Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение .3 1. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства …..6 1.1. Упрощенная система налогообложения .7

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………..6 1.1. Упрощенная система налогообложения…………………………………….7

1.2. Налогоплательщики единого налога………………………………………10

1.3. Объект налогообложения…………………………………………………..14

1.4. Облагаемая база……………………………………………………………..20

1.5. Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………..22

2. Система налогообложения в виде ЕНВД для субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………26

2.1. Сущность налога…………………………………………………………….26

2.2. Налогоплательщики ЕНВД…………………………………………………27

2.3. Объект обложения ЕНВД…………………………………………………..28

2.4. Порядок и сроки уплаты ЕНВД……………………………………………31

4. ЕНВД на примере ООО «Марс»…………………………………………..33

5. Заключение………………………………………………………………….43

6. Литература…………………………………………………………………..44

ВВДЕНИЕ

Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства на примере единого налога на вмененный доход (ЕНВД) – эта тема на сегодняшний день является, на наш взгляд, наиболее актуальной, поскольку рассматривает и затрагивает такие, на первый взгляд, противоречивые проблемы, которые стоят перед налоговой системой в настоящее время как максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет (одновременно с повышением собираемости налогов) и ослабление налогового бремени. Для российского предпринимателя является актуальным и вопрос трудности выполнения сложных и многочисленных требований по оформлению налоговых платежей, учету и отчетности.

Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.

Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;

- выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;

- провести необходимый анализ взимания единого налога на вмененный доход с физических и юридических лиц;

- показать перспективу развития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации.

Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.

Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.

В этих условиях основное внимание и законодательной и исполнительной власти и фискальных органов должно быть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы. В первую очередь речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателях, работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительными и другими видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.

Принятый в конце 1995 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» для таких предприятий не обеспечивал в должной мере решение задач наиболее полного учета объектов обложения предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др.) не позволяли их контролировать налоговыми органами в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введение особого режима налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей, установления внешнего дохода. Это решение является, с одной стороны, целью увеличения налоговых поступлений, а с другой, - упрощение процедур расчета и сбора налогов.

Максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет и ослабление налогового бремени на современном этапе развития налоговой системы является весьма актуальным. А упрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций также можно отнести к числу актуальных и коньюктурных тем. Во многом требованиям актуальности отвечает самый массовый и простой в понимании единый налог на вмененный доход, введенный законом РФ от 24.07.2002 г. № 104 – ФЗ Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Предметом исследования является единый налог на вмененный доход, порядок, сроки его уплаты в Российской Федерации и иные особенности взимания налога.

Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды отечественных экономистов по вопросам применения единого налога на вмененный доход, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.

Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства

Специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. и включены в раздел VIII Налогового кодекса РФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов одним налогом.

Малого бизнеса непосредственно касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г № 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (введена тем же Федеральным законом), 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» (введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ) и 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Эти специальные налоговые режимы получили право на освобождение от налогов:

· для организации – на прибыль организаций, на имущество организаций, а также ЕСН и НДС (кроме НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), которые им заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период;

· для индивидуальных предпринимателей – на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), а также ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, выплат и иных вознаграждений, исчисляемых ими в пользу физических лиц) и НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Указанные налоги заменены единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Кроме того, в соответствии с законодательством индивидуальные предприниматели уплачивают страховые сборы на обязательное пенсионное страхование.

Все остальные действующие налоги и сборы оплачиваются субъектами в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) действует с 1 января 2003 г. и регулируется ст. 346.11 – 346.25 гл. 26.2 НК РФ. Методические рекомендации по применению этой главы утверждены приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706.

Право перехода к УСН или возврат к общему режиму налогообложения с 1 января 2006 г. предоставляется всем организациям и индивидуальным предпринимателям (при определенных условиях) добровольно. Однако при переходе на УСН существует перечень субъектов, которые в соответствии с действующим законодательством не могут перейти на УСН. К ним относятся:

· организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

· банки и страховщики;

· негосударственные пенсионные фонды;

· инвестиционные фонды;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых;

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, и некоторые другие.

С 1 января 2006 г. к этим организациям добавлены:

· бюджетные учреждения;

· иностранные организации, имеющие обособленные подразделения в России;

· адвокатские кабинеты.

При переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН установлены следующие ограничения:

1. Для организаций их доход от реализации за девять месяцев того года, когда подается заявление о переходе, не должен превышать 11 млн руб. (без НДС).

