Социальная политика античности
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение ...3 Глава 1. Политические учения Платона и Аристотеля: сравнительный аспект 5
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политические учения Платона и Аристотеля: сравнительный аспект………………………………………………………………………………5
1.1. О государстве………………………………………………………………5
1.2. О гражданах государства…………………………………………………..6
1.3. Об идеальном государстве………………………………………………...7
1.4. О собственности и рабах…………………………………………………..8
1.5. Об идеальном государственном строе……………………………………8
1.6. О законе и правителе………………………………………………………9
1.7. О воспитании и образовании…………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...14
Приложение 1…………………………………………………………………….15
Введение
В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.
Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).
С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов.
Все эти события оказали огромное воздействие на развитие политической мысли Древней Греции, в рамках которой исследовались проблемы государства, власти, демократии.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений.
В данной работе рассмотрена система политических взглядов Платона и Аристотеля, проведен сравнительный анализ их позиций по различным вопросам сферы социальной политики.
Глава 1. Политические учения Платона и Аристотеля: сравнительный аспект
Платон (428 – 347 гг. до н.э.) – один из выдающихся древнегреческих мыслителей, ученик Сократа, оказавшего на него огромное влияние. Изучение политического устройства греческих полисов и иностранных государств сформировало у Платона собственные политические взгляды, нашедшие отражение в его диалогах «Государство», «Политика», «Законы». В них Платон значительное внимание уделяет толкованию понятий «власть» и «политика», которые определяет как искусство управления полисом ради общего блага, впервые проводит и анализирует классификацию типов государственного устройства.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – крупнейший философ и ученый – энциклопедист - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»
Аристотель вошел в историю не как последователь Платона, а как равный ему и в чем-то превзошедший его, создавший свою систему взглядов. Аристотель сделал политику предметом эмпирического исследования, основанного на обобщении огромного материала. Со своими учениками он описал, проанализировал более 150 конституций и проектов. Взгляды Аристотеля нашли отражение в работе «Политика», а также в «Афинской политии», «Этике», других сочинениях.
Аристотель первым среди современников называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные общения.
О государстве.
Платон говорил о государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе. Когда люди отведали того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они ..нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Таким образом, государство не карает, но помогает людям.
Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. Целью государства является благая жизнь. Он исходил из того понятия, что человек существо политическое, стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Аристотель дает государству следующее определение: государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”.
О гражданах государства.
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и органах власти. Следует, вспомнить, что ни рабы, ни женщины не были допущены к участию ни в суде, ни во власти.
Как и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу – крестьянам.
У Платона государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом; его создают наши потребности. Чтобы наилучшим образом удовлетворить эти потребности, людям необходимо работать как можно продуктивнее. Способ добиться наибольшей отдачи Платон видит в том, чтобы каждый выполнял ту работу, к которой более всего предназначен от природы. Таким образом гражданин в идеальном государстве Платона получает одно существенное качество: он должен выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие заботы.
Женщин Платон уравнивает в правах с мужчинами. Нужно только воспитать женщин соответствующим образом и тогда они выполнят все задачи, возлагаемые на мужчин. Ни одно занятие не должно быть привилегией пола, но лишь привилегией способностей.
Об идеальном государстве.
По мысли Платона, идеальное государство имеет иерархическую структуру. На вершине социальной пирамиды, во главе государства должны стоять мудрецы (философы). В их руках находятся все бразды правления, они руководят государством по своему усмотрению. Ступенькой ниже располагаются воины – сословие мужественных и волевых людей, призванных оберегать государство от внутренних и внешних врагов. В основании социальной пирамиды находятся ремесленники и земледельцы, которым свыше предсказано обеспечивать всем необходимым граждан первых двух высших разрядов. В более поздний период своей жизни Платон отходит от прежней концепции. В диалоге «Законы» он отходит от идеи «правления мудрых» и утверждает идею «правления законов».
Аристотель не считал нужным коренным образом менять современную ему классовую структуру, поэтому все население страны он делил на свободных, ремесленников и рабов.
Среди общественных классов особую роль он отводил «земледельческому демосу». По его мнению, именно этот класс наиболее ценен в этическом и политическом отношениях, поскольку привержен заведенным порядкам и благодаря этому классу, можно смягчать антагонизмы между бедными и богатыми, являющиеся причиной государственных переворотов.
О собственности и рабах
В «идеальном» государстве не должно быть частной собственности, которая, по мнению Платона, портит душу человека, порождает стяжательство, конфликты между людьми, войны между государствами. Поэтому в «идеальном» государстве собственность может быть только общественной. Должны быть в государстве и рабы (из иноземцев).
