Сравнение картин Гаврилова Свежий день и Кугача Перед танцами

СОДЕРЖАНИЕ: Сюжет, история написания, выразительные средства в картине В. Гаврилова Свежий день. Произведение Ю. Кугача Перед танцами как образец советской портретной живописи. Идеи и способы передачи художественного образа в картинах В. Гаврилова и Ю. Кугача.

Содержание

Введение

1. Сюжет и история написания картины В.Н. Гаврилова «Свежий день»

2. Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»

3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»

4. Произведение «Перед танцами» как образец советской портретной живописи

Заключение

Список источников литературы


Введение

Живопись - одна из форм общественного сознания. В основе ее лежит художественно-образное отражение действительности.

Живопись познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии.

Познавательная роль живописи, как одного из древнейших видов искусства сближает ее с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять содержание жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем явлении наиболее характерной и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном итоге связано со стремлением превратить и усовершенствовать ее.

Но в отличие от науки живописное искусство выражает истину не в абстрактных понятиях, а в полных жизнь конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых личностно-характерных формах.

И каждая эпоха привносит нечто свое, неповторимое в живопись, создает особую атмосферу. Поэтому сама живопись поделена теоретиками на различные исторические школы и стили. Прошлый век в России был ознаменован бурными историческими событиями, что породили новое государство – Советский Союз. Живопись этого государства часто служила политике, но истинные художники писали не для политической пропаганды, а для человечества, для будущих поколений, передавали красоту реальности и реалистичность в красоте. Поэтому в данной работе мы и сравним две картины советской реалистической школы: полотно В.Н. Гаврилова «Свежий день» и Ю.П. Кугача «Перед танцами», что стали достоянием всемирной культуры. Заглянем в недалекое прошлое и оценим наше недавнее, сравнительно новое культурное наследие. Нашей целью является анализ содержания, идеи этих картин и использованных при написании выразительных средств живописи.


1. Сюжет и история написания картины В. Н. Гаврилова «Свежий день»

Картина «Свежий день» была написана русским живописцем и графиком Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1958 году. Художник работал в традициях русской реалистической школы и стал одним из наиболее ярких советских художник 50-60-х годов прошлого века, основоположников советского импрессионизма. Он родился в 1923 году. Учился в Московской средней художественной школе в 1939–1942 у В.В. Почиталова; затем – в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (МГХИ) в 1945–1951 у С.В.Герасимова, В.В. Почиталова, В.П. Ефанова, А.М. Грицая. Преподавал в МГХИ (1968–1970). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Москве. Среди знаменитых его полотен «Молодые изыскатели», «Теплый вечер», «Холодный день», «Радостный март» и, конечно де «Свежий день». [1]

Тематика картин Гаврилова всегда была разнообразна. Но в них отражалась повседневная и поэтическая действительность: пейзажи, яркие эмоции и настроения людей. Свободная темпераментная манера письма, насыщенный колорит придавали всем его работам эмоциональности и лиричности. Именно такова и картина «Свежий день». Этот шедевр принес мировую славу своему создателю. Картина была награждена золотой медалью на выставке Венского Фестиваля в 1959 году.

Вторая половина 1950-х годов – время «оттепели», ставшее для В.Н. Гаврилова периодом формирования индивидуального живописного стиля. «…Перемены в общественной жизни страны происходили на наших глазах», – писал художник, отмечая, что «восхищение жизнью и красотой – это чувство вечно как жизнь». Картина «Свежий день» была написана на «Академической даче» – месте близ города Вышний Волочек Тверской области, где художники работали на пленэре.

