Сравнение налоговых систем Латвии и России

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Налоговая система государства 2. Налоговая система Латвии 3. Налоговая система России 4. Сравнительный анализ систем Латвии и России

Содержание

Введение

1. Налоговая система государства

2. Налоговая система Латвии

3. Налоговая система России

4. Сравнительный анализ систем Латвии и России

Выводы

Список использованной литературы


Введение

Слово налоги для многих людей ассоциируется с неприятными платёжными обязательствами, так как очень часто они бывают несоизмеримо большими. В данной работе будет объяснено, зачем нужно платить налоги, куда идут деньги налогоплательщиков, и как они используются. Ежегодно происходят изменения в налоговой системе – это касается налоговых ставок или расчётов. Для того, чтобы более полно отразить налоговую систему Латвии и России, в работе использовались известные книги по экономике и налогам, информация из порталов www.likumi.lv, www.nais.lv. и www.fm.gov.lv, а так же материалы российских налоговых интернет источников.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежавшей дисциплины налогоплательщиков.

Налог - это установленный законом обязательный платеж в государственный бюджет или бюджеты самоуправлений, который не является платежом за приобретение определенного товара (услуги), платежом штрафа, суммы увеличения основного долга и пени, а также платежом за использование государственного капитала или его доли (ст. 1 закона ЛР «О Налогах и Пошлинах»).

Для обеспечения нормального функционирования любого государства, необходимы денежные средства, которые составляют государственный бюджет. Главным образом, государственный бюджет формируется благодаря налогам, а также, бюджет представляет собой один из главных видов государственной экономической политики. Деятельность по сбору налогов в государстве для формирования бюджета, называют фискальной политикой.

Налоговые поступления в доходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %., в доходах региональных и местных бюджетов до 50%.

Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Латвии и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.


1. Налоговая система государства

В каждом государстве существует налоговая система, т.е. свои способы взимания налогов, и свои ставки. Но существует и такая черта система, как функция налогов, которая во всех странах одинакова. Функции налогов таковы: фискальная (пополнение бюджета), стимулирующая (помогает развивать то, что сегодня нужно стране), распределительная (при помощи налогов средства одних лиц переходят в распоряжение других).

Существует два вида налогов, косвенные и прямые . Рассмотрим их поотдельности.

Косвенные налоги : такие налоги устанавливаются в виде надбавки к цене в процентах или абсолютных ценах. Т.е. каждый день мы сталкиваемся с косвенными налогами когда приходим в магазин за продуктами или вещами. Оплачивая их стоимость мы одновременно оплачиваем налог, а продавец вносит его в бюджет. К косвенным налогам относится таможенный налог, акцизный и НДС (налог на добавленную стоимость). При импорте товара в страну, все косвенные налоги уплачиваются на границе, иначе, не заплатив их, выпуск товара в обращение будет запрещён. Но также существуют некоторые виды товара, которые освобождены от налогообложения. В Латвии это, например, транзит, ввоз на переработку, временный завоз, ввоз на таможенный склад и т.д.

Прямые налоги : их платит сам получатель дохода или владелец облагаемого дохода. В раздел этих налогов входит: подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятия, социальные платежи, налог на природные ресурсы, на недвижимую собственность, на азартные игры и лотереи.

Существует также большое различие между формированием бюджета каждой страны, это три вида налоговой системы. Первая – мягкая; вторая – жёсткая (к ней относятся страны Скандинавии, более 50% дохода населения уходит в бюджет в виде налогов) и третья – умеренная (в странах Западной Европы, на налоги уходит 30 – 40% дохода). И существует четвёртый, редкий вид налоговой системы, под названием – оффшорные зоны .Оффшорные зоны – это небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.

Налог на азартные игры уплачивают исключительно те, кто занимается игорным бизнесом, такие предприниматели оплачивают налог со своих доходов.

По каждому налогу имеется много различных льгот и скидок, благодаря им фирмы могут оптимизировать своё налоговое бремя, и всё это в рамках закона.

