Советская журналистика в условиях культа личности Сталина
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ периодических изданий периода 1930-1940-х гг. и ее влияние на создание культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина. Система советской журналистики, источники, обожествляющие личность И.В. Сталина. Причины, по которым имя Сталина возвели в культ.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
На тему Советская журналистика в условиях культа личности Сталина
Выполнил
студент гуманитарного факультета
гр.6061 Поспелова К.В.
Проверил
доц. Полякова Н.В.
С.-Петербург 2008
Оглавление
Введение
[1] , написанной Л. Алексеевой. Автор не только, подвергает анализу деятельность партийно-государственных органов по выработке мер, направленных на пресечение критики официальной идеологии, в каких бы формах она не выражалось, но так же приводит интересный фактический материал.
Поистине интересной представляется работа Ю.Ф. Лукина Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества, посвященная выявлению особенностей правозащитного движения в СССР, как духовно-этической оппозиции тоталитаризму. Автор показал точные формы противостояния сталинизму в 1920-е - 1950-е гг., в т. ч. внутри партии, среди трудящихся, крестьян, молодежи, военных, интеллигенций.
Изображению объективных и субъективных предпосылок ужесточения борьбы с инакомыслием в годы советской власти, оценке основных этапов борьбы государства и правящей партии с вольнодумством посвящена работа А.А. Данилова История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг.
В книге Блюма А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора на базе богатейшего архивного материала прослежена история одного из уникальных инструментов советского тоталитаризма: цензурной системы контроля над литературой. Раскрыты механизмы и результаты цензурного насилия во всех сферах литературного, издательского, библиотечного дела - перед нами проходит богато документированная, переходящая в фарс, но от того еще более жуткая картина трагедии советской культуры.
Арлен Блюм рисует впечатляющую картину сужения в годы великого перелома доступа к информации, построения единого информационного поля, чей целью было жесткое и директивное управление массами (одна из глав так и называется: Тотальный библиоцид). В книге подробно прослеживаются разнообразные формы становления и бытования цензуры прежде всего в сфере культуры - от книжной продукции и периодики до букинистических магазинов и библиотек.
Цензоры не только вмешивались в тексты (интересно, что до революции цензорам запрещалось дописывать за автора - разрешалось лишь вычеркивать неугодные места), но и непосредственно влияли на судьбу авторов. Причем порою самым трагическим образом. Так, непосредственным поводом для разгрома Лендетиздата и ареста ведущих его сотрудников послужил донос цензора Д. Чевычелова (1904 - 1970). Как и многие люди подобного сорта, он сделал карьеру в том же издательстве, став его директором.
С помощью этой работы мне хотелось бы проанализировать журналистику периода 1930-1940-х гг. и понять насколько сильно она способствовала созданию культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина.
Целью данной курсовой работы можно обозначить исследование и анализ периодических изданий периода культа личности. Для выполнения поставленной цели были исследованы статьииисторические события, на базе исторических изданий, интернет-статей и статей опубликованных в газетах того периода. Цель работы определила следующие задачи:
· Понять, как работала система советской журналистики
· Проанализировать источники, обожествляющие личность И.В. Сталина
· Показать, что советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина
· Выявить причины, по которым имя Сталина возвели в культ
· Исследовать периодические издания, установить, на чем они акцентировались
Объектом курсовой работы можно определить - работу СМИ в период культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина, а предметом - периодические издания того периода.
Основными методами исследования стали:
· Изучение рекомендуемой литературы
· Изучение исторической литературы
· Анализ и обработка статей
Информация в данной курсовой работе изложена дедуктивным методом.
§ 1. Отечественная публицистика 30-х годов
Публицистика конца 20-х-30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком С фронта индустриализации, а на радио в передачах Последних известий, становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное слово публицистов позволяло читателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, воспринимать их как символы новой жизни. [2]
Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью Правды, За индустриализацию, Социалистичной харькивщины, белорусской Звязды и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений и отчетов. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские журналисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин и другие вводят в корреспонденции элементы публицистики.
Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутреннему разделению очерка по различным типам и видам. Одно из ведущих мест занял индустриальный очерк. Им мастерски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицом человека труда, обуреваемого жаждой творческого созидания. Знакомство с героями очерков Б. Горбатова Чугун, Риск, Коминтерн, Гребенка и других поможет понять духовный мир автора, его пристрастие к натурам мужественным. Неуемность, самоотверженность героев Горбатова как нельзя лучше характеризуют и его самого: он участник экспедиций в Арктику в 1935 и 1936 гг., героических перелетов экипажей Молокова на Северный полюс. И отовсюду неизменно посылал в Правду очерки и корреспонденции о трудовых буднях советских людей.
В публицистике 30-х гг. особо выделялся и сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделали Вл. Ставский и А. Колосов.
Различия в специфике общественных отношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на различные темы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массового социалистического соревнования, движения передовиков и новаторов производства вызывают к жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жуков, А. Авдеенко и др.
С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам[3] , В. Маяковский[4] , А. Платанов[5] , К. Радек[6] и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годы в Правде, Известиях, Комсомольской правде, были и такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, А. Корнейчук, Н. Вирта, М. Ауэзов, Вс. Иванов и др.
Советская страна, населяющие ее народы жили своими проблемами. Но русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили Голос России, Время; в Праге - Воля России, Казачий набат; в Париже - Бодрость, Россия, Возрождение и др. В
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к Последним новостям, сохранявшим свое умеренное направление. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России. Поэтому она так охотно представила свои страницы возвратившейся из России Е. Кусковой. Серия ее статей в газете не всей эмиграцией была воспринята однозначно. Да это и понятно. Кускова, видя нэпманскую Россию, чувствовала либерализацию советского режима, надеялась на его демократизацию. Этими мыслями была проникнута, в частности, статья Сдвиги в России и эмиграция[7] . Однако прошло три года и в сознание Кусковой вселилось сомнение в возможности перемен в России. Свои мысли она изложила в статье Все еще почему?, вышедшей в марте 1929 г.
Позиция изданий социалистических партий и в 30-е гг. оставалась резко отрицательной по отношению к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская Заря, эсеровские Знамя борьбы и Революционная Россия, Бюллетень оппозиции Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер Бюллетеня оппозиции. Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов Бюллетеня принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек Бюллетеня. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.
В истории Бюллетеня оппозиции просматриваются несколько периодов. Первый начался в июле 1929 г. и продолжался до 1933-1934 гг. - до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР. Второй период охватывает 1933-1934 гг. и завершается началом второй мировой войны, т.е. 1939 г. Третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.
Главные темы первых двух этапов деятельности Бюллетеня оппозиции связаны с борьбой за возвращение к ленинским истокам ВКП (б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативный III-му IV-й Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемым Сталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к политической революции в СССР, устранению Сталина.
Журнал был рупором распространения идей Троцкого, его страстной неприязни к Сталину и сталинизму. Поэтому одно из ведущих мест в Бюллетене занимала тема Сталина во всех ее аспектах: историко-биографическом, историческом, партийном, теоретическом и многих других. Вот лишь несколько статей, опубликованных в журнале: К политической биографии Сталина, Сталин как теоретик, Сталин и Коминтерн, Сталин снова свидетельствует против Сталина, Заявления и откровения Сталина, Гитлер и Сталин, Сталинские репрессии в СССР и десятки других. [8]
Основным источником публикаций в Бюллетене оппозиции его постоянной рубрики Революционные новости из СССР были материалы советской прессы. [9] Ее содержание второй половины 30-х гг. не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток, она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.
Система средств информации нашей страны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом Краткого курса истории ВКП (б) и учреждением отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.
Настойчивое проведение СМИ авторитарной идеологии способствовало тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.
Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.
