
8, 7 |
17, 900 |
10, 0 |
1980 |
284, 841 |
6, 0 |
102, 372 |
19, 1 |
1990 |
459, 233 |
6, 5 |
264, 708 |
21, 2 |
1995 |
566, 082 |
3, 6 |
393, 230 |
13, 4 |
2005 |
803, 000 |
5, 5 |
682, 7 |
6, 6 |
2006 |
846, 000 |
5, 4 |
733, 0 |
6, 2 |
*Источник: [6].
Несмотря на некоторые кратковременные колебания в отдельные периоды, количество прибытий более чем за пятьдесят лет выросло в 34 раза, а поступления от туризма увеличились в 366 раз. Значительный рост поступлений от туризма связан с повышением качества туристских услуг, со сдвигом потоков туристов в страны с более высоким уровнем цен и с высокими стандартами обслуживания, такими, как страны Западной Европы, Северной Америки, Япония.
Социальный и экономический прогресс привел к созданию мощной турист-ской индустрии, которая, в свою очередь, существенно изменила внешний облик и жизнь многих стран.
Мировой рынок туристских услуг развивается крайне неравномерно: в настоящее время более половины его (точнее 54, 5 %) приходится на страны Европы, второе место занимает Американский регион. В сумме на их долю приходится 70, 5 % всех туристских прибытий в мире.
Последние годы наиболее динамично развивается туристский рынок стран Азии и Океании. К началу XXI в. на его долю приходилось 14, 5 % мирового рынка туристских услуг.
В начале текущего столетия быстро увеличивается посещаемость стран Африки и Ближнего Востока.
С конца ХХ в. наблюдаются высокие темпы экономического роста и увеличение числа населения в Японии, Китае, Индии, Индонезии, и в этих странах следует ожидать развития туризма опережающими темпами.
По прогнозам ВТО, в 2020 г. количество прибытий международных туристов составит 1 млрд 602 млн человек. Европа удержит доминирующие позиции, хотя и несколько снизит свой удельный вес в общемировом количестве туристских прибытий (44, 8 %), на второе место выйдет Азиатско-Тихоокеан-ский регион (27, 3 %), а на третьем месте будет Америка (17, 7 %).
По расчетам ВТО, преимущественными поставщиками туристов являются США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. А к странам, в основном принимающим туристов, относятся Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз прибытий международных туристов в мире, млн чел.* |
||
Регион |
2010 |
2020 |
Европа |
527 |
717 |
Восточная Азия/Тихий океан |
231 |
438 |
Америка |
195 |
285 |
Африка |
46 |
75 |
Средний Восток |
37 |
69 |
Южная Азия |
11 |
19 |
Всего |
1047 |
1602 |
*Источник: [1, 288].
Последние годы страной-лидером по международным прибытиям была Франция (79, 1 млн человек), десятку стран лидеров замыкала Россия (19, 9 млн человек). К 2020 г., по прогнозам ВТО, первое место займет Китай (137, 1 млн человек), Россия останется в конце первой десятки — 9-е место (47, 1 млн человек).
Экономической основой размещения основных центров туристского рынка является международное разделение труда, которое в наиболее общем виде определяется как специализация отдельных стран в рамках мирового хозяйства на производстве определенных товаров и услуг.
Развитие международного разделения труда определяется тремя группами факторов:
1) природно-географическими. Их влияние ослабевает, но полностью их преодолеть не удается;
2) технико-технологическими. Это прежде всего информационно-коммуникационные технологии, которые резко меняют систему распределения туристского продукта;
3) социально-экономическими. Эти факторы зависят от социально-экономического развития стран и условий жизни населения. Они оказывают наиболее сильное и всевозрастающее влияние на туристскую специализацию стран и международный туристский обмен [2].
Международный туризм превратился в самостоятельную отрасль, которая входит в число трех крупнейших отраслей мировой экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте — 11 и 8, 6 % соответственно. Суммарный доход от международного туризма уже в конце прошлого века составлял 7 % общего мирового экспорта и 3 % мирового экспорта услуг.
Анализ международного туризма позволяет сделать следующие выводы:
Рынок международных туристских услуг за последние полвека отличается устойчивым и динамичным ростом.
