Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитеты и комиссии

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение Глава 1 Место Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе государственных органов РФ 1.1. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5

Оглавление

Введение 3

Глава 1 . Место Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе государственных органов РФ 5

1.1. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5

1.2. Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10

Глава 2 . Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17

2.1. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17

2.2. Действующий порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28

Глава 3 . Деятельность комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму 32

Заключение 45

Список использованных источников 47

Введение

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней).

В Российской Федерации двухпалатность парламента - довольно - таки новое явление, возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высший представительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, а доминирующую роль играл Президиум - руководящий орган парламента в целом, подавлявший инициативу обеих палат.

Конституцией РФ, принятой в 1993 году, был учрежден новый представительный орган - Федеральное Собрание, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. С этого момента Конституция Российской Федерации 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Разнородный порядок формирования палат Федерального Собрания, их исключительная компетенция послужили ярким примером этого. В пункте 1 статьи 95 Конституция закрепила структуру парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы». Так как Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, то необходимо отметить, что она является носителем огромного «пакета» полномочий, и наряду с этим существует как фундаментальная основа для регулирования важнейших вопросов, возникающих в государственной сфере.

В общем, все предметы ведения, состав, структура и статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентируются соответствующими нормативно - правовыми актами, которые как правило, периодически дополняются или изменяются.

С момента образования по настоящее Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как палата Российского парламента исследуется многими учеными. Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания интересуются как конституционалисты России и зарубежья, так и широко известные специалисты в области государственно - правовых дисциплин. Наряду с ними, с неугасаемым интересом Совет Федерации рассматривают и деятели, внесшие свой вклад в отрасль исторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить М.В. Баглая, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вклад в конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не одну научную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим не одну книгу, посвященную этой отрасли права, и ставшую первой настольной книгой любого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящали и такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А. Кравченко.

Глава 1. Место Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе государственных органов РФ

1.2 История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Согласно ч.2 ст.95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции РФ указывается, что порядок формирования устанавливается законом.

Депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны сроком на два года (1994 – 95 гг.) 12 декабря 1993 года на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г[1] .

Согласно этому положению, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта РФ на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ – два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов. Кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями, включающими региональные организации общефедеральных политических партий, общефедеральных политических движений, уставы которых были зарегистрированы соответствующими органами юстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.

В Положении о выборах депутатов Совета Федерации устанавливалось, что число избирательных округов по выборам депутатов Совета Федерации равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждого субъекта Федерации образовывался один избирательный округ.

Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого созыва был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст.95 и 96 Конституции РФ.

Со второй половины 1994 года стал дебатироваться вопрос о порядке формирования Совета Федерации следующего созыва. В ходе работы над законопроектом о формировании Совета Федерации столкнулись взаимоисключающие точки зрения. Споры о концепции в значительной мере были предопределены тем, что Конституция России не содержит однозначного ответа на вопрос о способе создания Совета Федерации.

Было подготовлено несколько вариантов законопроектов о формировании Совета Федерации, в том числе Председателем Совета Федерации В.Ф.Шумейко, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Е.Б.Мизулиной, Администрацией Президента Российской Федерации, депутатом Государственной Думы М.А.Митюковым и т.д.

5 декабря 1995 года на внеочередном заседании Государственной Думы депутаты приняли в прежней редакции («за» - 311, «против» - 9, «воздержались» - 5), отклоненный Советом Федерации Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который в этот же день подписал Президент Российской Федерации.

Закон состоял из четырех статей:

«Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Статья 2. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 3. Выборы глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть завершены не позднее декабря 1996 года.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 13 декабря 1995 года».

25 февраля 2000 года в «Независимой газете» было опубликовано обращение членов Совета Федерации М.М.Прусака, Е.С.Савченко, О.А.Богомолова к исполняющему обязанности Президента Российской Федерации В.В.Путину «О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики». Члены Совета Федерации предложили, в частности, преобразовать Федеральное Собрание в однопалатный законодательный орган. Или, как вариант, Федеральное Собрание состоит из двух палат: избираемой по мажоритарной системе Государственной Думы и верхней палаты – Сената, состоящего из депутатов, избираемых по одному от каждого субъекта Федерации.