Режим тоталитарного государства, культ личности Сталина наложили глубокий отпечаток на работу прессы. Во время политических процессов 30-х гг. тон всей советской журналистике задавала Правда. Она занимала непримиримую и жесткую позицию по отношению к тем, кого обвиняли во вражеской деятельности. В обличение вовлекались люди талантливые, в иных ситуациях проявившие себя честно и храбро. Среди подобных публикаций Правды была полна ярости и издевки статья Убийца с претензиями. Она принадлежала перу блестящего публициста М. Кольцова. Посвятив свою статью Н. Бухарину, автор вел речь о нем, как об обреченном. Однако массовые репрессии коснулись и кадров нашей печати. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты, в их числе член редколлегии Правды М. Кольцов, редакторы Комсомольской правды А. Костров, В. Бубекин, писатель-публицист Третьяков и многие другие.
В 1930 г. за особые заслуги в социалистическом строительстве и в связи с пятилетним юбилеем Комсомольская правда стала первой газетой в истории журналистики страны, награжденной орденом Ленина. В годы первых пятилеток представители Комсомольской правды были на всех новостройках, на всех крупнейших промышленных предприятиях центра страна и в самых отдаленных ее районах. На страницах газеты выступали видные советские писатели, публицисты, комсомольские работники Л. Леонов, М. Шолохов, А. Гайдар, М. Кольцов, А. Косарев и др.
Печать ставила перед трудящимися конкретные задачи пятилетнего плана и настойчиво требовала обязательного их выполнения. В частности, газеты вели большую агитационную и организаторскую работу вокруг двух цифр: 518 и 1040. Их суть раскрывают следующие лозунги: Большевистскими темпами обеспечим своевременный пуск 518 новых предприятий, построим 1040 машинно-тракторных станций, развернем мощное строительство совхозов и колхозов!.
В проблематике выступлений Вечерней Москвы 30-х гг. доминировали сообщения о новых промышленных предприятиях в столице, строительстве метро. Газета решительно выступала против фактов бюрократизма управленческого аппарата, боролась за совершенствование его работы, особенно в годы реконструкции города.
культ личность сталин журналистика
С исключительной теплотой рассказывала Вечерка о выдающихся достижениях советской науки, героизме советских летчиков, совершивших беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку и многом другом, чем жила страна в 30-е гг. и что волновало и интересовало москвичей.
Совершенствуя свою специфику как вечернего оперативного издания, газета ввела новые рубрики: Утренние газеты сообщают, По телефону и телеграфу, Москва - сегодня, В последний час и др.
Много нового появилось и в жанровой структуре Вечерней Москвы. Сохраняя свой информационный характер, она не избегала и аналитических жанров, очерков, фельетонов. На ее страницах выступали известные поэты, публицисты, писатели, драматурги, сатирики. В их числе: А. Афиногенов, Э. Багрицкий, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, М. Кольцов, В. Маяковский, И. Эренбург и многие др.
Тема пятилетки не сходила со страниц и местной печати. Пресса национальных советских республик пыталась беспощадно и бескомпромиссно ломать старые устои без учета национальных традиций и особенностей быта народов. Она настойчиво проводила линию на создание в сугубо сельских регионах промышленной сферы. Под давлением центральной печати местная и национальная журналистика призывала к ускорению темпов индустриализации любой ценой.
В ходе борьбы за осуществление концепции социалистического строительства рождается лозунг Пятилетку в четыре года!. Советская печать быстро подхватила его и стала настойчиво добиваться его выполнения.1 сентября 1929 г. этот призыв впервые появился в Правде.
В соревнование за досрочное выполнение пятилетки вовлекались не только промышленность, но и сельскохозяйственное производство.
31 января 1930 г. Правда выступила с передовой Рычаг социалистического соревнования в колхозы, в которой, не до конца разобравшись в ситуации, сложившейся в ходе коллективизации, призывала центральные и местные издания развернуть соревнование за форсирование темпов коллективизации. Этой цели газеты посвящали проведение массовых смотров и рейдов по проверке готовности колхозов к весне, севу, рассказывали об опыте отдельных хозяйств. Газеты публиковали ”Красные доски”, организовывали в хозяйствах свои ударные посты селькоров, печатали договоры социалистического соревнования между МТС и другие материалы. Иными словами, делали все, чтобы подтолкнуть коллективизацию. На этом фоне выгодно отличалась Крестьянская газета. В конце 20-х - начале 30-х гг. она была одной из самых популярных в стране: она поднимала актуальные вопросы, волновавшие массы, регулярно публиковала Странички колхозника, выпускала сменные областные и краевые полосы, посвященные вопросам коллективизации. Разовый тираж газеты достигал 3 млн. экз. Ни одна газета в мире в те годы не имела такого большого тиража.
