Современные транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике
СОДЕРЖАНИЕ: Что такое транснациональная корпорация. Список крупнейших корпораций мира. Эволюция транснациональных корпораций и степень их влияния на мировую экономику. Конкурентные преимущества ТНК. Факторы, способствующие глобализации экономики..
Зорин С.Ф.
Введение
В современном мире главными проводниками процессов глобализации являются крупные производственно-сбытовые и финансовые объединения - транснациональные корпорации (ТНК), оказывающие большое влияние на ход развития мировой экономики.
В условиях глобальной экономики международный бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений. Объектами его воздействия становятся самые разнообразные виды активов - материальные и интеллектуальные, валютные и фондовые, финансовые и кредитные.
Целью настоящей работы является анализ ситуации, сложившейся на международном рынке в связи с активизацией деятельности ТНК, рассмотрение причин и следствий этой активизации, а также ее положительных и отрицательных последствий для мировой экономики.
1. Что такое транснациональная корпорация.
Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах. Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний).
Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии:
- число стран, в которых действует корпорация (не менее пяти);
- число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);
- лидирующие позиции на ключевом рынке;
- доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);
- интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Основным критерием оценки уровня транснационализации корпорации является индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.
Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:
I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% ,
где
I T - индекс транснационализации, %;
A I - зарубежные активы;
A - общие активы;
R I - объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
R - общий объем продаж товаров и услуг;
S I - зарубежный штат;
S - общий штат работников компании.
Согласно годовому отчету организации ЮНКТАД за 2002 г. к 10 крупнейшим корпорациям мира по уровню транснационализации активов, продаж, а также числу занятых за рубежом относятся (в скобках - значение индекса): Vodafone Group (81%), British Petroleum , ВР (77%), Exxon - Mobil (68%), Viendi Universal (60%), Fiat (57%), Royal Dutch / Shell (57%), Telefonica (54%), General Electric (40%), Toyota Motor (35%), General Motors (31%).
В таблице 1. приводится список крупнейших публичных компаний мира в 2005 году, составленный газетой Financial Times .
2. Список крупнейших корпораций мира
По состоянию на 31 марта 2005 года
Global 500 Rank 2005 |
Global 500 Rank 2004 |
Company | Country | Market value $m |
Sector | Turnover $m | Share Price $ |
PER | Dividend yield % |
Year End |
1 | 1 | General Electric | US | 382,233.1 | Diversified industrial | 151,299.0 | 36.1 | 22.5 | 2.3 | 31/12/2004 |
2 | 3 | ExxonMobil | US | 380,567.2 | Oil gas | 291,252.0 | 59.6 | 15.2 | 1.8 | 31/12/2004 |
3 | 2 | Microsoft | US | 262,974.9 | Software computeservices | 36,835.0 | 24.2 | 31.8 | 0.7 | 30/06/2004 |
4 | 5 | Citigroup | US | 234,436.7 | Banks | 44.9 | 13.5 | 3.6 | 31/12/2004 | |
5 | 9 | BP | UK | 221,365.3 | Oil gas | 285,059.0 | 10.4 | 14.4 | 3.2 | 31/12/2004 |
