Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
СОДЕРЖАНИЕ: Художественная система и содержание романа Преступление и наказание. Проблематика денег и социальной справедливости. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов. Крах теории основанной на насилии справедливого распределения благ.Содержание
Введение
1. Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.1. Художественная система и содержание романа «Преступление и наказание»
1.2. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»
2. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов в «Преступлении и наказании»
Заключение
Список источников литературы
Введение
Федор Михайлович Достоевский (30.10.1831 – 28.01.1881) был вторыми из шести детей, рожденных в семье Михаилу и Марии Достоевских. Мать происходила из купеческого белорусского рода, берущего свое начало, вероятно, в кругах обрусевшей польской аристократии. Отец - Михаил был отставным военным хирургом, служившим врачом в Мариинской Больнице для бедных. Больница эта располагалась в одном из худших районов Москвы. Рядом находились кладбище для преступников, лечебница для душевнобольных, и приют для брошенных детей и сирот. Этот городской пейзаж произвел неизгладимое впечатление на юного Достоевского, интерес и сострадание к бедным и угнетенным будут сопровождать его всю жизнь. Хотя его родители и запрещали, но Федор любил блуждать в саду больницы, где страдающие пациенты выходили, чтобы хоть ненадолго увидеть солнце. Достоевский проводил время с этими пациентами и выслушивал их истории.[1]
Детство его прошло в лишениях и бедности: отец злоупотреблял спиртным, а в 1837, году, когда Федору было 6 лет, от туберкулеза умерла его мать. Поэтому бедность, как обратная сторона стихии денег была хорошо знакома будущему классику русской литературы с ранних лет.
После смерти матери, Достоевский с братом был направлен на обучение в петербургское Инженерное училище. Несмотря на финансовые недостатки, Михаил Достоевский старался дать хорошее образование своим детям. Но в 1839 году отец Достоевского также ушел из жизни.
Во время обучения Достоевский страстно увлекался литературой, читал произведения Шекспира, Гюго, Шиллера, Гофмана и сам пытался писать пьесы, которые не сохранились. В 1842 году Федор Михайлович вступил в чин лейтенанта и в тот же год закончил перевод романа Бальзака «Евгения Гранде». Эта работа осталась незамеченной и Достоевский приступил к работе над собственной беллетристикой. В 1845 году его первая работа – короткий эпистолярный роман «Бедный народ» изданный в «Современнике» сразу снискал славу и популярность. Одно его название ярко свидетельство об идейной тематике автора: проблеме бедности, а значит и проблеме денег, как таковой. Достоевский стал литературной знаменитостью в возрасте всего 24 лет. Однако последующие его работы были приняты критикой прохладно.
А 23 апреля 1849 года писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в распространении социалистических идей. Достоевскому был вынесен смертный приговор, однако после заменен четырьмя годами каторги в Омске. Годы нечеловеческих моральных и физических страданий подорвали здоровье Достоевского. Он был освобожден от каторжных работ в 1854 году и отправлен на службу в армию в Казахстане.[2]
В декабре 1859 года Федор Михайлович возвращается в Санкт-Петербург. И здесь бедность, и власть денег преследуют его, после смерти любимых жены и брата, долги Достоевского увеличиваются. Теперь Достоевский берется за объемные романы, что могли бы принести ему прибыль и покрыть расходы на азартные игры, которым был увлечен писатель. Но, не взирая на это, его произведения являлись шедеврами. В каждом из них проявлялось глубокое знание психологии, проявляющееся в драматичных сценах, накаленной атмосфере книг. Достоевского можно назвать также истинно русским писателем, ибо в его романах ощущается исконно российские поиски Бога, проблематика Добра и Зла, высшей и социальной справедливости.
Наконец в 1866 году свет увидело одно из главных творений автор – роман «Преступление и наказание», закрепивший за Достоевским навсегда известность литературного гения. Этот роман не только воплотил в себе все идеи и творческие задумки Достоевского, но и положил начало экзистенциализму в русской литературе.[3]
1. Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.1. Художественная система и содержание романа «Преступление и наказание»
О романе Достоевского нельзя говорить, как о произведении с односторонней направленностью, слишком много тем звучит в нем. Поэтому целесообразно рассматривать его как художественную систему, то есть – совокупность образов и концепций, принципов построения произведения, способов и форм выражения художественного замысла, которая создает особый мир романа. Она возникает в результате сплетения личного творческого видения и общей исторической и литературной жизни. Художественная система – особое проявление творческого сознания, имеющее свою структуру, иерархию, внутренние и внешние противоречия, законы развития и правила совершенствования.