7 апреля 2000 года некоммерческий фонд «Центр стратегических разработок» провел семинар «Влияние субъектов Российской Федерации на решение вопросов федерального значения». В представленном Министерством по делам Федерации и национальностей Российской Федерации материале отмечалось, что «достижение полноценных результатов в процесс государственного строительства возможно только при условии придания вектору влияния субъектов Российской Федерации позитивной направленности… Реализация конституционных полномочий Федерального центра возможна при существенной корректировке организационных механизмов формирования федеральных органов власти. В большинстве своем эти проблемы могут быть решены при изменении существующего порядка формирования Совета Федерации».

Вхождение руководителей субъектов в Совет Федерации, по мнению авторов материала, «способствует чрезмерному влиянию региональных элит на федеральную политику и выражается в том, что многие законодательные акты, направленные на укрепление федеральной власти, не одобряются Советом Федерации.

В этой связи целесообразно пересмотреть нормы, установившие порядок формирования Совета Федерации, перейти к выборам «сенаторов» или к избранию членов Совета Федерации региональными органами государственной власти. В обоих случаях будет достигнута главная цель, когда на главу органа законодательной (представительной) или исполнительной власти субъекта Российской Федерации не будет распространяться неприкосновенность по статусу члена Совета Федерации. Это существенно расширит возможности федеральной власти влиять на действия руководителей субъектов Российской Федерации, в том числе, используя нормы уже действующего законодательства (например, главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственных службы и службы в органах местного самоуправления»)».

17 мая 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с телеобращением к гражданам страны. В нем он сообщил, что вносит в Государственную Думу пакет законопроектов. В одном из них предлагалось изменить принципы формирования «верхней» палаты парламента.[2]

Изначально законопроектом предусматривалось, что после введения с 1 февраля 2001 года закона в действие, избрание членов Совета Федерации в соответствии с новым порядком его формирования должно быть завершено не позднее 1 апреля 2001 года.

31 мая 2000 г. Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. Совет Федерации со своей стороны направил ряд поправок к тексту законопроекта. Однако при рассмотрении проекта в Государственной Думе во втором чтении практически все они были отклонены.

23 июня 2000 года Государственная Дума приняла закон сразу во втором и третьем чтениях, внеся в него некоторые коррективы.

28 июня 2000 года федеральный закон был Советом Федерации с созданием согласительной комиссии.

По итогам работы согласительной комиссии 26 июля 2000 года Совет Федерации закон одобрил.

Президент РФ В.В.Путин подписал федеральный закон 5 августа 2000г, 8 августа 2000 г. текст закона был опубликован в «Российской газете».


1.2 Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру, т. е. состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

В ст. 95 Конституции РФ определяется количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе Российской Федерации 82 субъекта (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 164 членов.

В статье заложен общий принцип формирования Совета Федерации. Представительство в нем от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является паритетным. Каждый субъект Федерации направляет в Совет Федерации одного представителя от представительного и одного от исполнительного органа государственной власти.

В разделе втором Конституции Заключительные и переходные положения установлено, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Согласно положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации.[3]

Совет Федерации Федерального Собрания РФ имеет широкий спектр полномочий, основные из которых перечислены в статье 102 Конституции Российской Федерации. Условно полномочия Совета Федерации можно разделить на законодательные, кадровые и прочие:

Законодательные:

Совет Федерации может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой (ст. 105, 108 Конституции РФ):

· федеральный закон;

· федеральный конституционный закон;

· закон о поправках к Конституции.

Федеральный закон может быть одобрен простым большинством голосов либо пассивным образом - путем нерассмотрения его в 14-дневный срок (ст.105 Конституции РФ) - однако этот механизм не может быть применен, если закон относится к списку законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ):

· по вопросам федерального бюджета;

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

· денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров;

· статуса и защиты государственной границы, войны и мира.