6 | 6 | Wal-Mart Stores | US | 212,209.0 | Generalretailers | 285,222.0 | 50.1 | 20.8 | 1.0 | 31/01/2005 |
7 | 13 | Royal Dutch/Shell | Netherlands/UK | 210,630.4 | Oil gas | 266,386.0 | 59.8 | 10.9 | 31/12/2004 | |
8 | 15 | Johnson Johnson | US | 199,711.4 | Pharmaceuticals biotechnology | 47,348.0 | 67.2 | 21.5 | 1.6 | 02/01/2005 |
9 | 4 | Pfizer | US | 195,944.6 | Pharmaceuticals biotechnology | 52,516.0 | 26.3 | 17.5 | 2.6 | 31/12/2004 |
10 | 20 | BankofAmerica | US | 178,765.4 | Banks | 44.1 | 11.7 | 3.9 | 31/12/2004 | |
11 | 10 | HSBC | UK | 176,858.4 | Banks | 15.8 | 14.5 | 4.6 | 31/12/2004 | |
12 | 12 | Vodafone | UK | 171,416.9 | Telecommunication services | 63,386.3 | 2.7 | 1.6 | 31/03/2004 | |
13 | 14 | IBM | US | 165,787.1 | Software computeservices | 96,293.0 | 91.4 | 18.2 | 0.8 | 31/12/2004 |
14 | 23 | Total | France | 148,957.1 | Oil gas | 159,086.6 | 234.6 | 11.6 | 31/12/2004 | |
15 | 8 | Intel Corporation | US | 144,695.4 | Information technology hardware | 34,209.0 | 23.2 | 19.9 | 0.7 | 25/12/2004 |
16 | 7 | American International Group | US | 144,319.2 | Insurance | 55.4 | 31/12/2004 | |||
17 | 24 | Altria | US | 135,246.1 | Tobacco | 63,963.0 | 65.4 | 14.2 | 4.3 | 31/12/2004 |
18 | 18 | Toyota Motor | Japan | 134,324.4 | Automobiles parts | 161,283.4 | 37.2 | 11.6 | 1.1 | 31/03/2004 |
19 | 22 | GlaxoSmithKline | UK | 134,123.5 | Pharmaceuticals biotechnology | 38,454.1 | 22.9 | 16.2 | 3.8 | 31/12/2004 |
20 | 16 | Berkshire Hathaway | US | 134,067.2 | Insurance | 87,000.0 | 18.3 | 31/12/2004 | ||
21 | 17 | Procter Gamble | US | 133,697.0 | Personalcare household products | 51,407.0 | 53.0 | 21.5 | 1.8 | 30/06/2004 |
22 | 139 | Saudi Basic Industries | Saudi Arabia | 128,790.0 | Diversified industrial | 18,277.1 | 429.3 | 34.0 | 0.9 | 31/12/2004 |
23 | 21 | Novartis | Switzerland | 124,610.2 | Pharmaceuticals biotechnology | 28,247.0 | 46.7 | 19.8 | 2.0 | 31/12/2004 |
24 | 31 | Chevron Texaco | US | 123,536.3 | Oil gas | 150,865.0 | 58.3 | 9.4 | 2.6 | 31/12/2004 |
25 | 38 | JP Morgan Chase | US | 123,261.1 | Banks | 34.6 | 21.8 | 5.5 | 31/12/2004 | |
26 | 87 | Sanofi-Aventis | France | 119,029.6 | Pharmaceuticals biotechnology | 19,502.5 | 84.3 | 31/12/2004 | ||
27 | 11 | Cisco Systems | US | 117,801.0 | Information technology hardware | 22,045.0 | 17.9 | 28.0 | 31/07/2004 | |
28 | 27 | Nestle | Switzerland | 110,440.9 | Foodproducers processors | 72,568.8 | 273.7 | 18.9 | 2.4 | 31/12/2004 |
29 | 42 | ENI | Italy | 103,986.5 | Oil gas | 75,642.8 | 26.0 | 10.4 | 31/12/2004 | |
30 | 29 | Wells Fargo | US | 101,406.9 | Banks | 59.8 | 14.4 | 3.1 | 31/12/2004 | |
31 | 19 | Coca-Cola | US | 100,428.4 | Beverages | 21,962.0 | 41.7 | 20.8 | 2.4 | 31/12/2004 |
32 | 34 | Royal Bank of Scotland | UK | 99,988.0 | Banks | 31.8 | 12.2 | 3.8 | 31/12/2004 | |
33 | 26 | Verizon Communications | US | 98,333.7 | Telecommunication services | 71,283.0 | 35.5 | 13.5 | 4.3 | 31/12/2004 |
34 | 32 | Roche | Switzerland | 95,779.9 | Pharmaceuticals biotechnology | 26,155.0 | 107.2 | 16.2 | 1.6 | 31/12/2004 |
35 | 37 | UBS | Switzerland | 95,069.5 | Banks | 84.5 | 13.2 | 3.0 | 31/12/2004 | |
36 | 36 | Dell | US | 94,474.9 | Information technology hardware | 49,205.0 | 38.4 | 31.8 | 28/01/2005 | |
37 | 35 | Pepsico | US | 88,993.5 | Beverages | 29,261.0 | 53.0 | 21.5 | 1.6 | 25/12/2004 |