Интенсивное развитие международного туризма связано в первую очередь с экономическим и социальным прогрессом, особенно в развитых странах.
Развитие международного туризма в мире осуществляется крайне неравномерно по регионам и напрямую связано с темпами и динамикой их экономического роста.
По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество прибытий туристов должно возрасти втрое.
Для расчета влияния международного туризма на национальную экономику и платежный баланс страны необходим анализ доходов и расходов международного туризма.
Прошедшие полвека показали, что поступления от международного туризма в целом растут быстрее, чем количество прибытий туристов.
Анализ стоимостных показателей доходности туризма свидетельствует о превращении его в одну из ведущих отраслей мирового хозяйства. По прогнозам ВТО, в 2010 г. доходы от международного туризма составят 922млрд долларов, а в2020 г. — до 2трлндолларов, ожидается рост более чем в 2 раза; расходы туристов на одно путешествие также увеличатся — с 860долларов в2006г. до 1248в2020-м.
Доходность туристской дестинации считается наиболее достоверной, если рассчитываются отношение дохода от одного прибытия и размер дохода от туризма на душу местного населения. В среднем поступления от одного прибытия, по расчетам ВТО, составляют 860 долларов, в Англии этот показатель максимальный — 1037 долларов, а в Китае минимальный — 19 долларов. По отдельным странам эта величина существенно отличается. Наиболее высокий уровень доходов наблюдается в странах, удаленных от крупных рынков выездного туризма, где высока стоимость жизни и развит элитарный туризм.
Существенно меняется структура услуг международного туризма. Увеличивается удельный вес познавательного туризма (10 %), активных видов туризма, растет специализированный туризм (экологический, оздоровительный), круизный, деловой.
Особое значение с каждым годом приобретает проблема безопасности и своевременной информации туристов.
Развитием туризма в мире занимается около 70 международных организаций, в том числе специализированные в системе ООН, неправительственные по международному туризму, кроме того, региональные, национальные и др.
Между социально-экономическим развитием стран и ростом международного туризма существует сложная двухсторонняя связь. Развитие экономики, научно-технический прогресс, качественный рост уровня жизни населения создают базу, надежную основу для роста международного туризма количественно и качественно.
Одновременно и сам международный туризм многообразно влияет на мировую экономику и социально-экономическое развитие отдельных стран.
Среди основных направлений этого воздействия в первую очередь следует выделить:
— стимулирование экономики в целом и ее диверсификацию;
— ускорение развития сферы услуг для населения;
— совершенствование транспортного сектора;
— развитие строительства;
— стимулирование научно-технического прогресса и в первую очередь развития средств информации и связи;
— совершенствование сферы банковских и страховых услуг;
— обеспечение занятости населения и кадровое развитие рынка туристских услуг [3].
Особое значение для любой страны имеет использование туризма как источника валютных поступлений и оптимизации платежного баланса. Все перечисленные направления приобретают особое значение в период экономического кризиса и преодоления его экономических последствий.
В развитии туризма в любой стране многое зависит от деятельности государства в этой сфере, наиболее важными направлениями его деятельности являются следующие:
— законодательное обеспечение процесса развития рынка туристических услуг и прежде всего упрощение процесса оформления документов и таможенного досмотра;
— стимулирование развития материально-технической базы туризма;
— совершенствование всех отраслей инфраструктуры и в первую очередь транспорта;
— информационное и кадровое обеспечение туризма;
— охрана порядка и обеспечение безопасности.
На развитие международного туризма всегда влияют экономическая, экологическая и политическая обстановка в мире. Так, в 2009 г. финансово-экономический кризис негативно сказался на рынке мирового туризма. Число людей, посетивших другие страны, по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 4 %, доходы от туризма сократились на 6 %. Эксперты ООН рассчитывают, что в2010 г. число туристов будет на 3–4 % больше, чем в 2009-м. [4].
Для определения социально-экономического эффекта от международного туризма на мировом и национальном уровне прежде всего необходима разработка системы критериев и показателей. В данной статье мы остановимся на некоторых критериях и показателях на национальном (макро) уровне.