При подаче заявки на переход на УСН с 1 января 2007 г. предельный доход должен быть повышен до 15 млн руб., хотя в 2006 г. работать на УСН смогут только те, чей доход за девять месяцев не превысил 11 млн руб. Причем в установленный доход теперь включаются внереализационные доходы, а также учитывается коэффициент – дефлятор (устанавливается ежегодно Правительством РФ на календарный год, учитывает изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) за предыдущий календарный год). Кроме того, при определении дохода, если организация платит ЕНВД, не включаются поступления, облагаемые налогом на вмененный доход.

2. Средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период определяется федеральным органом исполнительной власти, она не должна превышать 100 человек.

3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов у организаций, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн рублей. Причем учитываются основные средства и материальные активы те, которые признаются амортизируемым имуществом.

Организации и индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти с общего режима налогообложения на УСН, подают заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на УСН, в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства). В заявлении указывается размер доходов за девять месяцев текущего года. До начала налогового периода налогоплательщик выбирает объект налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не имеют права перейти на иной режим налогообложения до окончания налогового периода.

Организации, которые до перехода на УСН при расчете налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСН выполняют следующие правила:

1) на дату перехода включают в налоговую базу суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода;

2) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если они включены в доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль;

3) не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если такие расходы до перехода на УСН были учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Если по итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщик нарушит установленные ограничения, он лишится режима упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено нарушение.

Налогоплательщик утрачивает право применения УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода его доход, подсчитанный обычным порядком (ст. 346.15 НК РФ) с учетом сумм денежных средств, полученных до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН, и денежных средств, полученных после перехода на УСН, если они были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, превысил 20 млн руб. Организации, для которых прекратился режим УСН, уплачивают налоги и сборы по общему режиму налогообложения, как будто они вновь созданные организации. Однако они не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей. В данном случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

При желании налогоплательщик может возвратить с УСН на общий режим налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он наметил перейти на общий режим. Возврат на УСН возможен, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право применения УСН.

Налогоплательщики единого налога

Налогоплательщики УСН – организации, в том числе предприятия малого бизнеса, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке. При этом организация должна соответствовать следующим критериям:

· по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему, ее доход от реализации не должен превысить 15 млн руб. (без НДС). Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным Правительством;

· у нее не должно быть филиалов и представительств;

· она не должна производить подакцизные товары, а также добывать и реализовывать полезные ископаемые, за исключением общераспространенных ископаемых;

· она не должна заниматься игорным бизнесом;

· она не должна быть участником соглашений о разделе продукции;

· она не должна быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также на уплату единого сельскохозяйственного налога;

· доля непосредственного ее участия в других организациях не может превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты – не менее 25%;

· Средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;

· Стоимость ее собственного амортизируемого имущества не должна превышать 100 млн руб.

Некоторым аналогичным критериям должен соответствовать и индивидуальный предприниматель. Вместе с тем следует отметить, что для предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности (15 млн руб.), для перехода на упрощенную систему обложения не установлено. Таким образом, при соблюдении иных установленных условий предприниматели вправе перейти на упрощенную систему независимо от размера полученных ими доходов за указанный период.

Нетрудно заметить, что упрощенная система может применяться субъектами малого предпринимательства.

Определен закрытый перечень организаций, которые по характеру своей деятельности или в зависимости от ряда иных условий упрощенную систему обложения применять не могут. Не вправе применять упрощенную систему:

· банки;

· страховщики;

· негосударственные пенсионные фонды;

· инвестиционные фонды;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

· организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

· организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

· организации, у которых остаточная стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. Учитываются основные средства и НМА, которые подлежат амортизации и признаются и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;

· бюджетные учреждения;

· иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории России и др.

Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом установленные ограничения по численности работников и стоимости основных средств и НМА по отношению к таким организациям и предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Переход на упрощенную систему – уведомительный, а не разрешительный. Действующие организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на эту систему, подают заявление в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему. Вновь созданные организации (зарегистрированные предприниматели) вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему с даты постановки их на налоговый учет.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов РФ до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

Вернуться к иному режиму обложения плательщики не вправе до окончания налогового периода. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы плательщика превысили 20 млн руб. или в течение этого периода допущено несоответствие перечисленным выше требованиям, такой плательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение или несоответствие указанным требованиям.

Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы, подлежит индексации.

Плательщик должен уведомить налоговую инспекцию только в случае перехода на иной режим обложения (в течение 15 дней после отчетного периода, в котором его доход превысил установленные ограничения), а по умолчанию считается использующим упрощенную систему и далее.

Плательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим обложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

· доходы;

· доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (когда в качестве объекта обязательно применяются доходы, уменьшенную на величину расходов). Объект не может меняться плательщиком в течение трех лет применения упрощенной системы.