Сюжет картины на первый взгляд очень прост: утро, среди поддернутой рябью поверхности реки колышется лодка, а в ней стоит девушка. Легкий ветер играет ее одеждой, волосами, выбившимися из-под косынки, которые она пытается собрать руками. На краю и дне лодки развивается небрежно белая ткань, вдалеке виднеется темно-зеленая линия берега. На воде играют блики солнечного света: все дышит свежестью, молодостью, новизной и робким теплом. На лице девушки застыла улыбка, глаза прикрыты. И сложно определить точно – просто ли совершает героиня картины прогулку на реке в выходной день или же стирает в прохладных речных водах. Здесь отдых пассивен, а работа приятна, легка, один кадр из жизни передает все ее гармонию.[2]

Именно благодаря царящей в период написания картины политической «оттепели» Владимир Николаевич смог написать не просто картину «трудовых будней» в стиле соцреализма, а классический образец импрессионизма.

О принадлежности «Свежего дня» к этому направлению живописи свидетельствуют его конструкция и композиция. Произведение написано маслом на холсте, размером 99 на 173 см. Мазки крупные, неравномерный и яркие – именно таким образом в XIX веке художники-импрессионисты (от французского impression - впечатление) начали передавать все многообразие окружающего мира, все краски действительности. Картине присуща пастозность художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои. Большой размер мазков и определяет особенность социалистического русского импрессионизма, ведь традиционный французский стиль чаще прибегал к мазкам мелким, незаметным.

Темных тонов нет, все цвета светлые яркие: ослепительно-белый, желтый, бежевый, розовый и другие. Даже острова на линии горизонта изображены темно-зеленой, но не черной краской. Широко применяется рефлекс – отсвета от неба на водную гладь, фигуру девушки.

2. Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»

Гаврилов достигает удивительной силы цветового решения в передаче «бликующих» солнечных рефлексов, единых вибраций воздуха, воды и пространства. Непосредственность этюдного впечатления превращается в картинный образ полного слияния человека с миром природы.

Еще одним признаком принадлежности картины этого выдающегося художника к импрессионистическому течению, является то, что написана она на планере, и близка к жанру пейзажа. Это не мир тесной и пыльной студии, а мир солнца, ветра, свежего воздуха. В пространстве этого произведения большое место отведено светло-голубой лазури неба и покрытому бликами разливу реки. Но, на переднем плане, все же, оказывается венец природы – человек, прекрасная молодая женщина. И в целом картина уравновешенна, гармонична. Меньшие темные формы, уравновешивают крупные и светлые. Ориентация полотна – горизонтальная.

Главные выразительные средства, использованные художником – свет и перспектива. Ощущение свежести точно передано в движении: движении волн, движении ветра, что развивает юбку и блузку на девушке, ее волосы и белье в лодке. Так что в целом резкие и яркие штрихи Гаврилова придает картине живописности, динамичности. Ее же усиливает и мазок: проявляется рельефность, неровность красочного слоя, его пластичность, подчеркивающая объемность и материальность изображаемого, композицию картины. Живописность «Свежего дня» предполагает примат колорита - цветовой, тональной среды - в пространстве создаваемой Гавриловым композиции над предметом, объектом. Такой прием свойствен изобразительной поэтики. Именно поэтичность, романтизм произведения сделали его столь любимым для много поколения поклонников творчества Владимира Гаврилова. [3]

Воздушная перспектива основана на зрительном восприятии системы передачи удаленных предметов, что включает в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей горизонта на заднем плане, уменьшение яркости цвета.

Фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотне создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления. Зрителю, смотрящему на картину «Свежий день», кажется, что он вот-вот ощутит запах речного воздуха и легкие покачивание дна лодки под ногами.

Чтобы составить себе целостное представление о картине Гаврилова, следует смотреть на нее с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение той самой динамики, внутренней энергии картины, ее ритма во времени. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Поэтому на картине трудно выделить четкую композицию, она лишь является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.