В деятельности прессы конца 20-х - 30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремлением к дальнейшему усилению идеологического и организационного воздействия прессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом их тиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз., в том числе количество изданий, выходивших в национальных советских республиках, достигло 2500. Каждая газетная строка говорила о надвигавшейся беде. Мир стоял на грани войны.
§ 2. Как журналистика способствовала созданию культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина
Конец 20-х - 30-х годов ХХ века характеризуется значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. Лишь в 1928 году в принятых постановлениях ЦК ВКП (б), в том числе Об отделе партийной жизни Правды, О реорганизации радиовещания, О мероприятии по улучшению юношеской печати, Об обслуживании книгой массового читателя неизменно подчеркивалось, что основной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей боевых традиций большевистской партии, что СМИ - это острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте[10]
Установка на превращение журналистики в орудие партийной пропаганды особенно энергично стало внедряться в связи с выходом в 1938г. Краткого курса истории ВКП (б). С 9 по 19 сентября 1938 г. его главы публиковались в Правде вместе спередовыми статьями: Большевистская идейность и организованность, За овладение революционной теорией, Непобедимая сила марксизма-ленинизма, Обеспечить глубокое изучение истории ВКП (б) и др., разъясняющими главы. В первые 15 лет Краткий курс был издан 301 раз тиражом 42.816.000 экземпляров на 67 языках. В истории советского книгопечатания это было самое многотиражное издание.
В связи с выходом Краткого курса политико-идеологический контроль над средствами массовой информации достиг своего апогея. В 1938г. партийному контролю по всему Советскому Союзу подверглось: 8850 газет, 1726 журнала, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек. [11]
В ноябре 1938г. ЦК ВКП (б) принял постановление О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском Краткого курса истории ВКП (б). В связи с этим произошло развитие внутриредакционной структуры. Появляются новые отделы, в частности, отдел пропаганды учреждается в центральных газетах Правда, Красная Звезда, Комсомольская правда, а также в республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах; укрепляются отделы критики и библиографии; реорганизуются штаты областных, краевых и республиканских газет, в которые вводятся собкоры; по группе районов, укрепляютсярайонныегазеты. А журнал Большевик стал теоретическим органом партии, всесоюзной консультацией по вопросам марксизма-ленинизма.
Таким образом, пропаганда партийной идеологии стала занимать на страницах газет важное место. Например, в газете Литературная газета редакция отмечала, что борьба за культуру языка - есть борьба за культуру социализма в целом. А страницы многих газет пестрили заголовками подобного рода.
Настойчивая пропаганда СМИ авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.
Особенностью журналистики 1930-х-40-х годов наряду с существованием партийного контроля и пропаганды было существование культа личности Сталина, который сам вел борьбу за утверждение своей диктатуры наряду с контролем над прессой.
