Современный взгляд на проблему биологического и социального

СОДЕРЖАНИЕ: Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Социальное и биологическое в психическом развитии человека. Соотношение нейрофизиологического и психического. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный педагогический университет

Кафедра социальной педагогики

Реферат по истории психологии

Тема

«Современный взгляд на проблему биологического и социального»

Выполнила

студентка заочного отделения

группы СП 08/7

Гергель Л.В.

Проверила

Батуева Анна Геннадьевна

Пермь 2011г.


Содержание

1. Введение

§2. Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии

§3. Проблема соотношения биологического и социального в психологии

§4. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

5. Заключение

6. Используемые ресурсы


Введение

Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.

Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).

Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих категорий. Биолог скажет, что человек - всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке - биологизаторы и социологизаторы.

У истоков этих двух направлений в науке стояли, соответственно, французский философ Рене Декарт (1596-1650) и его английский коллега и оппонент Джон Локк. (1632-1704). Первый сформулировал положение, в соответствии с которым человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания. Второй стремился доказать, что душа ребенка подобна чистой доске, следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание.

На первый взгляд, может показаться, что обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный, теоретический характер. Однако во все времена в жизни любого человека биологические особенности имели огромное значение. Достаточно вспомнить хотя бы жесткий отбор новорожденных в Древней Спарте. Не меньшую роль играли биологические особенности и в истории человечества в целом - подавляющее большинство войн носило национальный, а значит, в немалой степени биологический характер. В основе расовой дискриминации в Америке, ЮАР, Австралии опять же лежали биологические признаки. С развитием цивилизации более важную роль начинают играть социальные признаки. Это может проявляться, например, в жесткой обусловленности жизненного пути ребенка социальным статусом его родителей.

Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека, что в основном было связано с развитием промышленности и науки. Знания, накопленные в этой области, стали использоваться в общественной практике. Были разработаны системы профессионального отбора, основанные на индивидуальных особенностях. А в США чрезмерное увлечение идеями измерения интеллекта (IQ) привело к тому, что в 1924-1972 гг. по решению Верховного суда 7500 граждан этой страны с низкими показателями IQ были подвергнуты принудительной стерилизации. Таким образом, вопрос о биологических и социальных факторах формирования психики имеет не только научное, но и практическое значение.

Сама постановка проблемы биологическое-социальное в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (философия, психология, социология и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект – человека – в разных аспектах.

§2. Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии

Формирование психологии как самостоятельной области научного знания (начавшееся немногим более века тому назад) было, прежде всего, связано с использованием методов естественных наук в изучении того круга специфических явлений, которые рассматривались как явления душевной жизни. Проблема возникновения и развития психики стала рассматриваться в контексте процесса эволюции живых существ, в связи с анализом поведения животных и человека, изучением строения и функций организма в его взаимодействии с окружающей средой. Было показано, что психика формируется в ходе эволюции и вместе с тем является важнейшим фактором эволюции высших животных. В науку прочно вошло положение о том, что психика, психическое есть функция особым образом высокоорганизованной материи — функция мозга. Психология развивалась как «продолжение» естествознания, захватывающее область высших функций мозга. Психологические исследования, ориентированные на естествознание, составляют лишь одну линию развития психологии.

Другая линия, также наметившаяся уже в период формирования психологии, связывает ее с общественными науками. Ее можно было бы назвать психологией, ориентированной на общественные науки. Здесь формировались такие области психологии, как социальная, историческая, этническая, педагогическая психология, психолингвистика и другие. Они изучают проблемы формирования сознания и его исторического развития, психологического склада личности, социальной обусловленности человеческой психики, зависимости психического развития человека от системы обучения и воспитания, сложившейся в том или ином обществе, или более широко: психологические аспекты проблемы «человек и общество».

«Двойственность» психологии нашла отчетливое выражение уже в трудах одного из ее основоположников, В. Вундта,— «Физиологическая психология» и «Психология народов».

Стремление соединить эти две линии, преодолеть отмеченную «двойственность» психологической науки, разработать единую теорию, охватывающую всю систему психических явлений, неизбежно ведет к постановке проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Метафизический подход к ее решению порождает биологизаторские и социологизаторские концепции в объяснении природы и сущности психических явлений.

Биологизаторский подход игнорирует качественные различия в поведении человека и животных и по существу снимает проблему соотношения биологического и социального в человеке. Но также несостоятелен и социологизаторский подход, то есть трактовка человека как некоторого сгустка экономики, культуры или социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще природного.

В западной психологии возникают направления, претендующие на роль «третьей силы», якобы стоящей выше имеющихся подходов в психологии. На роль этой третьей силы претендует «гуманистическая» психология. Это направление, возникшее как реакция на господствовавший в американской психологии бихевиоризм, отвергает представление о человеке как механизме, управляемом внешними стимулами и неосознаваемыми инстинктами. Его представители утверждают, что единицами поведения человека являются не реакции, а действия. Но в толковании источников активности человека они исходят из представления о свободе его воли и потребности в самоактуализации. Основным предметом психологии они объявляют субъективный опыт человека, прежде всего сенсорное осознание, интерперсональную коммуникацию и любовь (как высшее проявление человеческой сущности).

биологический социальный психология человек


§3. Проблема соотношения биологического и социального в психологии

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика” определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться.

Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д. А “экзопсихика” – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. “Эндопсихика”, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным фактором.

Социологический подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма ( С. Холл, Э. Геккель и И. Мюллер, К. Бюлер, Штерн, З. Фрейд).

Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе, т.е. что и весь род за время своего существования.
Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.

В рамках биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Бюлера. Бюллер выделил 3 ступени развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития. Психическое развитие есть единый и притом биологический по своей природе процесс.
Теория конвергенции (теория двух факторов) Штерна. Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация.

Концепция Фрейда – это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Миллер и Доллард, Бандура).

Бихевиоризм – теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер).

Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные – значит это результат социального научения.

Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.

Суть теорий: в бихевиоризме основным фактором, движущей силой психического развития является среда. Источник развития лежит во вне организма. Взрослый подкрепляет различные формы поведения ребенка, закрепляя у него положительные реакции в схеме стимул – реакции, этот процесс называется научение. Психическое развитие в американской психологии рассматривают как количественный процесс накопления навыков, связей, привычек, поэтому на каждом возрастном этапе выделяется система задач, которые личность должна решить в своей жизнедеятельности. Этот подход к диагностике развития через отслеживание задач предложил Гезелл. Представители социогенетического научения – Скиннер, Сирс, Бандура, Бронфенбреннер и т.д.

Трансперсональный подход - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.
Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное. Этим «нечто» является:

по концепции мистиков - несотворенная частица человека, единосущная Богу;

в философии веданты - атман;

у К. Юнга - архетипы (первообразы) коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности).

С. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

§4. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Первый комплекс проблем относится к психофизиологии, второй включает некоторые вопросы соотношения социального и биологического в психическом развитии человека (индивидуальном развитии), третий — психологические аспекты антропогенеза.

Психофизиологическая проблема социального и биологического.

Данная проблема рассматривается как проблема соотношений нейрофизиологического и психического. В разработке круга вопросов для отечественной науки связи психологии и физиологии участвовали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов и др. Они изучали психические процессы в контексте реальной — социальной по своему существу — предметной деятельности человека и его общения с другими людьми, где деятельность и общение выступают в роли объективных факторов, организующих психические процессы. Эти процессы рассматриваются не как эффект нейродинамики, а как реальные процессы, включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию. Нейродинамика — материальный субстрат психических процессов — рассматривается во взаимодействии организма со средой, его поведением, обусловлена характером выполняемой человеком деятельности, а также его общением с другими людьми.

Социальное и биологическое в психическом развитии человека

Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится к психическому развитию человека. Здесь рассматривается проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то, и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное.

Рассматривая физиологические процессы, протекающие в организме человека, свойства его могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений. Основание этих свойств — принадлежность индивида к социальной системе. В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида» - виды и характер деятельности, сфера, средства и способы его общения с другими людьми.

В общем можно рассматривать процесс формирования и развития конкретной личности как процесс усвоения индивидом программ социального наследования, сложившихся в данном конкретном обществе. …. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом и осуществляется через специально социальные институты, выполняющие функции образования и воспитания.

Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности.

Изучение причинно-следственных связей в процессе индивидуального развития как многомерных и многоуровневых, охватывающих всю совокупность существенных условий и факторов этого развития, представляет концепция гетерохронности – развития различных свойств индивида, согласно которой существует закономерный порядок, «определяющий возникновение в процессе социального развития личности сложных образований индивидуальности и природных свойств индивида» (Ананьев Б.Г.).

Формирование тех или иных личностных свойств — это единый процесс онтогенетического развития человека. К ценностям личности, которые определяют ее вклад в социальную программу, являются способности человека (его творческий потенциал).

Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и происхождении. Одна из сложившихся точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.

Одной из важных проблем в развитии человека является также проблема индивидуальности. Если личность — это в основном проблема общественных наук, имеющая, конечно и психологические аспекты, то проблема индивидуальности — это в основном проблема психологии (дифференциальная психология)

В психологии вопрос об индивидуальности изучался и изучается главным образом в связи с проблемой темперамента. Исходя из павловского учения, Б.М. Теплов, а затем В.Д. Небылицын и их сотрудники развили представления об основных свойствах нервной системы как природной основе темперамента. И.П.Павлов, говорил о трех основных свойствах: силе, подвижности и уравновешенности. Работами школы Теплова — Небылицына выявлены такие свойства, как лабильность и динамичность показано, что свойства нервной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относительно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сформировано представление о первичных (сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и по торможению) и вторичных (уравновешенность по параметрам первичных) свойствах.

Психологические аспекты антропогенеза

Проблема возникновения и развития сознания (более широко: человеческой психики) является одной из наиболее сложных и многоплановых. В разработке проблемы происхождения человеческой психики современная психологическая наука исходит из марксистской теории антропогенеза, основные положения которой состоят в следующем:

1) возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции;

2) процесс антропогенеза неразрывно связан (протекал в единстве) с процессом социогенеза;

3) решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду.

Отношение психического и биологического многопланово и многогранно. В одних измерениях биологическое выступает в отношении к психическому как механизм (физиологическая основа психических процессов), в других — как содержание психического отражения (внутренностные ощущения), в третьих — как фактор, влияющий на психические явления, в четвертых — как детерминанта отдельных актов поведения, в пятых — как условие возникновения психических явлений.

Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Это создает, конечно, исключительные трудности в изучении триады «биологическое — психическое — социальное».


Заключение

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания.

Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и при жизненно приобретенного. При этом человеческий индивид (это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.


Используемые ресурсы

1. Большая библиотека психологии

2. Информационно-образовательный портал ИжГТУ

3. Б.Ф.Ломов «Проблема социального и биологического в психологии»

4. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.115 – 150

Скачать архив с текстом документа