Специальные налоговые режимы 3
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Понятие специального налогового режима и его значение для субъектов предпринимательской деятельности государства 2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие специального налогового режима и его значение для субъектов предпринимательской деятельности государства |
5 |
2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) |
8 |
3. Упрощенная система налогообложения |
11 |
4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
13 |
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
Понятие «специальные налоговые режимы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации рассматривает возможность введения: всего существует четыре специальных налоговых режима. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по налогообложению. Как существенной, не только для самой налоговой системы, но, не в последнюю очередь, для организаций и индивидуальных предпринимателей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, специальные налоговые режимы для неподготовленного человека могут оказаться совершенно непонятными и сложными.
Налоговая система, которая представляет собой совокупность действующих налогов и сборов; принципов их установления, введения, отмены; организации налогового контроля, налоговой ответственности необходима для государства и разных бюджетов. В налоговую систему Российской Федерации входят федеральные, установленные федеральным собранием (налоговым кодексом РФ) – содержат 9 налогов; региональные, устанавливаемые регионами – содержат 3 налога и местные налоги, устанавливаемые законодательством местных органов власти – содержат 2 налога.
Организации и индивидуальные предприниматели платят налоги либо по общему режиму налогообложения, либо по одному из четырех специальному налоговому режиму. Согласно ст.18 НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ. Эти специальные налоговые режимы – 1) упрощенная система налогообложения; 2) система налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог.
Если, например бухгалтерия организации или индивидуальный предприниматель не будут знать о существовании специальных налоговых режимах, то они могут упустить возможность уплачивать меньшее количество налогов и тратить меньше денег на их уплату, даже будучи, отличным специалистом в этой области, все равно необходимо продолжать их изучать (и вообще Налоговый кодекс РФ), так как очень часто в нем происходят изменения, принимаются федеральные законы, в которых идет речь о принятии, ликвидации или изменении каких-нибудь налогов, в связи с тем, что НК РФ все еще меняется в соответствии с международными стандартами.
Цель написания данной курсовой работы – сделать сравнительную характеристику специальных налоговых режимов.
1. Понятие специального налогового режима и его значение для субъектов предпринимательской деятельности и государства.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.
В то же время, наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации определялись виды налогов (сборов), но понятия специальный налоговый режим этот Закон не содержал. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в ст.18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся в том числе и рассматриваемых режимов На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ : «Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени»
Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При этом должны быть определены предусмотренные п.1 ст.17 НК РФ следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок и уплаты налога. Иные особые правила применения специального режима налогообложения могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в свободных экономических зонах;
- система налог обложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
На современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (далее - Закон N 222-ФЗ), с 1 января 2003 г. введены в действие два новых специальных режима.
1. Упрощенная система налогообложения, положения по применению которой установлены гл.26.2 НК РФ. Применяется организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2003 г.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл.26.3 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подводя итоги, хочется отметить, что часть налоговой реформы, связанная с конкретными налогами, в большей степени ориентирована на удовлетворение интересов предпринимателей, чем государства.
По заявлению Правительства РФ, в результате введения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства налоговая нагрузка на малый бизнес уменьшилась в 2,5 раза, что представляется вполне реальным. Налоговое бремя, очевидно, снижается, законы становятся лояльнее и доступнее. В настоящее время остается ждать отдачи от налогоплательщиков, которая должна материализоваться не только в честном исполнении ими налоговых обязательств, но и в наращивании объемов производства, осуществлении инвестиционных проектов, росте производительности труда, которые являются безусловными источниками налогового потенциала страны.
2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Главой 26.1 НК РФ установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), применяемая наряду с иными режимами налогообложения (ст.346.1) и предусматривающая, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога доброволен и заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Освобождаются от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (кроме ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц (от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (для предпринимательской деятельности). Уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и оплачивают другие налоги и сборы в соответствии с иными режимами налогообложения, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов. Эти правила распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Организация имеет право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70%, а ИП подает данные за 9 месяцев, подают заявление с 20 октября по 20 декабря. Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) бюджетные учреждения. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.4).
Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со ст.249 НК РФ, внереализационные доходы - в соответствии со ст.250 НК РФ, при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ. При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, указанные в ст.346.5 НК РФ. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст.346.6). Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%, превышающая указанное ограничение сумма, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие (ст.346.7).
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (ст.346.8).
ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, у ИП не позднее 30 апреля года. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
3. Упрощенная система налогообложения
Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам 9 месяцев доходы, определяемые в соответствии со ст.248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб. Ее применение предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) (ст.346.11). Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Не вправе применять УСН п.3 ст.346.12 НК РФ. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, то он считается утратившим право на применение УСН.
Объектом налогообложения признаются: 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14), не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. При его определении учитывают следующие доходы (ст.346.15): а) доходы от реализации (ст.249); б) внереализационные доходы (ст.250), уменьшая полученные доходы на расходы (ст.346.16), которым признаются затраты после их фактической оплаты. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка – 15%.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов, оставшаяся его часть может быть перенесена, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).
Налогоплательщики - организации представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики - ИП представляют налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с УСН на иные режимы налогообложения (ст.346.25). Особенности применения упрощенной системы налогообложения ИП на основе патента (ст.346.25.1).
