Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века
СОДЕРЖАНИЕ: История возникновения сатиры как отдельного художественного жанра. Особенности инвективы, пародии, памфлета, басни, карикатуры, эпиграммы. Обзор сатирических журналов 20-30 годов ХХ века. Ознакомление с содержанием периодического издания Крокодил.Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века
Содержание
Введение
Глава 1. Сатира как художественный жанр
1.1 История возникновения сатиры
1.2 Виды сатиры
Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века
2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века
2.2 Журнал Крокодил как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие жанров, формирование их новых качеств — процесс сложный, зависящий, прежде всего от особенностей национальной литературы, тенденций её внутреннего движения. Однако не меньше этот процесс связан и с условиями социального развития общества на каждом этапе его истории.
Сатиру можно рассматривать как модификацию комического, но так же сатира — это и род литературы, и особая сфера критики. В наибольшей степени сатира связана с риторикой и публицистикой. Смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими присущими сатире специфическими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность. Повествование в сатире явно сливается с логическим (социологическим) исследованием, сатирическое изображение — с открытым публицистическим высказыванием, — утверждает Т.Е.Автухович.
В самой природе сатиры в связи с историческим развитием жанров в целом происходили внутренние изменения.
В XX веке произошла жанровая и художественно-стилевая дифференциация сатирической публицистики, которая становится более разветвленной и разнообразной по своим формам и поэтическим приемам. Каждый жанр располагает своими экспрессивными возможностями. Главными формами выражения авторского отношения к предмету изображения в этих жанрах являются ирония, юмор, сарказм.
Изучение жанровых особенностей языка, в частности, сатиры, является чрезвычайно актуальным , так как лингвистические процессы в этой сфере отражают как социально-политические процессы в развитии общества, так и процессы в развитии языка. Исследуя видообразование сатиры можно проследить тенденцию изменения журналистских жанров, а так же их место и роль в журналистике 20-30-х годов ХХ века.
Данная работа может быть использована в преподавании курса История отечественной журналистики двадцатого века, а также при создании обобщающих трудов по истории развития сатирических жанрах в 20-30 годах XX века и чтении лекций в вузах.
Настоящая работа посвящена сатирическим жанрам в журналистике России в 20 – 30-е гг. ХХ века. Объектом изучения курсовой работы является сатира, предмет исследования – сатирические жанры в журналистике и их трансформация. Целью работы является исследование специфики образования и функционирования сатиры и сатирических жанров. Практическая значимость работы представляет Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. Рассмотреть историю возникновения сатиры.
2. Определить основные сатирические жанры.
3. Охарактеризовать сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века.
4. Рассмотреть на примере журнала Крокодил трансформацию сатиры в истории русской журналистики.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим сведениям о сатире, её происхождению и жанрам. Во второй главе характеризуются основные сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века и более подробно рассматривается журнал Крокодил.
Глава 1. Сатира как художественный жанр
1.1 История возникновения сатиры
Термин сатира происходит от латинского lanx satura, что означает тарелка фруктов, смесь.
Сатира – это:
1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.
2. Насмешка, обличение.
Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из народного творчества, которое многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Яркими представителями римской сатиры являлись Энний, Луцилий, Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии —Свифт; в Германии —Брант, Гейне с Атта Тролль; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — Сервантес.
Русская сатира существовала уже в XVII веке и раньше в народной повести, творчестве скоморохов и т. п. (притча о бражнике, сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.).
В XVIII веке сатира в России процветает. Появляются новые жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А.Д.Кантемир. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии и переносы, стремился приблизить стих к простому разговору, вводил просторечия, пословицы и поговорки.
Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе.
Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.П.Сумароковым, автором многочисленных книг о сатире, в которых он изложил свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров.
Во второй половине XVIII века стихотворная сатира в России уступает место журнальной сатире . В 1760-1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: Полезное увлечение, Свободные часы, Смесь, Трутень, издаваемые И.С.Крыловым Почта духов, Зритель и многие другие.
Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона . Элементы сатиры появляются в романе и драме. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе представлены произведениями А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.В.Сухово-Кобылина, Н.А.Некрасова.
История русской сатиры начала XXвека связана с деятельностью журналов Сатирикон (1908-1914) и Новый сатирикон (1913-1918), в которых публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не избегали смелой политической сатиры, обращались к широкому кругу стихотворных и прозаических жанров, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского и др.)
Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры XXвека - лирика и пьесы В.Маяковского, проза М.Булгакова, М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, драматические сказки Е.Шварца. Сатира советского периода является сферой идеологии , делится на внешнюю, обличающую капиталистическую действительность (Блек энд уайт, 1926, В.Маяковского), и внутреннюю, в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют фольклорные жанры (анекдот, частушка) и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы (Собачье сердце и Роковые яйца М.Булгакова).
