Стихотворение А. С. Пушкина Безумных лет угасшее веселье... Восприятие, истолкование, оценка 2
СОДЕРЖАНИЕ: Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» (Восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости.Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» (Восприятие, истолкование, оценка)
Автор: Пушкин А.С.
Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости. В этих ранних стихотворениях Пушкина еще много литературных условностей, поэтических штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и тогда пробивалось самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений и подлинных внутренних переживаний автора. Бреду своим путем, — заявил он в ответ на советы и наставления Батюшкова. И этот свой путь то там, то здесь постепенно вырисовывается в произведениях Пушкина-лицеиста.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но как вино — печаль минувших дней...
Уже в Лицее Пушкин выработал самостоятельное и порой весьма критическое отношение к своим литературным предшественникам и современникам. В этом смысле особый интерес представляет Тень Фонвизина, в которой поэт устами известного русского весельчака и насмешника, творца, списавшего Простакову, вершит смелый суд над литературной современностью.
Анакреонтические и элегические стихотворения Пушкин продолжал писать как в эти, так и в последующие годы. Но вместе с тем выход из монастырских, как называл их поэт, лицейских стен в большую жизнь был выходом и в большую общественную тематику.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья... Если в стихах самого могучего предшественника Пушкина, Г.Р. Державина, мы находим, по справедливым словам В.Г.Белинского, только проблески художественности, то в стихах Пушкина русская поэзия обретает величайшую художественность, становится в полном смысле искусством слова. В этом отношении Белинский правильно считал именно Пушкина первым поэтом-художником Руси, поясняя, что и до Пушкина у нас были поэты, но не было ни одного поэта-художника. Это не значит, что в произведениях прежних школ не было ничего примечательного или что они были вовсе лишены поэзии: напротив, в них много примечательного и они исполнены поэзии, но есть бесконечная разница в характере их поэзии и характере поэзии Пушкина.
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
Исключительное художественное мастерство Пушкина-поэта будет развиваться, обогащаться, совершенствоваться на протяжении всей его жизни, но уже в этот период складываются основные качества пушкинского поэтического языка и пушкинского стиха, синтезировавшего в себе высшие достижения стихотворного искусства его предшественников и современников, сочетающего живописную точность и звуковую энергию, присущие лучшим стихам Державина, с пластичностью и гармонией батюшковского стиха, с пленительной музыкальностью стиха В.А.Жуковского. В то же время основой всего этого синтеза, специфическим свойством именно пушкинского стихотворного языка является его необыкновенная сжатость и выразительная сила, которые стали поражать и восхищать современников вскоре же по выходе поэта из Лицея.