Характерно для смелого стиля Владимира Гаврилова и сочетание нескольких жанров, в данном случае пейзажа и портрета. И если о первом мы сказали достаточно много, то портрет пока упомянули лишь вскользь. Лицо девушки на картине «Свежий день» рассмотреть сложнее, нежели ее фигуру и одежду. Главным, привлекающим внимание, элементом рисунка является улыбка молодой натурщицы, скромная и свободная одновременно. Во всей позе: прямой спине, немного склоненном туловище, поднятыми и запрокинутыми над головой, обнаженными до локтя, руками, присутствует тоже свежей движение, энергия молодого тела, настроение бодрости, радости, стремление вперед. Этот образ современной героини очень близок французским классикам импрессионизма, он перекликается с очаровательными парижанками П. Ренуара, грациозными балерины, барменши, барышнями из предместья Э. Мане.[4] А в произведении, принадлежащем кисти Гаврилова – это простая и естественная жительница средней полосы России, современница автора. В ней нет жеманства или наигранного кокетства, наоборот ее прелесть – это не подавляемая стихия женственности и чистоты, подчеркнутая светлыми тонами развеваемого одеяния. Портрет в импрессионистическом стиле требует значительного мастерства от художника, которое и проявил Владимир Николаевич.

В период своей учебы Гаврилов изучал технику написания и стиль многих отечественных и зарубежных художников, в частности он посвятил много времени творчеству легендарного русского художника Василия Сурикова. Образ Сурикова стал темой дипломной работы Владимира Гаврилова. Результатом долгой и кропотливой работы, изучения исторического материала стало полотно «В.И. Суриков». Однако стиль русского классика мало повлиял на работу Гаврилова, и в частности на картину «Свежий день». Некая схожесть прослеживается лишь в портретах Сурикова, что хранились раньше в провинциальных музеях, набросках и эскизах, редко покидающих запасники. Это преимущественно женские портреты, написанные в светлой, приподнятой атмосфере, без традиционной мрачности, историзма и политически корректного патриотизма Сурикова. Исходя из этого, можно утверждать, что у Гаврилова не было прямых учителей и предшественников в русской пейзажной и портретной живописи. Наставники Гаврилова - И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и другие, лишь направляли развивающееся дарование своего ученика, формируя его вкус и художественное видение. Стиль Владимира Николаевича самобытен и прогрессивен, а символом и апогеем данного стиля стал «Свежий день».

Главная идея картины Гаврилова «Свежий день» - гуманистическая и жизнеутверждающая, это яркий эмоциональный гимн жизни, свободе и красоте, не загнанным в узкие рамки идеологии, а вольным, подвластным лишь природе и способным появится на короткий момент под кистью живописца. Однако в картине нет советской мажорности, поддельного позитивизма, свойственно большинству более поздних произведений русских художников Союза, что писали броские, кричащие полотна, предназначенные для художественно-пропагандистских мероприятий.[5]

Художественный мир «Свежего дня» это не идеализированный образ мира, а впечатление от мира реального объективного, живущего по своим эстетическим законам и правилам. Гаврилов лишь передал свое впечатление в свойственной ему живой и неподражаемой манере.

Особенность, неподражаемость этой картины объясняется тем, что Искусство этого времени неоднозначно и многослойно. В массовом сознании оно представлено хрестоматийными полотнами Александра Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Лактионова. Но помимо социально ангажированного искусства, утомившего всех тематикой великих строек и мудрых вождей, всегда существовало и романтическое направление живописи, так называемый «соцреализм с человеческим лицом» или «советский импрессионизм».

Такое искусство в большей степени, чем официальное, способно передать неуловимую атмосферу эпохи 1950-70-х. Поскольку за сюжетами картин стояли обычные люди, их надежды и мечты, восхищение красотой родной природы. А художники в силу высокого профессионализма, традиционного для русской школы живописи, зачастую выходили за рамки идеологических штампов. Спокойное и самодостаточное, задумчивое и лиричное и сегодня кажется современным и гуманистичным.

Сегодня, непосредственность и искренность, присущая работам советского периода, выглядит особенно актуально. К таким непосредственным, картинам принадлежит и знаменитая работа заслуженного мастера русской живописи Юрия Петровича Кугача «Перед танцами», написанная вскоре после «Свежего дня» Гаврилова.

