Становление партийной системы в Казахстане
СОДЕРЖАНИЕ: Создание и деятельность независимых общественных организаций в Казахстане. Способы мобилизации общественной поддержки неформалов и развитие самодеятельных структур. Особенности становления многопартийности в Казахстане и провозглашение независимости.Становление партийной системы в Казахстане
1. Создание и деятельность независимых общественных организаций в Казахстане
В развитии независимого общественного движения в Казахстане можно выделить ряд этапов:
1этап (осень 1986 - весна 1987 гг.) - зарождение независимых общественных организаций;
2этап (лето 1987- лето 1988 гг.) - экологическое движение;
3этап (лето-зима 1988 г) - выделение политических структур.
Первый этап условно можно назвать этапом клубов, так как первые независимые, т.е. не организованные властью организации стали создаваться в молодежной среде в виде различного рода дискуссионных, политических и т. п. клубов. Создавались они часто под эгидой комсомола, соблюдали внешнюю лояльность к режиму, в дискуссиях, «политических боях», «круглых столах» не выходили, как правило, за пределы темы «совершенствования социализма».
Несмотря на немногочисленность этих организаций, их главное значение заключалось в том, что в среде клубов появились первые, хотя и немногочисленные, группы диссидентской молодежи, имеющие и, что еще более важно, могущие отстаивать собственную точку зрения независимо от официальной линии. В это период начали зарождаться и национально-оппозиционные структуры среди казахской молодежи. Но это естественный процесс был прерван декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате.
Летом 1987 года в республике стали появляться собственно самодеятельные организации преимущественно экологического направления. В июле 1987 года в Павлодаре была образована группа, борющаяся против строительства в городе комбината белково-витаминных концентратов.
С августа 1987 года в Алма-Ате стала действовать социально-экологическое объединение Инициатива, в ноябре под эгидой Союза писателей Казахстана был образован Общественный Комитет по проблемам Балхаша и Арала.
Все организации, возникшие в 1987 году, занимались исключительно экологическими проблемами (политика в то время была запретной темой) и имели официальную крышу (например Инициатива была создана при Обществе охраны природы); в основной массе первых самодеятельных экологических организаций преобладала молодая русскоязычная интеллигенция.
В есной 1988 года происходил дальнейший бурный рост экологического движения. Этот процесс завершился созданием в июне 1988 года Зеленого фронта, объединившего в своих рядах в тот момент все экологические и околоэкологические объединения. Постепенно география экологического движения расширялась и на другие области Казахстана.
Важно отметить, что экологические группы, в отличие от политклубов, занимались не только дискуссиями, но нередко пытались изменить конкретные хозяйственные решения, принятые теми или иными органами власти. Столкновения с бюрократическим аппаратом часто приводило последних к мысли о необходимости открытой политической борьбы с режимом. К политической борьбе подталкивало экологов и наличие в некоторых группах (особенно в Алма-Ате) активного политизированного крыла. В условиях запрета на политическую активность экологические объединения нередко становились единственной крышей для открытых выступлений оппозиционеров.
Толчком к началу формирования собственно политических организаций послужила дискуссия накануне Х1Х конференции КПСС, впервые четко размежевавшей демократические и консервативные силы. В преддверии партконференции в Алма-Ате, Павлодаре и других городах страны были созданы дискуссионные клубы, объединяющие представителей преимущественно гуманитарной интеллигенции. В июле 1988 года была создана первая в Казахстане собственно политическая организация - клуб Перестройка в г. Кентау, созданный по образцу одноименного ленинградского объединения.
Как и во многих регионах, среди неформалов Казахстана все более распространялась идея организации, консолидирующей народные усилия в поддержку перестройки, против консервативного аппарата. В этих условиях, под впечатлением успехов прибалтийского и московского движения, в октябре 1988 года активистами политизированного крыла Зеленого фронта был провозглашен «Алма-Атинский Народный фронт». Фронт насчитывал не более трех десятков человек, преимущественно русскоязычной интеллигенции и, очевидно, не мог рассчитывать на массовую поддержку. Несмотря на это, провозглашение Народного фронта вызвало испуг властей и послужило началом широкой кампании репрессий против активистов неформальных групп.