Не имеет значения, относится налогоплательщик к резидентам или к нерезидентам, ему всё равно придётся уплачивать налоги, но для нерезидентов предусмотрено более мягкое налогообложение его доходов. Нерезиденты, находящиеся на территории Латвии платят налоги только с тех доходов, которые они получают на её территории. Но любой нерезидент имеет право и с лёгкостью, может стать резидентом.

По статье 15 – ой Закона ЛР «О налогах и пошлинах»все обязанности латвийских налогоплательщиков делятся на 3 группы. 1 – общие для всех плательщиков обязанности, и для физических и для юридических лиц; 2 – обязанности физических лиц и 3 – обязанности юридических лиц.

При неуплате налогов с налогоплательщиков взимают штрафы или пени. Штрафы взимаются в случае неуплаты налога в бюджет, и налоговая администрация раскрыла это во время проверки. Пени (от лат. poena – наказание) - разновидность неустойки, санкция в виде денежного штрафа, накладываемого на должника за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств с целью заставить его выполнить свои обязательства.Пени устанавливаются в размере процента от просроченной суммы и начисляются за каждый просроченный день.


2. Налоговая система Латвии

Так как мы живём в Латвии, нам интересно узнать какая налоговая система в нашей стране, как она построена и как действует.

Как и любому другому государству, Латвии требуются средства для различных целей, от простого улучшения города до обороны, поэтому у нас тоже существует налогообложение.

Согласно закону Латвийской Республики «О налогах и пошлинах» систему налогов и пошлин ЛР образуют:

· государственные налоги,

· государственные пошлины,

· пошлины самоуправлений.

Налоги, которые уплаяивает население, составляет целых 85% государственного бюджета. Налоговая система Латвии состоит из прямых и косвенных налогов.

Начиная с 1 января 2007 года налоговая система Латвии состоит из 11видов налогов: подаходный налог с населения (IIN), подаходный налог с предприятия (UIN), налог на недвижимость (NN), налог на добавленную стоимость (PVN), акцизный налог, таможенный налог, налог на природные ресурсы. Налог на азартные игры, социальный налог (VSAOI), налог на легковые автомобили и мотоциклы, налог на электроэнергию.

В Латвии в 2010 году планируется ввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц. Как поясняет Министерство финансов, он вводится по требованию и с помощью Международного валютного фонда (МВФ), а также Еврокомиссии и Министерства финансов Швеции. Новый налог будет применяться к дивидендам, доходам от аренды и сделкам с недвижимостью, доходом от прироста капитала, в результате продажи акций, а также к процентам по депозитам. По мнению банковских экспертов, введение налога, скорее всего, снизит желание людей вкладывать и накапливать средства, к тому же может привести к увеличению количества нелегальных сделок с целью уйти от уплаты этого налога.

Виды и ставки налогов в Латвии Табл.1[7]

Nodoklis Likme Nodoka bze Takscijas periods Normatvais dokuments (pieemanas datums)
Uzmumu ienkuma nodoklis

- 15% no apliekam ienkuma

- Nerezidentiem 2% - 15%

Nodoku makstja apliekamais ienkums - pea, kas gta no saimniecisks darbbas, no kuras atskaitti izdevumi, kas saistti ar saimniecisko darbbu. 12 mnei, kas var nesakrist ar kalendro gadu.

Likums „Par uzmumu ienkuma nodokli”

(01.02.1995.)

Iedzvotju ienkuma nodoklis 15% (saimniecisks darbbas ienkumiem)23%

1) ienkumi, kas gti, pamatojoties uz darba attiecbm,

2) ienkumi no saimniecisks darbbas,

3) citi ienkumi saska ar likuma „Par iedzvotju ienkuma nodokli” 3.pantu.

Viens kalendrais mnesis (ja ir darba attiecbas) vai viens kalendrais gads (citos gadjumos).

Likums „Par iedzvotju ienkuma nodokli”

(11.05.1993.)