Законы, одобренные Советом Федерации, передаются на подпись Президенту Российской Федерации. Двумя третями (112 голосов) Совет Федерации преодолевает вето Президента; тремя четвертями (126 голосов) - одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции (ст.107, 108 Конституции РФ).[4]

Кадровые:

· отрешение Президента РФ от должности (двумя третями голосов)

· назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; утверждение членов Президиума Верховного Суда;

· назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение заместителей Генерального прокурора;

· назначение двух представителей Совета Федерации в Национальном банковском совете (НБС);

· назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

· назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

· назначение представителей Совета Федерации в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;

· назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

Прочие:

· утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

· утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

· утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

· назначение выборов Президента РФ.

Наряду с этим, Совет Федерации вправе проводить собственные заседания. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации заседания Совета Федерации являются открытыми, однако, в случаях предусмотренных регламентом палаты, Совет Федерации вправе проводить закрытые заседания.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

-послания и обращения Президента РФ;

- поправки к гл. 3-8 Конституции РФ;

- проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации;

-предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;

-предложения о направлении запросов в Конституционный Суд;

- федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях; по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя ее членами, представляющими в СФ один субъект Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседаний СФ выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов.[5]

В Регламенте Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащих первоочередному включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении часа голосования по федеральным законам.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.

Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта Российской Федерации, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Наряду с общим порядком работы Совета Федерации Регламент Совета Федерации устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления.

Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ См. п.5 ст.105 гл.5 Конституции Российской Федерации (например, отрешение Президента РФ от должности).

Глава 2. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

2.1 Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания РФ и порядок ее работ определяется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями[6] .

Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть пред­ставителями от одного субъекта Российской Федерации.

Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Круг полномочий Председателя Совета Федерации весьма обширен, он:

а) созывает и ведет заседания Совета Федерации, организует работу Совета палаты и ведет его заседания;

б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;

в) подписывает постановления Совета Федерации;

г) ведает внутренним распорядком деятельности палаты;

д) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;

е) направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разрабо­танные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Сове­та Федерации;

ж) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о при­нятых законах Российской Федерации о поправках к Конститу­ции РФ;

з) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ принятые законы Российской Федерации о поправках .к Конституции РФ;

и) направляет Президенту РФ для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Россий­ской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы;

к) направляете Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и феде­ральные законы;

л) направляет в коми юты, комиссия Совета Федерации и в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государств, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств и др.

Наряду с осуществлением организационных функций по наведе­нию внутреннего порядка деятельности палаты Председатель Совета Федерации наделен рядом полномочий, которые можно охарактеризовать как представительские. Так, ему предоставлено право представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями.

В рамках указанных правомочий Председатель Совета Федерации участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Председателю Совета Федерации поручено приводить к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации; принимать решения о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывать ее.

Председатель Совета Федерации обязан представлять Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Председатель издает распоряжения и дает поручения.

Перечень полномочий Председателя Совета Федерации, содержащийся в Регламенте Совета Федерации, не является исчерпывающим. Предусматривается, что Председатель Совета Федерации ре­шает и иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместители Председателя Совета Федерации замещают предсе­дателя Совета Федерации во время его отсутствия, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения. Им предписано вручать награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, организовывать взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, а также осуществлять другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Совета Федерации и распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий орган — Совет палаты.

В его состав входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые

обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет палаты собирается на заседания, как правило, по вторникам в 12 часов. В заседаниях участвуют полномочные представители органов государственной власти, член Совет Федерации, полномочные представители Совета Федерации в государственных органах, Руководитель Аппарата Совета Федерации и его заместители.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.

Совет палаты:

а) утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии;

б) обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации;

в) рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации;

г) формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета

Федерации;

д) утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей;

е) принимает решения о проведении парламентских слушаний;

ж) рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации. руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц. а также определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации и расходы на командирование;

з) заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам п должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации;

и) периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе Аппарата Совета Федерации и др.

Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты — постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими правовыми актами.

Комитеты образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Комитеты избирают председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.[7]

Комитетам Совета Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в случаях необходимости образовывать подкомитеты.

Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов.

В соответствии с Постановлением Совета Федерации «Об образовании комитетов и комиссии Совета Федерации» от 24 января 1996 г. в Совете Федерации второго созыва были образованы один­надцать комитетов и одна комиссия.

Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Федерации.

Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством го­лосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации.

Комитет, комиссия Совета Федерации призваны решать следующие задачи:

а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федера­ции проектам законов Российской Федерации о поправках к Кон­ституции РФ, федеральным конституционным законам, по приня­тым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

ж) рассматривает федеральные и региональные целевые про­граммы по вопросам своего ведения и их исполнение;

з) принимает участие в международном сотрудничестве по во­просам своего ведения и др.

Заседания комитета и комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц. Они осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Их заседания, как правило, проводятся открыто. В помещении, где прово­дится это заседание помещаются Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ. Заседание комитета и комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общею числа их членов.

В заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации могут при­нимать участие члены Совета Федерации, не входящие в их состав (с правом совещательного голоса), представители органов государственной власти, помощники членов Совета Федерации по работе в Совете Федерации, представители средств массовой информации.

Решения комитета, комиссии Совета Федерации по процедур­ным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на их заседании. По остальным вопросам решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов от общего числа их членов.

В Совете Федерации второго созыва образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Фе­дерации. В числе других ее полномочий — анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета Федерации, руководителей структурных под­разделений, должностных лиц по практическому применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.[8]

К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.

К временно функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разреше­ния определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются представители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право создавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, назначать независимую экспертизу законопроектов.

В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе об­ращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой до­кументации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, коорди­нирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.

Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Со­вета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных органов, об­щественных объединений, научных учреждений и т.д.

К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

2.2 Действующий порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (ред. от 14.02.2009), «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» См.: Федеральный закон от 05.08.2000г. № 113-ФЗ (ред. от 14.02.2009) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета от 08.08.2000. в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 N 21-ФЗ с 1 января 2011 года статья 1 будет дополнена частью третьей. Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный настоящим Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 N 21-ФЗ с 1 января 2011 года часть вторая статьи 1 будет изложена в следующей редакции: «Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет».

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - совместным постановление обеих палат См.: Шеховцов В.А. Развитие российского парламентаризма. - Владивосток, 2002. С. 117.[9]

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации согласно этому закону будет осуществлено с 1 января 2011г.

Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Итак, Совет Федерации - это тот государственный и политический институт, который все еще находится в стадии реформирования. Причем преобразования, главным образом, касаются одной сферы. Продолжается поиск оптимальной модели формирования этого органа. Направленность подобных перемен заключается в стремлении изменить политический облик верхней палаты российского парламента.

Глава3. Деятельность Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму

Деятельность Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму ориентирована на совершенствование законодательства по вопросам ее ведения, а также реализацию целей, обозначенных в Посланиях Президента Российской Федерации, строится в соответствии с постановлениями Совета Федерации, решениями Совета палаты, распоряжениями и письменными поручениями Председателя Совета Федерации и его заместителей, Планом мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации, Программой сопровождения в Совете Федерации Примерной программы законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2010 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.

Главным направлением работы Комиссии является создание законодательной базы для реализации молодежной политики в Российской Федерации и государственной политики в сфере туризма.

Вопросы ведения Комиссии

В соответствии с Регламентом Совета Федерации к ведению Комиссии относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) государственной молодежной политики;

б) прав и законных интересов молодежи;

в) государственной поддержки деятельности детских, юношеских и студенческих объединений, молодежных общественных объединений и движений;

г) гражданско-патриотического воспитания молодежи;

д) поддержки талантливой молодежи, профессиональной ориентации молодежи, формирования кадрового резерва из числа молодых граждан для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

е) социального обеспечения молодых граждан;

ж) государственной поддержки граждан из числа молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

з) развития туризма в Российской Федерации.