Выбор того или иного варианта обуславливается экономической целесообразностью: если у плательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте; если таких расходов немного, то приемлем первый вариант.

Организации при определении объекта обложения учитывают следующие доходы:

· доходы от реализации;

· внереализационные доходы.

Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

Предприниматели при определении объекта учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

При определении объекта обложения плательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

2) расходы на приобретение НМА, а также их создание самим

налогоплательщиком;

3) расходы на ремонт основных средств;

4) арендные (лизинговые) платежи;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда;

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включа

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний;

8) суммы НДС по оплаченным товарам (работам и услугам),

приобретаемым плательщиком и подлежащим включению в состав

расходов;

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) арендные платежи за арендуемое имущество;

11) расходы на командировки;

12) плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов;

13) расходы на аудиторские услуги;

14) расходы на канцелярские товары;

15) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные

услуги, расходы на оплату услуг связи;

16) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

17) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем;

18) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и

агрегатов;

19) суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с федеральным налоговым законодательством;

20) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений по договорам поручения;

21) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

22) расходы на проведение (в установленных случаях) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

23) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

24) судебные расходы и арбитражные сборы;

25) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе;

26) другие расходы.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим плательщиком) НМА принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в период применения упрощенной системы – с момента их ввода в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения упрощенной системы – с момента их принятия на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА до перехода на упрощенную систему стоимость ОС и НМА включается в расходы в следующем порядке:

- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

- в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы – 50% стоимости, второго года – 30% стоимости и третьего года – 20% стоимости;

- в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями стоимости ОС.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Если плательщик применяет упрощенную систему с момента постановки на налоговый учет, стоимость ОС и НМА принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Если плательщик перешел на упрощенную систему с иных режимов налогообложения, стоимость ОС и НМА учитывается в порядке, установленном пп. 2.1 и 4 ст. 346.25 НК РФ.

Определение сроков полезного использования ОС осуществляется на основании утверждаемой федеральным Правительством классификации ОС, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования ОС, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются плательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на ОС, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г.

Определение сроков полезного использования НМА осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим плательщиком) ОС и НМА до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим плательщиком) плательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими объектами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание самим плательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Важно иметь в виду, что при этом в состав ОС и НМА включаются лишь объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда – в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета плательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере их списания в производство;

2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров.

3) расходы на оплату налогов и сборов – в размере, фактически уплаченной плательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда плательщик погашает указанную задолженность;

4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим плательщиком) НМА отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным объектам, используемым для предпринимательской деятельности;

5) при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) или имущественные права. Указанные расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

При определении доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения не учитываются суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Облагаемая база

Облагаемая база определяется в зависимости от формы облагаемого объекта:

· если объектом обложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов;

· если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При этом доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) [5, 421].

Практика показывает, что довольно часто плательщики умышленно занижают облагаемую базу. В главе 26.2 НК РФ предусмотрен способ, призванный обеспечить минимальную сумму налоговых поступлений при упрощенной системе обложения и исключить уклонение плательщиков от платежей единого налога. Этой цели служит уплата так называемого минимального налога. Он уплачивается лишь плательщиками, применяющими в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Минимальный налог исчисляется за налоговый период по ставке 1% от налоговой базы, которой в данном случае признается облагаемы доход. Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога:

0,15(Д – Р) 0,01Д ,

где Д – облагаемые доходы;

Р – расходы, уменьшающие доходы для целей налогообложения;

0,015(Д – Р) – сумма налога, исчисленная в общем порядке по ставке 15% от налоговой базы, которой являются облагаемые доходы, уменьшенные на величину расходов;

0,01Д – минимальный налог, исчисленный по ставке 1% от налоговой базы, которой являются облагаемые доходы.

При этом плательщик вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке [0,01Д – 0,15(Д – Р)] , в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее, в порядке, предусмотренном в главе 25 НК РФ.

Убыток, полученный плательщиком при применении общего режима обложения, не принимается при переходе на упрощенную систему, а при применении упрощенной системы – при переходе на общий режим. Иными словами, исключается учет убытка при смене режима обложения.

Минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а, по существу, лишь формой единого налога. Минимальный налог обеспечивает минимальные гарантии для работников по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению, так как вся сумма минимального налога направляется по установленным нормативам в соответствующие социальные внебюджетные фонды. Уплата минимального налога должна производиться по итогам налогового периода.

Другими словами, на плательщика, избравшего в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, возложена обязанность по итогу налогового периода, определить:

· сумму единого налога в соответствии с общим порядком;

· сумму минимального налога.

