Современное геополитическое положение России
СОДЕРЖАНИЕ: ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Факультет мировой экономики и международной торговли РЕФЕРАТ по дисциплине «Политология» на тему «Современное геополитическое положение России»
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Факультет мировой экономики и международной торговли
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
на тему «Современное геополитическое положение России»
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения
Москва
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Геополитическое положение в современной России………………. 4
2. Геополитические аспекты обеспечения безопасности
обороны России……………………………………………………………………….. 8
3. Методологические основы геополитической доктрины
России в ХХI столетии ……………………………………………………………….. 9
4. Глобализация и геополитические интересы России
в начале ХХI века……………………………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы…………………………………………….... 17
Введение
В начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации геополитика - это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями - ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами - «география как судьба».
Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.
Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.
1. Геополитическое положение в современной России
Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза -- мощной сверхдержавы -- характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.
Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.
Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР - России.
Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:
- военном (военностратегическом);
- геоэкономическом.
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.
НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море - турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.
Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.
Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.
Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.
В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.
Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.
На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.
В связи с этим для России актуальна не только реформа армии для повышения ее боеспособности, но прежде всего принятие серьезных решений в области геоэкономики. России предстоит решать проблему перевода внешнеэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики. Современное мировое хозяйство - это не только совокупность экономик национальных государств, связанных между собой обменом товарами и факторами производства, но и воспроизводственные цепи открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных группировок. У многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней экономикой. Как и куда впишется Россия, зависит от многих факторов, в том числе от воли и аналитических способностей российских политиков.
Таким образом, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны.
2. Геополитические аспекты обеспечения безопасности обороны России
Геополитика представляет собой одно из фундаментальных понятий, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. В настоящее время в мире наблюдается повышенный интерес к геополитическим исследованиям. Возрастает необходимость нейтрализации и компенсации внутренними технико-экономическими и военно-техническими средствами невыгодных моментов пространственного положения в сочетании с соответствующей ориентацией внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности.
Россия в последние годы лишилась ряда геополитических и геостратегических преимуществ, позволяющих ей и ее союзникам на протяжении десятилетий осуществлять соответствующее своим интересам военно-политическое маневрирование, что негативно сказалось на охране ее границ. В этих условиях интересами России на государственной границе и в пограничных пространствах являются: обеспечение территориальной целостности и суверенитета государства, международно-правовое закрепление государственной границы и соблюдение на ней должного режима, углубление интеграционных и поддержание дружественных отношений со странами СНГ.
Важно отметить, что после распада СССР на Западе произошло изменение характера приоритета угроз. Несмотря на то, что опасность ядерной войны снизилась, миру открылись новые источники угроз. Этот спектр угроз включает военно-политические конфликты, конфликты на религиозной и этнической, социальной и демографической почве, конфликты из-за пограничных споров. В настоящее время национальная оборона приобретает особое значение, так как современная политика - это, в определенной мере, жизнь в состоянии перманентных конфликтов, скрытых и явных.
Национальная оборона России должна соответствовать ее задачам и месту, роли и возможностям в современном мире, одновременно оставаясь способной осуществлять защиту национальных интересов. В целом, национальная оборона, ее стратегическая направленность должны обеспечить предотвращение вооруженных конфликтов с другими государствами через обоюдные, более низкие уровни вооруженности, через распределение зон ответственности и выполнения совместных миротворческих мероприятий. Внутренняя функция Вооруженных сил состоит в гарантировании внутренней стабильности и конституционного строя.
Главное для России - обеспечение политической стабильности по всему периметру ее границ, предотвращение и урегулирование конфликтов на просторах бывшего СССР. Обеспечение интересов и безопасности России на ее государственной границе является прямым следствием современных геополитических изменений в мире, которые особенно рельефно проявляются в пограничных пространствах, вынуждая Россию соответствующим образом корректировать свою политику национальной обороны.