Полномочия Комиссии

К основным полномочиям Комиссии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации относятся:

а) разработка и предварительное рассмотрение законопроектов и поправок к законопроектам (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы), а также проектов иных нормативных актов и поправок к ним;

б) подготовка предложений по разделам проекта федерального бюджета в части регулирования вопросов молодежной политики и туризма;

в) подготовка заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

г) предварительное рассмотрение внесенных в Государственную Думу законопроектов, участие представителей Комитета в работе над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

д) проведение анализа практики применения законодательства в сфере молодежной политики и развития туризма, прогнозирование последствий возможных вариантов законодательных решений по вопросам ведения Комиссии;

е) рассмотрение федеральных и региональных целевых программ и их исполнение с точки зрения регулирования вопросов молодежной политики и туризма;

ж) осуществление мониторинга законодательства в части физического здоровья молодежи;

з) содействие формированию социальной стратегии по популяризации идей паралимпийского движения и Дельфийского комитета в рамках обеспечения государственной поддержки молодежных общественных объединений;

и) поддержка государственных и общественных программ, направленных на привлечение молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач;

к) взаимодействие с Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации, привлечение ее членов к участию в законотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики, координация работы ассамблеи, в том числе взаимодействие с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации;

л) участие в международном сотрудничестве;

м) подготовка предложений по модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, а также разработка и предварительное рассмотрение их проектов;

н)организация и проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий;

о) участие в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;

п) внесение в Совет палаты предложений по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации;

р) внесение в Совет Палаты предложений о награждении государственными наградами членов Комиссии и работников аппарата Комиссии;

с) учреждение поощрения Комиссии и награждение им граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств, а также коллективы организаций Российской Федерации независимо от форм собственности за заслуги в области молодежной политики и развития туризма;

т) взаимодействие с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

у) подготовка материалов к ежегодному докладу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации;

ф) подготовка и направление по поручению Председателя Совета Федерации Общественной палате Российской Федерации по ее запросу документов и материалов, необходимых для проведения общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), в течение трех дней со дня поступления запроса Общественной палаты Российской Федерации в Совет Федерации либо со дня начала очередной сессии Совета Федерации (если запрос Общественной палаты Российской Федерации поступил в Совет Федерации в период между сессиями Совета Федерации);

х) рассмотрение федеральных и региональных целевых программ по вопросам своего ведения и их исполнение;

ц) рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, а также организация согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведения личного приема граждан членами Комиссии;

ч) осуществление сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти и научными организациями по вопросам ведения Комиссии;

ш) рассмотрение иных вопросов, в соответствии с Регламентом Совета Федерации, поручениями Председателя Совета Федерации и его заместителей, Совета палаты;

щ) решение вопросов организации своей деятельности, образование подкомиссий, создание экспертных и консультативных советов, рабочих групп, комиссий по подготовке вопросов.

Комиссия вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, государственные органы, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для ее деятельности, у государственных органов, общественных объединений, некоммерческих организаций и должностных лиц.

Комиссия по предложению председателя Комиссии рассматривает и утверждает распределение обязанностей между председателем, первым заместителем председателя, заместителями председателя Комиссии и членами Комиссии.

Функции Комиссии

С целью реализации полномочий по вопросам своего ведения Комиссия:

1.Утверждает структуру и Положение о Комиссии.

2.Избирает председателя Комиссии и его заместителей.

3.Распределяет обязанности между членами Комиссии.

4. Утверждает планы работы Комиссии.

5. На заседаниях Комиссии принимает решения в соответствии с Регламентом Совета Федерации.

6. Вносит предложения о создании совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации согласительных комиссий по федеральным законам, отклоненным Советом Федерации, об участии в работе специальных комиссий.

7. Принимает решение о целесообразности проведения парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий, вносит эти инициативы на рассмотрение Совета палаты и по его решению организует и проводит их в порядке, определяемом Регламентом Совета Федерации.