38 | 47 | Telefonica | Spain | 86,353.0 | Telecommunication services | 39,310.9 | 17.4 | 23.1 | 31/12/2004 | |
39 | 39 | Home Depot | US | 83,973.3 | Generalretailers | 73,094.0 | 38.2 | 16.8 | 0.8 | 30/01/2005 |
40 | 40 | Deutsche Telekom | Germany | 83,866.0 | Telecommunication services | 75,038.6 | 20.0 | 18.2 | 31/12/2004 | |
41 | 71 | BHP Billiton | Australia/UK | 82,081.4 | Mining | 22,887.0 | 13.7 | 25.0 | 3.8 | 30/06/2004 |
42 | 25 | NTT DoCoMo | Japan | 81,747.9 | Telecommunication services | 47,076.1 | 1,678.6 | 13.7 | 0.8 | 31/03/2004 |
43 | 62 | Wachovia | US | 80,745.5 | Banks | 50.9 | 13.2 | 3.3 | 31/12/2004 | |
44 | 46 | Time Warner | US | 78,967.4 | Media entertainment | 42,089.0 | 17.6 | 23.7 | 31/12/2004 | |
45 | 41 | SBC Communications | US | 78,258.4 | Telecommunication services | 40,787.0 | 23.7 | 15.8 | 5.3 | 31/12/2004 |
46 | 79 | Santander Central Hispano | Spain | 76,137.8 | Banks | 12.2 | 24.2 | 31/12/2004 | ||
47 | 94 | Conoco Phillips | US | 75,036.2 | Oil gas | 135,076.0 | 107.8 | 9.2 | 1.7 | 31/12/2004 |
48 | 55 | Comcast | US | 74,118.0 | Media entertainment | 20,307.0 | 33.8 | 78.6 | 31/12/2004 | |
49 | 63 | France Telecom | France | 73,885.2 | Telecommunication services | 61,136.8 | 29.9 | 20.3 | 2.1 | 31/12/2004 |
50 | 33 | NipponTelegraph Telephone | Japan | 73,305.3 | Telecommunication services | 103,531.6 | 4,384.8 | 11.6 | 1.1 | 31/03/2004 |
51 | 44 | Amgen | US | 72,920.6 | Pharmaceuticals biotechnology | 10,550.0 | 58.2 | 31.3 | 31/12/2004 | |
52 | 45 | Samsung Electronics | South Korea | 72,780.4 | Information technology hardware | 56,725.0 | 494.1 | 7.4 | 31/12/2004 | |
53 | 58 | Abbott Laboratories | US | 72,677.7 | Pharmaceuticals biotechnology | 19,680.0 | 46.6 | 22.5 | 4.6 | 31/12/2004 |
54 | 30 | Nokia | Finland | 72,314.2 | Information technology hardware | 37,943.2 | 15.5 | 17.1 | 2.8 | 31/12/2004 |
55 | 28 | Merck | US | 71,474.6 | Pharmaceuticals biotechnology | 22,938.6 | 32.4 | 12.4 | 4.6 | 31/12/2004 |
56 | 53 | Siemens | Germany | 70,319.5 | Electronic electric equipment | 97,450.4 | 78.9 | 15.9 | 2.1 | 30/09/2004 |
57 | 69 | TycoInternational | US | 68,046.4 | Diversified industrial | 40,153.0 | 33.8 | 22.5 | 0.1 | 30/09/2004 |
58 | 77 | Gazprom | Russia | 67,942.9 | Oil gas | 29,242.1 | 2.9 | 9.9 | 0.8 | 31/12/2003 |
59 | 52 | Unilever | Netherlands/UK | 67,664.2 | Foodproducers processors | 54,213.7 | 68.1 | 27.1 | 3.6 | 31/12/2004 |
60 | 97 | ING | Netherlands | 66,598.6 | Insurance | 30.2 | 8.3 | 4.6 | 31/12/2004 | |
61 | 56 | 3M | US | 66,188.9 | Diversified industrial | 20,011.0 | 85.7 | 22.4 | 1.7 | 31/12/2004 |
62 | 68 | Barclays | UK | 65,949.0 | Banks | 10.2 | 10.6 | 4.9 | 31/12/2004 | |
63 | 90 | News Corporation | US | 65,168.5 | Media entertainment | 22,734.5 | 16.9 | 52.7 | 0.5 | 30/06/2004 |
64 | 67 | China Mobile Hong Kong | Hong Kong | 64,400.9 | Telecommunication services | 23,206.6 | 3.3 | 12.7 | 2.6 | 31/12/2004 |
65 | 43 | Astra Zeneca | UK | 64,350.4 | Pharmaceuticals biotechnology | 21,426.0 | 39.4 | 17.3 | 2.6 | 31/12/2004 |
66 | 60 | Oracle Corporation | US | 64,164.4 | Software computeservices | 10,156.0 | 12.5 | 24.5 | 31/05/2004 | |
67 | 54 | American Express | US | 64,109.8 | Speciality other finance | 51.4 | 18.7 | 0.9 | 31/12/2004 | |
68 | 50 | Hewlett-Packard | US | 63,528.4 | Information technology hardware | 79,905.0 | 21.9 | 18.9 | 1.5 | 31/10/2004 |