Важное место занимает сатира в творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (А.Аверченко, Саша Черный, Тэффи, В.Горянский, Дон-Аминадо (А.Шполянский) и др.). В их наследии преобладают жанры сатирического рассказа и фельетона. В 1931 в Париже М.Корнфельд возобновляет издание Сатирикона. В вышедших номерах, помимо прежних авторов, участвуют И.Бунин, А.Ремизов, А.Куприн. Особое место в журнале занимает сатира на советскую действительность и нравы эмиграции.Таким образом, можно заключить, что сатира как литературный жанр - это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности и её появление можно связывать с социальным строем в человеческом обществе. В своём развитии сатира прошла разные стадии эволюции: возникла из народного творчества, норазвилась как самостоятельное творчество; была представлена как орудие самозащиты и самоутешения, но стала орудием обличения проблем и недостатков в обществе. Став самостоятельным жанром, сатира снискала особоё отношение к себе передовых людей общества. Сатирические жанры журналистики стали писаться особым почерком, который характеризовался достоверностью описания, адресностью фактов, наличием остроты проблемы, открытым забралом в её преподнесении. К сожалению, история русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести, романа и бытовой комедии.
1.2 Виды сатиры
Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров:
- инвектива,
- пародия,
- памфлет,
- фельетон,
- эпиграмма,
- басня,
- шарж,
- карикатура,
- анекдот.
Рассмотрим каждый вид сатирического жанра более подробно.
Инвектива. Б. В. Какорина, называя некоторые новые и традиционные жанровые формы сатиры, упоминает инвективу: В ряде газет существуют своеобразные обзывалки. Спецификой их коммуникативного задания можно назвать инвективы, основанные на пародировании, обыгрывании имен первых лиц государства. Жанровый архетип инвективы — обличительное послание, ради опровержения противника широко использующее нападки на личные его черты и нравственные качества.
Современная инвектива — это жанр оскорбительной, отталкивающей, жестокой, безжалостной насмешки, основанной на антипатии. Инвектива использует ради оскорбления разнообразные средства негативной оценки — от экспрессивных слов и оборотов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до негативно ориентированной и бранной лексики. Огрубение на лексическом уровне выражается, в частности, в более широком употреблении вульгаризмов, грубых просторечных и жаргонных слов и выражений. Вульгарная оценочная лексика, даже в тех случаях, когда она не несет обидного для собеседника смыла, всегда отрицательно сказывается на тональности общения, так как делает разговорную речь грубой, неприятной с эстетической точки зрения.
Практически любое слово, употребленное в определенном контексте, может быть воспринято как оскорбительное. Экстралингвистические средства, используемые для привлечения внимания читателей, являются одновременно и средствами психологического воздействия. Грубая лексика, не говоря уже о бранных словах, вызывает озлобленность и взаимную враждебность, производит гнетущее впечатление, создает мрачное настроение.
Жанр инвективы не выдерживает проверки на этичность, поскольку критика в инвективе не только жесткая, но и предвзятая. В текстах содержатся пренебрежительные замечания или намеки, способные унизить героя, а именно: ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности; упоминание о нем как о преступнике, хотя это не установлено судом (инвектива выносит приговор, не принимая во внимание смягчающих обстоятельств); недоброжелательные реплики по поводу национальности, религии, болезней и физических недостатков. Инвектива как печатное обвинение равнозначна физической агрессии. К жанровым признакам современной инвективы следует отнести и заявления автора, которые воспринимаются как шокирующие, провокационные.
Пародия. В сатирической публицистике всегда был распространенным жанр пародии.
Пародия — особый вид сатиры, основанной на комическом, преувеличенно подчеркнутом воспроизведении характерных индивидуальных особенностей формы того или иного явления, которое вскрывает его комизм и низводит его содержание.
Пародия — жанр многоликий, связанный с осмыслением литературных и жизненных процессов определенного исторического периода. Журналистика придает пародии публицистичность. Журналист собирает материал для пародии не как литературный критик, а как публицист.
Пародия отличается особой, только ей свойственной иронией. Ироническая игра логическими формами придает остроту сатирической пародии. В современных изданиях часто встречаются пародии на газетные жанры, на стиль советской прессы в подаче определенных фактов и событий. В частности, пародируются газетные отчеты, передовые статьи, интервью, очерки, репортажи, сообщения ТАСС.
Пародийная стенгазета клуба Рога и копыта в Литературной газете ориентировалась на ироничное прочтение стереотипной информации. Газета напечатала несколько тысяч пародий, высмеивающих газетные штампы и псевдосенсационность. В интерпретации газеты долговечность одного из штампов выглядит так: Происшествие. Поздно вечером гражданин Н. возвращался домой. На углу 28-го проектируемого проспекта к нему подошли двое неизвестных, и он отдал им свои часы и ондатровую шапку. На многочисленные вопросы Н. смущенно ответил: На моем месте так поступил бы каждый.
Пародия представляет собой средство раскрытия внутренней несостоятельности того, что пародируется. Она комична, потому что раскрывает претензию на значительность.
Памфлет. Одной из предпосылок памфлетного жанра была саркастическая античная басня как некая форма выражения социального протеста. Однако название жанра относительно новое — в античности его не было, — хотя и произошло оно от слияния двух греческих слов pamm — все, и filego — жгу, воспламеняю.
Признаки памфлета — выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.
Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.
По мнению В. В. Ученовой, памфлет — это исходное звено в самоопределении собственно публицистических жанров, а памфлетная полемика — жизненный нерв публицистики. Если в произведении отсутствует полемическое напряжение, если обличительная позиция автора не прояснена, текст утрачивает памфлетный характер.
Фельетон. В XIX веке фельетоном называли газетную рубрику, которая отделяла официальную часть газеты от всего прочего, а также тексты, написанные живо, легко, без претензии на глубину, рассчитанные на широкую публику.
Никакой принципиальной разницы между материалами, помещавшимися в одних газетах в отделе Смесь, а в других — Фельетон, не было. Под фельетоном подразумевался не обязательно сатирический, обличительный текст, а, скорее, обозрение нравов, истории из жизни, непринужденный, ни к чему не обязывающий разговор по душам.
Формулируя свое понимание жанра, Дорошевич писал: Фельетон проще, понятнее, всем доступнее, занимательнее и легче усваивается! Фельетон вовсе не должен отличаться острословием. Король жанра заявляет, что остроумие мысли не только основополагающий принцип фельетона, но и его ведущий признак.
В 20-х годах началось исследование жанровых закономерностей фельетона. В разнохарактерной, чрезвычайно обильной литературе о фельетоне тех лет содержатся глубокие и принципиальные замечания об отличительных особенностях жанра. Можно говорить даже об обостренном интересе к природе фельетона. В этот же период довольно точно определилось разделение фельетона на две модификации: публицистический и беллетризованный (фельетон-рассказ). Опора на достоверный факт и деталь — существенный принцип художественной публицистики 20-х годов.
Тексты фельетонов, как и творчество фельетонистов в целом, существенно дополняют картину общественной жизни. Творческая задача фельетониста — при помощи комбинаций взятых у художника готовых сочетаний завлечь читателя и умелым переключением малой темы в большую общественного порядка — получить чисто газетный эффект. Быстро и сильно повлиять на массового читателя.
Эпиграмма — в переводе с греческого надпись на камне — это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.
Басня — сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание, написанное высоким стилем.
Карикатура — это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными.
Шарж — от французского слова тяжесть, критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи.
Анекдот — небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу перевернутой пирамиды — назидание в самом конце, на вершине.
Подводя итог , можно отметить, что сатира, зародившаяся в России в XVII веке, имеет большое количество подтипов, что говорит о быстром темпе развития этого жанра в нашей стране. Сатира пришлась по вкусу многим авторам и большое количество литераторов стали приверженцами этого жанра. Популярность сатиры и всех её видов достигла апогея в первой половине ХХ века, благодаря чему появилось много талантливых, острых, оригинальных произведений, имеющих свою историю. Каждое такое творение отличалось критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола. Ряд произведений буквально пронизанные многообразием сатирических приёмов до сих пор являются золотым фондом нашей литературы. Более предметно это будет раскрыто в следующей главе.
Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века
2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века
Первым советским сатирическим изданием стал небольшой журнал Соловей, увидевший свет 24 декабря 1917 г. в Москве. Журнал возникает в среде пролетарских сатириков, группировавшихся вокруг Социал-демократа — газеты московских большевиков. К участию в журнале были привлечены В. Маяковский, Демьян Бедный, Леонтий Котомка. Редакция рассчитывала выпускать свой журнал еженедельно. Но из-за технических трудностей выпуск уже первого номера Соловья задержался на неделю. Еще заметнее отражаются эти трудности на втором номере, который вышел лишь через два месяца после первого. Этому номеру суждено было стать и последним.
В феврале 1918 г. появляется первый советский сатирический журнал в Петрограде. Это был Красный дьявол. Журнал, во главе которого встал первый карикатурист Правды — Л.Г. Бродаты, сплотил на своих страницах лучшие силы советских сатириков и художников. В нем принимают активное участие правдисты во главе с Демьяном Бедным, печатаются В.В. Маяковский, В.В. Князев, О.Л. д Ор (О.Л. Оршер), Д.Н. Тигер (Красное жало), художники В. Козлинский, С. Маклецов и др. Красный дьявол оказался более долговечным, чем Соловей. Он просуществовал больше года. За это время редакции удалось выпустить 11 номеров.
С апреля 1918 г. в Петрограде начинает выходить еженедельный журнал сатиры и юмора под названием Гильотина. Организаторами его были О.Л. д Ор, В. В. Князев, Д. Н. Тигер и некоторые другие беспартийные сатирики старшего поколения. Главной целью своего издания они ставят борьбу с контрреволюционными и антисоветскими элементами, оказывавшими открыто или исподтишка сопротивление мероприятиям Советской власти. Журнал делался по старинке, узким кругом сатириков-профессионалов, которые при его построении использовали традиционные приемы и методы. Ориентировался журнал на интеллигентные слои читателей. Гильотина просуществовала четыре месяца. В июле 1918 г. на пятом номере издание прекратилось. Недолгая жизнь его объяснялась не только затруднениями материального порядка. Не последнюю роль сыграл уход из журнала наиболее активных сотрудников, на практике убедившихся, что необходимо искать какие-то иные, более правильные пути формирования советской сатирической журналистики.