Valsts socils apdroinanas obligts iemaksas

- Obligto iemaksu likme, ja

darba mjs tiek apdroints visiem socils apdroinanas veidiem, ir 33,09%, no kuriem 24,09% maks darba devjs un 9% — darba mjs,

- Obligto iemaksu likme

28,30% personm, kurm ir tiesbas uz vecuma pensiju, no kuriem 20,60% maks darba devjs un 7,70% — darba mjs,

- Prjs likmes saska ar

likumu „Par valsts socilo apdroinanu”

Algota darbinieka nopelnt darba samaksa, no kuras tiek ieturts iedzvotju ienkumu nodoklis, un panodarbintas personas darba ienkumi. Viens kalendrais mnesis.

Likums „Par valsts socilo apdroinanu”

(01.10.1997.)

Pievienots vrtbas nodoklis 21%

1) preu piegde par atldzbu, ar papatri,

2) pakalpojumu sniegana par atldzbu, ar papatri,

3) preu imports,

4) preu iegde Eiropas Savienbas teritorij,

5) neapliekamu personu veikta jaunu transportldzeku iegde Eiropas Savienbas teritorij.

Viens kalendrais mnesis.

Likums „Par pievienots vrtbas nodokli”

(09.03.1995.)

10%

1) medikamentu, medicnisk aprkojuma,

un zdaiu specils prtikas piegdes saska ar LR Ministru kabineta apstiprinto sarakstu,

2) laikraksti, urnli (ldz 31.12.2010.),

3) mcbu literatra un oriinlliteratra (no 01.08.2009.),

4) sabiedrisk transporta pakalpojumi iekzem,

5) siltuma, elektroenerijas un dabasgzes piegde iedzvotjiem,

6) malkas un koksnes kurinm piegdes iedzvotjiem (no 01.08.2009.).

Skk likum „Par pievienots vrtbas nodokli.

Viens kalendrais mnesis.
0%

1) eksports un to preu piegdes, kas nav laistas brv apgrozb, ja preu piegdes veiktas muitas noliktav vai brvaj zon,

2) pakalpojumi, kas saistti ar preu eksportu, importu, tranzta prvadjumiem un pakalpojumiem brvaj zon un muitas noliktav, kas saistti ar precm, kas nav laistas brv apgrozb,

3) pakalpojumi, kuru snieganas vieta nav iekzeme,

4) kuu degvielas uzpildei un apgdei paredzto preu piegdei,

5) starptautiskajiem pasaieru prvadjumiem,

6) elektroenerijas importam vai dabasgzes importam, ja dabasgze tiek piegdta, izmantojot prvades vai sadales sistmu,

7) preu piegdei ES teritorij, ja preces pircjs ir citas dalbvalsts apliekama persona un preces tiek piegdtas uz citu dalbvalsti.

Skk likum „Par pievienots vrtbas nodokli”.

Viens kalendrais mnesis.
Ar nodokli neapliek

1) socils aprpes, rehabilitcijas un socils paldzbas pakalpojumi,

2) izgltbas pakalpojumi,

3) maksa par brnu uzturanos pirmskolas iestds,

4) ieejas maksa tetru, cirku izrds, koncertos, izstds, muzejos,

5) bibliotku pakalpojumi,

6) apdroinanas pakalpojumi,

7) „Latvijas Pasta” pasta pakalpojumi un uz kuriem saska ar Pasta likumu ir monopoltiesbas,

8) iedzvotju maksjumi par dzvojamo telpu ri,

9) atsevii finanu pakalpojumi.

Skk likum „Par pievienots vrtbas nodokli”.

Viens kalendrais mnesis.

Likums „Par pievienots vrtbas nodokli”

(09.03.1995.)

Nekustam pauma nodoklis Ldz 2010.gada 31.decembrim 1,0% no nekustam pauma kadastrls vrtbas.

ermeniskas lietas, kuras atrodas Latvijas Republikas teritorij un kuras nevar prvietot no vienas vietas uz otru, ts rji nebojjot:

ldz 31.12.2006.— zemi, kas un bves (turpmk — nekustamais paums), izemot panta otraj da minto nekustamo paumu;

no 01.01.2007.gada 1.janvra — zemi un kas (turpmk — nekustamais paums), izemot panta otraj da minto nekustamo paumu.

Viens kalendrais gads.

Likums „Par nekustam pauma nodokli”

(04.06.1997.)

