Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика деятельности должностных лиц в таможенных органах. Понятие и нормы, виды и принципы таможенного права. Права и обязанности должностных лиц таможенных органов. Функции, методы и основные способы осуществления таможенного контроля.ВВЕДЕНИЕ
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения соответствующих полномочий лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.
Сущность полномочий таможенных органов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Властные полномочия таможенных органов воплощаются в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной соответствующим нормативным правовым актом.
При этом в условиях развивающихся в России рыночных отношений, требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.
Проблематика выбранной темы исследования заключается в том, что, не всегда, осуществляя таможенный контроль, при котором таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги и выполняя ряд других функций, предусмотренных Таможенным Кодексом, закрепленные законодательно нормы реализуются в действительности. Поэтому гражданам необходимо иметь четкое представление о способах осуществления таможенного контроля и деятельности должностных лиц в таможенных органах.
Это и обусловило выбор темы «Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах».
Объект: таможенная деятельность.
Предмет: способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах.
Цель: изучить основные способы осуществления таможенного контроля и дать характеристику деятельности должностных лиц в таможенных органах.
Гипотеза: процедура таможенного контроля является неотъемлемой и первостепенной функцией деятельности должностных лиц таможенных органов, знание основ которой необходимо при её реализации.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, нормы и принципы таможенного права.
2. Изучить права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
3. Выделить методы и виды таможенного контроля.
4. Проанализировать способы осуществления таможенного контроля.
Методы исследования: сбор, анализ, систематизация литературы и законодательных положений по выбранной теме.
Методологическую базу исследования составили исследования в области таможенного права В.А. Шамахова, А. А. Богомоловой, О.Ю. Бакаевой.
Нормативную базу исследования составил Таможенный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в необходимости изучения основ таможенной деятельности, что позволит гражданам при осуществлении процедуры таможенного контроля знать свои права и обязанности, а так же права и обязанности должностных лиц в таможенных органов, что позволит в полной мере соблюдать закрепленные законодательством нормы.
Структура: данная курсовая работа состоит из двух глав, посвященных изучению деятельности должностных лиц в таможенных органах и способам осуществления таможенного контроля соответственного.
Каждая глава содержит в себе два параграфа, подробно раскрывающих её суть.
Характеристика литературы: основными, используемыми при подготовке к исследованию, источниками литературы, являются учебник «Таможенный контроль» под общей редакцией В. А. Шамахова и конспекты лекций А. А. Богомоловой.
Данные издания детально рассматривают теоретические положения и законодательные документы по таможенному праву. Так же, авторы обоих изданий уделяют большое внимание изучению процесса осуществления таможенного контроля, его методам, видам и способам реализации, ссылаясь на законодательные источники.
таможня органы право контроль
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
1.1 ПОНЯТИЕ, НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Таможенное право представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в Российской Федерации. Осуществление таможенного дела невозможно без правового регулирования отношений, возникающих в данной области[1] .
Таможенное право объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данные правила содержатся в ТК, а также в иных федеральных законах, затрагивающих отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Таким образом, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином – «таможенное дело».
В качестве основных методов правового регулирования в теории права выделяют[2] :
1. Предписывающий (императивный) метод.
2. Дозволительный (диспозитивный) метод.
Основным для таможенного права является императивный метод, то есть метод властных предписаний: лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области.
Пределы диспозитивного метода существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, то есть в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.
Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, то есть нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают в таможенном праве значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на[3] :
1. Управомочивающие.
2. Обязывающие.
3. Запрещающие.
Управомочивающими нормами выступают нормы, наделяющие участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).
Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа он должен предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).
К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (в частности, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).
В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, определяющая круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.
По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы. Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений. Бланкетные нормы, то есть нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, в таможенном праве не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. В частности, ТК содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу.
Большая часть основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выделена законодателем в отдельные статьи ТК. В частности, гл. 2 ТК содержит основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу[4] .
2. Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу[5] . Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами Российской Федерации, так и в соответствии с внутренним законодательством России.
3. Принцип обязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов. При этом согласно норме п. 3 ст. 69 ТК таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.
4. Принцип обязательности таможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств[6] . Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК.