3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»

Юрий Петрович Кугач – современник Владимира Гаврилова. Его картина «Перед танцами: была написана через три года в 1961 году после создания «Свежего ветра», на той же Академической даче близ Вышнего Волочка. История Академической дачи сама по себе очень интересна. В 1884 году меценатом Кокоревым был построен «приют для бедных художников», получивший в дальнейшем статус «Академической дачи художников» и действующий до сих пор. Ведь красота этих мест центральной России, простые и вместе с тем гармоничные типажи местных жителей как нельзя лучше вдохновляют художников.[6]

В окрестной деревне Малый Город Юрий Петрович с супругой построили дом, чтобы наблюдать постоянно картины русской деревенской жизни.

Кугач, основатель знаменитой художественной династии России, родился в 1917 году в Суздале. Также учился в Московском художественном институте (1936-42) у С.В. Герасимова и И.Э. Грабаря. В ранний период творчества писал портреты (для цикла «Знатные люди Москвы», 1949; Государственная премия СССР, 1950), работал над историко-революционными темами. С начала 1960-х гг. обращается преимущественно к теме нового в жизни современной деревни, стремится опоэтизировать традиционные черты русского народного быта. В этом его творчество очень схоже с творчеством Гаврилова, что воспевал поэтичность русских людей из провинции и глубинки. Среди его знаменитых работ и «Перед танцами» что была награждена в 1966 году золотой медалью Академии искусств СССР.

Сюжет картины перед танцами отличен от сюжета «Свежего ветра», но также запечатлел одно неповторимое мгновение жизни: вечер, вдоль деревянных стен сельского клуба протянулся ряд лав, на них сидят пять молодых женщин, в углу стоит девочка 10-12 лет. Слева виднеется приоткрытое окно, а за ним толпа мужчин, под окном ожидает своей очереди баян, Фигуры женщин неподвижны, но в них чувствуется затаенное движение, ожидание – еще минута и начнутся танцы, комнатка заполнится подвижными парами, зазвучит музыка, затрепещет красный платок, что сейчас брошен на скамье. Особое значение уделено деталям: любовно выписаны незатейливые платья и косынки на девушках и женщинах, их лица, и даже маленькие букеты в руках девочки и на пустом стуле.

Ясность сюжетного рассказа, внимание к индивидуальным характеристикам персонажей, проработка деталей, несущих смысловое значение,— вот отличительная особенность этого любимого многими поклонниками произведения.

Картина также написана маслом. Ее размер 160 на 290 см, ориентация – горизонтальная. Однако техника написания очень отличается от импрессионистической пастозности Гаврилова. Мазков не видно, колористка насыщенная, но с преобладанием темных тонов. В этом просматриваются характерные черты русской реалистической школы, тяготеющей к бытовому жанру.[7]

Бытовой жанр был довольно популярен в русской живописи XIX века, он наследовал многие особенности классицизма – интерес к портрету, как главному жанру, сложную композицию, отказ от новаторства в ракурсах и самом рисунке. Понятие «бытовой жанр» в советский период наполнилось новым содержанием. Социалистический характер действительности расширил прежние рамки быта. Личное стало неразрывно связано с общественным. Художники передают новые явления действительности, новые взаимоотношения между людьми, новый быт. Действие в большинстве картин этого времени выносится из интерьера на улицу, на стройку, на завод, в поле или в данном случае в сельский клуб.

Большой вклад в развитие послевоенной живописи внесли художники, работающие над произведениями бытового жанра.

4. Произведение «Перед танцами» как образец советской портретной живописи

Больших успехов достигает портретная живопись именно в послевоенные десятилетия. Наряду с типом героического портрета, развивается жанрово-лирический, интимный, а также групповой портрет. В лучших произведениях художники дают глубокую и разностороннюю характеристику советского человека. По сравнению с довоенным временем портретные образы становятся более индивидуализированными, более психологически содержательными. Об этом свидетельствуют и образы с картины Кугача «Перед танцами».