69 | 72 | BNP Paribas | France | 62,718.7 | Banks | 70.9 | 9.8 | 3.7 | 31/12/2004 | |
70 | 59 | MorganStanley | US | 62,257.3 | Speciality other finance | 57.3 | 13.7 | 1.7 | 30/11/2004 | |
71 | 66 | Medtronic | US | 61,625.1 | Health | 9,087.2 | 51.0 | 31.6 | 0.6 | 30/04/2004 |
72 | 120 | United Health Group | US | 61,184.3 | Health | 37,218.0 | 95.4 | 23.1 | 0.0 | 31/12/2004 |
73 | 74 | HBOS | UK | 60,987.0 | Banks | 15.6 | 10.6 | 4.4 | 31/12/2004 | |
74 | 91 | Telecom Italia | Italy | 60,813.8 | Telecommunication services | 40,497.3 | 3.8 | 58.5 | 31/12/2004 | |
75 | 78 | Qualcomm | US | 60,285.2 | Information technology hardware | 4,880.0 | 36.6 | 34.6 | 0.5 | 30/09/2004 |
76 | 100 | E.ON | Germany | 59,301.3 | Utilities-other | 58,009.7 | 85.7 | 10.0 | 3.6 | 31/12/2004 |
77 | 70 | Genentech | US | 59,231.1 | Pharmaceuticals biotechnology | 4,621.2 | 56.6 | 76.5 | 31/12/2004 | |
78 | 48 | Eli Lilly | US | 59,014.7 | Pharmaceuticals biotechnology | 13,857.9 | 52.1 | 31.2 | 2.7 | 31/12/2004 |
79 | 75 | Walt Disney | US | 58,821.1 | Media entertainment | 30,752.0 | 28.7 | 25.2 | 0.8 | 30/09/2004 |
80 | 95 | ENEL | Italy | 58,593.1 | Electricity | 47,320.5 | 9.6 | 31/12/2004 | ||
81 | 92 | Telecom Italia Mobile | Italy | 57,880.5 | Telecommunication services | 16,724.2 | 6.7 | 19.1 | 5.5 | 31/12/2004 |
82 | 57 | Mitsubishi Tokyo Financial | Japan | 56,763.3 | Banks | 8,672.8 | 10.7 | 0.6 | 31/03/2004 | |
83 | 51 | Viacom | US | 56,747.0 | Media entertainment | 22,525.9 | 34.8 | 0.7 | 31/12/2004 | |
84 | 86 | Mizuho Financial | Japan | 56,684.7 | Banks | 4,728.1 | 14.0 | 0.6 | 31/03/2004 | |
85 | 81 | Wyeth | US | 56,354.7 | Pharmaceuticals biotechnology | 17,358.0 | 42.2 | 45.4 | 2.2 | 31/12/2004 |
86 | 96 | BBVA | Spain | 55,214.7 | Banks | 16.3 | 15.1 | 31/12/2004 | ||
87 | 122 | Saudi Telecom | Saudi Arabia | 54,915.0 | Telecommunication services | 8,132.8 | 183.1 | 22.1 | 3.8 | 31/12/2004 |
88 | 76 | LOreal | France | 54,122.7 | Personalcare household products | 18,842.6 | 80.1 | 25.1 | 31/12/2004 | |
89 | 61 | Merrill Lynch | US | 54,013.8 | Speciality other finance | 56.6 | 11.8 | 1.1 | 31/12/2004 | |
90 | 73 | U.S. Bancorp | US | 53,811.5 | Banks | 28.8 | 13.0 | 3.5 | 31/12/2004 | |
91 | 82 | Goldman Sachs | US | 53,048.6 | Speciality other finance | 110.0 | 11.8 | 0.9 | 26/11/2004 | |
92 | 49 | Fannie Mae | US | 52,702.4 | Speciality other finance | 54.5 | 6.9 | 3.1 | 31/12/2003 | |
93 | 98 | United Technologies | US | 52,027.5 | Aerospace defence | 36,700.0 | 101.7 | 18.1 | 1.4 | 31/12/2004 |
94 | 112 | Credit Suisse | Switzerland | 51,427.1 | Banks | 42.9 | 10.5 | 31/12/2004 | ||
95 | 108 | E.I. du Pont de Nemours | US | 51,086.3 | Chemicals | 27,340.0 | 51.2 | 28.8 | 2.7 | 31/12/2004 |
96 | 129 | AXA | France | 50,844.9 | Insurance | 26.6 | 15.0 | 31/12/2004 | ||
97 | 85 | SAP | Germany | 50,718.9 | Software computeservices | 9,741.5 | 160.5 | 29.3 | 31/12/2004 | |
98 | 109 | Lloyds TSB | UK | 50,528.5 | Banks | 9.0 | 11.0 | 7.9 | 31/12/2004 | |
99 | 101 | Telstra | Australia | 50,203.3 | Telecommunication services | 16,020.3 | 3.9 | 15.6 | 5.1 | 30/06/2004 |
100 | 99 | eBay | US | 50,107.4 | Generalretailers | 3,271.3 | 37.3 | 31.6 | 31/12/2004 |
3. Эволюция транснациональных корпораций и степень их влияния на мировую экономику.
Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько этапов и поэтому их можно условно разделить на пять поколений [1, стр.45].
Первое поколение ТНК (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах — владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты.
Второе поколение ТНК развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки и Японии. Эти ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая таким образом международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса,
Третье поколение ТНК начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950—1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.). Основными формами их организации стали концерны и конгломераты, объединяющиеся порой в стратегические альянсы для укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.
Четвертое поколение ТНК постепенно стало формироваться в 1970— 1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, которые способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно развивающих крупный международный бизнес.
Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции. Мировые интеграционные тенденции и появление единых экономических пространств в отдельных регионах открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для ТНК нового поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций.
При образовании корпораций в различных странах решающую роль играли разные факторы: в США - финансовый капитал, в Японии - взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Японии - координация и поддержка государства. В современных условиях преобладающим типом объединений стали многоотраслевые международные концерны. Одной из причин этого является ограниченность традиционных рынков на фоне потребности акционеров и менеджмента в постоянном росте корпораций.
В начале XXI в. транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития крупных корпораций, но и фактором, определяющим в значительной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. Масштабы деятельности ТНК значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского экономических пространств; росту Китая как мировой фабрики и крупнейшего рынка сбыта; уменьшению торговых барьеров благодаря деятельности ВТО (ранее ГАТТ).
В начале XXI века в мире насчитывается более 70 тыс. транснациональных корпораций и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), а большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре — до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.
Почти 90% мирового объема рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) находятся в руках материнских компаний развитых держав, причем у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60% [3, стр. 209]. Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку надо принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия. В 1996г., например, 71% мирового объема ПИИ направлен в промышленно развитые страны (32% в страны ЕС и около 20% в США), примерно 27% - в развивающиеся и 2% - в бывшие социалистические государства.
Более половины прямых капвложений за границей приходилось на 100 самых крупных корпораций. В 1996 году стоимость их активов составила примерно 4,1 трлн. долл., из которых 1,7 трлн. (т.е. около 40%) инвестированы за границей. Величина накопленных ТНК за рубежом прямых иностранных инвестиций к 1998г. уже превысила 4 трлн. долл. Объем продаж, осуществленных ТНКв 1993 г. составлял 5.2 трлн. долл., а к 1997г. увеличился до 7 трлн. долл., что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% мирового ВВП. Причем, начиная с 80-х годов по темпам роста объем продаж ТНК примерно на 40% выше мирового производства и на 30% - мирового экспорта. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских - более чем в 2 раза.
4. Конкурентные преимущества ТНК.
Главной причиной столь стремительного развития ТНК во второй половине XX в. несомненно, является высокая эффективность их деятельности по сравнению с компаниями, действующими лишь в одной стране. Рассмотрим основные конкурентные преимущества, являющиеся основой этой эффективности ТНК:
- преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру;
- горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК;
- возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности;
- низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения;
- экономия на масштабах предприятия;
- предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах;
- возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта;
- непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли;
- доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.
5. Факторы, способствующие глобализации экономики.