Elektroenerijas nodoklis

0.35 Ls par megavatstundu (no 01.01.2007. ldz 31.12.2007.).

0.45 Ls par megavatstundu (no 01.01.2008. ldz 31.12.2008.).

0.55 Ls par megavatstundu (no 01.01.2009. ldz 31.12.2009.).

0.71 Ls par megavatstundu (no 01.01.2010.).

Elektroenerija, kas piegdta gala patrtjam

Elektroenerija, kas piegdta papatriam

Viens kalendrais mnesis.

Elektroenerijas nodoka likums

(19.12.2006.)

Akczes nodoklis Viens kalendra mnesis vai piecu darba dienu laik no dienas, kad prece saemta no ES valstm, vai uz robeas, ievedot akczes preces no valstm, kas nav ES dalbvalstis.

Likums „Par akczes nodokli”

(30.10.2003.)

Nodoka likmes alkoholiskajiem dzrieniem 1) 1,30 Ls (1,45 Ls ar 2009.gada 1.februri) par katru absolt spirta tilpuma %, bet ne mazk k 2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem. 1) Alus;
1.1) 0,65 Ls par katru absolt spirta tilpuma %, bet ne mazk k 2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem (0,725 Ls ar 2009.gada 1.februri). 1.1) patstvgo mazo alus dartavu saraotajiem pirmajiem 10 tkst. hektolitriem kalendra gad.
2) 30 Ls (40 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem. 2) Vns.
3) 30 Ls (40 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem. 3) Raudztie dzrieni.
4) Starpprodukti ar spirta saturu:
4.1) 42 Ls par 100 litriem, 4.1) ldz 15 tilp.% (ieskaitot);
4.2) 70 Ls par 100 litriem. 4.2) no 15 ldz 22 tilp.% (ieskaitot).
5) 630 Ls (825 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem. 5) Prjie alkoholiskie dzrieni.
Nodoka likmes tabakas izstrdjumiem 1) 11 Ls par 1000 gabaliem. 1) Cigri un cigarellas.
2) 22,5 Ls par 1000 gabaliem+ 34,5%no maksimls mazumtirdzniecbas cenas (ar 2009.gada 1.janvri) 2) Cigaretes.
3) Smjam tabaka:
3.1) 23 Ls par 1000 gr.. 3.1) smalki sagriezta tabaka cigareu uztanai;
3.2) 14 Ls par 1000 gab. (23 Ls par 1000 gr. ar 2009.gada 1.februri) 3.2) prj smjam tabaka.
Nodoka likmes naftas produktiem 1) 228 Ls (269 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem, 1) Svinu nesaturos benzns, t aizstjjprodukti un komponenti;
1.1) 217 Ls (256 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 1.1) ja ir pievienots etilspirts, kas iegts no lauksaimniecbas izejvielm un ir dehidratts (vismaz 99,5 tilpumprocenti), un tas veido 5,0 tilp% no kopj daudzuma);
1.2) no 68,4 ldz 11,4 Ls (no 80,7 ldz 13,45 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem (no 01.01.2008.). 1.2) ja ir pievienots etilspirts, kas iegts no lauksaimniecbas izejvielm un ir dehidratts (vismaz 99,5 tilpumprocenti), un tas veido no 70 ldz 95 tilpumprocenti no kopj daudzuma (proporcionli samazint pamatlikme).
2) 297 Ls (300 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 2) Svinu saturos benzns, t aizstjjprodukti un komponenti.
3) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 3) Petroleja, ts aizstjjprodukti un komponenti;
3.1) 15 Ls par 1000 litriem. 3.1) izmantojot k kurinmo (martu).
4) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 4) Dzedegviela (gzea), ts aizstjjprodukti un komponenti;
4.1) 15 Ls par 1000 litriem. 4.1) izmantojot k kurinmo ( martu);
4.2) 184 Ls (223 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 4.2) ja pievienota rapu sklu ea vai no rapu sklu eas iegta biodzedegviela, kas veido no 5-30 (neieskaitot) tilpumprocentus no kopja daudzuma;
4.3) 136 Ls (164 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 4.3) ja pievienota rapu sklu ea vai no rapu sklu eas iegta biodzedegviela, kas veido vismaz 30 tilpumprocentus no kopja daudzuma.
5) 87 Ls (90 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 kilogramiem. 5) Naftas gzes un prjie gzveida ogderai;
5.1) 0 Ls par 1000 kilogramiem. 5.1) izmantojot k kurinmo.
6) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 1000 litriem. 6) Degvielea, kuras kolorimetriskais indekss ir mazks par 2,0 un kinemtisk viskozitte 50°C ir mazka par 25 mm2 /s, ts aizstjjprodukti un komponenti;
6.1) 15 Ls par 1000 litriem. 6.1) izmantojot k kurinmo (mrtu).
7) 11 Ls par 1000 kilogramiem. 7) Degvielea, kuras kolorimetriskais indekss ir viends ar 2,0 vai lielks un kinemtisk viskozitte 50°C ir vienda ar 25 mm2 /s vai lielka, ts aizstjjprodukti un komponenti.
8) 15 Ls par 1000 litriem 8) Eas atkritumi, kuri ietilpst KN 2710preu pozcij, ja tos paredz izmantoanai par kurinmo
9) 0 Ls par 1000 litriem. 9) Rapa sklu ea, kas tiek izmantota k kurinmais vai degviela, un biodzedegviela, kas pilnb iegta no rapu sklm.
Nodoka likme bezalkoholiskajiem dzrieniem 2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 litriem. Bezalkoholiskie dzrieni.
Nodoka likme kafijai 50 Ls (100 Ls ar 2009.gada 1.februri) par 100 kg. Kafija.
Vieglo automobiu un motociklu nodoklis 1) 250 Ls. 1) Iepriek nereistrti automobii un automobii, kuri nav vecki par gadu;
2) 200 Ls. 2) gadu veci automobii;
3) 150 Ls. 3) divus gadus veci automobii; Pirms attiecg automobia vai motocikla reistrcijas Ceu satiksmes drobas direkcij.