Самодеятельные объединения продемонстрировали устойчивость к давлению властей и пользовались все более растущей поддержкой. В то же время политические и экологические группы в различных городах действовали разрозненно, часто не имели связи друг с другом; никто из известных в республике лидеров не вошел в руководство этими организациями; общественное мнение в массе было консервативным и с опаской смотрело на независимые политические инициативы; наконец, будучи отстраненными от участия в реальной политике, многие объединения основное время уделяли дискуссиям и составлению малоосуществимых планов и деклараций.
Следует иметь в виду также, что если в других республиках основным способом мобилизации общественной поддержки неформалов были несанкционированные митинги, то в Казахстане их проведение было совершенно невозможным из-за страха властей перед возможностью повторения событий декабря 1986 года.
Первой массовой общереспубликанской организацией в Казахстане стало антиядерное движение Невада-Семипалатинск. Движение было организовано в конце февраля 1989 года по инициативе поэта О. Сулейменова, возглавлявшего Союз писателей республики и быстро распространилось по Казахстану. Основным фактором его успеха выступила массовая поддержка движения казахским населением республики, которые справедливо воспринимали полигон как национальную трагедию своего народа. Чрезвычайно важную роль в развитии движения сыграла фигура основателя и лидера Невады-Семипалатинск О. Сулейменова, который представлял собою общенационального лидера, а его высокий официальный статус исключал бесцеремонное вмешательство в дела Невады низшего эшелона властей и карательных органов.
Хотя антиядерное движение было внешне лояльным (об этом говорит даже его первоначальное название - «Невада»), оно, как и более ранние самодеятельные экологические структуры, постепенно радикализировалось и втягивалось в политическую борьбу, поскольку постоянно сталкивалось с нежеланием властей пойти на уступки в отношении полигона.
После прихода к власти Н. Назарбаева летом 1989 года, антицентристкая ориентация Невады была поддержана республиканскими органами и движение получило возможность проведения многотысячных митингов и других массовых акций, запрещаемых другим организациям. Кульминацией антиядерного движения стали многотысячные митинги и марши в Семипалатинской области в августе 1989 года, в годовщину взрыва атомных бомб в Японии в 1945 году.
В декабре 1988 года по призыву оргкомитета всесоюзного антисталинского общества Мемориал, в преддверие его учредительного съезда были образованы группы Мемориала в Целинограде и Алма-Ате. В Алма-Ате Мемориал подвергся жесткому давлению правоохранительных органов, пытавшихся не допустить участия его членов в московском съезде.
Учитывая растущую поддержку идеи Мемориала, власти весной 1989 года изменили тактику и попытались внести раскол в республиканское движение, изолировав ориентированное на Москву политизированное ядро. Раскол проводился, в основном, на национальной почве, под эгидой суверенитета республиканской организации. Использовались и натравливание бывших лагерников, многие из которых жили в стесненных материальных условиях, на демагогов-политиканов. Результатом явилось параллельное формирование Мемориала и Адилета и конфликты на учредительных конференциях в Алма-Ате, Целинограде и других городах. Деятельность этих обществ сводилась к изучению механизма репрессий сталинских времен, помощи репрессированным, поиску мест массовых расстрелов и организации других подобных акций, вызвавших значительный общественный резонанс.
Новой составляющей самодеятельного движения стали рабочие комитеты, образовавшиеся, в основном, в Карагандинской области в ходе массовых шахтерских забастовок летом 1989 года (ежедневно в забастовках принимало участие до 15 тыс. человек). Карагандинские шахтеры ориентировались, в основном, на рабочих других угледобывающих регионов и мало интересовались республиканской политикой (исключением стало требование закрытия Семипалатинского полигона).
Таким образом, развитие самодеятельных структур в Казахстане шло в нескольких направлениях. В 1989 году завершился процесс организации областных экологических объединений, которые постепенно переходили от мобилизации общественного мнения к практической реализации экологических проектов.