8. Создает самостоятельно или совместно с другими комитетами и комиссиями рабочие группы, а также привлекает экспертов и специалистов из других организаций и учреждений для работы над законопроектами, для подготовки парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий.

9. Направляет письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также запрашивает материалы и документы, необходимые для работы Комитета, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

10. В целях методологического и научного обеспечения деятельности Комиссии, оказания ей экспертно-консультативной помощи, обеспечения взаимодействия с общественными объединениями, некоммерческими организациями, научными и научно-исследовательскими организациями может создавать экспертные и консультативные советы Комиссии.

11. Представляет Совету Федерации отчет за год.

12. Оказывает правовую и методическую помощь субъектам Российской Федерации по вопросам ведения Комиссии.

13. Выполняет иные функции в соответствии с Регламентом Совета Федерации.

Состав и структура Комиссии

1. Состав Комиссии утверждается Советом Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

2. Структура Комиссии разрабатывается и утверждается ею самостоятельно. В структуру Комиссии входят: председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя, члены Комиссии, аппарат Комиссии.

3. Председатель, первый заместитель председателя Комиссии избираются и освобождаются от исполнения обязанностей на заседании Комиссии большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Решение Комиссии утверждается Советом Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

О предстоящем рассмотрении на заседании Комиссии вопроса об освобождении от должности председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя Комиссии не позднее, чем за трое суток до рассмотрения сообщением в письменной форме, уведомляется Председатель Совета Федерации.

В случае прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации, являющегося председателем, первым заместителем председателя Комиссии его освобождение от должности председателя, первого заместителя председателя Комиссии оформляется постановлением Совета Федерации.

4. Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя Комиссии, избираются на срок их полномочий в качестве членов Совета Федерации - представителей от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя Комиссии не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

5. В целях обеспечения своей деятельности Комиссия вносит предложения Председателю Совета Федерации по структуре и штату аппарата Комиссия в соответствии с порядком, установленным Регламентом Совета Федерации.

6. Руководитель аппарата Комиссии назначается на должность и освобождается от должности Председателем Совета Федерации по согласованному представлению председателя Комиссии и руководителя Аппарата Совета Федерации.

Комиссия по делам молодежи и туризма была создана в Совете Федерации всего два года назад. Однако она уже успела отметиться рядом важных проектов, мероприятий, выездных заседаний и обсуждением жизненно важных для развития туризма вопросов в самых высших инстанциях, подтвердив тем самым свою состоятельность и авторитет.

17 декабря 2010 года Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму провела «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение безопасности российских и иностранных туристов в Российской Федерации и российских туристов за рубежом».

Открывая мероприятие, председатель Комиссии СФ Владимир Жидких отметил, что туристический рынок активно восстанавливается после кризиса как в России, так и во всем мире. За текущий год число иностранных туристов, посетивших нашу страну, выросло на 17%, а число россиян, отдохнувших за рубежом, – на 43%. По словам председателя Комиссии СФ, это повышает актуальность обеспечения безопасности туристов.

В.Жидких напомнил, что за 2010 год произошли события, наглядно продемонстрировавшие остроту этой проблемы. Речь идет о ситуации с компанией «Капитал-тур», прекратившей исполнение обязательств по договорам с туристами, и о гибели российских граждан в Египте в результате ДТП и нападений акул.

«Действующий механизм финансовых гарантий деятельности туроператоров России принят в 2007 году, – сказал В.Жидких, – и сегодня он нуждается в серьезном совершенствовании. Достаточно часто возникают вопросы страхования туристов, предоставления комплексной страховки для россиян, выезжающих за рубеж».

Сенатор обратил особое внимание на деятельность органов власти субъектов РФ в сфере туризма. «Регионы получили полномочия создавать благоприятные условия для развития туризма, формировать региональные программы, привлекать из федерального и регионального бюджета средства на их финансирование», – отметил В.Жидких. В этой связи, отметил он, в настоящее время в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» готовится отдельная статья, где полномочия регионов будут конкретизированы.