Likums „Par vieglo automobiu un motociklu nodokli”

(14.11.2003.)

4) 125 Ls. 4) trs gadus veci automobii;
5) 100 Ls. 5) etrus gadus veci automobii;
6) 75 Ls. 6) piecus ldz septius gadus veci automobii;
7) 80 Ls. 7) astous gadus veci automobii;
8) 85 Ls. 8) devius gadus veci automobii;
9) 90 Ls. 9) desmit gadus veci automobii;
10) 100 Ls. 10) 11 gadus veci automobii;
11) 110 Ls. 11) 12 gadus veci automobii;
12)130 Ls. 12) 13 gadus veci automobii;
13) 150 Ls. 13) 14 gadus veci automobii;
14) 170 Ls. 14) 15 gadus veci automobii;
15) 190 Ls. 15) 16 gadus veci automobii;
16) 210 Ls. 16) 17 gadus veci automobii;
17) 230 Ls. 17) 18 gadus veci automobii;
18) 250 Ls. 18) 19 ldz 25 gadus (ieskaitot) veci automobii;
19) 300 Ls. 19) automobii ar motora tilpumu no 3001 kubikcentimetra ldz 3500 kubikcentimetriem;
20) 400 Ls. 20) automobii ar motora tilpumu no 3501 kubikcentimetra ldz 4000 kubikcentimetriem;
21) 500 Ls. 21) automobii ar motora tilpumu no 4001 kubikcentimetra ldz 4500 kubikcentimetriem;
22) 600 Ls. 22) automobii ar motora tilpumu 4501 kubikcentimetrs un lielku.
Motocikliem nodoklis tiek aprints atkarb no vecuma automobiiem noteikts nodoka likmes reizinot ar 0,25.
Dabas resursu nodoklis

1.pielikums;

2.pielikums;

3.pielikums;

4.pielikums;

5. pielikums;

6. pielikums;

7. pielikums;

8. pielikums;

9. pielikums;

1)Dabas resursu ieguve,

2)deu ieguve,

3)Atkritumu apglabana,

4)Gaisa piesroana un stacionras tehnoloiskas iekrtas emittais siltumncefekta gzu apjoms, kas nav ietverts nodoto emisijas kvotu skait,

5)deu piesroana,

6)Videi kaitgas preces,

7)Preu un izstrdjumu iepakojums un vienreiz lietojamie galda trauki un piederumi,

8)Radioaktvs vielas,

9)Akmeogles, kokss un lignts.

