Социальная политика и образование
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа по дисциплине : «Социальная политика» на тему : Социальная политика и образование Выполнил: Проверил: Содержание Введение ...3Контрольная работа
по дисциплине : «Социальная политика»
на тему : Социальная политика и образование
Выполнил:
Проверил:
Содержание
Введение……………………………………………………………….......3
1 . Образование РФ (концепция, закон)…………………………………4
2 . Закон об Образовании РФ………………………………………….....7
Заключение …………………………………………………………….....10
Список литературы…………………………………………………….....11
Введение
Образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования.
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
1 . Образование РФ (концепция, закон)
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации Об образовании и Федеральном законе О высшем и послевузовском профессиональном образовании
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.
В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.
Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.
2005 год ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект Образование (ПНПО), целью которого является:
- ускорение процессов модернизации российского образования,
- обеспечение комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,
- достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.
2 . Закон об Образовании РФ
Прежде всего нужно отметить то что под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Любой уважающий себя гражданин в процессе своей жизни получает то или иное образование. Под образованием человека понимается то, на каком уровне развита его культура. После окончания какого либо учебного заведения, гражданину на руки выдается документ, который удостоверяет что он успешно прошел курс обучения по данной специальности.
Любой гражданин имеет право получить образование и это является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с определенным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Федеральный закон об образовании хорошо отработан к нашей стране. В нем в полной мере раскрыты все права граждан на обучение. Существует довольно много статей, которые охватывают всю сферу обучения.
Закон Об образовании, является главным документом, который регулирует деятельность в области образования в Российской Федерации.
Федеральный закон был принят Государственной Думой 19 июля 1996 года, а затем одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Закон об образовании распространяется на все учебные заведения страны с одинаковым правом.
О проекте концепции Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы:
Программа сегодня является одним из ключевых инструментов программно-проектной деятельности Минобразования России по реализации большинства направлений государственной образовательной политики, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
При подготовке проекта Программы, утвержденной впоследствии Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ Об утверждении Федеральной программы развития образования она рассматривалась и в настоящее время соответственно выступает в качестве документа, определяющего как политику и стратегию приоритетного развития всей системы образования, так и меры по ее реализации и по сути несет тройственную нагрузку:
- фиксирует основные положения политики государства в области образования (цели и задачи реализации Программы);
- определяет меры по реализации стратегии развития образования (направления реализации, система мероприятий по реализации Программы);
- устанавливает механизм реализации Программы (порядок организации работ, их ресурсного обеспечения, контроля хода реализации Программы).
В целом анализ структуры и содержания текста действующей сегодня Программы позволяет сделать следующие выводы:
- основная (главная) цель сформулирована в терминах процесса, а не результата. Она представляет собой в некотором смысле вектор, направление, в котором должно развиваться образование, и определенные условия, в которых это развитие будет или должно осуществляться;
- специфические (частные) цели также сформулированы в терминах процесса, как улучшение существующих характеристик системы образования;
- отсутствует обоснование и расчет потребности в ресурсах для достижения поставленных целей.
Таким образом, текст Программы по сути представляет собой основные направления развития образования в целом и по уровням. Ее содержание в значительной степени соответствует объявленным намерениям государства поддерживать те или иные направления или процессы развития в системе образования, что, строго говоря, не соответствует требованиям, предъявляемым сегодня к программе как документу, увязывающему между собой цели, задачи, пути их достижения и необходимые для этого ресурсы.
Заключение
За время, прошедшее с момента принятия Федерального закона Об утверждении Федеральной программы развития образования, в системе российского образования, ее финансовом обеспечении произошли существенные изменения. Начата реализация большого числа средне- и долгосрочных широкомасштабных экспериментов по отработке элементов модернизации российского образования по различным его уровням.
В 2001 - 2003 гг. Правительством Российской Федерации был утвержден ряд федеральных целевых программ в области образования, реализация которых проводится параллельно с ФПРО. При этом объем финансирования указанных программ приближается к объему финансирования ФПРО, а по такой программе как РЕОИС - заметно превосходит. К этому следует добавить и еще одно обстоятельство, характерное для настоящего этапа развития российского образования, - все большую интеграцию в мировое образовательное пространство. В 2000 г. Россия, как и большинство стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, подписала Дакарские соглашения по реализации программы Образование для всех. В 2003 г. Россия принята в число европейских стран - участников Болонского процесса.
Список литературы
1. Социальная политика, под ред. Н. А. Волгина. – М., 2004
2. Социальная политика, под ред. Н. А. Волгина. – М., 2008
3. www.glossary.ru
4. И. П. Денисова. Социальная политика. – М., 2009