Только в том случае, когда сумма исчисленного минимального налога превышает сумму единого налога, исчисленного в соответствии с общим порядком, плательщик должен уплатить минимальный налог. Минимальный налог не исчисляется по итогам отчетных периодов.

Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. При невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных режимов.

Налоговые ставки имеют следующие значения:

· если объектом обложения являются доходы – 6%;

· если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, – 15%.

Порядок исчисления и уплаты налога

Порядок исчисления и уплаты налога предусматривает, что сумма налога по итогам налогового периода определяется плательщиком самостоятельно.

Плательщики, облагающие доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа, исходя из фактических доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода, с учетом ранее уплаченных платежей. Сумма налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Плательщики, облагающие доходы, уменьшенные на величину расходов, исчисляют сумму авансового платежа, исходя из фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период:

· организациями – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода;

· индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных и внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством. Так, согласно ст. 48 БК РФ (утратила силу по закону от 20.08.2004 г.) доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы распределялись органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим нормативам отчислений:

· в федеральный бюджет - 30%;

· бюджеты субъектов Федерации - 15%;

· местные бюджеты - 45%;

· бюджеты федерального фонда ОМС - 0,5%;

· бюджеты территориальных фондов ОМС - 4,5%;

· бюджеты ФСС - 5%.

В городах Москве и Санкт-Петербурге доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы распределялись по несколько иным нормативам:

· в федеральный бюджет - 30%;

· бюджеты этих городов - 60%;

· бюджеты федерального фонда ОМС - 0,5%;

· бюджеты территориальных фондов ОМС - 4,5%;

· бюджет ФСС - 5%.

Доходы от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы распределялись по следующим нормативам отчислений:

· в бюджет ПФР - 60%;

· бюджет федерального фонда ОМС - 2%;

· бюджеты территориальных фондов ОМС - 18%;

· бюджет ФСС - 20%.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в счет предстоящих платежей плательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату плательщику. При этом зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления плательщика по решению налогового органа. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В случае возникновения у плательщиков обязанности по уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченных ими за истекшие отчетные периоды квартальных авансовых платежей единого налога подлежит возврату этим плательщикам, либо зачету в счет предстоящих им авансовых платежей по единому налогу за следующие отчетные периоды, или по согласованию с территориальными органами Федерального казначейства – зачету в счет предстоящих платежей минимального налога.

Плательщики обязаны вести налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов, утверждаемой Минфином РФ.

Организациями налоговая база исчисляется в особом порядке при смене режима обложения – при переходе с иных режимов на упрощенную систему и с упрощенной системы на иные режимы. При переходе на упрощенную систему организации, которые до перехода на упрощенную систему при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на упрощенную систему в базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему в оплату по договорам, исполнение которых плательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему;

2) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему, если по правилам налогового учета по методу начислений эти суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

3) расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему;

4) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

При переходе на упрощенную систему организации, применяющей ЕНВД, в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС и приобретенных (созданных) НМА, которые оплачены до перехода на упрощенную систему, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) ОС и НМА и суммы амортизации за период применения системы обложения в виде ЕНВД.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства (ЕНВД)

Сущность единого налога на вмененный доход

По данным МНС РФ, к началу 2002 г. во всех регионах введен единый налог на вмененный доход, в то время как на упрощенную систему перешло менее 3% малых предприятий с долей налоговых поступлений менее 1%.

Вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности фактов, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета единого налога по установленной ставке. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2003 г. регулируется гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

В соответствии с законодательством с 1 января 2006 г. порядок введения ЕНВД, виды предпринимательской деятельности и коэффициент К устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие право на ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговой инспекции не позднее 5 дней с момента начала осуществления бизнеса по этой системе налогообложения. Если организация имеет обособленные подразделения, то они должны зарегистрироваться во всех инспекциях, по месту нахождения которых они ведут «вмененную» деятельность, даже если эти инспекции находятся в одном субъекте РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством.

Налогоплательщики ЕНВД

Налогоплательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где введен ЕНВД.