Развитие коммуникаций
Оперативная передача информации - основа функционирования транснациональных компаний. Легко проследить, что эволюция глобальных корпораций неразрывно связана с эволюцией средств связи. По мере развития новых, все более скоростных каналов обмена информацией, проявляются все новые и новые аспекты глобального бизнеса. Последними тенденциями являются организация многими компаниями всемирной сети центров по разработке новой продукции, бизнес по офшорному программированию, интернет-коммерция.
Культурный обмен и выравнивание культурных ценностей
Глобализация и культурный обмен взаимосвязаны и неразделимы. Только общая система ценностей делает возможным всемирный успех крупных корпораций, и именно приход компаний несет с собой частичку культуры ее страны.
Несомненно, в процессе глобализации происходит смешение и единение различных культур. Национальные традиции и религиозные разногласия отходят на второй план, оставляя на сцене универсальную ценность - свободный рынок.
Развитие транспортной инфраструктуры
Изобретение контейнерных перевозок значительно снизило сроки и стоимость перевозок грузов. Транспортная составляющая в себестоимости заморского товара существенно упала. Этот фактор стал важным стимулом в разделении и специализации мирового рынка промышленного производства. Феномен Китая - мировой фабрики по производству электроники, обуви и текстиля был бы невозможен, если бы стоимость морского фрахта перекрывала выгоду от переноса производства.
Межгосударственная конкуренция за ресурсы
В стремлении поднять уровень жизни граждан, страны выходят на мировой рынок инвестиций, стремясь предложить инвесторам наилучшие условия и доходность. Зачастую международные компании ставятся в намного более выгодные условия, чем те, в которых работают локальные фирмы. Это дает транснациональным корпорациям дополнительные конкурентные преимущества в борьбе за новые рынки.
Развитие мирового финансового и фондового рынка.
Главными партнерами транснациональных корпораций по международному бизнесу за последние полтора века стали транснациональные банки, которые так же зародились в развитых странах и прошли долгую и сложную эволюцию параллельно и даже совместно с ТНК. Важным фактором экономической независимости и всемирного влияния корпораций является развитая международная финансовая система, состоящая из разветвленной сети банков, товарных, финансовых и фондовых бирж.
6. Положительная роль ТНК
Позитивная роль которую играют ТНК при выходе на развивающиеся рынки, неоспорима. Транснациональная корпорация осуществляет инвестиции, приносит новые технологии производства и управления, увеличивает ВВП, положительно влияет на платежный баланс, увеличивая экспортную выручку или снижая импорт. Все эти изменения неизбежно укрепляют экономику страны, повышают уровень жизни ее граждан.
В основе всех негативных мнений о глобализации лежат опасения об опасности потери суверенитета и снижения безопасности государства. Но изоляция экономики - самое худшее, что можно противопоставить этой опасности. Да и так ли опасны корпорации?
7. Основные угрозы глобализации и роста ТНК
Монополизация рынка
Основная угроза от деятельности транснациональных корпораций - монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этого сверхприбыль. Такие действия особенно оправданы в капиталоемких и наукоемких отраслях промышленности. Так компания Боинг, поглотив несколько американских компаний - производителей самолетов, фактически разделила с европейским Эйрбасом рынок мирового гражданского самолетостроения на двоих. Также широко известно расследование ценового сговора ассоциаций Мастеркард и Виза, мировых лидеров карточного бизнеса, завышавших тарифы для своих членов.
Монополизация является неоспоримым злом для любой экономики, поскольку завышение цен ведет к росту инфляции, получению неправомерных доходов, утере контроля за производительностью труда и эффективностью в отрасли.
Единственным действенным средством борьбы против монополий является работа антимонопольных органов, следящих за наличием конкуренции на рынках. Но если работа европейской и американской служб заметна и эффективна, то у небольших гораздо меньше средств влияния на монополистов. Единственным механизмом защиты становится государственная поддержка локальных производителей с целью поддержания должного уровня конкуренции.
Угроза суверенитету малых государств
Влияние транснациональных корпораций на экономику государств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью и влиятельной политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктовать условия не только конкурентам, но и целым государствам. Обычно такого рода диктат осуществляется с применением серьезной поддержки политиками и дипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупа чиновников. Примером такой деятельности может служить нашумевший контракт американской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов в Ираке.
По основным экономическим показателям, таким как товарооборот, доход, количество сотрудников, крупные корпорации превосходят многие развивающиеся страны. Именно с этим связываются основные опасения аналитиков по поводу возможности негативного экономического и политического давления компаний на малые страны.