5. Принцип ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем[7] . Данный принцип затрагивает несколько основных таможенно-правовых институтов, а именно: таможенное оформление и таможенный контроль товаров.
Кроме общих принципов перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу РФ можно выделить отдельные группы принципов, относящихся к конкретным таможенно-правовым институтам, то есть институциональные принципы таможенного права.
К ним относятся, в частности, принцип обязательности нахождения прибывших на таможенную территорию Российской Федерации товаров на временном хранении (п. 2 ст. 77 ТК), принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ст. 123 ТК РФ). Применение конкретных таможенных режимов основано на принципе свободы выбора режима, равно как и принципе свободы изменения действующего таможенного режима на иной таможенный режим (п. 2 ст. 156 ТК).
Проведение таможенного контроля основано на принципе его выборочности[8] . Выбор необходимых форм таможенного контроля проистекает из использования системы управления рисками (вероятности несоблюдения таможенного законодательства).
Отдельного внимания заслуживают принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можно выделить следующие принципы.
1. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а также нормативных правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела.
2. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций[9] .
3. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов.
Решения таможенных органов (должностных лиц) о предоставлении или непредставлении заинтересованным лицам соответствующих прав носят разрешительный характер и принимаются в виде разрешений, отказов, запретов.
4. Принцип обязательности решений таможенных органов.
5. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии с данным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены.
Принципиальные основы таможенного права находятся в неразрывной связи с институтом участников или субъектов таможенно-правовых отношений.
1.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Под «должностью» в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа.
Каждая должность содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.
Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности.
Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности сотрудника по занимаемой в таможенном органе должности, означает право на ознакомление с правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями, положениями, уставами, правилами работы с информацией и тому подобное
Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, означает не только право сотрудника таможенного органа запрашивать и получать необходимую информацию, но и наличие соответствующей обязанности у государственных органов, юридических и физических лиц, вступающих в отношения с таможенными органами, предоставлять эту информацию.
Право посещения в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности.
Право на принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностями означает право сотрудника участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности таможенного органа в целом и его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и должностных лиц вносить соответствующие предложения. Начальники таможенных органов обязаны создавать условия для реализации указанного права сотрудников, обеспечивать гласность и объективность в оценке деятельности таможенного органа и служебной деятельности сотрудника.
Право на продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации.
Преимущественное право на продвижение по службе имеют сотрудники с более высокими результатами работы, более длительным стажем работы в таможенных органах и с более высоким уровнем квалификации и тому подобное
Сотрудники таможенных органов наделены также правами, сопутствующими их служебной деятельности – права на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений, проведение по требованию сотрудника служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профессиональные союзы; участие в собраниях сотрудников таможенных органов, применение физической силы, специальных средств, а также боевого огнестрельного и холодного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет.
Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом.
Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации[10] .
Под исполнением обязанностей по занимаемой должности сотрудником таможенных органов понимается исполнение указанных обязанностей в течение установленного служебного времени или сверх этого времени, если такой режим службы вызван служебной необходимостью, участие во всех служебных мероприятиях, проводимых в таможенном органе; следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно.
Исполнение законов является непреклонным требованием, предъявляемым ко всем государственным служащим. Выполнение этой обязанности сотрудником таможенных органов означает, что он должен исполнять свою должность в соответствии с конституционными принципами.
Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан означает обязанность сотрудников таможенных органов исполнять законы, имеющие непосредственное отношение к правам и свободам граждан; осуществление мер по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере.
Обязанность исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей означает, что сотрудники таможенных органов обязаны выполнять все приказы начальников таможенных органов, за исключением заведомо незаконных. Однако выполнение всех распоряжений осуществляется сотрудником под свою личную ответственность за правомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученного им для выполнения приказа он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом начальнику таможенного органа. Если начальник подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, сотрудник обязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного.
Обязанность своевременно рассматривать обращения означает, что каждый сотрудник таможенных органов в пределах своей должностной компетенции должен в установленные таможенным законодательством сроки рассматривать обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций и принимать по ним решения.
Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в таможенном органе является важной, поскольку в них устанавливаются основные обязанности сотрудника в конкретном таможенном органе. Этой обязанностью охватывается также требование по соблюдению должностных инструкций, правил работы со служебной информацией и тому подобное, регламентирующих специальные обязанности сотрудников таможенных органов.
Обязанность поддерживать уровень квалификации означает, что каждый сотрудник должен профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных органов, отвечать требованиям, вытекающим из назначения и содержания занимаемой им должности.
Обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. При оформлении на должность, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудник таможенных органов обязан пройти процедуру допуска.
Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации[11] .
Система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и соответственно порядок осуществления таможенного контроля.
Под таможенными правом понимается средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации. Таможенное право создает базис для создания нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов.
Норма таможенного права – это правило поведения участников таможенно-правовых отношений. Она регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила.
Разработана достаточно большая классификация норм. Говоря об основных, следует выделить регулятивные, правоохранительные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие, относительно и абсолютно-определенные нормы.
Деятельность сотрудников таможенных органов определяется их правами и обязанности.
Должностные лица таможенных органов имеют право на на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности сотрудника по занимаемой должности; на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности; право на принятие решений и участие в подготовке решений и право на продвижение по службе в таможенных органах.
В обязанности сотрудников таможенных органов входит обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; исполнение приказов, распоряжений, указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; своевременное рассмотрение обращений; соблюдение правил внутреннего распорядка в таможенном органе; поддержка уровня квалификации и хранения государственной и иной охраняемой законом тайны.
Деятельность сотрудников таможенных органов регулируется законодательными, нормативными и иными положениями Российской Федерации.
2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Таможенный контроль – один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации[12] .
2.1 МЕТОДЫ И ВИДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и оказывающие им договорные услуги (таможенный перевозчик, таможенный брокер, владелец склада).
При этом необходимо отметить, что правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации – обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 15 ТК РФ).
Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами[13] .
Если таможенные органы проводят проверку товаров и транспортных средств, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение[14] .
Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента[15] :
1. Выпуска для свободного обращения.
2. Уничтожения.
3. Обращения в федеральную собственность.
4. Реализации как не востребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе).
5. Реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций).
6. Вывоза с таможенной территории Российской Федерации (например, как запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта).
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия грузовой таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации).
Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение[16] .
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем[17] . Само по себе установление такого срока является важным правовым нововведением, так как данная статья устанавливает особый порядок проверок, проводимых таможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверки достоверности сведений, заявленных при выполнении таможенных процедур в течение года. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Метод таможенного контроля – совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить[18] :
1. Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт.
2. Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства.
3. Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.
На практике различают следующие виды таможенного контроля:
1. Таможенный контроль товаров.
2. Таможенный контроль транспортных средств.
В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:
1. Таможенный контроль морских судов.
2. Таможенный контроль речных судов.
3. Таможенный контроль железнодорожных составов.
4. Таможенный контроль воздушных судов.
5. Таможенный контроль автотранспортных средств.
Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
Поскольку при осуществлении таможенного контроля больше значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.
В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:
1. Двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран.
2. Односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран.
3. Совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
Таможенный контроль может быть однократным или повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.
Объектами таможенного контроля являются:
1. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом иди несопровождаемом багаже, ручной клади.
2. Таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
3. Деятельность таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства.
4. Соблюдение ограничений на пользование и распоряжение
товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
5. Уплата таможенных пошлин, налогов.
2.2 СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с ТК к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Таким образом, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать[19] :
1. Создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК);
2. Истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТК);
3. Идентификацию товаров, транспортных средств (ст. 83, 390 ТК);
4. Привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК);
5. Создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК);
6. Применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (п. 4 ст. 294, ст. 370, 388 ТК);
7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, п. 1 ст. 391 ТК).
Необходимо рассмотреть выделенные способы проведения таможенного контроля подробнее.
1. Создание зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением[20] . Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах производства таможенного оформления, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и в иных местах, определяемых ТК.
Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего): 1) при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций); 2) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории Российской Федерации.
Зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.