Активные процессы происходили и в национальных организациях. Весной 1989 года казахская молодежь образовала неофициальное политическое общество Форум. Летом 1989 года возникло общество Желтоксан, объединившее репрессированных участников событий в Алма-Ате декабря 1986 года. Тогда же было создано Казахстанский общественный комитет по правам человека, основной задачей которого было провозглашено расследование обстоятельств произошедшего в декабре 1986 года в Алма-Ате.
Кроме того, начиная с весны 1989 года в республике стали формироваться многочисленные объединения казахской национальной культуры, национально-культурные центры других народов, проживающих в Казахстане. Основным центром самодеятельных народов в этот период стала Алма-Ата, которая в плане политических свобод для неформалов все сильнее отрывалась от областных центров.
Процесс формирования независимых движений логично завершился их объединением. Осенью 1989 года была создана Ассоциация независимых общественных организаций Казахстана (АНООК). Тогда же образовался независимый профсоюз кооператоров и арендаторов Барлесу и республиканское общество Казак тш.
2. Становление многопартийности в Казахстане (1990-1991 гг.)
Непосредственной подготовкой образования собственно политических партий стала выборная кампания в Верховный Совет КазССР 1990 года. В начале 1990 года в Алма-Ате, Павлодаре, Петропавловске, Целинограде, Чимкенте и других городах стали образовываться клубы избирателей. На их базе весной 1990 года начался активный процесс формирования партийных структур, достигший к апрелю 1990 года своей кульминации.
В мае 1990 года прошла учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК), который объединил организации различных городов республики. Руководящим органом стал Координационный совет из 5 человек. Во главе партии встали два сопредседателя - С. Дуванов и Д.Кушимов. В 1991 году состоялись четыре республиканских конференции. Осенью 1991 года, на 4-ой партийной конференции были приняты два документа: Декларация принципов СДПК и Программа намерений СДПК на 1991-1992 годы, которые были опубликованы в партийном органе печати - газете Социал-демократ.
Согласно первому документу, СДПК придерживалась таких политических ценностей, как свобода, справедливость и солидарность. Под свободой понимается гарантия прав человека на выбор мировоззрения, политической ориентации; справедливость- равенство условий для всех людей; солидарность-единение всех членов общества в гражданстве, независимо от национального происхождения, классовой принадлежности, имущественного состояния.
Программа намерений предусматривала борьбу за парламентские выборы на многопартийной основе, частную собственность, правовое гражданское государство.
Весной 1990 года активизировалось и казахское национально-демократическое движение. В Алма-Ате с февраля по октябрь 1990 года шла, с небольшими спадами, длинная череда митингов и демонстраций с требованиями суверенитета республики и полной ее независимости от Центра. В апреле-мае 1990 года были созданы национальные политические партии: Партия национальной свободы Алаш и Национально-демократическая партия Желтоксан.
Алаш была провозглашена на Учредительном съезде в апреле 1990 года. Высший орган партии - ЦК в составе 5 человек. Председателем был избран Р. Нутушев (партийный псевдоним - Арон Атабек). Политическая платформа партии, одобренная на съезде, основывается на идеалах общетюркского единства, мусульманской солидарности, свободы и демократии. В своем органе печати, газете Хак партия опубликовала Программу и Устав партии.
Основные программные цели Алаш: достижение реальной независимости Казахстана, пропаганда идеи тюркского единства, национальное возрождение Казахстана, как ядра будущего государства - Великого Туркестана, улучшение жизни казахского народа и других народов республики, недопущение колониальной экспансии со стороны мировых держав.
Тогда же, в мае 1990 года, на учредительном съезде было провозглашено создание национально-демократической партии Желтоксан. На съезде был избран высший орган партии - Центральный политический совет. Летом 1990 года, на втором съезде были приняты Программа и Устав партии. С начала 1991 года председателем партии выбран композитор Х. Кожа-Ахмет.
Согласно программе, конечная цель партии - отделение от СССР и создание независимого, многопартийного, правового государства, борьбу за которое партия собиралась вести мирными, демократическими, парламентскими методами.