Сатирические издания типа Гильотины появляются в это время и на периферии. Представляет интерес, например, газета Мухобой, выходившая некоторое время в Архангельске.
Журналистская практика первых месяцев гражданской войны подсказывала один путь — путь органической связи сатирического издания с массовой газетой и ее читателями. Именно по такому пути и пошел коллектив Красной газеты, организовавший с августа 1918 г. регулярный выпуск еженедельного сатирического приложения Красная колокольня. Прочная связь с авторским активом газеты, с массовым читателем, обширный приток читательской информации и относительная прочность материально-технической базы — все это позволило превратить Красную колокольню в подлинно массовый орган боевой, злободневной пролетарской сатиры. Но и этот журнал просуществовал недолго. На седьмом номере из-за острого недостатка бумаги он перестал выходить. Тем не менее, ему суждено было сыграть важную роль в поисках правильных путей формирования сатирической периодики. По такому же пути вскоре пошли и организаторы армейских сатирических журналов (Красный шмель, Красная звезда и др.). Такой же путь использовали редакции некоторых губернских газет (Губметла и др.).
Большую роль в тематической перестройке советской сатиры сыграл В.В. Маяковский и сатирический журнал БОВ. Вокруг БОВа ему удалось сплотить лучшие силы советских сатириков, работавших в военное время над выпуском окон сатиры РОСТА (Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, И. Малютин и др.). Первый номер журнала, увидевший свет в апреле 1921 г., являл собой интереснейший образец сатирического издания нового типа. Журнал имел яркое и оригинальное лицо, сильно отличавшееся от всех предшествующих изданий подобного рода, что свидетельствовало об усиленных поисках его создателями правильных путей формирования сатирической прессы. Четкое понимание основных политических задач дня, активное вмешательство в жизнь, глубокая принципиальность и непримиримость к недостаткам — все это в сочетании с высокими художественными достоинствами издания ставит БОВ в число наиболее ярких явлений советской сатирической журналистики на заре ее существования. Сатирическое кредо, декларированное в журнале и все содержание, свидетельствовало о правильном понимании его организаторами задач советской сатиры.
Первый номер рисовал многообещающие перспективы. Однако продолжения не последовало. Издание прекратилось, едва успев появиться. Маяковскому и его товарищам по РОСТА пришлось отказаться от задуманных планов и вновь вернуться к рукописной деятельности в окнах сатиры. Причины неудачи, постигшей талантливый коллектив сатириков, следует искать, по-видимому, все в тех же объективных трудностях, с которыми пришлось столкнуться и их предшественникам.
Более благоприятные условия для развития сатирической журналистики начинают складываться вскоре же после перехода страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Именно в эти годы наблюдается бурный рост сатирической журналистики, окончательно вырабатываются ее принципы, методы, формы. Решающую роль в этом процессе сыграли факторы общественно-политического характера. Оживление частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях нэпа, усилившееся влияние буржуазной идеологии на массы с особой остротой поставили вопрос о гражданском долге сатирика, о месте его в общественной борьбе.
В 20-е годы появилось большое количество сатирических журналов, среди них: Мухомор, начавший выходить в Петрограде в апреле 1922 г., Газета для чтения и так называемый пробный выпуск Красного перца, появившиеся в Москве в июне 1922 г. Аналогичные издания появляются вскоре и на периферии (Стружки — Харьков, Скорпион — Ново-Николаевск, Карусель — Вологда и др.). Все эти издания, выпускавшиеся группами журналистов, литераторов и художников, оказались недолговечными. Основной проблемой, являлась слабая связь с читателями. Делались эти журналы руками узкого круга сатириков-профессионалов, ориентировались, как правило, на интеллигентную публику. Для них характерно было, прежде всего, невнимание к вопросам хозяйственной жизни, отсутствие конкретности в обличении недостатков. Все это отнюдь не способствовало росту популярности их в массах. Малотиражность изданий подрывала окончательно экономическую базу, что приводило к еще большим задержкам выпуска в свет, к потере всякой остроты и злободневности, к окончательному их прекращению.
Большая заслуга в окончательном утверждении наиболее правильного пути формирования советского сатирического журнала принадлежит коллективу газеты Рабочий (Рабочая газета), который одним из первых в стране налаживает выпуск еженедельного иллюстрированного сатирического приложения.
Редакция Рабочего, приступая к регулярному выпуску специального приложения, на первых порах не ставила перед собой цели создания сатирического журнала. С помощью приложения она рассчитывала дать рабочему читателю иллюстрированный обзор важнейших новостей внутренней и международной жизни за неделю. Сатира, главным образом карикатура, играла в приложении поначалу подсобную роль. Однако интерес читателей к таким произведениям был настолько велик, что вскоре сатира полностью вытесняет иллюстративно-информационные материалы, а редакция газеты становится перед фактом стихийного рождения специально сатирического издания. Сатирикам газеты во главе с ее редактором К.С. Еремеевым предстояло еще приложить немало усилий к тому, чтобы приложение обрело лицо оригинального сатирического журнала, стало Крокодилом — любимым и популярнейшим органом рабочего читателя. Однако сам факт такого стихийного создания Крокодила популярной рабочей газетой был достаточно знаменателен, определил в дальнейшем основную закономерность развития советской сатирической журналистики 20—30-х годов.