Аристотель был последовательным защитником частной собственности и рабства, без которых он считал немыслимым экономику полиса. Он выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. “Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе”. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим”.
Об идеальном государственном строе.
Идеальный строй в понятии Платона явно не демократический, ибо философ выступает за строгое прикрепление человека к одному роду занятий, а следовательно отвергает возможность демократических выборов, когда человек из народа может неожиданно стать стратегом, консулом и т.д. Для идеального государства Платона характерна скорее царская власть, при которой царь совершенный страж и философ. Будучи философом, правитель знает мудрость такое знание, что с его помощью можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями. Платон также заявляет: Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол.
Демократия у него стоит на предпоследнем месте от худшего государственного строя - тирании.
В диалоге “Политик” Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания.
Продолжая традицию, заложенную Платоном, Аристотель осуществляет детальную классификацию государственных устройств. На основе двух критериев: качественного, представляющего собой правление на общее благо или в интересах самих властвующих, и количественного, предполагающего правление одного, правление нескольких или правление большинства. Он выделяет правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного правления. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устрой-ства наилучший, Аристотель показывает, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй (поли-тию).
О законе и правителе
Фраза Аристотеля: Где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства вполне указывает на важность данной категории. Оба философа оказались единодушными в этом вопросе
Для Платона правитель-философ и мудрый закон определяются как равные понятия. По мнению Платона, правитель должен править не в своих собственных интересах, а на благо подданных.
Аристотель, в отличие от Платона, делает попытку определить, что принесет большую выгоду для государства: главенство закона над правителем или наоборот. В результате философ приходит к тому, что в законе он видит нечто устойчивое, объективное, а в правителе преходящее, субъективное.
Закон для Аристотеля напрямую связан со справедливостью, ибо устанавливается ради блага множества людей граждан, властитель же обычный человек, а потому ему вполне свойственно ошибаться и иногда впадать в порок несправедливости. На основе этих умозаключений Аристотель пришел к выводу, что предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан. Аристотель решает спор в пользу закона.
В государстве должно господствовать право, а не люди (цари – философы по Платону). Законы – это уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии, антипатии. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам.
О воспитании и образовании
Платон считал, что люди в обществе должны играть разные социальные роли. Природные склонности должны найти наилучшее применение. Поэтому необходимо воспитание, поддержание общих убеждений. В этом и состоят функции государства, которое должно претворить порядок идей в политический и социальный порядок. Главная цель государства всегда одна и та же - воспитание человека. Если граждане правильно воспитаны, между ними не будет конфликтов и ими даже не нужно будет управлять, поскольку каждый сам будет видеть в чем состоят добро, долг, справедливость. Для каждого класса в зависимости от его природных задатков Платон создает особую систему воспитания и образования.
По Аристотелю образование должно быть одинаковым и обязательным для всех граждан. Занятия в системе образования он делит на «такие, которые приличны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свойственны несвободным».
Наибольшее внимание во всей социальной сфере Аристотель уделяет воспитанию и образованию молодежи: «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи… Воспитание должно соответствовать каждому государственному строю»
Заключение
В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Теоретический подход к изучению политики и права в древнегреческих учениях отделяется от практико-прикладных описаний техники государственного управления.
Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи “правления философов” и “мудрых законов” были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.
Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.
Таким образом, можно отметить, что обращаясь к проблемам социального характера, Аристотель и Платон исходят из необходимости обеспечения достойной жизни гражданам справедливого государства.
Несмотря на различные видения моделей идеального государства, они сходятся во мнении, что труд и воспитание граждан являются неотъемлемой частью благосостояния общества.
Античная политическая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений.
Список использованной литературы
1. Аристотель. Политика // Аристотель: Сочинения в четырех томах. Том 1-4. - М.: Мысль, 1983. – 1244 с.
2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 3-е изд. - Москва : Высшая школа, 2003. - 400 с. - (История философии). - Библиогр.: с. 398-399
3. Кравцов Н. Учения Аристотеля о политике и праве// Правоведение. - 2001. - 5. - с. 234-250
4. Лосев А.Ф.Платон. Аристотель/ А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия,2000. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей;777)
5. Платон. Государство. - М.: Наука, 2005. - 576 с.
6. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский лом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
7. Чанышев А.А. История политических учений/ А.А. Чанышев. - М.: Проспект, 2005. - 584с.