Безграничное доверие Сталину, готовность безоговорочно выполнить любой его приказ послужили благоприятной почвой для того, чтобы отношение к нему стало некритическим, а восхищение превратилось в безудержное восхваление. К началу 1930-х годов уже сложился так называемый культ личности Сталина. Некоторые элементы этого культа были с восхищением описаны в книге о Беломорканале. Заранее предвкушая, открытие XVII партконференции, назначенной на начало 1932 года, авторы книги писали: Загремит оркестр. Все встанут. Пробегут дети по сцене, бросая в президиум цветы, промаршируют старики-рабочие, красноармейцы, моряки со своими рапортами, ученые академики с мировыми именами. Опять встанет весь багряно-золотой зал театра, затрясется люстра от рукоплесканий - это вся страна приветствует вождя. Это Сталин - их друг, товарищ, учитель и еще что-то громадное, какой-то особый и великолепный ум, который как будто и прост, а в то же время чрезвычайно необычен и высок, - все то, что человечество называет гением. Он стоит в своем простом френче - и 140 национальностей приветствуют его. Да где там 140! Вот это приветствие повторяется и в теплых океанах кочегарами перед топками пароходов, рабочими в доках Шанхая, в прериях рабочими у фермеров и скотоводов, шахтерами Рура, металлургами Бельгии, батраками Италии, в рудниках
Калифорнии, в изумрудных копях Австралии, неграми Африки, кули Китая и Японии - всеми угнетенными и порабощенными. Выступая на митинге на Красной площади, состоявшемся во время XVII съезда партии, секретарь ЦК ВКП (б) С.М. Киров назвал Сталина славным, твердокаменным ленинцем, лучшим ленинцем, а также славным, несгибаемым, великим руководителем и стратегом. Подобные восхваления в адрес Сталина звучали с трибуны съезда в каждой речи ораторов, в том числе и гостей - коммунистов из других стран, в каждом приветствии съезду. (Фамилии Сталина не прозвучало лишь в его собственном докладе и в докладе председателя мандатной комиссии Н.И. Ежова.) Неумеренные восхваления в адрес Сталина звучали и в покаянных речах всех бывших оппозиционеров, которым было предоставлено слово - А.И. Рыкова, М.П. Томского, Л.Б. Каменева, К.Б. Радека, Е.А. Преображенского, В.В. Ломинадзе и других. Н.И. Бухарин назвал его фельдмаршалом мировой революции.
К этому времени здравицы в честь Сталина, приветственные обращения к нему стали обычным явлением на торжественных собраниях и всегда сопровождались бурными аплодисментами присутствовавших. Портреты Сталина, его скульптурные изображения украшали кабинеты государственных учреждений, а в праздники - фасады зданий. Во всех городах страны во время праздничных демонстраций люди несли портреты Сталина.
В его честь были названы города - Сталинград, Сталинабад, Сталино, Сталинири и т.д., промышленные предприятия, колхозы, совхозы, пик на Памире. Поэты посвящали Сталину стихи.1 января 1936 г. в Известиях появляются первые два стихотворения, прославляющее И.В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он просто бредил Сталиным.
А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, - деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом Предшествующего пробел.
Он - то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом, Не исказился, не истлел.
В собраньи сказок и реликвий, Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком, И если, зайцу в перерез Пальнёт зимой по лесосекам, Ему, как всем, ответит лес
Журналисты, публицисты, писатели, партийные и государственные деятели словно соревновались друг с другом в восхвалении Сталина. В день открытия XVII съезда партии газета Правда поместила на первой полосе такой заголовок: Учение Ленина о возможности победы социализма в нашей стране осветило нам путь борьбы. Мудрое и твердое руководство Сталина привело нас к победе[12] . Передовая статья газеты была заполнена восхвалениями в адрес Сталина: Пролетариат, выдвинувший плеяду гениальнейших вождей - Маркса, Энгельса, Ленина, - нашел им достойнейшего преемника - великого Сталина, титана революционной мысли и действий… Сталинская прозорливость, твердость, непримиримость к малейшим проявлениям оппортунизма победили… Нет сейчас в мире человека, к голосу которого так прислушивались бы, как к голосу товарища Сталина. Статья венчалась словами: Пламенный привет ленинскому Центральному Комитету и вождю партии, железному бригадиру международной пролетарской революции, великому зодчему первого в мире социалистического общества - товарищу Сталину!
Карл Радек написал книгу Зодчий социалистического общества, сплошь заполненную дифирамбами в адрес Сталина. Однако, не смотря на такое восхваление вождя, журналист был репрессирован. Его не спасло даже и то, что в последние перед арестом годы ничего не выходило без прославления великого зодчего социализма из-под пера этого публициста.
Сталин, желая обессмертить свое имя, порой подталкивал литераторов к созданию произведений о себе. Это коснулось А.Н. Толстого, выполнившего социальный заказ, М. Горького, разочаровавшего ожидания вождя, М.А. Булгакова и др. Булгаков решил эту проблему как художник. Его пьеса Батум выполняет сверхзадачу, имеет второй, не сразу видимый пласт, подтекст, раскрывающий истинное отношение писателя к герою и героическим событиям, в которых тот участвует. Сомнительной и вызывающей была, по сути, вся пьеса, - приходит к выводу историк театра А. Смелянский, - в которой сталинская эпоха была развернута и сопоставлена с полицейской практикой русского самодержавия начала века. Сталин - внимательный читатель творчества Булгакова, вероятно, ощутил это. Пьеса Батум была запрещена.