Система налогообложения ЕНВД применяется к следующим видам предпринимательской деятельности:

· оказанию бытовых услуг (ремонт обуви, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования и др.). Это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН). С 1 января 2006 г. местные законодатели могут переводить на ЕНВД как все бытовые услуги в целом, так и отдельные из них;

· оказанию ветеринарных услуг по перечню, предусмотренному нормативными правовыми актами РФ, а также ОКУН;

· оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. С 2006 г. услуги по автозаправке не переведены на ЕНВД;

· оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

· оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и груза, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют на праве собственности и (или) распоряжения не более 20 транспортных средств;

· розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети (через магазины, павильоны), имеющие торговые залы (торговый зал не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли);

· розничной торговле через объекты стационарной торговой сети (через киоски, палатки, лотки), не имеющие торговых залов, и розничной торговле через объекты нестационарной торговой сети;

· развозной (разносной) торговле, за исключением торговли подакцизными товарами, изделиями из драгоценных металлов, меховыми изделиями и некоторыми другими. Разносная торговля – это торговля в организациях, на транспорте, на дому или улице, развозная- с автомобиля, автомагазина, прицепа;

· оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей и не имеющие залов обслуживания посетителей;

· распространению и (или) размещению наружной рекламы в зависимости от нанесения изображения и от места размещения (в трамваях, автомобилях, резных судах и т.д.);

· оказанию услуг по временному размещению и проживанию;

· оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест на рынке или в других местах торговли.

Перечень видов предпринимательской деятельности исчерпывающий и не подлежит расширенному толкованию.

Если налогоплательщики осуществляют наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иную предпринимательскую деятельность, то они исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении этой иной деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объект обложения ЕНВД

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.

Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц [9, 388].

Базовая доходность по видам предпринимательской деятельности

Вид предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность, руб.

Бытовые услуги

Ветеринарные услуги

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Розничная торговля

а) через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

б) через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети

Услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов

Розничная торговля в торговых залах

Розничная торговля без торговых залов

Услуги общественного питания :

в залах для обслуживания посетителей;

без залов для обслуживания посетителей

Распространение и (или) размещение рекламы в зависимости от способа ее изображения

Услуги по временному размещению и проживанию

Услуги по передаче торговых мест во временное пользование

Численность работников, включая индивидуального предпринимателя

Численность работников, включая индивидуального предпринимателя

Численность работников, включая индивидуального предпринимателя

Площадь торгового зала, кв. м

Торговое место

Площадь стоянки, кв. м

Число транспортных средств, используемых для перевозки

Площадь торгового зала, кв. м

Торговое место

Площадь зала обслуживания посетителей, кв. м

Численность работников, включая индивидуального предпринимателя

Площадь информационного поля

Площадь спального

помещения, кв. м

Число торговых мест

7 500

7 500

12 000

1 200

6 000

50

6 000

1 800

9 000

1 000

4 500

3 000

4 000

5 000

1 000

6 000

[9, 389]

Организации, оказывающие услуги исходя из численности работников, определяют среднесписочную (среднюю) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих, в том числе совместителей, по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Среднесписочная численность работников определяется на основании порядка, утвержденного постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. № 50.

Установленная база доходность умножается на корректирующие коэффициенты, которые показывают степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом:

К1 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности.

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, равный отношению числа календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к числу календарных дней в календарном месяце налогового периода. Это означает, что налоговая база организации или предпринимателя равна частному от деления К2 на число календарных дней в месяце, умноженному на число фактических дней ведения предпринимательской деятельности. К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, доход, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Значения К2 определяются представительными органами муниципальных образований для всех категорий налогоплательщиков субъектами РФ на календарный год и могут быть установлены от 0,001 до 1 включительно;

К3 – корректирующий дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ. Значения К3 публикуются в порядке, установленном Правительством РФ. На 2007 г. К3 установлен в размере 1,132.

Изменение суммы ЕНВД вследствие изменения корректирующих коэффициентов возможно только с начала следующего налогового периода.

Налоговый период по единому налогу – квартал.

Определим величину вмененного дохода :

ВД = БД * К1 * К2 * ФП ,

Где ВД – вмененный доход;

БД – базовая доходность в месяц;

ФП – физический показатель в зависимости от вида деятельности за налоговый период (налоговым периодом по ЕНВД признается квартал).

Налоговая ставка составляет 15% вмененного дохода.

Порядок и сроки уплаты ЕНВД

Сумма налога рассчитывается с учетом ставки, базовой доходности, физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также корректирующих коэффициентов К1 , К2 , К3 .

Налогоплательщики обязаны уплачивать ЕНВД по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма исчисленного ЕНВД за налоговый период уменьшается налогоплательщиком на суммы:

· страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством, уплаченных за этот период времени при выплате налогоплательщиком вознаграждений своим работником в сфере деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог;

· страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;

· выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Общая сумма вычетов из единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством. Они также в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность. В случае осуществления налогоплательщиками наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иных видов деятельности им необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по каждому виду деятельности. Такой порядок требуется для того, чтобы четко знать, какая предпринимательская деятельность облагается ЕНВД и какая соответствует другому режиму налогообложения. Если налогоплательщик осуществляет разные виды деятельности, хотя и облагаемые единым налогом. Но по разным физическим показателям и базовой доходности, учет должен быть также раздельный по каждому виду деятельности.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Форма и порядок заполнения налоговой декларации утверждается Минфином РФ.