Председатель Комиссии СФ высоко оценил работу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ в сфере законодательного обеспечения проблем развития туризма, обратил внимание на оперативную реакцию египетских коллег при решении вопроса о помощи пострадавшим гражданам России.

Выступившая на заседании «круглого стола» статс-секретарь, заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Наталья Паршикова подчеркнула необходимость ужесточения требований в сфере безопасности к российским туроператорам. «В связи с недавними событиями в Египте люди ждут от нас этих решений», – отметила она.

Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский рассказал о ситуации в сфере безопасности туристов. По его словам, в результате мониторинга за 2006-2009 гг., наибольшее количество страховых случаев с российскими туристами произошло в Турции, значительно меньше – в Египте, Болгарии, Таиланде, Испании. Страховые компании выплатили пострадавшим более 92 млн. рублей.

Е.Писаревский доложил о мерах, предпринимаемых Ростуризмом по защите российских туристов, и заострил внимание на необходимости разработки механизма оперативного возвращения российских туристов на Родину в случае проблем с туроператорами или препятствий непреодолимой силы.

Выступивший на заседании заместитель директора департамента территориальной политики МЧС России – заслуженный спасатель РФ Салават Мингалеев обратил внимание на необходимость повышения степени информированности граждан о проблемах в сфере безопасности в тех или иных странах и регионах. По его мнению, свобода выбора туристов должна сопровождаться и их личной ответственностью за возможные последствия при нарушении норм безопасности.

Обсудив проблемы безопасности туризма, состояние туристского рынка, нормативно-правовой базы в данной сфере, участники «круглого стола» отметили ряд проблем, среди которых несовершенство нормативно-правовой базы в части механизма финансовых гарантий туроператоров, непрозрачность работы туристского рынка, отсутствие системы государственной аттестации гидов, инструкторов-проводников, недостаточное развитие туристской инфраструктуры.

По итогам обсуждения был принят ряд рекомендаций органам исполнительной власти РФ, направленных на решение данных проблем.

В числе рекомендаций – работа по созданию представительств Минспорттуризма в наиболее посещаемых россиянами странах для оказания оперативной помощи российским туристам, подготовка предложений по совершенствованию законодательства, направленного на повышение

качества и безопасности услуг туристской индустрии, формирование федеральной и региональной баз данных туристских маршрутов повышенной опасности с целью создания их единого реестра, создание национальной системы профессиональной подготовки кадров для работы в сфере туризма.

В уходящем году в сфере молодежной политики реализовано много самых разных мероприятий. Но в любом деле важен результат, и уже настало время оценивать работу в этой сфере не по количеству реализованных мероприятий, а по тем результатам, которые они дают, считает первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Юрий Смирнов. 26 ноября 2010 года он выступил на заседании президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, на котором подводились итоги реализации молодежной политики в 2010 году и определялись задачи на предстоящий год.

Ивановский сенатор, дав высокую оценку реализации молодежной политики в регионах, сделал ряд конкретных предложений, касающихся ее дальнейшего развития.

- За последние два с половиной года в регионах произошли реальные подвижки в сфере молодежной политики. Так, благодаря активной позиции Минспорта и Совета Федерации было, по сути, реанимировано движение студенческих отрядов. Этому, в частности, способствовали внесенные в федеральные законы Об образовании и О высшем и послевузовском профессиональном образовании изменения. Подготовлены изменения и в другие законы, например в ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, указание услуг для государственных и муниципальных нужд, стимулирующие работодателей создавать рабочие места для участников студенческих отрядов, - рассказывает Юрий Смирнов. - Серьезные позитивные перемены мы наблюдаем и в развитии спортивной инфраструктуры. В регионах возводятся спорткомплексы, вводятся в эксплуатацию современные футбольные поля, спортивные площадки.

Юрий Иванов призвал оценивать эффективность проводимых мероприятий в сфере молодежной политики по ряду объективных показателей.