Художественная система прозы Достоевского строилась на традициях русской литературы, социалистических и философских экзистенциальных тенденциях.
В «Преступлении и наказании» соединились образные концепции греха и святости, «наказания в преступлении», принцип достоверности, граничащий с хроникой, повествование от первого лица, широкое использование лексем «несколько, некоторый, довольно, словно, как будто, какой-то» для придания эмоционального оттенка, использование антитез и много другое.[4]
Само повествование начинается в бедном квартале Санкт-Петербурга, где живет бывший студент – бедняк Родион Романович Раскольников. Он подавлен и удручен, так как его сестра должна выйти замуж по расчету, чтобы раздобыть денег на дальнейшее обучение Родиона. Главный герой не может видеть страдания и жертвы близких людей, принесенные ради него. Он приходит к мнению решить денежную проблему иначе: убить богатую старуху «процентщицу». Приводя свой страшный план в исполнение, Раскольников жестко убивает не только старуху, но и ее сострадательную сестру.
Украденное имущество он прячет, не узнав даже его ценности. Но моральные страдания указываются сильнее и Раскольников уже согласен сдаться властям, покаявшись в содеянном, когда судьба сводит его с семьей Мармеладовых. Глава семейства попадает под карету и расстроенный Раскольников тратит остаток денег на перевозку умирающего в его дом, где знакомится с супругой Мармеладова Катериной Ивановной и его дочерью Соней. Это семейство также прозябает в нищете. Раскольников, ощущающий себя изгоем, тянется лишь к Соне Мармеладовой, вынужденной заниматься проституцией, морально павшей. Его страдания увеличиваются со временем, принимая почти библейский размах. Раскольников нарушил заповедь: «Не убий», а Мармеладова – «не прелюбодействуй». И оба они были повержены стихией денег. Он сознается в своем преступлении перед девушкой и после раздумий и терзаний признается в своем преступлении следователю и людям.[5]
Сосланный на каторгу в Сибирь, потерявший мать, Раскольников постепенно отказывается от своих нигилистических и безбожных убеждений, поддерживаемый Соней, что отправилась за ним, он приходит к покаянию и осознанию главных Божественных заповедей.
1.2. Проблематика денег и социальной справедливости в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Как мы видим, все герои романа, так или иначе охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свитригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.
В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных.
Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры, порабощенная стихией денег:
«Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души».
Но спасет ли душу, переполненную одной жаждой наживы, вечный помин? И имеет ли право Раскольников самовольно восстанавливать социальную справедливость, совершая убийство и грабеж?
«..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна…» - так горячо выкрикивает Раскольников.
И в этом выступлении главного героя усматривается главная проблематика денег. Достоевский, будучи ориентирован на социалистические и гуманистические идеалы во многих произведениях размышлял над тем, почему так много в России людей работающих, но доведенных до крайне нищеты и поставленных у грани закона, и поему в то же время другие, богатеют день ото дня, ведя праздный образ жизни. Он не дает четкого ответа в «Преступлении и наказании», но через слова главного героя дает понять, что разумное распределение денег в обществе может уменьшить их негативное влияние, равное разрушительное и в крайней бедности и в чрезмерном богатстве стяжателя.
Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании» - статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867-1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова - прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его «теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.[6]
Этот нигилизм есть следствие несправедливого общественного устройства, тотального морально разложения, вызванного нездоровым отношением к деньгам. Да, благодаря деньгам можно накормить голодных и вылечить больных, благодаря им можно удовлетворить основные и естественные потребности человека, и они не есть зло сами по себе, таковым их дело человеческое отношение.
Развивая тематику никчемности жизни отдельных людей Раскольников переходит все границы, деля людей на низших и высших, и вторые по его мнению для достижения своих целей имеют право на преступление, даже на убийство.
А ведь изначально все эти мысли вызваны отчаянием в душе Раскольникова, который по своей бедности обрекает близких людей на страдания:
«Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет?» - с горечью спрашивает Раскольников самого себя.