3. Методологические основы геополитической доктрины России в ХХI столетии
Для решения глобальных геополитических задач, стоящих перед Россией в XXI веке, прежде всего надо дать народу возможность обрести уверенность в том, что у него есть будущее и достойное место в мире. Вычленяя эту мысль как основополагающую, важно отметить, что русскому и другим народам России как можно быстрее необходимо освободиться от идеи, что западная цивилизация является главным ориентиром в социально-политическом и экономическом процветании, взятом на вооружение западниками со времен Петра Великого.
Для осуществления геополитической доктрины России в современных условиях требуется необходимость формирования идеологии национально-государственной ориентации, способной объединить народы Евразии под знаменем патриотических сил, составляющих фундамент единения этих народов и исключающих причины межнациональных конфликтов.
Как известно, по итогам Второй мировой войны СССР добился невиданного геополитического положения в многовековой истории России. Главным преимуществом Советского Союза и Варшавского договора было наличие труднодостигаемых внутриконтинентальных просторов, позволявших создавать надежные оборонные и технологические плацдармы, где с Севера и Востока СССР имел морские границы, которые легче защищать, чем сухопутные. Но с Юга границы совпадали с грядой евразийских гор - от Манчжурии до Тянь-Шаня, Памира и Кавказа. И только на Западе граница содружества проходила по равнинной Европе, являвшейся стратегическим плацдармом атлантизма. При таком положении геополитического пространства Восточный блок вынужден был в основном сосредоточить внимание в одном и том же геополитическом центре, эффективно используя свои военно-стратегические, экономические, интеллектуальные, производственные и природные ресурсы.
После развала Советского Союза и разрушения Варшавского Договора геополитическое положение России изменилось не в лучшую сторону. Если СССР и США имели паритет по многим параметрам: по сопоставимости военных потенциалов; ядерных, неядерных, по экономической мощи, то Россия в начале 90-х годов, объявив себя правопреемницей обязательств Советского Союза, по сути дела, растеряла, из-за бездарности своих руководителей, свой экономический и военный потенциал. Только лишь в области стратегических ядерных вооружений осталась какая-то стабильность, позволяющая, как главный признак, считать Россию великой державой.
Конец XX века и наступление нового тысячелетия таким образом отмечены не просто исчезновением с политической арены мира одной из двух сверхдержав, определивших после Второй мировой войны его облик и создавших саму ось, вокруг которой двигалась мировая история. Налицо одновременно и уход России как великой державы, без влияния и участия которой на протяжении нескольких веков не могли свершаться никакие изменения на таком величайшем континенте как Евразия с тех самих пор, как на рубеже IX-X веков в среднем течении Днепра сложился союз славянских племен, ставший основой русской государственности.
С этого момента, как известно, исторический путь России, если иметь в виду ее началом Киевскую Русь, был тяжелым и тернистым. За десять веков русскому народу пришлось воевать против различных союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две с пятью, двадцать раз пришлось воевать против трех и тридцать семь против двух противников. С 1065 по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240 по 1462 год почти ни единого года не обходилось без войны.
Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. Так что Земля русская, как видно, сплошь усеяна преждевременными могилами.
Особого секрета не составляет и то, что подавляющее большинство войн были оборонительными или велись с целью предотвращения нападений и для уничтожения разрушительных сил, грозивших Европе страшными потрясениями.
И чем объяснить сегодня почему мирный, совестливый, трудолюбивый и в общем-то незлопамятный народ, простивший зло многим, кто принес его на землю русскую - монголам, шведам, французам, немцам -народ, спасший мир от коричневой чумы фашизма, выхватывавший из топок «освенцимов» и «майданеков» евреев и поляков, всегда считавший долгом, жертвуя собою, спасать других, почему этот народ оказался на пороге нового тысячелетия не способным обустроить свой собственный дом и сделать обеспеченным и счастливым каждого своего гражданина?
Ответ на этот вопрос до элементарности прост: государственному и политическому деятелю, стремящемуся улучшить общественную жизнь, надо знать, что социальные преобразования надо начинать с изменения как материального общественного бытия, так и сознания самих людей.