- Я имею в виду общий охват молодежи занятием спортом, количество здоровых молодых людей, число употребляющих наркотики, уровень преступности среди молодежи. Например, в проекте решения, касающегося приоритетных направлений молодежной политики на 2011 г., есть 17 направлений. В их числе - создание условий на повышение психической устойчивости молодежи к наркотикам; духовно-нравственное воспитание и профилактика экстремизма в молодежной среде. Так давайте в следующем году попробуем оценить результат этих мероприятий конкретными показателями. Это позволит ответственнее, не формально в целом подходить к развитию молодежной политики, чтобы не получилось, как в той присказке – Верхушки сосен колышутся, а внизу тишина, - считает сенатор.

Таким образом, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму оказывает правовое, методическое и организационное содействие деятельности Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблеи).

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно считать, что Совет Федерации Федерального Собрания РФ наделен «слабыми» полномочиями в отношении всех федеральных законов, включая и законы, подлежащие его обязательному рассмотрению, поскольку в отличие, например, от Бундесрата, вето Совета Федерации на такие законы может быть преодолено Государственной Думой квалифицированным большинством голосов. В то же время, Совет Федерации является «сильной» палатой в отношении конституционных законов: его одобрение является обязательным для принятия Федеральным Собранием законов Российской Федерации о внесении поправок к Конституции Российской Федерации, а также федеральных конституционных законов. Аналогичная ситуация имеет место и при повторном принятии федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, путем преодоления обеими палатами Федерального Собрания президентского вето.

Также существует комплекс проблем, связанных с реализацией Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Одна из них - необходимость принятия соответствующих нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование порядка формирования Совета Федерации фактически оказалось в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, относящей установление системы и порядка формирования, организации и деятельности федеральных органов законодательной власти к ведению Российской Федерации.

Но, по словам Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, основная цель деятельности Совета Федерации состоит в укреплении «федеративной модели государственно-правовой самоорганизации России, единства ее политического, социально-экономического и культурного пространства».

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.2. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 8 августа // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.3. Федеральный закон РФ от 5.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст.4869 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

Федеральный закон РФ от 21.07.2007 № 189-ФЗ «О внесении изменения в ст.1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [текст] // Российская газета. 2007. 25 июля. № 4422 // режим доступа www.rg.ru.

1.4. Федеральный закон РФ от 2.10.2008 № 167-ФЗ «О внесении изменений в ст.2 Федерального закона «О внесении изменения вст.1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 8 октября. № 4767 //– режим доступа www.rg.ru.

1.5. Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст.801 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.6. Федеральный закон РФ от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. ст.167 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.7. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.8. Указ Президента РФ от 11.10.1993 № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3994 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

1.9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. 02.02.2002. № 7. Ст. 128 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.05.2009.

2. Литература

2.1. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права. – М.: ПолиграфОпт, 2004. – 336 с.

2.2. Выборный порядок формирования вторых палат парламентов: мировой и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. № 23(340).

2.3. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.

2.4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

2.5. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.

2.6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

2.7. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

2.8. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право, 1997, № 3.

2.9. Конституционное право России: учебник / Под ред. Г.Н.Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.

2.10. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право, 1997, № 9.

2.11. Конституционное (государственное) право. Т.1-2: учебник / Отв.ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2000. – 784 с.

2.12. Конюхова И. Настоящее и будущее Федерального Собрания // Российская Федерация сегодня. 2004. № 7.

2.13. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

2.14. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А.Авакьяна. – М.: изд-во МГУ, 1999. – 191 с.

2.15. Порохов М. Федеративные начала законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации // Российская юстиция, 1997. № 4.

2.16. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: Март, 2008. – 224 с.


[1] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст.3994.

[3] Конституционное право России учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

[6] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 ян­варя 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собра­ния Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г.,12 февраля, 26 марта 2003 г.)// СЗ РФ от 18 февраля 2002 г., № 7, ст. 635

[7] Конституционное право России [текст]: учебник / Под ред. Г.Н.Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.

[8] Котелевская И.В. Современный парламент [текст] // Государство и право, 1997, № 3.

[9] Конституционное (государственное) право. Т.1-2 учебник / Отв.ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2000. – 784 с.

Скачать архив с текстом документа