Transportldzeki, kas LR teritorij tiek reistrti pirmo reizi.

Viens ceturksnis, gads

Dabas resursu nodoka likums

(15.12.2005.)

22 lati par vienu transportldzekli Transportldzeki, kas LR teritorij tiek reistrti pirmo reizi.

1)0,01 lats par 100 kubikmetru dabasgzes iesknanu;

2)0,01 lats par 100 kubikmetru metna iesknanu;

3)0,05 lati par 100 kubikmetru ogleka dioksda iesknanu;

4)0,1 lats par 100 kubikmetru prjo siltumncefekta gzu iesknanu.

Zemes dzu dergo pabu izmantoana, iesknjot eoloiskajs struktrs dabasgzi vai siltumncefekta gzi.
50 lati gad C kategorijas piesrojoa darbba nozars, attiecb uz kurm normatvajos aktos nav noteiktu nosacjumu.
0,03 lati par vienu kilogramu Parka vngliemeu (Helix pomatia L.) vkana tlkai saimnieciskai izmantoanai.
0% Akmeogu, koksa un lignta (brnogu) realizcija personai, kurai ir licence siltumenerijas un elektroenerijas raoanai koenercijas proces.

,60 latu par vienu kilogramu

0,80 latu par vienu kilogramu

Plastmasas maisii, ko pircju rtbas vai reklmas noformjuma d iepakotu vai neiepakotu preu vai produktu kopumam (pirkumam) pievieno tirgotjs:

- viena maisia svars neprsniedz 0,003 kilogramus (1000 maisiu svars neprsniedz 3 kilogramus);

- viena maisia svars ir lielks par 0,003 kilogramiem (1000 maisiu svars neprsniedz 3 kilogramus).

Izlou azartspu nodoklis

Rulete (cilindrisk sple) – par katru pievienoto spu galdu – 9600 Ls.

Kru un kauliu sples,- par katru galdu - 9600 Ls.

Bingo no 12 000Ls ldz 36 000Ls atkarb no vietu skaita. (bingo (ldz 100 vietm) – Ls 12 000; bingo (ldz 200 vietm) – Ls 18 000; bingo (ldz 300 vietm) – Ls 24 000; bingo (virs 300 vietm) – Ls 36 000;)

Totalizators un derbas - 30 000Ls + 10% no organizanas iemumiem, kas gti no totalizatora un derbm.

Videosples un mehniskie automti - 1680Ls par katru automta sples vietu.

Veiksmes sple pa tlruni – 10 % no s sples organizanas iemumiem.

Azartsple, kuru organiz izmantojot telekomunikcijas - 10 % no s sples organizanas iemumiem.

Izlozes – 8% no bieu realizcijas, momentloterijas 10% no bieu realizcijas.

1. Gada likmes 1/12 daa.

2. Sples organizanas iemumi (saemts likmes, no kurm atskaitti izmakstie laimesti).

3. Iemumu no bieu realizcijas.

Viens kalendrais mnesis.

Likums „Par izlou un azartspu nodevu un nodokli”

(16.06.1994)

Подоходный налог с предприятия уплачивает каждая компания, зарагемтрированная на территории Латвии. Но есть такие предприятия, которые освобожены от уплаты этого налога, к ним относятся государственные предприятия и бюджетные институции. Ставка подоходного налога составляет 15%.

Подоходный налог с населения вычитается из заработной платы населения каждый месяц. Ставка налога – 23%.

Социальный налог также как и подоходный вычитается из заработной платы и составляет 33,09%. Из этих 33,09% ежемесечно 24,09% удерживается с валового дохода работника, а оставшиеся 9% вносит в бюджет сам служащий.

Налогом на недвижимую собственность облагаются материальные вещи, которые нельзя переместить с места на место. Этот налог уплаяивают все лица находящиеся на территории Латвии, и имеющие здесь постройки или землю. Уплачивает налог то лицо, которое указано в земельной книге. Ставка налога – 1% от кадастровой стоимости.

