Современна ли комедия А.С.Грибоедова Горе от ума

СОДЕРЖАНИЕ: Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией в нас.

Современна ли комедия А.С.Грибоедова Горе от ума

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их словакак бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва либолее десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, ивот - Отмечаем ! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы,Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения ЖенщинРоссии, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьикто ?...

Нет пьесы живее и современнее, чем Горе от ума. Так было, такесть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является Горе от ума, сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов былкровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое вотечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что Гореот ума - это не черно-белая сатира на общественный строй, как училив школе. Писателя занимали не строй, не система, а социальная психология. А она вовсе не черно-белая. Вслушайтесь: Фамусов и Чацкийзачастую говорят об одном и том же. А все Кузнецкий мост, и вечныефранцузы !... - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, чтоб умный,бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев. Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то имильон терзаний. А строй, система - что ж, они могут меняться,но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого ? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:Чацкий ! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,что в Горе от ума один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящийс его голоса умные речи - перед кем ? Перед Скалозубами и Тугоуховскими ? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что онирусские ? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость Горе от ума открывается в недопонятом Чацком инеразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным ? Кажется,и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы навремя, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: Ужасный век ! Не знаешь, что начать.., - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: Ужасный век, ужасные сердца !

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только попринадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу Горе от ума составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. Событияразворачиваются в одном московском аристократическом доме в течениедня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показавто новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезвомыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться сними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, укоторого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: угождатьвсем людям без изъятья. Молчалин - низкопоклонник и делец, как характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий.Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который онуважает и считает умным и бодрым. В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он служить бы рад, но ему прислуживаться тошно.Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы ?

Не эти ли, грабительством богаты ?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано ! А мы еще спорим, современна ликомедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живетсвоей комедией Горе от ума в нас. Он возвращается к нам, как светсчастья.

Скачать архив с текстом документа