Для справедливости необходимо отметить, что эта угроза противниками глобализации несколько преувеличивается. Сравнивая могущество отдельных корпораций и малых стран, некоторые аналитики сравнивают валовой внутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупные корпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектов мира [2, стр. 225].
Однако, данный анализ не совсем корректен, ведь ВВП - это сумма добавленной стоимости, произведенной в стране, а объем продаж это сумма добавленной стоимости, произведенной компанией и ее затрат. С учетом данного замечания, необходимо сравнивать ВВП стран с объемом добавленной стоимости ТНК. Подобная корректировка значительно изменит картину. Например, в 2000 году объем продаж компании Дженерал Моторс составил 185 миллиардов долларов, а добавленная стоимость - 42 миллиарда, продажи компании Форд - 170 миллиардов, а добавленная стоимость - 47 миллиардов, компании Роял Датч/Шелл -149 и 36 миллиардов соответственно.
Противники корпораций утверждают, что в список ста крупнейших субъектов мировой экономики входит 51 ТНК, а в список пятидесяти - 14 ТНК. Однако при анализе показателей добавленной стоимости цифры составят 37 и 2, соответственно.
Также важным фактором, упускаемым часто из виду при сравнении показателей корпораций и стран, является различная природа их функционирования. Если основным механизмом деятельности компаний является рынок, соотношение спроса и предложения, то суть государства - обеспечение соблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного аппарата. Эти две функции пересекаются незначительно, существенно ограничивая возможность взаимного влияния.
Угроза экологии
Под давлением правительств и общественных организаций, вводящих все более жесткие экологические нормы и увеличивающих сборы за загрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязные производства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы выдавливание экологически вредных производств. Страны, куда эти производства переносятся, получают компенсацию в виде роста производства и экспорта, открытия новых рабочих мест, притока инвестиций.
Однако по мере роста влияния глобальных природозащитных организаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет. Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся о своем имидже в глазах общества.
Глобализация глобализаторов
Традиционно считается, что глобализация - это покорение мирового рынка компаниями Европы и Америки. Но в 2005 году произошли несколько событий, которые показали всему миру, что это уже не так. Попытки китайских компаний Haier и China National Offshore Oil Corporation ( CNOOC ) поглощения именитых американских конкурентов Maytag и Unocal вызвали бурю национализма в США и были отвергнуты под натиском противников Китайской экспансии. Очевидно, что глобализация - это многовекторный процесс, и американским патриотам придется смириться с натиском китайских корпораций так же, как они в свое время смирились с приходом японцев.
И хотя вопрос национальной принадлежности той или иной ТНК уже совершенно неоднозначен, и в большинстве своем сводится лишь к месту размещения головного офиса, он продолжает нервировать общество. Например, в июне этого года президент Франции Жак Ширак потребовал от правительства защитить стратегические компании страны от поглощения иностранцами, в связи с возможной продажей крупнейшего предприятия французского пищепрома - корпорации Danone американской PepsiCo.
Но вопрос продажи национального достояния является далеко не самой главной угрозой развитым экономикам со стороны развивающегося Востока. Рынок трудовых ресурсов активно глобализируется, делая неэффективным использование дорогой европейской и американской рабочей силы.
Международные корпорации одна за другой сокращают персонал в Западной Европе. В конце июля International Business Machines объявила, что 70% из запланированных 14 500 увольнений придется на Европу, прежде всего Германию, Францию и Италию - три крупнейшие экономики еврозоны. Шведский производитель бытовой техники Electrolux собирается закрыть 27 европейских фабрик: из-за дороговизны рабочей силы компания хочет перенести основные промышленные мощности в Восточную Европу и Мексику. General Motors сокращает 12 000 человек в Европе, включая треть из 32 000 сотрудников германского филиала. Сокращения GE в США куда менее масштабны. Sony закрывает фабрику по производству проекционных телевизоров в Уэльсе: выручка падает из-за постоянного снижения цен на модели с плазменными экранами.
Глобализация набирает обороты, и Европу все чаще обходят другие страны. Европейцы - дорогие работники, кроме того, в ЕС высокие налоги с зарплаты и жесткое трудовое законодательство. Поэтому союзу сложнее, чем США, конкурировать с новыми мировыми центрами производства, включая Китай. Зачастую компании переносят туда производство вслед за конкурентами. Например, Electrolux сократит производство в Западной Европе, чтобы не отстать от соперников, которые уже наладили сборку в странах с более дешевой рабочей силой.