Эти первые политические партии не были зарегистрированы и начали действовать как оппозиционные КПСС.
В мае 1990 года был создан оргкомитет по созданию движения Азат и летом 1990 года в Алма-Ате состоялся учредительный съезд Гражданского движения Казахстана (ГДК) Азат. Высшим органом движения стал съезд, который избирает Координационный совет.
В Декларации основных целей, принятой на съезде, в качестве главных целей провозглашалось борьба за обретение полного государственного суверенитета демократической Казахской Республики на основе международных норм и нового Договора о содружестве независимых государств, верховенство законов республики на своей территории, исключительное право народов Казахстана на владение национальными богатствами. Азат выступало за скорейшее принятие новой Конституции республики, законов о собственности, миграции, за создание собственных вооруженных сил.
Основными методами действий провозглашалось: формирование органов государственной власти конституционным путем, разработка альтернативных законопроектов, участие в принятии политических решений через своих представителей в местных и высших органах власти, организация и проведение митингов, демонстраций, акций гражданского неповиновения, сборы подписей, пикетирование и т. д.
В октябре 1991 года на первом съезде ГДК Азат была принята Программа движения, согласно которой в политической области движение выступает за разрушение колониальной системы и идеологии, обеспечение прав и свобод граждан и приведение их в соответствие с международными нормами, обеспечение территориальной целостности республики; в экономике - за запрещение продажи земли; в национальном вопросе - за равноправие граждан Казахстана, принятие необходимых мер (путем принятие соответствующих законов) по превращению казахов в численное большинство в Казахстане.
Движение стало издавать газету на казахском языке Азат. Руководителем Азата стал С.Акатаев. Это движение, в отличие от остальных организаций, создало отделения почти во всех областях республики.
Летом 1989 года в г. Новый Узень Мангистауской области произошли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию, между казахами и представителями кавказских национальностей. Летом 1990 года в Алма-Ате произошли массовые захваты земли казахской молодежью. Самозастройщики образовали общества Шанырак, Дарын, Алтын беак. Тогда же произошли столкновения казахов с чеченцами в Джамбульском районе Алма-Атинской области (с.Узун-Агач).
В основе всех конфликтов лежали социальные причины, но напуганные происходящим, русскоязычные трудовые коллективы Алма-Аты создали межнациональное движение «Единство», основными целями которого предусматривалось предупреждение актов насилия на национальной почве вплоть до создания, в случае необходимости, отрядов самообороны для защиты жизни граждан и проведение для выполнения этой цели митингов, демонстраций, забастовок; организация гражданского сопротивления при чрезвычайных ситуациях, вызванных агрессивным проявлением шовинизма и национализма. Обстановка оставалась достаточно напряженной вплоть до принятия Декларации о государственном суверенитете республики.
В областных центрах Казахстана заметным феноменом в 1990 году стало быстро формирующееся казачье движение. Одним из первых возникло и зарегистрировалось Уральское историко-культурное казачье общество. В качестве главной цели в Уставе и программе оно ставило повышение нравственной, духовной культуры населения, изучение истории уральского казачества, пропаганду обычаев, праздников и обрядов. Тогда же были созданы землячества сибирских казаков Горькой линии Северо-Казахстанской области.
Хотя формально организации казаков регистрировались как национально-культурные объединения, во второй половине 1990 года в их деятельности ясно наметилась тенденция к политизации. Часть казачьих организаций открыто заявляли о необходимости передачи отторгнутых в 20-е годы северных областей Казахстана в состав России, о восстановлении казачества в качестве военного сословия с выделением им территории бывшего Уральского и Сибирского казачьих войск и создание на этой территории особых, традиционных для казачества, управленческих структур.
Резко негативную реакцию национально-демократических партий и движений Казахстана вызвало намерение руководства уральского казачества отметить в сентябре 1991 года в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству. Лидеры Азата, Желтоксана, Алаш, Парасата восприняли это как оскорбление национального достоинства казахского народа и прибыли в Уральск, чтобы не допустить проведения этого мероприятия. Одновременно в Уральск съехались представители казачества Дона, Челябинска, Краснодара и других городов и регионов России. Обстановка в городе была близка к открытому столкновению, которого удалось, к счастью, избежать.
