Современная конституция и местное самоуправление
СОДЕРЖАНИЕ: РЕФЕРАТ по дисциплине: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО на тему: Современная конституция и местное самоуправление 2010 год Оглавление. Введение ...3РЕФЕРАТ
по дисциплине:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
на тему:
Современная конституция и местное самоуправление
2010 год
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Конституционные основы местного самоуправления…………………...4
2. Основы правовой регламентации полномочий органов
местного самоуправления…………………………………………………….6
3. Основы гарантии местного самоуправления………………………….....9
4. Современные основы МСУ в РФ…………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике современной России, сопровождается обострением политических и социальных проблем, которые в свою очередь сдерживают социально-экономическое развитие страны. В этих условиях, как показывает отечественный и зарубежный опыт, важнейшим фактором стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране выступает использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения.
Местное самоуправление является логическим выражением процесса демократизации. Конституция Российской Федерации 1993 года впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения.
1. Конституционные основы местного самоуправления.
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В данном случае определяется социальное назначение местного самоуправления – обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан, определять структуру органов местного самоуправления, выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления, защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке.
Также, в данной статье в общем виде сформулировано поле деятельности местного самоуправления – «вопросы местного значения», под которым понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, законами субъектов РФ. В их перечень конституция включает жилищное строительство и распределения жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка и др. Самостоятельность в решении населением вопросов местного значения – определяющая черта местного самоуправления. Она выделяется при его характеристике как основы конституционного строя и в др. случаях; реализуется в пределах установленных полномочий; получает конкретное правовое выражение и гарантируется.
Установлена и экономическая основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника – владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности. Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом РФ.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, это право может быть реализовано населением непосредственно.
В указанной статье так же раскрывается организационный механизм функционирования местного самоуправления. Ведущую роль в нем играют формы прямого волеизъявления граждан. На первое место в этом отношении Конституция ставит референдум. Конституция РФ закрепляет право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также случаи, когда граждане лишаются этих прав. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов. Это означает, что названные органы создают необходимые правовые, материально- технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан.
Местное самоуправление осуществляется через собственные органы. Им присущ ряд черт: структура этих органов определяется населением самостоятельно; они формируются данным населением и его представительными органами; обладают полномочиями на решение вопросов местного значения и в их пределах издают правовые акты; являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования; не входят в систему органов государственной власти.
Статья 131 Конституции Российской Федерации
фиксирует территориальные пределы местного самоуправления. Их установление имеет важное значение, ибо, в конечном счете очерчиваются пространственные границы деятельности муниципального образования, его населения и органов, действия принятых ими решений.
Выделяются городские и сельские поселения. Они, условно говоря, являются базовыми в системе местного самоуправления. Население, проживающее в них, не может быть лишено права на его осуществление.
Вопрос об установлении и изменении границ муниципального образования возникает при образовании, преобразовании или упразднении муниципальных образований. Основы его решения содержит Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года « об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций; инициатором данного процесса могут быть население, орган местного самоуправления, а так же орган государственной власти субъекта РФ.
2. Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления
В Статье 132 Конституции РФ указано, что
органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В конституции фиксируется ряд направлений деятельности органов местного самоуправления. Одно из них – управление муниципальной собственностью.
Указанная собственность принадлежит муниципальному образованию. От его имени правомочия собственника осуществляют, прежде всего представительный орган местного самоуправления, который устанавливает порядок управления и распоряжения этой собственностью, другие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также на основе нормативных правовых актов и по их специальному поручению юридические лица и граждане.
Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. Муниципальные образования имеют собственные бюджеты. Формирование, утверждение и исполнение этих бюджетов, контроль над их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В числе наиболее важных элементов данных отношений необходимо упомянуть следующее:
- в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Р.Ф. в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.
- органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.
- в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
- в ходе исполнения бюджета исполнительный орган вправе принимать решения о внесении изменении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств;
В сфере ведения, причем исключительно представительных, органов местного самоуправления находится установление местных налогов, сборов, а также льгот по их уплате.
Органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Это предполагает создание ими на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Важную роль в указанной сфере призвана играть милиция общественной безопасности.
В указанной статье также закрепляется один из аспектов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, связанный с наделением муниципальных органов отдельными государственными полномочиями.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами;
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.
3. Основные гарантии местного самоуправления.