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

ЕНВД для субъектов на примере ООО «Марс»

Декларация по ЕНВД

Плательщики единого вмененного налога не позднее 20 октября 2007 года должны подать в налоговые инспекции декларацию по итогам деятельности за девять месяцев (ст. 346.30, 346.32 НК РФ). Бланк декларации и инструкция по заполнению утверждены приказом Минфина от 1 ноября 2004 г. № 96н.

Фирмы, уплачивающие «вмененный» налог, как всегда, должны заполнить титульный лист, а также разделы 1, 2 и 3.

Раздел 2

В нем бухгалтер должен рассчитать единый налог. Следует помнить, что второй раздел нужно заполнять на каждый вид деятельности, подпадающий под ЕНВД. Аналогично следует поступить и в том случае если фирма ведет свою деятельность по разным адресам, но зарегистрированным при этом в одной налоговой инспекции.

Все показатели декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. Показатель корректирующего коэффициента базовой доходности К2 округляется по тому же принципу – до второго знака после запятой. Значение корректирующего коэффициента К3 указывается без округления.

В строке 010 нумеруются листы, входящие в раздел 2, а в строке 020 указывается код вида предпринимательской деятельности. Его следует выбрать из таблицы, приведенной в приложении 2 инструкции. Здесь же содержатся значения базовой доходности в месяц (строка 040) и физического показателя (строки 050, 060, 070). Например, если предприятие оказывает бытовые услуги, то в строке 020 будет стоять код 01, в строке 040 – 7500 рублей в месяц, а физическим показателем будет количество работников.

Чтобы определить сумму единого налога, надо сначала посчитать вмененный доход. Формула его расчета выглядит так:

Вмененный доход за месяц

=

Базовая доходность в месяц на единицу физического показателя х Количество физических показателей х

Коэффициенты

1 , К2 , К3 )

Определение физического показателя дано в статье 346.27, а его значение – в статье 346.29 Налогового кодекса. Например, если вы оказываете услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств, физическим показателем является количество работников, а ежемесячная базовая доходность будет составлять 12 000 рублей на одного сотрудника. Если вы предприниматель, в число работников не забудьте включить себя.

В течение квартала величина физического показателя может измениться. Например, в том случае если директор решит принять несколько работников или уменьшить площадь торгового зала. Это изменение нужно учесть с начала того месяца, в котором оно произошло (п. 9 ст. 346.29 НК). По мнению сотрудников финансового ведомства, такое положение не применяется, если фирма перестает заниматься «вмененной» деятельностью. Месяц, в котором это произошло, нужно принять за полный и учесть при расчете единого налога (письмо Минфина от 15 декабря 2004 г. № 03-06-05-04/70).

После того как умножим базовую доходность на величину физических показателей, расчет вмененного дохода не заканчивается. Его надо скорректировать, умножив на три коэффициента: К1 , К2 и К3 .

Корректирующий коэффициент К1, в 2007 году не применяется. Коэффициент К2 учитывает прочие особенности деятельности (например, сезонность или время работы). Онустанавливается каждым регионом России самостоятельно в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК).

Коэффициент К3 – это коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение индекса цен. Величину коэффициента определяет Минэкономразвития. Это ведомство приказом от 9 ноября 2004 г. № 298 установило, что коэффициент-дефлятор в 2007 году равен 1,104.

По каждому месяцу базовая доходность умножается на величину физического показателя и на корректирующие коэффициенты. Полученные произведения надо записать в строках 120 – 140. Сумма этих строк представляет собой сумму налога в целом за квартал (стр. 150).

Рассмотрим расчет ЕНВД на конкретном примере.

ООО «Марс» оказывает бытовые услуги. В регионе, где зарегистрирована организация, фирмы с таким видом деятельности переведены на уплату ЕНВД.

Добровольные взносы в ФСС ООО «Марс» не перечисляет.

Базовая доходность для бытовых услуг установлена в размере 7500 руб. в месяц на одного работника.

В течение III квартала 2007 года численность работников «Марс» составила:

– в июле – 5 человек;

– в августе– 9 человек;

– в сентябре – 8 человек.

В регионе, где зарегистрирована фирма, коэффициент К2 для бытовых услуг равен единице. Вмененный доход для расчета ЕНВД за III квартал 2007 года составит:

7500 руб. х (5 чел. + 9 чел. + 8 чел.) х 1 (К2 ) х 1,104 (К3 ) = 182 160 руб.