Сегодня, когда Россия пересекла порог нового тысячелетия, важно понять, что все происходящее со страной лишь печальный эпизод в этой многовековой битве за великую Россию как за духовный организм, способный выжить и на этот раз, хотя ход мировой истории, как и история одного народа, извилист и непредсказуем.
После итогов перестройки и осуществляемых реформ в геополитической доктрине России необходимо определить следующие наиболее важные аспекты и направления:
1.Сохранение своей геостратегической безопасности путем восстановления на новом уровне высшей формы государственности на основе единства экономических, культурных, исторических и духовных ценностей всех народов евразийского континента.
2. Идя на отказ от прямого политического контроля над закавказскими и среднеазиатскими республиками, сделать прорыв во внешнеполитической деятельности России по созданию с Китаем, Индией, Ираном, Афганистаном, (возможно, и с Пакистаном) мощного мирного евразийского блока, ориентированного внутриконтинентально на решение насущных экономических, технологических, экологических, аграрно-промышленных, образовательных, научно-технических и культурных задач, строго учитывая, что на евразийском континенте нет противоположения «высших» и «низших» рас. Как подчеркивал П.Н. Савицкий: «…над Евразией веет дух своеобразного братства народов, имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас - от германской (крымские готы) и славянской (дотунгусско-манчжурской, через звенья финских, турецких, монгольских народов). Это «братство народов» выражается в том,…что здесь легко просыпается «воля к общему делу». История Евразии, от первых своих глав до последних, есть сплошное тому доказательство. Эти традиции и восприняла Россия в своем историческом деле».
4. Глобализация и геополитические интересы России в начале ХХI века
Глобализация, по определению американского исследователя Т.Фридмана, это «неукротимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде… Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира. Глобализация имеет свой набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и привлекательности для иностранного капитала». Цели глобализации известны: политический либерализм и капитализм свободного рынка. По мере глобализации рынков и культуры, нелиберальная теория, объясняющая глобализацию, предполагает увядание суверенности отдельных стран, формирование нового типа «граждан мира», чья лояльность обращена уже не к отдельным правительствам, а к внегосудартвенным структурам. Глобализация подается как «в высшей степени привлекательная, придающая силу, невероятно соблазнительная дорога, ведущая к повышению жизненных стандартов». Особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. Именно эти изобретения революционным образом действуют на экономический рост. За последние тридцать лет реактивная авиация сблизила все континенты. Символом прогресса стала приватизация индустрии и сферы услуг. Международный бизнес, крупный частный капитал в 1980-1990-е годы овладел всеми возможными ключевыми позициями в национальных экономиках крупнейших западных стран. Глобализация всеохватна, тотальна и предполагает транснациональные отношения, которые существуют на трех уровнях:
- экономическом(базовый институт\ ТНК(транснациональные корпорации));
- политическом (базовый институт\ транснациональный класс капиталистов);
- культурном (базовый институт\ коммерциализированная идеология );
В рамках мировой экономики, в условиях глобализации, выделяются группы обществ, образующих: центр, периферию и полупериферию системы. При этом внутри центра капиталистической мировой экономики устанавливаются отношения кооперации и конкуренции. Между центром и периферией --- отношения эксплуатации и зависимости. Полупериферия, находится с центром и периферией в отношениях смешанного типа. После окончания «холодной войны» первый, второй и третий миры прежней эпохи уступили место новому делению на готовых быстро адаптироваться к переменам и не готовых к этому. Первые вооружились новыми инструментами науки и технологии, а вторые считают перемены слишком болезненными, посягающими на слишком дорогие для них ценности. Аналитики бизнеса дают краткую формулу успеха в начале ХХI века: «Овладение богатством в наше время состоит в получении информации и ее приложении к средствам производства». Международный бизнес , крупный частный капитал в 1980-1990-е годы овладел всеми возможными ключевыми позициями в национальных экономиках крупнейших западных стран .