В статье 133 Конституции РФ местное самоуправление РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Статья закрепляет основные федеральные гарантии местного самоуправления. Они носят общий характер и обеспечивают как право населения на самоуправление и составляющие его территориальные, финансовые, организационные и иные права, так и права муниципальных органов, уполномоченных на ведение местных дел. В конкретных сферах жизнедеятельности местного самоуправления действуют специальные гарантии.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.
Указанное положение согласуется с характеристикой РФ как демократического правового государства, признанием того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.
Современные реформы МСУ в РФ.
Современная реформа начинается с упразднения системы советов в соответствии с Указом Президента №1400 26.09.93 О реформе МСУ. На период до формирования этих органов все функции сосредоточились в комитете местной администрации. Принятая в декабре 1993 Конституция РФ устанавливает общие принципы МСУ. По Конституции РФ МСУ - одна из основ конституционного строя. По указу О гарантиях МСУ формирование представительных органов в городах сельских поселениях является обязательным. В августе 95 принимается ФЗ об общих принципах - попытка установить единообразные начала функционирования МСУ в стране. Параллельно Субъекты принимают свои законы о МСУ (Закон КР о МСУ.) В период до 1998 были приняты ФЗ О финансовых основах МСУ; Об основах муниципальной службы; О выборах в органы МСУ. А также много постановлений и определений Конституция Суда по вопросам МСУ из-за многочисленных противоречий и несоответствий конституции.
Понятие и предмет муниципального права Местное самоуправление -целостная систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. Признаки отношений, составляющих предмет муниципально - правового регулирования:
1) отношения имеют локально-территориальный характер;
2)отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.
3)обязательным субъектом муниципально - правовых отношений выступает либо население МО, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо МСУ, наделенные полномочиями по решению данных вопросов. МП закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городах, сельских поселениях и других МО. Более полное представление о структуре предмета МП дает его подразделение на следующие группы общественных отношений:
1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли.
2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов мест самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением мест бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения МО, решение других вопросов мест значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.
3. Отношения, возникающие в процессе реализации органами МСУ отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законом, а также в процессе организации и исполнения ОМСУ заказанных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. МП РФ - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО, непосредственно через выборные и другие ОМСУ вопросов мест значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться ОМСУ.
Система МП. Под системой МП понимают объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
1) элемент системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение МСУ в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством.
2) элемент - объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности МСУ: территориальные, организационные, финансово-экономические.
3) элементом МП выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия МСУ. Данные нормы устанавливают собственные полномочия МСУ, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться ОМСУ. Нормы муниципального права, относящиеся к этой группе, регулируют принципы определения компетенции ОМСУ, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий МСУ в различных сферах местной жизни.
4) элемент - группа муниципально-правовых норм, устанавливающая гарантии МСУ. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность МСУ, а также судебную и другие правовые формы защиты МСУ.
5) группу муниципально-правовых норм, устанавливающие ответственность ОМСУ и Должностных лиц МСУ. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами. Система МП включает следующие структурные части:
1.МСУ в системе народовластия.
2.Основы МСУ: территориальные, организационные и финансово-экономические.
3.Предметы ведения и полномочия МСУ.
4.Гарантии МСУ.
5.Ответственность ОМСУ и Должностных лиц МСУ. Контроль над их деятельностью.
Характеризуя источники муниципального права, следует отметить усиливающуюся в последние годы роль такого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. Федеральный закон 2003г. об общих принципах организации местного самоуправления, определяя правовую основу местного самоуправления, начинает перечисление правовых актов, ее составляющих, с международных источников местного самоуправления.
Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К нормативно - правовым актам первого уровня относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11.04.98 г. № 55-ФЗ.
Ко второму уровню относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего Конституция РФ - главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.
Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридической силой в отношении всех иных законодательных актов. При этом Конституция Российской Федерации не только представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и является императивом, стоящим над государством и законом и защищающим «справедливый порядок государства.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конфетных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что она:
- придает институту местного самоуправления статус одной из основ конституционного строя, закрепляя постулат о том, что органы местного самоуправления являются формой осуществления народом своей власти, формой реализации его суверенитета. Таким образом, определена природа и естественный характер местного самоуправления в нашем государстве;
- выделяет два основополагающих принципа местного самоуправления: самостоятельность в пределах своих полномочий и невключенность в систему органов государственной власти;
- очерчивает рамки компетенции местного самоуправления, закрепляя перечень основных вопросов местного значения;
- определяет основные гарантии местного самоуправления.