Потребители уже не готовы “платить дополнительные деньги за то, что продукт произведен в определенной стране”, они смотрят только на цену и брэнд, объясняет пресс-секретарь Electrolux Якоб Броберг [5].
Сокращать лишние мощности предприятия вынуждает и устойчиво низкая потребительская активность в Европе. Из-за стагнации продаж в регионе обострилась ценовая конкуренция между автопроизводителями. Это оказалось на руку входящим на рынок азиатским компаниям, чьи фабрики расположены в Центральной и Восточной Европе, а производственные издержки низки. Традиционные лидеры - GM и Volkswagen - выпускают автомобили в Германии и отступают под натиском японских и корейских конкурентов. Сказываются и низкие темпы общего экономического роста.
Облегчения для ЕС не предвидится - транснациональные корпорации скорее всего продолжат сокращения во все новых отраслях. Например, металлургов может заинтересовать быстрый рост производства стали в КНР и Индии, из-за которого уже начали падать мировые цены. Европейцам сложно конкурировать здесь из-за укрепления евро. Несколько европейских сталелитейных компаний уже объявили об ожидаемом сокращении производства в III квартале. Люксембургская компания Arcelor, вторая в Европе после голландской Mittal Steel, сообщила, что будет сокращать долю продукции своих бельгийских, немецких и французских предприятий в общем объеме выпуска. Производство в Бразилии, Аргентине и Китае будет, напротив, расширено.
8. Корпорации и общество
Для ограничения негативных последствий международного бизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции Нормы ответственности транснациональных корпораций, возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы.
В последние годы в качестве нового компромисса было предложено понятие социальная ответственность бизнеса. Его сторонники утверждают, что акционеры заинтересованы в том, чтобы компании стали думать и о социальной стороне своей деятельности. Ведь в противном случае они могут нести и финансовые потери. Например, большую часть продукции Gap и Nike производят подрядчики, в основном в азиатских странах, где труд дешевле. Выяснилось, что на этих производствах были плохие условия труда, работало много детей, женщины подвергались сексуальным домогательствам. В ответ Gap и Nike пригласили на фабрики независимых инспекторов, пообещали договориться с подрядчиками о минимальных условиях организации труда, призвали сообщать им любую информацию о нарушениях. В компаниях утверждают - чтобы процветать, им необходимо согласие в обществе. Ведь люди в тех же США не захотят работать в компании, которую обвиняют в эксплуатации сотрудников. В Ассоциации британских страховщиков, члены которой владеют акциями многих публичных компаний, говорят, что социальная ответственность бизнеса - это попросту управление рисками [4].
Что бы бизнесмены ни говорили о социальной ответственности, конкуренция между компаниями всегда будет заставлять их искать преимущества. Это могут быть новые технологии, но главным всегда будет оставаться снижение расходов: перевод бизнеса в страны с низкими издержками, сокращение персонала и др. Но даже самые агрессивные компании будут подвергаться давлению: правительства, СМИ, некоммерческие организации будут требовать думать не только о финансовых, но и социальных вопросах. Компаниям придется идти навстречу, но в какой-то момент более активные конкуренты могут заставить их отказаться от своих социальных обещаний либо им придется сползать вниз в списках крупнейших компаний мира. С этой точки зрения длящийся уже более века спор о том, для чего нужны компании и в чьих интересах они действуют, это спор без конца.
Заключение
Развитие транснациональных корпораций - естественный процесс эволюционных перемен в мировой экономике. Основной угрозой такого развития является глобальна монополизация отдельных рынков, и роль государств - активно бороться с этой угрозой.
В то же время, стоит признать, что большинство опасений по поводу опасностей глобализации сильно преувеличены и противоречивы. Основную опасность скорее несут в себе бездумные действия правительств по, якобы, защите национальных экономик.
Транснациональные корпорации стали полноправным и значительным субъектом международных экономических отношений и являются необходимым звеном процесса повышения глобальной производительности труда и повышения уровня жизни людей на всей планете.
Список литературы
1. Полякрв В.В., Щенин Р.К. (ред.) Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - М.: КНОРУС, 2005
2. Бхагвати Д. В защиту глобализации.- пер. с англ. - М.: Ладомир, 2005
3. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина паблишер, 2002
4. Financial Times, 11.06.2005
5. Wall Street Journal, 01.08.2005