ТНК сегодня являются мотором глобализации, им принадлежат крупные производительные силы современного мира и полем деятельности является вся наша планета. В современном мире насчитывается около 2тыс.ТНК, среди них 500 крупнейших имеют совокупный продукт в 21,9 трлн. долл.(61% мирового валового продукта).Они контролируют капиталы в 35,6 трлн.долл. Их ежегодные доходы равняются 810 млрд.долл., в этих многонациональных компаниях заняты 84,5млн. человек., 93% их штаб-квартир расположены в США, Западной Европе и Японии. При этом 27 самых больших ТНК имеют американское происхождение.
В развитых странах править жизнью стала информатика. Новыми хозяевами жизни стали столпы мировой информатики. Одна лишь производящая компьютерные программы «Майкрософт» производит ныне богатств больше , чем гиганты «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер», вместе взятые. Подлинную революцию в информатике произвел Интернет, пользователи которого расположены на планете очень неравномерно: 50% живут в США, 40%- в Европе, 5%- в Японии и Корее, и лишь 5%-в остальном мире. Теоретики глобализации выработали доктрину-правило «золотого корсета» особенностью которого является то, что оно предписывает «один размер для всех». Согласно этому правилу, входящее в мировое разделение труда государство должно подчиняться ряду непреложных условий:
-частный сектор становится основным мотором экономического развития;
-поддерживается низкий уровень инфляции;
-бюрократический аппарат государства уменьшается;
-сокращаются до предела тарифы на импорт;
-ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции;
-разбиваются внутренние монополии;
-приватизируются государственные предприятия;
-местная индустрия открывается миру;
-происходит отказ от квот на импортную продукцию;
-иностранцам предоставляется право покупать любые акции и ценные бумагии т.д.
Более всего глобализация привлекает лидеров мировой экономической эффективности, тридцать наиболее развитых государств, в которых живет 1/10 доля человечества, но которые владеют двумя третями мировой экономики, международной банковской системой, доминируют на рынке капиталов и лидируют в производстве.
Желающие присоединиться должны знать, что им придется приспособиться, несмотря на всю болезненность процесса, к унифицированному всех под давление неумолимого мирового пресса. Как считает исследователь К.Уолтс: «Сигнал, получаемый всеми правительствами, ясен: подчиняйтесь или страдайте». Глобализация ассоциируется с новой мировой стратификацией, когда определенные страны войдут в «око тайфуна»--- в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. Идеологи глобализации представляют государственное планирование, помощь и содействие как проявления экономического ретроградства, при этом уничтожение национальной идентичности чревато колоссальной дестабилизацией отдельных стран и мировой системы в целом.
Заключение
Приходится признать, что по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости -- сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него мягкой, доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.
Во-вторых, со странами дальнего зарубежья, и, прежде всего с глобальными центрами силы, наиболее рациональна стратегия балансирующей равноудаленности (даже некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности делами домашними).
Сегодня вместо того, чтобы обижаться и выдавать все новые грозные, но ничем не подкрепленные и без реальных последствий политические заявления о своем величии, Москве следовало бы скромно уйти до поры до времени во внешнеполитическую тень, продолжая, однако, по возможности активную внешнеэкономическую деятельность. На протяжении последних десятилетий именно так вел себя Китай, находясь как бы вне международной политической суеты и без особых помех накапливая силы для выхода на авансцену мировой политики в роли глобальной державы.
Список использованной литературы
1. Гаджиев К. Введение в геополитику. М.: Логос, 2008.
2. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея-центр, 2007.
3. Колосов В., Туровский Р. Геополитическое положение России на пороге 21 века: реалии и перспективы // Полис. 2008. 3.
4. Могилевкин И. Метастратегия: проблемы пространства и времени в политике России. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
5. Кокошин А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России // МЭМО. 2009. 7.
6. Куклина И. Деформация глобальных структур безопасности и Россия // МЭМО. 2009. 11.
7. Уткин А. Американская стратегия для 21 века. М.: Логос, 2008.
8. Ильин М.В. Перспективы сравнительного изучения политической модернизации. // Политическая наука. № 2, 2008, с. 33.