29 января 1934года Правда комментировала отчетный доклад ЦК, с которым выступил Сталин, следующим образом: Блестяще применив марксистско-ленинскую диалектику, вождь партии шаг за шагом освещает сложный лабиринт современной международной обстановки, движения кризиса, обострившего положения в капиталистических странах, и показывает неуклонный подъем хозяйства страны Советов. Передовая статья завершалась словами: Победа нам обеспечена… ибо партию возглавляет Ленинский Центральный Комитет и такой непоколебимый и гениальный рулевой, как Сталин, вооруживший большевиков программой великих работ.
Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина Об основах ленинизма, Краткий курс истории ВКП (б) и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.
В газете Правда за период, когда у власти находился Сталин, во многих статьях упоминалось имя вождя, можно сказать именно газета правда задавала тон все советской журналистике. Так, например, в номере 63 (7388) от 5 марта 1938 года можно увидеть такие фразы, восхваляющие Сталина: …вождя и учителя народов великого Сталина[13] , Да здравствует наш великий вождь, учитель и друг товарищ Сталин![14] , вождь всех трудящихся великий Сталин![15] и так далее. Его называли другом, учителем, любимым вождем, в письмах, опубликованных в газете, к Сталину обращаются: Дорогой Иосиф Виссарионович, Дорогой товарищ Сталин[16] Восхваляя на все лады его прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток, советская журналистика утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.
Именно газета Правда считалась центральным органом партии большевиков и наиболее влиятельным советским изданием, фактически - главной газетой страны. И не было ничего удивительного, что данное издание публиковало на своих страницах статьи, восхвалявшие Сталина.
Журналисты и не только благодарили Сталина за все, что он делает для народа, особенно вождя благодарили за продолжение бессмертного дела Ленина. Так, в номере 355 (11462)Правды от 21 декабря 1949 года можно прочитать такие строки: Вместе с Лениным ты, товарищ Сталин, создавал партию большевиков, в тесном содружестве с Лениным разрабатывал идеологические, организационные, тактические и теоретические основы большевизма, закалял партию в суровых боях за освобождение трудящихся, превратив ее в самую могучую революционную партию в мире. Бесстрашный революционер, гениальный теоретик, великий организатор, ты вместе с Лениным уверенно и смело, твердо и осмотрительно вел партию, рабочий класс на вооруженное восстание, на социалистическую революцию… Когда смерть оборвала жизнь великого Ленина, ты, товарищ Сталин, высоко поднял славное знамя Ленина, смело и решительно повел нашу партию по ленинскому пути[17] .
Л. Берия в статье Великий вдохновитель и организатор побед коммунизма [18] говорит о том, что после великого Ленина в мире не было и нет имени, столь близкого сердцам миллионов трудящихся, как имя великого вождя товарища Сталина. Имя товарища Сталина с горячей любовью произносят трудящиеся во всех странах мира, связывая с ним осуществление своих вековых надежд и чаяний.
Н.С. Хрущев утверждал, что культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его Краткой биографии, вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого великого вождя и непревзойденного полководца всех времен и народов. Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина [19] .
Таким образом, печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.
В Правде от 10 Декабря 1933 года №339 (5865) есть статья посвященная перевыполнению промфинплана 1933 года. В окончании статьи есть слова, адресованные Сталину, высказывающие ему благодарность: Этих успехов Ленинский район добился потому, что ты, товарищ Сталин, учил нас, как преодолевать трудности и как проводить в жизнь генеральную линию партии. В период чистки партийной организации беспартийные рабочие еще ближе узнали свою родную большевистскую партию и еще упорнее и настойчивее боролись под знаменем нашего ленинского ЦК за выполнение задач первого года второй пятилетки. [20]
В этом же номере Правды есть цикл стихотворений Демьяна Бедного, посвященных Культуре в колхозах. В одном из этих стихотворений так же упоминается имя Сталина.