К основным критериям оценки получаемого эффекта можно отнести:
— экономический эффект от развития международного туризма (это количественные и качественные воздействия на экономику страны);
— социальный эффект (выражается в росте уровня жизни населения за счет увеличения ВВП, положительных сдвигов в проблеме занятости населения и росте его квалификации);
— организационный эффект (связан с оптимизацией отраслевой структуры экономики, организацией объектов бизнеса, обслуживающих сферу туризма и др.);
— управленческий и информационный эффект (выражается в развитии отраслевого менеджмента, совершенствовании всех форм информации).
Среди конкретных количественных показателей эффективности на макроуровне в первую очередь следует отметить:
— суммарные поступления от иностранного туризма в календарном году;
— доля поступлений от иностранного туризма в ВВП;
— доля поступлений от иностранного туризма в платежном балансе страны;
— доход от одного прибытия иностранного туриста в страну;
— размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения принимающей страны;
— разница доходов и затрат на международный туризм в календарном году и др.
Все эти показатели целесообразно рассматривать на примере национального рынка международных туристских услуг. В качестве объекта была выбрана Греция.
За последние 50 лет прошлого столетия (1950–2000) число прибытий выросло:
— в мире почти в 28 раз;
— в Европе — приблизительно в 24 раза;
— в Греции — в 31 раз.
Следовательно, темпы роста международного туризма в Греции были выше, чем в Европе и в мире (табл. 3).
Таблица 3
Международные прибытия в Грецию, Европу и мир в 1950–2000 гг.* |
|||
Год |
Мир, млн чел. |
Европа, млн чел. |
Греция, тыс. чел. |
1950 |
25, 3 |
16, 8 |
33, 30 |
1960 |
69, 3 |
50, 4 |
399, 40 |
1970 |
15, 8 |
117, 3 |
1609, 20 |
1980 |
286, 0 |
188, 3 |
5271, 10 |
1990 |
457, 2 |
282, 7 |
8873, 00 |
2000 |
696, 8 |
402, 5 |
13 095, 55 |
*Рассчитано автором по [6] и [7].
В стране туризм развивается давно, и в этой сфере накоплен значительный опыт регулирования данной отрасли: к примеру, до 2010 г. была разработана государственная стратегия по развитию туризма.
Туризм в Греции является прибыльной отраслью: за 50 лет общие доходы выросли в 29 раз, а расходы — всего лишь в 5 раз.
За последующее десятилетие, с 2000 до 2010 г., количество прибытий увеличилось более чем на 7 млн человек. Эти цифры значительно превышают первоначальные расчеты ВТО, а планируемые доходы до конца 2010 г. более чем на одну треть превысят доходы 2000 г. (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозируемые цифры роста туристских прибытий и доходов от туризма в Греции (2000–2010)* |
|||||
Год |
ВСПТ |
ВТО |
Стабилизация** |
Цель по прибытиям |
Цель по доходам, млн долл. |
% прироста |
2, 30 |
2 |
3, 97 |
4, 5 |
5, 0 |
2000 |
13 095 545 |
13 095 |
13 095 545 |
13 095 545 |
9221 |
2001 |
13 396 743 |
13 357 456 |
13 615 438 |
13 684 845 |
9682 |
2002 |
13 704 868 |
13 624 605 |
14 155 971 |
14 300 663 |
10 166 |
2003 |
14 020 080 |
13 897 097 |
14 717 963 |
14 944 192 |
10 674 |
2004 |
14 342 541 |
14 175 039 |
15 302 266 |
15 616 681 |
11 208 |
2005 |
14 672 420 |
14 458 540 |
15 909 766 |
16 319 432 |
11 769 |
2006 |
15 009 866 |
14 747 711 |
16 541 384 |
17 053 806 |
12 357 |
2007 |
15 355 113 |
15 042 665 |
17 198 077 |
17 821 227 |
12 975 |
2008 |
15 708 280 |
13 343 518 |
17 880 840 |
18 623 183 |
13 624 |
2009 |
16 069 571 |
15 650 389 |
18 590 710 |
19 461 226 |
14 305 |
2010 |
16 439 171 |
15 963 396 |
19 328 761 |
20 336 981 |
15 020 |
* Источник: [8].
** Коэффициент стабилизации разработан по показателям с 1990–1999 гг.
Греческий рынок международных туристских услуг — это часть регионального рынка побережья Средиземного моря. Примерно в одинаковых конкурентных условиях здесь находятся рынки туристских услуг шести стран — Испании, Турции Кипра, Португалии, Египта и Греции. Данные по всем странам приведены в табл. 5.