С конца 1922 — начала 1923 г. наблюдается бурный рост сатирической журналистики нового типа. С начала августа 1922 г., следуя примеру Рабочей газеты, выпускает свое сатирическое приложение ленинградская Красная газета. В начале декабря оно преобразуется в сатирический журнал Красный ворон, который начинает цепочку ленинградских сатирических изданий, выпускавшихся той же газетой в 20-х годах под разными названиями (Красный ворон, Бегемот, Кипяток, Пушка, Ревизор). С января 1923 г. начинает выпускать Красный перец, а затем параллельно Занозу газета Рабочая Москва. Вскоре своими сатирическими журналами обзаводятся центральные газеты: Гудок (Дрезина, Смехач), Труд (Бузотер, затем Бич), Крестьянская газета (Лапоть), Красная звезда (Военный крокодил, затем Танком на мозоль), Безбожник (Безбожный крокодил) и др. Аналогичный процесс наблюдается и на периферии. Десятки сатирических журналов самых разных названий выходят в качестве приложений к местным газетам в республиканских, губернских и уездных центрах (Жук, Гаврило в Харькове, Желонка в Баку, Тиски в Киеве, Веселый ткач в Иваново-Вознесенске, Метла и Клещи в Саратове, Красный слон в Екатеринославе, Медведь в Ульяновске, Наша колотушка в Кинешме, Касимовский лапоть в Касимове и т. п.).
В 1923-1926 гг. бурно идет процесс становления национальной сатирической периодики. В республиках, где имелись традиции сатирического творчества, появляется разветвленная сеть изданий на национальных языках (Нианги (Крокодил), Тартарози (Сатана), Шолти (Бич), Цетели цоцхи (Красная метла) и др. в Грузии, Машраб, Ширинкор (Сатирик), Мушфики, Бигиз (Шило), Муштум (Кулак) и др. в Узбекистане и Таджикистане, Червоний перець (Красный перец) и др. на Украине и т. п.). В отдельных национальных республиках сатирические издания выходят одновременно на русском и национальных языках (Башкирский крокодил и Хэнэк (Вилы) в Башкирии, Дубинушка и Арлан (Хомяк) в Марийской республике, Хатабала (Переполох) в Грузии и др.)- Характерно, что в некоторых национальных республиках становление национальной сатирической периодики протекает одновременно со становлением национальной прессы вообще (Токмак (Колотушка) в Туркменистане, Капкан в Чувашии и т. п.).
Подавляющее большинство этих изданий выходит, как и Крокодил, в качестве приложений к тем или иным массовым газетам. Некоторым редакциям удается выпускать свои сатирические органы два-три года, большей же части приходится ограничиваться выпуском одного-трех номеров. Такое положение складывалось в тех газетах, редакции которых, поддавшись общему поветрию, создавали приложения, не имея в своем распоряжении сколько-нибудь квалифицированных сатириков, необходимой полиграфической базы и т.п.
Количественный рост сатирической журналистики в 20-х годах далеко не всегда соответствовал ее художественным совершенствам, а иногда и тем требованиям высокой идейности и партийности, которые предъявлял массовый читатель и которым должна была отвечать сама специфика сатирического творчества. Причина крылась и в недостаточном руководстве журналами со стороны соответствующих партийных органов, и в малочисленности квалифицированных кадров советских сатириков, и в сильном влиянии традиций и привычек дооктябрьской буржуазной сатиры и юмористики.
Еще в конце 20-х годов наметилась тенденция к устранению параллелизма в сатирической периодике. Это была правильная линия, направленная на укрепление авторского актива журналов, материально-технической базы и в конечном итоге на устранение ошибок, связанных с проникновением влияния мелкобуржуазной идеологии. В то же время в начале 30-х годов ликвидируются журнал Чудак — один из самых острых и боевых органов сатиры — и Лапоть — журнал, пользовавшийся большой любовью сельских читателей. Преждевременное прекращение этих изданий нанесло урон развитию советской сатирической журналистики.
В начале 30-х годов многие центральные газеты практикуют выезды своих бригад на ударные объекты хозяйственного строительства или на заводы, фабрики, стройки, железнодорожные узлы, оказавшиеся в прорыве. В начале 1931 г. в ходе работы IX съезда ВЛКСМ возрождается традиция издания сатирико-юмористической газеты съезда Подзатыльник. Вскоре десятки таких Подзатыльников начинают издаваться на местах (в Вышнем Волочке, в Ростове-на-Дону, в Оренбурге, Хабаровске и др.).
Они часто сопутствуют работе местных комсомольских конференций, пленумов, расширенных совещаний и т. п., способствуют развертыванию критики и самокритики в молодежной среде. Многочисленные рукописные Подзатыльники и другие стенновки активно вмешивались в повседневную жизнь, работу и учебу советской молодежи.