НДС – это налог, который уже входит в сумму услуг или товаров, представленых людям. У этого налога существует 3 ставки: 0%, 10% и 21%. Самая распространённая из них – 21%.

Акцизный налог – это налог, которым облагаются товары с постоянным высоким спросом. К ним относятся табачные изделия, алкогольные напитки, кофе, легковые автомобили, мотоциклы, безалкогольные напитки (кроме минеральных вод, соков и нектаров).

Таможенным налогом облагается товар, проходящий через границу, который будут использовать в стране. Налог уплачивают на границе, и расчитывается он очень строго.

Налог на азартные игры уплачивает лицо, которое занимается бизнесом связанным с азартными играми или лотереями. Налог на азартные игры уплачивается ежегодно за каждую единицу игрового оборудования и каждую игровую машину.Налог на природные ресурсы упачивается точно также как и на азартные игры – предпринимателем, который использует их в своих целях.

Налогом облагаются:

1) любые добытые в результате хозяйственной деятельности природные ресурсы,

2) загрязнение среды - отходы, выбросы и загрязняющие вещества,

3) вредные для среды товары,

4) упаковка товаров,

5) радиоактивные вещества,

6) одноразовую столовую посуду и принадлежности,

8) объем эмитированных газов с тепловым эффектом, который превосходит количество переданных квот,

9) использование полезных свойств глубин земли, извлекая природный газ.

Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей. Но пока наше налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных изменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению налогообложения.

Также большой проблемой латвийского налогового законадательства является несовершенство процедуры сбора и подачи документов на получение тех или иных льгот.

3. Налоговая система России

Налоговая система России была создана на рубеже 1991 – 1992 года.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, юридических и физических лиц на территории страны.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС.

В России, по степени компетенции органов законодательной или представительной власти налоги делятся на:

- федеральные

- региональные

- местные.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов.

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной власти Российской Федерации.К федеральным налогам относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий. К местным: налог на рекламу, земельный налог, курортный сбор и т.д.

Также налоги различаются по форме взимания на прямые и косвенные.

По степени обложения выделяют три группы:

- прогрессивные , когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения.

- регрессивные , когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

- пропорциональные , когда тяжесть обложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта.

Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Современная налоговая система России строится на принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К этим принципам относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

В России при регистрации фирмы, выдаётся идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Он состоит из 10 знаков: первые 4 – код районного налогового органа в соответствии с утверждённым ведомственным классификатором, который осуществил постановку на учёт; следующие 5 цифр – порядковый номер налогоплательщика по журналу движения документов, которые принимаются от предприятия для постановки на учёт и включения в Госреестр; и последняя цифра – контрольное лицо.

Как и в любой другой стране, каждый налогоплательщик обязан по Закону во время уплачивать налоги, и в полном его размере. Кроме того, юридическое лицо должно вести бухгалтерский учёт, предоставлять налоговым органам необходимые документы.

Налоговая политика России представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством.

Направления налоговой политики государства :

1. построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации;

2. сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3. консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств;

4. облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения;

5. развитие налогового федерализма (это форма обеспечения единства и, одновременно, самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах);

6. сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

7. расширение практики установления специфических ставок акцизов;

8. замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами;

9. увеличение роли экологических налогов.

Рассмотрим налоги России поподробнее.

Налог на прибыль организаций . Основная налоговая ставка – 24 %. Законами субъектов Российской Федерации ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%).

НДС . Ставка 0% - при реализации товаров (кроме нефти экспортируемой на территории государств – участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы полного пакета документов согласно НК РФ. Ставка 10% - при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, а также периодических печатных изданий и медицинских товаров. Ставка 18% - реализации других товаров, работ и услуг.

Налог на имущество предприятий . Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.

Земельный налог . 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5 % в отношении прочих земельных участков.