К концу 1990 года в республике насчитывалось более 100 зарегистрированных и незарегистрированных общественных организаций, только незначительная часть которых имела характер оппозиционной КПСС политической партии.
После августовских событий 1991 года развитие многопартийности в Казахстане вступило в новый этап своего развития. Роспуск КПСС и КПК, создание новых органов власти в республике открыло новые возможности для создания политических партий.
В сентябре 1991 года состоялся 18 (внеочередной и чрезвычайный) съезд КПК. На нем было принято решение о ликвидации КПК и создании в качестве ее правопреемницы новой политической партии - Социалистической партии Казахстана (СПК).
В декабре 1991 года часть коммунистов, не согласная с решением 18 съезда, собрали свой 19 съезд КПК, который постановил считать решения внеочередного 18 съезда компартии Казахстана о переименовании коммунистической партии в социалистическую партию и признании ее правопреемницей Коммунистической партии Казахстана неправомочными и воссоздали Коммунистическую партию Казахстана (КПК). Таким образом, на базе КПК возникло две политические партии, между которыми началась долгая тяжба за имущество бывшей КПСС.
В октябре 1991 года Социалистическая партия была зарегистрирована. Высший орган партии - Политический исполком. В программном заявлении новоиспеченной партии отмечалось, что она будет парламентскими методами бороться за власть для трудящихся, способствовать реализации принципов социальной справедливости и социальной защищенности, за равноправие всех форм собственности. Социалистическая партия стала самой массовой политической партией страны.
В программном заявлении Коммунистической партии было заявлено, что главной целью партии является движение к обществу социальной справедливости, основанному на принципах научного социализма, приоритете общечеловеческих ценностей, не отрицая классового подхода при анализе общественно-политических процессов. Было заявлено, что партия не отрекается от коммунистической идеи и остается верной социалистическому выбору.
В сентябре 1991 года на базе ГДК Азат была создана Республиканская партия Казахстана как политическая организация парламентского типа с национально-демократически ориентированной программой. Возглавил ее один из лидеров Азата С. Акатаев. В качестве главных целей новой партии были определены: возрождение казахской нации и полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил республики для создания демократического многопартийного общества и независимого государства Казахстан на основе общедемократических и исламских ценностей.
В октябре 1991 года на политическом небосклоне появилась новая партия - Партия Народный конгресс Казахстана (НКК) - «общегражданская политическая партия парламентского типа». Учредителями НКК стали движения Невада-Семей, Арал-Азия-Казахстан, Союз женщин, Независимый профсоюз Б1рлесу, общество Казак Тш и национально-культурные центры. Официально партия зарегистрирована в декабре 1991 года. Сопредседателями партии были избраны М. Шаханов и О.Сулейменов. По замыслу ее создателей, новая партия должна была заполнить политический вакуум, оставшийся после ухода коммунистов с политической арены в попытке создания наднациональной политической силы и предотвратить, тем самым, процесс создания партий по национальному признаку.
Наконец, в ноябре 1991 года была образована Партия демократического прогресса Казахстана (ПДПК) - лидер А.Докучаева. Партия была создана как политический противовес партиям национально-демократической ориентации типа Алаш, Желтоксан, на базе межнационального движения Единство. В программных документах отмечалось, что ПДПК является партией парламентского типа, борющейся за экономическую свободу, приоритет прав человека, правовое государство и создание полиэтнического государства, основанного на равенстве живущих в нем народов.
Таким образом, к концу 1991 года в республике произошли кардинальные изменения в политическом спектре. Ушла в политическое небытие КПСС, возникли новые политические партии, как оппозиционные властям, так и лояльно к ней относящиеся. До провозглашения независимости в республике были зарегистрированы и начали официально действовать три политические партии - Социалистическая партия, Республиканская партия и Народный Конгресс Казахстана. Формально - юридически многопартийность в республике стала свершившимся фактом.