Советский бытовой жанр в живописи делал акцент на деревенской, колхозной жизни, был нарочито идиллическим и веселым.

Работа Юрия Петровича в этом плане выгодно отличается от всех остальных произведений. Хотя в ней нет импрессионистической яркости, свободы написания, акцентуации на световых пятнах и воздушном пространстве, она вышла очень поэтичной и романтической. «Главное, – это поэтика, - говорит сам автор. – В этом суть моей работы. Настоящий художник пишет не то, что видит. Он пишет то, что хочет видеть. Те, которые хотят видеть грязь, видят грязь. Во все времена некоторые люди хотят видеть только плохое, а некоторые – хорошее».

Художнику удалось изобразить нежную задумчивость молодости, ту скромность и чистоту русской женщины, что воспел Гаврилов. Черты каждой девушки и женщины индивидуальны, неповторимы: у первой, слева, на смуглом лице застыла легкая улыбка, у двух других – заинтересованность, четвертая женщина, смущенно потупилась в пол, а лицо пятой, мы можем видеть лишь вполоборота. Девочка же внимательно смотрит с картины на зрителя, словно в объектив фотоаппарата. И впрямь произведение Кугача, как фотокадр, запечатлело одно ускользающее мгновение из многих, как запечатлел его и Гаврилов на картине «Свежий день». Нет грубости деревенской жизни, во всем полотне сквозит сдержанность, врожденная интеллигентность этих простых людей. Здесь, как и в других работах, художник выражает свое восхищение чистой и бесхитростной жизнью его героев, богатством их внутреннего мира, скромной красотой российской глубинки.

Вся композиция статична, но в ней тоже ощущается динамичность, присутствие временного ритма: женщины и все предметы застыли на минуту, а вскоре понесутся в вихре радостного танца. Пространство ограничено стенами здания, но расширяется за счет изображения темного проема открытого окна. Применяется не воздушная, а прямая линейная перспектива, в сочетании с перспективой тональной. Тональная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план, в данном случае вид из оконного проема, характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более темной, размытой.[8]

Пространство решается двумя перспективами - линейной и светотенью, а ритмически. Ведь движение в живописи доступно лишь как иллюзия. Ритмом создается подлинное видение движения.

Через ритм проблема пространства и времени получает единое выражение как отношение частей изобразительной формы. Отдельная изобразительная деталь композиции становится лишь некой «переменной», функционально зависимой от иных частей композиции. Именно таково понятие интервалов в музыке, как отношений между высотой звуков. Застывшие в ожидании девушки через какое-то время придут в движении, забеспокоятся, бросят тревожные взгляды на музыканта, на партнеров по танцу и пустятся в пляс, именно так мы ощущаем ритм и время в картине «Перед танами». Их фигурам в ожидании, скрытой динамике, подчинена вся композиция.

Ближние предметы заслоняют дальние. И заслоняют не просто фигурами, но и своими значениями. Главный вес сосредоточен в образах женщин и девушек. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, - низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Но низкий потолок и стены маленького пространства не «давят» на фигуры, скорее наоборот создают уют, интимность, свойственную бытовому жанру.

Среди выразительных средств особо следует отметить линию, свет и светотень. В отличие от Гаврилова, что намечал изображение сочными бликами, мазками и световыми пятнами, Кугач четко обозначил линии, сделал незаметными штрихи и наложил тени, придав фотографичности своей работе «Перед танцами». Отражаемый предметами свет в тени понижен равномерно, и соотношение между цветами предметов в тени не изменяется, происходит лишь общее понижение яркости цвета. Формам придается реалистический объем. Линия же в живописи практически не заметна, она выражается в формах и цветах.

Свет картины рассеянный, он создает впечатление мягкости, живописности, что импонирует художнику.

