Средневековая Германия

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 2 Раннефеодальное государство(IX-XII вв.) 3 Германия в период феодальной раздробленности (ХIII-ХIХ вв.) 6 Право в средневековой Германии 9

Оглавление

[1]

Тремя различными группами было представлено городское население. Городской патрициат - городская верхушка, державшая в своих руках все муниципальное управление; бюргерство - средняя часть населения городов, в состав которого входили в основном цеховые мастера; городской плебс, объединявший трудящиеся низы - подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьян
определялось уровнем экономического развития различных регионов страны. С конца XVв. и здесь стало формироваться крупное феодальное землевладение, которое повело
наступление на собственность и личную свободу крестьян.

Государственный строй

С XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь формально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками. С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд.

Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство и крестьянство не имело представительства в рейхстаге. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.[2]

Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший вечный земский мир (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - общеимперский пфенниг. Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. Избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Император продолжал оставаться верховным судьей в империи. Он практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда. После гибели династии Штауфенов в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано Золотой буллой 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

Управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов. Признавалась полная политическая самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Закрепились права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до Золотой буллы. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название избирательных капитуляций и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.[3]

Первоначально власть князей в отдельных землях была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан, иногда и крестьян. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты. Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к особым судам перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные дела, полицейские дела, военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг.

Важную роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые цеховые революции - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Право в средневековой Германии

В период с V по XI в. архаическое народное право восточных франков имело племенной характер. В его основе лежали такие принципы, как святость, коллективная «совесть», ответственность сородичей, кровная месть (с постепенным вытеснением ее композицией - денежными возмещениями), коллективное правосудие с применение божьего суда (ордалии), соприсяжничества и иных символических обрядов.

Начиная с XII века в Германии не существовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и городов. Правовая система характеризуется обособлением правовых норм, относящихся к высшему феодальному сословию, так называемым ленным правом. Важную роль играли нормы обычного права, систематизированные в сборниках права: «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало» и т.п., куда входили положения имперского законодательства и судебная практика. К источникам права необходимо отнести международные договоры по обеспечению режима торговли и нормы римского права.[4] В Германии имели место феодальные, церковные и городские суды. Получили широкое распространение особые суды, так называемые фемы. Суды фемов производили расследование о лицах, пользующихся «дурной славой». При этом нередко подсудимый вообще не вызывался и, как правило, выносился смертный приговор, который приводился в исполнение одним из членов этого судилища.

Уголовное право

В 1532 году было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V («Каролины»), на основе которого образовалось общее немецкое уголовное право. Правила уголовного судопроизводства составляют основное содержание сборника. «Каролина» предусматривает государственные преступления, преступления против религии, против собственности, против личности. В ней даны понятия уголовного права: покушение, соучастие, необходимая оборона и т.д. В основу наказания положен принцип устрашения, ее отличает жестокость наказаний. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс. Судья предъявлял обвинение. Следствие не было ограничено сроками и широко применялись пытки. В процессе можно выделить три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Приговоры выносились обвинительные и оправдательные.

Статуты мира

Статуты мира периодически издавались императором и рейхстагом в XII—XIII вв. Они содержали в себе общие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни и угрожавшие похитителям, поджигателям, убийцам и другим нарушителям мира различными наказаниями. Среди них наиболее известным был Майнцский статут 1235 года. Он провозглашал некоторые общие принципы установленного права для жителей всей Германии .

Земское право

С ХШ века в Германии активно развивается «земское право», по которому судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. В этот период времени возникает доктрина «двух мечей»: духовный «меч» (власть) принадлежит Папе Римскому, а светский - императору. В германском праве традиционно имело место приниженное положение женщины. Средневековое германское земское право знало наследование лишь по закону. Земское право предусматривает состязательный процесс по уголовным и гражданским делам.

Ленное право

Монарх не мог свободно распоряжаться имперскими землями - ленами. Право на владение защищалось особыми исками. В ленном праве обычай регулировал отношения вассалитета. Прежде всего, следует отметить отсутствие у монарха свободы в распоряжении имперскими ленами. Принцип обязательного пожалования наиболее почетных имперских ленов князьям лишал императора права присваивать высвободившиеся лены и присоединять их к своему домену. К особенностям германского ленного права можно отнести и закрепление в нем самостоятельного права ожидания лена.

Городское право

Город был наделен статусом «корпорации» - совокупности граждан как единого целого, с правами юридического лица. Это право отличалось особой суровостью в отношении должников. В городах кроме назначенных судебных чиновников выбирались две категории судей: городские шеффены - (пожизненно) и ратманы - советники (на один год). В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда).

Торговое право

Значительное развитие торговое право получило в северо-итальянских землях Германской империи, где образовались городские коммуны, объединенные в так Называемую Ломбардскую лигу. Здесь впервые проведена систематизация торговых обычаев (Книга обычаев Милана 1216 года), осуществлялась запись решений торговых судов различных видов (морских, ярмарочных и т.п.). Важным источником германского торгового права стали и международные договоры с другими городами, их союзами и даже иностранными монархами для предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Сосуществование различных нормативных (правовых и этических) систем, необходимость выбора социального поведения порождали напряженность, которая порой разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний.

Золотая булла 1356

«Золотой буллой» назывался имперский закон, регулировавший избрание германских королей и будущих императоров, права курфюрстов. Обсуждение и принятие этого закона проходило в Нюрнберге (1355 – 1356) и в Метце (декабрь 1356 – январь 1357) . Закон, который провозгласили, сначала не имел собственного названия. Оно появилось позже, и источник его происхождения связан с привешенной к нему золотой печати.

О значение документа свидетельствует наличие свыше 60 латинских рукописей; сохранилось более 40 переводов на немецкий язык. Было издано 3 латинских и 6 немецких инкунабул. Большинство экземпляров сохранилось.

