Сравнительная характеристика развития танкостроения Германии и Советского Союза в 30-е годы 20 в

СОДЕРЖАНИЕ: БУЙЛЕНКОВ Д.О. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ТАНКОСТРОЕНИЯ ГЕРМАНИИ И СССР В 1930-Е ГОДЫ Вторая Мировая Война – одно из самых трагических, но, наверное, поэтому одно из самых интересных событий истории XX века. Далеко не самую последнюю роль в этой войне сыграли танки. Качественное и количественное превосходство в сфере бронетанковых войск – серьезная заявка на победу в войне, поэтому Германия и СССР уделяли самое серьезное внимание этому вопросу.

БУЙЛЕНКОВ Д.О.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ТАНКОСТРОЕНИЯ ГЕРМАНИИ И СССР В 1930-Е ГОДЫ

Вторая Мировая Война – одно из самых трагических, но, наверное, поэтому одно из самых интересных событий истории XX века. Далеко не самую последнюю роль в этой войне сыграли танки. Качественное и количественное превосходство в сфере бронетанковых войск – серьезная заявка на победу в войне, поэтому Германия и СССР уделяли самое серьезное внимание этому вопросу. Как говорил «отец танковой войны» Хайнц Гудериан: «Победа идет по следам танков» [1, с. 57].

По сути, в задачу каждого государства в период подготовки к войне входила разработка и запуск в массовое производство танка, который был бы эффективен в бою, достаточно прост в управлении, не слишком сложен в производстве, с достаточной маневренностью, бронированием и огневой мощью, а так же стал бы основой танкового парка. Ответ на вопрос: «Кто сумел лучше использовать имеющийся потенциал для создания такого танка?» в итоге должна была дать война…

По условиям Версальского мирного договора потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции. Помимо политических причин, в 1920-е годы этому препятствовали и причины экономические – промышленность Германии, разорённая войной и ослабленная послевоенными репарациями и отторжениями, была практически неспособна к производству бронетехники. Тем не менее, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера тайно велись работы по созданию новых танков, в 1925–1930 годах приведшие к созданию нескольких опытных образцов, не запущенных в серийное производство из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой для дальнейшего развития германского танкостроения.

За 1930-е годы в Германии были разработаны танки серии «ПанцерКампфВаген», а именно Panzerkampfwagen I, II, III, IV. Сразу необходимо отметить, что в то время как квалификация танков по классам «легкий, средний, тяжелый» во всем мире зависела от веса танка, в Германии класс танка зависел от характера вооружения.

Остановимся подробнее на каждой из разработанных моделей.

Panzerkampfwagen I – германский лёгкий танк. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I ), в советской литературе традиционно обозначался как Т-1. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930–1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа.

В середине – второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе Гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941–1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны.

Сравнительно быстроходный и маневренный Pz.Kpfw.I в полной мере соответствовал германской концепции блицкрига, однако в середине 1930-х годов, когда создавался и производился Pz.Kpfw.I, германским войскам так и не довелось применить этот танк в условиях той войны, для которой он создавался. А к тому времени, когда вермахту довелось воплотить эту идею в жизнь – прежде всего во Французской кампании в 1940 году, Pz.Kpfw.I являлся уже откровенно устаревшим и играл небольшую роль по сравнению с более современными танками, по существу, оставаясь на вооружении лишь из-за нехватки более современных машин.

Pz.Kpfw II – лёгкий немецкий танк. Воссоздаваемому Вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены Pz Kpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Крупп-Грузон», «Хеншель» и «MAN». Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Весной 1937 г. танк был доработан. В различных модификациях производился до 1942 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.

Pz.Kpfw III – немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Также известен как Panzer III . В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd Kfz 141 (Sonderkraftfahrzeuge 141 – машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3» или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси, захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной Армией. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.

Из-за изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III, было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки, с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков.

PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939–1942 годов был вполне достаточен. Рациональное распределение обязанностей членов экипажа и ряд конструктивных решений этой модели (индивидуальная торсионная подвеска) оказали большое влияние на советскую школу танкостроения. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Pz.Kpfw I V – немецкий средний танк периода Второй мировой войны. В СССР был известен также как TIV . Самый массовый танк вермахта (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Руководство СССР прекрасно понимало значение танков как на поле боя, так и в качестве мощного идеологического оружия. Ведь ничто так не вселяет в людей веру в военную мощь страны, как хороший парад, а если на параде будут присутствовать танки, как зримое воплощение этой самой мощи – эффект от парада будет куда более действенным. Поэтому к вопросу развития своих собственных бронетанковых войск СССР подошел со всей возможной серьезностью. Часто, по причине нехватки опыта, советские конструкторы брали за основу своих танков образцы зарубежной техники, а иногда даже работали совместно с немецкими конструкторами, набираясь опыта.

За 1930-годы было разработано большое количество разнообразной бронетехники, в серийное производство были запущены следующие танки: БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37А, Т-28, Т-35.

БТ-2 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Первый танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Выпускался серийно в 1932–1933 годах. Разработан на базе американского танка M1940.

Танк БТ-2 являлся этапным танком в истории советского танкостроения по причине низкого качества сборки ( для производства танка использовалось устаревшее оборудование ) и низких боевых характеристик.

Танки БТ-5 и БТ-7 представляли собой, по сути, модификации БТ-2, так и не избавившиеся окончательно от недостатков своего прототипа, в связи с чем и не получили массового распространения в РККА. Однако БТ-7, пережившего огромное количество модификаций, можно по праву считать прообразом легендарного Т-34-76.

Т-37А – советский малый плавающий танк и первый серийный плавающий танк в мире. (в документах иногда также именуется танкеткой), создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 годы, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А.