2. Истребование необходимых документов и сведений. Как способ проведения таможенного контроля истребование необходимых документов и сведений применимо к тем формам контроля, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести проверку документов и сведений, таможенную ревизию.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах[21] . Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, – также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами[22] .
Более того, для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе[23] :
1. Получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.
2. Получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.
3. Идентификация товаров, транспортных средств, документов. Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля просматривается во многих таможенно-правовых институтах. Идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита, применении таможенных режимов переработки. На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности[24] . В отдельных случаях идентификация может рассматриваться не только как способ проведения таможенного контроля, но и как цель его проведения.
Таможенная идентификация может применяться не только по инициативе таможенного органа, но и по инициативе лица, перемещающего товар. по просьбе декларанта таможенные органы осуществляют идентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ, в месте их декларирования[25] .
Таможенная идентификация, как правило, состоит из двух этапов. Первый этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих признаков на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков и т. д[26] . На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам.
Таможенная идентификация способствует проведению таких форм таможенного контроля, как:
1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
2. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
3. Проверка документов и сведений.
4. Осмотр территорий и помещений.
4. Привлечение специалистов и экспертов. Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз при осуществлении таможенного контроля проводится в целях: а) выявления фактов недостоверного декларирования товаров; б) обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; в) определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений ФТС России), а также иных соответствующих организаций или другими экспертами.
При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в двух экземплярах по установленной форме. При необходимости взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, не допуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования. На основании проведенных исследований эксперт в соответствии со своими специальными знаниями дает заключение от своего имени.
По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
5. Создание и применение информационных ресурсов. Информационные ресурсы таможенных органов составляют:
1. Документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК;
2. Иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК и другими федеральными законами[27] .
Таможенные органы вправе собирать информацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела[28] .
В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения:
1. Об учредителях организации.
2. О государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя.
3. О составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
4. Об открытых банковских счетах.
5. О деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности.
6. О местонахождении организации.
7. О постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика.
8. О платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
9. В отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью.
6. Применение технических и иных средств проведения таможенного контроля. Технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности[29] .
Технические средства также могут применяться при проведении таких форм таможенного контроля, как:
1. Осмотр помещений и территорий.
2. Таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств.
3. Личный досмотр.
4. Проверка документов и сведений.
5. Таможенная ревизия.
6. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
7. Устный опрос.
К числу технических средств проведения таможенного контроля относятся досмотровая рентгено-телевизионная техника, флюороскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств. Все используемые таможенными органами технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека[30] .
Отдельно от технических средств в ТК выделены следующие средства контроля:
1. Морские (речные) и воздушные суда.
2. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия.
3. Поисковые и сторожевые собаки.
7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров. Эти обеспечительные меры, применяемые до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, появились в таможенном законодательстве РФ впервые. О применении ареста (изъятия) товаров в процессе проведения таможенного контроля говорится в нескольких статьях ТК:
– ст. 377 «Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии»;
– ст. 391 «Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации».
Отличительными признаками ареста (изъятия) товаров служат применяемые формы таможенного контроля и лица, в отношении которых применяются данные формы таможенного контроля[31] .
Арест (изъятие) в процессе специальной таможенной ревизии проводится для целей обеспечения сохранности товаров до завершения специальной таможенной ревизии, по результатам проведения которой должно быть установлено наличие либо отсутствие факта нарушения таможенного законодательства. Факт пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, еще не является фактом нарушения таможенного законодательства. За этим должна последовать проверка таможенным органом совершения таможенных операций по выпуску товара в свободное обращение. И только по результатам такой проверки можно утверждать о незаконности пользования товарами на территории РФ.
Наложение ареста на товары или их изъятие в соответствии со ст. 391 ТК проводится на основании обнаруженных фактов незаконного перемещения товаров, и соответственно никаких дальнейших проверок таможенным органом уже не проводится.
Альтернативой аресту (изъятию) может служить фактическая уплата таможенного платежа и совершение таможенного оформления товара[32] .
Целью ареста (изъятия) товара в порядке ст. 391 ТК является обеспечение его сохранности до принятия судебного решения об обращении товара в федеральную собственность или его возмездной реализации для целей взыскания таможенных платежей[33] .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под таможней понимается государственный орган, который призван обеспечивать порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Большая часть основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выделена законодателем в отдельные статьи ТК.