В связи с огромным количественным и заметным качественным ростом фабрично-заводской печати в первой половине 30-х годов намечается тенденция к изданию заводских сатирических журналов при многотиражках. Такие сатирические журналы возникают в Москве, Ленинграде, Горьком, Луганске, Николаеве (Догнать и перегнать, Паяльник, Ток, Луганский крокодил и др.). Выпускались они силами рабкоровского актива газет, начинающими сатириками из рабочей среды, строились исключительно на заводской тематике, отличались большой конкретностью в критике недостатков. Их положительная роль в развертывании критики и самокритики внутри заводских коллективов, в подготовке и воспитании новых кадров сатириков из рабочей среды была очевидной. Однако наладить сколько-нибудь длительный выпуск подобных изданий, печатавшихся иногда в несколько красок, на 12-16 страницах, редакциям многотиражных газет оказалось, естественно, не под силу. С 1935 г. количество этих изданий неуклонно сокращается.
Во второй половине 30-х годов под влиянием культа личности сатира теряет свое главное достоинство — конкретность, все дальше отходит от постановки острых и актуальных проблем хозяйственной жизни. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка.
Некоторые национальные сатирические органы прекращают в эту пору свое существование. Так, например, в конце 1934 г. перестает выходить украинский Красный перец. В начале 1937 г. прекращаются башкирский сатирический журнал Хэнэк, таджикский сатирический журнал Мушфики, в 1940 г.- чувашский сатирический журнал Капкан.
Таким образом, можно заключить, что тематика сатирических журналов и газет 20-30-х годов, основана на конкретных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из читательских писем, была весьма пестра. Первоначально развитие советской сатиры пошло по нескольким направлениям. Ожившее частное предпринимательство в издательской деятельности привело к возрождению юмористики старого типа в форме однодневных сатирико-юмористических листков и газет: Веселая простокваша и Караул!.. Грабеж!..., Вечерний вопль, Желчные камни и других. Среди большого количества недолговременных газет и журналов особо следует выделить журнал Крокодил - как особый этап в развитии советской сатиры. Этому журналу мы посвящаем следующий параграф.
2.2 Журнал Крокодил как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)
Возникновение журнала Крокодил связано с Рабочей газетой (ранее Рабочий) — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К.С. Еремеева. С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале Рабочий, а после ее переименования — Рабочая газета. Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Самостоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодического издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регулярного выпуска журнала сатиры и юмора.
К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими стихами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние листы содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики Наш быт, Из иностранных журналов.
В августе 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики Рабочей газеты получили первый номер Крокодила.
Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых четко формулируется задача издания:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила!
Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА,— писал Демьян Бедный. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей.
Крокодил быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.
Своим успехом Крокодил был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К. С. Еремеев — партийный публицист ленинской школы и один из лучших фельетонистов дооктябрьской Правды. В редколлегию журнала входили Д. Бедный и Д. Моор, В. Лебедев-Кумач и М. Черемных, М. Пустынин и И. Малютин, И. Абрамский и С. Гессен. С четвертого номера приходит в Крокодил В. Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся сатирики старшего поколения (М. Андреев, П. Ашевский, С. Басов-Верхоянцев, Ф. Благов, Н. Богданов, Я. Гольденберг, С. Городецкий, А. дАктиль, К. Милль-Полярный, А. Неверов, Л. Никулин, Л. Саянский, Д. Тигер, А. Флит, Б. Флит, К. Шелонский и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Голубев, А. Григорович, А. Зорич, А. Исбах, А. Карпов, В. Катаев, М. Козырев, Б. Левин, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.)
Быстро расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Н. Радлов, Г. Розе, К. Ротов, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин).
С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться Библиотечка Крокодила, в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск Живого Крокодила — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п.
Активное участие в Живом Крокодиле принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния Крокодила на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п.
Крокодил оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. В создании ряда таких журналов принимают самое активное участие Д. Моор, М. Черемных.
Страницы Крокодила начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — Вилами в бок. Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Некоторое время они концентрируются в Кипятке — специально созданной для обслуживания рабочего читателя сатирико-юмористической газете Крокодила, однако произведениями штатных сотрудников вскоре вытесняются и оттуда.
В апреле 1927 г. Крокодил наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень печатаемых материалов и превратить его в орган, обслуживающий политически зрелые слои рабочих. Партийная критика недостатков сатирико-юмористических журналов, большой разговор о путях развития сатирической периодики, о ее задачах, состоявшийся в Центральном Комитете партии, оказали благотворное влияние на процесс перестройки Крокодила. Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы Вилами в бок и Страничка читателя. К концу 20-х годов Крокодил восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз. Редакторами в эти годы являются: с апреля 1927 г.— К. Мальцев, с сентября 1928 г.— Н. К. Иванов-Грамен и Феликс Кон, с мая 1930 г.— М. 3. Мануильский.
В конце 20 — начале 30-х годов Крокодил взял курс на расширение связи с крупнейшими заводами и новостройками страны.