В РККА они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, Советско-финской войны 1939–1940 годов, а также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно.

Т-35 – советский тяжёлый танк 1930-х годов. Единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно (в 1933–1939 гг. была выпущена 61 серийная машина). Самый мощный танк Красной армии 1930-х годов. До 1941 года в боях не участвовал, но часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР.

Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны, однако очень быстро были потеряны, причём в основном из-за неисправностей. Танк разработан в 1932 года, после серии испытаний в 1933 г. танк Т-З5 поступил в серийное производство.

Периодически Т-35 использовались в войсковых маневрах, однако главным «полем боя» этих машин стали площади Москвы и Киева. Танки Т-35 воистину стали зримым воплощением силы РККА. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Кроме того, танки Т-35 изображены на ряде агитационных плакатов. Так же упрощённое изображение Т-35 было использовано в оформлении медали «За отвагу».

С момента своего создания и вплоть до Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация из трёх орудий и пяти-семи стрелявших во все стороны пулемётов позволяла создать вокруг машины настоящее море огня. Но вместе с тем многобашенная компоновка, апогеем которой стал Т-35, а также огромные размеры и большое количество технических недоработок делали танк малопригодным к ведению реальных боевых действий.

T-28 – трёхбашенный советский средний танк 1930-х годов. Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство (выпущено более 500 шт.). Использовался в «Освободительном походе» на Западную Украину, Зимней войне и на начальном этапе Великой Отечественной.

Т-28 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени. Несмотря на тупиковость многобашенной компоновки, состав и расположение вооружения Т-28 можно считать оптимальными.

Сравнивая развитие танкостроения СССР и Германии в начале 30-тых, можно сразу выделить одну особенность – практически полное отсутствие собственных танковых войск и опыта их создания в обеих странах. Не смотря на резкие отличия между Германией и СССР в промышленности и сырьевой базе, обе страны достаточно быстро разработали и запустили в массовое производство собственные танки.

Ещё одной схожей чертой является то, что не смотря на сравнительно большое число произведенных за 1930-е годы танков, как показала в дальнейшем война, предвоенный период был всего лишь ступенькой к более совершенным видам танков, таких как Т-34 и PzKpfw V «Пантера», разработанные в начале 40-вых. Именно с этими танками у широкого круга людей ассоциируются советский и германский танковые парки периода Второй Мировой войны.

Основным различием между советским и германским танковыми парками являлось количество произведенных боевых машин. Пальму первенства уверенно держит СССР. Перед началом ВОВ численность Панцерваффе по разным оценкам составляла на Восточном фронте от 3350 до 3712 танков, в то время как в западных округах в состав танков РККА входили 12782 единицы, из них 10540 боеготовых, то есть номинальное превосходство было практически троекратным. Многие историки говорят о том, что большинство советских танков в начале войны составляли устаревшие образцы. Надо сказать, что эти самые танки разрабатывались в тот же период, что и немецкие, и по боевым характеристикам вполне сопоставимы. А учитывая количественное превосходство, технические преимущества самого лучшего на тот момент TIV сводились на нет. Стоит упомянуть, что количество КВ-1 и Т-34-76 в советских армиях было сравнительно небольшим и опыта их управления у танкистов не было, зато по техническим характеристикам эти танки в разы превосходили немецкие.

Так что, сравнивая немецкие и советские танки по техническим характеристикам, нельзя говорить о чьем-то серьезном превосходстве (не учитывая Т-34).

Значение предвоенного периода в развитии танковой промышленности в СССР и Германии крайне велико. Виды любого вооружения, произведенные воюющими сторонами в период 30-тых годов, если и не послужили в итоге основой для воюющих армий, то стали фундаментом для разработки новых, более совершенных. БТ-7 был по своей сути прототипом Т-34-76, лучшей оценкой которого станут слова немецкого фельдмаршала фон Клейста, прозвучавшие в 41-вом: «Их Т-34 был лучшим в мире», так и Пантера, по сути, была логичным продолжением Панцера IV и немецким ответом советскому «микки-маусу».

Нельзя однозначно сказать, кто, Германия или СССР, обладал лучшими танковыми войсками на начало Великой Отечественной войны. Однако мы, учитывая успехи немецких войск на начальном этапе войны, должны сказать, что несмотря на явный проигрыш в количественном отношении, все же именно Германия смогла за 1930-тые годы лучше подготовить свой танковый парк к войне.


Литература

1. Хайнц Гудериан, «Воспоминания солдата». Издательство «Росич» Смоленск 1996г.

2. Барятинский М. «Танки Второй Мировой», 2009 г., 495 стр.

3. «Моделист-Конструктор» 1989 г. №3

4. Барятинский М. «Средний танк Panzer III». Моделист-конструктор, 2000 г. 32 стр.

5. Барятинский. М. «Средний танк Panzer IV» Моделист-конструктор, 1999г. 36 стр.

6. Свирин М. Н. «Броня крепка. История советского танка. 1919–1937» Эксмо, 2005 г., 384 стр.

7. Холявский Г. Л. «Энциклопедия танков.» АТС, 1998 г. 578 стр.

8. Барятинский М. «Танки Блицкрига Pz.I и Pz.II». Эксмо, 2009 г. 94 стр.

9. Коломиец М. «Сухопутные линкоры Сталина». Эксмо, 2009 г. 320 стр.

10. http://rg.kiev.ua/page5/article18147/


Танки Второй мировой (Новая танковая энциклопедия)
Автор: Михаил Барятинский
Серия: Новая танковая энциклопедия
Издательства: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009 г.

Скачать архив с текстом документа