Согдийцы

СОДЕРЖАНИЕ: Народ, населявший территорию Согдианы, располагающейся в долине реки Зерафшан - от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан). По меткому выражению советского востоковеда Бартольда В.В., согдийцев по своему торгово-культурному вкладу в регион можно сравнить с финикянами Центральной Азии.

Народ, населявший территорию Согдианы, располагающейся в долине реки Зерафшан - от современной Бухары (Узбекистан) до Худжанда (Таджикистан). По меткому выражению советского востоковеда Бартольда В.В., согдийцев по своему торгово-культурному вкладу в регион можно сравнить с финикянами Центральной Азии.

Согдийцы говорили на согдийском языке иранской ветви языков, родственном бактрийскому. Письменность была основана на арамейском алфавите (вязь с направлением письма справа налево, причём большинство гласных на письме не обозначалось). Долгое время, согдийский язык был международным языком от Каспия до Тибета. Его письменность стала основой для уйгурского, монгольского и манчьжурского письма.

Позднее, согдийский язык был вытеснен с территории Согдианы арабским, классичесским персидским (и его таджикским диалектом) и тюркскими языками. Однако, согдийский (новосогдийский) язык до сих пор находится в употреблении у малочисленной народности ягноби (по разным оценкам от 2 до 12 тысяч говорящих) в Согдийской области Таджикистана и в окрестностях Душанбе.

Согдийцы выполняли торгово-посредническую функцию между двумя великими империями -- Ираном и Китаем. Китайский путешественник Чжан Цянь, посетив Согдиану, писал:

Канцзюй (Согдиана) находится на расстоянии в 2000 ли (ок. 1000 км) к северо-западу от Давани (Фергана). Люди ведут кочевой образ жизни и обычаями своими напоминают юэчжи. У них 80 или 90 тыс. лучников на вооружении. Эта маленькая страна граничит с Даванью и признает независимость юэчжи.

— «Ши цзи», гл. 123, «Повествование о Давани»

Согдийцы активно участвовали в торговле через Великий шёлковый путь, с его же помощью распространялся буддизм. Есть сведения, что производившееся в Согде оружие (в частности, кольчуги) экспортировалось в Китай и другие страны[1].

Согдийцев отличала терпимость к различным религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство, зороастризм). Основными источниками информации о согдийцах и их языке являются религиозные тексты, дошедшие до нашего времени.

В IV—VIII веках согдийцы доминировали в торговле между востоком и западом, их торговые колонии были найдены далеко за пределами Согда — в частности, на территории современного восточного Китая. Согдийский язык использовался в качестве лингва франка на большом протяжении Шёлкового пути и оставил следы в виде заимствованной лексики в персидском и ряде тюркских языков.

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (M war l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в 722 году это сопротивление было окончательно сломлено воинами хорасанского эмира Саида аль-Хараши. Они взяли штурмом крепость на горе Муг, где укрывался последний из согдийских правителей — Деваштич[2]. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах).

Список литературы:

1. О вооружении Согда VII—VIII в. — «Сообщения Республиканского историко-краеведческого музея Таджикской ССР», вып. 1, Сталинабад, 1952. С. 61-67

2. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Согдийцы

Скачать архив с текстом документа