Главный герой преднамеренно сравнивается с древнегреческим богом Зевсом для описания того масштаба стихии денег, в котором человек становится жалкой песчинкой, не способной что-либо улучшить в своей жизни.
«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. В этой художественной системе он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла: «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире...».[7]
2. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов в «Преступлении и наказании»
И характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.
«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».
Тут, в «Преступлении и наказании» милостыня прямо противопоставляется западной культуре. Мармеладов объявляет что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия».[8]
Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Расколотый между Россией и Западом Раскольников интуитивно дает милостыню, но потом в рациональном анализе критикует себя за расточительность. В связи с экономическим поведением Раскольникова важна одна деталь: Раскольников часто дает милостыню, но не умеет ее принимать. После убийства ободранному Раскольникову кто–то сует в руки деньги, прибавляя «Прими, батюшка, ради Христа». Раскольников не принимает монету, и тем самым не принимает Христа. Деньги не приводят его к Богу и милосердию.
Именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.
Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.
«…тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Заключение
Художественная система Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» вот уже сколько десятилетий остается актуальной, рассматривая извечные проблемы добра и зла, нравственности и аморальности, греха и покаяния. Перед читателем ряд социально-психологических вопросов, ответы на которые он должен найти сам. Не последним мотивом в ней является и стихия денег с ее разрушительной силой и властью над человеческой личностью.
Страшное преступление Раскольникова – это ответ на российские условия жизни того времени. Герои живут в большом тягостном городе, среди нищеты и разврата, следующего за ней. Здесь одни лишь распивочные, где бедняки топят свое горе в спиртном. В таких условиях власть денег крепче и преступление неминуемо. Раскольников жалуется Соне на то, что низкие потолки его комнаты гнетут ум и душу. И мы понимаем это потребность в деньгах гнетет личность.
Как похоже наше время на 70 - 80-е годы XIX века, описываемые в «Преступлении и наказании» когда в России, кроме соблазнов революционного насилия, очень опасными для душевного состояния народа были «бесы» денежного обогащения, безграничной власти денег! И тогда, и теперь, кажется, что «большие деньги способны дать власть над всем миром». «Если говорят, что силы зла могут принимать вид ангелов света, то деньги могут принимать вид освободителей, посланцев свободы, но, по сути, являются закрепощающей и злой силой» - читаем в книге. В художественной системе «Преступлении и наказание» показано, как рушатся и теория основанного на насилии «справедливого» распределения благ, и «убеждение, что лишь с помощью денег можно устроить человеческую жизнь».
И богатство, и бедность равно портят человека. По сему человек в своей жизни должен руководствоваться нематериальными приоритетами.
Список источников литературы
1. The Best Short Stories of Dostoevsky: Translated with an Introduction by David Magarshack. New York: The Modern Library, Random House; 1971.
2. Joseph Frank. Dostoevsky: The Seeds of Revolt, 1821-1849. Princeton: Princeton University Press, 1976. xvi, 401 p.
3. Sirotkina, Irina (1996). Diagnosing Literary Genius: A Cultural History of Psychiatry in Russia, 1880, Johns Hopkins University Press. p. 55.
4. Переверзев Ф. В. Творчество Достоевского. - М.:, Наука, 1984. – 360 с.
5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.
6. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева. - М.:, Просвещение, 1990. – 432 с.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:, Просвещение, 1979. – 176 с.
8. Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. М.:, Наследие. 1996г. - 710 с.
[1] The Best Short Stories of Dostoevsky: Translated with an Introduction by David Magarshack. New York: The Modern Library, Random House; 1971.
[2] Joseph Frank. Dostoevsky: The Seeds of Revolt, 1821-1849. Princeton: Princeton University Press, 1976. xvi, 401 p.
[3] Sirotkina, Irina (1996). Diagnosing Literary Genius: A Cultural History of Psychiatry in Russia, 1880, Johns Hopkins University Press. p. 55.
[4] Переверзев Ф. В. Творчество Достоевского. - М.:, Наука, 1984. – 360 с.
[5] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.
[6] Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева. - М.:, Просвещение, 1990. – 432 с.
[7] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:, Просвещение, 1979. – 176 с.
[8] Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. М.:, Наследие. 1996г. - 710 с.