В августе 1930 г. Крокодил берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету Крокодил на Магнитке.
Крокодил начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов.
Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему. Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению.
Еще большие изменения происходят в Крокодиле в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.
М. Кольцов привлекает к активной работе в Крокодиле талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ермилов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др. В середине 30-х годов в журнале сотрудничают И. Абрамский, Н. Адуев, М. Андриевская, В. Ардов, А. Архангельский, Н. Асеев, А. Бухов, Н. Вержбицкий, В. Воинов, В. Гранов, А. дАктиль (А. Френкель), Н. Иванов-Грамен, В. Инбер, С. Кирсанов, Н. Кружков, В. Лебедев-Кумач, Л. Мнтницкий, И. Молчанов, Л. Никулин, И. Прутков (В. Жир-кович), М. Пустынин, П. Романов, Г. Рыклин, Л. Саянский, В. Соловьев, А. Стоврацкий, А. Толстой, Ю. Фидлер, В. Шишков и др.
В Крокодиле этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинзбург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ровинский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы.
С декабря 1938 г. с последней страницы Крокодила исчезла подпись ответственного редактора М. Е. Кольцова, подвергшегося репрессии. Во главе журнала стала безымянная Редколлегия. Печатается Крокодил по-прежнему большим тиражом (275 тыс. экз.), продолжает оставаться одним из наиболее любимых массовых изданий, однако лицо его претерпевает существенные изменения.
С первых дней Великой Отечественной войны все содержание Крокодила подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Журнал изобличает планы фашистской армии, призывает к беспощадной борьбе с врагами, выражает твердую уверенность в окончательной победе над фашистскими захватчиками. Сатира Крокодила мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, Окнами ТАСС сатира Крокодила в эти годы становится большой агитационной силой.
В военные годы в журнале сотрудничали Н. Адуев, С. Алымов, Ю. Арбат, Арго, В. Ардаматский, В. Ардов, Е. Вермонт, Е. Долматовский, В. Дыховичный, А. Жаров, М. Зощенко, Вл. Иванов, А. Исбах, В. Карбовская, Б. Ке-жун, О. Колычев, Е. Копылов, Б. Котляров, Э. Кроткий, С. Нариньяни, А. Недогонов, А. Прокофьев, А. Раскин, А. Резапкин, И. Рябов, Л. Славин, Ц. Солодарь, А. Твардовский, Ю. Фидлер, А. Флит, Ю. Чаплыгин, М. Червинский, А. Яшин и др.
В постановлении ЦК партии, опубликованном в сентябре 1948 г., журнал подвергся справедливой критике. Отмечался отрыв редакции от жизни, отсутствие необходимой требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывалось на непривлекательный внешний вид.
Центральный Комитет поставил конкретные задачи перед Крокодилом. Журнал,— говорилось в постановлении,— должен оружием сатиры обличать расхитителей общественной собственности, пошлости; своевременно откликаться на злободневные международные события, подвергать критике буржуазную культуру Запада, показывать ее идейное ничтожество и вырождение.
Центральный Комитет обязал редколлегию шире использовать различные жанры сатиры и юмора, знакомить читателей с лучшими материалами, напечатанными в местных юмористических журналах и журналах стран народной демократии, сатирическими произведениями прогрессивных зарубежных писателей, публиковать документальные фотоснимки из иностранных газет и журналов, снабжая их политически острыми комментариями.
После постановления журнал заметно улучшился. Он стал печататься на 16 стр., с красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге. Резко улучшилось и его содержание. Вновь появляются Вилы в бок, расширяется отдел Дорогой Крокодил, возникает рубрика Крокодил помог. Критическим сигналом читателей отводятся отделы и рубрики Сообщаем адреса, С подлинным скверно, Как ни странно, но..., Фотовитрина Крокодила, Из напечатанного и др.
21 сентября 1951 г. принимается новое постановление — О недостатках журнала Крокодил и мерах его улучшения. В этом постановлении вновь отмечалось, что Крокодил является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.
На страницах журнала Крокодил,— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в Крокодиле единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций.
Резкий перелом в советской сатире вообще, в Крокодиле в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики.
Уже в первые годы после XX съезда Крокодил становится острее, боевитее, теснее связанным с читателем. Ведущая роль в расширении и упрочении связей с читателями вновь отводится отделам Вилы в бок и Дорогой Крокодил. Возникают новые и расцветают старые рубрики, строившиеся исключительно на критических материалах читателей (Разрешите побеспокоить, С подлинным скверно и др.).
Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел Быт или не быт?). Тем же проблемам подчинены и некоторые другие рубрики. Регулярно отражается культурная жизнь (отделы Таланты и поклонники, Листая страницы, Среди муз и граций, рубрика Литературные пародии и др.). Под рубрикой Мои интервью и Мой вернисаж читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных деятелей литературы и искусства современности. Часто выступают в Крокодиле сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран.