За каждый месяц второго квартала, вмененный доход равен:

– за июль – 41 400 руб. (7500 руб. х 5 чел. х 1 (К2 ) х 1,104 (К3 ));

– за август – 74 520 руб. (7500 руб. х 9 чел. х 1 (К2 ) х 1,104 (К3 ));

– за сентябрь – 66 240 руб. (7500 руб. х 8 чел. х 1 (К2 ) х 1,104 (К3 )).

Сумма единого налога равна :

182 160 руб. х 15% = 27 324 руб.

Раздел 2 декларации по ЕНВД за III квартал бухгалтер «Марс» заполнит так:

Раздел 2. Расчет единого налога на вмененный доход

Наименование показателей Код строки Значение показателей
1 2 3
Базовая доходность на единицу физического показателя в месяц (руб.) 040 7500
Физический показатель за
июль месяц 050 5
август месяц 060 9
сентябрь месяц 070 8
Корректирующий коэффициент К1 080
Корректирующий коэффициент К2 090 1
Корректирующий коэффициент К3 100 1,104

Налоговая база всего (руб.)

(сумма значений кодов строк 120–140), в том числе за

110 182 160

июль месяц

(код стр. 040 х код стр. 050 х код стр. 080 х код стр. 090 х код стр. 100)

120 41 400

август месяц

(код стр. 040 х код стр. 060 х код стр. 080 х код стр. 090 х код стр. 100)

130 74 52 0

сентябрь месяц

(код стр. 040 х код стр. 070 х код стр. 080 х код стр. 090 х код стр. 100)

140 66 240
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (код стр. 110 х 15/100) 150 27 324

После того как бухгалтер заполнит раздел 2, он должен в разделе 3 рассчитать сумму ЕНВД к уплате в бюджет. Для этого в строку 010 раздела 3 переносится сумма налога, указанная по строке 150 раздела 2. Если раздел 2 включает в себя несколько страниц, все показатели строк 150 складываются.

Фирмы, уплачивающие ЕНВД, могут уменьшить сумму исчисленного единого налога на величину уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, но не более чем на 50 процентов. Кроме того, они имеют право вычесть из суммы рассчитанного налога выплаты по больничным листам, выданные за счет своих средств (п. 2 ст. 346.32).

Напомним, что если фирма или предприниматель не перечисляют добровольные взносы в ФСС, они могут выплатить работнику за счет фонда лишь 720 рублей за полный календарный месяц. Остальная сумма пособия выплачивается за счет собственных средств (ст. 2 Закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ).

Продолжим предыдущий пример .

За III квартал 2007 года «Марс» перечислил взносы на пенсионное страхование в размере 15 000 руб. Эти взносы уменьшают ЕНВД, но не более чем на 50 процентов. Половина от 27 324 руб. составляет 13 662 руб. Это меньше, чем величина пенсионных взносов. Таким образом, бухгалтер «Марса» может уменьшить единый налог только на 13 662 руб.

Кроме того, в III квартале фирма оплатила своим сотрудникам больничные в размере 5000 руб., из них:

– за счет ФСС – 1000 руб.;

– за счет собственных средств – 4000 руб.

В результате в бюджет надо заплатить ЕНВД в сумме:

27 324 руб. – 13 662 руб. – 4000 руб. = 9662 руб.

Раздел 3 декларации надо заполнить так:

Раздел 3. Расчет общей суммы единого налога на вмененный доход,

подлежащей уплате за налоговый период

(в рублях)

Наименование показателей Код строки Значение показателя
1 2 3
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (сумма значений кодов стр. 150 всех заполненных разделов 2 декларации) 010 27 324
Сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также индивидуального предпринимателя 020 15 000
Сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также индивидуального предпринимателя, уменьшающая общую сумму исчисленного единого налога на вмененный доход (но не более чем на 50 процентов) по коду стр. 010 030 13 662
Общая сумма выплаченных в налоговом периоде работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, пособий по временной нетрудоспособности 040 5000
Сумма выплаченных в налоговом периоде из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход 050 4000
Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период (код стр. 010 – код стр. 030 – код стр. 050) (указывается по коду строки 030 раздела 1 декларации) 060 9 662

В последнюю очередь бухгалтер заполнит раздел 1. В нем нужно указать код бюджетной классификации, код ОКАТО и сумму налога к уплате в бюджет. Перечисляя налог за III квартал (это нужно сделать до 25 октября), в платежке следует указать КБК 182 1 05 02000 01 1000 110.

