Саид, Эдвард Вади
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Биография 2 Поддержка Палестины 2.1 Инцидент с камнем 3 Библиография 3.1 Библиография на русском на русском Список литературы Введение Эдвард Вади Саид (1 ноября 1935 — 25 сентября 2003, англ. Edward Wadie Said, араб. ) — американский интеллектуал арабского происхождения.
План
Введение
1 Биография
2 Поддержка Палестины
2.1 Инцидент с камнем
3 Библиография
3.1 Библиография на русском
Список литературы
Введение
Эдвард Вади Саид (1 ноября 1935 — 25 сентября 2003, англ. Edward Wadie Said , араб. ) — американский интеллектуал арабского происхождения.
Профессор Колумбийского университета. Был президентом Американской Лингвистической Академии. Член Американской Академии наук и искусств, Королевского Литературного Общества, Американского Философского Общества[1].
Литературовед, историк литературы, литературный и музыкальный критик, пианист. Культуролог, автор знаменитой книги «Ориентализм», жёстко критикующей западные воззрения на Восток и обвиняющей западную науку в духовной поддержке и оправдании колониализма.
Активист палестинского движения. Был членом Палестинского национального совета. Главный консультант по делам Палестины в США. Популярный журналист, жёсткий критик израильской политики в палестинском вопросе, сионизма, и арабского национализма.
1. Биография
Родился 1 ноября 1935 года в Иерусалиме в богатой арабской семье протестантского вероисповедания.
С 1943 года семья большую часть времени проживала в Каире, но имела дом в Иерусалиме, в северной части квартала Тальбийе (Talbieh).
Саид получил хорошее домашнее образование, с детства говорил на двух языках, английском и арабском.
После провозглашения независимости Государства Израиль, бегства и изгнания арабского населения в 1948 году семья Саидов лишается дома в Иерусалиме и навсегда остаётся в Каире. Саид учится в Виктория-Колледж, в 1951 отправляется на учёбу в США. Бакалавриат в Принстоне, PhD в Гарварде. В 1963 году поступает на литературный факультет Колумбийского университета.
В 1966 выпускает книгу «Джозеф Конрад и автобиографический вымысел».
Начиная с 1967 года, в связи с Шестидневной войной и оккупацией Израилем Восточного Иерусалима, становится палестинским активистом.
В 1969 году выпускает книгу «Палестинский опыт».
В 1975 выходит книга «Начала» (в 1976 получает за неё награду Колумбийского университета).
В 1977 получает звание профессора английской литературы и сравнительного литературоведения.
В том же году избран в члены руководства Палестинского национального совета (ПНС).
В 1978 выпускает трактат «Ориентализм», самое известное произведение Саида.
В 1979 выпускает свой главный политический труд «Палестинский вопрос».
В 1980 году выпускает книгу «Скрывая Ислам» с критикой западного подхода к этой религии.
Принимал участие в подготовке документов декларации ПНС на алжирской сессии в 1988 году. Стремился к пересмотру наиболее жёстких формулировок Палестинской хартии с целью открыть возможность для начала мирного процесса.
В 1991 году вышел из ПНС из-за резкого несогласия с позицией Ясира Арафата, который поддержал Саддама Хусейна во время первой Войны в Заливе.
Резко критиковал заключённые в Осло соглашения, называя их «инструментом палестинской капитуляции, палестинским Версалем».
Выпустил две книги, посвящённые арабо-израильским отношениям в свете мирного процесса: «Политика выселения» (1994) и «Конец мирного процесса» (2000). Участвовал в создании партии «Палестинская Национальная Инициатива».
Был женат. Жена — Мариам Кортас, сын Вади и дочь Наджля.
Последние двенадцать лет жил с диагнозом рака крови, подвергался интенсивной химиотерапии, радиотерапии и медикаментозному лечению, не прекращая активной жизни.
Умер 24 сентября 2003 года в Нью-Йорке.
2. Поддержка Палестины
В 1999 году Юстус Вайнер (Justus Weiner), живший в Иерусалиме в квартале Тальбийе, в результате проведённого независимого расследования публикует статью в которой пишет, что неоднократно упоминавшийся Саидом дом в квартале Тальбийе на самом деле не принадлежал семье Вади Саида.
