Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов

СОДЕРЖАНИЕ: Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов

Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Шилько

Томский государственный университет, Томск

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента [4, 7, 11]. Как важный компонент общей культуры и профессиональной подготовки студенческой молодежи в течение всего периода обучения [14] физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [5, 12].

В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности [3, 6, 8]. Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов [1, 9]. Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от авторитарных методов и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере телесного (физического) и духовного совершенствования [12, 13, 15].

Основная цель настоящего исследования - разработка спортивно - видовых технологий формирования физической культуры студентов университета.

Методы и организация исследования. На кафедре физического воспитания Томского государственного университета был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали участие студенты (мужчины и женщины 17-25 лет) 8 гуманитарных и 10 естественных факультетов (свыше 5000 человек). Учебный процесс по физическому воспитанию был организован по специальной программе, разработанной с учетом требований современных социально-экономических условий жизнедеятельности, рекомендаций вузовской учебной программы и приказов Министерства образования Российской Федерации.

Обязательный курс физического воспитания проводился в объеме 408 ч, как и предусматривает учебная программа вузов, в том числе и приказ Министерства образования РФ от 01. 12. 99 г. Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако распределение учебной нагрузки по курсам существенно отличалось от рекомендаций ранее указанных документов.

Распределение 408 ч трудоемкости по дисциплине физическая культура в экспериментальной программе осуществлялось следующим образом: 140 ч выделялось 1-му курсу (72 ч - в первом семестре и 68 ч - во втором), 136 ч - 2-му курсу (по 68 ч - в третьем и четвертом семестрах соответственно) и 132 ч - третьему курсу (68 ч - в пятом семестре и 64 ч - в шестом). При этом на первом курсе около 63% аудиторного времени уделялось физическим упражнениям в избранных видах физической культуры по программам физкультурных специализаций, 25, 5% ввремени- занятиям легкой атлетикой и ОФП и 11, 5% - лыжной подготовкой.

На 2-м курсе соотношение различных видов физических упражнений выглядело следующим образом: 64, 7% - в первом семестре, 23, 5% - во втором и 11, 8% - в третьем. И на 3-м курсе: 66, 7% - 24, 2% - 9, 1% соответственно.

Нами был разработан комплекс спортивно-видовых технологий физической подготовки для студентов по следующим направлениям: баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика (бодибилдинг), плавание, ритмическая гимнастика (аэробика). В качестве контрольной группы была использована группа студентов, занимавшихся по традиционной программе общей физической подготовки (ОФП).

Распределение по специализациям в основном отделении проводилось с учетом индивидуальных спортивных интересов (пожеланий) студентов, пола, уровня физической подготовленности, а также особенностей физиологического статуса и психоэмоциональной сферы.

Эксперимент проводился в три этапа, каждый из которых включал трехлетний цикл обучения на кафедре по разработанным программам и два ежегодных тестирования уровня физической подготовленности - осенью и весной. По итогам каждого этапа в программу вносились определенные коррективы.

Результаты и их обсуждение. Оценивая влияние учебного процесса по физкультурным специализациям на развитие основных физических качеств занимающихся в целом, можно констатировать, что занятия избранными видами физической культуры позитивно влияют на динамику общей физической подготовленности студентов (табл. 1). По всем контрольным упражнениям темп прироста мышечно-двигательных качеств в основной группе был достоверно выше, чем в контрольной.

Анализ влияния результатов в первом контрольном упражнении (прыжок в длину с места) на уровень скоростно-силовой подготовленности свидетельствует, что более всего способствуют развитию скоростно - силовых качеств занятия игровыми видами спорта. Однако и на остальных специализациях успехи в формировании данного качества вполне удовлетворительны и соответствуют требованиям вузовской программы по физическому воспитанию.

Во втором контрольном упражнении, оценивающем уровень гибкости (наклон вперед стоя на скамейке), также были достигнуты выраженные успехи на всех специализациях. В целом после трех лет занятий физической культурой у студентов, участвовавших в исследовании, позитивные сдвиги в развитии гибкости заметно выше, чем в скоростно-силовых качествах. Из сказанного очевидно, что занятия физическими упражнениями различной направленности с оптимальным объемом и интенсивностью двигательной нагрузки способствуют развитию гибкости у мужчин и женщин практически в равной степени. Нужно отметить, что в развитии гибкости наибольшие успехи были достигнуты и у контрольной группы.

В развитии силовых качеств (третье контрольное упражнение - подтягивание на перекладине у мужчин и сгибание и разгибание туловища лежа на гимнастической скамейке у женщин) у студентов всех физкультурных специализаций, принимавших участие в эксперименте, показатели достоверно выше, чем в контрольной группе.

В четвертом, контрольном, упражнении - по оценке быстроты у занимавшихся избранными видами физической культуры (бег на короткие дистанции) результаты экспериментальных исследований значительно скромнее по сравнению с достижениями в первых трех тестах. В то же время было зафиксировано достоверное увеличение темпов прироста данного качества в основной группе по сравнению с контрольной.

Как показали результаты экспериментальных исследований, выносливость - это самое трудно поддающееся совершенствованию физическое качество, в развитии которого у студентов, занимавшихся по спортивно-видовым технологиям, достижения так же скромны, как и в развитии быстроты.

На первых двух этапах эксперимента достоверного прироста выносливости мы не зафиксировали. В связи с этим на третьем этапе в учебную программу по физическому воспитанию были внесены изменения. Характер указанных изменений предусматривал увеличение физической нагрузки для развития выносливости почти на 25% в осенне-весеннем и зимнем периодах занятий на открытом воздухе.