\

Воспользуемся условием предыдущих примеров.

Бухгалтер ООО «Марс» заполнил раздел 1 декларации так:

Раздел 1. Сумма единого налога на вмененный доход

для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет

Показатели Код строки Значения показателей
Код бюджетной классификации 010 1 8 2 1 0 5 0 2 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0
Код по ОКАТО 020 4 6 2 0 4 5 0 1 0 0 0
Сумма налога, подлежащая уплате 030 - - - - - - - - - - - - - - - 9 6 6 2
в бюджет за налоговый
период (руб.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и изучив специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства на примере единого налога на вмененный доход, мы также изучили основные проблемы, с которыми сталкивается налогоплательщик при уплате данного налога, выяснили какие субъекты в соответствии с действующим законодательством могут перейти на УСН, выяснили, что является объектом налогообложения, от чего зависит налоговая база, какова налоговая ставка, что признается налоговым периодом, и дали понятие единого налога на вмененный доход, тем самым достигнув определенную нами цель нами цель и решив поставленные задачи.

За прошедшие годы малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательства является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения является закон О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Федеральный закон О едином налоге на вмененный доход носит рамочный характер, т.е. определяет основные принципы налогообложения организации и индивидуальных предпринимателей занимающихся определенными видами деятельности. Закон принимается, прежде всего, для того, что бы привлечь к уплате единого налога на вмененный доход организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания бытового и транспортного обслуживания – то есть таких налогов, которые значительную часть расчетов покупателями осуществленной в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен.

Закон О едином налоге на вмененный доход является очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.

Законодательным, исполнительными органами власти субъектов РФ предоставлены полномочия по его установлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с федеральным законом. на своих территориях. К началу 2000г. законодательные фонды 70 субъектов РФ ввели на своих территориях единый налог на вмененный доход.

Введение единого налога в ряде субъектов РФ субъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными с неурегулированностью ряда положений федерального и регионального законодательства непосредственно оказывающих негативное влияние на взаимоотношение плательщиков единого налога на вмененных доход с показателями органами государственными внебюджетными фондами и государством, в целом.

С введением этого налога предприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовую среду, что в свою очередь должно исключить серьезные и налоговые нарушения.

Единый налог не всегда зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать и в меньшей степени зависит от произвола чиновников и контролеров. Он позволяет упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.

Единый налог на вмененный доход правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективность введения закона в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных и торговых центрах, больших городах.

Введение единого налога предпринимателями только приветствовали. Уплата нескольких налогов одним платежом, упрощение отчетности казалось удобным и выгодным. Но нельзя забывать о тех, кто столкнулся с рядом проблем. Прежде всего, исправленным по многим категориям плательщиков является средний коэффициент доходности, исчисленный на основе данных бухгалтерского учета и статистики. Торговые организации занимают лидирующее положение среди плательщиков единого налога на вмененный доход, при всех равных коэффициентах и параметрах один магазин торгует продуктами, другой спиртными напитками, третий мехами и золотом. Главной задачей является - установление справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величины насоса, является создание корректирующей методики расчета временного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что введение единого налога взамен нескольких существующих, ликвидации обязательности приобретения патента, простота расчета налога по результатам хозяйственной деятельности, охват всей совокупности малых предприятий упрощенным налогообложения, значительное сокращение операций бухгалтерского учета позволит не только остановить сокращение численности малых предприятий, но и, по мнению предпринимателей, стать стимулирующим фактором для развития малого бизнеса.


ЛИТЕРАТУРА

1. А.Б. Блескин «Единый налог на вмененный доход: проблемы и пути совершенствования // Налоговый Вестник № 10 2005.

2. В.Я. Горфинкель «Малый бизнес» - М.: - ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. В.Д. Павлик «ЕНВД для определенных видов деятельности// Консультант 2007.

4. В.Т. Пансков «Налоги и налогообложение в РФ: Учеб. пособие для вузов – М.: Книжный мир, 2008.

5. Д.В. Швандар «Малый бизнес» - М.: - ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Е.Н. Евстегнеев. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2006.

7. И.В. Караваева. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. М.А. Лапуста. Малое предпринимательство – М.: Учеб. пособие для вузов, 2005.

9. Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2007.

10. П.А. Ерошина «ЕНВД как авансовая форма уплаты налога» -М.: ИНФРА-М, 2006.

11. Налоговый кодекс РФ от 1 апреля 2008.

12. «Упрощенная система налогообложения», введена ФЗ от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.

13. «Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства» введены Федеральным законом от 29.12.2001 г. и включены в раздел VIII НК РФ.

Скачать архив с текстом документа