Современная советская проза о Великой Отечественной войне
СОДЕРЖАНИЕ: В 2005 году праздновали 60-летие великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может изгладиться из памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русского, точнее, советского народа.В 2005 году праздновали 60-летие великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может изгладиться из памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русского, точнее, советского (так как это происходило в определенную эпоху) народа.
Многие писатели и поэты посвящали теме подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения. А. Твардовский Василий Теркин, К. Симонов Живые и мертвые, В. Гроссман Жизнь и судьба, В. Некрасов В окопах Сталинграда, Б. Васильев А зори здесь тихие, В. Быков Обелиск, В. Астафьев Звездопад и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не обращался к этой теме. Нам свои боевые не сносить ордена, вам все это, живые, нам отрада одна: что не даром боролись мы за Родину мать. . .
Эти строки А. Твардовского Константин Воробьев предпослал одному из лучших своих произведений повести Убиты под Москвой, воскрешающей события печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов (240 человек, и все одного роста 183 см) идет на фронт. И оттого, писал В. Астафьев, что она не просто рота, трагедия ее по - особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных новейшими винтовками, СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением.
Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно - два веселых лица, дает услышать чей - то звонкий мальчишеский голос, и тотчас сама рота отвлеченная армейская единица становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести; то остановит взгляд на главном герое Алексее Ястребове, несущем в себе какое - то неуемное притаившееся счастье радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом, радость своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели (Как наш капитан!), радость беспричинная, гордая и тайная, с которой. хотелесь быть наедине, но чтобы кто - нибудь видел его издали.
Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса молодой, бьющей через край жизни и неизбежной всего через несколько дней смерти. Ведь мы - то знаем о том неумолимо страшном, о чем не знают еще сами курсанты, что ждет их впереди, там, куда так весело идут они сейчас. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежной определенности слова убиты. Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает почти осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени.
Чеканным гвардейским шагом перешагнув черту, отделяющую прошлое от настоящего, мир от войны, герои К. Воробьева внутренне, существом своим остались там, за чертой, в такой далекой уже и такой еще недавней мирной жизни. Сознание их не могло сразу вместить всего происходящего, всего, что обрушила на них вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась она от привычных, сложившихся представлений. В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны. –
Эта невероятная явь войны стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для командиров. Потому - то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин, застрелившийся после гибели роты.
Многое, очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное и важное, что перевернет, перепашет душу героев. И все это будет в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх смерти; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый один на один бой с немецким танком.
Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом. От этой повести, как от самой войны, болит сердце и хочется лишь одного: чтобы это никогда не повторилось. Невольно вспоминаются слова, сказанные Л. Н. Толстым в Севастопольских рассказах: Война есть противное человеческому естеству состояние.