Кроме того, в подготовительную часть урока был внесен 8-12-минутный бег с изменением направления и темпа. В результате предпринятой корректировки программы после окончания третьего этапа педагогического эксперимента были зарегистрированы достоверные качественные сдвиги в результатах тестирования выносливости.

Важно отметить, что в процессе эксперимента была обнаружена следующая закономерность: увеличение объема физической нагрузки на развитие выносливости у студентов, занимающихся различными видами физической культуры в объеме 4 ч в неделю, как правило, влечет за собой снижение показателей быстроты. Упражнения, направленные на развитие двух названных качеств, должны подбираться с учетом как задач развития ОФП студентов, так и формирования специальных качеств в зависимости от выбранной специализации.

Таблица 1. Темп прироста мышечно-двигательных качеств за период обучения с применением спортивно-видовых технологий, %

№ п/п

Мышечно-двигательные качества

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1

Скоростно-силовые

5, 3*

6, 7*

3, 9

4, 1

2

Гибкость

18, 4*

14, 4*

16, 2

9, 7

3

Сила

15, 8*

13, 8*

11, 7

9, 6

4

Быстрота

5, 8*

2, 5*

3, 6

1, 0

5

Выносливость

8, 3*

6, 4*

4, 1

2, 6

Примечание: числитель - юноши, знаменатель - девушки. * - достоверность различий с контрольной группой р0, 05.

Таблица 2. Показатели посещаемости занятий по физическому воспитанию за период обучения с применением спортивно-видовых технологий, %

Курс

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1-й

76, 4

76, 7

3-й

95, 5*

77, 2

* - достоверность различий с контрольной группой р0, 05.

Важным компонентом физической культуры человека является структура мотивационных устремлений, которая во многом определяет вовлеченность в занятия физическим воспитанием. В то же время форма проведения занятий по физическому воспитанию в вузе - важный фактор формирования названных мотиваций. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что использование в процессе физического воспитания студентов классического университета спортивно-видовых технологий помимо физического развития позволяет корректировать мотивационную сферу. У большинства студентов, участвовавших в педагогическом эксперименте, появились мотивы физкультурно - спортивной деятельности. У многих из них наблюдалась также взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.

К третьему этапу педагогического эксперимента нам удалось добиться высокой посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию (табл. 2). Названные показатели оставались относительно стабильными на протяжении всех трех курсов обучения на кафедре. Среди студентов наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся физической культурой и спортом в дни каникул.

До начала педагогического эксперимента на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, к 5-му курсу эта цифра падала до 27%. В результате использования в процессе физического воспитания спортивно-видовых технологий на третьем этапе педагогического эксперимента эти показатели существенно выросли. Свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным. На специализациях Плавание и Бодибилдинг доля студентов, продолжающих занятия на старших курсах, достигала 68-77%.

У студентов, принимавших участие в педагогическом эксперименте и занимавшихся в течение трех лет по разработанным спортивно-видовым технологиям, отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно-сосудистой системы).

Заключение. Полученные результаты позволяют заключить, что занятия физическим воспитанием в вузе, организованные на основе разработанных спортивно - видовых технологий в объеме 408 ч обязательных занятий в течение трех лет обучения, в целом положительно сказываются на оптимизации ОФП студентов. Скоростно - силовые качества, гибкость и сила - физические качества, развитие которых не требует использования дополнительных средств физической культуры. Эти качества относительно легко поддаются тренировке в рамках часов, отведенных учебной программой на физическое воспитание.

Для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными видами физической культуры недостаточно. Программа занятий по физкультурным специализациям должна предусматривать специальные разделы, ориентированные на развитие названных физических качеств.

На наш взгляд, дальнейшее совершенствование учебной программы возможно лишь при условии увеличения обязательного курса по дисциплине физическая культура в объеме 500-550 ч на весь период обучения. Это даст возможность оптимизировать учебный процесс по данной дисциплине и сделать его более гармоничным.

Резюмируя изложенное, следует заметить, что успехи студентов, занимающихся по экспериментальным спортивно-видовым технологиям, заметно выше, чем в контрольной группе, занимавшейся по традиционной программе ОФП. Это дает нам основания рекомендовать разработанный комплекс спортивно-видовых технологий физического воспитания к использованию на кафедрах физического воспитания вузов различного профиля.

Список литературы

1. Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье //Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. 2001, № 4, c. 138-144.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г.Д. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 1998. - 181 с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, c. 2-8.

4. Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. докт. дис. / С.В. Барбашов. Омск, 2000. - 48 с.

5. Булавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: Автореф. канд. дис. / Т.А. Булавкина. - Малаховка: МГАФК, 1997. - 14 с.

6. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.

7. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов /А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. Воронеж.1999 - 168 с.

8. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь - М.: АО Аспект Пресс, 1995. - 120 с.

9. Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании //Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф. Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 8-10.

10. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи. //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 6, с. 21-24.

11. Лотоненко А.В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. М., 1999. - 92 с.

12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

13. Пешкова Н.В., Алькова С.Ю. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф.Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 11-13.

14. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. - 217 с.

15. Zeichner K. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education / K. Zeichner, K. Teitelbaum // Journal of Education for Teaching. - 1982. - № 8. - Р. 37-44.

Скачать архив с текстом документа