Золотая Булла начинается словами обращения к Господу – стихотворным прологом, как положено в средние века, затем формулируется цель документа. Далее следует перечисление глав, относящиеся к той части Буллы, которая была принята в Нюрбенге. Основная часть документа состоит из 31 главы 6 – посвящены вопросам, связанным с избранием римского короля, который должен стать императором, 4 – попыткам установить феодальный порядок, а 21 – князья-избирателям, их привилегиям.

В Золотой Булле юридически закреплялась практика выборности королей в Германии. Впервые в официальном документе был сформулирован состав тех, кто его избирает – семь курфюрстов. Закреплялся состав: архиепископы Майнца, Кельна и Трира, Король Чехии, Рейнский фальцграф, герцог Саксонии и маркграф Брандербурга. «Выборы производились во Франкфурте названной коллегией в лице самих правителей или их послов после принесения присяги. Срок избирательной процедуры был строго ограничен 30 днями. Выборы производились без пауз».[5] Если через 30 дней курфюрсты не выбрали императора, то «они должны были перейти на питание лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города, пока не будет избран новый правитель христианского народа».[6]

Был закреплен принцип выборности – большинство курфюрстов, т.е. группа из четырех человек. Были отмечены возможные обстоятельства, которые могут помешать, и предусмотрено, чтобы выборам ничего не помешало. Карл стремился, очевидно, предусмотреть любые мелочи, которые могли бы затруднить процедуру избрания. Например, голос не явившегося или опоздавшего не учитывался. Были даны обязательства всем князьям - поддерживать курфюрстов, направляющихся на выборы. Даже если это был их личный враг, они были обязаны дать курфюрстам сопровождение и охрану для участия в выборах. Четко устанавливается, кто из князей является курфюрстами.

Карл IV смог не только добиться недопущения своих сильнейших врагов в состав коллегии, он и обеспечил привилегированное место для чешского короля.

В Золотой Булле сказано со всей определенностью, что после голосов трех архиепископов следует очередь чешского короля, «который среди светских курфюрстов обладает первенством благодаря величию королевского сана, праву и заслугам».[7] Благодаря усилиям Карла коллегия курфюрстов оформилась в составе, который не менялся в течение ряда столетий.

Только что избранный император должен был подтвердить всем князьям – избирателям «всех их прав, привилегий и грамот, вольностей, пожалований, старинных обычаев, а также почетных санов и всего, что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов».[8]

Более того, «Золотая Булла» предполагала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления и намечала ежегодный съезд князей-избирателей (гл.12). Это плохо соблюдалось. Таким образом, Золотая Булла императора Карла IV отразила в себе противоположные тенденции одновременно. Императора избирали всего семь человек в государстве. Но – его избирали, власть не передавалась династическим путем, как это было в Англии и Франции. Закреплялся сам принцип выборности. Факт, который трудно переоценить. Формально «Золотая Булла» имела силу закона до конца существования Священной Римской империи германской нации, то есть до 1806 г.

Заключение

Период средневековья, охватывавший более тысячи лет европейской истории, представляет собой закономерный этап в процессе поступательного развития человеческого общества. На карте средневековой Европы возникли практически все ныне существующие национальные государства. Они активно воздействовали друг на друга не только в военных, но и в хозяйственных, культурных, правовых отношениях. Отставание отдельных регионов или стран сравнительно быстро преодолевалось вследствие усвоения достижений более развитых государств.

Единство эпохе европейского средневековья придает господство феодализма, который представлял собой не только особую совокупность социально-экономических отношений, но и обусловленную этими отношениями специфическую систему политических и правовых установлений. В политической системе средневековой Европы, несмотря на свойственную феодализму диффузию политической власти, решающая роль всегда принадлежала государству, так что даже в период максимальной феодальной раздробленности королевская власть оставалась общепризнанным олицетворением единства страны и народа. По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти феодальные государства в различных странах и на различных этапах исторического развития отличались большим разнообразием. При этом явное преобладание в период средневековья имели монархические формы правления, тогда как республиканские устройства были сравнительно редкими явлениями. Что касается политических режимов, то им были свойственны преимущественно автократические и олигархические черты.

Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим признаком верховной власти стал ее публично- правовой характер; были выработаны основы взаимоотношений различных административно-управленческих институтов местного и регионального
масштаба; был решен принципиальной важности вопрос о соотношении государства и церкви.

Список используемой литературы

1. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Логос», 2000.

2. История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н.А. Крашенинниковой., Часть 1, феодально-сословного строя. - М., 1988.

3. Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003. - 496 c.

4. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран 2-е изд., Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004г. — 624 с.

5. Документы по истории политической борьбы на имперских собраниях (рейхстагах) в Германии в конце XIV в. Публикация, вступительная статья и комментарии М.А.Бойцова//Средние века. 1986. Вып.49

6. Бойцов М.А. Золотая Булла 1356 г. и королевская власть в Германии во II половине XIV в. // Средние века. – М., 1989. – Вып.52

7. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. – М., 1963

8. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974

9. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Сост. К.Е. Ливанцев. – Л., 1977

10. Аннерс Э. История европейского права. Пер. со швед. М., 1993


[1] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[2] Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[4] История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н. А.Крашенинниковой., Часть 1, феодально-сословного строя. - М., 1988. - с. 124.

[5] Графский В.Г Всеобщая история права и государства. – М., 2003. – с.301-302.

[6] Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Сост. К.Е. Ливанцев. – Л., 1977

[7] Всеобщая история государства и права. Ред. К.И.Батыр. – М., 1999.

[8] Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Сост. К.Е. Ливанцев. – Л., 1977

Скачать архив с текстом документа