Иными словами, можно сделать вывод о том, что история преобразования сатиры в советских газетах и журналах весьма объемна. Большое количество печатных изданий оказываются недолговечными, среди них журнал Крокодил по праву занимает почетное место ведущего журнала в сатирических изданий нашей страны. Массовыми тиражами издаются книжки сатиры и юмора из Библиотечки Крокодила, альбомы, посвященные творчеству крупнейших советских карикатуристов, серии сатирических плакатов на разные темы и т. п.
О популярности Крокодила говорит постоянно возрастающий тираж. С 1953 г. по настоящее время он вырос с 300 тыс. экз. до 1700 тыс. экз. Редакция ежемесячно получает 6—7 тыс. писем читателей. Острым оружием смеха журнал активно воздействует на многомиллионные массы читателей, является боевым помощником Коммунистической партии в воспитании масс.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что сатира прежде всего воспринимается в обществе как обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде; сатира имеет множество видов, которые в своём сочетании делают произведение острым, критическим, своеобразным; история сатиры в России имеет свою специфику и характеризуется яркостью, злобностью, социальностью, а сами авторы возводятся в ранг героев, защитников народа, которые не только писали произведения с перцем, но и готовы были жертвовать своим благополучием, вплоть до тюремных заключений; в 20 – 30 годы ХХ века сатира, как литературный жанр, достигла своего апогея по частоте использования данного жанра, по разновидности его применения в журналах, газетах, по созданию, говоря современным языком, бренда сатиры как особого популярного среди народа литературного направления; в сатире отразилась вся яркость и противоречивость ума российского человека, умение смеяться и плакать над самим собой.
Данная работа была посвящена сатире и сатирическим жанрам в журналистике 20 – 30-х годов ХХ века.
В процессе работы с научной литературой было выявлено происхождения термина сатира и его трансформация в журналистике. Были характеризованы основные жанры сатиры и проведен анализ их использования в сатирических журналах первой половины ХХ века.
Особое внимание было уделено изучению журнала Крокодил, как одного из ярчайших примеров сатирических журналов ХХ века. Были подробно характеризованы этапы становления печатного издания из вкладыша до главного сатирического журнала 20 – 30-х годов ХХ века.
Можно заключить, что в ходе работы мы достигли поставленных задач, описанные данные научного и практического характера позволяют нам объективно оценить возникновение и развитие сатиры в журналистике начала прошлого столетия.
Осмысление опыта периодической печати свидетельствует о возрастающей роли сатиры как инструмента идеологического воздействия.
Список литературы
1.Автухович Т.Е. Сатира и риторика: (Традиции сатиры ХУIII века в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина) // М.Е.Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII — XX веков/ Отв.ред. Д.Н.Николаев./ Т.Е Автухович.- М. : РАГС,1998. с. - 380
2. Алтунян А А.. О собирателях земли Русской: Жириновский как публицист //Вопросы литературы./ А. А. Алтунян, - М. : Аспект Пресс, 1996. Март — апрель. с. 158
3. Блинова Э.В. Проблемы жанра и стиля публицистического фельетона./ Э. В. Блинова. – Томск. : Чародей, 1972. с. 239
4. Бореев Ю. О комическом./ Ю. Бореев. – М. : Политиздат, 1957. с. 289
5. Букчин С.В. Судьба фельетониста./ С. В. Букчин. – М. : Изд. МГУ, 1975. с. 290
6. Вилъчек Л.Ш. Советская публицистика 30 — 50-х годов./ Л. Ш. Вильчек. – М. : Политиздат, 1996. с. 187
7Виноградов В.В. О языке художественной литературы/ В. В. Виноградов.- М. : Изд-во МГУ: Наука, 1959. с. 359
8. Дмитриев А.В. Социология юмора./ А. В. Дмитриев. - М. : Аспект Пресс, 1996. с. 190
9. Журналист. 1997. № 5., С 19
10. Какорина Б.В. Указ. сочинения./ Б. В. Какорина. –М. : Аспект Пресс, с. 500
11. Крокодил. 1922. № 21. С. 16
12. Крокодил. 1922. № 2. С. 16
13. Литературная газета, 1934. 16-23 авг.
14. Мухомор. Птг., 1922. № 5. С. 20
15. Мыспяков В.И. Искусство сатирического повествования./ В. И. Мыспяков. – Саратов. : Златоус,, 1966. с. 240
16. Николаев Д. С. Смех - оружие сатиры./ Д. С. Николаев. – М. : РИП-холдинг , 1962. с. 249
17. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра./ Б. В. Стрельцов. – Минск. : Видаль, 1983. с 200
18. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать./ С.И Стыкалин., И.К Кременская. - М. : Мысль, 1963. с. 369
19. Тимченко И. С. Типообразующие элементы экстремистского издания //Типология печати: Проблемы теории и практики /Отв.ред. Б.Я.Мисонжников./ И. С. Тимченко, - СПб. : Аспект Пресс, 1999. с. 287
20. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д. Н., издание 1940 г.
21. Ученова В.В. У истоков публицистики./ В. В. Ученова. – М. : Русская книга 1989. с. 389
22. www.evartist.narod.ru
23. www.strana.oz.ru
24. http://ru.wikipedia.org
25. http://www.vkpb.ru/