4. Сравнительный анализ налоговых систем Латвии и России

Приведя примеры налоговых систем Латвии и России можно сделать выводы о том, в чём различия налоговых систем этих стран, а в чём они схожи. А также можно увидеть плюсы и минусы каждой из систем, и выбрать, какая налоговая система лучше. Итак, сделаем анализ.

Поступления средств в бюджет приведённых стран от налогов, сильно отличается. 85% Латвийского бюджета составляет уплата налогов, а в России это всего лишь 25,1%. Из этого можно сделать вывод, что в России больше источников, из которых в бюджет поступают деньги, т.е. соответственно налоговые ставки в России ниже чем в Латвии.

Для того, чтобы лучше увидеть разницу в ставках налогов, сравним некоторые из них. Итак: подоходный налог с населения в Латвии он составляет 23%, а в России только 13%; налог на добавленную стоимость в Латвии 0%, 10% и 21%, в России ставки 0%, 10% и 18%; в Латвии социальный налог 33,09%, а в России 26%; налог на недвижимость в Латвии – 1%, в России же разделяется на налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц и составляет 2,2% и от 0,1 до 2%.

Проведя этот небольшой сравнительный анализ налоговых ставок, мы можем заметить, что ставки в Латвии и России существенно отличаются. В среднем, примерная разница около 10%, а это довольно – таки приличная сумма. Самую крупную разницу процентов мы наблюдаем в подоходном налоге с населения, она составляет 10%, и в социальном налоге – 7,09%, НДС – 3%.

То есть, мы видим, что через налоги, правительство Латвии пытается собрать больше денег в государственный бюджет (особенно сейчас, когда Миссия МВФ работает в Латвии над бюджетом страны), а правительство России пополняет свой бюджет другими методами, нежели сбором налогов.

Сравним ещё один очень важный момент в налогообложении – уклонение от неуплаты налогов. Такие случаи встречаются в каждом государстве, и застраховаться от людей, которые не платят налоги, борются с ними при помощи штрафных санкций.

Для начала рассмотрим штрафные санкции России. По мнению экспертов, законодательство, касающееся наказания за неуплату налогов, соответствует законодательству других стран. В некоторых случаях, за неуплату налогов нарушителя могут лишить свободы сроком до 7 лет. К таким случаям относится неуплата крупных налогов (от 1000 до 100 тыс.руб.) и особо крупных (от 5000 руб.).

Штрафные санкции Латвии не сильно отличаются от Российских. Служба госдоходов, в случае сомнения в налогоплательщике, может пересчитать его налоги и потребовать уплатить определённый налог и штраф, в размере до 100% суммы налога. Самый же суровый штраф за несоблюдение уплаты налогов составляет целых 250% от суммы налога, он предусмотрен за налог на природные ресурсы. Если же говорить об уголовной ответственности, то в Латвии лишают свободы максимум на 5 лет.


Выводы

В заключении, можно сделать следующие выводы:

Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития страны.

Систему налогов и пошлин ЛР образуют:

государственные налоги,

государственные пошлины,

пошлины самоуправлений.

Налоговая система Латвии еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налоговых ставок, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней. В сегодняшней кризисной ситуации, чтобы выполнить условия МВФ, правительство Латвии пошло на радикальную перекройку налоговой системы. Самые обширные манипуляции проведены с НДС — его основная ставка повышена с 18% до 21%, а льготная — с 5% до 10%. Пересмотрены также акцизы и подоходный налог с населения. В 2010 году планируется ввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц.

Проведя сравнительный анализ налоговых систем Латвии и России, мы увидели, что многие налоговые ставки в России гораздо ниже Латвийских ( в среднем на 10%), из этого становиться ясно, что в более маленьких странах, налоговые ставки выше, потому как население страны меньше, а финансировать бюджет страны как – то надо, а взимание налогов один из самых прибыльных методов.

От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.


Список использованной литературы

1. Лукашина О. «Налогообложение в Латвии – анализ и практические рекомендации», Рига, Merkrs

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория», Моссква, изд. центр «ВЛАДОС», 2003 г.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10786

5. www.nais.lv

6. www.likumi.lv

7. http://www.vid.gov.lv/default.aspx?tabid=8id=2982hl=1

Скачать архив с текстом документа