Таблица 5
Динамика туристских прибытий, доходов и капиталозатрат стран Средиземноморья* |
|||
Страна |
Показатели |
1990 |
2000 |
Испания |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
37 441 |
48 200 |
Доход, млн долл. |
18 593 |
31 197 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
497 |
647 |
|
Турция |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
4799 |
10 428 |
Доход, млн. долл. |
3225 |
7636 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
672 |
732 |
|
Кипр |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
1561 |
2686 |
Доход, млн. долл. |
1258 |
1819 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
806 |
677 |
|
Португалия |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
8020 |
12 096 |
Доход, млн. долл. |
3555 |
6204 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
443 |
513 |
|
Египет |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
2411 |
5506 |
Доход, млн. долл. |
1994 |
4300 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
827 |
781 |
|
Греция |
Туристские прибытия, тыс. чел. |
8873 |
13 096 |
Доход, млн. долл. |
2587 |
9221 |
|
Капиталозатраты, долл. 1 чел. |
292 |
704 |
*Рассчитано автором по [5–7].
Из таблицы видно, что по числу прибытий в 2000 г. 1-е место занимала Испания, 2-е — Греция, последнее — Кипр. В такой же последовательности распределились места шестерки по доходам от рынка международных туристских услуг.
По статистике ВТО, регион, на который приходится более 1/3 (35, 8 %) прибытий, включает шесть стран — Грецию, Италию, Испанию, Турцию, Хорватию, Россию. В 2005 г. эти страны занимали следующие доли рынка: Испания — 12, 6 %, Италия — 8, 3 %, Турция — 4, 6 %, Россия — 4, 5 %, Греция — 3, 2%, Хорватия — 1, 9 %. Конкурентное преимущество в этих странах зависит от целого ряда различных факторов, в том числе сезонности, суммы и распределения прибыли, количества и качества отелей, сервисного обслуживания, наличия памятников истории, культуры и многих других объективных и субъективных факторов.
В каждой из перечисленных стран эффекты от рынка международных туристских услуг зависят от развития индустрии туризма в целом и целой системы внутренних и внешних факторов.
Количественно эти эффекты могут быть рассчитаны через систему предложенных выше показателей.
Общий вывод от проделанного исследования, теоретически обоснованный на основе анализа международного туризма в целом и апробированный в результате изучения национального рынка международных туристских услуг Греции и ряда других стран, состоит в том, что международный туризм на супермакро- и макроуровнях (мировом и национальном) многообразно влияет на решение экономических и социальных проблем. В целом этот тренд имеет положительную направленность, но его конечный эффект зависит от эффективного использования целой системы разнонаправленных факторов. При этом международный туризм на всех уровнях имеет двухсторонние связи: степень развития рынка международных туристских услуг напрямую зависит от развития экономики и уровня жизни населения, в то же время сам международный туризм при правильном направлении его развития способствует успешному решению социально-экономических задач принимающей страны.
Список литературы
1. Дурович А. П. Организация туризма М. ; СПб., 2009.
2. Александрова А. Ю. Пространственная поляризация мирового туристического рынка. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования / МГУ. М., 2008.
3. Писаревский Е. Л. Актуальные вопросы развития туризма в Российской Федерации// Туризм: право и экономика. 2009. № 3. С. 2–11.
4. Центр новостей ООН: Рынок международного туризма возрождается [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=13228 (дата обращения: 11.03.2010).
5. Euromonitor International // Market and lifestyle statistics on Greece [Электронный ресурс]. URL: http://www.euromonitor.com/factfile.aspx?country=GR (дата обращения: 19.03.2010).
6. World tourism organization (UNWTO) // Tourism Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://www.unwto.org/facts/eng/indicators.htm (дата обращения: 21.03.2010).
7. . // . Статистическая служба Греции // Туризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.statistics.gr/portal/page/portal/ESYE (дата обращения: 5.04.2010).
8. 2010 Стратегия по развитию туризма в Греции до 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: www.sete.gr/files/Media/Ebook/020626Ellinikos.Tourismos.2010.ppt (дата обращения: 7.04.2010).