Тональность картины, не колористическая, как у Гаврилова, а светотеневая. Для этого группового портрета характерен спокойный колорит с преобладанием теплых затемненных цветов: желтого, красного, бордового. Именно благодаря теплым насыщенным цветам и особым впечатлениям работ некоторые зарубежные теоретики искусства приравнивают Юрия Кугача к импрессионистам. Колористическое единство всех элементов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов.

Обостренное чувство формы и цвета позволяют художнику создать эмоционально напряженный образ человека, изображенного в минуту ожидания и отдыха.

Главная идея плотна также гуманистическая и жизнеутверждающая, но эмоциональность картины более лирична, сдержанна. Это не гимн, а скорее элегия силе молодости, нежная песня о зарождении трепетных и нежных чувств. Здесь нет световоздушной перспективы, но есть затаенная динамика, зарождение свободы, что выразиться скоро в легком деревенском танце.


Заключение

Написав, данную работу, мы провели анализ и сравнение двух картин советской реалистической школы периода «оттепели»: «Свежий день» В.Н. Гаврилова и «Перед танцами» Ю.П. Кугача. И пришли к выводу, что обе эти картины очень близки по своему содержанию, идее, но отличаются способом передачи художественного образа. Обе картины воспевают нравственную красоту и внешнюю привлекательность простого русского человека, русской женщины. На полотне Гаврилова перед нами предстает молодая женщина с улыбкой на лице, в непринужденной позе. Она на лоне природы, на реке, свежий ветер развивает ее одежды, и чувство свободы, пространства, гармонирует с ее духовной свободой, ее молодым задором. А Юрий Кугач показал нам сцену ожидания танцев, пятеро молодых женщин и девушек сидят на лавочке, на их лицах лежит печать задумчивости мечты, еще минуту и они тоже станут свободными в легком танце.

И первое, и втрое произведение рисует нам словно один кадр из множества прекрасных бесконечных кадров жизни. Поэтому картины можно отнести к стилю социалистического импрессионизма. Но именно «Свежий день» Гаврилова написан в импрессионистической манере широко мазка, яркой теплой тональности. На картине много бликов, рефлексов, световых пятен, за счет чего создается трепетное впечатление от слияния человека и природы. А у Кугача стиль тяготеет к бытовому жанру. Этот групповой портрет написан в более традиционной технике: мазок не заметен, колорит спокойный, немного темный, пространство линейное, тональность не колористическая, а светотеневая. Но и на картине «Перед танцами» ощущается та же поэтичность, лиризм, что и у Гаврилова.

Именно благодаря поэтичности образов, обращения к тематике вечных ценностей, обе картины широко известны за пределами Росси, и любимы многими поколениями посетителей Третьяковской галереи, где они экспонируются.


Список источников литературы

1. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. – М.: Белый город, 2003. – 320 с.

2. Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 120 с.

3. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. – М.: Советский художник, 1984. – 486 с.

4. Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005. – 296 с.

5. Живопись Росси. ХХ век. Т. 2. Наследие. – М.: Живопись-Инфо, 2008. – 124 с.

6. Манин В.С. Русская живопись ХХ века. Том 3. – М.: Аврора, 2007. – 552 с.

7. Русская живопись. – М.: Кристалл, 2008. – 320 с.

8. Савельев. А. Мировое искусство. Русская живопись. – М.: Оникс, 2007. – 192 с.


[1] Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. – М.: Белый город, 2003. – 320 с.

[2] Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 120 с.

[3] Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. – М.: Советский художник, 1984. – 486 с.

[4] Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005. – 296 с.

[5] Живопись Росси. ХХ век. Т. 2. Наследие. – М.: Живопись-Инфо, 2008. – 124 с.

[6] Манин В.С. Русская живопись ХХ века. Том 3. – М.: Аврора, 2007. – 552 с.

[7] Русская живопись. – М.: Кристалл, 2008. – 320 с.

[8] Савельев. А. Мировое искусство. Русская живопись. – М.: Оникс, 2007. – 192 с.

Скачать архив с текстом документа