Современна ли комедия АС Грибоедова Горе от ума

СОДЕРЖАНИЕ: Современна ли комедия А.С.Грибоедова Горе от ума. Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший... А.С.Грибоедов Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-

Современна ли комедия А.С.Грибоедова Горе от ума.

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-

ния гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова

как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заг-

лавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких назва-

ний, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли

более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из нео-

кончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и

вот - Отмечаем ! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы,

Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения Женщин

России, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи

кто ?...

Нет пьесы живее и современнее, чем Горе от ума. Так было, так

есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является Горе от ума, соп-

ротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был

кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декаб-

ризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осозна-

ем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,

особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в

отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что Горе

от ума - это не черно-белая сатира на общественный строй, как учили

в школе. Писателя занимали не строй, не система, а социальная пси-

хология. А она вовсе не черно-белая. Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий

зачастую говорят об одном и том же. А все Кузнецкий мост, и вечные

французы !... - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, чтоб умный,

бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев. Оба они бе-

зусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разде-

ляет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и

мильон терзаний. А строй, система - что ж, они могут меняться,

но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого ? Это был академик Са-

харов. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:

Чацкий ! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,

что в Горе от ума один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий -

добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий

с его голоса умные речи - перед кем ? Перед Скалозубами и Тугоуховски-

ми ? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Пе-

ред теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.

Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Саха-

ров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они

русские ? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего вре-

мени.

Неисчерпаемость Горе от ума открывается в недопонятом Чацком и

неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным ? Кажется,

и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на

время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокруша-

лись бы так единодушно: Ужасный век ! Не знаешь, что начать.., - го-

ворит Фамусов. И Герцог вторит ему: Ужасный век, ужасные сердца !

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по

принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу Горе от ума составляет конфликт молодого дворя-

нина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События

разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение

дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,

дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав

то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спо-

рах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво

мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с

ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, проти-

вопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у

которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: угождать

всем людям без изъятья. Молчалин - низкопоклонник и делец, как ха-

рактеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга кос-

тей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий.

Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополу-

чии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он

уважает и считает умным и бодрым. В то же время он презирает угодни-

чество, карьеризм. Он служить бы рад, но ему прислуживаться тошно.

Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы ?

Не эти ли, грабительством богаты ?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано ! А мы еще спорим, современна ли

комедия. Какое счастье эта пьеса ! Как все мы вместе и каждый в от-

дельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,

он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет

своей комедией Горе от ума в нас. Он возвращается к нам, как свет

счастья.

Скачать архив с текстом документа