У председателя колхоза Тучный колос
В гостях ударники Колхозного луча.
Из патефона им так любо слышать голос
Для них - для нас для всех! - живого Ильича.
В мечтах у них - весна и прозелень проталин:
План посевной врагом не будет уж провален.
Всех лодырей прижмем, приструним всех кутил.
Добьемся, чтоб колхоз всей жизнью ощутил,
Что путь наш - ленинский и что товарищ Сталин
Заветы Ленина в колхозах воплотил.
Заключение
Как ученик В.И. Ленина, И.В. Сталин (1878-1953) был его последователем и в решении проблем свободы слова. В отличие от учителя он заземлял их, подчинял собственным интересам, которые считал интересами партии и государства. При этом он обращался и к опыту российского самодержавия, использовал его в полном объеме.
Сталин следил за всем и за всеми, выдвинул и по-своему развил ряд наиболее важных установок, определивших характер партийно-советской журналистики и цензурный режим в стране. Он использовал неопределенности, которые содержал социалистический постулат в области свободы - свобода для народа, свобода для большинства. Еще В.И. Ленин в известном письме Г.А. Мясникову (1921) с пафосом заявлял о болотном огоньке абсолютной свободы, который помогает буржуазии держать в руках общество. Рефреном письма звучали слова: свобода печати поможет силе мировой буржуазии. Она не умерла. Она жива. Она стоит рядом и караулит. Позднее, 5 ноября 1927 г. в длившейся шесть часов беседе с иностранными рабочими делегациями (присутствовало 80 их представителей из Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Китая, Южной Америки и др.) Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин, повторяя ленинские аргументы, высказанные в ходе полемики вокруг Декрета Совнаркома о печати, ответил на их вопрос Почему нет свободы печати в СССР? так: О какой свободе печати вы говорите? Свобода печати для какого класса - для буржуазии, то ее у нас нет и не будет, пока существует диктатура пролетариата. Если же речь идет о свободе для пролетариата, то я должен сказать, что вы не найдете в мире другого государства, где бы существовала такая всесторонняя и широкая свобода печати для пролетариата, какая существует в СССР. . Лучшие типографии, лучшие дома печати, целые фабрики бумаги, целые заводы красок, необходимых для печати, огромные дворцы для собраний, - все это и многое другое, необходимое для свободы печати рабочего класса, находится целиком и полностью в распоряжении рабочего класса и трудящихся масс.
С помощью И.В. Сталина становится всеобъемлющим так называемый принцип партийности - идеологии, литературы, журналистики. Вождь выступает в качестве разработчика таких основополагающих, как генеральная линия партии, обязательная для всех членов партии; гнилые теории, создаваемые оппонентами Сталина или приписываемые Генсеком им; большевистская революционная бдительность, которую необходимо постоянно проявлять, так как классовая борьба с развитием социализма усиливается. Фактически все это обосновало внутреннюю репрессивную политику, вылившуюся в многочисленные процессы над врагами народа, организацию ГУЛАГа и др.
Несомненно, И.В. Сталин полностью контролировал журналистику, он подчинил её себе, потому что действительно осознавал её силу, её мощь.
Делая выводы из проделанной работы и возвращаясь к поставленным задачам, можно подвести итог и с уверенностью сказать, что поставленные задачи были решены, нужные ответы найдены.
Сталин был на самом деле выдающимся человеком, вождем, за которым шел народ, которого слушали и подчинялись. Это мы увидели проанализировав многочисленные статьи газет Правда, Комсомольская правда, Известия и др.
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого великого вождя и учителя. Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Имя Сталина долгое время носил г. Донецк (Сталино). Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным.
Также его имя упоминается и в гимне СССР, сочиненном С. Михалковым в 1944 году:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин - на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги Сталин).
Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы).
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1927 - в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя новыми социалистическими городами.
После разоблачения культа личности получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М.А. Шолохову Да, был культ… Но была и личность!.
Список литературы
1. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929-1953. СПб.: АСПЕКТ-Пресс, 2000.
2. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике: Курс лекций. Спб, 2004
3. Есин Б. И.300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа. - М.: Флинта, 2002.
4. Жирков Г.В. Сопротивление сталинскому режиму и журналистика // Вестник СПбГУ. Серия 2.1993. Вып.1, №2
5. Засурский Я.Н. Журналистика и политика МГУ, 1987.
6. Кириллов В.М. История репрессий и правозащитного движения в России. МГУ, 1999.
7. Кихтан В.В. Онлайновая журналистика в России: становление, тенденции и перспективы развития. Москва, 2004
8. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). - М.: Флинта, 2003.
9. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. - М.: Мысль, 1992.
10. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.). - М.: РАГС, 1999.
11. Очерки советской цензуры. - М., 1995г.
12. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х гг. - СПб.: СПбГУ, 1997.
13. Троцкий Л.Д. Сталинская школа фальсификации. - М.: Мысль, 1990.
14. Чигринская Л.Ф. Основы журналистики. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. Тех. ун-та, 2001
Интернет-источники:
Библиотека центра экстремальной журналистики:
15. http://www.library. cjes.ru/
Свободная энциклопедия
16. http://ru. wikipedia.org/wiki/Сталин
Источники
17. Правда. 1933, №339 (5865)
18. Правда. 1934, №25 (5561)
19. Правда. 1938, № 63 (7388)
20. Правда. 1939, № 18 (7703)
21. Правда. 1949, № 355 (11426)
22. Комсомольская правда. 1939, №44 (4227)
23. Известия. 1931, №57 (4264)
24. Известия. 1931, №69 (4276)
25. Известия. 1937, №246 (6408)
26. Литературная газета. 1937, №61 (697)
[1] Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. М., 1992
[2] Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928-1932).М., 1977.
[3] Мандельштам О. Возвращение. Стихотворения, переводы, очерки, статьи. Тбилиси, 1990.С. 310-320
[4] Маяковский В. Помпадур // Крокодил. 1928. № 29; Он же. Полн. собр. соч.: В 13 т.М., 1958.Т. 9.С. 122-128, 369
[5] Платонов А. Горячая Арктика // Платонов А. Живя главной жизнью.М., 1989.С. 397-404
[6] Радек К. Геббельс разоблачает... фашистов // Известия. 1934. 24 июня.
[7] Кускова Е. Сдвиги в России и эмиграция // Последние новости. 1926. 18 и 23 марта.
[8] Троцкий Лев. Сталин. В 2 т.М., 1990.Т. 1.С. 323; Т. 2.С. 303.
[9] http: //ru. wikipedia.org/wiki/Троцкий,_Лев
[10] Кузнецов И.В. История отечественной журналистике (1917-2000) 2-е изд.М., 2003.С. 206
[11] Очерки советской цензуры. Исключить всякие упоминания.М., 1995.С. 307
[12] Правда. Учение Ленина о возможности победы социализма в нашей стране осветило нам путь борьбы. Мудрое и твердое руководство Сталина привело нас к победе. 1934, № 25 (5561).С. 1
[13] Правда. Стереть с лица земли подлых изменников Родины! Священная ненависть народа.
1938, № 63 (7388).С. 1
[14] Правда. Никому не нарушить дружбы народов СССР! 1938, № 63 (7388).С. 1
[15] Правда. Гнусных предателей - расстрелять. 1938, № 63 (7388) С. 1
[16] Правда. Письмо участников Краснодарского краевого совещания по повышению урожайности - агрономов, председателей колхозов, бригадиров и звеньевых, работников совхозов и научных учреждений. 1939, №18 (7703).С. 3
[17] Правда. Товарищу СТАЛИНУ - великому вождю и учителю, продолжателю бессмертного дела Ленина. 1949, №355 (11462).С. 1
[18] Правда Л. Берия Великий вдохновитель и организатор побед коммунизма. 1949, №355 (11462).С. 4
[19] Отрывок из доклада Н.С. Хрущева О культе личности и его последствиях.
[20] Правда. Ленинский район досрочно
Выполнил годовой план. 1933, 10 декабря, №339 (5865)