К следующему подуровню относятся федеральные законы, содержащие нормы муниципального права. Важнейший из них - Федеральный закон 2003г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Указанный Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.
Значение этого подуровня состоит в следующем:
- детализирует, конкретизирует положения, содержащиеся в Конституции РФ;
- определяет понятие и принципы местного самоуправления в РФ, предметы ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления местного самоуправления в РФ, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирует прочие вопросы;
- создает возможность для дальнейшего правового регулирования указанных отношений на региональном уровне.
К третьему подуровню относятся иные федеральные нормативно-правовые акты. Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципально-правовые нормы (например, Указ от 22 октября 1998г. О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации, и постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002г. Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков).
Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 11 декабря 2002г., которыми руководствуются муниципальные образования при составлении и исполнении своих бюджетов.
Особым видом источников муниципального права являются решения Конституционного Суда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Третий уровень источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.
Данные источники:
- применительно к специфике конкретного региона развивают и дополняют соответствующие положения Конституции и федерального законодательства;
- создают возможность для дальнейшего правового регулирования отношений местного самоуправления на локальном уровне.
Источниками четвертого уровня выступают так называемые муниципальные правовые акты. Муниципальный правовой акт - письменный документ, принятый населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила или имеющий индивидуальный характер.
Для комплексной характеристики муниципальных правовых актов существенное значение имеет их классификация по следующим основаниям: характеру правовых предписаний, содержащихся в муниципальных правовых актах; отраслевой принадлежности; содержанию (тематическому признаку); признаку первичности правового регулирования; функциональному назначению; наименованию; форме нормотворчества; инициатору принятия; предметам ведения; порядку принятия; действию во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Речь идет о нормативных установлениях, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления и исходящих от самого населения муниципальных образований и органов местного самоуправления. Сюда входят муниципальные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:
- уставы муниципальных образований;
- общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования;
- решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан;
- решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью,
- решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;
- решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.
Важнейшим такого рода актом является устав муниципального образования, являющийся, по сути, малой конституцией сообщества граждан, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается либо представительным органом местного самоуправления, либо населением непосредственно.
Устав муниципального образования принимается в обязательном порядке и подлежит государственной регистрации. Он должен соответствовать Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации. В случае противоречия положений устава муниципального образования положениям указанных нормативно-правовых актов в его регистрации может быть отказано.
Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т. д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено, прежде всего, тем, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев.
Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ, который предусматривает, что общины и иные формы общественного самоуправления создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы местного самоуправления обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
Определение обычая коренных малочисленных народов как правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни дает Федеральный закон от 7 мая 2001г. № 49-ФЗ О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ред. от 03.12.2008 N 250-ФЗ).
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.
Федеральный закон 2003г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации расширил практику договорных отношений в системе местного самоуправления. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами местного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Место научной дисциплины МП в системе правовых наук, прежде всего, обусловлено особенностями МП как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением МП с отраслями российского права. Государственное право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности МСУ, разграничивает компетенцию РФ и советов РФ в области МСУ. Наука государственного права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат МП как научной дисциплины. Научная дисциплина МП тесно взаимодействует с науками АП, финансового права, ГП, земельного права, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах мест жизни. Научная дисциплина МП взаимодействует с этими отраслевыми науками, исследуя проблемы муниципальной службы, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др. Таким образом, научная дисциплина МП в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых ЮР наук, касающиеся проблем деятельности ОМСУ, в целостную систему научных знаний о МП. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины МП - один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы МСУ.
Заключение.
Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей страны.
Признание местного самоуправления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует, как правило, об антидемократическом политическом режиме.
Признание и осуществление местного самоуправления тесно связано с принципом разделения властей по вертикали и служит по существу продолжением этого принципа, составляет вместе с принципом разделения государственной власти — разделение публичной власти и также направлено на предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.
Местное самоуправление, опираясь на активность населения в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических и экологических проблем, способно придать развитию российского общества дополнительные стимулы саморазвития.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) [Текст] // Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон [от 06.10.2003 года N 131-ФЗ] // Российская газета от 08.10.2003 г. –N202
3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
4. Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.
5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации, М.:-Проспект, 2007, 672 с.