К основным принципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу можно отнести: принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу; принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу; принцип обязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов; принцип обязательности таможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств; принцип ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем.
Особое внимание необходимо обратить на принципы осуществления таможенными органами своей деятельности. К ним относятся принцип законности деятельности таможенных органов; принцип невмешательства в деятельность таможенных органов; принцип должностной индивидуализации; принцип обязательности решений таможенных органов; принцип обязательности требований таможенного органа.
Характеристику деятельности должностных лиц таможенных органов можно дать, рассматривая их права и обязанности. Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности, обязанности - установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Анализируя процесс осуществления таможенного контроля, необходимо разграничить следующие виды контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств. Последний, в свою очередь, так же имеет дальнейшее деление в зависимости от вида транспортного средства. Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются двусторонний, односторонний и совместный таможенный контроль.
К способам осуществления таможенного контроля относится создание зон таможенного контроля; истребование необходимых документов и сведений; идентификация товаров, транспортных средств; привлечение специалистов и экспертов; создание и применение информационных ресурсов; применение технических и иных средств проведения таможенного контроля; наложение ареста на товары или изъятие товаров.
Таким образом, к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 61.
2. В.Г.Драганова. Основы таможенного дела: Учеб. – 2 изд., перераб. И доп. - М, 2001 – 423 с.
3. Грудцына, Л.Ю. Таможенное право в России / Л.Ю. Грудицына. – М.: Юстицинформ, 2007. – 736 с.
4. Козырин А.Н. Таможенное право России. Уч. пособие. – М, 1995 – 288 с.
5. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Общая часть /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М, 1996 – 491 с.
6. Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М, 1998 – 295 с.
7. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. IV: Правовое регулирование таможенного дела/Ю.В. Воробьев; Под общ. ред. В.А. Максимцева. – М, I99S – 271 с.
8. Основы таможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. – М, 1998 – 391 с.
9. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи. Учеб. пособие. – М, 1995. – 211 с.
10. Таможенное право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. Т. 3. - 813 с.
11. Таможенное право / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. Санкт-Петербург, 2001. – 372 с.
12. Таможенное право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М., 2009. - 293 с.
13. Таможенное право/Под ред. А.Ф. Ноэдрачева. – М, 1998 – 269 с.
14. Таможенное право: в 2 т.: учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – Т. II. Полутом 1. – 734 с.
15. Таможенное право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
16. Таможенное право: учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – Т. 3. – 883 с.
17. Таможенное право: учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
18. Таможенный Кодекс Российской Федерации.
19. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации.
20. Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 141.
[1] Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 61.
[2] Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 69.
[3] Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 71.
[4] ст. 12 ТК.
[5] ст. 13 ТК.
[6] ст. 14 ТК.
[7] ст. 15, ст. 360 ТК
[8] п.1 ст. 358 ТК РФ
[9] п. 2 ст. 401 ТК
[10] п. 2, ст. 16, § 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации.
[11] П. 3 ст. 22 § 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации.
[12] п. 19 ст. 11 ТК РФ
[13] ст. 358 ТК РФ.
[14] Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 141.
[15] п. 1, ст. 360 ТК РФ.
[16] п. 1 ст. 391 ТК РФ.
[17] п. 2 ст. 361 ТК РФ.
[18] Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 152.
[19] Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 82.
[20] п. 1 ст. 362 ТК РФ.
[21] п. 3 ст. 367 ТК РФ.
[22] п. 4 ст. 363 ТК РФ.
[23] п. 3, п. 5 ст. 362 ТК РФ.
[24] гл. 38 ТК РФ.
[25] п. 4 ст. 390 ТК РФ.
[26] п. 1 ст. 390 ТК РФ.
[27] п. 1 ст. 425 ТК РФ.
[28] ст. 387 ТК РФ.
[29] п. 1 ст. 388 ТК РФ.
[30] п. 1 ст. 388 ТК РФ.
[31] ст. 377 и 391 ТК РФ соответственно.
[32] п. 2 ст. 391 ТК РФ.
[33] п. 5 ст. 391 ТК РФ.