Вайнер утверждал, что обнаружил документы, доказывающие, что дом принадлежал тёте Эдварда. Отец Саида якобы лишь арендовал в нём комнаты на втором этаже — и появлялся там редко, а сама семья Саидов бывала в Иерусалиме лишь наездами. Таким образом в статье утверждается, что сентиментальные рассуждения Эдварда Саида об утраченной собственности лишены оснований [2].
Саид ответил на обвинения резкой статьёй, в которой назвал статью Вайнера «клеветой в сионистском стиле» [3]. Ответ Саида не содержал, однако, убедительных опровержений.
2.1. Инцидент с камнем
В 2000 году Саид посетил родину своей супруги в Южном Ливане, из которого только что были выведены израильские войска. Вместе с семьёй он приехал на границу, к стене, разделяющей Ливан и Израиль.
Корреспондент газеты «The New Republic» сделал фотографию, на которой Эдвард Саид собирается кинуть камень в сторону Иерусалима. Фото, подписанное «Representation of the Intellectual» (намёк на книгу Саида), было опубликовано в мировой прессе и вызвало широкий резонанс. Ряд еврейских интеллектуалов потребовал от администрации Колумбийского университета административного наказания Саида. Эти требования удовлетворены не были.
Саид объяснял свой жест «символическим проявлением радости» в связи с прекращением оккупации Южного Ливана.
3. Библиография
· Джозеф Конрад и автобиографический вымысел (Joseph Conrad and the Fiction of Autobiography). 1966
· Начала: идея и метод (Beginnings: Intention and Method) . 1975
· Ориентализм (Orientalism). 1978
· Палестинский вопрос (The Question of Palestine). 1979
· Литература и общество (Literature and Society). 1980
· Освещение ислама: как медиа и эксперты определяют наше видение остальной части мира (Covering Islam: How the Media and the Experts Determine How We See the Rest of the World). 1981
· Мир, текст и критика (The World, the Text and the Critic). 1983
· After the Last Sky . 1986
· Обвинение жертв (Blaming the Victims). Соавтор и соредактор Кристофер Хитченс. 1988
· Музыкальные изыскания (Musical Elaborations). 1991
· Культура и империализм (Culture and Imperialism). 1993
· Перо и меч (The Pen and the Sword). 1994
· Политика выселения (The Politics of Dispossession). 1994
· Представления интеллектуала (Representations of the Intellectual). 1994
· Еврейская религия, еврейская история (Jewish Religion, Jewish History). 1996
· Без места (Out of Place), мемуары. 1999.
· Конец мирного процесса (The End Of The Peace Process). 2000
· Размышления об изгнании (Reflections on Exile). 2000
· От Осло до Иракской войны и «дорожной карты» (From Oslo to Iraq and the Road Map), сборник статей. 2003
· Гуманизм и демократическая критика (Humanism and Democratic Criticism). 2005
3.1. Библиография на русском
· Восток путешественников и ученых: между словарной дефиницией и живой мыслью
· Предательство интеллектуалов.
· Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006
Ссылки на русском
· Андрей Ашкеров. Борьба палестинского энциклопедиста
· Андрей Ашкеров. Неориенталистские мотивы в жизни и творчестве Эдварда Саида (pdf)
· Надежда Глебова. Эдвард Саид. Жизнь на стыке цивилизаций
· Михаэль Дорфман. Почему Саид?
· Лев Лосев. Смерть Эдварда Саида, или энергия заблуждения
· Владимир Малахов. Ориентализм по-русски
· Малис Рутвен. Эдвард Саид — противоречивый литературный критик и смелый защитник палестинцев в Америке
· Вера Рейдер Интервью с Эдвардом Саидом (единственное оригинальное интервью, взятое у Саида русскоязычным автором).
· Кирилл Кобрин От патерналистского проекта власти к шизофрении: «ориентализм» как российская проблема (на полях Эдварда Саида)
· Алексей Пензин Аборигены острова Россия?
Список литературы:
1. Информация об Эдварде Саиде на сайте Американского философского общества
2. Justus Reid Weiner. «My Beautiful Old House» and Other Fabrications by Edward Said
3. Edward Said. Defamation, Zionist-style
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Саид,_Эдвард_Вади