4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности п.2 ст.346.26.
Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщиками являются организации и ИП согласно ст.346.28. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29). Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, указанные ст.346.29 НК РФ, уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Заключение
Главами 26.1, 26.2, 26.3, НК РФ установлена система налогообложения, для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Вводимая в действие законами субъектов РФ, предусматривающие, что переход на уплату этих налогов заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой одного налога.
Каждый из специальных налоговых режимов имеет свои достоинства и недостатки.
Почти все режимы можно применять добровольно, с учетом условий их применения, кроме ЕНВД. Их применяют как организации, так индивидуальные предприниматели.
Разнятся налоговые ставки: при ЕСХН – 6%, при УСН – 6% и 15%, при ЕНВД – 15% величины вмененного дохода, исходя из базовой доходности, физического показателя и двух корректирующих коэффициентов. При этом различается объект налогообложения и налоговая база. По-разному уменьшается налоговая база, исходя из расходов.
На каждый из режимов есть свои ограничения перехода организаций и индивидуальных предпринимателей.
При переходе на иной режим налогообложения невозможно, передумав, сразу вернуться обратно, должен пройти год.
При определенных моментах налогоплательщики могут лишиться права на применение какого-либо специального налогового режима. Существуют ограничения в каждом режиме, установленные НК РФ.
В первую очередь знать условия и правила перехода на какой-либо специальный режим надо самим организациям и индивидуальным предпринимателям, для того, чтобы уменьшить свои расходы в отношении уплаты налогов, увеличения соответственно своих доходов.
Список литературы
1. НК РФ (текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2008 года);
2. Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-Издат, 2005- с.;
3. Брызгалина А.В Налоги и налоговое право: Учебное пособие/под ред. – М., 2003 - с. 66;
4. Толкушкин А.В. История налогов в России. – М., 2003-с. 71;
5. Выскваркина М.В. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник. – М.: Аргумент, 2006-с. 209;
6. Журнал Все для бухгалтера, 2007, N 12 (204);
Задача № 1
В апреле предприятием, производящим текстильную продукцию, произведены следующие расходы:
- изготовление фирмой, специализирующейся на производстве рекламной продукции, таблички на служебные кабинеты в офисе предприятия: стоимость выполненного заказа составила 2000 рублей (без НДС);
- изготовлены календари, рекламирующие продукцию предприятия т контактные телефоны; стоимость выполненного заказа составила 5000 рублей (без НДС); стоимость выполненного заказа составила 12000 руб. (без НДС);
- изготовлен рекламный ролик и оплачено эфирное время его трансляции на телевидении;
- изготовлены визитные карточки для управленческого персонала предприятия, содержащие логотип и фирменный знак предприятия; стоимость выполненного заказа составила 3000 руб. (без НДС);
- оплачена разработанная рекламным агентством долгосрочная программа рекламной стратегии предприятия; стоимость услуг составила 10000 руб. (без НДС);
- специализированной фирмой изготовлен фирменный шит, установленный на автомагистрали: стоимость выполненного заказа составила 20000 рус. (без НДС);
-оплачен регистрационный взнос в сумме 5000 руб. за участие в конкурсе « 100 лучших товаров России»;
- оказана спонсорская помощь городской футбольной команде (в форме перечисления денежных средств в сумме 20000 руб. на расчетный счет футбольного клуба).
Решение:
Налог на рекламу является одним из видов местных налогов и возникает у предприятий и граждан осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ, услуг. Это означает, что порядок исчисления и уплаты налога на рекламу устанавливается местными органами власти. Ставка налога ограничена 5%, но местные власти могут установить и более низкую ставку.
5000 - принимаем к учету
12000 - принимаем к учету
20000 - принимаем к учету
5000+12000+20000=37000
37000*5%=1850
Вывод: сумма налога на рекламу составила 1850 руб.
Задача №2
В феврале текущего года предприятие произвело следующие выплаты:
1. Начислена заработная плата штатным сотрудникам предприятия в сумме 500 000 рублей.
2. Начислена заработная плата штатным сотрудникам являющимся инвалидами 3 группы, в сумме 40 000 рублей.
3. Выплачено вознаграждение в пользу индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг по изготовлению и размещению рекламы предприятия в сумме 25 000 рублей.
4. Выплачено вознаграждение по договору подряда маляру, не являющемуся индивидуальным предпринимателем (за текущий ремонт производственного помещения) в сумме 5 000 рублей.
5. Начислены пособия по временной нетрудоспособности работников в сумме 2 300 рублей, а так же пособия по уходу за больным ребенком в сумме 800 рублей.
6. Предприятие начислило за февраль текущего года взнос на обязательное пенсионное страхование в размере 14% от налоговой базы по единому социальному налогу.
Решение:
1. 500 000 Д20 К70
2. 40 000 Д20 К70 ЕСН не начисляется
3. 25 000 не учитывается
4. 5 000 ФCC не учитывается
ПФ – 545 000-14%= 76300
ФCC – 500 000*2.9% =
ФФОМС – 505 000*3,1% =
ЕСН ФБ – 505 000*6,0% =